Управляемая авиационная ракета ближнего боя р-73

Разработка

В R-73 был разработан для замены более раннего Р-60 (АА-8 ‘Тля’) оружие ближнего боя Советский самолет истребитель. Работы начались в 1973 году, а первые ракеты поступили на вооружение в 1984 году.

Р-73 — это инфракрасное самонаведение (теплового наведения) ракета с чувствительным, криогенный Охлаждаемая ГСН с существенной способностью «вне прямой видимости»: ГСН может «видеть» цели до 40 ° от средней линии ракеты. На него может нацелиться нашлемный прицел (HMS) позволяя пилотам обозначать цели, глядя на них. Минимальная дальность поражения составляет около 300 метров, максимальная аэродинамическая дальность — почти 30 км (19 миль) на высоте. Оружие используется МиГ-29, МиГ-31, Су-27 /33, Су-34 и Су-35, и может поддерживаться более новыми версиями МиГ-21, МиГ-23, Сухой Су-24, и Су-25 самолет. Индия собирается использовать ракету на своих HAL Tejas. Его также могут нести российские ударные вертолеты, в том числе Ми-24, Ми-28, и Камов Ка-50/52.

С 1994 года Р-73 модернизируется в производстве до Р-73М стандарт, вошедший СНГ обслуживание в 1997 году. Р-73М имеет большую дальность и больший угол наводки (до 60 ° вне визирной оси), а также улучшенную ИКККМ (инфракрасные контрмеры). Дальнейшие разработки включают Р-74 (изделия 740) и его экспортный вариант RVV-MD. В настоящее время Россия получает новые усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» на базе Р-73.[нужна цитата ]

Улучшенный вариант Р-74, К-74М (изделия 750) оснащен полностью цифровыми и перепрограммируемыми системами и предназначен для использования на МиГ-35, МиГ-29K /М / м2, Су-27СМ, Су-30МК и Су-35С. Дальнейшее обновление, известное как К-74М2 (изделия 760), предназначен для пятое поколение Сухой Су-57 самолет. Эта ракета имеет уменьшенное поперечное сечение, чтобы поместиться во внутренние отсеки оружия, и будет соответствовать характеристикам AIM-9X и ASRAAM. Дизайн с чистого листа, K-MD (изделия 300), заменит в будущем К-74М2.

Основные характеристики Су-27 и МиГ-29

Среди летно-технических характеристик самолетов выделяют:

Характеристика Су-27 МиГ-29
Экипаж В зависимости от модификации 1 или 2 человека 1 или 2 человека
Длина 21,9 м 17,32 м
Размах крыла 14,6 м 11,36 м
Высота 5,9 м 4,73 м
Максимальная взлетная масса 30000 кг 18480 кг
Предельная скорость на высоте 2500 километров в час 2450 километров в час
Практический потолок 18000 метров 18000 метров
Практическая дальность на высоте 3900 километров 1430 километров

При сравнении характеристик самолетов удается понять, для каких целей предназначается каждый истребитель. Взлетная масса и габариты МиГ-29 меньше. Стоит отметить, что у Су-27 имеется множество модификаций, которые отличаются по параметрам. Сравниваются две базовые модели массового производства.

По характеристикам Су-27 превосходит МиГ-29, но при этом за все время произведено в 2 раза меньше «Сушек». МиГ начал эксплуатироваться на 2 года раньше Сухого в 1983 году.

Вооружение

Вооружение Миг-29

Легкий истребитель оснащается пушкой 30 мм и подвесным вооружением на выбор. На самолет могут быть установлены ракеты класса воздух-воздух, авиационные бомбы. Узел подвески МиГ-29 позволяет разместить 7 единиц различного вооружения.

Тяжелый истребитель комплектуется 30 мм пушкой. В качестве подвесного вооружения устанавливаются ракеты класса воздух-воздух и воздух-поверхность, авиабомбы и неуправляемые ракеты. У Су-27 десять узлов подвески для вооружения.

Вооружение Су-27

Благодаря большей предельной взлетной массе Сухой лучше вооружен и может поражать больше целей при вылете на задание. Оба истребителя поддерживают модифицированное вооружение. На МиГ и Су может устанавливаться управляемая ракета средней дальности Р-77.

Р-73

Р-73

Конструкция ракеты Р-73 отвечает особенностям ближнего боя современных истребителей. Чтобы избавить летчика от потерь времени на выбор оружия малой или средней дальности в быстро меняющейся боевой обстановке, разрешенная дистанция пуска Р-73 увеличена до 30 км, что привело к появлению термина «ракета промежуточной дальности». В таком варианте РМД1 с ТГСН «Маяк» ракета имеет углы целеуказания + 45°, у РМД2 диапазон увеличен до +60°, а дальность пуска — до 40 км. ГСН позволяет отслеживать цель, перемещающуюся с угловой скоростью до 600/сек, а также отстраиваться от естественных и искусственных помех с помощью цифровой обработки сигнала.

Достижение сверхманевренности обеспечивает установка газодинамических интерцепторов, управляющих реактивной струей двигателя и дестабилизаторов, выполняющих на Р-73 еще одну функцию: они расположены перед рулями и уменьшают местные углы атаки, предохраняя рулевые поверхности от срывов потока и падения эффективности при резких маневрах. Газодинамическое управление обеспечивает высокую маневренность сразу после пуска, когда скорость еще не высока и эффективность обычных рулей недостаточна. Отклонение струи позволяет ракете, едва сошедшей с АПУ, менять направление полета на 90° и более. Р-73 практически не накладывает ограничений на условия пуска и маневры носителя.

Высокая управляемость и сверхманевренность Р-73 позволяет ей атаковать цели, летящие на высотах от 5 м с перегрузками до 12 не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах, атакуя их по оптимальным «ломаным» траекториям практически без радиусов виражей с собственными перегрузками до 40. Двигатель тягой 7700Н сообщает ракете высокую энерговооруженность, благодаря чему она может запускаться и в заднюю полусферу для обороны носителя. Такая методика «обратного старта» прошла испытания, доказав свою эффективность, и в разработках перспективных советских истребителей предусматривалась установка дополнительной РЛС для поиска и целеуказания в задней полусфере. Автопилот Р-73, выполненный на основе микроэлектроники и оснащенный датчиками углов атаки и скольжения по принципу действия и объему выполняемых операций сопоставим с самолетной САУ.

Р-73 под крылом истребителя МиГ-29К

От случайного срабатывания и повреждений узлы Р-73 на подвеске защищены предохранительными чеками, струбцинами и заглушками

Р-73 на пусковом устройстве АПУ-73-1Д истребителя МиГ-29

Демонстрационный образец Р-73

Работа газодинамических интерцепторов и рулевых поверхностей потребовала установки ПАД увеличенной производительности. Он расположен в центральной части ракеты и газ под давлением разводится к силовым приводам по наружным трубопроводам, прикрытым гаргротом. В разных исполнениях Р-73 оснащается лазерным или радиовзрывателем. Поражающими элементами БЧ массой 7,4 кг служат массивные урановые стержни. Учебный вариант ракеты с регистратором записей носит название УЗР-73, экспортное исполнение ракеты — Р-73Э. Для подвески ракет служит пусковое устройство АПУ-73-1 Д. На вооружение Р-73 приняли в июне 1984 года.

Был разработан также вариант Р-73М, оснащенный ГСН с многоплощадочным двухдиапа-зонным фотоприемником повышенной помехозащищенности со вдвое большей чувствительностью и дальностью захвата. Зона целеуказания Р-73М расширена до +90°, а для повышения поражающего действия автопилот при подлете к цели направляет ее с факела двигателя на центральную часть самолета.

Характеристики

Ракета атакует цель, совершающую полет в диапазоне высот

от 20м (5м для Р-73М РМД-2) до 20км соскоростью до 2500 км/ч, при любом ее начальном положении, в диапазоне углов целеуказания ±45° при угловых скоростях линии визирования до 60°/с.

Целеуказание головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы целеуказания и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности

По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.

МиГ-25

МиГ-25, неофициально именуемый «летучей мышью», удерживает звание самого быстрого реактивного истребителя в течение полувека. Военную машину спроектировали в СССР в 1964 году. В 1977 «летучая мышь» установила мировой рекорд высоты полета, поднявшись на 37 650 м. В целом творению российских ученых принадлежит 29 мировых рекордов.

Истребитель МиГ-25

Скорость с полным ракетным оснащением составляет 3 000 км/ч. Отсутствие ракет увеличивает возможности военной техники на 15%. Американские наблюдатели подтвердили, что МиГ-25 способен развить скорость до 3400 км/ч. Летучая мышь представлена в двух модификациях – разведчик и перехватчик (разведчики летают быстрее).

МиГ-25 использовался в Сирии, Ираке, неоднократно участвовал в разведывательных миссиях. Последующие модификации и усовершенствования позволили ему «переплюнуть» более поздние авиационные конструкции. Аппаратом интересовались страны СНГ, по состоянию на 2020 год используется военно-воздушными войсками Алжира и Сирии.

Установленное вооружение

«Сушка» вооружена по пушечно-ракетной схеме. Здесь установлена 30-миллиметровая авиапушка ПШ-301, предусмотрены подвески для управляемых ракет ближнего и дальнего радиуса действия «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Дальность поражения воздушных целей.

Обнаружение целей возможно на расстоянии 35-100 км, обеспечивается одновременный захват до 10 объектов. Огонь ведётся по одной цели, возможно наведение двух ракет на один объект.

Дальность поражения наземных целей.

Система обнаружения наземных целей фиксирует объекты, передвигающиеся со скоростью 15-90 км/час. Надводные объекты засекаются на расстоянии 30-350 километров, в зависимости от объёма цели.

Самолет Су-27 вооружение

Выполняемые элементы высшего пилотажа

Здесь можно выделить знаменитую «Кобру»: самолёт начинает задирать носовую часть, и без изменения вектора движения увеличивает угол атаки до 120 градусов, затем возвращается в режим нормального полёта. Впервые этот элемент на СУ-27 был выполнен Виктором Волком.

Кроме этого, машина выполняет «Кульбит» или «Чакру Фролова»: «Сушка» набирает высоту одновременно сбрасывая скорость и совершает мертвую петлю, фактически разворачиваясь вокруг хвостового оперения.

Су-27 выполняет Кобру

История эксплуатации

24 февраля 1996 г. два Cessna 337s из Братья на помощь были сбиты при полете над международными водами в 10 морских милях от воздушного пространства Кубы на Кубинские ВВС МиГ-29УБ. Каждый из самолетов был сбит ракетой Р-73.

Вовремя Эритрейско-эфиопская война с мая 1998 г. по июнь 2000 г. ракеты Р-73 использовались в бою как на эфиопских Су-27, так и на эритрейских МиГ-29. Во всех уничтожениях, кроме двух, использовались Р-60 и Р-73 с ИК-наведением.

18 марта 2008 г. самолет МиГ-29 ВВС России перехватил грузинский самолет. Elbit Hermes 450 БПЛА над Абхазия. МиГ-29 уничтожил БПЛА с помощью Р-73. ракета.

Правительство Индии утверждает, что 27 февраля 2019 г. МиГ-21 Бизон ВВС Индии успешно атаковал и сбил пакистанский F-16 ракетой Р-73Э во время Авиаудары по Джамму и Кашмиру в 2019 году. Пакистан отрицает как использование ракеты Р-73, так и потерю самолета.

Ракета средней дальности в современном исполнении

УРВВ средней дальности, как уже говорилось ранее, являются основным оружием в арсенале ВВС всех стран мира. Комплексы с такими ракетами занимают 60-80% ракетного вооружения класса «воздух-воздух». Поэтому бортовые комплексы обороны (БКО) самолётов 4-го поколения до поколения 4++ и БКО самолётов 5-го поколения создаются на основе известных тактико-технических характеристик УРВВ средней дальности. В то же время сами УРВВ средней дальности также постоянно совершенствуются. И российские разработчики, благодаря научно-техническому заделу предыдущих УРВВ, уже создали ракету следующего поколения.

ktrv.ru
Новой УРВВ средней дальности стала ракета РВВ-СД.

Новой УРВВ средней дальности стала ракета УРВВ-СД, которая создана на основе сравнительно «молодой» ракеты УРВВ-АЕ. При разработке УРВВ-СД проведено улучшение аэродинамических характеристик за счёт удлинения радиопрозрачного обтекателя и утопленных узлов крепления рулей управления. Повышена мощность передатчика и чувствительность приёмника активной ГСН, а также оптимизирована её помехозащита, различающая искусственные и естественные помехи. Полностью обновлено программное обеспечение ракеты и боевые алгоритмы селекции целей.

История эксплуатации

24 февраля 1996 года два Cessna 337 из Братья спешат на помощь были сбиты во время полета над международными водами в 10 морских милях от кубинского воздушного пространства на истребителе кубинских ВВС МиГ-29УБ. Каждый из самолетов был сбит ракетой Р-73.

Во время эритрейско-эфиопской войны с мая 1998 по июнь 2000 года ракеты Р-73 использовались в бою как эфиопскими Су -27 и эритрейские МиГ-29. Во всех уничтожениях, кроме двух, использовались Р-60 и Р-73 с инфракрасным самонаведением.

18 марта 2008 года МиГ-29 Опорой ВВС России перехватил грузинский БПЛА Elbit Hermes 450 над Абхазией. МиГ-29 уничтожил БПЛА с помощью Р-73.

Правительство Индии утверждает, что 27 февраля 2019 г. МиГ-21 Бизон ВВС Индии успешно атаковал и сбил пакистанский F-16 ракетой Р-73Э во время авиаудара 2019 Джамму и Кашмир. Пакистан отрицает как использование ракеты Р-73, так и потерю самолета.

Боевое применение

До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:

  • Россия и страны СНГ;
  • КНР;
  • Ангола;
  • Вьетнам;
  • Армения;
  • Эритрея;
  • Индонезия и другие.

Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.

В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.

Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.

История эксплуатации

24 февраля 1996 г. два Cessna 337s из Братья на помощь были сбиты при полете над международными водами в 10 морских милях от воздушного пространства Кубы на Кубинские ВВС МиГ-29УБ. Каждый из самолетов был сбит ракетой Р-73.

Вовремя Эритрейско-эфиопская война с мая 1998 г. по июнь 2000 г. ракеты Р-73 использовались в бою как на эфиопских Су-27, так и на эритрейских МиГ-29. Во всех уничтожениях, кроме двух, использовались Р-60 и Р-73 с ИК-наведением.

18 марта 2008 г. самолет МиГ-29 ВВС России перехватил грузинский самолет. Elbit Hermes 450 БПЛА над Абхазия. МиГ-29 уничтожил БПЛА с помощью Р-73. ракета.

Правительство Индии утверждает, что 27 февраля 2019 г. МиГ-21 Бизон ВВС Индии успешно атаковал и сбил пакистанский F-16 ракетой Р-73Э во время Авиаудары по Джамму и Кашмиру в 2019 году. Пакистан отрицает как использование ракеты Р-73, так и потерю самолета.

Таблица дальностей пуска ракет с Су-27

Без учета ограничений ГСН, условия — скорость носителя 900 км/ч, цели 700, цель прямо по курсу, никто не маневрирует. Дальности даны для разных высот (10000, 5000, 1000) и ракурсов (ППС 0/4 1/4 2/4 3/4, вбок 4/4, ЗПС 0/4 1/4 2/4 3/4).

+———————————————————-+ | | | ППС |вбок|ЗПС | | | |——————-| |——————-| |Ракета|Высота|0/4 |1/4 |2/4 |3/4 |4/4 |0/4 |1/4 |2/4 |3/4 | |———————————————————-| |Р-73 | 10000|17.5|16 |15 |13 |12 | 8.5| 9 | 9 |10 | |———————————————————-| |Р-73 | 5000|13 |12.5|11.5| 9 | 8 | 6 | 6 | 6.5| 7.5| |———————————————————-| |Р-73 | 1000| 9 | 8.5| 7.5| 6.5| 5.5| 4 | 4 | 4.2| 4.8| +———————————————————-+ // Источник таблицы — Valeri_

Разработчик и состояние:

Р-73 под индексом «Изделие 72» была разработана и принята на вооружение в 1983г. (по другим данным — в 1985г.) в НПО «Молния». Однако, в связи с переводом НПО на разработку космического корабля многоразового использования «Буран», в 1983г., «Изделие 72» было передано в ГосМКБ «Вымпел» на доводку и модернизацию. В настоящее время Р-73 это основная ракета ближнего боя российских ВВС.

Носители

: МиГ-21-93, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С, МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141.

Цели, преследуемые разработкой:

создание оружия, обеспечивающего превосходство в ближнем высокоманевренном бою, которое, не ограничивая маневренные возможности истребителя, позволило бы летчику реализовать правило: «Увидел противника — стреляй, выстрелил — забыл». Особенности ближнего воздушного боя: большие угловые ошибки пуска ракеты на малых дальностях; необходимость стрельбы на встречно-пересекающихся курсах; большие угловые скорости линии визирования цели на момент пуска — требуют создания высокоманевренной ракеты, способной осуществлять разворот в направлении на цель сразу же после пуска с углами атаки до 40°.

Назначение

: перехват и уничтожение в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения и разведки противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, крылатых ракет и вертолётов.

Условия применения

: Обеспечивает поражение целей на высотах до 5м на всех ракурсах (в переднюю и заднюю полусферы цели), днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, при наличии естественных помех и при активном радиоэлектронном противодействии противника, на фоне земной и водной поверхностей. Не накладывает ограничений на начальные условия пуска, полностью автономна.

Особенности Р-73:

ракета с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающая положительные качества ракет с чисто аэродинамическим и с чисто газодинамическим управлением: управляемость на пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками и управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.

Она значительно превосходит по своим характеристикам существующие ракеты подобного типа за счет:

  • отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
  • обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
  • простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
  • больших маневренных возможностей и способности наведения на цель при угловых скоростях линии визирования цели до 60°/с и угловых ошибках стрельбы до 60°;
  • абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
  • наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
  • высокой помехозащищенности систем наведения и подрыва от естественных и организованных помех и др.

Четвертое поколение: мастер высшего пилотажа Су-27

Высокоманевренный истребитель Су-27, впервые взлетевший в 1977 году, по праву признан одним из лучших отечественных боевых самолетов. Этот истребитель четвертого поколения стал визитной карточкой отечественных ВВС.

Официально на вооружение Су-27 принят 23 августа 1990 года. К тому моменту «двадцать седьмой» уже успел установить ряд мировых рекордов по скороподъемности. В том числе в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.

Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивил весь мир. В июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже он устроил самую зрелищную иностранную премьеру Су-27, продемонстрировав новую фигуру пилотажа, которую прозвали в его честь – «Коброй Пугачева». Фигуры высшего пилотажа, выполненные на Су-27, продолжают поражать зрителей престижных авиасалонов мира. С 1991 года на истребителях Су-27 выступали летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские витязи».

Самолет Су-27

Высокая маневренность Су-27 стала возможной благодаря в том числе новой электродистанционной системе управления (ЭДСУ). Ее наличие, кстати, считается одним из основных отличий машин четвертого поколения.

Высокие летные характеристики «двадцать седьмого» во многом обусловлены применением двигателей нового поколения АЛ-31Ф конструкции ОКБ им. Люльки. Этот двигатель до сих пор считается одним из лучших в мире для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается не только на Су-27, но и на его модификации, палубные истребители Су-33, истребители Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.

Разработка

В R-73 был разработан для замены более раннего Р-60 (АА-8 ‘Тля’) оружие ближнего боя Советский самолет истребитель. Работы начались в 1973 году, а первые ракеты поступили на вооружение в 1984 году.

Р-73 — это инфракрасное самонаведение (теплового наведения) ракета с чувствительным, криогенный Охлаждаемая ГСН с существенной способностью «вне прямой видимости»: ГСН может «видеть» цели до 40 ° от средней линии ракеты. На него может нацелиться нашлемный прицел (HMS) позволяя пилотам обозначать цели, глядя на них. Минимальная дальность поражения составляет около 300 метров, максимальная аэродинамическая дальность — почти 30 км (19 миль) на высоте. Оружие используется МиГ-29, МиГ-31, Су-27 /33, Су-34 и Су-35, и может поддерживаться более новыми версиями МиГ-21, МиГ-23, Сухой Су-24, и Су-25 самолет. Индия собирается использовать ракету на своих HAL Tejas. Его также могут нести российские ударные вертолеты, в том числе Ми-24, Ми-28, и Камов Ка-50/52.

С 1994 года Р-73 модернизируется в производстве до Р-73М стандарт, вошедший СНГ обслуживание в 1997 году. Р-73М имеет большую дальность и больший угол наводки (до 60 ° вне визирной оси), а также улучшенную ИКККМ (инфракрасные контрмеры). Дальнейшие разработки включают Р-74 (изделия 740) и его экспортный вариант RVV-MD. В настоящее время Россия получает новые усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» на базе Р-73.[нужна цитата ]

Улучшенный вариант Р-74, К-74М (изделия 750) оснащен полностью цифровыми и перепрограммируемыми системами и предназначен для использования на МиГ-35, МиГ-29K /М / м2, Су-27СМ, Су-30МК и Су-35С. Дальнейшее обновление, известное как К-74М2 (изделия 760), предназначен для пятое поколение Сухой Су-57 самолет. Эта ракета имеет уменьшенное поперечное сечение, чтобы поместиться во внутренние отсеки оружия, и будет соответствовать характеристикам AIM-9X и ASRAAM. Дизайн с чистого листа, K-MD (изделия 300), заменит в будущем К-74М2.

Таблица дальностей пуска ракет с Су-27

Без учета ограничений ГСН, условия — скорость носителя 900 км/ч, цели 700, цель прямо по курсу, никто не маневрирует. Дальности даны для разных высот (10000, 5000, 1000) и ракурсов (ППС 0/4 1/4 2/4 3/4, вбок 4/4, ЗПС 0/4 1/4 2/4 3/4).

+———————————————————-+ | | | ППС |вбок|ЗПС | | | |——————-| |——————-| |Ракета|Высота|0/4 |1/4 |2/4 |3/4 |4/4 |0/4 |1/4 |2/4 |3/4 | |———————————————————-| |Р-73 | 10000|17.5|16 |15 |13 |12 | 8.5| 9 | 9 |10 | |———————————————————-| |Р-73 | 5000|13 |12.5|11.5| 9 | 8 | 6 | 6 | 6.5| 7.5| |———————————————————-| |Р-73 | 1000| 9 | 8.5| 7.5| 6.5| 5.5| 4 | 4 | 4.2| 4.8| +———————————————————-+ // Источник таблицы — Valeri_

Разработчик и состояние:

Р-73 под индексом «Изделие 72» была разработана и принята на вооружение в 1983г. (по другим данным — в 1985г.) в НПО «Молния». Однако, в связи с переводом НПО на разработку космического корабля многоразового использования «Буран», в 1983г., «Изделие 72» было передано в ГосМКБ «Вымпел» на доводку и модернизацию. В настоящее время Р-73 это основная ракета ближнего боя российских ВВС.

Носители

: МиГ-21-93, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С, МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141.

Цели, преследуемые разработкой:

создание оружия, обеспечивающего превосходство в ближнем высокоманевренном бою, которое, не ограничивая маневренные возможности истребителя, позволило бы летчику реализовать правило: «Увидел противника — стреляй, выстрелил — забыл». Особенности ближнего воздушного боя: большие угловые ошибки пуска ракеты на малых дальностях; необходимость стрельбы на встречно-пересекающихся курсах; большие угловые скорости линии визирования цели на момент пуска — требуют создания высокоманевренной ракеты, способной осуществлять разворот в направлении на цель сразу же после пуска с углами атаки до 40°.

Назначение

: перехват и уничтожение в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения и разведки противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, крылатых ракет и вертолётов.

Условия применения

: Обеспечивает поражение целей на высотах до 5м на всех ракурсах (в переднюю и заднюю полусферы цели), днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, при наличии естественных помех и при активном радиоэлектронном противодействии противника, на фоне земной и водной поверхностей. Не накладывает ограничений на начальные условия пуска, полностью автономна.

Особенности Р-73:

ракета с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, сочетающая положительные качества ракет с чисто аэродинамическим и с чисто газодинамическим управлением: управляемость на пассивном участке полета с требуемыми тактико-техническими характеристиками и управляемость и стабилизация при полете на больших углах атаки при работающем двигателе ракеты.

Она значительно превосходит по своим характеристикам существующие ракеты подобного типа за счет:

  • отсутствия ограничений на режимы полета и интенсивности маневра носителя;
  • обеспечения возможности стрельбы на встречных и пересекающихся курсах;
  • простоты и быстродействия прицеливания и захвата цели во всем диапазоне углов целеуказания, в том числе случайно обнаруженной цели на проходе под большими ракурсами на малой дальности;
  • больших маневренных возможностей и способности наведения на цель при угловых скоростях линии визирования цели до 60°/с и угловых ошибках стрельбы до 60°;
  • абсолютной автономности ракеты после пуска, обеспечивающей полноту свободы маневра носителя для выхода из атаки;
  • наличия гарантированных всеракурсных зон возможных пусков по интенсивно маневрирующим целям;
  • высокой помехозащищенности систем наведения и подрыва от естественных и организованных помех и др.

Второе поколение: начало эры реактивных истребителей

В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.

Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.

Самолет Су-7

Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки. На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.

Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).

Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.

Самолет Су-9

Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик.  Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: