Авиационная управляемая ракета aim-54a phoenix (сша)

Модификации

UGM-84B — вариант ракеты подводного запуска, разработанный специально для Королевского ВМФ Великобритании. Имела несколько меньшую высоту полёта чем UGM-84A. Также была разработана тренировочная версия UTM-84B.

RGM-84С (UGM-84С, AGM-84С) — модификация ракеты, появившаяся в 1982 году. Отличалась от RGM-84A исключительно тем, что вместо атаки из пикирования выполняла атаку в режиме скольжения над гребнями волн.

RGM-84D (UGM-84D, AGM-84D) — модификация ракеты увеличенного радиуса действия, созданная в 1985 году. Путём замены авиатоплива JP-6 на топливо JP-10 удалось увеличить дальность действия до 220 км (для авиационного варианта). Ракета также имела улучшенные возможности противодействия помехам и два возможных режима атаки: из пикирования, и из горизонтального полёта.

AGM-84E SLAM (англ. Stand-off Land Attack Missile) — см. SLAM. Версия ракеты для поражения наземных целей.

RGM-84F (AGM-84F) — удлинённая версия ракеты, разрабатывавшаяся в 1989—1993 годах. Имела существенно увеличенный до 315 км радиус действия, режим длительного поиска цели и возможность повторного захода в случае промаха. Из-за увеличенных размеров не влезала в торпедные аппараты, поэтому версии для подводных лодок не существовало. Первая ракета этой серии взлетела в 1991 году, но несмотря на успешные испытания, проект был закрыт в 1993.

RGM-84G (UGM-84G, AGM-84G) — модификация ракет типа RGM-84С в части добавления функции повторного захода на цель в случае промаха. Также улучшена защищённость от воздействия средств электронного противодействия.

AGM-84H SLAM-ER (англ. Stand-off Land Attack Missile — Expanded Response) — усовершенствованная версия SLAM, ракеты для поражения наземных целей имеющая увеличенный радиус действия и новую секцию управления AN/DSQ-61, включающую БЦВМ, инерциальную систему навигации и многоканальный приёмник спутниковой системы NAVSTAR. Разработка начата в 1994 году, начальная оперативная готовность достигнута в марте 2000 года.

RGM-84J (AGM-84J) — планировавшаяся в рамках программы «Harpoon-2000» версия универсальной ракеты, способной поражать и корабли и наземные сооружения. Ракета должна была иметь инерциальную систему навигации комплексированную с системами коррекции по данным приёмника GPS и радиолокационной рельефометрической системы для полёта на малой высоте над сушей. ВМФ США не заинтересовался концепцией, и ракета не была реализована.

AGM-84K — усовершенствованная версия AGM-84H SLAM-ER.

RGM-84L (AGM-84L) — версия ракеты RGM-84J с навигацией по GPS, разработанная для экспортных поставок. ВМФ США изначально не заинтересовался проектом, но ряд стран, включая Египет, ОАЭ и Тайвань приобрели эти ПКР. В частности, 20 ракет были приобретены Индией для вооружения морской ударной авиации. Позднее, ВМФ США также приобрел ограниченное число ракет этой модели.

RGM-84M (AGM-84M) — версия ракеты RGM-84L имеющая двусторонний канал передачи данных и разрабатывавшаяся для ВМФ США. За счёт применения этой системы можно было бы реализовывать схемы многовекторной атаки, выводя ракеты на одну цель с нескольких направлений. ВМФ США планировал приобрести 850 модернизационных наборов для переделки существующих ракет в стандарт RGM-84M, но ввиду значительного роста цены ракеты проект был закрыт в 2011 году в пользу перспективной ракеты большой дальности LRASM.

RGM-84N (AGM-84N) — также известна как Harpoon Block II+. Наиболее современная версия ракеты, прошедшая испытания в ноябре 2020 и планирующаяся к принятию на вооружение в 2017. Использует новую систему наведения на маршевом участке, включающую навигацию по GPS и интегрированный двухсторонний канал связи с самолетом-носителем, что позволяет корректировать курс ракеты, улучшить селекцию ложных целей (за счет сличения данных ГСН ракеты с данными самолета-носителя) и реализовать возможность одновременного захода нескольких ракет на одну цель с разных направлений — т. н. многовекторной атаки — с целью дезориентировать систему ПВО цели.

Variants

An AIM-54A «Phoenix» missile on display at Grumman Memorial Park in New York State

AIM-54A
Original model that became operational with the U.S. Navy in about 1974, and it was also exported to Iran before the Iran hostage crisis beginning in 1979.
AIM-54B
Also known as the ‘Dry’ missile. A version with simplified construction and no coolant conditioning. Did not enter series production. Developmental work started in January 1972. 7 X-AIM-54B missiles were created for testing, 6 of them by modifying pilot production IVE/PIP rounds. After two successful test firings, the ‘Dry’ missile effort was cancelled for being «not cost effective».
AIM-54C
The only improved model that was ever produced. It used digital electronics in the place of the analog electronics of the AIM-54A. This model had better abilities to shoot down low and high-altitude antiship missiles. This model took over from the AIM-54A beginning in 1986.
AIM-54 ECCM/sealed round
More capabilities in electronic counter-countermeasures. It did not require coolant during flight. The Missile was deployed from 1988 onwards. Because the AIM-54 ECCM/Sealed received no coolant, F-14s carrying this version of the missile could not exceed a specified airspeed.

There were also test, evaluation, ground training, and captive air training versions of the missile; designated ATM-54, AEM-54, DATM-54A, and CATM-54. The flight versions had A and C versions. The DATM-54 was not made in a C version as there was no change in the ground handling characteristics.

Sea Phoenix
A 1970s proposal for a ship launched version of the Phoenix as an alternative/replacement for the Sea Sparrow point defense system. It would also have provided a medium-range SAM capability for smaller and/or non-Aegis equipped vessels (such as the CVV). The Sea Phoenix system would have included a modified shipborne version of the AN/AWG-9 radar. Hughes Aircraft touted the fact that 27 out of 29 major elements of the standard (airborne) AN/AWG-9 could be used in the shipborne version with little modification. Each system would have consisted of one AWG-9 radar, with associated controls and displays, and a fixed 12-cell launcher for the Phoenix missiles. In the case of an aircraft carrier, for example, at least three systems would have been fitted in order to give overlapping coverage throughout the full 360°.[page needed] Both land and ship based tests of modified Phoenix (AIM-54A) missiles and a containerised AWG-9 (originally the 14th example off the AN/AWG-9 production line) were successfully carried out from 1974 onwards.
AIM-54B
A land based version for the USMC was also proposed. It has been suggested that the AIM-54B would have been used in operational Sea Phoenix systems, although that version had been cancelled by the second half of the 1970s. Ultimately, a mix of budgetary and political issues meant that, despite being technically and operationally attractive, further development of the Sea Phoenix did not proceed.
Fakour 90
In February 2013 Iran reportedly tested an indigenous long-range air-to-air missile.[citation needed] In September 2013 it displayed the Fakour-90 on a military parade. It looked almost identical to the AIM-54 Phoenix. In July 2018 as reported by Jane’s, Iran started mass production of the Fakour-90.

Источники

  1. Andreas Parsch Raytheon (Hughes) AAM-N-11/AIM-54 Phoenix — www.designation-systems.net/dusrm/m-54.html  (англ.). www.designation-systems.ne.
  2. Colonel Timothy M. Laur, Steven L. Llanso Encyclopedia of modern U.S. military weapons / Walter J. Boyne. — New York: Berkley Books, 1995. — P. 238-239. — ISBN 0-425-16437-3
  3. 1234567 Закупки 1974—1980, стр. А-11 — www.cbo.gov/ftpdocs/75xx/doc7535/94doc02b.pdf
  4. 12345678 Закупки 1981—1995, стр. А-13 — www.cbo.gov/ftpdocs/75xx/doc7535/94doc02b.pdf
  5. 12 Закупки 1989—1995, стр. А-15 — www.cbo.gov/ftpdocs/75xx/doc7535/94doc02b.pdf

Варианты [ править ]

Ракета AIM-54A «Phoenix» на выставке в Мемориальном парке Грумман в штате Нью-Йорк.

AIM-54A
Оригинальная модель, которая поступила на вооружение ВМС США примерно в 1974 году, а также экспортировалась в Иран до иранского кризиса с заложниками, начавшегося в 1979 году.
AIM-54B
Также известна как «Сухая» ракета. Версия с упрощенной конструкцией и без кондиционирования охлаждающей жидкости. В серийное производство не поступал. Опытно-конструкторские работы начались в январе 1972 года. Для испытаний было создано 7 ракет X-AIM-54B, 6 из них — путем модификации опытных серийных снарядов IVE / PIP. После двух успешных испытательных стрельб запуск ракеты «Сухой» был отменен как «нерентабельный».
AIM-54C
Единственная улучшенная модель, которая когда-либо производилась. В нем использовалась цифровая электроника вместо аналоговой электроники AIM-54A. У этой модели были лучшие способности сбивать малые и высотные противокорабельные ракеты . Эта модель пришла на смену AIM-54A с 1986 года.
AIM-54 ECCM / закрытый снаряд
Больше возможностей в области электронного противодействия . Во время полета охлаждающая жидкость не требовалась. Ракета была развернута с 1988 года. Поскольку AIM-54 ECCM / Sealed не получал охлаждающей жидкости, F-14 с этой версией ракеты не могли превышать заданную скорость полета.

Существовали также испытательные, оценочные, наземные учебные и пилотажные версии ракеты; обозначены как ATM-54, AEM-54, DATM-54A и CATM-54. Летные версии имели версии A и C. DATM-54 не производился в версии C, так как не было изменений в характеристиках наземного обслуживания.

Морской Феникс
Предложение 1970-х годов о корабельной версии Phoenix в качестве альтернативы / замены системы точечной защиты Sea Sparrow . Он также обеспечил бы возможности ЗРК средней дальности для небольших судов и / или судов, не оснащенных Aegis (таких как CVV ). Система Sea Phoenix должна была включать модифицированную корабельную версию AN / AWG-9.радар. Компания Hughes Aircraft рекламировала тот факт, что 27 из 29 основных элементов стандартного (бортового) AN / AWG-9 могут использоваться в корабельной версии с небольшими изменениями. Каждая система должна была состоять из одного радара AWG-9 с соответствующими элементами управления и дисплеями, а также фиксированной пусковой установки на 12 ячеек для ракет Phoenix. В случае авианосца, например, было бы установлено по крайней мере три системы, чтобы обеспечить перекрывающееся покрытие на всех 360 °. [ необходима страница ] С 1974 года успешно проводились как наземные, так и корабельные испытания модифицированных ракет Phoenix (AIM-54A) и контейнерного AWG-9 (первоначально 14-й экземпляр с производственной линии AN / AWG-9). .
AIM-54B
Также была предложена наземная версия для USMC . Было высказано предположение, что AIM-54B должен был использоваться в действующих системах Sea Phoenix, хотя эта версия была отменена во второй половине 1970-х годов. В конечном итоге сочетание бюджетных и политических проблем означало, что, несмотря на техническую и операционную привлекательность, дальнейшая разработка Sea Phoenix не продолжалась.
Факур 90
Сообщается, что в феврале 2013 года Иран провел испытания отечественной ракеты «воздух-воздух» большой дальности. В сентябре 2013 года он представил Fakour-90 на военном параде. Он выглядел почти идентично AIM-54 Phoenix. В июле 2018 года, как сообщает Jane’s, Иран начал серийное производство Fakour-90.

История обслуживания [ править ]

Боевой опыт США править

AIM-54 поражает беспилотник- цель QF-4B , 1983 год.

  • 5 января 1999 года пара американских F-14 выпустила два «Феникса» по иракским МиГ-25 к юго — востоку от Багдада . Оба ракетных двигателя AIM-54 вышли из строя, и ни одна из ракет не поразила цель.
  • 9 сентября 1999 г. еще один американский F-14 запустил AIM-54 по иракскому МиГ-23, который направлялся на юг в бесполетную зону с авиабазы ​​Аль-Такаддум к западу от Багдада. Ракета не попала в цель и в конечном итоге упала в землю после того, как иракский истребитель изменил курс и бежал на север.

AIM-54 Phoenix прикреплялся к пилону крыла F-14 до установки передних стабилизаторов (2003 г.).

AIM-54 Phoenix был выведен из эксплуатации USN 30 сентября 2004 года. F-14 Tomcats были сняты с вооружения 22 сентября 2006 года. Они были заменены на более короткие AMRAAM AIM-120 , используемые на F / A-18E / F. Супер Хорнет .

Несмотря на столь превозносимые возможности, «Феникс» редко использовался в бою: только два подтвержденных пуска и никаких подтвержденных целей, уничтоженных во время службы ВМС США. F-15 Eagle ВВС США несли ответственность за наземное боевое воздушное патрулирование в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году, в первую очередь из-за наличия на борту F-15 IFF . У Tomcat не было необходимой возможности IFF, предписанной JFACC, чтобы соответствовать правилам ведения боевых действий для использования возможностей Phoenix за пределами видимости . AIM-54 не был принят на вооружение ни одной иностранной страной, кроме Ирана или какой-либо другой вооруженной службы США, и не использовался ни на каких самолетах, кроме F-14.

Боевой опыт Ирана править

Иранские F-14 Tomcats, вооруженные несколькими ракетами, в том числе AIM-54 Phoenix, 1986 год.

С 7 января 1974 года в рамках проекта персидского царя , то императорская иранская ВВС разместила заказ на 424 AIM-54As, а затем увеличить его на 290 ракет, июнь. Из первоначального заказа 274 ракеты и 10 учебных снарядов были поставлены на сумму 150 миллионов долларов США , пока Революция 1979 года не прекратила поставки и не оставила эмбарго на оставшиеся 150 ракет, а дополнительный заказ на 290 ракет был отменен.

По словам Тома Купера и Фарзада Бишопа, во время ирано-иракской войны AIM-54, выпущенные IRIAF Tomcats, одержали 78 побед над иракскими МиГ-21 / 23 / 25 , Ту-22 , Су-20/22 , Mirage F 1 , Super Étendards. , и даже два Экзосета АМ-39 и С-601 . Это включает в себя два случая, когда один AIM-54 был ответственен за сбитие двух иракских самолетов, а также инцидент 7 января 1981 года, когда «Феникс» обстрелял четыре корабля МиГ-23, сбил три и повредил четвертый.

США отказались поставлять запасные части и техническое обслуживание после революции 1979 года, за исключением короткого периода во время дела Иран-контрас . По словам Купера, ВВС Исламской Республики Иран держали свои истребители F-14 и ракеты AIM-54 на регулярной основе в течение всей ирано-иракской войны, хотя периодическая нехватка запасных частей иногда приводила к заземлению значительной части флота. В конце 1987 года запас ракет AIM-54 был на самом низком уровне, в наличии было менее 50 боевых ракет. Ракетам нужны свежие тепловые батареикоторые можно было купить только в США. Иран нашел тайного покупателя, который поставил ему батареи, каждая из которых стоила до 10 000 долларов США. Иран получал запчасти и детали для F-14 и AIM-54 из различных источников во время ирано-иракской войны, а после конфликта получил больше запчастей. Иран начал программу по производству запасных частей для самолетов и ракет, и хотя есть утверждения, что он больше не полагается на внешние источники для поддержания своих F-14 и AIM-54 в рабочем состоянии, есть свидетельства того, что Иран продолжает тайно закупать запчасти.

И F-14 Tomcat, и ракета AIM-54 Phoenix по-прежнему находятся на вооружении ВВС Исламской Республики Иран . Иран утверждал, что работает над созданием эквивалентной ракеты , и в 2013 году представил Fakour-90 , модернизированную и модифицированную версию Phoenix.

General info

Missile characteristics
Mass 447 kg
Guidance ARH+IOG+DL
Signal CW
Lock range 16 km
Launch range 150 km
Maximum speed 4.3 M
Maximum overload 16 G
Missile guidance time 100 secs
Explosive mass 60.54 kg TNTeq

The Phoenix is a missile specialized for long-range engagements and therefore has a very long range. However, it has a slow acceleration and a 16G manoeuvring limit, impeding its manoeuvrability.

Comparison with analogues

The Phoenix has a very long range, much longer than the AIM-7F Sparrow. Due to the slow acceleration and 16G manoeuvring limit, the AIM-7F Sparrow and R-24s thoroughly outclass the Phoenix when the target is under 20 km range.

Compared to the AIM-7E-2 and Skyflash, the Phoenix has a much, much longer range, but the Sparrow retains the manoeuvrability advantage.

When compared to other radar-guided missiles in the game, the Phoenix stands alone as a dedicated long-range weapon, and excels at the job that no other missile can do. While only able to pull 16G, the missile remains a menace for targets even 60 km away from the launching aircraft.

И Ракета, и F-111, отчасти также Фантом II, были типичными самолетами начала 1960-х годов — в воздушном бою они полагались исключительно на управляемые ракеты

Как показывает опыт войны во Вьетнаме, когда возвращался МиГ-i-17. Причем быстрое и все же более надежное возвращение, чем возвращение американских машин МиГ-i-21, причинило американцам значительные потери, это была ошибочная концепция. Новый самолет должен был быть лучше во всех отношениях. Ему также предстояло столкнуться с новым советским МиГ-25, который американские военные считали супергероем. Как оказалось позже, Tomcat отлично справлялся с ними.

Современные

  • Военно-воздушные силы Ирана

  • Военно-морские силы США

    • Grumman F-14A Tomcat
    • Grumman F-14B Tomcat
    • Grumman F-14D Super Tomcat

Планировалось, что ракета AIM-54 будет устанавливаться на истребитель F-15N, который является палубной версией истребителя F-15 Eagle, однако его разработка была прекращена.

Тактико-технические характеристики

Модификация AIM-54A AIM-54B AIM-54C AIM-54C+ AIM-54C ECCM/Sealed
AIM-54C Sealed
Год начала поставок 1974 1977 1986 1986 1988
Максимальная дальность пуска, км 135 150
Минимальная дальность пуска 3,7 км
Длина ракеты 4,01 м (13 футов 1,8 дюйма)
Диаметр корпуса ракеты 381 мм (15 дюймов)
Размах крыла 925 мм (36,4 дюйма)
Размах рулей 925 мм (36,4 дюйма)
Стартовая масса, кг 453 462
Максимальная скорость полета 4,3 М 5 М
Боевая часть Mk82 осколочно-фугасная WDU-29/B осколочно-фугасная
Масса БЧ 60 кг (132 фунта)
Система наведения Комбинированная: ПРЛ ГСН + АРЛ ГСН ИНС + АРЛ ГСН
Отсек БЧ (Warhead Section) WAU-16/B WAU-20/B WAU-19/B WAU-21/B
Взрыватель DSU-28/B
Навигационный отсек (Guidance Section) WGU-11/B WGU-17/B
Двигательный отсек (Propulsion Section) MXU-637/B (WPU-3/B)
Маршевый РДТТ Aerojet Mk 60 Rocketdyne Flexadyne Mk 47
Блок управления (Control Section) DCU-190/B WCU-7/B WCU-12/B

Service history

U.S. combat experience

An AIM-54 hitting a QF-4B target drone, 1983.

  • On January 5, 1999, a pair of US F-14s fired two Phoenixes at Iraqi MiG-25s southeast of Baghdad. Both AIM-54s’ rocket motors failed and neither missile hit its target.
  • On September 9, 1999, another US F-14 launched an AIM-54 at an Iraqi MiG-23 that was heading south into the no-fly zone from Al Taqaddum air base west of Baghdad. The missile missed, eventually going into the ground after the Iraqi fighter reversed course and fled north.

An AIM-54 Phoenix being attached to an F-14 wing pylon before the forward fins were installed (2003).

The AIM-54 Phoenix was retired from USN service on September 30, 2004. F-14 Tomcats were retired on September 22, 2006. They were replaced by shorter-range AIM-120 AMRAAMs, employed on the F/A-18E/F Super Hornet.

Despite the much-vaunted capabilities, the Phoenix was rarely used in combat, with only two confirmed launches and no confirmed targets destroyed in US Navy service. The USAF F-15 Eagle had responsibility for overland combat air patrol duties in Operation Desert Storm in 1991, primarily because of the onboard F-15 IFF capabilities. The Tomcat did not have the requisite IFF capability mandated by the JFACC to satisfy the rules of engagement to utilize the Phoenix capability at beyond visual range. The AIM-54 was not adopted by any foreign nation besides Iran, or any other US armed service, and was not used on any aircraft other than the F-14.

Iranian combat experience

Iranian F-14 Tomcats armed with multiple missiles, including AIM-54 Phoenix, 1986.

On January 7, 1974 as part of Project Persian King, the Imperial Iranian Air Force placed an order for 424 AIM-54As, later increasing it by 290 missiles that June. Of the initial order, 274 missiles and 10 training rounds were delivered for US$150 million, until the 1979 Revolution ended deliveries and left the remaining 150 missiles embargoed and the additional order of 290 cancelled.

According to Tom Cooper and Farzad Bishop, during the Iran–Iraq War AIM-54s fired by IRIAF Tomcats achieved 78 victories against Iraqi MiG-21//25s, Tu-22s, Su-20/22s, Mirage F 1s, Super Étendards, and even two AM-39 Exocets and a C-601. This includes two occasions where one AIM-54 was responsible for the downing of two Iraqi aircraft, as well as an incident on January 7, 1981 where a Phoenix fired at a four-ship of MiG-23s downed three and damaged the fourth.

The US refused to supply spare parts and maintenance after the 1979 Revolution, except for a brief period during the Iran-Contra Affair. According to Cooper, the Islamic Republic of Iran Air Force kept its F-14 fighters and AIM-54 missiles in regular use during the entire Iran–Iraq War, though periodic lack of spares grounded large parts of the fleet at times. During late 1987, the stock of AIM-54 missiles was at its lowest, with fewer than 50 operational missiles available. The missiles needed fresh thermal batteries that could only be purchased from the US. Iran found a clandestine buyer that supplied it with batteries, which cost up to US$10,000 each. Iran received spares and parts for both the F-14s and AIM-54s from various sources during the Iran–Iraq War, and has received more spares after the conflict. Iran started a program to build spares for the planes and missiles, and although there are claims that it no longer relies on outside sources to keep its F-14s and AIM-54s operational, there is evidence that Iran continues to procure parts clandestinely.

Both the F-14 Tomcat and AIM-54 Phoenix missile continue in the service of the Islamic Republic of Iran Air Force. Iran claimed to be working on building an equivalent missile[citation needed] and in 2013 unveiled the Fakour-90, an upgraded and reverse-engineered version of the Phoenix.

Развитие [ править ]

Фон править

С 1951 года ВМФ столкнулся с первоначальной угрозой со стороны Туполева Ту-4К «Бык», несущего противокорабельные ракеты или ядерные бомбы.

В конце концов, в разгар холодной войны угроза переросла в полковые налеты бомбардировщиков Ту-16 Badger и Ту-22М Backfire , оснащенных низколетящими, дальнобойными, высокоскоростными крылатыми ракетами с ядерным вооружением. и значительные средства электронного противодействия (ЕСМ) различных типов. Эта комбинация считалась способной нарушить оборону флота и угрожать авианосным группам.

ВМФ потребуются самолеты — перехватчики большой дальности и дальности для защиты боевых групп авианосцев от этой угрозы. Предлагаемый ракетный комплекс F6D должен был выполнить эту задачу и противостоять атаке как можно дальше от флота, который он защищал. Оружие, необходимое для самолетов-перехватчиков, Bendix AAM-N-10 Eagle , должно было быть ракетой класса «воздух-воздух» беспрецедентной дальности по сравнению с современными ракетами AIM-7 Sparrow . Он будет работать вместе с радаром Westinghouse AN / APQ-81. В декабре 1960 г. проект «Ракета» был закрыт.

AIM-54 править

AIM-54A, запущенный с испытательного стенда NA-3A в 1966 году.

В начале 1960-х годов ВМС США предприняли следующую попытку перехватить F-111B , и им потребовалась ракета новой конструкции. В то же время ВВС США отменили проекты своих наземных высокоскоростных самолетов-перехватчиков, североамериканских XF-108 Rapier и Lockheed YF-12 , и оставили боеспособную ракету AIM-47 Falcon на довольно продвинутой стадии разработки. разработка, но без эффективной стартовой платформы.

AIM-54 Phoenix, разработанный для истребителя ПВО F-111B, имел планер с четырьмя крестообразными стабилизаторами, который был увеличенной версией AIM-47. Одной из характерных черт предшественников ракетных ракет было то, что радар отправлял ему коррекцию на середине курса , что позволяло системе управления огнем «поднять» ракету над целью в более разреженный воздух, где она имела лучшую дальность.

F-111B был отменен в 1968 году. Его система вооружения, AIM-54, работающая с радаром AWG-9 , была перенесена на новый проект истребителя ВМС США, VFX, который позже стал F-14 Tomcat .

В 1977 году была разработана значительно улучшенная версия Phoenix, AIM-54C, для лучшего противодействия прогнозируемым угрозам со стороны тактических противолодочных самолетов и крылатых ракет, и его последняя модернизация включала возможность перепрограммирования памяти, чтобы идти в ногу с появляющимися ECM. .

«Салют-2»

Уже в начале 1960-х военное и политическое руководство сверхдержав — США и СССР — пришло к пониманию важности использования космоса в военных целях, прежде всего для глобальной разведки.

Сначала появились первые автоматические спутники-разведчики, затем задумались и о пилотируемых космических аппаратах.

В конце 1963 года президент США Джонсон заявил о проекте разработки пилотируемой орбитальной лаборатории с задачами разведки.

Ответный ход СССР не заставил себя ждать: 12 октября 1964 года, за два дня до окончания «эры Хрущева», Челомей поставил перед ведущими специалистами своего КБ задачу создать орбитальную пилотируемую станцию военного, но также научного и народнохозяйственного назначения, которой он дал название «Алмаз». Это должен был быть космический комплекс со сменяемым экипажем из двух-трех человек. Постановлением Совмина от 1 июня 1966 года ЦКБМ Челомея было поручено стать головным исполнителем по комплексу «Алмаз».

О масштабах работы можно судить по тому, что эскизный проект насчитывал более 100 томов и защищался в июле 1967 года перед комиссией из 70 известных ученых, руководителей НИИ и КБ промышленности и Министерства обороны.

Однако появилась альтернативная идея. Конструктор и космонавт Константин Феоктистов, по-видимому, первым предложил следующее: быстрее всего можно создать пилотируемую орбитальную станцию, если взять корпус орбитальной станции «Алмаз», установить на него переходной отсек, поставить солнечные батареи, двигательную установку и другие системы корабля «Союз», доработать его стыковочный узел. В качестве средств выведения станции на орбиту предлагалась ракета «Протон-К», а средств доставки экипажа на орбиту — доработанный космический корабль «Союз» и ракета Р-7А.

 «Не думайте, что все уже открыто и сделано в механике, в этой одной из древнейших наук. Здесь также много неоткрытого и необъясненного. Только мы часто проходим мимо совершенно необычных явлений, не замечая их»

Феоктистов доложил непосредственно Дмитрию Устинову об этой идее, позволяющей создать орбитальную станцию в короткие сроки, примерно за год. Устинов сразу понял: появился реальный шанс опередить американцев. И поддержал Феоктистова.

ЦКБМ Челомея срочно выпускает проект долговременной орбитальной станции (ДОС). Далее по указанию Устинова заместитель Челомея Бугайский выпускает доработанные чертежи по проекту станции ДОС-17К, забросив разработку комплекса «Алмаз», что в дальнейшем стало причиной разрыва сотрудничества Челомея и Бугайского.

Наконец, по приказу министра отрасли Афанасьева у Челомея забрали все восемь готовых корпусов станции «Алмаз» для доработки в стендовые и летные экземпляры станции по проекту Феоктистова.

Феоктистов вспоминал: «Челомей не без оснований рассматривал подключение своего филиала к нашим работам как пиратский набег на его остров с нашей стороны. Конечно, элемент пиратства тут был».

Несмотря на сильное сопротивление Челомея и апеллирование к военным, все его аргументы отметались — вопрос был решен на самом верху. Челомею пришлось смириться, и в результате такой ход событий затормозил работу по «Алмазу» на два года.

А первая станция под названием «Салют» была запущена 19 апреля 1971 года.

Тем временем в ЦКБМ у Челомея и на заводе им. Хруничева (ЗИХ) продолжались работы над «Алмазом», который 25 декабря 1972 года отправили спецэшелоном на Байконур.

В начале 1973 года «Алмаз» начали готовить к первому полету, который состоялся 3 апреля. Эту станцию в открытой печати назвали «Салютом-2».

Таким образом, в 1970-е годы в СССР одновременно выполнялись две различные программы разработки орбитальных пилотируемых станций — «Алмаз» и «Салют», но в открытой печати они носили одно общее название — «Салют».

В 1981 году все работы ЦКБМ по орбитальным станциям «Алмаз» и вообще по космической тематике были прекращены. Устинов считал, что Челомей должен заниматься только крылатыми ракетами.

Станция «Алмаз-Т» была запущена 29 ноября 1986 года уже после смерти и Челомея, и Устинова. Но из-за аварии ракеты-носителя станция на орбиту не вышла. Зато второй пуск «Алмаза-Т» под именем «Космос-1870» был вполне успешным — в течение двух лет на Землю передавались радиолокационные снимки высокого разрешения.

Станция «Алмаз-Т» была запущена 29 ноября 1986 года уже после смерти Челомея

ru.wikipedia.org

Использование по сравнению с другими системами оружия [ править ]

Комбинация AIM-54 / AWG-9 имела возможность многократного слежения (до 24 целей) и запуска (до шести Phoenixes можно запускать почти одновременно); большая ракета весом 1000 фунтов (500 кг) оснащена обычной боевой частью.

На F-14 четыре ракеты могут нести под туннелем фюзеляжа, прикрепленными к специальным аэродинамическим поддонам, плюс две под перчатками. Полная загрузка шести ракет Phoenix и уникальных пусковых направляющих весит более 8000 фунтов (3600 кг), что примерно в два раза больше веса Sparrows, что превышает допустимую возвратную нагрузку (которая также включает достаточно топлива для попыток ухода на второй круг) . Таким образом, наличие шести ракет «Феникс» потребовало бы сброса по крайней мере некоторых ракет «Феникс», если бы они не использовались. Наиболее распространенная боевая нагрузка для превосходства в воздухе — это смесь из двух ракет Phoenix, четырех ракет Sparrow и двух ракет Sidewinder .

Большинство других самолетов США полагалось на меньший, полуактивный самолет средней дальности AIM-7 Sparrow . Полуактивное наведение означало, что у самолета больше не было возможности поиска при поддержке запущенного Sparrow, что уменьшало ситуационную осведомленность .

Радар Tomcat мог отслеживать до 24 целей в режиме отслеживания во время сканирования , при этом AWG-9 выбирал до шести потенциальных целей для ракет. Пилот или офицер радиолокационного перехвата (RIO) мог запустить ракеты Phoenix, как только параметры были соблюдены. Большой тактический информационный дисплей (TID) в кабине RIO давал информацию экипажу (пилот имел возможность следить за дисплеем RIO), а радар мог непрерывно искать и отслеживать несколько целей после запуска ракет Phoenix, тем самым поддерживая ситуационную осведомленность о них. боевое пространство.

Канал передачи данных Link 4 позволил Tomcats ВМС США обмениваться информацией с самолетом E-2C Hawkeye AEW . Во время Desert Shield в 1990 году была представлена ​​Link 4A; это позволило Tomcats иметь возможность передачи данных истребитель-истребитель, что еще больше повысило общую ситуационную осведомленность. F-14D поступил на вооружение с JTIDS, которая принесла в кабину еще лучшую «картинку» канала передачи данных Link 16 .

Активное руководство править

AIM-54 Phoenix через секунды после запуска (1991 г.)

Phoenix имеет несколько режимов наведения и достигает своей максимальной дальности за счет использования обновлений на середине курса с радара F-14A / B AWG-9 (радар APG-71 в F-14D), когда он набирает высоту в крейсерском режиме на высоте 80000 футов (24000 м). ) и 100 000 футов (30 000 м) на скорости около 5 Маха. Phoenix использует эту большую высоту для увеличения дальности полета за счет снижения сопротивления атмосферы. На расстоянии около 11 миль (18 км) от цели ракета активирует собственный радар для обеспечения наведения на конечную цель. Минимальная дальность поражения для Phoenix составляет около 2 морских миль (3,7 км); на этой дальности при запуске будет инициировано активное самонаведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: