Медный всадник

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.

Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:

Вступление

Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:

  • огромные валуны волн разбиваются о крутые берега;
  • холодный ноябрьский ветер забирается под теплую шинель;
  • взор поражает масштабность просторов, усыпанных редкими деревьями;
  • в другой стороне Невы раскинулись топкие опасные болота, на месте которых скоро возвысятся башни Петербурга.

События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.

Завязка и развитие сюжета

Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:

  • мрачный и неказистый;
  • мелкий и незначительный;
  • безликий и серый.

Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.

Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.

Кульминация

Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».

Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.

Развязка

Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.

Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.

Лей — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.

Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.

«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин уже избавился от надежд на просвещенное правление Николая I, когда свои размышления о судьбе народа и пугачевского бунта представил в своем романе «Капитанская дочка». когда он проехал через всю Россию в Оренбург. В итоге он уединяется в имении жены Болдине, чтобы собраться с мыслями, где и создает поэму «Медный всадник». которую посвящает реформатору Петру Первому. Пушкин называет свое произведение «петербургской повестью» (в черновиках — «горестный рассказ» и «грустное преданье») и настаивает на том, что «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».

В «Медном всаднике» Пушкин ставит два самых актуальных для своего времени вопроса: об общественных противоречиях и о будущем страны. Для этого он показывает прошлое, настоящее и будущее России как неразрывное целое. Толчком к созданию поэмы можно считать знакомство Пушкина с третьей частью поэмы польского поэта Адама Мицкевича «Дзяды», в приложении к которой был стихотворный цикл «Петербург».

Туда входило стихотворение «Памятник Петру Великому» и еще несколько стихов, содержащих жесточайшую критику николаевской России. Мицкевич ненавидел самодержавие и резко отрицательно относился к Петру I, которого считал основателем современной русской государственности, а памятник ему называет «глыбой тирании».

Русский поэт противопоставил в «Медном всаднике» взглядам польского поэта свою философию истории. Интерес к петровской эпохе был у Пушкина весьма огромен. Он ценил прогрессивную деятельность Петра, но облик царя вырисовывается в двух планах: с одной стороны, это реформатор, с другой — самовластный царь, заставляющий повиноваться себе кнутом и палкой.

Глубокая по содержанию поэма «Медный всадник» была создана в кратчайший срок — с 6 по 31 октября 1833 года. Сюжет разворачивается вокруг Евгения, бедного чиновника, бросившего вызов статуе императора — основателя Петербурга. Эта дерзость «маленького человека» объясняется потрясением, которое испытал герой, когда после наводнения в Петербурге потерял свою невесту Парашу, оказавшуюся в зоне наводнения.

Все события, описанные в поэме, разворачиваются вокруг главных героев: их двое — мелкий чиновник Евгений и царь Петр I. Вступление к поэме является развернутой экспозицией к образу Петра: это и выяснение исторической роли государя, и описание его деятельности. Тема прославления Петра во вступлении проникнута верой в будущее России, она звучит патетически. Так же торжественно звучит и начало первой части, где поэт прославляет юный «град Петров».

Но рядом с государем оказывается бедный чиновник, мечтающий об обыденном — о семье и скромном достатке. В отличие от других «маленьких» людей (Вырина из «Станционного смотрителя» или Башмачкина из «Шинели» ), драма Евгения в «Медном всаднике» заключается в том, его личная судьба втянута в круговорот истории и связана со всем ходом исторического процесса в России. В итоге Евгений противостоит царю Петру.

Наводнение — центральный эпизод произведения. Смысл наводнения — бунт природы против творения Петра. Яростная злость взбунтовавшейся стихии бессильна разрушить город Петра, но это становится бедствием для социальных низов Петербурга. Поэтому в Евгении просыпаются мятежные чувства, и он бросает упрек небу, которое создало человека слишком бессильным. Позже, потеряв возлюбленную, Евгений сходит с ума.

Через год во время такой же ненастной поры, что и перед наводнением 1824 года, Евгений вспоминает все пережитое и видит на «площади Петровой» виновника всех своих несчастий — Петра. Спасая Россию, Петр поднял ее на дыбы над бездной и своею волей основал город над морем, и это приносит гибель в жизнь влачившего свой жалкий век Евгения. А горделивый истукан стоит по-прежнему на неколебимой вершине, не считая нужным даже взглянуть в сторону ничтожных людей.

Тогда в душе Евгения рождается протест: он припадает к решетке и злобно шепчет свои угрозы. Молчаливый истукан превращается в грозного царя, преследующего своим «тяжело-звонким скаканьем» Евгения, в итоге заставив его смириться. Мятеж «маленького человека» против Петра побежден, а труп Евгения похоронен на пустынном острове.

Поэма открывает читателю отношение поэта-гуманиста, признающего за каждым право быть счастливым, к жестокому подавлению мятежа. Автор намеренно вызывает сочувствие к судьбе «бедного Евгения», перемолотого историческими обстоятельствами, а финал звучит словно скорбный реквием, словно горькое эхо патетического пролога.

Чему учит

Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.

Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».

Анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме. В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн… Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно. В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива. Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит? …Узнать не может. Вид ужасный! Все перед ним завалено; Что сброшено, что снесено… Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина: Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь ворота, Снесло их, видно. Где же дом? Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной. Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре. Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога. Так завершается поэма А.С.Пушкина Медный Всадник.

79930 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу» :

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Медный всадник / Анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Главная мысль

Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим.

Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».

Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.

Жанр, направление, размер

«Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.

Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

«Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам.

Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение.

Краткая история создания «Медного всадника» Александра Пушкина

Творчество Александра Сергеевича Пушкина придётся по душе каждому, не зря про него говорят: «Пушкин – наше всё». Его книги можно найти в библиотеке серьёзного история, на полках юной девушки, ищущей в книгах любовь и романтику, а человек с хорошим чувством юмора всегда по достоинству умеет оценить великого писателя. У Александра Сергеевича найдётся произведение и для любителей мистики – поэма «Медный всадник».

Эта поэма когда-то взбудоражила не только общественность, но и царскую цензуру: в ней обличался царский режим, социальная несправедливость, поднимались гуманистические темы, в неё органично вписывались размышления о вечных конфликтах. В ней отразился образ и облик Петербурга, с его двойственностью красивой северной столицы великой державы и дурной славы города, где царит нищета, голод, болезни и зловещий мрак.

«Медный всадник» стал своеобразным памятником реальной трагедии, потрясшей столицу Российской империи в 1824 году

Речь идёт, конечно, о наводнении в Петербурге, когда Зимний дворец, по словам одного очевидца, «стоял, как скала, среди бурного моря», отважно отражая ревущие волны. Поэтому то, что случилось с домиком бедной Параши, отнюдь не является преувеличением

Сам поэт в это время томился в ссылке в Михайловском, поэтому свидетелем наводнения он не был. Однако, даже находясь вдали от города, он остро переживал это ужасное событие: просил брата помочь деньгами пострадавшим, подчёркивая, при этом, что сделать это нужно анонимно; в письмах к тому же брату признавался, что потоп у него «с ума нейдёт».

Масштабы катастрофы, к которой он, по правде сказать, сначала отнёсся с пренебрежительной усмешкой, по-настоящему поразили Пушкина. Наводнение не исчезает со страниц его писем и в 1830-х годах, когда он пишет жене о его злоключениях в Петербурге. С помощью многочисленных свидетельств и силы собственного воображения, Пушкину удалось восстановиться страшную до мурашек картину.

Оживший памятник Петра I может являться отсылкой к истории про сон одного майора, состоявшего на службе при Александре I. По ходящей в народе легенде, когда в 1812 году он заявил, что хочет вывезти «всадника» из города, приближённые передали императору сон майора: ему привиделось, будто по петербургским улицам скакал «Медный всадник». Затем остановился, приблизился к Александру I и обратился к нему со словами: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться». Так памятник, а, может, и вся Россия вместе с ним, были спасены.

Любопытна и сама работа над произведением: Пушкину удалось завершить его меньше, чем за месяц. «Медный всадник» стал ещё одним шедевром, написанным в Болдине. Можно подумать, что Александру Сергеевичу написание поэмы далось необыкновенно легко, однако на самом деле это далеко не так. «Медный всадник» был почти буквально выстрадан: по рассказам, Пушкин тщательно оттачивал каждое слово, чтобы довести своё творение до совершенства, ему не раз приходилось переписывать стихи.

«Медный всадник», как и некоторые другие произведения Пушкина, не могли пройти мимо жёсткой и непреклонной цензуры. В своём дневнике поэт сетовал на огромное количество правок, многие из которых казались поистине абсурдными. Рукопись прекрасной поэмы, над которой он столько трудился, была измарана замечаниями цензурщиков, что для Пушкина было равносильно запрету на публикацию.

Таким образом, оригинальный текст поэмы так и не был напечатан при жизни: несмотря на то, что Пушкин пытался исправить произведение, он вскоре оставил эту затею, отложив рукопись в долгий ящик. И всё-таки «Медный всадник» увидит свет, когда его в 1837 году напечатают с правками Жуковского, убрав неугодные цензуре сцены вроде бунта главного героя. Это, конечно, значительно исказило изначальный смысл поэмы, и замысел Пушкина был перекручен. Спустя 67 лет широкая публика получит возможность ознакомиться с настоящим, неисправленным текстом и в полной мере насладиться чтением поэмы.

Образ Петра в поэме «Медный всадник» и исторический план произведения

Своеобразие поэмы отражается в одновременном взаимодействии трех планов. Это легендарно-мифологический, исторический, а также условно-литературный. Император Петр предстает на легендарно-мифологическом плане, ведь он не является историческим персонажем. Он является безымянным героем легенды, строителем и основателем нового города, исполнителем высшей воли.

Но думы Петра отличаются конкретностью: он решил построить город «на зло надменному соседу», чтобы и Россия могла «в Европу прорубить окно». А. С. Пушкин подчеркивает исторический план при помощи слов «прошло сто лет». И эта фраза окутывает происходящие события дымкой времен. Возникновение «юного града» уподобляется поэтом чуду. На том месте, где должно быть описание процесса возведения города, читатель видит прочерк. Сам рассказ начинается с 1803 года (в этот день «граду Петра» исполнилось сто лет).

История создания поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина

Это произведение отличается непростой историей создания. Несмотря на то, что поэма была создана в короткие сроки, Пушкин вложил в нее много сил. Многие люди интересуются, когда написано произведение. Оно датируется 1833 годом.

Каждое стихотворение Пушкин многократно переписывал. В результате ему удалось совместить в небольшой поэме много образов и символов. Произведение создано в Болдино – после поездки Александра Сергеевича на Урал. Объектом его интереса были места, связанные с бунтом Пугачева.

Вероятно, идея памятника, который оживает, появилась у поэта в тот момент, когда Александр I решил вывезти его из города. Но один майор увидел сон, что Медный всадник передвигается по городу и приближается к императору. Он обвиняет правителя в том, что тот довел жизнь до трагических событий, но пока монумент на месте, бояться не стоит. Это остановило царя, а легенда о Медном всаднике жива по сей день.

Образы героев

Автор отзывался о своей поэме как о «горестном рассказе» и заявлял, что события в ней основаны на правде. Произведение может показаться сложным для восприятия учащихся, у которых нет определенных знаний по истории. Главные герои «Медного всадника»:

  • Евгений. Бедный чиновник знатного происхождения. Молодой человек готов трудиться день и ночь, чтобы зарабатывать на жизнь. Он снимает комнату в Коломне — районе Петербурга, где обитают ремесленники и мелкие чиновники. Герой мечтает о встрече с возлюбленной, которая живет на другом берегу Невы. Из-за непогоды река выходит из берегов, и встреча откладывается. Мысли героя устремлены в будущее. В них — надежда на счастливый семейный союз.
  • Медный всадник. Олицетворение Петра I. У Пушкина это двойственный образ. С одной стороны, это защитник слабых и «отец просвещения». С другой — грубый самодур, который приносит обществу немало бед.

Особое место в произведении занимает образ Петербурга. По словам Белинского, именно город является главным героем поэмы. Описанию Петербурга автор уделяет особое значение. Наиболее подробно оно представлено во вступлении, где поэт рассматривает место до и после основания. Первоначально это болотистые, малозаселенные берега. Через 100 лет, в XIX веке — крупный европейский город, застроенный красивыми домами, в порт которого заходят корабли со всех концов земли.

Автор не скрывает своей любви к городу, упоминает белые ночи, суровые зимы, наводнение 1824 года, после которого Петербург долго приходит в себя. Обожание передают такие цитаты: «Люблю тебя, Петра творенье», «И всплыл Петрополь», «Над омраченным Петроградом». Почему Пушкин не упоминал название Петербург ни в одном отрывке произведения? Об этом до сих пор спорят историки и литераторы.

А.С. Пушкин «Медный всадник»: анализ произведения

Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский поэт, классик Золотого века. Его известный «Медный всадник», анализ которого будет предложен ниже, является замечательным произведением литературы.

Оно посвящено Петру Великому и его главному творению — городу на Неве Санкт-Петербургу. Анализ поэмы «Медный всадник» всегда дается очень нелегко, потому что отношение к великому реформатору и его детищу не у всех однозначное. А.Пушкин – это мастер стихотворной формы, и именно поэтому ему не составило особого труда изобразить историю в именно такой форме.

«Медный всадник»: анализ поэмы

Поэма была создана в 1833 году. К тому времени мнение самого автора об преобразованиях великого царя-строителя изменилось, ведь в Полтавской битве был герой именно Петр Первый. Поэма изначально не прошла жестокую цензуру Николая 1, но после была допущена к публикации.

В центре внимания два героя – юноша по имени Евгений и сам Медный всадник. Данная поэма легко читается, что позволяет быстро сделать анализ. Медный всадник – это тот, кого обвиняет юноша в своей беде (после сильного наводнения герой прибегает к дому любимой девушки и видит, что это стихийное бедствие затронуло и его судьбу – Параши больше нет).

О чем же говорится в первой части этой стихотворной повести? В ней рассказывается о прекрасном осеннем Санкт-Петербурге. Там живет молодой и трудолюбивый Евгений, который очень озабочен и огорчен своей участью. У него есть любимая девушка — Параша, которую он не видел на протяжение многих дней и очень по ней скучал. Был обычный день, Евгений шел с работы домой и думал о Параше. Ночью начинается сильное наводнение, после которого он и узнает, что его любимой больше нет. После этого случая герой перестает «жить»: он уходит с работы, с квартиры, живет на пристани. В один из осенних дней он идет по неизвестной причине именно к Медному всаднику.

Медный всадник (анализ одноименной поэмы великого русского классика А.Пушкина всегда заставляет задуматься каждого) величественно возвышается на Сенатской площади. Пушкин использует приемы олицетворения, чтобы показать связь между героем и памятником. Евгению начинает казаться, что после его обвинений сам Петр Великий гонится за ним (Евгению слышит стук несущихся копыт). Сам автор называет своего героя «безумцем», а Медного всадника величественно характеризует: «…он, дум великих полн».

Поэма «Медный всадник», анализ и подробный разбор которой помогут окунуться в атмосферу, описываемую А.Пушкиным, — великий труд. Это стало возможным благодаря изумительному чувству стиля и слова, точным приемам и грамотному согласованию слов. Использование славянизмов придает произведению настоящий русский характер и подчеркивает именно русскую натуру Евгения (чело, хладный), в то время как для Петра Пушкин использует совсем другую стилистическую окраску слов – «державец полумира». Поэма «Медный всадник» стала символичной для города на Неве. Именно после выхода в свет этой поэмы, обращаясь к Санкт-Петербургу, стали говорить: «Красуйся, град Петров…»

Главные герои и их характеристика

Евгений – главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, однако не мечтал о богатствах. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Пушкин сам отмечал «серость» героя, его заурядность. У Евгения есть мечта – создать семью с любимой девушкой и жить счастливо. Подобная мечта свойственна многим, так что и здесь он не выделяется «среди толпы». В тексте не упоминаются его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек» — ничтожный, слабый, довольствующийся малым. Как только в нем появляются сильные чувства – гнев, ярость – при виде статуи Петра I, он как будто их пугается и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать холопа за бунт. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет, и сбегает.

Петр I – великий реформатор Российской империи, умный, расчетливый и деспотичный. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, пускай и обращены во благо России, мало касаются большинства ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением бесчеловечной власти, которая, разбегаясь, топчет народ. Образ медного всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая громада готова обрушиться на Евгения всей тяжестью и грозно нависает над ним.

Медный всадник — символ бездушной и безразличной власти, которая не идет на контакт с народом и возвышается над ним угрожающим и надменным памятником. Власть имущие так же холодны и равнодушны, как глыба бронзы. Евгений мог с тем же успехом обращаться к реальному чиновнику — результат был бы тот же: его не услышали бы и наказали за вольнодумство.

Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город выглядит роскошным и величественным. Его построили во благо нации, и теперь он стал для многих домом и крепостью, находящейся под охраной реки Невы. Но уже в первой части произведения Петербург не кажется таким прекрасным. Вместо «золотых небес» над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и под ее толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять, будто не его улицы разрушены и не его население запугано. Он все такой же холодный, недоступный и даже лицемерный – как и массивная статуя его основателя, «кумира на бронзовом коне».

Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мертвой государственной машине в образе Медного всадника

В какой-то мере она, непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, напоминает восстание декабристов, которые были близки Пушкину: дворяне призывали государя обратить внимание на проблемы простого народа, но тот отказался к ним прислушиваться и отправил в ссылки; но мысль, словно стихия, не может и не будет подчиняться власти, какой бы деспотичной она не была.

Сюжет произведения

Произведение описывает судьбу обычного молодого парня Евгения, который только начинает взрослую жизнь. Ничем не примечательный юноша мечтает жениться на любимой девушке Параше и мирно прожить на окраине Петербурга.

Однако внезапно его планы рушит опасная стихия. После страшного бедствия, которое ненадолго разлучило влюбленных, юноша мчится к дому Параши и видит, что возлюбленной больше нет в живых.

Страшное горе приводит к тому, что молодой человек попросту теряет свой разум. Он бесцельно бродит по городским улицам и пытается отыскать виновника ужасной трагедии.

Трагедию маленького человека никто не замечает. Нева продолжает величественно течь, и Петербург продолжает вести привычный образ жизни.

Произведение включает различные смысловые акценты. Поэма обладает линейным построением. При этом ее структуру нарушают исторические детали. По мере развития сюжета автор объединяет два временных потока – прошлое с настоящим.

В объемном прологе Пушкин описывает хорошие деяния Петра, одним из которых стало основание Петербурга. В основной части описывается страшное стихийное бедствие – наводнение. Ложной кульминацией является осознание гибели Параши, а ложной развязкой – сумасшествие Евгения.

При этом в действительности в качестве кульминации стоит рассматривать обращение молодого человека к памятнику Медного всадника. При этом развязкой считается погоня памятника за дерзким юношей. Поэма не имеет графически обозначенного эпилога. Последние четверостишия описывают гибель главного героя, что и является эпилогом.

Вариант 2

Поэма «Медный всадник» написана в 1833 г. во время пребывания А. Пушкина в Болдинском имении. В ней писатель, взяв за основу сюжета реальные исторические события, раскрывает психологическую и философскую проблематики, а также показывает конфликт жизни маленького человека и самодержавной власти.

В поэме «Медный всадник» два главных героя:

Петр Первый – император Российской империи. Пушкин трактует его образ двояко. Во вступлении поэмы самодержавец изображен мудрым правителем, реформатором, основавшим город Петербург, «младшую столицу» всей империи. Этим самым он «прорубил окно в Европу для России». Красочное описание самого города также составляет большую часть вступления поэмы, как возвеличивание заслуг императора. Однако в двух частях самого произведения, Петр Первый, представленный в виде статуи Медного всадника, показан обычным недальновидным человеком, желание самоутвердиться которого принесло немало бед и трагедий для «маленьких людей». Символичной становится кульминация поэмы – сцена преследования Медным всадником бедного сумасшедшего, что характеризует Петра Первого как деспотичного тирана, презирающего простых людей и не терпящего иного мнения, кроме своего.

Евгений – молодой юноша знатного рода, который, однако, на момент событий поэмы живет без поддержки родных и бедствует. Второй год служит чиновником низшего ранга. Назван также как и главный герой романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» (о чем сам поэт и упоминает в поэме), что подчеркивает глубокий психологизм образа. Герой думает лишь о счастливом будущем со своей возлюбленной Парашей, которая живет на другом берегу Невы, мечтает об их совместной жизни и детях. Во время наводнения все помыслы Евгения, спасающегося от бедствия на мраморной фигуре льва, обращены к любимой. Его душевное состояние в этот момент по своей силе, значительности и эмоциональности очень сходно с самим природным бедствием в Петербурге. Однако параллельно всей этой трагической ситуации показан непоколебимый образ «кумира на бронзовом коне» (Медный всадник), символ самодержавия.

На следующий день после трагедии, Евгений, с трудом добравшись на другую сторону залива, видит развалины и мертвые тела. Однако он не находит дома Параши и её матери и понимает, что его просто снесло бурным течение реки. Потеряв любимую и вместе с ней смысл своего существования, Евгений сходит с ума. С тех пор он не возвращался домой, жил и ночевал на улицах. Питался Евгений подаянием, терпеливо снося и насмешки детей, и удары «кучерских плетей». Однажды при повторении грозы, герой, бродя в испуге по городу, оказывается возле памятника Петру Первому. Там он впервые после пережитого горя проявляет свои эмоции – он грозит памятнику за неудачное «основание города под морем», винит его в случившейся трагедии и равнодушию к людям. Однако после, испугавшись, Евгений впадает в забытье и стремительно убегает, так как ему кажется, что за эту дерзость памятник императора гневно преследует его верхом на коне. После этого случая он обходил памятник с большим смущением. А через несколько месяцев его труп находят на одном из маленьких пустынных островов возле занесенного наводнением заброшенного дома.

Второстепенными персонажами в поэме являются:

Перевозчик – на следующий день после наводнения за один гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной на другую сторону залива.

Параша – любимая девушка Евгения. Она живёт на одном из берегов Невы в маленьком домике вместе с матерью-вдовой. Обе они погибают во время наводнения. В целом, героиня присутствует в поэме как образ идеальной возлюбленной и смысла жизни для Евгения. Её смерть становится катализатором его безумия и дальнейшей трагической концовки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: