Басня: история жанра, классификация, структура

Примеры из произведений

В своих произведениях писатели иронисты тонко и тактично насмехаются над персонажами и несуразными ситуациями. Они делают это естественно и легко, что дарит удовольствие от чтения и вызывает улыбку. Ирония (примеры из литературы):

  • в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» отмечено, что Осел у Льва «за мудреца слыл»;
  • в рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» фраза: «Всех победил, каков Геракл»;
  • в драматическом романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» слова Воланда: «Свежесть бывает только первая, она же последняя»;
  • из записных книжек И. А. Ильфа: «Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты»;
  • стих В. В. Маяковского «Нате!» (одно из четверостиший: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей», где показана жизнь и судьба чужих, бездуховных обывателей с низменными инстинктами).

Танец модерн

Этим термином называют направление в танцах, которое возникло в первой половине двадцатого века. Это стало результатом ухода от строгих балетных норм в пользу большей творческой свободы постановщиков и исполнителей.

Предшественником модерна стал свободный танец. Он отрицал балетные техники и движения, отработанные до автоматизма. Адепты этого направления рассматривали танец как особую философию, которая способна изменить жизнь и вернуть человека к самому себе.

Считается, что свободный танец придумала Лои Фуллер. Именно ее идея стала источником создания разных направлений современного танца и пластики. В труппе этой танцовщицы начала свой путь знаменитая Айседора Дункан.

Истоки русской басни

В русской литературе этот жанр появился еще несколько столетий назад. Уже в пятнадцатом-шестнадцатом веках стали популярны басни, которые прошли через Византию с Востока. Впоследствии получили популярность и творения Эзопа. Его жизнеописания стали распространены в семнадцатом и восемнадцатом веках.

В 1731 году Антиох Кантемир, пытаясь подражать Эзопу, написал 6 басен. Также в этом жанре работали Александр Сумароков и Василий Тредьяковский.

Иван Хемницер сделал басни художественными. При этом он переводил Лафонтена и Христиана Геллерта. Также этот автор писал и свои собственные произведения. Современники Измайлова ценили его творения за простоту и естественность.

Однако наибольшее распространение получили труды Ивана Андреевича Крылова. Его произведения были переведены практически на все языки Западной Европы и на некоторые восточные. При этом переводы и подражания у Крылова занимают небольшое место. Большая часть произведений этого автора весьма самобытна.

Тем не менее, Иван Андреевич опирался в своем творчестве на труды Эзопа, Лафонтена, Федра. После достижения предела басня как особый род литературы после Крылова пропадает. Это направление остается лишь как шутка или пародия.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ВВЕДЕНИЕ

Начало ХХІ века ознаменовало новую эру, эру глобализации. Человека охватил водоворот, неудержимым вихрем несущий человечество, часто разрушая мировоззренческие ценности, которые формировались на протяжении всей истории цивилизации. И в этом вихре стабилизирующим островком являются басни, которые учат отличать хорошее и плохое, светлое и темное, прекрасное и уродливое. Поэтому раскрывая перед школьниками мир басни, мы тем самым способствуем становлению человека, начиная с его детства и юности.

В процессе литературоведческих и лингвистических исследований басня изучалась довольно многогранно; наиболее полная разработка теоретических и практических аспектов данных исследований отражена в трудах ученых: Н. М. Анненковой , М. Л. Гаспарова , А. В. Дановского , Ю. В. Стенник .

Цель данной работы заключается в определении особенностей басни как литературного жанра и специфики её изучения в средней школе.

Достижение цели исследования предусматривает выполнение следующих задач:

1) изучить понятие «басня» в современном литературоведении;

2) выявить особенности басни как жанра;

3) охарактеризовать языковую специфику басен;

4) раскрыть специфику подхода к изучению басни;

5) проанализировать изучение басен в средней школе;

6) рассмотреть теоретико–методическое обеспечение уроков;

7) подготовить материалы для слова учителя о жизни и творчестве И.А. Крылова;

Объектом исследования является басня как жанр литературы.

Предметом исследования являются художественные особенности басни и ее изучение в средней школе.

Материалом исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по литературоведению и методике изучения литературы в средней школе.

Методы исследования. Особенности предмета исследования определяют методику его изучения. В работе использованы как общенаучные, так и литературоведческие методы – метод анализа и обобщения научных данных, сравнительный анализ авторских методик по изучению басни как жанра в средней школе, метод контекстного анализа.

Актуальность темы определяется следующими факторами: во-первых, значительной ролью басни в литературном процессе; во-вторых, недостаточной исследованностью темы; в – третьих, усиленным вниманием ученых – методистов к новым формам и методам работы на уроке в рамках внедрения и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта в средней школе. Теоретическое значение заключается в обобщении литературно — методических подходов к изучению художественных особенностей басни

Теоретическое значение заключается в обобщении литературно — методических подходов к изучению художественных особенностей басни.

Практическая значимость. Различные авторские методики по изучению басен в школе, рассмотренные в данной работе, помогут учителю — предметнику сделать выбор программы. Выполненная подборка материалов для составления конспектов уроков может быть использована для подготовки к уроку по изучению басен И.А.Крылова.

Структура работы обусловлена спецификой предмета и объекта исследования, его целью и задачами. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Списка использованных источников.

Глава 1. Жанровое своеобразие басни

Басня, безусловно, является уникальным явлением литературы, объединившим в себе своеобразие формы и содержания. Прежде чем рассматривать жанровые особенности басни целесообразно определить само понятие «жанр».

Е. Крошнева указывает на то, что в современном литературоведении под «жанром» подразумевают некие содержательные формы, на которые делится каждый литературный вид. Исследователь указывает на то, что литературоведческие понятия «вид» и «жанр» часто используются как синонимы, при этом более частное деление называется жанровой разновидностью. Именно в жанре литературы во всей своей полноте проявляется содержательность формы, так как «жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений» .

История создания оперы «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» М. И. Глинки

Кто и когда написал это произведение? Опера была написана Глинкой в 1836 году. Еще во время путешествия по Германии и Италии в 1830-1834 годах, предшествовавшему началу работы над этим произведением, Глинка часто думал о работе, которая покажет единство и силу национального духа русского народа.

После возвращения в Россию композитор начал сочинять оперу «Марьина роща» по мотивам повести Жуковского. Однако в скором времени отказался от этой идеи и начал работать над «Иваном Сусаниным».

Многих людей интересует, где происходит действие оперы. К основным местам относят село Домнино, Польшу и Москву. Особенности творческого процесса композитора заключались в том, что он сам продумывал детали композиции и драматургии. При этом всю музыку он создавал до возникновения текста. Потому либреттисту приходилось адаптировать текст к уже придуманным мелодиям.

Произведение создавалось очень быстро. Буквально за 1,5 года оно было написано. Либретто придумал барон Георгий Розен. Впоследствии стали применять либретто авторства Городецкого. После завершения произведения Глинка посвятил его Николаю Первому. Тогда же изменилось название оперы.

Вклады Остина Берта и Чарльза Тобера

В 1829 году американец Уильям Берт получил патент на печатную машинку для слепых, которая называлась «Тайпограф», что в переводе означает «печатник». Устройство включало заготовки букв, которые при помощи особого тиснения оставляли на толстой бумажной ленте четкий след.

В 1843 году патент на устройство для печати получил и Чарльз Тобер. Ученого интересовала судьба незрячих людей. Подобно своим предшественникам, исследователь хотел обеспечить работой слепых, которые до этого момента не принимали никакого участия в социальной жизни. Прибор Тобера не вызвал интереса у производителей

Однако его изобретение имеет важное преимущество. Оно включало ценную идею передачи движения букв рычажным способом

Происхождение жанра

Басня — это один
из древнейших литературных жанров. В
Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V
вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в
Риме — Федр (I
в н. э.). Виднейшим баснописцем нового
времени был французский поэт Ж. Лафонтен
(XVII
в.).

В России развитие
басен относится к середине XVIII-
началу XIX
вв. и связано с именами А.П. Сумарокова
(«притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова,
И.И. Дмитриева, хотя первые опыты
стихотворных басен были ещё в XVII
в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине
XVIII
в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии
вырабатывается басенный вольный стих,
передающий интонации непринуждённого
и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова
с их реалистичной живостью, здравомысленным
юмором и превосходным языком знаменовали
расцвет этого жанра в России. В советское
время приобрели популярность басни Д.
Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Существуют две
наиболее известные концепции происхождения
басни. Первая представлена немецкой
школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др.
Согласно этой концепции, в басне
первично повествование, а мораль
вторична; жанр происходит из сказки о
животных, а сказка о животных — из мифа.
Вторая концепция выдвинута американским
учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне
первична мораль; басня близка сравнениям,
пословицам и поговоркам; как и они,
данный жанр возникает как вспомогательное
средство аргументации.

Цель басни


— высмеивание человеческих недостатков,
пороков, негативных социальных явлений.
Действующими лицами произведений такого
жанра являются животные, растения, вещи.
Характеристика персонажей не даётся
развёрнуто. Она реализуется не через
действия, а через подобную детализацию
со стороны автора.

В басне
отличают повествование и вывод из него,
т.е. определенное положение (нравоучительное
заключение, афоризм, правило, совет,
указание), присоединенное к повествованию.
Этот вывод – так называемая мораль — в
басне прилагается обыкновенно в конце,
иногда в начале. Чаще всего содержится
в скрытом виде, как легко подразумеваемый
в связи с изложенными событиями и
разговорами. Мораль может быть выражена
как эксплицитно
,
т.е. автором басни, так и имплицитно
,
т.е выводится самим читателем. В
русской литературе довел басню до
наибольшего художественного совершенства
Крылов. Его басни отличаются меткостью
народных поговорок, веселым и насмешливым
тоном, практичностью общего духа. Мораль
басен Крылова принадлежит к области
житейской мудрости, направлена к
поощрению навыков, полезных в жизни.

Басня по той роли,
какую имеют в ней животные, восходит к
сказаниям первобытных времен, когда
одушевленность животных представляли
себе совершенно тождественною с
одушевленностью человеческою и животным
приписывали сознательную волю, разум
и т.д.

Басня, как правило,
построена на основе противопоставления
парных признаков с противоположным
значением: ум – глупость, жадность –
щедрость, трудолюбие – лень, простота
— хитрость и др.

Изучив и
проанализировав научные литературоведческие
источники, мы обобщили полученную
информацию, оформив всё в таблице 1.

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Первые попытки

Печатная машинка появилась в 1714 году, когда был выдан патент на пишущий агрегат. Ее придумал английский изобретатель Генри Милл. Однако достоверные сведения о конструкции механизма и изображение самого устройства не сохранились. Понадобилось почти 100 лет, чтобы получить первую работающую пишущую машинку.

Романтичная история изобретения

В 1808 году механик Пеллегрино Терри создал свою печатную машинку. История этого изобретения является весьма романтичной. Ученый придумал такое устройство для своей возлюбленной – юной графини Каролины Фантони. Молодая леди внезапно ослепла. Чтобы девушка могла вести переписку со своими родственниками, Терри придумал печатную машинку.

Когда появился жанр «романс»?

История появления такого направления в музыке началась еще в средневековые времена. Где же оно было придумано? В тринадцатом или четырнадцатом веке в Испании путешествовали поэты, которые писали и исполняли песни. Они значительно отличались от церковных хоралов, которые были распространены в тот период.

Кто конкретно придумал первый романс, не известно. При этом испанские трубадуры писали свои произведения на любовно-лирическую тематику. В них описывались подвиги смелых рыцарей, посвященные высокой любви к прекрасным женщинам. К тому же песни исполнялись на «romance». Именно так в те времена называли испанский язык

Еще одной важной особенностью произведений считалась их особая напевность

Со временем мелодичные стихи, положенные на музыку, стали популярны в других странах. Там трубадуры тоже создавали так называемые светские стихи, которые именовались балладами. Они были посвящены важнейшим историческим событиям и героическим подвигам

Важное место в таких произведениях занимала любовная лирика

Спустя несколько столетий термин прижился в различных странах. Его использовали для обозначения напевного стихотворения, которое носит лирический характер, и произведений, характеризующих вокальную музыку. При этом местом возникновения такого направления в музыке считается Испания.

Жанр стал процветать во второй половине восемнадцатого века. Именно тогда начали появляться произведения Гете, Гейне, Шиллера. Они были наполнены лиризмом и отражали глубокие чувства. Многие композиторы использовали произведения этих авторов для создания вокальных композиций. В качестве примера стоит привести Франца Шуберта, который стал основоположником романтизма в музыке. 60 его произведений написаны на стихи Гете, а 40 – на слова Шиллера.

Басня «Обоз» — для детей или взрослых?

В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.

Басня — это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.

Наиболее известным
эпическим жанром, изучаемым в начальной
школе является басня. Басня — это:

1. Небольшой рассказ,
обычно стихотворный, как правило, носит
сатирический характер.

2.
Нравоучительный и сатирический краткий
рассказ прозе и стихах, в котором под
видом картин из жизни зверей рисуются
людские недостатки.

3. Жанр
дидактической поэзии, короткая
повествовательная форма сюжетно-законченная
и подлежащая аллегорическому
(иносказательному, наглядному, картинному
выражению отвлеченных понятий посредством
конкретного образа) истолкованию как
иллюстрация к известному житейскому
или нравственному правилу.

4.
Литературный жанр; краткий, обычно
стихотворный рассказ, в иносказательной
форме, сатирически изображающий
человеческие поступки и отношения.

Первые алфавиты

Первый алфавит появился примерно 4000 лет назад. Доподлинно известно, что буквами начали пользоваться уже древние финикийцы. Впоследствии письменность появилась в Древней Греции и Риме. Там возникновение азбуки произошло 2500 лет назад.

Примерно 3500 лет назад жители Средиземноморья начали пользоваться одним и тем же символом, который позволял обозначать звук в разных сочетаниях. Жители Древнего Египта составили своего рода алфавит из 24 символов, которые использовались для обозначения конкретных звуков. Славяне стали применять буквы позже – примерно 1000 лет назад.

Однозначно ответить на вопрос о происхождении алфавита сложно. Письменность была создана не в один момент. Потому ее автором не мог быть единственный человек. При этом существуют азбуки, которые появились как следствие творческого процесса за конкретный период времени. В качестве примера стоит привести славянский алфавит, придуманный «Солунскими братьями» Кириллом и Мефодием.

Театральные постановки рассказа

На момент создания пьеса Грибоедова выглядела весьма дерзко. К тому же для нее характерна непростая история создания. Не менее интересной считается судьба театральных постановок. Цензура долго запрещала их. В 1825 году была сделана попытка поставить пьесу в Петербургском театральном училище, однако она оказалась неудачной.

Впоследствии пьесу «Горе от ума» поставили в Ереване. Это произошло в 1827 году. В постановке задействовали офицеров Кавказского корпуса, которые играли в любительском театре. На спектакле присутствовал и Грибоедов. Через 4 года комедию сыграли в театрах Москвы и Петербурга, однако цензура внесла в произведение много правок. Лишь в 1860 году пьесу стали ставить в ее первоначальном варианте.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» считается одним из наиболее известных произведений русской литературы. Многие фразы из этой комедии распространились по всему миру. Нужно сказать, что они не утратили актуальности и сегодня. Потому пьеса сохраняет свою популярность.

Кто создал первую печатную книгу?

Первую печатную машинку изобрели китайцы. Они придумали блочную печать. Создание книг таким способом считалось сложным процессом, однако писать от руки было еще сложнее. В 764 году нашей эры впервые появились печатные свитки. Они включали буддийские молитвы и изготавливались по заказу императрицы Сетоку. При этом впервые книга при помощи блочной печати была создана в 868 году.

В мире создателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг. Он придумал для этой цели специальную механическую машину. Первой печатной книгой, полученной таким путем, была Библия. Она была создана в Германии и принесла создателю механической машины мировую известность. Его изобретение положило основу массовому книгопечатанию.

Мировые шедевры русской оперы

За время своего существования русское оперное искусство успело прославиться на весь мир. При этом можно выделить несколько наиболее знаковых произведений в этом жанре.

«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»

Это произведение придумал Михаил Глинка. Впервые произведение было поставлено в 1836 году на сцене Большого театра, расположенного в Санкт-Петербурге. Первую редакцию либретто написал барон фон Розен.

«Борис Годунов»

Основой оперы Мусоргского стало произведение Александра Пушкина. Композитор сам написал либретто, изучая материалы историка Карамзина. На это ему потребовалось 5 лет. Путь произведения к сцене тоже оказался тернистым.

«Князь Игорь»

Это произведение Александра Бородина воплотило на сцене известное произведение «Слово о полку Игореве». Композитор писал оперу в течение 18 лет, однако ему так и не удалось ее закончить. По черновикам Бородина произведение завершали Глазунов и Римский-Корсаков.

«Каменный гость»

Эта опера создана Даргомыжским. Это произведение тоже было закончено после смерти автора. Композитор завещал продолжение работы Римскому-Корсакову и Кюи.

«Золотой петушок»

В основу этой оперы Николая Римского-Корсакова легла знаменитая сказка Александра Пушкина. В своей работе композитор и создатель либретто Бельский использовали русский фольклор.

«Хованщина»

Эта опера Мусоргского служит воплощением старой и новой Руси. Композитор сам писал либретто, занимаясь изучением исторических документов семнадцатого века.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: «Раскрой понятие басни». Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.

Басня – короткий аллегорический рассказ, как правило, в стихах, нравоучительного характера с выводом, моралью, чаще дающейся в концовке басни, реже в самом её начале. Басне свойственно сатирическое или ироническое иносказание. Для басни характерно олицетворение: действующими лицами нередко выступают животные, неодушевленные предметы. Басня близка к притче, сказке, новелле, анекдоту, пословице.

Возникновение басни связывают с именем легендарного древнегреческого раба Эзопа жившего в 6-5 вв. до н.э. Восстановить и отследить основные моменты его биографии весьма непросто. Разные древние историки и писатели приводят разные факты из жизни первого баснописца и доводят его личность практически до легендарности. Однако, в 16 веке историчность Эзопа впервые ставится под сомнение, которое впоследствии было обосновано филологами 18 века (в частности, Ричардом Бентли). В 19 веке Эзоп был признан полностью мифическим персонажем. Однако и по сей день многие авторы оставляют возможность существования исторического прототипа

Наследие Эзопа включает в себя сборник из 426 коротеньких басен, написанных прозой. Именно по имени Эзопа тайную, иносказательную речь, маскирующую главную мысль автора, назвали эзоповым языком. Впоследствии этот прием стал главным оружием сатириков, помогающим, в обход цензуры, донести главную идею произведения до читателя.

В начале 16 века теолог и политик Мартин Лютер обосновал предположение, что Эзоп не является единоличным автором дошедшей до нас книги басен, что, скорее всего, это целый сборник народных и авторских текстов, копившихся несколько столетий.

Тем не менее, ценность данных произведений неоспорима. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. В России переводами басен занимался Иван Крылов, однако интерес к жанру возник гораздо раньше.

Первым к жанру басни обратился Василий Тредиаковский (1703-1769), русский ученый и поэт. Этот интерес был поддержан также Антиохом Кантемиром (1708-1744) русским поэтом-сатириком и дипломатом. В своих баснях он остро ставил вопрос о несбыточности тех надежд, которые русский человек возлагает на государственную власть. Именно Кантемир впервые прибегнул к приему эзопова языка, говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «не прям будучи, прямо все говорит».

Большую роль в развитии жанра русской басни сыграл Александр Сумароков (1717-1777), русский поэт, писатель, драматург. Это он сделал этот жанр популярным. Именно по его стопам пошли другие русские баснописцы. Именно его басни были взяты на вооружение русской сатирической журналистикой 1760–1770-х годов. Сумароков направлял свой гнев и свою сатиру против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

После Сумарокова к жанру басни обращались многие поэты 18-19 веков: Иван Хемницер, Александр Измайлов и другие. Но классиком жанра стал, конечно, Иван Крылов (1769-1844), который начал свою «басенную» деятельность с переводов басен Лафонтена. Его переводы постепенно превращались в переделки, он умел облекать чужую мысль в новую форму, не теряя при этом идей автора. Склонный к насмешке и пессимизму, Крылов как будто был создан для жанра басни. Но пришел он к нему не сразу, пробовал себя в поэзии, драматургии, писал статьи, занимался переводами. В своих баснях Крылов симпатизировал обделенному русскому работяге, но, вместе с тем, осознавал все его недостатки, главный из которых – невежество.

К середине 19 века интерес к жанру постепенно угасает. В советское время были довольно популярны басни Демьяна Бедного, но особого общественного резонанса они не вызвали.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: