Преобразование в культуре ссср 1921-1928 гг

Образование и наука

В 70-е годы в СССР развернулась работа по подготовке введения всеобщего среднего образования. В городах и селах строились новые школы, число которых превысило 140 тысяч. Выросла численность учительских кадров. Для улучшения общеобразовательной подготовки учащихся в учебные программы были внесены изменения. С четвертого класса вводилось изучение основ наук. В десятую пятилетку был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Однако выпускники школ были плохо подготовлены к самостоятельному труду. Поэтому в 1984 году был принят Закон о перестройке школы. Он предусматривал меры, дополняющие всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным. По замыслу инициаторов реформа приближала учащихся к физическому труду и к будущей работе на заводах. Намеченное не было осуществлено полностью из-за слабости материально-технической школьной базы. Также против реформ выступили работники образования, опасавшиеся понижения уровня общеобразовательной подготовки.

Высшая школа развивалась сложными путями. Многие институты преобразовывались в университеты. Для оказания помощи работающей молодежи при поступлении в вузы воссоздавались рабфаки. Расширилась сеть заочного и вечернего образования. С ростом численности выпускников вузов возникли сложности с трудоустройством. Молодые специалисты часто работали не по специальности. В перестройку в практику вошли договорные обязательства вузов и предприятий на подготовку специалистов, имеющих определенный профиль.

Непростым было развитие отечественной науки. В конце 1960-х годов в отдельных отраслях наметилось отставание. На это в письме Л. И

Брежневу обратила внимание группа ученых. Причиной отставания называлось отсутствие свободы творчества и получения информации, необходимых для деятельности ученых

Также развитие науки сдерживалось слабой материальной базой, неразвитостью приборостроения. В 1970-е годы капиталовложения в научную сферу были увеличены, что помогло в некоторых областях преодолеть отставание. Продолжилась разработка начатых ранее научных программ. Например, активно шли космические исследования. В практику вошли длительные полеты в космос. Результаты космических достижений применялись в народном хозяйстве, в геологии и рыболовстве. Были построены атомные реакторы. Велись исследования в сфере лазерной техники и электроники. Получили широкое признание труды советских ученых в области радиотехники, термодинамики, прикладной механики и автоматики. В 1978 году за открытия в области физики Нобелевской премии был удостоен академик П. Л. Капица. Решение задач народного хозяйства требовало тесного взаимодействия науки с производством. Основной формой слияния стали научно-производственные объединения, которые создавались как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. НПО в едином межхозяйственном комплексе соединяли исследовательские организации, конструкторские бюро, промышленные предприятия, экспериментальные хозяйства.

Расцвет соцреализма, романтический реализм в советской живописи

Постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника — основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры.
Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины «На старом уральском заводе».

Б.П. Иогансен. На старом уральском заводе. 1937

А.А. Дейнека не остаётся в стороне от «официальной» линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина «Будущие лётчики» хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.

Будущие лётчики. А. Дейнека. 1938

Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.

Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта.
Интенсивному развитию  подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого — творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.

Портрет скульптора И.Д. Шадра. М.В. Нестеров. 1934

П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.
 

Просвещение и искусство

Одной их приоритетных задач в области культуры была ликвидация безграмотности. Всероссийский съезд по ликвидации безграмотности в 1922 г. начал работу по обучении грамоте граждан в возрасте 18-30 лет.

В 1923 г. был утвержден план ликвидации неграмотности всего населения к 10-летнему юбилею советской власти. Тогда же создалось общество «Долой безграмотность!» для привлечения широкой общественности к этой работе. Однако из-за того, что не было всеобщего начального обучения, то полностью ликвидировать безграмотность не удавалось: к 1926 г. в стране было 60 % грамотного населения, к 1930 – 63 %. Только с сентября 1930 г. было введено обязательное начальное образование.

В 1921-22 гг. образование можно было получить школах 4, 7 или 9 лет обучения; дальнейшее обучение проводилось в технических, аграрных школах; также действовали рабфаки, школы рабочей и крестьянской молодежи.

В 1924 г. была проведена реформа, которая меняла систему обучения: теперь оно велось не по дисциплинам (математика, физика), а по темам («Трудовая деятельность людей»), через что, как полагали, будет легче внедрить марксистскую идеологию. В вузах в качестве обязательных были введены история пролетарской революции, исторический материализм, экономическая политика новой власти, история партии и основы ленинизма.

Для подготовки новых кадров открывались экономические, художественные, педагогические, медицинские техникумы, в 1927—28 гг. выпустившие 28,6 тыс. специалистов.

Также активно занимались внешкольным образованием. Просвещением занимались музеи, библиотеки, центры пропаганды. Открывались клубы, при которых работали библиотеки, курсы ликбеза, читальни. В деревнях появлялись избы-читальни. Активно привлекались к новой культуре и народы разны республик, где также открывались просветительские учреждения. Многим народам были созданы национальные алфавиты.

Просветительской работой занимался Пролеткульт, действовавший в 1917-1932 гг. и направлявший «коллективную волю и мышление».

Увеличилось количество периодических изданий: газеты «Труд», «Крестьянская газета», «Рабочая газета», «Учительская газета», «Красная звезда», «Комсомольская правда» и т.д. На площадях размещались громкоговорящие радиоустановки, передававшие новости от Российского телеграфного агентства.

В архитектуре того периода утвердился конструктивизм. Были сооружены многие промышленные здания; создавались дома нового типа – например, жилой квартал рабочих Путиловского завода на Тракторной улице в Ленинграде (1925-1927 гг.).

В живописи и скульптуре доминировала историко-революционная тематика, а также развивался стиль «социалистический реализм». И. Бродский создал серию живописных полотен, посвященных Ленину (например, «Ленин в Смольном»). Также были популярны авангардизм и кубизм.

В литературе того времени появляются многочисленные объединения: Российская ассоциация пролетарских писателей (с 1924 г.), Серапионовы браться (М. Зощенко, М. Слонимским), «Левый фронт искусств» (В. Маяковский, Н. Асеев), которые искали новые формы и методы выражения свои идей.

Советская власть сделала ставку на кинематограф, который, по выражению Ленина, был «важнейшим из искусств». Режиссер С. Эйзенштейн снял «Броненосец Потемкин» (1925 г.), посвященный восстанию в 1905 г. В кинематографе того периода очень явно прослеживаются пропагандистские черты.

Основные тенденции развития обыденного мировоззрения крестьян

Начало XX в. характеризуется мощными катаклизмами в истории России — русско-японская, мировая, гражданские войны, революции, со всеми вытекающими последствиями, нарушив обыденную жизнь, заставили, приспосабливаться крестьян к новым условиям. Наряду со старыми традициями в повседневной жизни российской деревни появились огромные перемены. Не давая развиваться естественным путем, крестьян всячески подталкивали, ломая веками определенный образ жизни. Процесс восприятия нововведений был не однозначным. Некоторые новшества, которые соотносились с поступательным развитием крестьянской ментальное, принимались ими и развивались. Другие не находили понимания и поддержки, однако, и в этом случае меняли сознание крестьян — они начинали привыкать к появившимся возможностям.

1920-е гг. очень своеобразный период социальных условий для крестьян. С одной стороны — не было помещиков; возродилась, после столыпинского эксперимента, в своем могуществе община; достаточно сильной была обособленность крестьян, как социальной структуры. Сельскохозяйственный труд, семья как производственный коллектив и самообеспеченность этого коллектива, были главной характеристикой деревенской жизни1. С другой -революционные новшества, которые активно вводились советской властью и касались всех сторон жизни крестьян. Потеснение деревенских традиций заметно сказалось на житейском (обыденном) мировоззрении крестьян.

Насколько «живучи» были традиции в повседневной жизни крестьян в 1920-е гг. предоставляется возможным узнать непосредственно от самих представителей данной социальной группы. В анкете Российской Академии истории материальной культуры содержится ряд вопросов, характеризующих мировоззрение крестьян: «Продолжают ли строго придерживаться старых привычек или нет? Следует ли молодое поколение в быту примеру стариков?».

Подсчет и анализ данных свидетельствует, что подавляющее большинство крестьян (71, 2%) продолжало придерживаться традиций своих отцов и дедов. Лишь незначительная часть (9 %) отнесла себя к тем, кто перестал придерживаться «старых привычек». Однако динамика жизни вносила свои коррективы, о чем свидетельствует большой процент (43, 9%) крестьян, которые не строго придерживались прежних устоев.

Приведем примеры некоторых характерных ответов: «Большая часть населения придерживается старых привычек» (с. Перхляй Саранского уезда)1; «Старых привычек придерживаются, но не так строго» (д. Воскресен-екая Лашма Наровчатского уезда) ; «Старые привычки изживаются» (д. Казенный Майдан Наровчатского уезда)3; «Продолжают (придерживаться старых привычек) только старики, молодежь относится с презрением, молодое поколение примеру стариков не следует» (с. Кулдым Саранского уезда)4; «Старики и некоторое старое поколение, в том числе и женщины, продолжают еще придерживаться старых обычаев и укладов жизни. Но молодежь резко пошла в сторону культуры. Так в дни гражданской войны был образован культурно-краеведческий кружок, который до недавнего времени работал не безуспешно. Ставили спектакли, концерты и так далее» (с. Рябкинский завод Краснослободского уезда)5.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко («Пугачёв»),

Пугачёв. Т.Г. Назаренко.1980

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен («Тайная вечеря»), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Советская архитектура: от конструктивизма — к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.

В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.

В эти годы были разработаны грандиозные по масштабу проекты. Так, для проведения съездов Советов СССР, собраний трудящихся, массовых демонстраций было решено воздвигнуть в центре столицы «эмблему могущества коммунизма» — Дворец Советов. В 1931-м на месте предполагаемого строительства был взорван Храм Христа Спасителя, к 1939-му уже залит фундамент. Но, как это часто бывает, планы изменились: началась война. В итоге проект был заморожен и оставлен в прошлом.

References:

  1. Bondarenko, S. I. Otnoshenie krest’yan k izbam-chital’nyam v 1920-e gg. (po materialam Zapadnoj Sibiri) in Uchenye zapiski (Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul’tury i iskusstv) . Barnaul: Altai state Institute of culture, 2017. № 2 (12). pp. 197-199. (In Russian).
  2. Golovina, E. T. Osobennosti funkcionirovaniya izb-chitalen na Stavropol’e v 1920-1930-e gg. in Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya . Stavropol: Publishing house: North Caucasus Federal University, 2015. № 4. pp. 31-36. (In Russian).
  3. D. Peklino. Iz istorii Peklinskoj sel’skoj biblioteki – Mode of access: http://libryansk.ru/dubrovskij-rajon-d-peklino-biblioteka.23217/ free (date accessed: 27.01.2019). (In Russian).
  4. Dianova, E. V. Sotrudnichestvo izb-chitalen i severnoj kooperacii v 1920-e gody in Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki . Tambov: Diploma, 2016. № 8 (70). pp. 61-64. (In Russian).
  5. Iz istorii bibliotek Bryanskoj gubernii (1920-1929 gg.) – Mode of access: https://biblus.livejournal.com/23503.html free (date accessed: 27.01.2019). (In Russian).
  6. Kulachkov, V. V. Krest’yanstvo Zapadnogo regiona Rossii v 1920-e gg. (sociokul’turnye izmeneniya) . Bryansk: BGITA, 2014. 330 p. (In Russian).
  7. Kulachkov, V. V. Rol’ izby-chital’ni v povsednevnoj zhizni krest’yanstva Zapadnogo regiona Rossii (pervaya tret’ XX veka) in Ural i Sibir’ v kontekste raz-vitiya rossijskoj gosudarstvennosti. Materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 1150-letiyu rossijskoj gosudarstvennosti, 75-letiyu so dnya rozhdeniya doktora istoricheskih nauk, professora N. F. Emel’ya-nova i 60-letiyu istoricheskogo fakul’teta KGU . Kurgan: Kurgan state University, 2012. pp. 232-233 (In Russian).
  8. Mazur, L. N. Rol’ mediakommunikacij v transformacii sel’skogo obraza zhizni v 1930-1980-e gg. (po materialam Urala) in Gumanitarnye nauki v Sibiri . Novosibirsk: Publishing house: publishing House of Siberian branch of RAS, 2012. № 3. pp. 72-75. (In Russian).
  9. Nikolashin, V. P., Kulachkov, V. V. Izby-chital’ni rossijskoj provincii 1920-h gg. kak translyatory sovetskih cennostej in Bylye gody . Sochi: Sochinskij gosudarstvennyj universitet, 2014. № 34 (4). pp. 651-654. (In Russian).
  10. Nomogoeva, V. V. Izba-chital’nya v pervye gody sovetskoj vlasti (na primere Buryatii) in Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta . Ulan-Ude: Buryat state University, 2015. № 7. pp. 76-81. (In Russian).
  11. Polyanskova, L. Yu. Vliyanie radio- i kinofikacii derevni na sociokul’-turnyj oblik krest’yanstva Srednego Povolzh’ya (1921-1929 gg.) in Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki . Tambov: Publishing House «Gramota», 2010. № 1(5). pp. 130-132. (In Russian).
  12. Pravovoe prosveshchenie i izba-chital’nya. Materialy i ih prorabotka dlya she-sti zanyatij: Rukovodstvo dlya yuridicheskih byuro, yurkruzhkov i spravochnyh stolov / Rostov I.; Preface.: D. I. Kursky. 2-e Izd. M.: Yurid. nkyu RSFSR publishing house, 1927. 84 p. (In Russian).
  13. Prevrashcheniya izby-chital’ni – Mode of access: http://gagarin-gazeta.ru/2014-12-07/prevrashheniya-izbyi-chitalni/, free (date accessed: 27.01.2019). (In Russian).
  14. Roginskij, R. M. Staroobryadchestvo Gomel’shchiny i sovetskaya vlast’. 1920-1930-e gody (po arhivnym dannym i ustnym istochnikam) – Mode of access: http://anti-raskol.ru/pages/2175 free (date accessed: 27.01.2019). (In Russian).
  15. Hisamutdinova, R. R., Kukaeva, D. K. Izby-chital’ni kak centr prosveshcheniya sel’skogo naseleniya yuzhnoural’skih oblastej v 1930-e gody in Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. EHlektronnyj nauchnyj zhurnal . Orenburg: Orenburg state pedagogical University, 2018. № 1 (25). pp. 189-202. (In Russian).

Литература и искусство

В искусстве и литературе 1960-х — 80-х годов видны две линии развития:

  • Официально признанная была представлена издаваемыми литературными произведениями, экспонируемыми художественными полотнами, исполняемыми на сценах музыкальными и драматическими произведениями;
  • Малоизвестное большинству творчество деятелей культуры, созданное не в рамках социалистического реализма.

Некоторые произведения официального искусства, положительно оцененные органами культуры, со временем оказались «однодневками». Напротив, многие работы второго направления заняли в отечественной культуре видное место.

В литературе и искусстве в данный период особое место занимала Великая Отечественная война. В кинотеатрах демонстрировались фильмы о войне. В населенных пунктах сооружались памятники участникам и жертвам войны. В конце 1960-х годов в литературу вошла группа прозаиков, главной темой творчества которых была современная деревня:

  • В. П. Астафьев;
  • Б. П. Можаев;
  • В. Г. Распутин;
  • В. М. Шукшин;
  • В.И. Белов.

Центральное место в их работах заняли судьбы крестьянства, взаимоотношения города и деревни. В жанре научной фантастики писали братья А. и Б. Стругацкие. Возрос писательский интерес к историческому прошлому. Жанр мемуарной литературы пополнился воспоминаниями военачальников Отечественной войны. Однако многие произведения этого периода не сумели преодолеть цензурные запреты и вышли в свет только через длительное время. Идеологизация тяжело отражалась на развитии киноискусства и живописи. Большие трудности преодолевали организаторы выставок талантливейшего художника И. С. Глазунова. В запасниках музеев пылились полотна авангардистов 1930-х годов.

Замечание 1

Литературные произведения и картины на исторические темы могли увидеть свет только в случае, если они соответствовали официальным взглядам на прошлое.

Одновременно «зеленая улица» была открыта для публикации заведомо слабых произведений, но соответствующих идеологической основе социалистической культуры.

Запрещенные литературные произведения печатались в самиздате. Этим путем пришли к читателю книги А. И. Солженицына, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака.

Культурное строительство в первые годы советской власти

Фактическое начало культурной революции можно отнести к началу 1918 года, когда был издан декрет об отделение церкви от школы и государства. Из системы образования были удалены богословие и древнегреческий язык, а также другие предметы, которые считали связанными с религией.

Рис. 1. Октябрьская революция.

В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:

  • Агитпроп.
  • Главполитпросвет.
  • Наркомпрос.
  • Главлит.

Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Последние уже в годы Гражданской войны могли делать в дворянских усадьбах, например, в Мураново с 1 августа 1920 года, в нем ранее находилась усадьба поэта Тютчева. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.

Началось массовое создание школ, так как численность грамотных была невелика, около 42%. Появились и новые учебные заведения, например, институт красной профессуры. В 1920 году был основан университет в Екатеринбурге, который вскоре переименовали в Свердловск.

Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.

Рис. 2. Культурная революция СССР.

Культурные проблемы России и задачи культурной революции

Хотя имперский период российской истории дал миру множество настоящих художественных шедевров и ценнейших научных открытий, в целом уровень культуры среднего россиянина нельзя было назвать высоким. Существовало огромное неравенство, различие в культурном уровне между представителями правящих классов и низшими слоями. При этом и многие деятели культуры принадлежали к правящему классу, и в этом качестве восприняли революцию негативно. Соответственно, Советская власть должна была решать как проблему низкого культурного уровня масс, так и вопрос нехватки тех, кто способен культуру массам нести.

Основные культурные проблемы после революции

Российское население перед революцией в массе своей имело очень низкий образовательный уровень. Хотя престижные учебные заведения империи давали замечательную подготовку, учиться в них могли немногие. Перепись 1920 года показала, что в РСФСР почти 60% населения от 8 лет и старше являются неграмотными и малограмотными (то есть читают отдельные слова по слогам и не умеют писать). В национальных регионах ситуация была еще хуже.

До революции в стране хватало технических, научных и педагогических кадров для имевшихся тогда запросов. Но после революции возник острый кадровый дефицит. Часть старой интеллигенции либо погибла, либо враждебно восприняла революцию и эмигрировала. Советская власть (не без некоторых оснований) не доверяла и многим из тех, кто остался в России. Однако для руководства предприятиями, инженерных работ, грамотного ведения пропаганды и повышения образовательного уровня масс требовались квалифицированные кадры.

Новому хозяйству нужны были также специалисты в тех областях, которых в России до революции не было или почти не было. Для усиления обороноспособности приходилось осваивать новые отрасли (к примеру, в России до революции фактически не было химической промышленности) и новые технологии. Соответственно, надо было готовить своих специалистов, и готовить «с нуля».

Наконец, в культурной сфере остались составляющие, непригодные для новых идеологических реалий (религия, идеалистическая философия, «элитное» и декадентское искусство). Им требовалась замена, а значит, возникала проблема людей, которые смогут создать нужный культурный продукт.

Задачи культурной революции

Сказанное позволяет понять, какие задачи стояли перед культурной революцией. Масштаб этих задач впечатляет.

  1. Ликвидировать безграмотность и малограмотность взрослых, обеспечить всеобщее обучение детей. Устранить разницу в уровне грамотности между городом и деревней, между мужчинами и женщинами.
  2. Найти и подготовить достаточное количество педагогических кадров для выполнения предыдущей задачи, а также для организации обучения на всех следующих уровнях. Требовалось расширение количества ВУЗов и специальностей в них, и эти заведения тоже нужно было комплектовать кадрами.
  3. Восстановить подготовку специалистов по направлениям, важным для экономики и государственного строительства; создать системы подготовки по ранее отсутствовавшим профилям.
  4. Обеспечить возможность свободного доступа к образованию любого уровня выходцам из бедных слоев населения.
  5. Устранить из образования (и, насколько возможно, из культурной жизни вообще) религию и идеологии, враждебные советскому строю.
  6. Сформировать культурную среду, основанную на советских общественных ценностях.
  7. Обеспечить доступность искусства народу, причем в такой форме, чтобы это способствовало делу пропаганды.
  8. Восстановить работу научных учреждений и сформировать новые отрасли с учетом практических потребностей, а также необходимости научного обоснования и укрепления советского строя.

Советская власть сумела полностью или хотя бы частично выполнить все эти задачи. Это способствовало огромному культурному прогрессу СССР, стремительному росту культурного уровня его граждан. Однако советская культурная политика способствовала и идеологизации культуры, сужению ее возможностей.

Постсоветское искусство

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.  

Борьба со старыми пережитками

Культурная революция была частью плана перехода к социализму от капитализма. Большевики ставили перед собой задачу сформировать новое общественное сознание на основе коммунистической идеологии, интернационализма, психологии коллективизма. Все представители антисоветского и антикоммунистического мышления должны были быть подавлены.

Должна была быть создана новая культура:

  • «социалистическая» по содержанию;
  • «интернациональная» по природе;
  • «национальная» по форме.

Государственным управлением культурой занимался Народный комиссариат просвещения РСФСР, в ведение которого были:

  • просвещение,
  • театры,
  • литература,
  • изобразительное искусство,
  • музыка.

В местных Советах имелись отделы народного образования, руководившие всеми учреждениями культуры. Руководство культурной в масштабе СССР осуществляло Совещание наркомов просвещения республик.

Замечание 2

В 1920 г. был создан агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП (б), который занимался партийным руководством культуры.

После Гражданской войны и массовой эмиграции, оказалось, что в РСФСР осталось очень мало образованных кадров, которые могли бы работать в государственном аппарате, поэтому была провозглашена политика сотрудничества интеллигенции и власти. Старая интеллигенция по большей части заняла выжидательную позицию. Переход же к НЭПу она восприняла как начало эволюции новой власти в сторону демократии. В связи с этим появилось «сменовехоство» — идейное движение, которое признавало советскую власть и стремилось найти выход из революционной смуты через НЭП (название этого течения – производная от названия сборника «Смена вех», издававшегося русскими эмигрантами за рубежом). Собственно, переход к НЭПу способствовал возвращению в страну части эмигрантов.

В начале 1920-х гг. советская власть допускала существовали разных группировок и направлений в искусстве, но классовый подход все равно был доминирующей линией политики большевиков. Если они подозревали кого-то в противодействии власти, то следовали репрессии.

В 1921 г. Ф. Дзержинский сообщил Политбюро об антисоветских организациях в интеллигенции, особенно среди старой профессуры, что могло привести к объединению буржуазных сил. В 1922 г. была создана специальная комиссия, которая занималась высылкой за границу старых интеллигентов (часть из их была репрессирована).

Интенсивно боролись советы и с религиозным сознанием:

  • закрывались и сносились храмы;
  • конфисковалось церковное имущество;
  • выпускались антирелигиозные издания (газета и журнал «Безбожник»);
  • создавались организации («Союз воинствующих безбожников»).
    Власть поддерживала «обновленцев» — представителей духовенства, которые выступали за реформы в церкви.

Культурная революция в первые годы советской власти

Культурная революция как изменение общественной идеологии началась после Октябрьской революции. 23 января 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из образовательной системы удалялись предметы, которые были связаны с религиозным образованием: древнегреческий язык, богословие и другие. Культурная революция имела главной задачей внедрение в личные убеждения граждан советской России принципов марксистско-ленинской идеологии.

В первые месяцы существования советской власти для реализации программы была организована сеть органов партийно-государственного управления культурной общественной жизнью:

  • Наркомпрос;
  • Главполитпросвет;
  • Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б));
  • Главлит;

Национализации подверглись учреждения культуры: музеи, кинофабрики, издательства. Отменялась свобода печати. Вводилась жёсткая цензура. В области идеологии широко развёрнулась атеистическая пропаганда, на религию начались гонения, в храмах устраивались склады, клубы, производства.

Население страны большей частью не имело образования: результаты переписи населения 1920 года показали, что на территории России лишь 41 % населения старше 8 лет умело читать. Культурная революция прежде всего предполагала борьбу с безграмотностью, что являлось необходимым для научно-технического развития. Однако культурная работа ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку советскому режиму была нужна культура исполнительская, а не творческая. Однако в силу ряда причин темпы ликвидации безграмотности оставались неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование было введено в 1930 году. Массовую безграмотность в стране ликвидировали после Великой Отечественной войны.

В это время создали национальные алфавиты для ряда народностей (Дагестана, Крайнего севера, башкир, бурят, киргизов). Развёрнули широкую сеть рабочих факультетов, готовящих трудящуюся молодёжь к поступлению в высшие учебные заведения, в которые был открыт путь молодёжи, имеющей пролетарское происхождение независимо от образования.

Определение 2

Рабочий факультет — это учреждение народного образования в СССР, которое подготавливало крестьян и рабочих к поступлению в высшие учебные заведения в 1919 — середине 1930-х годах.

Для воспитания новой интеллектуальной элиты страны были учреждены Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Истпарт, Институт красной профессуры. Чтобы привлечь «старые» научные кадры создавались комиссии по улучшению жизненного быта учёных, издавались декреты.

Одновременно для устранения интеллектуальных политических противников принимались репрессивные меры: более 200 представителей российской культуры и науки были высланы на «Философском пароходе». Начиная с конца 1920-х годов шло «вытеснение» буржуазных специалистов: «Шахтинское дело», «Академическое дело», «Дело Промпартии»… В 1929 году свою деятельность начали «шарашки» — особые технические бюро из заключённых, занимающиеся проведением важных конструкторских и научно-исследовательских работ.

В 1920-е годы в советских партийных и общественных организациях шли дискуссии о направлении и методах культурной революции. Летом 1923 года Л.Д. Троцкий инициировал кампанию по обсуждению «вопросов быта», выступив с одноименным циклом статей.

В проведении культурной революции идеологическая гегемония оставалась за партией. Значительную роль в выполнении задач по проведению культурной революции сыграл комсомол.

Итоги и значение культурной революции

Несмотря на идеологические перегибы, культурная революция в СССР обеспечила стране огромный прорыв в сферах науки и образования. Кампания по ликвидации безграмотности имела огромный успех; уже в 1940 году уровень грамотности превысил 87% в среднем по стране (то есть с учетом Дальнего Востока, Крайнего Севера, Средней Азии…). Не охваченных школьным образованием детей фактически не осталось.

Советским гражданам был обеспечен хороший доступ к высшему образованию. Хотя вопрос происхождения или какие-то провинности родственников могли помешать абитуриенту, все же эти факторы срабатывали не так уж часто. А унификация школьных программ по всей стране открывала способным молодым людям из глубинки дорогу к быстрому социальному росту и получению через образование хороших должностей. Появились специалисты новых направлений: агрономы, инженеры-химики, авиаконструкторы.

Наука жестко подчинялась идеологии и потребностям экономики и обороны. Однако это не помешало сделать немало полезных открытий и изобретений. Разработки советских конструкторов1930-х годов сыграли большую роль в разгроме гитлеризма, а результаты исследований Арктики и природных богатств Сибири используются и сейчас. Идеологическое давление действительно обеднило философию и общественные науки; хуже всего было то, что идейная оппозиционность могла стать причиной для уголовного преследования.

Подчинение социалистическому реализму осложняло работу деятелям искусства. Однако и в этих рамках было создано немало произведений, признанных шедеврами на международном уровне. Требование делать произведение понятным, излагать сложные вещи простыми методами вынуждало советских деятелей искусства «подтягивать» потребителя культурного продукта до своего уровня, развивать его.

В целом оценки культурной революции и сейчас являются в основном положительными. Хотя в способах ее проведения было много сомнительного, но эти недостатки компенсируются явным успехом в повышении общего культурного уровня и образованности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: