Замечательная история жизни философа сократа: спорщик, бессребреник и воин

Содержание

Перикл (495 г. до н.э. — 429 г. до н.э.) был афинским политиком, государственным деятелем, военным и оратором V века до нашей эры. C. Его прозвали «олимпийцем» за его навыки обращения к публике и низкий голос, который звучал в космосе, как голос бога.

Было высказано предположение, что благодаря влиянию Перикла Делосский союз считался самым близким к греческой империи того времени. Кроме того, за годы его правления Афины пережили большую часть своего золотого века, выделяя такие события, как медицинские войны и Пелопоннесские войны. По этой причине он также известен как «век Перикла».

Он был главным греческим стратегом своего времени и отвечал за реконструкцию, а также за увеличение художественного и архитектурного богатства Афин после персидской оккупации. Парфенон на Акрополе был одним из самых выдающихся примеров его великой работы.

Он стремился привлечь на свою сторону самых выдающихся деятелей своего времени как в искусстве, так и в архитектуре, философии и литературе

Таким образом он попытался подтвердить важность Афин в греческом мире

В мандате Перикла Афины управлялись в рамках демократической системы, представленной в Экклесия. Он начинал как помощник Эфиальтеса и заменил его на посту лидера популярной фракции после того, как последний был убит.

Похоронная речь

В 430 г. C., спартанцы вернулись в Атику и вернулись, чтобы разграбить фермы возле крепости. Перикл ответил той же стратегией, морскими атаками, но без рукопашного боя в открытом поле.

Жизни афинян, погибших в походах Пелопоннесской войны, похоронили, и Перикл отдал свои Похоронная речь, одно из его самых выдающихся публичных выступлений. Фукидик собрал свои слова:

«Потому что это справедливо и удобно, чтобы почтить память тех, кто впервые заселил этот регион и последовательно из рук в руки добродетелью и усилием они оставили его нам и отдавали бесплатно до сегодняшнего дня».

Таким образом, он подчеркнул важность традиций в афинском обществе, но не только признал работу первых греков, но также и предыдущее поколение самих себя, чтобы вдохновить население:

«И если эти предки достойны похвалы, то тем более будут наши родители, которые пришли после них, потому что, помимо того, что оставили им их старейшины, благодаря своей работе они приобрели и увеличили власть и власть, которые мы сейчас имеем.

И все же, вслед за теми, кто в настоящее время живет и находится в зрелом возрасте, мы увеличили и увеличили его, а также снабдили и снабдили наш город всем необходимым, как для мира, так и для войны ».

Казнь Анахарсиса

Анахарсиса не радовала шумная известность. Ему опостылел восторженный шепот, надоела почтительная покорность учеников. Он поверил в существование справедливых сколотов, которых обрисовал в своих речах перед эллинами. Его потянуло в степь…
— Кто ты такой? — повторил царь свой вопрос.
Анахарсис распрямил плечи.
— Такой же сколот, как и ты! — молвил он гордо.— Я не забыл речи отцов и не разучился натягивать тетиву лука.
— А это? — царь показал на одежду Анахарсиса.
— Да. На мне эллинская хламида, — сказал мудрец.— Но ведь даже птицы в чужих краях меняют оперение, а земля, куда они возвращаются, дает им приют и пищу.
— Мы, сколоты, не имеем крыльев, — возразил царь.— Папай не научил нас летать. Папай даровал нам степь и показал, как ходить по ней и скакать на конях.
— А я поднимался в горы, — произнес Анахарсис мечтательно.— С их вершин виднее и наша степь. Там ощущаешь себя равным богам.
Раздался ропот. Сколоты испуганно замахали руками. Чтобы не слышать кощунственных слов, некоторые закрыли ладонями уши.
— Почитающие богов гор ценят свободу, — отчетливо выговорил Анахарсис.— Духом в горах свободен даже раб.
— О какой свободе ты говоришь? — презрительно протянул царь.
— О свободе, рождающей мудрость. Мог бы я здесь стать мудрецом? Да и нужна ли здесь мудрость?
— Ты прав, — кивнул царь.— Нам не нужна эллинская мудрость. С тех пор как в устьях наших рек появились каменные стойбища чужеземцев, мы получаем оттуда вино, нам продают золотые чаши, которые мы носим у пояса. Но обойди всю нашу землю от Истра до Танаиса и ты не встретишь ни одного сколота, который согласился бы отдать за чужую мудрость хотя бы наконечник стрелы!
Гул одобрения наполнил шатер.
— Мы живем своими законами, — продолжал царь.— Они дарованы нашими богами.

Он подчеркнул слово «нашими», и Анахарсис понял, что ему не простят того, что он пришел из чужой им земли и приносил жертвы чужим богам.

Судилище продолжалось всю ночь. Анахарсис уже не видел лиц, а лишь ощущал холодный и враждебный блеск глаз. Он слышал голоса, скрипучие, как колеса расшатанных арб, задыхался от зловония пропотевших кож. Его, Анахарсиса, «скифы» такой же миф, как аримаспы Аристея, миф, порожденный тоской о справедливости и отвращением к обману.

На рассвете Анахарсиса вывели из шатра. Он шагал, высокий, широкоплечий, легко вскидывая длинные руки. За ним следовали два воина, на которых пал жребий. Они должны исполнить приговор. Кажется, это их тяготило. Почетно и радостно убить в бою врага, но нелегко отнять у человека жизнь, если он безоружен.

Анахарсис жадно вдыхал свежий утренний воздух. Встревоженные стрекозы с сухим треском выпрыгивали из травы. В небе парили беркуты, и Анахарсис внезапно ощутил себя птенцом, выпавшим из гнезда. Он возвратился, следуя голосу крови, как из-за моря прилетают птицы к отчим гнездовьям. Но степь его не приняла. Он понял, что обычай, осудивший его на смерть, создан не людьми, а самой степью, неизмеримой и неизменной в своих превращениях. Степь привыкла к постоянной смене трав и людских поколений, ей чужды и враждебны законы, возникшие под чужим небом. Каждый, кто находит в них смысл, — чужеземец.

Вдали замаячили холмы. Они четко вырисовывались на утреннем небе. Это были гробницы сколотских царей, горы, созданные людьми. В этой земле признанием и славой пользуются только мертвые. Это был тоже закон степи.

Кумир современников

Сам Сократ стал легендой для своих современников ещё при жизни. Как и о многих выдающихся людях того времени, о нём слагали небольшие поэтические зарисовки, порой он становился предметов рассказов. Чаще всего людей удивляли его неприхотливость и бедность. Сократ считал, что блага не нужны человеку, посвятившему себя самосовершенствованию и постижению истин – ему достаточно было лишь крыши над головой и скромной пищи.

Наиболее известным творением, где фигурирует сам философ, стала «Апология Сократа», написанная Платоном. В ней автор старается донести читателю идеи своего героя. Сократ был сторонником постижения деталей, через которые можно было бы понять суть вещей. Он не стремился к интуитивному поиску, а во всём видел рациональность. Многие идеи Сократа связаны с самим человеком и его качествами. Он не раз задумывался над тем, передаётся ли добродетель от родителей либо ей нужно учиться самому. Подобное мировоззрение было на тот момент революционным.

Собственный путь

Во время своего обучения Сократ понимает, что не пойдёт по стопам отца, поскольку искусство не вызывает его интереса. Зато страстью его становится иная деятельность. Обладая даром красноречия и способностью убеждать людей, он часто участвует в дискуссиях и спорах на площадях, от чего получает звание «парасита». Да, это слово похоже на «паразит», но его значение далеко от современного.

Сократ просто не имел определённой профессии, большую часть времени проводя в беседах. Превосходным местом для этого были площади и храмы. Как известно, в одном из храмов он даже служил некоторое время, помогая совершать обряды по жертвоприношениям (а к этому допускались лишь талантливые и образованные люди). Нам подобные занятия могут показаться странными, но в тот период совершенствования и рождения новых философских идей ораторское искусство было бесценным.

Кроме того, Сократ выступает в противовес софистам, что исповедовали главные идеи того времени. Согласно их представлениям, всё в мире подчинялось природе и её гармонии. Согласитесь, звучит неплохо, но при этом софисты полностью отвергали самого человека и его качества, считая их ничтожными. Сократ смело высказывал свои идеи по этому поводу, подчёркивая, что основа постижения мира – в познании всего окружающего и самого себя. Хочу отметить, что это и сейчас весьма актуально. Нередко Сократ по-своему интерпретировал идеи софистов, не меняя их, а лишь преобразовывая.

Политические начинания

Около 470 г. до н.э. C., было то, что Перикл интересовался общественными делами. К тому времени ему было примерно 25 лет, что в то время считалось зрелым возрастом, но уже поздно начинать политическую карьеру.

В 472 г. С. представил спектакльПерсы Эсхила. Он считается одним из первых записанных произведений в истории, и вместе с ним Перикл хотел отметить, что в то время он был одним из самых богатых людей в городе.

Этот вид финансирования получил название литургии, которая стала работой, оплачиваемой частными деньгами, но для общественного удовольствия. После спектакля его имя снова исчезло из других событий, представляющих общественный интерес.

Считается, что он пытался создать вокруг себя образ неподкупного и замкнутого гражданина, чтобы это нельзя было использовать против него, а считали его образцом.

Прочная демократия

Воспользовавшись тем фактом, что умеренные потеряли известность на афинской арене, Эфиальтес разработал серию реформ в политическом механизме Афин. До этого момента большая часть власти была сосредоточена в Аэропаге.

Члены этого учреждения были выбраны из числа архонты, государственные служащие, которые обычно происходили из богатых семей.

Считается, что около 462 г. Ч., Эфиальтес отвечал за перенос в аэропаг почти всех соревнований, кроме религиозных и убийств.

Новая власть была теперь помещена в Экклесия, который был в народной сборке, а также в Boulé, также известный как «Совет пятисот», где по 50 представителей каждого из десяти племен были отобраны посредством лотереи.

Высшее командование отвечало за стратег, из которых собрание выбирало по одному от каждого племени и обладало как политическим, так и военным командованием в Афинах.

Эфиальтес также отвечал за передачу части власти народным судам. Все эти меры были восприняты как демагогические, и лидер радикалов нажил себе множество врагов, пока они действовали.

В том же году, когда Кимон был изгнан из города, Эфиальт был убит. Некоторые источники утверждают, что виновником смерти был Аристоклико де Танграна, хотя другие утверждают, что личность убийцы так и не была раскрыта.

Перикл век

Немедленно начались работы по благоустройству Акрополя. В 447 г. C., началось строительство Парфенона, одного из зданий, которое считается флагом Афин. Также началось создание статуи Афины из мрамора и золота.

Самые важные люди того времени стекались в афинские земли, так как это было наиболее подходящее место для развития в этот период.

Эсхил, Еврипид, Софокл и Аристофан внесли свои перья, Гиппократ внес свой вклад в естественные науки, особенно медицину

История также знала моменты огромной важности у Геродота и Фукида

Скульптура и архитектура пережили бум с Фидиасом, в то время как в философии выделялись имена Протагора, Зенона, Анаксагора, Сократа и Платона, которые и по сей день составляют основу западной мысли.

Презрение к авторитетам

Многое из того, что делал Диоген со своими причудливыми выходками и “уличными выступлениями”, ставило вопрос об авторитете, а именно: почему другие люди должны иметь власть надо мной, или над вами, или над ним? Что такого есть в людях, определенных личностях или определенных группах людей, что автоматически наделяет их властью над нами, по крайней мере в нашем сознании? Это правда? Точно так же сегодня многие из нас задаются вопросом, почему мы должны подчиняться законам, которые мы не писали. Есть ли какая-то законная причина, кроме традиции, почему мы это делаем? Целью школы циников была не просто откровенная грубость, но она состояла в том, чтобы разорвать цепь этих предположений и проанализировать их, попытаться построить фундамент из того, что осталось и что было истинным как разумное.

Анахарсис скифский

Скифом его продолжали называть долгие годы, пока каморку не посетил гостеприимец хозяина Клеомен сын Алкмена, которому потребовалась его, Анахарсиса, помощь. Анахарсис помогал суетливому эллину перетаскивать в повозку корзины с какими-то предметами, наподобие кусков свернувшейся березовой коры. Это были свитки папируса, о существовании которых у себя на родине он не догадывался.
— Осторожнее! — умолял Клеомен.— Ради богов, не рассыпь моего Питтака. До того как вращаться среди царей, Питтак, впрягшись в лямку вместе с ослом, вращал каменные жернова. Будущие законы Питтака рождались в мучной пыли и скрежете камня. Поэтому они стали народу, уставшему от произвола знати, хлебом спасения. Поставь корзину сюда, к Фалесу, уверявшему, что все сущее произошло из некоего влажного первовещества, что Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Не потому ли свитки Фалеса отсырели. Но это им не повредило, ибо мудрость вечна.
— А разве мудростью наполняют корзины? — спросил тогда Анахарсис.
— Как ты сказал? — удивился Клеомен, не рассчитывавший встретить собеседника в лохматом и на вид угрюмом варваре.
— Я хотел сказать, — продолжал Анахарсис,— что мудрость нельзя держать взаперти. Ей нужны воздух, полет птиц, запахи трав.
— Любопытно! Любопытно! — бормотал эллин.— Но кто в таком случае обладает наивысшей мудростью?
— Дикие животные, — отозвался Анахарсис.— Они живут по природе.
— А наибольшей справедливостью? — спросил эллин.
— Дикие животные, — повторил Анахарсис столь же невозмутимо.— Они предпочитают природу закону,
— А наибольшей храбростью?
— Дикие животные! — воскликнул Анахарсис.— Они мужественно умирают за свободу. А сразу за ними я поставлю свой народ, кочующий в степях близ Борисфена, называемого нами Данаприем.
— Что я слышу! Ты скиф?! — удивился Клеомен.

Он знал, что афиняне используют скифов вместо свирепых собак, считая их не пригодными к иной службе. Этот варвар ниспровергал мнение, сложившееся о его народе.
Знакомство эллина и скифа могло бы оборваться, как тысячи других случайных встреч. Но бессмертным богам было угодно связать Клеомена и Анахарсиса дружбой. Забыв о цели своего приезда, Клеомен провел много времени в жалкой каморке привратника. Там ему открылся мир, о существовании которого эллины не подозревали. У варваров оказались свои Гомеры, повествовавшие о сражениях с чудовищами, свои Эзопы, создававшие лукавые притчи о зверях. А сам Анахарсис, в этом Клеомен не сомневался, был скифским Фалесом.

Клеомен выкупил Анахарсиса и вместе с ним отправился в Кизик, что на Пропонтиде. Кизикийцы гордились, что в их городе родился некий Аристей, считавшийся учителем Гомера и автором поэмы об аримаспах, загадочном народе севера. Начитавшись Аристея, они привыкли к невероятным историям, наподобие басен о чудовищных птицах, стерегущих золото, и путниках, превращающихся в волков. Скиф-философ поначалу удивил кизикийцев больше, чем аримаспы. Они долго и придирчиво выспрашивали Анахарсиса о его отце, деде, о его племени, с недоверием рассматривали татуировку, покрывавшую грудь и плечи, и, только удостоверившись, что он скиф, а не эллин в скифском одеянии, позволили ему предстать перед народным собранием.

К этому времени Анахарсис уже понял, что волновало и мучило мыслящих эллинов: они разочаровались в возможности разумного устройства жизни, ибо люди думают не о благе государства, а о собственной выгоде.
Но, может быть, другие народы, у которых нет многолюдных городов, храмов, театров, палестр, тюрем, устроены по-другому?
— Да! — ответил Анахарсис.

Личная жизнь

Первой женой Перикла была набожная девушка по имени Телезиппа, но со временем их чувства друг к другу остыли. В этом браке родилось 2 сына – Парал и Ксантипп. Позже мужчина развелся с ней и даже нашел для нее нового мужа.

Затем Перикл сожительствовал с Аспассией, которая была родом из Милета. Влюбленные не могли пожениться, поскольку Аспассия не была афинянкой. Вскоре у них родился мальчик Перикл, названный в честь отца.

Интересен факт, что для Перикла-младшего правитель добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, автором которого являлся он сам.

Перикл был человеком с высокими интеллектуальными способностями, не верящим в приметы и пытавшимся находить всему объяснение посредством логического мышления. Кроме этого он являлся весьма набожным человеком, о чем свидетельствуют некоторые случаи из его биографии.

Война без Перикла

После смерти Перикла афинские лидеры уступили давлению, которое существовало, чтобы использовать тактику нападения вместо оборонительной, которую Афины применяли до этого момента.

Помимо нападений на побережья Пелопоннеса, они решили пойти против других важных для спартанцев городов. Клеон завоевал лидерство в Экклесия и поставил Демосфена командовать войсками.

У них было несколько побед, и даже взяли в плен группу солдат из Спарты.

Однако им не удалось победить, так как спартанцы напали на Амфиполь по приказу своего царя, Архидама II, который был основным поставщиком серебра для поддержки афинских действий. После этого им оставалось только заключить мир, продлившийся около шести лет.

Мул

А мул в самом деле не спешил. Кажется, у него тоже было хорошее настроение. Ведь ярмо не натирало шею и камни не давили всей своей тяжестью к земле. И никто не бил его и не подгонял. К счастью своему, мул не догадывался, что солнце светит ему в последний раз. Его большую облезлую голову не тревожили мысли о бренности существования. Его не огорчала неблагодарность человеческой породы. Девять лет он вертел тяжелое мельничное колесо, еще два года в лямке с другими животными таскал плиты, барабаны для колонн, пахнущие смолой желтые доски. Он знал каждую выбоину, по которой можно было подняться на Акрополь. Но эта протоптанная чьими-то копытами тропинка была ему не знакома. Может быть, оттого мул останавливался, озираясь на своего провожатого… А может быть, ему нечасто случалось видеть поющего человека… Для него, мула, привычнее были другие звуки. Ему приходилось наблюдать, как люди бьют таких, как они сами, людей по телу, не защищенному шкурой, и слышать человеческие вопли. Так громко и жалобно не кричит ни один мул. Потом эти люди чем попало колотили вьючных животных, вымещая на них свою обиду и боль.

Гетан пел, бредя за мулом, и, может быть, его песни хватило бы до самой живодерни, если бы на пути не оказался человек. Он стоял широко расставив босые ноги. Во всем его облике было неприкрытое желание учинить ссору. Гетан замолк и остановился. Ему был не знаком этот человек со вздернутым носом и шишковатым лбом. «Может быть, ему не по душе моя песня? Или он хочет отобрать у меня мула?» — терялся в догадках Гетан.
— Мул, куда ты ведешь раба? — спросил незнакомец, когда Гетан с ним поравнялся.
Этот вопрос еще больше смутил юношу. Почему этот человек называет его мулом? Может быть, он страдает слепотой или боги лишили его ума? Решив, что разумнее всего не показывать своего удивления и страха, Гетан ответил как можно вежливее:
— Меня зовут Гетаном. Я раб Гилиппа. Мне приказали отвести мула на живодерню. Мул уже стар и не может работать.
— Тогда ты вдвойне осел. Разве тебе не жалко животное? Пусть оно идет своей дорогой, а ты иди своей.
— А обол за шкуру? Я должен принести господину один обол.
Вместо ответа незнакомец вытащил из-за гиматия кожаный
мешочек и запустил туда пальцы. Лицо его вдруг вытянулось.
— Странно…— выдохнул он. — Здесь был один обол. Куда же он мог деться? Неужели я его потерял?
И тут словно что-то дернуло Гетана за язык:
— Это не твой? — Он протянул ладонь с монеткой. — Я его нашел вчера под платаном.
— Не думаю, — ответил незнакомец, потирая кулаком затылок. — Да и как бы я мог узнать свой обол? Он был у меня немеченый. К тому же он еще утром болтался в кошельке. Где же я мог его потерять? Ах да, совсем забыл… Я отдал его нищему.
— Ты отдал нищему целый обол? — удивился Гетан, недоверчиво оглядывая собеседника.
Незнакомец понял мысль Гетана:
— Да, моя одежда тебя не обманывает. Клянусь собакой, я не богат. Но этот обол вызывал столько соблазнов, что я решил от него поскорее отделаться. А нищий был без ноги. Он, как я узнал, долбил руду в Лаврионских рудниках, и на него свалилась глыба. Ногу пришлось отнять. Господин отпустил его на волю и прогнал из дому. Кому нужен безногий раб?

Слова эти заставили Гетана задуматься. Его хорошее настроение мгновенно улетучилось. Да, конечно, он слышал о Лаврионских рудниках. Господа отдают туда своих рабов за один обол в день. Этому одноногому повезло. Он получил свободу. Другие через год-два умирают от побоев или затхлого воздуха. Не поэтому ли незнакомец назвал меня мулом, что я безропотно тяну свою лямку, не задумываясь о будущем? — думал Гетан. — Когда я стану стар, как этот мул, меня вышвырнут из дома, как ненужную вещь. Если бы моя шкура имела какую-нибудь цену, если бы из нее можно было делать ремни или кошельки, меня бы самого отвели на живодерню».
— Ты дал обол нищему, — сказал Гетан, — а я отдам обол господину. Пусть этот мул идет своей дорогой, а я пойду своей.
Гетан повернулся и энергично зашагал по направлению к агоре. Незнакомец бросил взгляд на мула, меланхолически покачивавшего головой, засунул кожаный мешочек за край гиматия и двинулся вслед за рабом.

Утром следующего дня строители Парфенона оказались свидетелями странного зрелища. Несколько десятков вьючных мулов тащили в гору большую мраморную глыбу, из
которой сам Фидий должен был изваять статую. Впереди животных брел мул без всякой поклажи. Никто не погонял и не понукал его. Мул часто оглядывался, словно для того, чтобы удостовериться, идут ли животные. Он потряхивал головой, как бы одобряя их рвение. Дойдя до вершины холма и дождавшись, когда мулы освободятся от своей ноши, он спускался с ними вместе вниз и снова поднимался.

Губительная власть завистников

Конечно, новаторский подход философа, который пользовался популярностью у молодого поколения, не мог остаться незамеченным – в первую очередь, его недоброжелателями. Сократ даже решается спорить с влиятельной личностью, демократом Анитом. Мудрец не отступает от своих идей, а потому навлекает на себя гнев правительства. За распространение неверных взглядов и губительных для молодёжи идей Сократ был обвинён на суде. Ему предлагали признать свою вину, однако он остался верен собственным теориям. В 399 году до нашей эры ему выносят приговор, после чего подают сосуд с цикутой. Сократ мужественно принимает яд, оставаясь непобеждённым.

До сих пор историки не перестают ломать головы над тем, как в то время распространения демократии в Древней Греции могла свершиться такая несправедливая казнь. Вероятнее всего, Сократ просто «перешёл дорогу» влиятельным людям, которые опасались, как бы его популярность не затмила их. Они были могущественными невеждами, испугавшимися старика, чья мудрость живёт и сейчас.

Немало идей Сократа находят отклик и в нашей жизни, у людей XXI века. Сам же философ стал символом стойкости и борьбы за правду и собственные убеждения. Идеи, подтверждение которым он видел в жизни, он не смог предать даже перед угрозой смерти. Как оказалось, в дальнейшем его взгляды стали бессмертными.

Конец мира

Беотия была одним из первых городов, возникших около 447 г. до н.э. Его примеру последовали Эвбея и Мегара, в результате чего спартанская армия была замечена в Аттике.

Мир, заключенный между Афинами и Спартой, должен был продлиться 30 лет, но закончился примерно через 13 лет.

После изгнания Фукидика у Перикла все еще была оппозиция, но он все еще был переизбран в качестве стратег. Хотя номинально все они обладали одинаковой властью, голос, которому подчинялись все лидеры, был голосом Перикла.

Некоторые говорят, что в это время афинский политик отказался от крайностей, чтобы обеспечить стабильность Афин и собственную позицию в ситуации.

Перемирие

В 451 г. C., приговор о изгнании Симона, давнего соперника Перикла, был исполнен. Когда он вернулся, ему удалось договориться о пятилетнем перемирии со спартанцами, к которым он всегда проявлял склонность.

Согласно Плутарху, во время пребывания Кимона в Афинах существовало негласное соглашение, по которому он контролировал военное дело и внутреннюю политику Перикла. Фактически, в 451 г. Ч., Чимон отправился вместе с афинскими войсками на Кипр, где умер два года спустя.

В тот же год, когда вернулся лидер консерваторов, Перикл издал закон, по которому афинское гражданство могло переходить только детям от обоих естественных родителей из Афин.

Некоторые считают, что это было прямое нападение на Кимона, мать которого была иностранкой.

Это также было воспринято как популистская мера, поскольку браки между афинянами и иностранцами заключались в основном среди высших слоев общества.

Между тем, самые бедные обычно присоединялись к людям из города, потому что не могли позволить себе поездку, чтобы найти партнера.

Сюжет

«Поэма о старом моряке» повествует о сверхъестественных событиях, произошедших с моряком во время затяжного плавания. Он рассказывает об этом много позже случайному собеседнику, которого отвлёк от свадебной процессии.

…После отплытия из порта корабль главного героя попал в шторм, увлёкший его далеко на Юг, в Антарктику. Появляется считающийся добрым предзнаменованием альбатрос и выводит корабль из льдов. Однако моряк убивает птицу из арбалета, сам не зная зачем. Товарищи бранят его за это, но когда туман, окутывавший корабль, развеевается, они изменяют своё мнение. Но вскоре корабль попадает в мёртвый штиль, и моряка обвиняют в том, что он навлёк на всех проклятье.

За днями дни, за днями дни Мы ждём, корабль наш спит, Как в нарисованной воде, Рисованный стоит. Вода, вода, одна вода. Но чан лежит вверх дном; Вода, вода, одна вода, Мы ничего не пьём.

В знак его вины ему на шею повесили труп альбатроса. Штиль продолжается, команда мучается от жажды. В конце концов появляется корабль-призрак, на борту которого Смерть играет в кости с Жизнью-в-Смерти на души команды корабля. Смерть выигрывает всех, кроме главного героя, который достаётся Жизни-в-Смерти. Один за другим, все двести товарищей моряка умирают, и моряк мучается в течение семи дней, видя их глаза, полные вечного проклятья.

В конце концов, он видит в воде вокруг корабля морских созданий, которых раньше называл не иначе, как «склизкими тварями», и прозрев, благословляет их всех и всё живое вообще. Проклятье исчезает, и в знак того альбатрос срывается с его шеи:

Я в этот миг молиться мог: И с шеи, наконец, Сорвавшись, канул Альбатрос В пучину, как свинец.

Памятник Старому моряку в Уотчете

С неба проливается дождь и утоляет жажду моряка, его корабль плывёт прямо домой, не повинуясь ветру, ведомый вселившимися в тела мёртвых ангелами. Привезя моряка домой, корабль исчезает вместе с командой в водовороте, но ничего ещё не закончено, и Жизнь-в-Смерти заставляет моряка скитаться по земле, рассказывая повсюду в назидание свою историю и её урок:

Тот молится, кто любит всё — Создание и тварь; Затем, что любящий их бог Над этой тварью царь.

7 малоизвестных фактов из жизни мудреца

Все знают, как любим был мудрец учениками и что сделал для последователей. А вот чего многие не знают.

Принято считать, что Сократ был необразованным. На самом деле его родители — каменотес и повивальная бабка — дали сыну очень хорошее образование. В раннем возрасте он начал изучать геометрию, астрономию и музыку. Брал уроки математики у Феодора Киренского, обучался у Дамона и Коннона. В 20 лет встречался и вел долгие беседы с Парменидом.

Самое знаменитое высказывание Сократа «Я знаю, что не знаю ничего» тоже заслуживает внимания. Дело в том, что эта фраза неполная. К ней мудрец добавлял, что, будучи несведущим, он все же стремится к знаниям — высшей добродетели — в отличие от многих современников. А еще Сократ признавал, что в одном деле он прекрасно сведущ. Речь об эротике — науке о любви, в которой философ считал себя мастером.

Одна из двух жен гения (Ксантиппа) отличалась настолько сварливым характером, что стала отрицательным примером для многих будущих поколений. Ее имя увековечено в десятках поговорок, которые высмеивают женскую жадность, глупость и злость. Всем известно, насколько ангельское терпение Сократ проявлял в отношении своей далеко не самой смиренной супруги.

Но мало кто знает, что причины у Ксантиппы для бесконечной злости на мужа все же имелись. Потому как он предпочитал сравнивать ее только с дикими лошадьми, гусями или ослами. Причем делал это публично.

Всю жизнь Сократ жил в бедности. Мудрец предпочитал ходить босым, никогда не менял одежды до их полного износа. Потому ему приписывают роль мученика — голодающего, нуждающегося. На самом деле отказ от благ был его осознанным выбором. И даже при этом мудрец ни в чем не нуждался.

Среди ближайших друзей было немало богачей (Криптон, Аполлодор, Платон, Криптобул). При необходимости они всегда готовы были погасить за учителя долги (в том числе, за услуги гетер).

Известно, что мудрец выучил десятки великих мужей. Но мало кто знает, что его самого на путь философии наставляли женщины. Среди первых учителей Сократа были две знаменитые гетеры Афин — жрица Диотима и неофициальная жена Перикла Аспазия. Первая учила его диалектике, а вторая — риторике.

Мир унаследовал много гениальных выражений философа. Но их точного смысла не знает никто. Потому как Сократ никогда ничего не записывал. И вся его философия — это его мысли, «пропущенные» через восприятие учеников. Причем в трудах того же Платона и Ксенофонта (самых страстных последователей) учитель предстает разным.

Мудрец очень следил за своей физической формой. Судя по воспоминаниям Платона, он болел идеей полного подчинения тела требованиям разума. Для достижения этой цели Сократ нередко заставлял себя стоять часами, погрузившись в размышления. Есть записи о том, как во время похода на Попидею он простоял без сна всю ночь и на рассвете просто двинулся дальше.

Сократ принимал участие в Олимпийских играх. Правда, в отличие от Пифагора и Платона не стал победителем.

— образование

С юных лет Перикл проявлял склонность к интеллигенции. Говорят, что он был очень замкнутым молодым человеком, но относительно событий первой половины его жизни не так много определенности. Он всегда старался вести себя сдержанно и сдержанно.

Его происхождение как члена одной из самых важных семей в Афинах позволило ему посвятить себя любой области, которая казалась ему интересной, и в его случае это была политика, для которой его рождение также обеспечило ему важные контакты.

Из его первых учителей было только подтверждено, что именно Деймон обучал его теории музыки, хотя другие источники утверждают, что его влияние на Перикла могло выходить за рамки этого искусства.

Тайна смерти Сократа

Смерть гениального философа овеяна ореолом тайны. Ни Платон, ни Критон, ни Ксенофонт так и не смогли объяснить то, что их учитель попросту сдался, отдав себя на суд Афин. Хотя у него был шанс оспорить любые обвинения, он неустанно иронизировал на судебном заседании, еще больше распаляя обвинителей.

В результате величайший ум был приговорен к смерти. Яд Сократ выпил добровольно. После чего прошелся по комнате, спокойно прилег на кровать и велел старому другу Критону «отдать Асклепию петуха» (принести жертву богу здоровья).

В этом его последнем наставлении, к слову, и его оправдание. Поскольку мудреца обвинили как раз в отказе от устоявшейся на тот момент религии (многобожества) в пользу монотеизма (единый Бог). А указание принести жертву одному из богов политеизма свидетельствует о ложности обвинений.

Впрочем, по признанию Платона, убийство Сократа было связано с его упрямством — нежеланием поступиться против истины или безропотно признать мнение правящей элиты как единственно верное.

  • Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во
  • Литература:wikipedia.org

Слава Анахарсиса

Он поведал эллинам о бесхитростных номадах, гордящихся не богатством, а меткостью стрельбы из лука, о тех, кому служит обувью кожа ног, ложем — вся земля, храмом — небесный купол, кто насыщается сыром и мясом, кто пьет проточную воду и молоко. Он обрушился на стремление эллинов к роскоши. Он говорил, что роскошь ввергает людей в худшее из рабств и лишает самые мудрые законы смысла, ибо богатые рвут законы, как паутину, а слабые и бедные запутываются в них и гибнут, как мухи.

День этот вошел в историю Кизика. Специальным постановлением народного собрания кизикийцы причислили Анахарсиса к семи эллинским мудрецам и наградили его венком из дикой оливы, посаженной, по преданию, Аристеем.

Но Клеомену и этого было мало. Он записал притчи и высказывания Анахарсиса. Снабженные его собственными рассуждениями о природе мудрости и мудрости природы, мысли Анахарсиса растеклись по эллинским городам.

Так к Анахарсису пришла слава. Недавно у него не было имени, а теперь оно повторялось вместе с именами Питтака и Фалеса. Не веря, что он недавно был рабом, придумали, будто он брат скифского царя и прибыл к эллинам, чтобы научить их своим законам. Кто-то воспользовался именем Анахарсиса, как щитом, выдав за мудрость Анахарсиса свои собственные мысли. В Коринфе некий горшечник призывал разделить достояние богачей и установить царство Анахарсиса. Бунтовщика побили камнями.

Вскоре желавших увидеть скифского мудреца оказалось больше, чем посетителей кизикийских храмов. Среди них были алчущие мудрости киренцы, тарентийцы, массалиоты и даже жители далекого Гадеса, лежащего у входа в Океан.

Благодарные кизикийцы избрали Клеомена в городской совет, Анахарсису же определили невиданные для варвара почести: на бронзовой доске, выставленной у булевтерия, сообщалось о награждении «великого скифа» — так официально именовали Анахарсиса — почетной статуей.

И вскоре, проходя по агоре, Анахарсис мог любоваться своим двойником из проконесского мрамора. Скульптор изобразил философа в шароварах и кафтане, которые Анахарсис давно уже не носил. В складки лба и выражение глаз была вложена восхищавшая эллинов широта мысли, родственная раздолью степей, и его тяга к природе, источнику разума и справедливости.

Рождение Лао-цзы

Правили тогда Поднебесной империей ваны из племени Чжоу. Народ был для них глиной, из которой они, подобно Нюйве-прародительнице, лепили человечков, но не для того, чтобы давать им жить и веселиться, а чтобы они подчинялись и служили. Столица Ло-и находилась на том месте, где небо сходилось с землею, в середине всей земли. Дворец вана был в центре столицы, покои вана — в центре дворца. Вану помогали править три верховных советника. Им подчинялись шесть министров. Министрам подчинялись шесть губернаторов. Чиновники шести рангов были распределены по ведомствам и отделам. Восемь семей объединялись в общину, работавшую сообща на царском поле, и кормили чиновников всех рангов, царских слуг, губернаторов, верховных советников и самого вана.

В поселении одной из общин жила тогда девушка, не похожая на других. И однажды, когда девушки собрались для гадания о суженом и каждая мечтала о том, чтобы выйти замуж за чиновника высокого ранга, она убежала в поле и обратилась с мольбою к небу:
— Не хочу я мужа-чиновника и сына-чиновника. Мне бы родить сына, который видел бы дальше всех и наставлял бы людей в их свободной и праведной жизни.
И вняло небо этой мольбе. На горизонте вспыхнула звезда и стала медленно опускаться на землю. Следя за нею, девушка ощутила, что ее пронизало нечто, подобное жару небесному. Через девять месяцев у нее родился младенец с седыми волосами и осмысленным личиком. Впоследствии ему дали имя Лао-цзы (старый мудрец).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: