Что такое психологический возраст и как его определить + тесты

Психологические особенности взрослого возраста

Далее начинается взрослая жизнь. Как мы уже выяснили, периодизаций «взрослой» части жизни превеликое множество. Так или иначе, взрослому возрасту свойственны переоценка ценностей, более структурированные и осознанные действия. В идеале, взрослый человек должен ставить себе жизненные цели, планировать свою жизнь, семью, карьеру, самореализацию. Если ничего подобного не наблюдается, возможно, человек «застрял» в своем психологическом возрасте, что называется, «на дискотеке».

Возможен и такой вариант, что у человека просто не было доступной информации, как разобраться в себе, как понять самого себя, как отличить свои истинные цели от навязанных. Разобраться в себе помогает наша программа «Самопознание» и курс «Психология человека».

Но, даже в случае, когда человек осознанно идет по жизни, с годами его мотивация к достижению целей меняется. Так, если молодые люди могут еще долго сохранять черты юношеского максимализма и подход наподобие «все или ничего», зрелые люди более осторожны в своих действиях и высказываниях.

30-летние очень «заточены» на достижение жизненного успеха в том формате, как они его понимают. Для кого-то это высокая должность на государственной службе, для кого-то свой бурно растущий бизнес, кто-то умудряется это совмещать, невзирая на возражения со стороны действующего законодательства.

Молодые люди 30 +/- лет готовы буквально сорваться с места, если где-то предвидится более высокая должность или более широкие возможности для масштабирования бизнеса. И, если для женщин часто вполне приемлемой оказывается карьера домохозяйки, мужчины обычно тяжело переживают, что не достигли «успешного успеха», как их сверстники, и ищут какие-то социально приемлемые объяснения для этого.

Есть даже такая шутка, что, если ничего особенного в жизни вы не добились, просто говорите всем, что «вы выбрали семью». Если вы выбираете семью, ни о каком «сорваться с места» речь уже не идет. Правда, и о каких-то достижениях или самореализации речь обычно тоже уже не идет, потому что совместить легкость на подъем и заботу о семье в наших реалиях сложно.

Впрочем, после 40 лет ситуация начинает потихоньку меняться, и люди более массово тяготеют к стабильности, предсказуемости, уюту и обустроенности. Причем это происходит независимо от их предшествующих достижений либо отсутствия таковых. Кто-то, кто всю жизнь плыл по течению, теперь хочет плыть с большим комфортом. А тот, кто гнался за горизонтом, понимает, что ничто в этой жизни не вечно и нужно вовремя остановиться, чтобы успеть насладиться собственно жизнью.

Моделирование

На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста:

а) хронологического и биологического

____________________________________________________________________________________________________________

б) хронологического и социального

______________________________________________________

в) хронологического и психологического

____________________________________________________________________________________________________________

г) хронологического, биологического, социального и психологического

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ

Сравните ассоциативные ряды к понятиям »детство», »взрослость», »старость» по критериям:

  • объем (количественный параметр анализа);
  • единицы содержания, модальность переживания (качественный анализ).

Объясните полученные результаты с точки зрения задач (перспектив) развития, влияния собственного опыта и др.

На основе своей работы и знакомства с результатами работ студентов Вашей группы создайте обобщенные психологические портреты людей разного возраста.

Психологический портрет детства

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Психологический портрет зрелого человека

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Психологический портрет старости

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Страница «исследовательские умения» теоретический анализ

Психолог П.Г. Хейманс (Нидерланды, Утрехт), рассматривая понятие »задачи развития человека» как приобретение жизненно значимой компетенции, выделяет в нем следующие аспекты:

  1. Наличие задачи, которое предполагает возможность успеха или неудачи.
  2. Успех или неудачу определяет жюри, состоящее, например, из родителей, учителей, других детей, самого ребенка.
  3. Принятие собственной ответственности за успешное выполнение задачи предполагает целенаправленное осуществление действий, связанных с ней.
  4. Успех или неудача в решении задачи развития оказывает влияние на моральный статус человека и поэтому он стремиться к приобретению новой компетентности, способности.
  5. Решение задачи развития требует времени и усилий всех вовлеченных в нее участников. В каждый момент времени человек может быть вовлечен в решение нескольких задач развития.
  6. Задача развития является связующим звеном между человеком и его социальным окружением.

Сформулируйте понятие »задача развития человека», используя выделенные автором признаки.

Приведите конкретный пример задачи развития человека на том или ином возрастном этапе.

Анкетирование

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Направленность вопросов анкеты позволяет выявить понимание человеком места, роли, содержания определенного возрастного этапа в его жизни, особенности возрастной идентификации.

МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Предлагается письменно ответить на вопросы анкеты »Возрастное самосознание».

ИМЯ___________________________________ ВОЗРАСТ___________

  1. У каждого человека каждый период жизни вызывает определенные ассоциации.

1.1. Детство — это ______________________________________________________

1.2. Взрослость — это ____________________________________________________

    1. Старость — это ______________________________________________________
  1. Я знаю, что у человека в каждый период жизни есть необходимость решать свои возрастные задачи развития. По моему мнению, основные 2– 3 задачи развития

2.1. для детского периода жизни – это ______________________________________ _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2.2. для взрослого периода жизни – это_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. для периода старости – это _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Мое детство закончилось в возрасте _____________. Я так считаю, потому что …

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Роль детства для разных периодов жизни я вижу в следующем __________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Для меня наиболее привлекательный период жизни — это _______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мое ощущение возраста: »чувствую себя моложе своих лет», »на свой настоящий возраст», »чувствую себя старше своих лет». Это так, потому что… __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Студент представляет результаты контент-анализа высказываний на вопросы анкеты.

17

Психологические особенности дошкольного возраста

У самых маленьких в первые месяцы жизни только две задачи: хорошо кушать и сладко спать. С точки зрения психологии, более интересны уже подросшие дети. В первые годы жизни малыш проходит колоссальный путь развития от простейших реакций на холод, голод, жару, жажду, попыток самостоятельно производить какие-то действия до способности взаимодействовать со своим ближайшим окружением, родителями, братьями, сестрами, другими детьми и взрослыми, выражать эмоции и «выдавать» социально ожидаемое поведение.

Тем не менее на всем протяжении этого прекрасного периода жизни сохраняются некоторые общие психологические особенности детей дошкольного возраста. Не зря в русском языке обрели устойчивость словосочетания «наивный, как ребенок», «глупая, аки дитя малое» и прочие достижения народной мудрости. Дошкольник в силу своего уровня развития не может адекватно оценивать весь взрослый мир и даже тот детский, что его окружает. Некоторые взрослые тоже не могут, но сейчас не об этом.

Разумеется, у детей есть свои особенности и различия. Так, девочки больше склонны к общению и интригам, мальчики чаще решают свои маленькие проблемы на кулаках. Есть более шустрые дети, которые схватывают «на лету» буквально все: от цифр и слогов до пируэтов в акробатике и сложных движений в танцах, а есть более медлительные детки, которым трудно сосредоточиться и понять с первой попытки, чего от них хотят.

Однако никому не придет в голову требовать, чтобы дошкольник самостоятельно взялся, допустим, за изучение английского языка или составил график тренировок по футболу, где он будет целенаправленно отрабатывать силу и точность удара по мячу, скорость реакции, умение быстро бегать и прочее. К любому полезному действию, будь то изучать английский, убирать за собой игрушки или застилать по утрам кровать, ребенка нужно стимулировать и на первых порах контролировать.

Любые новые навыки маленькие дети лучше всего осваивают в игровой форме, и превалирующим форматом является имплицитное научение, происходящее без специального осознания того, что именно нужно выучить или освоить в данный момент. Такая неосознанность является отличительной чертой дошколят.

Это касается и освоения чего-то нового, и подражания поведению взрослых, и в принципе большинства действий ребенка. Отсюда и идет выражение «детская непосредственность». Даже запомнив, что можно делать, а чего нельзя, в большинстве случаев реакции ребенка непосредственны и до поры, до времени не искажены социумом.

Психологическое развитие возраста до 6-7 лет характеризуется концентрацией ребенка на собственных нуждах и сиюминутных потребностях. В наиболее крайних проявлениях это можно видеть в торговых центрах, когда дети устраивают истерики с криками «Купи!» и «Хочу!»

И даже спокойные уравновешенные дети на этом этапе развития объективно не могут самостоятельно осознавать и анализировать некие абстрактные понятия. Например, что у мамы нет денег на игрушку. Это целая наука, как объяснить детям, что такое деньги и почему у кого-то они есть, а у кого-то их нет. Как и другие абстрактные вещи наподобие «что такое хорошо и что такое плохо». У совсем маленьких «хорошо» и «хорошо для меня» воспринимаются как понятия тождественные, и с этим тоже нужно работать взрослым.

Узнать больше про «Психологические особенности детей дошкольного возраста» вы можете из специальных статей и изданий . А мы перейдем к следующей стадии развития детей.

Психологические особенности школьного возраста

Психологические реакции детей школьного возраста намного шире, чем у дошколят. Психофиозиологические показатели развития для седьмого года жизни ребенка включают в себя, в числе прочего, способность детей осознавать свое положение среди ровесников и взрослых, интерес к окружающим людям, различным играм, новым знаниям. Собственно, во многом именно на этом основании определяется психологическая готовность ребенка к школе.

Разумеется, 11 школьных лет – это большой срок, за который ребенок из несмышленого «первоклашки» превращается в готового выбрать свой жизненный путь человека. Поэтому рассмотрим отдельно психологические особенности младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста.

В младших классах ребенок учится осознанности и ответственности за порученное ему дело, в первую очередь, за учебу. При правильном воспитании ребенок сам помнит, что ему нужно сделать домашние задания. А если вовремя начать прививать детям навыки тайм-менеджмента, в младших классах они уже в состоянии сами решить, какие домашние задания делать в первую очередь, чтобы в целом справиться с уроками быстрее и лучше. Кому-то целесообразно начать с самого сложного, например, с математики, а более легкие задания оставить напоследок. Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики.

Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации. Более подробно  «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии .

В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно».

Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и  является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье .

И, наконец, старший школьный возраст. Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее. Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз.

Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» .

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Как определить психологический возраст?

Теперь остается еще один очень важный вопрос: можно ли как-то объективно определить свой психологический возраст, а не просто ограничиться субъективным «мне в душе всегда 17 лет»? При всей дискуссионности вопроса множество интернет-изданий, в том числе посвященных теме психологии, предлагают определить ваш психологический возраст онлайн.

4 теста на психологический возраст:

  • Психологический тест «Сколько тебе лет» от Peopletalk.
  • Тест «Узнать свой психологический возраст» от Testometrika Team.
  • Тест «Каков ваш психологический возраст» от издания «Популярные тесты».
  • Японский тест на психологический возраст от портала Arealme.

Разумеется, тестов намного больше, однако все остальные во многом «пересекаются» с вышеприведенными. Есть и такие, которые вызывают откровенное недоумение, предлагая определить возраст посетителя сайту по тому, какой цвет ему кажется преобладающим на картинке, и выдавая всем прошедшим тест одинаковый психологический возраст 21 год.

Если же вы хотите нечто эксклюзивное, предлагаем ваш пройти наш тест на психологический возраст от 4brain. Мы постарались максимально учесть психологические особенности всех возрастных групп, дабы обеспечить релевантность результатов насколько это, в принципе, возможно.

Предупреждаем, что любые полученные вами результаты не могут быть окончательным диагнозом вашего психологического состояния. И, если вас что-то беспокоит, обязательно обратитесь за помощью к психологу. А сам тест вы найдете по .

Будьте всегда молоды душой, и пусть у вас все всегда будет хорошо! Да, не забудьте поучастовать в нашем опросе:

Страница самоконтроля «ай, да я!»

Задание 1

Метрическая характеристика возраста может быть представлена в одном из следующих понятий. Выделите его знаком.

а) темп развития человека; б) периодизация психического развития; в) демография; г) задачи развития.

Задание 2

Выделите из перечисленных ниже понятий одно по признаку несоответствия группе остальных:

а) ускорение развития; б) долголетие; в) гетерохрония развития;

г) жизненный путь.

Задание 3

Закон гетерохронии объясняет один из следующих феноменов развития. Отметьте, какой из четырех:

а) увеличение средней продолжительности жизни человека; б) варианты возрастного развития людей; в) качественно своеобразную ступень онтогенетического развития; г) переживания психологического возраста.

Задание 4

Понятие »детство» носит конкретно-исторический характер. Опираясь на гипотезу Д.Б.Эльконина, покажите историческое возникновение периодов современного детства. Укажите в ниже приведенной схеме пропущенные четыре этапа становления детства:

а) раннее детство — период зрелости.

б

х

) раннее детство — — период зрелости.

в

х

) раннее детство — — конец детства (инициация) — период зрелости.

х

г

хх

ххх

) раннее детство – — — — — — — период зрелости.

хххх

д

хх

х

ххх

) раннее детство — — — — —

период зрелости.

Задание 5

Выделите верный вариант сочетания характеристик, относящийся к социально-психологическому статусу человека в период зрелого возраста:

а) относительно экономически не зависим; самоактуализирующаяся личность; отличается ответственностью; уменьшается ценность карьеры;

б) автономное существование; свободный и сознательный выбор целей действий; переживание будущего связано с настоящим моментом жизни; организатор помощи людям;

в) актуализация личностных и профессиональных ресурсов; эмоциональная гибкость; реалистичность устремлений; социальная роль учителя;

г) повышенное внимание к состоянию здоровья; может участвовать в голосовании; возраст философа, мобилизация компенсаторных физических и психологических ресурсов. СТРОКИ ОТВЕТОВ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

СТРОКИ ОТВЕТОВ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1

а

б

в

г

2

а

б

в

г

3

а

б

в

г

4

х

хх

ххх

хххх

5

а

б

в

г

ПРИДУМАЙ СВОЮ ЗАДАЧУ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: