Самоходная гаубица 10,5 cm lefh 18-4 auf geschutzwagen lr.s.(f) alkett

105-мм гаубица leFH 18 – основное оружие Второй мировой

Легкие 105-мм гаубицы были основным оружием полевой артиллерии вермахта в годы Второй мировой войны. Они показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью.

Как известно, положения Версальского договора серьезно ограничили военную мощь Германии. Самым непосредственным образом это коснулось и артиллерии. Немцам запрещалось иметь тяжелую артиллерию, а легкая могла быть представлена лишь двумя образцами: 77-мм пушкой и 105-мм гаубицей leFH 16. При этом число последних не могло превышать 84 штук, по 12 орудий на каждую из семи пехотных дивизий рейхсвера. Такое положение никак не могло устроить немцев. Но они ничего не могли предпринять вплоть до 1927 года, так как деятельность конструкторских бюро на германских заводах находилась под присмотром инспекторов контрольной комиссии. Сразу после прекращения ее деятельности специалисты приступили к проектированию новой артсистемы.

ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ

Задача повышения дальности стрельбы была решена за счет удлинения ствола сначала до 25, а затем до 28 калибров. Угол горизонтального обстрела удалось существенно увеличить (с 4° до 56°) за счет применения раздвижных станин. Возможность буксировки механическими средствами тяги обеспечило внедрение подрессоривания. В зависимости от тяги – конной или механической – колеса (сначала деревянные, а затем – металлические легкосплавные) имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала 40 км/ч, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала 40 км.

Читать: Германский истребитель Caspar CS.14

Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18, то есть легкая полевая гаубица восемнадцатого года, хотя принято на вооружение это орудие было 28 июля 1935 года.

Серийное производство новой гаубицы было начато в Дюссельдорфе в 1935 году. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Дортмунде и Борсигвальде. К началу Второй мировой войны в вермахт поступило более четырех тысяч leFH 18.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Опыт, полученный артиллерией вермахта в начале войны, показал, что 105-мм легкие полевые гаубицы достаточно эффективны, хотя и не лишены недостатков. Одним из них была недостаточная дальнобойность.

Самым простым путем преодоления проблемы было увеличение массы порохового заряда, что повлекло за собой увеличение начальной скорости гаубичного снаряда. Для компенсации возросшей отдачи ствол снабдили двухкамерным дульным тормозом. В 1940 году модернизированная гаубица поступила в производство как 10,5 cm leFH 18М.

Война в условиях бездорожья на Восточном фронте, а также ухудшение качества средств тяги привели к необходимости облегчения гаубицы. Для этого в марте 1942 года утвердили ТТХ на проектирование легкого лафета для 105-мм гаубицы. Создание нового лафета и освоение его в производстве требовали времени. В этой ситуации посчитали более оптимальным наложить ствол leFH 18 на лафет противотанковой пушки Рак 40. Новой гаубице был присвоен индекс 10,5 cm leFH 18/40. Она стала существенно легче leFH 18М. Для обеспечения ведения огня при максимально возможных углах возвышения пришлось отказаться от колес малого диаметра в пользу гаубичных колес большего диаметра. Изменения коснулись также дульного тормоза, так как при стрельбе подкалиберным снарядом дульный тормоз от leFH 18М получал повреждения. Стрельба же такая велась довольно часто, так как легкие полевые гаубицы широко использовались в противотанковых целях.

Читать: 155-мм длинноствольная пушка Шнейдера

Трудности, возникшие при конструировании, отодвинули начало производства 10,5 cm leFH 18/40 вплоть до марта 1943 года. Если в марте выпустили только десять гаубиц такого типа, то уже к июлю вермахт располагал 418 орудиями. Производством leFH 18/40 занимались предприятия «Шихау» в городе Эльбинг, «Крупп» в Маркштадте и «Менк унд Хамброк» в Гамбурге.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАУБИЦЫ LEFH 18

  • Масса, кг: 1985
  • Начальная скорость снаряда, м/с: 470
  • Макс, дальность стрельбы, м: 10 675
  • Скорострельность, выстр/мин.: 4-6

Возможно вам будет интересно:

  • 105-мм легкая гаубица L118
  • Буксируемая артиллерия до Второй мировой войны
  • 25-фунтовая пушка-гаубица — универсальное орудие
  • 155-мм длинноствольная пушка Шнейдера
  • 15-см пушка Kanone К.16
  • 122-мм гаубица М-30 — легенда дивизионной артиллерии

Горький конец

Все немецкие наступательные усилия в Сталинграде зашли в
тупик, когда Красная Армия начала наступление и окружила 6 армию.

Хроника событий (по журналу Militär&Geschichte)

18.11.1942 г. Начало контрнаступления советских войск с целью окружения 6 армии
12 – 23.12.1942 г. Попытка немецкой помощи (операция «Зимний шторм») терпит неудачу
10.1.1943 г. Начало советской операции «Кольцо» по уничтожению 6 армии
25.1.1943 г. Наступающие советские войска рассекают немецкую оборону на южный и северный котлы
31.1.1943 г. Капитуляция южного котла под командованием генерал-фельдмаршала ПАУЛЮСА (PAULUS)
2.2.1943 г. Сдача северного котла под командованием генерала Карла ШТРЕКЕРА (Karl STRECKER)

Тем не менее, от Красной Армии потребовались значительные
усилия для возвращения города в свои руки.

Продолжение

По материалам журнала Militär&Geschichte

Боевое управление в Сталинграде

Уличные бои в Сталинграде требовали особенно тщательного
планирования. В период подготовки пытались добиться максимально точной разведки
позиций противника. Часто это отнимало много времени.

Боевые группы собирались перед каждым боем. Атакующие части подробно
инструктировались о плане предстоящего боя, по возможности, с помощью схем,  моделей местности, аэрофотоснимков и карт. Однако
вскоре, из-за разрушений на планы города нельзя было положиться.

Поскольку местность разделялась на множество небольших
участков, а боевые действия быстро распространялись, большое значение
приобретало четкое управление внутри подразделений. Особенно в случаях, когда
для достижения успеха требовалось отступить от первоначального плана боя.

По оценкам историков, в этом отношении вермахт, благодаря «немецкой военной традиции с ее поддержкой
инициативы каждого бойца, тактике выполнения задач и командованию фронта имел большое
преимущество«.

Осторожное продвижение вперед: немецкие саперы с огнеметом. Враги могут скрываться за каждым обломком, в каждой руине

Высокая плата немецкой кровью

При этом, была и оборотная сторона: командиры низшего звена
несли на передовой большие потери. В ноябре 1942 г. нередко встречались роты,
возглавляемые унтер-офицерами, а батальоны не имели офицеров вовсе (за
исключением штаба).

В таких условиях, возросло значение «осткэмпферов»
(Ostkämpfer, рус. – «боец с Востока, или Восточного
фрота»), опытных унтер-офицеров и ефрейторов. Они «скрепляли подразделения, как «корсет» и
помогали новой смене принять свой участок фронта«. Однако, потери вермахта
были настолько велики, что в ноябре 1942 г. все дивизии, развернутые в
Сталинграде, находились в состоянии, которое ставило под вопрос возможность их восстановления.

Важнейший элемент боевого управления – связь зачастую
отсутствовала.  Командир 208 пехотного
полка полковник Рихард ВОЛЬФ (Richard WOLF) дает такую оценку ситуации
накануне атаки на «Красный октябрь»:

Посыльные использовались в чрезвычайной ситуации. Но этот
тип связи был медленным и также крайне неустойчивым. Так, в руинах «Красного
Октября» 79-я пехотная дивизия 23 и 24 октября 1942 г. потеряла не менее
20 связных.

Стрелковое оружие Вермахта Второй мировой войны

Основная стратегия немецкой армии – наступательная или блицкриг (blitzkrieg — молниеносная война). Решающая роль в ней отводилась крупным танковым соединениям, осуществляющим глубокие прорывы обороны противника во взаимодействии с артиллерией и авиацией.

Танковые части обходили мощные укрепрайоны, уничтожая центры управления и тыловые коммуникации, без чего противник быстро утрачивал боеспособность. Разгром завершали моторизованные части сухопутных войск.

Стрелковое вооружение пехотной дивизии вермахта

Стрелковое оружие Вермахта в целом соответствовало высоким требованиям военного времени. Оно было надежным, безотказным, простым, удобным в производстве и обслуживании, что способствовало его серийному выпуску.

Винтовки, карабины, автоматы

Mauser 98K

Mauser 98K

Снаряжалось оружие обоймой с пятью 7,92 мм патронами. Подготовленный солдат мог прицельно выстрелить 15 раз в течение минуты на дальность до 1,5 км. Mauser 98K была очень компактна. Ее основные характеристики: масса, длина, длина ствола – 4,1 кг х 1100 х 600 мм. О неоспоримых достоинствах винтовки говорят многочисленные конфликты с ее участием, долгожительство и поистине заоблачный «тираж» — более 15 млн. единиц.

На стрельбище. Винтовка Маузер 98К

Автомат MP-40 «Шмайссер»

Автомат MP-40 «Шмайссер»

Изначально МР-40 предназначался для вооружения командного состава пехотных частей, однако позже его передали в распоряжение танкистов, водителей бронемашин, парашютистов-десантников и бойцов спецподразделений.

Немецкий солдат ведет огонь из MP-40

Однако для пехотных частей МР-40 абсолютно не годился, поскольку был оружием исключительно ближнего боя. В ожесточенном сражении на открытой местности иметь оружие с дальностью стрельбы от 70 до 150 метров означало для немецкого солдата быть практически безоружным перед своим противником, вооруженным винтовками Мосина и Токарева с дальностью стрельбы от 400 до 800 метров.

Штурмовая винтовка StG-44

StG-44 могла вести одиночный и автоматический огонь. Ее вес с полным магазином составлял 5,22 кг. В прицельной дальности – 800 метров — «штурмгевер» ни в чем не уступал своими основным конкурентам. Предусмотрено было три версии магазина – на 15, 20 и 30 выстрелов с темпом до 500 выстрелов в минуту. Рассматривался вариант использования винтовки с подствольным гранатометом и инфракрасным прицелом.

Создатель Штурмгевер 44 Хуго Шмайссер

Не обошлось и без недостатков. Штурмовая винтовка была тяжелее Mauser-98K на целый килограмм. Ее деревянный приклад не выдерживал иногда рукопашного боя и просто ломался. Вырывающееся из ствола пламя выдавало место нахождения стрелка, а длинный магазин и прицельные устройства заставляли его высоко приподнимать голову в положении лежа.

Штурмгевер 44 с ИК прицелом

Всего до конца войны немецкая промышленность выпустила около 450 тыс. StG-44, которыми вооружались в основном элитные части и подразделения СС.

Пулеметы

Немецкий пулеметчик с MG-42

MG-42 калибра 7.92 мм вполне справедливо называют одним из лучших пулеметов Второй мировой войны. Он был разработан в компании «Гроссфус» инженерами Вернером Грунером и Куртом Хорном. Те, кто испытал на себе его огневую мощь, были очень откровенны. Наши солдаты называли его «газонокосилкой», а союзники – «циркулярной пилой Гитлера».

В зависимости от типа затвора пулемет прицельно стрелял со скоростью до 1500 в/мин на дальность до 1 км. Боепитание осуществлялось с помощью пулеметной ленты на 50 – 250 патронов. Уникальность MG-42 дополнялась относительно небольшим количеством деталей – 200 и высокой технологичностью их производства методом штамповки и точечной сварки.

Раскаленный от стрельбы ствол заменялся запасным за несколько секунд с помощью специального зажима. Всего было выпущено около 450 тыс. пулеметов. Уникальные технические наработки, воплощенные в MG-42, были заимствованы оружейниками многих стран мира при создании своих пулеметов.

Комплектация

105 leFH18B2 не сможет вызвать у вас попаболь относительно открытия новых модулей – прем техника «всё своё носит с собой». Дискомфортно воевать будет разве что против толстых семёрок, а с остальными — проблем возникнуть не должно, даже учитывая нашу не самую мощную огневую силу.

Наше орудие не обладает какими-то ярко выраженными чертами – все показатели довольно усредненные. Стоит отметить разве что неплохую скорострельнось и сведение. Как я уже написал, сложно «фугасить» будет только тяжелобронированных семёрок.

Двигатель довольно слабый. Мы имеем всего около 10 л.с. на тонну веса. Вообще, динамика и скорость – наши слабые стороны. Поэтому ваша тактика обязательно должна учитывать эти факторы.

Ходовая часть имеет удовлетворительную скорость поворота в 22 градуса/сек. Как и полагается, она позволит нам сразу установить всё нужное оборудование.

Как ни странно, что довольно редко бывает, дальности связи рации нам будет иногда не хватать. 525 м – далеко не самый лучший показатель, тем более для САУ, когда отображение информации на миникарте является критически кажным для комфортного ведения боя.

Прокачка

Так как 105 leFH18B2 является прем-сау, то все модули предварительно выучены – ничего открывать не нужно.

Дизайн [ править ]

LeFH 18, вид справа

LeFH 18 во многих отношениях лучше своего предшественника, 10,5 см leFH 16 . Совершенно новый трехточечный раздельный лафет обеспечивал большую устойчивость и увеличивал угол поворота до 56 градусов. Прицельный механизм облегчал ведение огня по движущимся целям. Новый лафет привел к значительному увеличению веса до более чем двух тонн. Более тяжелой отдаче с более высокой начальной скоростью 470 м / с противодействовал новый пневматический рекуператор над стволом, который обеспечивал сжатым воздухом и жидкостью при температуре 55 ° C, чтобы вернуть ружье в боевое положение после выстрела. Тормоз ствола с водяной рубашкой и жидкостным уравнителем в верхней каретке также проверял отдачу. бронещает был армированный, конический щит с уплощенными сторонамикоторые могут быть сложены вниз. Ствол был рассчитан на 10-12 тысяч выстрелов. Гаубица могла стрелять 28 различными типами снарядов. Основной фугасный снаряд был почти на килограмм легче и содержал более тяжелый заряд взрывчатого вещества. [ требуется пояснение ] LeFH оказался адаптируемым дизайном, всего было изготовлено 28 различных вариантов.

Одной из проблем конструкции оружия было то, что оно было довольно тяжелым для оружия своего класса. Это было связано с тем, что оружие было спроектировано с прочной конструкцией, что увеличивало вес. В то время это не считалось проблемой, поскольку предполагалось, что для его буксировки будет достаточно автомобилей.

Предсерийные колеса с деревянными спицами были заменены в начале 1936 года на более прочные литые диски из легкого металла [ требуется уточнение ] и съемные шины, которые облегчили буксировку гаубицы. Моторизованная версия была оснащена более широкими резиновыми шинами. Сочетание деревянных колес и резиновых покрышек было частым явлением. Ближе к концу войны использовались даже старые деревянные колеса от leFH 16. Гаубица с самого начала проектировалась для перевозки на лошади или на автомобиле. Тяжелый вес затруднял транспортировку на конной тяге, особенно в грязи и снегу Восточного фронта. Моторизованная версия крепилась напрямую без передка к Sd.Kfz. 6 или Sd.Kfz. 11 основная движущая сила и может легко достичь маршевой скорости 40 км / ч, что эквивалентна маршу в один день с помощью гужевой батареи. Хотя патроны Sd.Kfz. 6 предназначалась в качестве основного автотранспорта для гаубицы, более легкой Sd.Kfz. 11 также может выполнить ту же задачу. Моторизованная батарея leFH 18 имела радиус действия в 10 раз больше, чем конная, и требовала на 49 человек меньше.

Рождение 10,5 cm leFH 18.

Подобное ограничение противоречило военному опыту Германии и послевоенным взглядам на развитие артиллерии. Опыт подсказывал необходимость увеличения доли гаубиц в общем числе орудий полевой артиллерии, гаубизацию артиллерии вообще. В Германии раньше всех поняли преимущества навесной траектории и могущественного гаубичного снаряда в современной войне и стали вооружать полевую артиллерию, делая упор, прежде всего на гаубицы.

Если вначале ПМВ соотношение пушек к гаубицам немецкой артиллерии составляло примерно три к одному, то в конце войны только полтора к одному. Версальский же договор отбрасывал немецкую артиллерию назад. Данная ситуация никак не могла устроить военных. Уже в середине двадцатых годов пришло понимание необходимости пусть не количественного роста, то качественного улучшения артиллерийского парка. Тем более что существующая гаубица leFH16 далеко не полностью взглядам на орудие будущей войны.

Версальский договор предусматривал производство артиллерийских орудий только для восполнения естественного износа. Применительно к гаубицам, производство их не могло превышать четырнадцать орудий в течении года. Хотя важным было даже не количество орудий, а сохранение производства. Также удалось сохранить конструкторские бюро при заводах «Рейнметалл» и «Крупп», хотя их деятельность контролировали инспекторы контрольной комиссии.

Деятельность данной комиссии продолжалась вплоть до 28.02.1927г. Таким образом, Германия получила возможность, создавать новые артиллерийские системы. Чем не преминули воспользоваться уже в июне текущего года, когда Отдел вооружений (Нeerswaffenamt) решил начать работы по совершенствованию leFH 16. Все работы по модернизации гаубицы вел концерн «Рейнметалл».

Вскоре стало понятно чтобы получить орудие соответствующее современным требованием, простой модернизацией обойтись невозможно. Принципиальным требованием со стороны военных было:

  • увеличение угла горизонтального наведения;
  • увеличение дальнобойности.

Для увеличения дальнобойности ствол гаубицы, решено было удлинить до 25 калибров, позднее его заменили столом еще большего удлинения – 28 калибров. Задача увеличения угла горизонтального наведения успешно решена использованием лафета с раздвижными станинами от опытной 75-мм пушки.

Задача проектирования новой гаубицы была решена в тясяча девтьсот тридцатом году году, и орудие поступило на испытания. Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 т.е легкая полевая гаубица восемнадцатого года. Хотя принято на вооружение 28.07.1935г.

Боевое применение.

Поставки 10,5 cm leFH 18 в Вермахт начались в 1935г. Этот же году принято решение о выведении из дивизионной артиллерии легких пушек. Дивизионные артполки должны были комплектоваться исключительно гаубицами. Решение тогда было отнюдь не бесспорным, но соответствовало мировым тенденциям. Данное решение позволяло не только унифицировать артиллерийское вооружение, но и получить преимущество над артиллерией соседей, в большинстве вооруженной пушками трехдюймового калибра.

В довоенный период, пехотная дивизия, располагала двумя артпролками: легкий полк, из трех дивизионов 105-мм гаубиц; тяжелый полк 150-мм гаубиц, в составе моторизованного и дивизиона на конной тяге.

Согласно штатам военного времени, тяжелый артполк из ее состава изымался. В военное время, по большей части дивизия располагала только одним полком трех дивизионного состава. В каждом дивизионе три батареи, в батарее – по четыре орудия. По штату артполк насчитывал тридцать шесть 105-мм гаубиц, тогда как на практике часть гаубиц либо заменяли трофейными орудиями, либо был некомплект. В некоторых случаях несколько гаубичных батарей, могли быть заменены 150-мм реактивными минометами. Как следствие, невзирая на массовое производство гаубиц обр.18, гаубицы leFH 16 продолжали использовать конца войны.

В танковых и моторизованных дивизиях, артиллерийские орудия имели механическую тягу, что значительно сокращало личный состав. В довоенное время артполк соответствовал таковому пехотной дивизии. Позденее количество гаубиц уменьшили до двадцати четырех в составе 2 дивизионов. Артполк ТД состоял из 3 дивизионов. Двух дивизионов легких гаубиц, а также тяжелый дивизион 150-мм гаубиц и 100-мм пушек. С сорок второго года, дивизион легких гаубиц мог быть заменен самоходным артиллерийским дивизионом гаубиц «Веспе».

К сентябрю 1939г, Вермахт располагал 4845 легкими гаубицами. В основном 10,5 cm leFH 18, но имелось и некоторое количество le FH 16. Помимо этих гаубиц имелись также чешские и австрийские е образцы. На апрель 1940 г количество к гаубиц возросло до 5381. К 1.06. 1941 г – 7076 шт. К концу войны, невзирая на потери, число гаубиц в Вермахте составило 4372 шт, включая самоходные гаубицы «Веспе».

Кроме Вермахта 10,5 cm leFH 18 поставлялись в другие страны. Среди них была Испания, куда их поставляли в ходе гражданской войны. Венгрия, которая получила их еще в довоенное время, Финляндия и Словакия. В послевоенное время leFH 18/40 и le FH 18М стояли на вооружении Югославии, Венгрии, Чехословакии и Албании вплоть до начала шестидесятых годов.

3.

MP 38/40
Этот Maschinenpistole благодаря советскому и российскому кинематографу стал одним из символов нацисткой военной машины. Действительность же, как всегда, куда менее поэтична. Популярный в медиакультуре MP 38/40 никогда не был основным стрелковым оружием для большинства подразделений Вермахата. Вооружали им водителей, танкистов, отряды специальных подразделений, тыловые сторожевые отряды, а также младший офицерский состав сухопутных войск. Немецкая пехота вооружалась по большей части Mauser 98k. Лишь иногда MP 38/40 в некотором количестве в качестве дополнительного оружия передавались штурмовым отрядам

Первый вариант.

Серийное производство новой гаубицы начато в г. Дюссельдорфе в 1935 г. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Доргмунде и Борсигвальде. К началу мировой войны в Вермахт поступило более четырех тысяч le FH 18. при этом максимум выпуска 105-гаубиц не превысил 115 штук.

Тип артиллерийской системы Трудоемкость изготовления , чел.ч Стоимость тыс.рейсмарок
Легкая гаубица 10,5 cm leFH 18 3200 16,4
Тяжелая гаубица 15 cm sFH 18 5500 38.5-40.4
Легкая пушка le FK 18 4200 20,4
Пушка 6000 37,5

Как видим, 10,5 cm leFH 18 значительно экономичнее не только своих более тяжелых собратьев, но и превосходит и старую полевую пушку. Ствол 10,5 cm leFH 18 на шесть калибров превосходил le FH 16 и составлял 28 калибров. Благодаря этому баллистика гаубицы значительно улучшилась.

Балистические данные ОФ снарда весом 14,81 кг обр.18

№ заряда 1 2 3 4 5 6
Вес заряда, кг. 210 282 362 499 715 1090
Начальная скорость, м/с. 200 232 264 317 391 470
Дальность, м. 3575 4624 5750 7600 9150 10675

Лафет немецкой 105-мм гаубицы обр. 18 имел раздвижные станины, благодаря этому удалось значительно увелисить УГН, с 4 град до 56. УВН изменился незначительно с 40 до 42, что в считалось вполне удовлетворительным. Лафет орудия подрессорен.

Вначале 10,5 cm leFH 18 выпускали с деревянными колесами, но вскоре их сменили металлические легкосплавные колеса. В зависимости от тяги – конная либо механическая, колеса имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала сорока километров в час, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала сорок километров.

Кроме варианта для Вермахта, немецкая промышленность предлагала 10,5 cm leFH 18 на экспорт. Экспортный вариант гаубицы отличался большими углами наведения. В частности такие орудия производили для Голландии, для чего их приспособили для ведения огня голландскими боеприпасами. После захвата Голландии около восьмидесяти таких орудий использовались Вермахтом как 10,5 cm leFH 18/39.

История создания

Разработка 105-миллиметровой гаубицы велась с 1919 года. Работы продвигались очень медленно. В 1928 году орудие было создано и получило обозначение М1

, но не было принято на вооружение и в серийное производство не поступило.

В 1934 году гаубица была немного модифицирована и получила название М2

, но всё равно не была принята на вооружение и тоже в производство не пошла.

В течение последующих 6 лет конструкторы создавали новый лафет с раздвижными станинами. Наконец в марте 1940 года новый лафет был утверждён и гаубица получила обозначение М2А1

. В таком виде и с таким названием гаубица была принята на вооружение и в 1941 году поступила в серийное производство. Производство велось Рок-Айлендским арсеналом.

Самоходные гаубицы

Настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях вермахта стали самоходные гаубицы sIG 33. Обладавшее сокрушительной мощью орудие вначале устанавливалось на шасси танки Panzer I в своем первозданном виде — на артиллерийском лафете и даже с колесами! Впрочем, от ненужных в рубке колес вскоре отказались. Высота рубки получилась большой, отчего на косогорах самоходка могла завалиться на бок. Ходовая, рассчитанная всего на двух танкистов и крошечную башенку с двумя пулеметами, с трудом выдерживала тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от буксируемых тягачами пушек она открывала огонь с ходу, не теряя времени на отцепливание орудия и приведение его в боевое положение. И особенно востребованной самоходная sIG 33 была в войне с Россией, где не только все танки вермахта оказались бессильными в борьбе с Т-34 и КВ, но и противотанковая самоходка Panzer Jager I, вооруженная 47-мм пушкой. А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла и сильные укрепления разрушить, и новые советские танки вывести из строя. Поэтому, как не прекращался до самого конца войны выпуск самих гаубиц, так не сходили с конвейера и ее самоходные варианты. После Panzer I sIG 33 устанавливали на шасси от Panzer II и Panzer III, но самым массовым стал выпуск самоходных установок (СУ) на базе чешского танка LT-38. Сильно отличаясь по виду, они и назывались по-разному. Грозные машины ранней серии именовали «бизонами», более поздние — «кузнечиками».

В 1943 году вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II называлась «оса», а тяжелая 150-мм на Panzer IV- «шмель».

Самоходная 150-мм гаубица «бизон»

Самоходная 150-мм гаубица «кузнечик»

Самоходная 150-мм гаубица «шмель»

Самоходная 105-мм гаубица «оса»

Реактивные системы залпового огня

Со времен ВОВ реактивная артиллерия России, как правопреемница СССР, обладает мощной группировкой РСЗО. В 50-х годах создана 122-мм 40-ствольная система БМ-21 «Град». Сухопутные войска РФ располагают 4500 такими системами.

БМ-21 «Град» стала прототипом системы «Град-1», созданной в 1975 году для оснащения танковых и мотострелковых полков, а также более мощной 220-мм системы «Ураган» для артиллерийских частей армейского звена. Эту линию развития продолжили дальнобойная система «Смерч» с 300-мм снарядами и новая РСЗО дивизионного звена «Прима» с увеличенным числом направляющих и реактивными снарядами повышенного могущества с отделяющейся головной частью.

Ведутся закупки новой РСЗО «Торнадо» — бикалиберной системы, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В варианте «Торнадо-Г» она ведет огонь 122-мм реактивными снарядами от РСЗО «Град», превосходя последнюю по эффективности втрое. В варианте «Торнадо-С», предназначенном для стрельбы 300-мм реактивными снарядами, по коэффициенту боевой эффективности она превосходит «Смерч» в 3-4 раза. «Торнадо» цели поражает залпом и одиночными высокоточными реактивными снарядами.

Боевое применение САУ «Wespe»

Самоходные гаубицы Wespe организационно входили в состав дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских полков танковых дивизий. Так артполк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались буксируемыми орудиями, а третий дивизион оснащался самоходными артиллерийскими установками.

Дебют «Ос» состоялся в начале 1943 года на Восточном фронте. Скорее всего, они успели принять участие в Третьей битве за Харьков, которая продолжалась с 19 февраля по 19 марта 1943 года, в составе танковых дивизий СС. Точно можно сказать о том, что данные самоходные гаубицы использовались немцами во время сражения на Курской дуге.

В количественном отношении распространение данных САУ в войсках происходило следующим образом:

  • На 31 мая 1943 года — 84 САУ Wespe в составе 6 танковых дивизий.
  • На 31 июня 1943 года — 168 САУ Wespe в составе 15 танковых дивизий.
  • На 30 сентября 1943 года — 276 САУ Wespe в составе 24 танковых дивизий.
  • На 31 декабря 1943 года — 346 САУ Wespe в составе 31 танковой дивизии.

Основной задачей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых и пехотных частей. Чаще всего самоходные гаубицы не принимали участия в ближнем бою, ведя огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. Однако в боекомплект самоходок все равно включались бронебойные снаряды, которые оставляли им шанс на выживание при прямом столкновении с бронетехникой противника. В литературе содержится крайне мало информации об истории артиллерийских частей немецких танковых дивизий.

Связано это с тем, что роль артиллерии в танковых дивизиях вермахта недооценивалась, более того немецкое командование рассматривало ее как вспомогательный род войск. При этом части, вооруженные САУ Wespe, несли постоянные потери в боях. Самоходные орудия были слабо бронированы и представляли собой прекрасную цель для танков и противотанковой артиллерии противника.

В то же время у них был и целый ряд недостатков, часть из которых не удалось исправить на протяжении всего серийного производства. В частности двигатель САУ был недостаточно мощным, что вело к повышенным нагрузкам и частым поломкам. Ходовая часть легкого танка, несмотря на ее усиление и адаптацию, не была предназначена для установки 105-мм гаубиц, обладающих сильной отдачей. Это приводило к поломкам шасси, поэтому большое количество боевых машин часто находилось в ремонте, что снижало боеготовность подразделений. В целом же самоходная гаубица представляла собой целесообразный вариант использования шасси устаревших легких танков.

До наших дней сохранилось достаточное количество данных САУ. К примеру, только во Франции экспонируется три машины, еще одна находится на Абердинском полигоне в США. В России посмотреть на Wespe вблизи можно, посетив Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: