Sd.kfz.251

Защита бронетранспортера

БТР Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, от фугаса, заложенного на лесной дороге, или кинжального огня из пулемета она не спасала. Но все-таки шансы на выживание солдат значительно повышала.

Самая мощная броня была установлена на лобовой части – вполне разумно, если учесть, что бронетранспортеры часто использовались при наступлении на позиции противника. Здесь толщина составляла 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту – всего 10 см. Но везде она была установлена под определенным углом – 14,5-15 градусов. Именно такое расположение обеспечивало максимальную вероятность рикошетов, без пробивания корпуса.

Самая слабая броня, как и у любого бронетранспортера, располагалась сверху и снизу – всего 8 миллиметров. Вполне разумно – сложно представить себе ситуацию, при которой стрельба велась бы по нему под таким углом. А при взрыве фугаса экипаж и машину едва ли спасла бы и куда более мощная броня.

Зачем он был создан

Незадолго до начала Второй Мировой войны немецкие стратеги пришли к мнению, что войска нуждаются в принципиально новом виде военной техники, которая стала бы компромиссом между обычным автомобилем и танком. Так и появился Sd Kfz 251, прозванный в войсках «Ханомагом» – по названию фирмы-производителя.

Он имел весьма необычный вид – вытянутый, приземистый и очень устойчивый. Это позволило ему с успехом выполнять предназначение и стать почти настолько же известным образцом немецкого вооружения, как пистолет-пулемет MP-40 и тяжелый танк «Тигр». Неслучайно он встречается во многих фильмах о войне.

По сути он стал первым в своем классе, так как попал в войска уже в 1939 году – незадолго до начала войны. Следующий бронетранспортер – американский М3 был разработан лишь спустя два года, именно когда американские военные оценили удобства бронированного автомобиля, его надежность и эффективность.

Применялся он как для переброски десанта, так и при перевозке тяжелого вооружения: огнеметов, минометов, крупнокалиберных пулеметов. Разумеется, при наличии достаточного количества бронетранспортеров мобильность любого отряда значительно возрастала. К тому же, он обеспечивал довольно неплохую защиту – как от пуль, выпущенных из пистолетов-пулеметов, так и от осколков гранат

Это было особенно важно, если БТР 251 «Ханомаг» попадал в засаду, что происходило довольно часто на оккупированных территориях СССР и Югославии, где было особенно сильное партизанское движение

Он доказал свою эффективность и потому был выпущен в действительно большом количестве – больше 15 тысяч штук. По этому показателю среди бронетранспортеров он уступал уже упомянутому М3 – их было выпущено в два раза больше.

Сегодня сохранившиеся экземпляры можно увидеть в музеях военной техники, а также частных коллекциях.

Ford V3000S (G198TS)

Эта серия грузовиков изначально не производилась в США, в отличие от многих других американских автомобилей. Первые модели грузовиков Ford V3000S были изготовлены автозаводами во Франции, Бельгии, Италии, Румынии и Испании. Нехватка сырья в Германии в конце войны привела к упрощению производства военных автомобилей. Во-первых, в процессе производства грузовиков в конце Второй мировой войны значительно сократилось количество олова. Например, вместо металла бампера и кабины автомобилей производились из лиственных пород древесины.

Примечательно, что из-за нехватки средств, сырья грузовики Ford V3000S (G198TS) лишились даже фар. В качестве обоснования отсутствия фар в описании техзадания было указано, что фары не нужны, так как делают автомобиль видимым для противника. В целом к концу войны грузовики Ford были ненадежны и имели бедное оснащение. В общей сложности за время войны Ford произвел для Германии 24 110 автомобилей.

Описание конструкции

Современная реконструкция «Ханомага»

Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.

От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.

Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.

Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.

Технические характеристики

ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 т;
  • длина корпуса — 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея — 1,775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.

Экипаж

Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Genesis of the Panzerspähwagen Sd.Kfz.250

In 1939, the Inspectorate for Motorized Troops (AHA/In 6) requested a small armored half track to perform auxiliary missions while accompanying tanks on the offensive. These were to be used chiefly for scouting, as mobile HQs, command, radio vehicles and as forward observer vehicles. They could only carry a Halbgruppe (half platoon) or section of scouts and, therefore, its size was smaller compared to the Sd.Kfz.251 Hanomag then in development.

Hello dear reader! This article is in need of some care and attention and may contain errors or inaccuracies. If you spot anything out of place, please let us know!

Demag was at the time recognized for its expertise with very small half-tracks, having already developed the Sd.Kfz.10. This versatile vehicle was recently accepted in service, and 12,000 were built until 1945. Along with Demag, Büssing-NAG was chosen to design the lightweight sloped armored body. The new vehicle was named leichter gepanzerter Mannschafts-Transportwagen for light armored troop carrier, Sd.Kfz.250.

Цари природы

Большие задачи требовали больших машин, и после войны они не преминули появиться. Высокоэнергетичные гусеничные транспортёры АТ-Т, выпускаемые в 1949–1979 гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения, стали основой для большой гаммы высокопроизводительных машин. Удлинённое изделие 426У для наведения переправ, установки электростанций и балок, изделие 409У и 405МУ для траншейных БТМ и БТМ-3, котлованных МДК-2, путепрокладочного оборудования БАТ и многих др. землеройных и экскавационных орудий с активными и пассивными рабочими органами.

Принято считать что в качестве носителей землеройных агрегатов в основном используется гусеничная техника, но необходимо сюда включить автогрейдеры, скреперы и землевозы и инженерные тягачи. Например, ТМК на базе инженерного колёсного тягача ИКТ (МАЗ-538) монтировали роторный рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществлялся со скоростью 700 м/ч, в мёрзлых грунтах – 210 м/ч. На раме рабочего органа устанавливали откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. На шасси КЗКТ-538ДК, КЗКТ-538ДН и КЗКТ-538ДП были изготовлены машины РК2, ПКТ-2, И-400.

Гигантомания в инженерных войсках связана не только с необходимостью иметь высокопроизводительные и энергонасыщенные агрегаты, но они являются и средством прикрытия крупной техники. Например, современный «Агрегат 15М69 МИОМ» – машина инженерного обеспечения и маскировки на шасси МЗКТ-7930 «Астролог» – сегодня несёт службу в инженерных частях РВСН. Будь ракетоносцы поменьше, то и автомобили маскировки не были бы столь крупными.

Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)

Этот полугусеничный тягач оснащался 8.8-сантиметровой зенитной пушкой и 150-мм гаубицей. Также Вермахт использовал тягачи Sd Kfz 7 с 20-мм и 37-мм зенитными орудиями. Минус этих машин в том, что по сравнению с колесными транспортными средствами, полугусеничные тягачи более трудны в обслуживании, в результате чего они часто выходили из строя.

Тем не менее немцы не отказались от этих боевых машин, поскольку они имели превосходную внедорожную маневренность. Правда, скорость движения по шоссе оставляла желать лучшего. Но в условиях бездорожья России эта машина для Вермахта была незаменима.

Ходовая часть

Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер «Ханомаг» не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище «Ханомага» чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.

К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому «Ханомаг» легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.

Применение в боях и сравнение параметров

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 активно применялись соединениями Вермахта и СС в боевых действиях. Если на раннем этапе Второй Мировой войны машина служила для доставки пехотных подразделений, то в момент вторжения на территорию СССР бронемашина применялась и как тягач полевой артиллерии, и как подвозчик боеприпасов.

Широкое распространение получили командирские бронетранспортеры на базе Sd.Kfz.251, оборудованные рамочными антеннами и дополнительным комплектом радиостанций. В конце войны на базе БТР стали устанавливаться штурмовые и противотанковые орудия.

Сравнение немецкой машины «Ханомаг» и наиболее распространенного американского аналога М3 (построено более 31 тыс. экземпляров) показывает близость параметров. Американец отличается повышенной высотой корпуса, из-за чего машина была более приметной.

Параметр Sd.Kfz.251Ausf. C М3
Боевой вес, кг 9140 8980
Длина, мм 5980 6130
Ширина, мм 2100 1962
Высота, мм 1750 2260
Дорожный просвет, мм 320 280
Десант, чел 10 10

Машины М3 имели схожую схему бронирования и бензиновый двигатель, на них устанавливались минометы и зенитное вооружение, а также 75 мм и 105 мм гаубицы. Американские бронемашины продержались в строю ряда государств до 2013 года.

Несмотря на недостатки конструкции, бронетранспортер Sd.Kfz.251 позволил обеспечить быстрое перемещение пехотных подразделений и огневую поддержку на поле боя. Вскоре опыт применения техники стал перениматься противоборствующей стороной, но массовое производство подобных машин началось уже в послевоенные годы. Популярность немецкой машины была столь велика, что после войны производство модернизированной версии ОТ-801 развернулось в Чехословакии на заводе Tatra.

Отдельные экземпляры машин использовались в армии ЧССР вплоть до конца 70-х годов. Чешские машины часто выдаются на реконструкциях за оригинальные бронетранспортеры, однако их легко опознать по ведущему колесу и гусенице с цевочным зацеплением.

Бренд переименовали в «Ханомаг-Хеншель», подобные переднеприводные фургоны и грузовики были в производственной программе до 1974 года. На сегодняшний день обозначение «Ханомаг» используется для дорожной техники Komatsu Hanomag GmbH.

Серийное производство[ | ]

Общее производство Sd.Kfz.250

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1941 39 53 46 53 56 78 64 389
1942 77 100 112 183 95 84 31 157 169 119 126 121 1374
1943 127 288 289 210 250 271 251 290 279 252 73 315 2895
1944 220 197 103 107 100 64 130 201 142 204 28 205 1701
1945 91 102 76 269
Всего 6628

Производство Sd.Kfz.250/8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1944 10 5 15 4 3 3 40
1945 2 18 20
Всего 60

Производство Sd.Kfz.250/9

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1942 3 3
1943 27 14 48 35 62 77 39 49 351
1944 18 41 29 35 65 23 84 23 318
1945 63 46 109
Всего 781

Производство Sd.Kfz.250/10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1943 ? ? ? 15 3 11 4 3 14 более 50

Выпуск Sd.Kfz.250/10 начался в начале 1942 года. К сожалению, учет модификаций стал вестись только с апреля 1943 года. К 1 апреля была выпущена 101 машина данной модели. Общий выпуск составил 151 единицу.

Отдельно для штурмовой артиллерии производились подвозчики боеприпасов Sd.Kfz.252

и машины артиллерийских наблюдателейSd.Kfz.253.Производство Sd.Kfz.252

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1940 10 17 3 3 16 5 54
1941 21 54 50 44 35 30 44 52 29 359
Всего 413

Производство Sd.Kfz.253

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1940 1 9 10 5 10 31 19 85
1941 50 40 40 30 39 1 200
Всего 285

Разработка

В 1939 году Инспекция моторизованных войск (AHA / In 6) решила, что небольшие бронированные гусеницы будут полезны для сопровождения танков в атаке. Они могли удовлетворить требования, для которых не потребовалась бы машина большего размера, например, штаб, артиллерия. передовой наблюдатель, радио и разведывательная техника.

Демаг, конструктор самого маленького в эксплуатации полугусеницы, Sd.Kfz. 10, был выбран для разработки «легкого бронетранспортера» (leichter gepanzerter Mannschafts-Transportwagen) или Sd.Kfz. 250.

С этой целью Sd.Kfz. 10 корпус был укорочен на одну опорную станцию, а бронекорпус (Панцерванна) построена вокруг усеченной ходовой части.

Несмотря на то, что он задумывался как производная от стандартного инвентарного элемента, в конечном итоге практически каждый компонент был переработан и адаптирован к Sd.Kfz. 250.

От артиллерийского тягача к бронетранспортеру

Появление в немецкой армии полноценного бронетранспортера к началу Второй мировой войны неразрывно связано с появлением в Германии полугусеничных артиллерийских тягачей. Над созданием полугусеничных автомобилей в Германии работали еще в годы Первой мировой войны. Работы в этом направлении привели к тому, что в 1930-е годы Германия прочно удерживала пальму первенства по выпуску автомобилей различного назначения на колесно-гусеничном ходу. Такое развитие промышленности идеально ложилось на доктрину немецких военных, которые понимали, что будущая война будет войной машин и глубоких наступательных операций. Подобная стратегия требовала наличия специализированного транспорта, которым стали многочисленные колесно-гусеничные транспортеры, обеспечившие большую мобильность артиллерии Вермахта. Именно колесно-гусеничные тягачи стали теневым козырем германской армии в первой половине Второй мировой войны, обеспечивая гитлеровским войскам серьезное преимущество над армиями противостоящих государств.

Созданные в Германии полугусеничные тягачи были также идеальным шасси для создания различной специализированной техники, в том числе таких машин как БРЭМ, которые могли использоваться даже для эвакуации танков с поля боя. Рано или поздно в головах германских военных должна была родиться идея о создании бронетранспортера на подобном шасси, это был лишь вопрос времени. БТР на колесно-гусеничном шасси с бронированным кузовом был гораздо предпочтительнее обычных колесных грузовиков, которые в условиях современной войны были крайне ненадежным транспортным средством, они не обеспечивали экипажу защиту от огня противника, не имели вооружения, отличались недостаточной проходимостью по пересеченной местности и могли быть выведены из строя даже огнем из стрелкового оружия.

Трехтонный полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 11

Уже в 1933 году немецкой фирмой Hansa-Lloyd-Goliath был разработан легкий 3-х тонный полугусеничный артиллерийский тягач. Серийное производство машины под обозначением HLkl 5 началось в 1936 году. При этом компания не могла справиться с массовым выпуском подобной техники и не могла удовлетворить всё возрастающие запросы Вермахта, до конца года Hansa-Lloyd-Goliath выпустила 505 подобных артиллерийских тягачей. В 1938 году данная компания сменила владельца и получила новое название Borgward. В тот же временной период на предприятии начали сборку модернизированных 3-х тонных артиллерийских тягачей HLkl 6, оснащенных новым двигателем «Майбах» HL38 мощностью 90 л.с. На этот раз, трезво оценивая производственные возможности компании «Богвард», руководство вооруженных сил сразу же выбрало второго производителя данных тягачей – компанию «Ганомаг» из Ганновера. Последняя представила свою версию полугусеничного тягача Hkl 6, которая практически ничем не отличалась от модели компании «Богвард».

Данный артиллерийский тягач был принят на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz. 11 сокращение от Sonderkraftfahrzeug 11, где «Sonderkraftfahrzeug» переводится как «автомобиль специального назначения», а арабские цифры обозначают модель машины. Артиллерийский полугусеничный тягач Sd.Kfz. 11 серийно производился в Германии с 1938 по 1945 год, за это время было собрано более 9 тысяч машин данного типа. Тягач мог перевозить до 8 бойцов, нагрузку в 1550 кг в кузове и буксировать прицеп массой до 3-х тонн. В Вермахте данный полугусеничный транспортер часто использовался в качестве штатного средства для буксировки легких 10,5-см полевых гаубиц leFH 18.

Именно данное шасси стало основной для создания бронетранспортера Sd.Kfz. 251 и различных машин специального назначения на его базе. При этом германская промышленность до конца войны выпустила более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1939 году и не останавливалось практически до самого конца войны.

Шасси Sd.Kfz. 11 на заводе

варианты

  • Sd.Kfz. 250/1 — легкий бронетранспортер на шесть солдат, в том числе один водитель. Два MG 34 со снарядами 2010 года выпуска.
  • Sd.Kfz. 250/2 — легкая бронированная телефонная машина. MG 34 со снарядами 2010 года выпуска.
  • Sd.Kfz. 250/3 — легкий радиобронированный автомобиль на четверых, масса 5,75 т. Пять версий с разным оснащением устройств двусторонней радиосвязи:
    • Sd.Kfz. 250/3-I — легкий радиобронированный автомобиль (Fu 7, Fu 18)
    • Sd.Kfz. 250/3-II — легкая бронированная радиотехника (Fu 5, Fu.Spr. F)
    • Sd.Kfz. 250/3-III — легкий радиобронированный автомобиль (Fu 8, Fu 4, Fu.Spr. F)
    • Sd.Kfz. 250/3-IV — легкий радиобронированный автомобиль (Fu 8, Fu.Spr. F)
    • Sd.Kfz. 250/3-В — легкая бронированная радиотехника (Fu 12, Fu.Spr. F)
  • Sd.Kfz. 250/4БТР для противодействия воздушным ударам, с двумя MG 34 в сдвоенных базовых установках (не представлены)
  • Sd.Kfz. 250/5-И — легкая бронированная наблюдательная машина для самоходных отрядов с двумя MG 34 и оптическим прицелом.
  • Sd.Kfz. 250/5-II — легкая бронированная разведывательная машина
  • Sd.Kfz. 250/6 — легкий броневик с боекомплектом для штурмовых орудий:
    • Sd.Kfz. 250/6, Ausf. A — для перевозки 70 патронов к «короткой» штурмовой пушке 7,5 cm 37 L / 24
    • Sd.Kfz. 250/6, Ausf.B — для перевозки 60 снарядов к «длинной» 7,5-сантиметровой штурмовой пушке 40 L / 48, масса 6,29 т.
  • Sd.Kfz. 250/7 — легкий бронетранспортер (тяжелый гранатомет):
    • Sd.Kfz. 250/7, версия А в качестве пусковой установки с 8-сантиметровым гранатометом 34 и двенадцатью гранатами. MG 34 с 2010 раундов
    • Sd.Kfz. 250/7, Ausf.B в качестве боеприпаса с 66 гранатами. Вес: 6,11 т
  • Sd.Kfz. 250/8 — легкий бронетранспортер («Каноненваген») с 7,5 cm Kampfwagenkanone 37 или 7,5 cm Kampfwagenkanone 51 с 20 снарядами и MG 42 со снарядами 2010 года. Экипаж: трое солдат. Вес 6,3 т, высота 2070 мм. С осени 1943 г. произведено 69 штук. Использование с 1943 г. в трех взводах (по одной машине) разведывательных рот легких танков (бронетанковых), с 1944 г. по две машины в пушечной группе этих рот.
  • Sd.Kfz. 250/9 — более легкие броневики с 2-см танковой пушкой 38 L / 55 с автоматической пушкой на 100 патронов в открытой башне. С осени 1943 года изготовлено 796 штук.
  • Sd.Kfz. 250/10 — легкий бронетранспортер с боеприпасом 3,7 cm PaK 36 L / 45 и 216 снарядами. Масса 5,67 т, высота с защитным экраном 1975 мм. Нет пулемета, плотная защита с двумя пулеметами. Осенью 1943 года изготовлен 151 экземпляр.
  • Sd.Kfz. 250/11 — легкий бронетранспортер с тяжелой бронетранспортером 2,8 см 41 с боезапасом 168 патронов и пулеметом с 1100 патронами. Экипаж: шесть солдат, масса: 5,53 т, высота с защитным щитом: 2135 мм.
  • Sd.Kfz. 250/12 — легкая войсковая измерительная машина для танковых наблюдательных батарей, например. Б. в качестве точки измерения света.
  • Sd.Kfz. 252 — легкая бронированная машина боеприпасов для штурмовых частей. MG 34. Экипаж: два солдата. Масса: 5,73 т. Конструкция закрыта наверху. Установка для буксировки прицепа для перевозки тяжелых боеприпасов 330 кг Sd.Ah. 32 на 450 кг боеприпасов. В 1941/42 году было построено 414 единиц, пока не было признано, что особая конструкция не нужна. Заменен на Sd.Kfz. 250 // 6 .
  • Sd.Kfz. 253 — легкая бронированная наблюдательная машина для штурмовых частей. MG 34. Экипаж: четыре солдата. Конструкция закрытая сверху, с оптическим прицелом и радиоаппаратурой. В 1941/42 году было построено 285 единиц, пока не было признано, что особой конструкции не требуется. Заменен на Sd.Kfz. 250 // 5 .

Модификации

Все сказанное выше касается именно базовой модели Sd Kfz 251. Однако за последующие годы было выпущено большое количество модификаций – отличалось вооружение, назначение и даже основные ТТХ – вес, габариты. Всего было выпущено двадцать две модификации – одни доказали свою эффективность и выпускались сотнями, в то время как выпуск других ограничивался несколькими пробными десятками.

Расскажем о наиболее интересных из них, пополнивших список бронетранспортеров Второй Мировой войны. Ведь каждый из них заслуживает отдельного внимания:

  • Например, Sd Kfz 251/2 представлял собой полноценный самоходный миномет. Кроме стандартного пулемета MG-34 он комплектовался еще и минометом sGrWr 34 калибра 81 миллиметр с боекомплектом в 66 выстрелов
  • А Sd Kfz 251/3 использовался как машина связи – этот бронетранспортер укомплектовывался различными моделями радиостанций и разными типами антенн. Разумеется, в результате координация действия значительно улучшалась, что позволяло войскам действовать боле слаженно и эффективно.
  • Главным назначением Sd Kfz 251/6 стала перевозка командиров дивизий, корпусов и армий. Она обязательно комплектовалась рациями, благодаря чему командующий мог получать сводки прямо с поля боя, оговаривать дальнейшие действия с другими командирами.
  • Sd Kfz 251/8 использовался как бронированный санитарный автомобиль. Вмещал в себя восемь сидячих раненых или же четверых сидячих и двух лежачих.
  • Sd Kfz 251/9 представлял собой мощную огневую единицу, так как был укомплектован не только привычным пулеметом, но еще и настоящей пушкой! Короткоствольная 75-миллиметровая Kwk-37 с боекомплектом в 52 снаряда не представляла опасности для танков врага, зато прекрасно показала себя при уничтожении живой силы противника, а также укрепленных огневых точек.
  • БТР Sd Kfz 251/11 стал настоящим подарком для связистов. На правое крыло устанавливалась катушка с телефонным кабелем, что позволяло прокладывать его, не выходя из сравнительно безопасного десантного отсека.

Sd Kfz 251/16 стал действительно страшным орудием. Кроме двух пулеметов MG-34 он комплектовался двумя 14-миллиметровыми огнеметами. Общий запас огнесмеси составлял 700 литров – этого хватало, чтобы сделать до 80 выстрелов. Причем дистанция поражения была довольно большой – до 35 метров (сильно влияло направление и сила ветра). Однако для уничтожения живой силы, особенно солдат, засевших в окопах, эта модификация прекрасно подходила.

Вооружение

Стандартным вооружением SdKfz 251 был пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92. Боекомплект составлял 2010 патронов. Пулемет устанавливался над передней частью боевого отделения, стрелок защищался броневым щитом. При необходимости его можно было перенести на вертлюг в заднюю часть, что позволяло вести огонь против воздушных целей.

Так, часть машин могла оборудоваться системами реактивного залпового огня Wurfrahmen 40. С каждого борта крепилось по три установки 280 и 320 калибра. В итоге бронетранспортер становился самоходной пусковой установкой, экипаж которой составлял 7 человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: