Возрождение флота. 1906

«Варяг» и «Кореец»: боевой путь

В 1904 году в полдень бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой, который продлился примерно час. Против двух военных кораблей выступала целая японская эскадра. Канонерка приняла участие в заключительной фазе боя, отражая торпедные атаки. Спустя час после начала сражения стал отступать крейсер, и канонерская лодка «Кореец» прикрыла его отход.

За время боя по противнику было выпущено 52 снаряда. Но при этом не наблюдалось решительно никаких повреждений и потерь со стороны канонерской лодки. Поскольку «Кореец» представлял собой боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, нельзя было допустить его захвата. Поэтому на рейде Чемульпо его было решено взорвать. Экипаж лодки переместился на борт французского крейсера «Паскаль». Тот вскоре доставил моряков в Россию.

Экипажи, которые вели сражение, были награждены орденами и знаками отличия. Также в честь них была учреждена специальная медаль. Так крейсер и канонерская лодка вошли в историю.

Модели

Когда флотилия прочувствовала мощь и выносливость канонерок, было принято решение строить их «для нужд Дальнего Востока». Причем несмотря на то, что перед войной новые экземпляры не заказывались. Первыми прототипами оказались «Храбрый» и «Хивинец».

После модернизации чертежей начали выпускаться лодки типа «Гиляк». Однако они были намного слабее, конструкторы старались усилить такие параметры, как дальность плавания. Но сделать этого не удалось. Поскольку не было и качественного вооружения, канлодки не продолжили строить, равно как и использовать.

Затем появляются «Ардаган» и «Каре». Отличительные особенности этих канлодок заключаются в использовании дизельных энергетических установок. Нефтепродукты в то время являлись самыми доступными видами топлива, поэтому «Ардаган» и «Каре» были экономически выгодными.

Начиная с 1910 года, Морское министерство решается на масштабную модернизацию. Причем это происходит тогда, когда большинство канонерских лодок уже подготовлено к спуску на воду, ведению боевых действий. Принимается решение усилить защиту и артиллерийские орудия. Все это сказывается на осадке. Поэтому больше половины канлодок отправились на реконструкцию. Данный тип получил название «Бурят».

Таким образом, модели канонерских лодок постоянно изменялись, дополнялись современным типом вооружения и оборонными сооружениями. Нет такого военного корабля, который бы являлся их прототипом со времен Российской Империи и до современности.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия «Храбрый», а также «Хивинец». Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа «Гиляк», но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели «Ардаган», «Каре» и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные «Ардаган» и «Каре» решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок — «Бурят».

Конструкция

Внешние изображения

Конструкция и основные размеры канлодок позволяли перевозить их по железной дороге. Для этого боевая рубка речной канонерской лодки, имевшей необходимые бытовые условия и наибольшие габариты, сделана съёмной.

Самым сложным при проектировании стало бронирование. Требовалось сохранить осадку судов около 0,61 м

Корпус бронировался в зависимости от важности защищаемой части и вероятного угла встречи пули с броней. Применяли хромоникелевую сталь толщиной 6; 5 и 4-3,5 мм, которая не пробивалась остроконечной пулей винтовки Мосина с дистанций 150, 200 и 500 шагов

Ватерлинию защищал бронепояс шириной 381 мм (из них 254 мм над водой). Жизненно важные части — машинное отделение, погреба боеприпасов], подбашенные отсеки, также защищены броней. Броневой пояс у ватерлинии, надводный борт у машинного отделения и обоих погребов с 4-5 мм брони, рубка — 6 мм, палуба у машинного отделения — 3,5 мм, надстройка у машинного отделения — 4 мм, пулеметные башенки — 5. По проекту канлодки должны быть с двумя 76-мм горными пушками образца 1909 года на сконструированных для них установках Брянского завода с башнеподобными щитами, защищавшими с трёх сторон. Но на заводе сделали лишь только около 10 таких установок. Поэтому остальные пушки (значительная часть 76-мм образца 1909 года) установлены на тумбах с «горными» щитами. Башнеподобные щиты толщиной 6 мм, толщина щита 76-мм горной пушки образца 1909 года 3,5-4 мм..

Внешние изображения

В форпике платформа с тумбой пулемета, под которой шкиперское имущество. Затем погреб боеприпасов. Носовой погреб боеприпасов вмещал 100 снарядов на орудие и 6300 патронов на пулемет. В помещении команды были койки, стол, откидные скамьи, шкаф для одежды, пирамида для винтовок. Нижние койки — постоянные с выдвижными ящиками, верхние — подвесные.

В стенах боевой рубки впереди надстройки машинного отделения были щели с броневыми заслонками (передний лист подъемный, на крыше — прожектор). В рубке ручной штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и телефон в моторное отделение и погреба, электрическая звонковая сигнализация в машинное отделение, к пушкам и пулеметам.

Внешние изображения

В машинном отделении были два двигателя «Буффало» по 75-80 л. с., каждый работал на свой гребной винт. Топливо — смесь керосина (70 %) и бензина (30 %). Вспомогательный двигатель электрогенератора обеспечивал освещение, зарядку аккумуляторов и работу радиостанции. Одна общая трюмная и противопожарная помпа также работала от вспомогательного мотора. Также в мотоотделении расходные цистерны топлива и масла и верстак-шкаф для инструментов. Топливо в расходные цистерны перекачивали двумя ручными помпами. Для монтажа и ремонта двигателей крыша машинного кожуха съёмная.

Между моторным отделением и отделением офицера гальюн команды и камбуз, в котором: керосиновая плита «Примус», стол с ящиками для провизии и посуды и полки.

Офицерское помещение из гальюна и каюты, где были: шкаф для одежды, шкаф для документов и штурманского инструмента, диван, стол, кресло. Кроме того, было место установки радиостанции с радиусом 266 км.

Кормовой отсек, кроме пулемета, имел две цистерны топлива и румпельное отделение. Патронный погреб как и носовой.

Во всех переборках были водонепроницаемые люки для подачи патронов и снарядов и перемещения по отсекам под защитой брони.

Канлодку предполагали вооружить двумя 76,2-мм горными пушками образца 1904 года. Позднее они получили 76,2-мм пушки образца 1913 года на палубных тумбах (угол возвышения +30°, горизонтальной наволки носовой пушки 270°, кормовой 300°).

Конец XIX — го века

Броненосец » Двенадцать апостолов » по хромолитографии Василия Игнатия 1892 года.

России военно — морской флот продолжал расширяться в конце XIX — го  века, особенно после того, как вступление на престол Николая II в России сильное влияние военно — морской теоретик Альфред Тайер Мэхэн (1840-1914). Российская промышленность, несмотря на свои возможности, не могла удовлетворить спрос, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии и Дании . Французские военно-морские инженеры оказали значительное влияние на конструкцию русских кораблей. Императорский флот России продолжает расти во второй половине XIX — го  века, став третьим по величине флот в мире после Великобритании и Франции.

Во время Гражданской войны (1861-1865) Россия направила эскадру крейсеров в порты Нью-Йорка и Сан-Франциско . Эта экспедиция русского флота к берегам Северной Америки (1863-1864 гг.) Является ярким примером того, как относительно небольшие военно-морские силы могут добиться крупных политических успехов. 11 малых русских военных кораблей участвуют в торговом мореплавании, они отговаривают Британскую империю, Францию и Австро-Венгрию от конфликта с Россией, побежденной этими тремя державами семью годами ранее.

Легендарный «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» использовалась на Дальнем Востоке для подавления «восстания боксеров». Она входила в состав международной эскадры. В течение сражений канонерка получила несколько серьезных повреждений, были раненые и убитые.

Перед Русско-японской войной канонерская лодка «Кореец» была переведена в корейский порт Чемульпо. Вместе с ней отправился крейсер первого ранга «Варяг». 8 февраля экипаж лодки получил задание отправиться в Порт-Артур с дипломатическим донесением. Однако порт был заблокирован, в результате чего путь «Корейцу» был перекрыт. Капитан корабля принял решение повернуть назад, после чего миноносцы противника атаковали торпедами. Хотя сегодня рассматривается вариант, что японская эскадра только имитировала это.

Вследствие торпедной атаки «Кореец» производит два выстрела. Именно они являются первыми в Русско-японской войне.

По проекту «Корейца» было построено множество канонерских лодок, которые используются в современности.

Речные (озерные) и морские канонерские лодки

Несмотря на большой функционал, фактически все канонерки использовались для того, чтобы наносить удары по береговым объектам. Целью таких атак становилось подавление огневой мощи противника, а также уменьшение живой силы. Если же лодка оставалась в непосредственной близости от своего берега, тогда ее задачи заключались в охране береговых объектов, защите от вражеских военных кораблей.

Встречаются морские и речные канонерские лодки. Их основное отличие заключается в весе. Первые достигают массы в 3 тысячи тонн, вторые – в 1500. Конечно, исходя из названия, логично предположить, в каких местах будут использоваться канонерки.

Канонерка «Бобр»

Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.

Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.

«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии. Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.

Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.

«Хининец» и «Сивуч»

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка — «Хивинец». Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился «Хивинец» в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

«Сивуч» известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили «Сивуч», но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским «Варягом».

Первая мировая война[ | ]

Канонерская лодка «Хивинец» после модернизации В начале Первой мировой война «Хивинец» вошел в состав отряда обороны Або-Оланской шхерной позиции. В 1915-1916 годах канлодка прошла ремонт и была довооружена: на неё установили два 120-мм орудия, снятых с потопленной канонерской лодки «Кореец II» и зенитные орудия. После ремонта «Хивинец» вновь вошёл в состав Шхерного отряда. Затем он был переведён в Рижский залив.

30 сентября 1917 года «Храбрый» и «Хивинец», стоявшие в Аренсбурге, получили приказ перейти на Кассарский плес, где находились суда немцев. 2 октября, после начала немецкой операции «Альбион», «Хивинец» совместно с канонерской лодкой «Храбрый» и эскадренными миноносцами, участвовал в бою с немецкими эсминцами и заставил их отойти. На «Хивинце» перед самым началом немецкой операции не было ни командира, ни старшего офицера, и в командование канлодкой вступил совсем молодой лейтенант Афанасьев. Приняв участие в еще нескольких скоротечных столкновениях, канонерская лодка покинула Рижский залив вместе с другими русскими кораблями.

26 октября 1917 года канлодка вошла в состав Красного Балтийского флота и с апреля 1918 года числилась в Отряде охраны восточной и средней части Невы, где занимала позицию у моста через реку. В 1919 году «Хивинец» был разоружен и сдан в Кронштадтский военный порт на хранение.

В 1922 году восстановлена на Невском заводе и зачислена в учебный отряд Морских сил Балтийского моря. С июня 1928 года использовалась как самоходная база кораблей Балтийского флота. В июне 1944 года исключена из списков флота и в 1948 году сдана на слом.

Канонерские лодки типа «Перекоп». СССР

Главная » Альтернативная История » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Канонерские лодки типа «Перекоп». СССР

Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было

vlad_stan 08.03.2020 1787

18

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Как известно после гражданской войны большевики распродали большую часть оставшихся от «старого режима» кораблей Балтфлота на металлолом. И потому что банально не хватало средств а также и потому что флот являл собой скопище морально и физически устаревших небоеспособных уже плавсредств – зачастую еще ХIХ века.

Допустим что решение это было несколько откорректировано — с кораблей сняли больше брони и орудий а с некоторых — еще и машины — и складировали в арсеналах Кронштадта -«на всякий случай». А чуть позже — в конце-20х-начале 30х в с их использованием была построена серия «бюджетных» канонерских лодок получившая наименования по местам побед РККА в недавней Гражданской войне. По головному кораблю их назвали -серия «Перекоп». Дальше были «Свияжск», «Каховка», «Волочаевка» «Энзели», «Псков», «Спасск» и еще с несколько кораблей.

Их проектировщики озадачились созданием корабля для действий в прибрежных водах Финского залива и с возможностью захода в Ладожское озеро — где возникла финская угроза. «Перекопы» должны были поддерживать прибрежные части, обеспечивать десантные операции и т.п. В общем и целом выглядели они как несколько уменьшенная копия таких кораблей как «Храбрый» и «Грозящий» — 4-6 орудий 152 мм, (на «Перекопе» -2Х203мм), усиленное зенитное вооружение

Частично их вооружили пушками 102 и 120 мм из старых запасов, в качестве противоминного калибра пошли старые же 57мм и 47мм — а на два последних — «Чита»и «Орел» в качестве эксперимента поставили в качестве главного калибра сухопутные 122 миллиметровки 52-П-471.

Корабли вышли как признавали и сами создатели — так себе — невысокая скорость — дай Бог 16-17 узлов, невысокая автономность- 600-700 миль в среднем (впрочем предполагалось что они не будут выходить из Финского залива, а в оптимуме — ходить не дальше Ивангорода), и достаточно скверная обитаемость — все было подчинено задаче создания мощного артиллерийского корабля с малой осадкой и малой ценой. Тем не менее, это были достаточно неплохие суда — строили то их толковые люди, например В.П.Костенко (что не спасло его впрочем от репрессий).

В итоге Краснознаменный Балтийский Флот получил за умеренные деньги примерно полтора десятка боевых единиц худо-бедно но натренировавшихся на оборону Ленинграда и окрестностей в те дни когда по выражению писателя Соболева едва одна десятая водного пространства Финского залива принадлежала СССР. Незадолго до войны они прошли модернизацию — например вместо старых 47мм-вок на некоторых из них установили 45мм а также добавили к двум счетверенным «максимам» по два 37мм автомата , а на «Перекоп» — изъятый со складов Эстонского флота запасной 40 мм автомат «Бофорс» (такие стояли на подлодках «Лембит» и «Калев»).

Как бы там ни было — им было суждено сыграть весьма важную роль в войне. Ибо именно эти неказистые и не слишком мощные корабли огнем своих пушек сорвали в сентябре 1941 взятие Шлиссельбурга частями фон Лееба и не позволили превратить осаду Ленинграда в блокаду (что с плохо скрытым раздражением констатировали немецкие генералы и историки). Осень 1941го стоила жизни четырем «Перекопам» -а до победной зимы 1944 го не дожил ни один. Но затраты на свою постройку и службу они окупили сполна и многократно.

Служба на флоте

4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт, направляясь на Тихий океан. Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.

13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.

На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двухтрехдневного перехода… приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»

31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур.

«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку, который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов. Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых. За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.

Канонерская лодка «Гиляк» в Порт — Артуре

1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова, уступив место стационера канонерской лодке «Кореец».

28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.

В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров.

1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.

Молодая канонерка «Хивинец»

Канонерская лодка «Хивинец» была самой молодой представительницей артиллерийских кораблей в царское время. Она предназначалась для вхождения в состав Балтийского флота. Лодка является мореходной, но ее использовали и в речных условиях. Причем она стойко выдерживала испытания неблагоприятных условий.

Канонерская лодка «Хивинец» заказывалась в 1904-1914 годы, когда начиналось укрепление российского флота. Однако сама непосредственно модель была ориентирована на 1898 год. К сожалению, после выпуска модели никакой модернизации не было, что стало причиной узкого функционала.

Нельзя не отметить стойкость и выносливость канонерки. Дело в том, что она выдерживала такие сражения, где погибали другие, более молодые артиллерийские военные корабли. Вероятно, именно поэтому ее долгое время использовали в качестве прототипа при строительстве судов.

Служба на флоте

4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт , направляясь на Тихий океан . Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.

13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.

На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода… приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»

31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур . По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район.

«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров» . 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку , который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов . Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых . За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.

1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова , уступив место стационера канонерской лодке « Кореец ».

28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.

В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров .

1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.

«Гиляк»

Канонерская лодка «Гиляк»

Служба: Россия
Класс и тип судна Канонерская лодка
Порт приписки Порт-Артур
Изготовитель Новое Адмиралтейство
Строительство начато 30 апреля 1896 года
Спущен на воду 22 сентября 1897 года
Введен в эксплуатацию 10 октября 1898 года
Выведен из состава флота 1905 год
Статус Сдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 1239 тонн
Длина 63,09 м
Ширина 11,15 м
Осадка 3,14 м
Двигатели 2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля
Мощность 1179 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 11,64 узла
Экипаж 7/159
Вооружение
Артиллерия 1 × 120-мм/45, 5 × 75-мм/50, 4 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 2 × 7,62-мм пулемёта, 1 × 63,5-мм/20
Минно-торпедное вооружение 1 × 381-мм торпедный аппарат
 

Первое утро войны

Еще ночью поврежденные корабли двинулись на внутренний рейд. Крейсер прошел без помех, но массивные броненосцы из-за принятой внутрь воды сели на мель. И если «Цесаревич» посредством внутреннего перемещения грузов удалось довольно быстро с мели снять, то «Ретвизан» сел плотно. Он надолго перегородил половину и без того узкого входа в гавань.

Ранним утром адмирал Того отправил в разведку отряд из четырех крейсеров. Основываясь на докладе командира отряда контр-адмирала Дэва Сигэто, посчитавшего Порт-Артурскую эскадру полностью дезорганизованной и увидевшего сильнейшие русские броненосцы еще сидящими на мели, японский командующий решился на атаку главными силами.

Он подошел к Порт-Артуру со всеми своими шестью броненосцами, а также пятью броненосными и четырьмя легкими крейсерами. Наша поредевшая эскадра приняла бой, находясь под прикрытием береговых батарей.

wikipedia.org
Карта театра русско-японской войны.

Пять оставшихся в строю броненосцев, броненосный крейсер «Баян» и четыре легких крейсера вступили с врагом в перестрелку, не давшую ни одной из сторон каких-то ощутимых результатов. Тем не менее Того понял, что доклад его подчиненного был слишком оптимистичным. Попадания в его корабли заставили японского командующего прекратить сражение.

Но все же это утреннее сражение носило с обеих сторон нерешительный характер. Японцы стреляли немного лучше, однако каких-либо тяжелых повреждений нанести русским кораблям не смогли. Наши тоже добились нескольких попаданий, никак не повлиявших на боеспособность врага. На том и разошлись.

Фото из архива
Вице-адмирал О.В.Старк.

Вице-адмирал Старк утром действовал грамотно, гораздо увереннее, чем в злополучную ночь. Его, однако, сразу же «назначили» главным виновником случившегося. И совершенно несправедливо! Он только исполнял приказы и предписания, связывавшие его по рукам и ногам, и не обладал авторитетом Степана Осипович Макарова, который в те годы один лишь в русском флоте мог позволить себе игнорировать неразумные распоряжения начальства.

Героический «Сивуч»

В Рижском заливе канонерская лодка «Сивуч» героически погибла в сражении с немецкими линкорами. Именно поэтому каждый год 9 сентября волны принимают множества цветов и венков от рижан и россиян.

19 августа 1915 года императорский флот вступил в бой с германскими линкорами. До конца неизвестно, что именно произошло в те далекие и долгие для экипажа дни. Но сражение около острова Кихну заставило эскадру Германии отказаться от дальнейших атак в Рижском заливе, а также от бомбардировки береговых укреплений. Это и было основной целью набега немецкого флота.

Канонерская лодка «Сивуч» тогда спасла Ригу от жертв и разрушений. Ценой такого подвига стала гибель корабля, равно как и всего экипажа. В то время канонерку называли даже Балтийским «Варягом», настолько высок был героизм моряков.

Функционал и использование канонерских лодок

Канонерки представляют собой вариант наиболее функциональных артиллерийских кораблей. Конструкция позволяла использовать их в военных действиях в прибрежной зоне, на реках и вблизи архипелагов с мелкими скалистыми островами.

Канонерские лодки могли исполнять следующие функции:

  1. Оборона берегов, портов, эстуариев
  2. Высадка десанта
  3. Поддержка войск на берегах
  4. Высадка своего и борьба с вражеским десантом
  5. Вспомогательные задачи, вроде доставки грузов

В зависимости от того, где именно будет использоваться артиллерийский корабль, его конструкция могла изменяться, возводились специальные постройки. Встречаются небронированные, бронепалубные и броненосные лодки. Чаще всего использовали второй вариант, поскольку он предлагал относительно хорошую защиту, но при этом имел небольшой вес, что положительно сказывалось на маневренности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: