Кодекс чести самурая: реальность и фантастика

Система «комфортных станций»

Кроме изнасилований десятков, сотен, тысяч женщин, японские власти виновны ещё в одном преступлении перед человечеством – создании сети борделей для солдат. Обычной практикой было насиловать женщин в захваченных селениях, часть женщин уводили с собой, немногие из них смогли вернуться.

В 1932 году японское командование решило создать «комфортные дома-станции», обосновав их создание решением уменьшить антияпонские настроения из-за массовых изнасилований на китайской земле, заботой о здоровье солдат, которым надо «отдыхать» и не заболевать венерическими болезнями. Сначала их создали в Манчьжурии, в Китае, затем во всех захваченных территориях – на Филиппинах, на Борнео, в Бирме, Корее, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме и так далее. Всего через эти бордели прошло от 50 до 300 тыс. женщин, причём большинство из них были несовершеннолетними. До завершения войны выжило не более четверти, морально и физически изуродованные, отравленные антибиотиками. Японские власти даже создали пропорции «обслуживания»: 29 («клиентов»):1, затем повысили до 40:1 в сутки.

В настоящее время японские власти отрицают эти данные, ранее японские историки говорили о частном характере и добровольности проституции.

Формирование и сущность самурайского кодекса

Расцвет самурайства в Японии приходится на период сёгуната, то есть XII-XVIII века. Упадок воинского сословия и его превращение в касту государственных служащих произошел уже в эпоху Мейдзи.

Понятно, что даже в условиях изолированности Японии от мира невозможно было столь длительное время пользоваться одними и теми же моральными нормами. Правила поведения самурая в классическом представлении сложились примерно в XVI-XVII веках, но на основании норм, действовавших и ранее. Эти правила включают основные принципы поведения самурая как на службе, так и в частной жизни. Собственно, они требуют подчинения всей жизни воина интересам господина. Если частная жизнь самурая мешает исполнению его служебного долга, она должна быть отринута.

Свод этих правил известен под названием Бусидо. Слово с некоторой натяжкой можно перевести как «путь благородного воина». В формировании представлений об идеальном воине сыграли роль как японские синтоистские традиции, так и нормы дзен-буддизма и конфуцианства, заимствованные Японией из Китая и прижившиеся среди местной феодальной верхушки.

Однако именно слово «кодекс» сильнее всего мешает пониманию сущности самурайской этики. Оно не соответствует форме и способу действия Бусидо. Не было единого, обязательного для всех, писаного документа, где излагались бы соответствующие моральные нормы. Область применения этих норм также была весьма ограниченной – они были действительны только в отношениях между самураями и не имели никакого отношения к общению воинов с представителями низших каст. Самурай мог сколько угодно нарушать букву и дух Бусидо, но не считаться при этом опозоренным и не подвергаться никаким взысканиям и осуждению. Для представителей других сословий действовали другие моральные нормы.

Доспехи самурая

Известный самурай Ямамото Цунэтомо говорил: самурай «должен достойно встретить свою смерть, а для этого нужно позаботиться о своем внешнем виде. Ведь враги будут презирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно». Прежде всего, аккуратно следовало обращаться с дорогими доспехами. Конечно, в бою самурай должен был надеяться в первую очередь на свою доблесть и свой меч, но даже самый храбрый воин не забывал о доспехах (кстати, когда нужно было, и прятался от врага в замках).

Доспехи самураев делались чаще всего из лакированных металлических пластин и отличались легкостью и гибкостью, что позволяло воину сохранить подвижность, но при этом оставались достаточно прочными

Кроме самого важного элемента — кирасы — самурай носил латную юбку, набедренники и наколенники, поножи, наплечники и наручи, шлем и маску (мэнгу). Ношение боевых личин — отличительная черта самураев

Маски могли иметь не только устрашающий, но и нейтральный и даже симпатичный вид.

Каннибализм как средство самоопределения

Один из важных источников, в котором автор пытался философски осмыслить каннибализм, — «Каннибальские метафизики» бразильского антрополога Эдуарду де Кастру. В нем он пытается концептуально перевернуть западную антропологию. Де Кастру критикует ее за то, что в ней западный ученый всегда оказывался в роли субъекта, а «архаичные», как их принято называть, общества — в роли объекта. Из этого следовало, что ученые использовали привычную для них терминологию, которая была создана для описания западного общества.

Чтобы избежать научного колониализма, де Кастру предлагает мыслить не вместо индейцев, а вместе с индейцами; проводить исследования с позиции индейцев, делая объектом западного человека; включать чужие мировоззренческие концепции в свою методологию.

Становление индейцем оказывается эффективным инструментом борьбы с разделением на культуру и природу, человеческое и нечеловеческое, субъект и объект. Поэтому, когда де Кастру всё-таки пишет об индейском обществе, он не использует специальную терминологию, пытаясь описать социальный смысл каннибализма так, как его бы увидели члены племени.

Де Кастру говорит о том, какое важное место в мифологии бразильского племени аравете отводится посмертному каннибализму. Небесные божества Маи пожирают души умерших

Но не просто так, ведь после съедения души превращаются в бессмертных существ, подобных самим Маи. Этот мистический мотив — трансформация военного каннибализма народа тупинамба, населявшего побережье Бразилии в XVI веке. Убитых в бою тупинамба съедали на месте, а вот для пленных у них существовала изощренная система казни и церемониального поедания. Военнопленными часто становились представители народов с тем же языком и обычаями, поэтому они могли довольно долго жить среди захватчиков в ожидании смерти.

С пленниками обычного хорошо обращались: они жили не в заключении, а под надзором, получали женщин племени захватчиков в жены.

Ронины — честные и порядочные ребята

В современной культуре ронины, бродячие воины без хозяина, дома и средств к существованию, изображаются благородными одинокими рыцарями. Они без колебаний встают на защиту простых людей, ставят на место зарывающихся самураев и стараются восстановить свою честь и доброе имя благими поступками и смелыми подвигами.

На самом же деле многие ронины становились членами банд, грабителями, насильниками и головорезами.

Лишившись даймё, ронины не отказывались от своих самурайских замашек. Они убивали, отбирали чужое имущество и занимались рэкетом. Многие из них стали предводителями банд якудза. Как видите, в реальности ронины были вовсе не такими приятными личностями, как Затойчи в фильме Такеши Китано.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали

Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.

Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.

Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа очистить железистый песок от примесей и лучше распределить в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.

Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это приводит к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.

И катаны не ковали годами. В среднем на один меч уходило от трёх недель до нескольких месяцев.

Что стало с Бокассой?

Хоть он и был признан невиновным в каннибализме, остальных обвинений хватило, чтобы вновь приговорить его 12 июня 1987 к смертной казни. В следующем году он был помилован, приговор заменили на пожизненное заключение, а затем на двадцатилетний срок. После восстановления демократического строя в 1993 году в стране была объявлена всеобщая амнистия, и Бокасса вышел на свободу. Он умер от инфаркта спустя три года, 3 ноября 1996.

Как-то император Бокасса давал обед в честь президента дружественной республики Уганда Иде Амина. Когда подали жаркое, приправленное соусом из сока жожоба, зашел разговор о том, как его величеству удалось покончить в своей стране с коррупцией. Нет ничего проще, ответил император. Для начала, я добавил к своим титулам Отца нации, Верховного Главнокомандующего, Понтифика, Генерального секретаря партии гурманов и Лучшего Друга бегунов на средние дистанции титул Главного Взяточника. Населением это было воспринято с подлинным энтузиазмом. Ибо таким образом кардинально решалась главная проблема, актуальная во все времена: кому давать? Под моими окнами сразу начались стихийные митинги и демонстрации, которые я запретил разгонять. Но в пылу всенародного ликования меня забыли спросить, чем я собираюсь брать?

И чем же? — спросил почетный гость после некоторой паузы.

Взятки я беру только взяткодателями, чеканно ответил Император. Не далее, как сегодня утром меня посетил один из них, который, судя по всему, вам особенно понравился. Поэтому не стесняйтесь и положите себе еще кусочек.

По стопам отца

Самурай с ребенком. (Pinterest)

Земли и сословная принадлежность передавалась от отца к сыну. В случае смерти самурая главой семьи становился его старший сын, даже если к тому времени он был еще ребенком. В едва сознательном возрасте 10−12 лет такие юные самураи уже имели право принимать судьбоносные решения, хотя им оставалось еще несколько лет до завершения образования (обычно основную часть обучения заканчивали в возрасте 15 лет).

Юные самураи уже могли служить своему даймё — например, выполнять повседневные поручения или занимать в богатом доме должности вроде «смотрителя» какого-либо ценного предмета, «подавателя воды утром» и т. п.

Некоторые кланы (такие как Минамото, Тайра и Фудзивара) веками управляли Японией, а им, в свою очередь, служили десятки других родов.

Самураи так крепко держались за дело и образ жизни своих предков, что когда Японии в XIX в. понадобилась модернизация, пришлось через «революцию Мэйдзи» и долгие болезненные реформы демонтировать консервативную самурайскую систему вообще.

Ампутация


Если человек подозревался в шпионаже, то за это его карали со всей жестокостью. Не только солдаты вражеских Японии армий были подвержены пыткам, но и жители Филиппин, которых заподозрили в разведке данных для американцев и британцев. Самым любимым наказанием было просто разрезать их живыми. Сначала одна рука, затем возможно нога и пальцы.

Далее обычно следовали уши. Но всё это не приводило к быстрой смерти, а делалось для того, чтобы жертва долго мучилась. Также была практика остановки кровотечения после отрезания руки, когда давались несколько дней на восстановление для продолжения пыток. Ампутациям подвергались мужчины, женщины и дети, ни для кого не было пощады от зверств японских солдат.

Японские традиции. Манила

Рукопожатные журналисты в сюжетах о Японии непрерывно нахваливают необычайную преданность островитян своим традициям. Что же, пока мы не будем ставить этот тезис под сомнение. Поговорим о самих традициях.

Часть 3. Манила

Манила — столица Филиппин. Город построен испанцами в конце 16 века. В период Второй Мировой Войны Манила — резиденция коллаборационистского правительства, захваченных японцами островов.

Косметологи в бешенстве! Они не верят, что морщины можно убрать с помощью домашнего 8%… 
Читать далее

В начале февраля 1945 г. под давлением армии США японское командование принимает решение оставить город. Штаб армии вывезли в Багио, а Манила подверглась планомерному разрушению. Надежные свидетельства, основанные на допросах военнопленных, филиппинских чиновников, гражданских лиц и анализ японских документов вскрывают ошеломляющий факт, резня в Маниле — это не акт возмездия обезумевшего от войны гарнизона, оказавшегося в отчаянном положении, а хладнокровно спланированная операция японского командования.

www.sdelanounih.ru

Пытка утоплением


Многие считают, что пытку утоплением впервые начали применять солдаты США в Ираке. Такие истязания противоречат конституции страны и выглядят необычными и жестокими. Эта мера может считаться пыткой, но может так не рассматриваться. Определённо, для заключенного это тяжёлое испытание, но оно не подвергает риску его жизнь. Японцы использовали пытку водой не только для допросов, но и привязывали заключенных под углом и вставляли трубки им в ноздри.

Таким образом, вода поступала прямо в лёгкие. Это не просто создавало ощущение того, что ты тонешь, как при пытке утоплением, жертва действительно как будто тонула, если пытка продолжалась слишком долго.

Он мог постараться выплюнуть достаточно воды, чтобы не задохнуться, но это удавалось не всегда. Пытка утоплением была второй по популярности причиной смерти заключённых после избиения. Возможно, вас заинтересует статья 15 ужасающих устройств для пыток, в существование которых трудно поверить.

Вот к чему приводит безграничная власть денег… Почему японцев ненавидят в соседних странах?

Во время Второй мировой войны для японских солдат и офицеров было обыкновенным делом рубить мирных жителей мечами, закалывать штыками, насиловать и убивать женщин, убивать детей, стариков. Именно, поэтому, для корейцев и китайцев японцы враждебный народ, убийцы.

В июле 1937 года японцы атаковали Китай, началась японско-китайская война, продолжавшаяся до 1945 года. В ноябре-декабре 1937 года японская армия вела наступление на Нанкин. 13 декабря японцы захватили город, 5 дней шла массовая бойня (убийства продолжались и позднее, но не такие массовые), вошедшая в историю, как «Нанкинская резня». В ходе бойни, которую устроили японцы, было вырезано более 350 тыс. человек, некоторые источники приводят цифру в полмиллиона человек. Десятки тысяч женщин были изнасилованы, многие из них убиты. Японская армия действовала исходя из 3-х принципов «дочиста»:

Врач: «У кого варикоз, прочтите — пока не удалили! Это навсегда избавит от варикоза за 4 дня и…» 
Читать далее

Бойня началась с того, что японские солдаты вывели из города 20 тыс. китайцев призывного возраста и закололи всех штыками, чтобы они никогда не смогли вступить в китайскую армию. Особенностью массовых убийств и издевательств было то, что японцы не стреляли – берегли боеприпасы, всех убивали и калечили холодным оружием.

После этого массовые убийства начались в городе, женщин, девочек, старух насиловали, затем убивали. У живых людей вырезали сердца, резали животы, выкалывали глаза, закапывали живыми, отрезали головы, убивали даже младенцев, на улицах творилось безумие. Женщин насиловали прямо посреди улиц – опьянённые безнаказанностью японцы заставляли отцов насиловать дочерей, сыновей — матерей, самураи соревновались, кто больше зарубит человек мечом – победу одержал некий самурай Мукаи, убивший 106 человек.

После войны преступления японской военщины были осуждены мировым сообществом, но уже с 1970-х годов Токио их отрицает, о бойне японские учебники истории пишут, что просто было убито много людей в городе, без деталей.

«Любование оружием»

Каждый самурай обязательно носил пару мечей (дайсё) — длинный и короткий меч. Этикет предписывал оставлять длинный меч (катану) при входе в дом и класть его на особую подставку. Короткий же меч (сето) всегда оставался при хозяине. Не менее важным оружием самурая был большой лук.

С изобретением пороха к традиционному холодному оружию добавилось и огнестрельное, но традиция отдавала предпочтению мечам — для воина важнее всего было владеть именно ими. Мечи наделялись сакральными значением как символ души самурая и его постоянный спутник. Мечи были церемониальными (богато украшенные «тати») и военными. Без оружия жизнь самурая, считалось, теряет смысл.

Высшим проявлением уважения и честью считалось выразить восхищение чужим мечом. Гости нередко участвовали в особой церемонии «любования мечом» хозяина, всегда проходившей по примерно одинаковому сценарию, предусмотренному этикетом. Клинок нужно было обязательно внимательно рассмотреть под разными углами к свету, не обнажая полностью, и при этом щедро расточать комплименты.

Кстати, меч разрешалось носить и самурайским женщинам, но только когда они должны были отправиться в дорогу в одиночестве: по пути ведь могли встретиться разбойники.

Постулаты Бусидо

Окончательно оформившись в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.), бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена честь самурая; включал запрет лжи и привязанности к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

  • Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  • К смерти следует идти с ясным осознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
  • Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  • Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  • В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  • Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
  • Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  • На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
  • Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.
  • Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
  • Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
  • Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
  • Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
  • Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
  • Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
  • Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
  • Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.

Бусидо сегодня

После реставрации Мэйдзи с классом самураев было покончено, и была создана современная японская армия. Однако кодекс бусидо продолжает существовать. Достоинства класса воинов-самураев можно найти в японском обществе, а кодекс считается важным аспектом японской культуры и образа жизни. 

Образ Японии как военной страны — это наследие самураев и принципов бусидо. Имперская   идеология бусидо использовалась для внушения идеологии японским военнослужащим, вторгшимся в Китай в 1930-х годах и напавшим на Перл-Харбор в 1941 году. Именно эта идеология привела к тому, что во время Второй мировой войны японские военные не сдавались. После Второй мировой войны, как и многие идеологии того времени, бусидо также рассматривалось как опасная система мышления. 

Бусидо испытал возрождение во второй половине 20 — го века и продолжается по сей день. Современный бусидо отвергает военные аспекты кодекса и вместо этого подчеркивает достоинства, необходимые для хорошей жизни, включая честность, дисциплину, сострадание, сочувствие, верность и добродетель.

Кодекс Бусидо – заповеди самурая

В Кодексе Бусидо описаны основные правила, которых должен придерживаться настоящий самурай:

  • Образование. Самураи занимали в иерархии место выше торговцев, ремесленников и землевладельцев. По своему положению они должны были управлять другими людьми. Для этого необходимы были разнообразные знания и понимание основных законов развития общества. Настоящему воину недопустимо быть безграмотным.
  • Почитание родителей. Настоящий воин должен помнить, что родители дали ему жизнь. Относиться к родителям нужно с почтением. Если человек не исполняет свой сыновний долг перед родителями, то он не будет предан своему хозяину.
  • Боевой дух. Основные правила о самураях гласят, что настоящий воин должен всегда быть готов к бою. Нужно не расслабляться ни на минуту, всегда быть готовым отразить вражеское нападение.
  • Правильное и неправильное. Чтобы обрести Бусидо, настоящий воин должен различать правильное и неправильное. Самурай всегда должен поступать правильно и не допускать неправильных действий, которые вызовут презрительное отношение к нему друзей, родных и даже слуг. Такое поведение должно войти в привычку.
  • Храбрость. Бесстрашие является важнейшим качеством самурая. Оно проявляется не только в бою. О храбрости можно судить по поведению воина в обычной жизни. Храбрость тесно связана с преданностью господину и родителям. В свободное время храбрый воин будет совершенствовать свои боевые навыки. Он будет избегать расточительства и праздного времяпровождения. Храбрый воин поддерживает свое тело здоровым, а военный дух сильным в надежде совершить героический поступок.
  • Соблюдение этикета. Соблюдение этикета и проявление уважения к родителям, господину является важным правилом Бусидо. Копье воина своим острием никогда не должно быть направлено в сторону господина. При упоминании имени господина воин должен встать. Так предписано действовать воину.
  • Отношение с женой. Недостойно для самурая унижать свою жену. В случае разногласий он должен убедить жену в правильности своей позиции или в крайнем случае развестись с ней.
  • Экономное отношение к деньгам. Воин должен быть бережливым, но не скупым. В средние века скупость приравнивалась к трусости.
  • Отношение к зависящим от него людям. Самурай должен избегать несправедливости по отношению к людям, занимающим более низкое положение. Он должен заботливо и по справедливости относиться к крестьянам и ремесленникам.
  • Выбор друзей. Самурай должен выбрать сослуживца, на которого можно опереться в трудную минуту. Однако особенно близко сходиться с сослуживцами нежелательно. Близкая дружба может нарушить правильные отношения между воинами и лишить их чувства собственного достоинства.

Цитаты самураев о смерти, верности и обучении

Вот отрывок из великих изречений Самурая о смерти, верности и учености.

1. «Самурай всегда должен быть готов к смерти — своей или чужой».

— Стэн Сакаи.

2. «Вступай в бой с полной решимостью умереть, и ты будешь жив; желаете выжить в битве, и вы обязательно встретите смерть ».

— Уэсуги Кеншин.

3. «Там, где жизнь ужаснее смерти, тогда самая настоящая доблесть — осмелиться жить».

— Томас Браун.

4. «Верность и преданность приводят к храбрости. Храбрость ведет к духу самопожертвования. Дух самопожертвования порождает доверие к силе любви ».

— Морихей Уэсиба.

5. «Усердно учись, и все можно будет достичь. Откажитесь, и вы ничего не добьетесь ».

— Ямаока Тэссю.

Отношение к своей жизни

Всю свою жизнь самурай посвящал служению господину. Самурай всегда оставался верен ему. Жизнь самурая делилась на два периода.

В мирное время он вел обычный образ жизни

Сословие самураев придавало важное значение семье как важному элементу конфуцианского общества. Семейные отношения строились на товарищеском отношении

Главой семьи однозначно становился мужчина. Женщине в семье предназначалась подчиненная роль. Она должна была хранить верность и быть терпеливой. Дочерей воспитывали в строгости. Их учили готовить лекарственные настои и оказывать первую помощь при ранениях. Недовольство, ложь и ревность относились к основным недостаткам женщин.

В период войны он полностью сосредотачивался на воинской службе. Настоящий самурай во время военного похода не думает о жене, детях. Он с пренебрежением относится к собственной жизни.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: