Харьковское конструкторское бюро машиностроения морозова — kharkiv morozov machine building design bureau

Внешние ссылки [ править ]

vте Автомобильная промышленность Украины
  • Автоматизированная индустрия
  • Экономика Украины
  • Транспорт в украине
Производители автомобилей
Активный
  • Корпорация Богдан
    • Черкасский Автобус
    • Богдан Моторс
  • Электронная корпорация
    • ЭлектронМаш
    • ЭлектронТранс
  • Корпорация Эталон-Авто
    • БАЗ
    • ЧАЗ
    • ХалаЗ
  • ХКБМ
  • КрАЗ
  • ХТЗ
  • ЛАЗ Холдинг
    • ЛАЗ
    • DAZ
  • Стрый-Авто
  • Украинская Автомобильная Корпорация
    • АвтоЗАЗ
    • ЗАЗ
  • UOP
Несуществующий
  • ЛАРЗ
  • ЛуАЗ
  • SARZ
  • КрАСЗ
Составные части
  • МеМЗ
  • IZAA
Дочерние компании иностранных компаний
  • Еврокар
    • Фольксваген
    • Škoda
похожие темы
  • Дозор-Б
  • КМЗ
  • Козак
  • VEPR
  • Киевский Автосалон
  • УкрАвтоПром

«Боксер и молот»

За разработку взялось Харьковское конструкторское бюро
машиностроения — самое авторитетное танковое КБ Советского союза. Проект получил
название «Боксер», впоследствии он по соображениям секретности был переименован
в «Молот». Сама машина получила кодовое обозначение «Объект 477» (по
отечественной традиции индекс «Т» танк получает после принятия на вооружение).

Харьковчане построили несколько опытных машин.
Но полностью решить все технические проблемы конструкторам не удалось. «Молот» унаследовал
ряд недостатков машин предыдущего поколения. В начале 1990-х годов
конструкторские работы по этой теме были закрыты. Информация об «Объекте 477»
до сих закрыта. Несколько его экземпляров хранится в секретных ангарах Украины
и России.

В конце 1980-х годов над перспективной машиной
начали работать в Нижнем Тагиле — Уральском конструкторском бюро транспортного
машиностроения. Эта тема получила шифр «Совершенствование 88». Из нее
впоследствии и родился «Объект 195», неофициально названный Т-95.

Информацию об этом проекте строго засекретили. В
1990-х годах звездой экрана был разработанный в Омском конструкторским бюро
транспортного машиностроения танк «Черный орел» («Объект 640»), который, как
позже выяснилось, не имел перспектив.

О существовании «Объекта 195» широко стало известно
лишь в 2006 году, когда начались испытания. До сих пор его точные характеристики
полностью не раскрываются, а фотографии удалось получить едва ли не шпионским
способом.

Огнемётные танки на базе Т-34

ОТ-34-76 – серийный огнемётный танк, спроектированный в КБ-24 завода №183 (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова весной 1941 года на основе конструкции опытного огнемётного танка Т-034. Опытный образец танка был изготовлен, с использованием серийного танка Т-34 обр. 1941 г., на заводе №174 (г. Ленинград) летом 1941 года. За время серийного производства в 1941-1944 годах на заводах №183 (г. Нижний Тагил, 1942-1944 гг.), №112 (г. Горький, 1942-1944 гг.), №174 (г. Омск, 1943-1944 гг.), СТЗ (г. Сталинград, 1941-1942 гг.) было изготовлено 1170 танков.

От линейных танков огнемётный танк отличался установкой автоматического порохового огнемёта АТО-41, выпускавшегося серийно на заводе №222, вместо курсового пулемёта в верх-нем броневом листе лобовой детали корпуса танка ближе к правому борту. Огонь из огнемёта вёл механик-водитель, производивший наведение с помощью поворотов корпуса танка. Из состава экипажа танка исключили стрелка-радиста. На первых серийных огнемётных танках ОТ-34-76, изготовленных на СТЗ на базе линейного танка Т-34 обр. 1941 г., радиостанция не устанавливалась.

В 1942-1944 годах для выпуска танка ОТ-34-76 использовались линейные танки Т-34 обр. 1942 г., отличавшиеся установкой радиостанции в кормовой нише башни и монтажом антенного ввода на кормовом бронелисте башни.

ОТ-34-85 – серийный огнемётный танк, спроектированный в КБ завода №174 (г. Омск) под руководством А.И. Аристова в 1944 году. За время серийного производства в 1944-1945 годах на заводах №174 (г. Омск, 1944-1945 гг.), №112 (г. Горький, 1945 г.), №183 (г. Нижний Тагил, 1945 г.) было изготовлено 331 танк (из них 55 оснащённых радиостанцией). От линейного танка Т-34-85 огнемётный танк отличался установкой автоматического порохового огнемёта АТО-42, выпускавшегося серийно на заводе №222, вместо курсового пулемёта в верхнем броневом листе лобовой детали корпуса танка ближе к правому борту. Огонь из огнемёта вёл механик-водитель, производивший наведение с помощью поворотов корпуса танка.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!
  • Немецкий лёгкий разведывательный танк Pz.Kpfw. II Ausf. H/M
  • Советский средний танк «Объект 166ТМ»
  • Советский тяжёлый танк КВ-2
  • Тяжёлый танк прорыва КВ-220
  • Средний танк Т-34М
  • Советский средний танк «Объект 003»
  • Советский плавающий танк Т-37
  • Тяжёлый штурмовой танк КВ-3 («Объект 150»)
  • Конструктор Советских танков
  • Советский лёгкий танк Т-50 («Объект 135»)
  • Советский тяжёлый танк КВ-85
  • Немецкий средний танк BW.40

Описание конструкции танка Т-34-76

Танк Т-34-76 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Корпус внутри делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка состоит из четырёх человек, размещавшихся: командир танка (наводчик орудия) – в башне слева от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; заряжающий – в башне справа от пушки; стрелок-радист – в носовой части корпуса у правого борта.

Броневой корпус танка — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной броневой стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Лобовая деталь корпуса состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.

Башня танка — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня. Стенки башни выполнялись из 45-мм катанных броневых листов, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. С конца 1940 года в производство была запущена литая башня. Стенки башни отливались целиком, а крыша — приваривалась к ней. Толщина стенок башни была увеличена до 52 мм. C 1942 года перешли на производство башни улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. С 1943 года на крыше башни устанавливалась командирская башенка.

Вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки обр. 1938/39 г. Л-11 (до начала 1941 года) или 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 (с февраля 1941 года) и двух 7,62-мм пулемётов ДТ, один из которых спарен с пушкой, второй курсовой установлен в шаровой установке, размещённой в верхнем лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Боекомплект танка состоит из 77 (1940-1942 гг.) или 100 (1943-1944 гг.) 76,2-мм выстрелов для пушки и 2898 патронов (46 пулемётных дисков) (1940-1942 гг.) или 3150 патронов (50 пулемётных дисков) (1943-1944 гг.) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта использовались прицелы: для пушки Л-11: телескопический прицел ТОД-6 и перископический прицел ПТ-6; для пушки Ф-34 – телескопические прицелы ТОД-7, ТМФД-7 и перископические прицелы ПТ-7, ПТ-4-7.

В силовой установке танка применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. В состав трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач; механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо; одноступенчатые бортовые передачи.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения, пяти двухскатных ошинованых резиной опорных катков с индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, одного ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и гусеничной стальной ленты с траками шириной 550 мм (1940-1942 гг.) или 500 мм (1943-1946 гг.).

Читать: Маультир

Для внешней связи на танке до 1943 года устанавливали радиостанции 71-ТК-1 или 9Р, с 1943 по 1946 год – радиостанцию 9РМ. Для внутренней связи использовали танковые переговорные устройства ТПУ-2, ТПУ-3, ТПУ-3-бис-Ф.

«Техническое зрение»

#Оружие
От Т-34 до «Арматы»: легенды «Уралвагонзавода»

Но в 1980-х годах возможности для развития сверхплотной
компоновки были исчерпаны. Ряд локальных конфликтов показал, что размещение
боекомплекта и топлива в боевом отделении советских танков снижает шансы выжить
танкистов в случае поражения машины. Кроме того, ограниченные объемы не
позволяли установить более мощное вооружение.

Конструкторы взялись за проработку принципиально
новых схем компоновки танков. Они пришли к выводу, что прорыва удастся
достигнуть за счет перемещения всего экипажа в отдельную особо защищенную
капсулу внутри основного бронированного корпуса, а вооружения — в необитаемую
башню. Это позволяло изолировать танкистов от топлива и боеприпасов, а также оснастить перспективный танк 152-миллиметровой
пушкой вместо 125-миллиметровой.

При этом нужно было бы решить множество технических
проблем. Сложнейшей из них стало создание системы «технического зрения»: в отдельной
капсюле экипаж лишался возможности управлять огнем из необитаемой башни через
обычные оптические прицелы.

История [ править ]

ХКБМ начинал свою деятельность как Танковая группа Харьковского локомотивного завода имени Коминтерна (ХПЗ, ныне завод Малышева ) в 1927 году в Харькове , Украинская Советская Социалистическая Республика , и отвечал за легкие танки Т-12 и Т-24 . В 1930-х годах коллектив конструкторов был обозначен как независимое конструкторское бюро танков Т2К и начал работу над серией танков БТ . В 1936 году завод был переименован в «Завод № 183», а в КБ «КБ-190». Завод также производил небольшие партии многобашенных танков Т-35 и имел отдельное конструкторское бюро (КБ-35) для оказания помощи в их разработке.

Легендарный танк Т- 34-85 на выставке

Советский танк Т-80 на выставке

В 1937 году под руководством Михаила Кошкина было создано отдельное конструкторское бюро для создания замены серии танков БТ . Кошкин раздвинул границы данной ему спецификации, и дальнейшее развитие привело к созданию Т-34 , самого производимого и одного из лучших танков Второй мировой войны. Серийное производство началось в июне 1940 года в Харькове, а затем на Сталинградском тракторном заводе и Сормовском судостроительном заводе . В том же году Кошкин умер, и Александр Морозов был назначен главным конструктором Главного конструкторского бюро Т-34 (ГКБ Т-34), и этот пост он занимал оставшиеся тридцать шесть лет своей жизни.

В 1939 году Харьковские танковые конструкторские бюро были объединены в единое ведомство под названием «Отдел 520». В 1941 году, благодаря успехам Германии, завод и конструкторские мастерские были эвакуированы в Уральские горы . Завод был объединен с заводом « Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле в одно предприятие — Уральский танковый завод № 183 .

Хотя усовершенствования конструкции и производство продолжали концентрироваться на Т-34 и улучшенных Т-34-85, новые конструкторские работы продолжались и во время войны. Производство Т-44 началось в 1945 году на захваченном Харьковском заводе, и были построены первые опытные образцы Т-54 .

После окончания войны завод постепенно возвращал деятельность в Украину (ныне Харьковский дизельный завод № 75). Производство Т-54 было начато на Урале и в Харькове в 1947–48 годах, а переезд завершился созданием в 1951 году Конструкторского бюро КБ-60М в Харькове.

В период после войны, Морозов перевернулась дальнейшее развитие Т-54/55 в ОКБ Карцева на УВЗ, и начал работу над следующего поколения основного боевого танка, который стал бы Т-64 , для которых дизайн Александр Морозов получит орден Ленина .

Завод № 75, переименованный в Завод им. Малышева в 1957 году, производил танковые двигатели, а затем приступил к выпуску танков Т-54, Т-55 (1958 год, самый массовый танк в истории) и Т-64 (1967). Т-64 также строили Ленинградский Кировский завод и Уралвагонзавод. В 60-е годы ОКБ проектировало также огнеметные танки ОТ-54 и ТО-55 для производства на Омском заводе транспортного машиностроения.

В 1966 году танковое конструкторское бюро (отдел 60) и опытный танкостроительный цех (цех 190) были объединены в Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ). В 1979 году, после смерти Морозова, его переименовали в его честь.

В 1985 году ХКБМ спроектировал Т-80УД, дизельный вариант газотурбинного Т-80 .

Революционная машина

В Т-95 удалось реализовать все решения, которые
оказались не под силу харьковским конструкторам. Речь, прежде всего, идет о
принципиально новой компоновке: экипаж разместили в специальной бронированной
капсуле, изолированной от топлива и боеприпасов.

«Пожаро-взрыво-осколочно-радиационно защищенный
обитаемый отсек (капсула) в передней части машины, по сути, обеспечивал почти
равную защиту экипажу со всех ракурсов и в разы повышал выживаемость экипажа на
поле боя даже в случае пробития броневой защиты», — пояснил военный эксперт
Виктор Мураховский.

Танк получил многослойную комбинированную броню с
использованием встроенной динамической защиты нового поколения. А также
комплекс активной защиты, способный уничтожить подлетающие к машине
противотанковые гранаты и ракеты.

В необитаемой башне установили 152-миллиметровую
гладкоствольную пушку с новым автоматом заряжания. Снаряды к ней имеют бронепробиваемость,
не имеющую ничего даже близко равнозначного ни в России, ни за рубежом. В
качестве вспомогательного вооружения поставили 30-миллиметровую автоматическую
пушку.

Танк-призрак

Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью. 

Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке

Еще одним преимуществом танков КВ, кроме усиленной брони, стал дизельный двигатель. До этого танки заправляли бензином, который легко загорался, уничтожая машину, а дизельный танк поджечь было уже не так легко. К началу Великой Отечественной войны котинские танки еще страдали некоторыми «детскими» болезнями, но даже в таком виде они вызывали трепет врага. Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком». 

С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал. 
  

Производство [ править ]

Продукция военного назначения править

БТР-4 передан ВСУ

БМ Оплот

После распада Советского Союза ХКБМ и завод Малышева стали основным предприятием по разработке и производству танков в Украине. Однако они сильно зависели от производства комплектующих на российских предприятиях, особенно на заводе Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. В 1996 году Украина и Пакистан подписали контракт на 650 миллионов долларов на поставку 320 танков Т-80УД. Поставкам препятствовали политически мотивированные проблемы с поставками российских комплектующих. [ необходима цитата ] Украина была вынуждена развивать новые производственные мощности, и контракт был заключен в 1999 году. Затем ХКБМ начал поставки Пакистану дизельного двигателя 6ТД-2 для установки на Аль-Халидосновной боевой танк, и участвовал в пакистанском проекте танка Аль-Заррар .

Т-84 поступил на вооружение с военной Украиной в 1999 году, и более продвинутый Оплот версия в 2001 годе танка активно продаются на экспорт, и можем включать в себя российскую Контрмере системы и французскую систему управления огнем. Т-84-120 и Ятаган были разработаны с использованием 120-мм танковой пушки с автоматическим заряжанием, которая стреляет как боеприпасами НАТО, так и ПТУР . Версии прошли испытания в Греции , Турции и Малайзии .

ХКБМ также производит военные тракторы , тренажеры и тренажеры, а также пакеты модернизации для советских танков и БТР . Бронетранспортер ХКБМ БТР-4 поставлен в Ирак.

Бронетранспортеры править

  • БТР-3 У — разработан в 2000-2001 гг. Консорциумом, состоящим из ХКБМ, Государственного научно-технического центра артиллерийского и стрелкового оружия (Украина) и ADCOM Manufacturing Company Ltd. из Объединенных Арабских Эмиратов.
  • БТР-4 — поставлен в Ирак.
  • Дозор-Б — разработан в 2005 году, используется в Украине .

Гражданские продукты править

  • Дозор-А — Автомобиль повышенной мобильности, разработан в 2005 г. Используется в Украине .
  • Гусеничная самоходная порошковая импульсная пожарная машина УПГ-92 предназначена для тушения пожаров типа А (твердые вещества), типа Б (жидкие вещества), типа С (газообразные вещества) и пожаров
  • Гусеничный кран КГС-25
  • Гусеничный бульдозер БГ-1
  • Малогабаритный трактор МТ-3

Основные модификации танка «Объект 477»

«Объект 477 Боксёр» — опытный основной танк, спроектированный под руководством Н.А. Шомина (ведущий конструктор – Р.В. Ковалюх) в рамках НИР «Боксёр» (позже – «Молот») в 1984-1987 годах. С 1987 года разработку танка, ведущим конструктором, возглавил Н.Г. Поляков. Опытный экземпляр проходил заводские и полигонные испытания до 1992 года. В период 1987-1990 годов ХЗТМ им. Малышева (г. Харьков) изготовил 10 опытных танков и 2 ходовых макета танка «Объект 477». В ходе испытаний так и не удалось довести ТИУС и механизм заряжания. В целях совершенствования зенитного вооружения на танк установили вместо 12,7-мм пулемёта 23-мм пушку, затем – стабилизированную в вертикальной плоскости 30-мм автоматическую пушку.

«Объект 477А Молот» — основной танк, спроектированный под руководством М.Д. Борисюка (ведущий конструктор – Н.Г. Поляков) в рамках НИР «Молот» в целях доводки конструкции танка «Объект 477» в 1989-1992 годах. Первый опытный образец танка был изготовлен на ХЗТМ в 1992-1993 годах. Всего было изготовлено 3 опытных танка, которые проходили испытания в 1993-1998 годах. Первый танк имел шасси от «Объекта 477» с использованием элементов ходовой части и трансмиссии танка «Объект 434» и двигателя 6ТД-1. На втором танке использовали элементы ходовой части, силовую установку и трансмиссию от Т-80У. На третьей машине использовали силовую установку, трансмиссию и элементы ходовой части от танка «Объект 478Б». Танк «Объект 447А» отличался от предшественника главным образом ТИУС (тема «Брошь-1»), комплексом управления огнём с РЛК (НИОКР «Натиск») и интеграцией ТИ-УС в систему управления армейской авиации (НИОКР «Позиция»). Машину готовили к серий-ному производству и принятию на вооружение ВС РФ в 1995 году.

«Объект 477А Нота» — опытный основной танк, спроектированный под руководством М.Д. Борисюка (ведущий конструктор – Н.Г. Поляков) в рамках НИР «Нота» по заказу МО РФ в целях устранения недостатков конструкции танка «Объект 477А» в 1991-1993 годах. Всего изготовлено 2 опытных танка: «Объект 477А» (на базе ходовой части и силового блока танка «Объект 478Б») и «Объект 477А1» (на базе ходовой части и силового блока танка «Объект 477»). От танка «Объект 477А» отличался конструкцией механизма заряжания, в котором использовалась барабанная укладка выстрелов, с ёмкостью 10 выстрелов в расходном механизме и 24 выстрелов в пополнительном механизме. Испытания танка интенсивно проводились до 1997 года, в 2000 году программа была закрыта в виду выбора заказчика в пользу танка «Объект 195».


Наш канал в Телеграм

Литература[ | ]

  • М. Коломиец. Многобашенные танки РККА, часть 1. — М.: Стратегия КМ, 2000. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 4 / 2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  • М. Коломиец, И. Мощанский. Средний танк Т-28 / М. Б. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 2001. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (34) / 2001). — 4500 экз.
  • М. Коломиец. Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина. — М.: Эксмо, 2007. — 112 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — 4500 экз. — ISBN 978-5-699-20928-6.
  • М. Коломиец. Сухопутные линкоры Сталина. — М.: Эксмо, 2009. — 320 с. — (Оружие Победы). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34275-4.
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 384 с., ил. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13809-9.
  • М. Свирин. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937—1943. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 448 с. — 3 000 (доп,) экз. — ISBN 5-699-16243-7.
  • М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. 1905—1941. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1..
  • Н. Попов, М. Ашик, И. Бах и др. Конструктор боевых машин . — Л.: Лениздат, 1988. — 382 с. — 3000 экз.

История[править]

В 1984 г. в проект перспективного танка Объект 490 было внесено ключевое изменение, позволившее осуществить значительный отрыв от существующих танков – принятие принципиального решения о применении мощной 152-мм пушки. Главным инициатором стал начальник НТК ГРАУ генерал Литвиненко, который 9 октября 1984 г. прибыл вместе с руководством ГБТУ для осмотра перспективного танка.

В процессе разработки «Боксера» конкурс между тремя КБ был объявлен в начале работ. Все представили свои проекты, военные и ВНИИТМ их оценили и сделали однозначный вывод – Ленинград и Тагил ничего нового не предложили и перспективный танк поручили разрабатывать «ХКБМ».

Работы по перспективному танку в УКБТМ и КБ ЛКЗ никакими документами не задавались. В публикациях в сети интернет существует ошибочное мнение, что, якобы задачи по созданию перспективного танка 1990-х гг. задавались КБ «Спецмаш» а также УКБТМ, что не соответствует действительности. В то же время инициативные разработки в указанных КБ велись, но серьезного уровня они меть не могли, так как не подключались смежники по вооружению, электронике, системам управления и пр. Примером таких работ может служить танк с классической компоновкой «Объект 187», сравнимый по характеристикам с серийно производившимся в тот период Т-80УД.

В 1985 г. была утверждена новая компоновка танка с 152-мм пушкой. На протяжении всего периода работ над перспективным танком имели место постоянные проблемы и задержки связанные с разработкой и поставок комплектующих, прежде всего связанные с отставанием СССР в области тепловизоров и ЭВМ. В 1986 г. ЦКБ КМЗ предложила установить на танк, в качестве временного решения разрабатываемый для серийных танков тепловизионный прицел «Агава-2», от этого предложения КБ отказалось. В 1987 г. был собран первый образец танка без прицельного комплекса и автомата заряжания. На 1988 г. надежной работы автомата заряжания в танке добиться все еще не удалось, несмотря на то, что автомат работал на стенде в танке с ним были проблемы. Несмотря на это показ высокому руководству (министр обороны Язов, министры Миноборонпрома, Минрадиопрома, Минтяжмаша, Минмаша, Ивановский, Шабанов, Галкин, Баженов, Герасимов, Захаров, представителям ЦК КПСС) первого образца танка прошел успешно — машина показала на удивление высокую скорость (63 км/час). Произвели выстрел, также удачно.

Испытания машины[ | ]

Не совсем понятно, дошёл ли проект «Объекта 112» до стадии воплощения в металле. По ряду данных, в 1938 году Т-28 с заводским номером 1552 был переоборудован по схеме «Объекта 112» — подвеска танка была заменена на новую, аналогичную таковой у Т-35, а также была установлена усовершенствованная система охлаждения двигателя с новой конструкцией трубчатых оребрённых алюминиевых радиаторов. При этом, строго говоря, опытная машина не являлась в чистом виде «Объектом 112», так как иные изменения (такие, как переделка трансмиссии и уменьшение длины корпуса) в конструкцию танка не вносились. Задачей его создания была, видимо, оценка работоспособности подвески Т-35 на Т-28. В том же году переоборудованный танк прошёл полигонные испытания, однако их результаты в источниках не упоминаются. Позднее, в 1939 году, Т-28 № 1552 снова использовался для испытания новой подвески, на этот раз — торсионной.

Из Харькова в Ленинград

Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение. 

Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела. 

В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки. 

Танк-автомат

«Объект 195» получил революционно новую систему управления
огнем (СУО). Она многоканальна: экипаж получает информацию по телевизионным,
тепловизионным и радиолокационным каналам. Система синтезирует эти данные в единое
изображение, выбирая опорные каналы в зависимости от времени суток и погодных
условий, запыленности или задымленности.

Эта СУО максимально автоматизирована. Танкистам
нужно лишь выбрать цель и способ ее уничтожения. Все остальное система сделает
сама по принципу «выстрелил — забыл».

Бортовой компьютер Т-95 определял состояние узлов и
агрегатов по 60-ти параметрам. «И сразу выдавал предупреждение. Любая неполадка,
и на экране у механика-водителя выскакивает пометка о том, что надо сделать
то-то и то- то», — отмечает экс-начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны, генерал-полковник
Сергей Маев.

На танке автоматизировали не только ведение огня, но
управление движением. Как отметил Мураховский, речь идет о вождении машин в
колонне и адаптации подвески к условиям дороги или бездорожья.

Установили X-образный дизельный двигатель мощностью
1650 лошадиных сил. Машина получила гидромеханическую трансмиссию и активную
гидропневматическую подвеску. «Несмотря на то, что вес был в пределах 52-58 тонн,
она с ходу развивала скорость до 70 километров в час», — вспоминает Маев.

Не по средствам

«Уралвагонзавод» — основной производитель танков в
России — выпустил два первых опытных Т-95. Они успешно проходили испытания, и
речь уже шла о принятии на вооружении. Но в 2010 году программу закрыли.

#Оружие
За что ИС-2 прозвали «гвардейской кувалдой» Сталина

Официально заявили, что в ходе разработки танк морально устарел. Но технические решения, примененные в нем, найдут воплощение в
новой машине, которая будет разработана в рамках программы создания тяжелой
универсальной гусеничной платформы «Армата», пообещали в Минообороны.

По словам Маева, лично возглавлявшего работы по «Объекту
195», ему сказали, что машина конструктивно вышла слишком сложной, «она не
будет освоена и будет очень дорогая».

Военное руководство справедливо считало, что машина слишком
избыточна по своим характеристикам и боевой мощи. Российской армии нужен танк
попроще. Таким стал Т-14. На нем установили 125-милимметровую пушку, отказались
от РЛС системы управления огнем и вспомогательного вооружения.

Да и выглядит «Армата» не так внушительно. Хотя
конструкторы и военные утверждают, что более современные технологии позволили
ей в некоторых отношениях превзойти своего секретного предшественника. Генерал Маев
уверен, что ее все же придется «подтаскивать по характеристикам» до уровня «Объекта
195».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: