«объект 775»

«Точка» и «Ока»: ракетный щит Непобедимого

В конце 1960-х годов КБ машиностроения получает новое задание – разработать тактический ракетный комплекс. Тактические ракеты предназначены для поражения целей непосредственно в области военных действий. Новый комплекс должен был обладать повышенной точностью стрельбы, высокой маневренностью, большей скрытностью, с минимальным временем на подготовку к стрельбе, пуск и свертывание. В работу над новым вооружением было вовлечено 120 предприятий различного профиля. В 1975 году работа над ТРК «Точка» с двумя боевыми частями, осколочно-фугасной и специальной, была успешно завершена.

Этот дивизионный тактический ракетный комплекс мог за считаные мгновения обрушить заряд массой 0,5 т на цель, находящуюся на расстоянии от 15 до 70 км. «Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения была принята на вооружение в 1983 году. В 1989 году был сдан ТРК «Точка-У» с дальностью стрельбы 120 км.

Запуск ТРК «Точка»

Вершиной работы Непобедимого в этом направлении стал оперативно-тактический ракетный комплекс «Ока». КБМ предстояло создать комплекс с дальностью стрельбы от 50 до 400 км, оснащенный боевой частью с обычными или ядерными зарядами. Подобно «Точке», он должен самостоятельно преодолевать водные преграды и вести стрельбу в любых климатических условиях.

«Ока» разрабатывалась восемь лет и в 1980 году была принята на вооружение. Пусковая установка располагалась на четырехосном шасси. Комплекс мог работать при температурах от -50 до +50 градусов по Цельсию, самостоятельно преодолевать по суше сотни километров и проходить водные рубежи, а также доставляться военно-транспортными самолетами. В основе управления «Оки» лежали самые современные вычислительные системы. Для нового ОТРК были созданы две боевые части – осколочно-фугасная и ядерная. При стрельбе на максимальные расстояния ракета выходила в ближний космос – 120-140 км от поверхности Земли, после чего головная часть практически по вертикали устремлялась к цели со скоростью несколько км/сек. Головная часть ракеты была устроена таким образом, что становилась почти невидимой на экранах радаров противника.

ОТРК «Ока» 

«Ока» размещалась в странах Варшавского договора и, по справедливым опасениям военных НАТО, могла покрыть ракетами всю Европу. Однако жизнь комплекса была недолгой − в 1987 году генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал вместе с президентом США Р. Рейганом Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, под действие которого попала и «Ока». Позже Непобедимый назвал этот договор преступлением и актом государственной измены руководства страны. «Не сумев превзойти «Оку», американцы расправились с ней руками своей пятой колонны в СССР, − вспоминал позже Сергей Павлович. − Иначе как предательство я это расценить не мог и подал в отставку». Всего было уничтожено 360 ракет и 160 самоходных пусковых установок.

В 1988 году Непобедимому удалось убедить руководство страны в необходимости восстановления оружия, подобного «Оке», но не попадающего под действие договора, и началась разработка ОТРК «Искандер». Его коллеги и ученики смогли создать еще более совершенное оружие для защиты рубежей нашей Родины. Модификация комплекса «Искандер-М», принятая на вооружение в 2006 году, сегодня является лучшим ОТРК в своем классе, не имеющим аналогов в мире. Семейство «Искандеров» продолжает развиваться. 

«Объект 187»: двигатель и ходовая часть

На опытных образцах танка опробовали несколько типов двигателей и трансмиссий, в том числе ГТД. По результатам испытаний наиболее подходящей силовой установкой признали Х-образный моноблок модели А-85-2, производимый в Челябинске. Его мощность составила 1200 л.с. Из-за габаритных особенностей мотора он был расположен в МТО по продольной схеме. Подобным образом двигатель размещался в машинах В-2 и Т-34. Такая компоновка, кроме всего прочего, упрощала стыковку мотора с гидрообъемной передачей.

Выхлопные патрубки, изначально располагались в модели 187 с Х-образной силовой установкой побортно. Позже выхлоп был выведен на корму. Разработкой моторного отсека танка занимались Э. Вавилонский, В. Харлов, Ю. Иванов и О. Куракса. Ходовая часть машины имела параллельный РМШ и металлическую беговую дорожку.

Гусеница рассматриваемого танка отличалась от гусеницы модели Т-90. В первую очередь разница выражалась в форме и расположении грунтозацепов. Если соединить крайние точки грунтозацепов машины 187 линией, то получается овал, а в случае с танком 188 – прямоугольник. Кроме того, «Объект 187» получил сплошной гребень, а его «сородич» – скобообразный. Звенья ленты были литыми с последующей механической обработкой. Безусловно, этот способ является более продуктивным, по сравнению с простой штамповкой, используемой в производстве звеньев для модели Т-90. На первых образцах машины, 1-й и 6-й катки оснащались лопастными гидравлическими амортизаторами. Позже их стали устанавливать также на второй каток.

Сердце танка

На «Объект 775» устанавливался 5-цилиндровый дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 700 л. с., который ранее использовался на Т-64. Чтобы соответствовать новым стандартам, мотор был подвергнут незначительной доработке. Без изменений было решено использовать жидкостное охлаждение, трансмиссию с двумя 7-диапазонными коробками передач.


Исаков решил отказаться от торсионной подвесной системы в пользу гидропневматической подвески. Такое решение позволило танку менять свой клиренс прямо во время движения. Опорные катки с внутренней системой амортизации, а также гусеницы с резинометаллическими шарнирами также были позаимствованы у Т-64.

История создания

Разработка основного танка «Объект 172» была начата 15 августа 1967 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Конструирование велось под руководством Карцева Л.Н. и его заместителя Венедиктова В.Н. Целью работ было создание мобилизационного[уточнить

] варианта основного танка Т-64А. Первоначально машина создавалась на базе Т-64А, однако по мере разработки первоначальная конструкция танка была значительно изменена. По плану конструкторского бюро предполагалось внести изменения в ходовую часть танка с использованием решений, применённых на опытных машинах «Объект 167» и других опытных танках, однако данное решение было отвергнуто Министерством оборонной промышленности. Первые опытные образцы были изготовлены в 1968 году. Машины были получены путём переделки основного танка Т-64А. Испытания машин показали крайнюю ненадёжность используемой ходовой части, поэтому работы по «Объекту 172» были свёрнуты и начато создание более совершенной конструкции, целью которой было устранение дефектов базового варианта. Работы получили обозначение «Объект 172М».

Дальнейшая судьба

Несмотря на высокую маневренность, живучесть, незаметность и высокую огневую мощь, доказанную в ходе полевых испытаний, танк на вооружение не был принят. До наших дней сохранился лишь один-единственный образец, который можно увидеть, посетив танковый музей в Кубинке. Причин, которые не позволили запустить массовое производство машин, немало:

  1. Низкая надежность системы наведения.
  2. Плохая видимость экипажем поля боя, что было обусловлено низким силуэтом машины.
  3. Сложное устройство, требовавшее больших ресурсов при изготовлении.

«Объект 775» дал начало новой ветке военной техники – истребителям танков. Позднее на его базе был разработан «Объект 780», а также велась разработка «Объекта 287», но и эти представители на вооружение так и не были приняты. Успех ожидал лишь ИТ-1, который перенял все самое лучшее от своих прародителей и стал «чистым» ракетным танком.

История[ | ]

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.

Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.

Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Лазерный комплекс 1К17 «Сжатие»

1К17 «Сжатие».

Советский самоходный танковый комплекс «Сжатие» был построен в 1990 году научным . По большому счету это даже не танк, а боевая машина для противодействия оптико-электронным приборам врага. Испытания экспериментального образца начались в 1991 году. Комплекс был признан эффективным и принят на вооружение.

Однако до серийного производства дело так и не дошло из-за сложного финансового положения страны после распада СССР. Повторная попытка принятия на вооружение была предпринята в 2020 году, но также безрезультатно. Для блокирования вражеской оптики в комплексе «Сжатие» был установлен рубиновый твердотельный лазер. Специально для этих целей был выращен искусственный рубиновый кристалл массой 30 кг.

Отличия «Объекта 490»

Предполагалось, что в составе экипажа этого супертанка должны быть всего 2 человека – командир-стрелок и механик-водитель. Гидропневматическая подвеска способствовала повышению скорости и управляемости боевой машины, и, как следствие, проходимости и живучести танка. Кроме того, увеличивался угол наведения танковой пушки.

Особенностью данного танка являлось также и то, что он действовал в «тандеме» – в бою и на марше, в том числе, в условиях ядерного заражения местности, его сопровождала специальная бронированная заправочно-загрузочная машина на гусеничном ходу. И танк, и БЗЗМ были устроены таким образом, что боекомплект и горючее в 490 могли поступать в боевой обстановке автоматически – экипажи обеих машин оставались внутри.

Конструкторские споры

Один из участников разработки «Объекта 490» Юрий Апухтин в книге «Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер»)» приводит свои дневниковые записи, описывающие сложный процесс согласования и обсуждения деталей и особенностей будущего перспективного танка.

К примеру, долго спорили о количестве членов экипажа 490 – два человека или все же три, о калибре пушки – 125, 130, 140 или 152 мм. Отмечается, что вплоть до 1991 года группа Евгения Морозова работала над проектом танка с экипажем из двух человек. Конструкторы были убеждены в том, что эту задумку реально осуществить. Однако для этого, как подтверждал сам руководитель проекта Евгений Морозов, нужно было добиться высоких результатов в усовершенствовании автоматизации, оптронной сенсорики и технологии дисплеев – всей той начинки, которой должен был оснащаться 490. Морозов предполагал, что автоматизация определенных функций танкистов в данном случае не является самоцелью – без принципиального пересмотра отношения к производству современной бронетанковой техники – на самом высоком уровне – не обойтись.

Юрий Апухтин писал, что в поисках возможности создания эргономичного комплекса военной «начинки» группа конструкторов изучала различные образцы, даже космический корабль «Союз». Выяснилось, что если собрать воедино все эти устройства в 490 – мониторы, пульты управления, телекамеры, бортовые цифровые вычислительные машины, и многое другое – то наберется даже больше, чем в «Союзе». Сколько же тогда времени понадобится на подготовку танкистов, если уж космонавтов готовят годами?!

Основные модификации танка ИС-3

«Кировец-1» (Образец А, Образец 1, ИС-3) — опытный тяжёлый танк, спроектированный в КБ ЧКЗ под руководством Н.Л. Духова (руководитель проекта М.Ф. Балжи) в июле-ноябре 1944 года. Опытный образец танка был изготовлен на ЧКЗ в сентябре-октябре 1944 года. В период с 18 по 24 декабря 1944 года танк, под обозначением ИС-3 (Образец 1), прошёл государственные испытания. В связи с решением использовать в конструкции танка носовую деталь корпуса разработки Опытного завода №100 (г. Челябинск) и ЦНИИ-48 (г. Нижний Тагил) («щучий нос» от танка ИС-6 (Объект 252) проекта 1945 года), дальнейшие работы по этому танку были прекращены.

От серийного танка ИС-3 он отличался:

— конструкцией носовой детали корпуса танка с верхней (120 мм) и нижней (90 мм) лобовыми деталями соединения классической формы; — приваркой к ВЛД корпуса люка механика-водителя с тремя смотровыми приборами; — над местами командира танка и заряжающего, в крышке башенного люка, смонтированы купола с поворотными смотровыми приборами МК-4; — основное вооружение танка состояло из одной 122-мм танковой пушки Д-25Т и одного, спаренного с ней, 7,62-мм пулемёта ДТ; — боекомплект танка составлял 30 выстрелов для пушки и 1260 (20 диск-магазинов) к спаренному пулемёту.

Объект 703 (ИС-3, Образец 2) – опытный тяжёлый танк, спроектированный совместно КБ ЧКЗ и КБ Опытного завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в январе-феврале 1945 года на основе конструкции опытного танка ИС-3 (Образец 1). В феврале 1945 года на ЧКЗ изготовили 8 танков установочной партии. С 23 марта по 11 апреля 1945 года один из танков этой партии успешно прошёл государственные испытания, по результатам которых танк ИС-3 был рекомендован к принятию на вооружение.

Читать: Войска ПВО России

ИС-3 – серийный тяжёлый танк, серийно выпускавшийся на ЧКЗ (г. Челябинск) с мая 1945 до середины 1946 года. Серийное производство танка было прекращено по решению правительства устранить конструктивные недостатки (программы УКН).

ИС-3М – модернизированный тяжёлый танк, спроектированный совместно КБ ЧКЗ и КБ ЛКЗ в 1949-1950 годах на основе конструкции серийного танка ИС-3 в рамках программы «Устранение конструктивных недостатков» (УКН). После испытаний 10 опытных танков, в 1952-1953 годах были проведены работы по программе УКН на 1068 танках ИС-3, из них 754 танка прошли модернизацию на ЧКЗ и 314 – на ЛКЗ.

От серийного танка ИС-3 он отличался:

— увеличением жёсткости корпуса танка; — вместо спаренного пулемёта ДТ установлен пулемёт ДТМ, с боекомплектом 945 патронов; — вместо зенитного пулемёта ДШК установлен пулемёт ДШКМ с колиматорным прицелом К10-Т; — в силовой установке использован четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-54К-ИС мощностью 520 л.с.; — введена радиостанция Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120; — командирский вариант ИС-3М оснащался коротковолновой радиостанцией Р-112 и автономным агрегатом АБ-1-П, при этом боекомплект пушки сокращался до 21 выстрела.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!
  • Советский тяжёлый танк ИС №2
  • Тяжёлый танк прорыва КВ-220
  • Тяжёлый штурмовой танк КВ-3 («Объект 223»)
  • Манёвренный танк ГУВП* (1925)
  • Советский тяжёлый танк КВ-85
  • Тяжёлый штурмовой танк КВ-4
  • Тяжёлый штурмовой танк КВ-5
  • Советский тяжёлый танк ИС №1
  • Лёгкий танк «Изделие 64992»
  • Советский средний танк «Объект 166ТМ»
  • Советский ракетный танк ИТ-1
  • Манёвренный танк ГУВП**
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: