Красочные пиратские выражения (100 выражений)

Почтенная профессия

Однако пираты вовсе не перестали существовать. Лишение политической поддержки не убавило активности магрибских разбойников; пиратство стало чисто коммерческим предприятием. К началу XVII века в северной Африке образовалась невероятная смесь народов: арабы, турки, греки, бежавшие от турецкого ига и ради этого принявшие ислам, испанцы, французы, венецианцы, голландцы, тоже по разным причинам обратившиеся в веру Магомета. В большинстве своем это люди, тесно связанные с морем; как правило, это те же пираты, которым стало слишком неспокойно на своих родных берегах. Они приносят с собой новые знания о корабельной технике и тактике. И пираты постепенно начинают отказываться от использования устаревших гребных галер. В их распоряжении оказываются суда нового типа — высокобортные парусники. Благодаря этому пираты уже могут выходить за Гибралтар, в Атлантический океан, где подстерегают испанские каравеллы, идущие из Нового Света. В 1627 году они разграбили даже Рейкьявик!

Примечание на полях. Прекрасно известный всем герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, как вы помните, тоже оказался в плену у салехских пиратов. Салех — это город и порт на атлантическом побережье северной Африки. Примечательно, что Крузо был захвачен в плен именно в Атлантике, а в распоряжении пиратов была не галера, а вполне современное парусное судно. «Однажды на рассвете, когда мы после долгого плавания шли между Канарскими островами и Африкой, на нас напали пираты… Они издали заметили нас и на всех парусах устремились вдогонку. … Нас отвезли в качестве пленников в морской порт Салех, принадлежавший маврам. Других англичан отправили вглубь страны, ко двору жестокого султана, а меня капитан разбойничьего судна… сделал своим рабом». Интересно, что Дефо называет пиратов турецкими, хотя к описываемому времени Османская империя уже не являлась главой пиратства в средиземноморье.

Новая волна пиратства в XVII веке имеет свои причины. Мы видели, как изменялась картина на протяжении столетий. VIII-XI века — арабские мореплаватели практически не имеют конкурентов на море, и потому возможна широко распространенная пиратская анархия. XV-XVI века — европейские страны уже в состоянии справиться с разрозненными пиратскими бандами, но пираты получают мощную государственную поддержку Османской империи. А в XVII веке пиратство стало индустрией, основанной на том, что слишком обострилась борьба европейских стран между собой. Испания, Англия, Франция, Голландия наперебой стараются заключить мировое соглашение с маврами, чтобы их корабли не трогали, а корабли других стран — пожалуйста: это политикам только на руку. Глупое и недальновидное поведение: мавры, получив звонкую монету за перемирие, через год, а то и через полгода забывали о договорах, снова грабили корабли и города недавних союзников и вынуждали их снова платить за очередное перемирие.

На этой почве стало возможно возникновение вполне респектабельной (по тем временам и для тех стран) профессии: раис. Так называли предпринимателя, который вкладывал деньги именно в организацию пиратских рейдов: покупал судно, оснащал его всем необходимым, нанимал команду. Понятно, что львиную долю прибылей раис забирал себе, немалую часть отдавал местному бею (или дею, или султану). Но и сами пираты внакладе не оставались. Между прочим, многие раисы были европейцами, принявшими ислам.

Примечание на полях. Несомненно, капитан, взявший в рабство Робинзона Крузо, был именно раисом, так как корабль, на котором он вершил свои набеги, принадлежал лично ему. Но, похоже, он был не слишком богат или удачлив, иначе он спокойно сидел бы на берегу, а головой за него рисковали бы другие.

Все же терпение по отношению к вероломным «союзникам» имело пределы. Первые карательные экспедиции проводились уже в начале века, а с середины века европейские государства наконец-то начинают предпринимать совместные усилия по борьбе с пиратами. Однако пиратство — слишком доходный промысел, более того — это экономическая основа существования целой страны. Уничтожение пиратов означало уничтожение всего уклада тогдашней жизни в северной Африке. Поэтому, несмотря на то, что соотношение сил постепенно менялось в пользу европейцев, алжирские, тунисские, салехские пираты снова и снова отправляются в море.

Откуда берутся «пиратские» фразы?

Некоторые фразы и словечки пиратского жаргона — самые обычные специфические термины из морских профессий. Например, «абордаж» — это способ ведения морской битвы, и не только пиратской, который, кстати актуален и сегодня в военно-морском деле. Два судна сближаются, и абордажная команда нападающего перебирается на борт противника, чтобы вступить в ближний бой, захватить в плен или уничтожить команду и в результате завладеть судном.

«Кок» и «камбуз» — повар и кухня соответственно на любом судне, включая пиратские. «Драить палубу» — таким наказанием грозят командиры любого корабля нерадивым матросам, и пираты тоже не отстают от принятых в морском деле традиций поддержания корабельной дисциплины. «Брамсель» — прямой парус, в зависимости от положения на мачте получающий приставки «бом-», «фор-», «грот-», «крюйс-брамсель» и так далее. «Кливер», «стаксель» и «бизань» — тоже названия парусов.

Пинос

Расположение: на северо-востоке от Кубы

Остров Пинос (ныне — Хувентуд) известен гораздо большей аудитории, чем его название. Или вообще всем, кто читал «Остров сокровищ», поскольку Пинос и послужил основой для истории Стивенсона. Писатель значительно уменьшил его в размерах, но в остальном ориентировался на реальную карту.

На Пиносе оставляли свои богатства Генри Морган, Черная борода, и множество других известных пиратов. На севере острова находились плантации рабов и испанский форт, на юге — болота и поселения индейцев таино. «Остров сосен» славился многочисленными бухтами, в которых можно было прятать корабли, чем и пользовалось Береговое братство.

На «Карибах» Пинос почти идентичен его реальной истории. Беглые рабы здесь объединились под предводительством маронов, север усеян плантациями сахарного тростника, добычи глины и золота. А многочисленные игроки прибывают на Пинос по квестам— найти очередной пиратский клад. 

Если вам понравился текст — пишите в комментарии, какие темы вы еще хотели бы увидеть. 

Тортуга

Расположение: север Эспаньолы (Гаити)

Тортуга — это, пожалуй, самый знаменитое место, где держали свою базу пираты. Скалистый остров с единственной удобной бухтой идеально подходил для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Хотя совсем рядом расположилась Эспаньола (Гаити), испанцы очень долго не могли зачистить Тортугу. Сначала там обосновались охотники-буканьеры, затем бухта разрослась до большого убежища флибустьеров. В основном это были французы, но в некоторые периоды 17-го века Тортуга получала поддержку и Британии, которой тоже были выгодны нападения на испанцев.

Остров посещали такие знаменитые пираты, как Генри Морган и Франсуа Олоннэ. Там они собирали флибустьеров для пиратских рейдов или просто отдыхали. В массовой культуре остров фигурировал в «Пиратах Карибского моря», «Одиссее капитана Блада», «Пиратах Тортуги» и множестве других фильмов, книг, сериалов и компьютерных игр. Хотя Тортуга стала самым знаменитым пиратским пристанищем, она была зачищена Испанией в конце 17-го века. 

В виртуальном мире «Карибы» остров также стал базой пиратов, но не получил большой популярности. Во-первых, в бухте первым делом обустроились наиболее сильные кланы и установили свои порядки. Место отлично подходит, чтобы собрать игроков для большого рейда, провести переговоры или «отсидеться» после трудной битвы. Но цены на выпивку, одежду и оружие настолько высокие, что иной раз проще остановиться в другом городе. Тем более, если рядом часто проходят испанские эскадры.

Две стороны Тича

У тех, кто считает всех пиратов грубиянами и неотёсанными разбойниками, крайне ошибочное мнение. Эдвард Тич был полной противоположностью подобного мнения. Он отличался образованностью и превосходным знанием морского дела, был решительным и умным человеком. Правда, когда он получает свой корабль и собирает команду, многие моряки столкнулись с «обратной стороной» Тича — характером.

Каким он был? Этот человек нередко впадал в такую ярость, что способен был на самые жестокие поступки. Он был настоящим грозным капитаном, которого не только уважали, но и, прежде всего, боялись. Удивительно, но именно такой подход к людям помогает Тичу достичь авторитета среди пиратов.

Схватка Черной Бороды с Робертом Мейнардом. Гравюра XVIII в.

Киликийский кошмар

На южном побережье полуострова, который теперь называется Малой Азией, а в те далекие времена именовался Анатолией, люди селились издавна. Воинственные киликийцы и ликийцы, не раз принимавшие участие в крупных битвах того времени, издревле сделали пиратство своим главным ремеслом. Климат в этих местах спокойный, много хорошего дерева, годного для постройки кораблей, есть хороший камень для возведения крепостных стен и домов, много укромных бухт. А столицы древних государств располагались далеко… Словом, это были идеальные места для тех, кто хотел иметь под руками все необходимое, но не хотел лишний раз попадаться на глаза — именно для пиратов. Вдобавок совсем недалеко оттуда во времена расцвета Рима проходил важнейший торговый путь — из Египта на Апеннинский полуостров. В I в. до н. э. киликийские пираты стали настоящим кошмаром для римских мореплавателей. Их столицей был город Карацезиум (ныне известный курортный город Алания). Всего за несколько десятков лет киликийские пираты разграбили множество морских судов и около четырехсот небольших городков. Даже молодой Гай Юлий Цезарь, тогда еще не ставший императором, как-то оказался их пленником.

Примечание на полях. Пираты заметили среди захваченных ими пленников богато одетого молодого человека, который спокойно читал какую-то рукопись, нимало не обращая внимания на грабителей. Такое пренебрежительное отношение возмутило главаря пиратов, поэтому он назначил за этого странного пленника огромный выкуп — 20 талантов. Когда Цезарю (а этот спокойный человек был именно Цезарь) перевели заявление пирата, он оторвался от рукописи и произнес: — Скажите этому человеку, что он плохо знает свое ремесло. Я стою не меньше пятидесяти талантов. Когда выкуп был собран и Цезарь получил свободу, он снарядил военную экспедицию против своих обидчиков, сумел схватить их и жестоко казнил.

Наконец, в 67 году до н. э. терпение римского сената истощилось: пираты перехватили идущий из Египта караван с хлебом, из-за чего в Риме вспыхнул голод и народные волнения. Знаменитому полководцу Помпею Великому были предоставлены диктаторские полномочия для борьбы с пиратами. Помпей собрал все корабли, которыми располагал Рим, посадил на них тысячи добровольцев (из числа тех римских граждан, которые как раз и бунтовали из-за голода) и с этой огромной флотилией прошел по Средиземному морю с запада на восток, уничтожая все встречные суда. Последний оплот пиратов — Карацезиум — был взят штурмом и разрушен до основания. На долгие годы, даже на столетия в средиземноморье воцарился мир.

Примечание на полях. Сегодня в Алании гиды показывают развалины старинной крепости и уверяют туристов, что именно в этой цитадели базировались киликийские пираты. Однако это не так. От древнего Карацезиума к нынешним временам не осталось ничего; та крепость, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Алании, была возведена турками в XIII веке на месте древних укреплений.

Рухнула Западная Римская империя, но за спокойствием на море следила ее преемница — Византия. В Западной Европе на обломках Рима только зарождались новые государства. Но богатая Византия могла позволить себе содержать мощный военный флот и контролировать всю восточную часть моря.

Примечание на полях. В известной мере пиратство способствовало развитию корабельного дела. Нам известно о морских сражениях древности, например, о знаменитой Саламинской битве (480 год до н. э.) Однако первоначально военный флот, судя по всему, был изобретен критянами именно для борьбы с пиратами, так как могущественному Криту никто другой на море не мог оказать сопротивления. Да и самим разбойникам требовались самые лучшие, самые быстроходные корабли.

Начало расцвета

Первый период «золотого века» начался с возобновлением колонизации. Стала развиваться международная экономика и морская торговля, но, увы, не все было так безоблачно. Опасаясь истребления со стороны испанцев, охотники-буканьеры перебрались на Тортугу — маленький остров недалеко от берега, а уже там развивалось пиратское пристанище. После того как Великобритания захватила до этого испанскую Ямайку, начался новый виток спирали — каперские свидетельства можно было свободно получить у самого губернатора, а близкое расположение Порт-Ройала позволяло быстрее и выгоднее сбывать награбленный товар.

Первые 30 лет безраздельно принадлежали буканирам — выходцам из французских и английских поселений, которые грабили суда, курсировавшие между Европой и испанскими колониями.

Испанский «Ман-о-Вар» вступает в бой с берберскими корсарами.
Картина Корнелиса Хендрикса Рума. 1615 г.

Поиск покровительства сильного правителя

Бывшие каперы Миссон и Караччиоли создали на Мадагаскаре в конце XVIII века пиратское «государство» Либерталия. Конституция её впитала передовые на то время идеи французских утопистов. Миссон стал президентом, Караччиоли – госсекретарём и в течение 15 лет они занимались госстроительством, не смотря на то, что под рукой был не самый удачный для этого «строительный материал» — вольные морские разбойники. В Либерталии было много общественной собственности – деньги, лекарства, имущество. Пираты были не очень рады такому обороту вещей, но невозможно всё время носится по волнам на корабле, нужна тихая и спокойная гавань, где можно отдохнуть и накопить силы. Либерталия была таким пристанищем, так что приходилось принимать правила игры.

Тем не менее, наступали трудные времена – добычи было мало, начались перебои с продовольствием и было решено пойти под руку какого-нибудь могущественного европейского государя. Сначала выбрали тогдашнюю сверхдержаву – Швецию, куда в разгар Северной войны прибыли два посольства (1713 и 1718 года) с заманчивым предложением установления шведского протектората над Мадагаскаром. Карл XII выдал бумаги, объявлявшие президента Либерталии шведским наместником, назначил топ-менеджеров администрации и оговорил главные принципы управления колонией. Но занятость на европейском театре не дала Швеции развернуть хоть какую-то активность на Мадагаскаре. А вскоре смерть шведского короля положила конец проекту.

Но слухи о пиратах, ищущих покровительства, разошлись по Европе, и дошли до Петра I. Тот в 1723 году отправляет к берегам Либерталии эскадру под командованием вице-адмирала Вилстера с заданием сделать предложение руководителям пиратской «республики» войти в Россию на правах губернии.

Почему настал век пиратов

Есть несколько причин, поспособствовавших развитию пиратства во второй половине 17-го века:

  • в Европу по морям начали переправлять значительно больше ценных грузов;
  • военное присутствие европейских держав в отдельных регионах ослабло;
  • появилось большое количество хорошо подготовленных и опытных моряков; настоящей кузницей кадров для пиратов стал британский Королевский флот;
  • многие руководители зарубежных колоний, направленные правительствами своих стран, оказались неумелыми администраторами; колониальные державы воевали друг с другом, поэтому возможности организовать согласованную борьбу с пиратством не было, хотя отдельные попытки и предпринимались.

В общем, из-за открытия и начала освоения Нового Света мир внезапно настолько расширился, что государствам перестало хватать сил и внимания сразу на все. Они делили колонии и вывозили из них сокровища, воевали и налаживали новые каналы торговли. В этот бурный период нашлось место и пиратской вольнице.

Пиратство в эпоху географических открытий

Прошли века, пала Римская империя. Корабли на море становились все более скоростными, на них теперь ставили не баллисты или камнеметы, а пушки, которые били дальше и урона наносили больше.

Эпоха географических открытий открыла для европейцев оба континента Америк, великолепные тропические острова. В результате пираты появились и там. Более того, период времени с 1650 по 1730 годы называют Золотым веком пиратства!

Великий Гёте написал, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Так оно и было много веков.

В то время, которое называется Золотым веком пиратства, на Карибских островах и вообще в том регионе собственно морских пиратов было очень мало. Напомню, что и знаменитый капитан Блад пиратом никогда не был. У него всегда был патент на каперство, дававшее ему право нападать на вражеские корабли и захватывать их.

Говард Пайл, «Нападение флибустьеров на испанский корабль», 1905 г.Фото: ru.wikipedia.org

С самого начала освоения европейцами Вест-Индии, центральной Америки и прилегающих тропических островов в этом регионе шла война. Сильные били и грабили слабых. Но все (почти все) участники той войны имели необходимые патенты, которые придавали их грабительской деятельности вид законности.

Названий таких патентов было очень много, известны буканьеры, приватиры, флибустьеры, каперы, флекселинги. Общим у них было одно — им официально было разрешено грабить на море корабли державы-противника. Все они презирали пиратов, само слово «пират» было оскорблением.

Но опять прошло время, изменилась логистика, государства начали более цивилизованно относиться друг к другу. А когда руководство главных морских держав договорилось между собой, пиратству в Вести-Индии настал конец. Наиболее одиозных повесили на рее, более послушных взяли на службу во флот, остальные разбежались. Пиратству на Карибах пришел конец.

Но пиратство — как гидра. Оно не может окончательно умереть в нашей цивилизации, есть пиратство и в наше время.

Области пиратской активности в наше времяФото: ru.wikipedia.org

Протезы

Железный крюк вместо руки, деревянная колотушка, торчащая из рваной штанины, черная повязка на глаз, за которой так удобно прятать «черную метку» — таким образ пиратов для нас рисовали художественные фильмы и детские мультики.

Безусловно, полная опасностей пиратская жизнь зачастую влекла за собой потерю тех или иных конечностей или жизненно-важных органов, но в действительности пиратов-инвалидов было не так уж много. Дело в том, что ампутация руки или ноги — это довольно сложная операция, требующая качественной анестезии, постоянных перевязок и противоинфекционной терапии.

Во времена расцвета пиратства корабельные лекари, вооруженные остро отточенным ножом и плотницкой пилой для перепиливания костей, могли предложить своим пациентам разве что добрую кружку рома, тряпичную повязку и личинок навозных мух вместо антибиотиков. Немудрено, что немногим удавалось выжить после такого лечения. Пациенты умирали от потери крови прямо на хирургическом столе или от занесенной инфекции несколько позже, но в девяти случаях из десяти итог был один — неминуемая смерть.

Что касается повязки, закрывающей один глаз, то вокруг нее появилась интересная теория. Ее частое применение пытаются объяснить желанием сохранить «ночное зрение» хотя бы на одном глазу, чтобы быстро адаптироваться к темноте вражеского трюма и не оказаться слепым котенком в окружении вооруженных врагов в первые секунды после попадания туда с ярко освещенной палубы. Но на практике эта теория не выдерживает критики.

Куда более логичным видится более традиционное объяснение: дерево, из которого строились тогда все корабли, при попадании пуль, картечи и ядер разлетается на тысячи мелких щепок — именно они и были самой частой причиной потери зрения у моряков, а повязка была призвана защитить поврежденный глаз от попадания инфекции.

Клю Бей

Западное побережье Ирландии тоже было прибежищем пиратов.

Они процветали там в XVI веке. Клю Бей стал их оплотом. Лидером морских разбойников в те времена была Грейс О’Мэлли. Эта женщина, глава пиратского клана, контролировала береговую линию при помощи грабежей и насилия. Базой ей служил Рокфлитский замок, который называли Грануаил. Оттуда она командовала двадцатью кораблями, нападающими на торговые суда и корабли конкурирующих кланов.

Неоднократно правительственные чиновники пытались обуздать её деятельность. В 1574 году правительственный флот даже пытался атаковать замок, но получил мощный отпор пиратов и отступил.

В 1577 году О’Мэлли удалось арестовать и посадить в тюрьму. Но выйдя оттуда через несколько лет, она снова вернулась в Клю Бей и продолжила свою разбойничью деятельность. Пиратка была безжалостной. В гневе она могла застрелить человека просто так. Но О’Мэлли хорошо разбиралась в политике.

Когда английским властям в руки попался её сын вместе с кораблями, она потребовала от Короны компенсации убытков. О’Молли прибыла в Англию, где встретилась с английской королевой Елизаветой I. Она добилась освобождения сына и возвращения кораблей.

Новые места добычи

Немалую роль в расширении пиратской географии сыграло и то, что Испанская империя к тому моменту уже и так была почти полностью разграблена — один только Маракайбо всего за год грабили три раза, Рио де ла Ача — пять раз, Толу — восемь. А вот менее богатые британские колонии (Нью-Йорк, Бермуды, Род-Айленд) не только не сопротивлялись пиратскому нашествию, но и, напротив, всячески его поддерживали. Один из эксплуататоров произнес в защиту бандита следующие слова: «Чересчур жестоко вешать людей, приносящих золото в эти провинции». Впрочем, многих пиратов куда больше привлекали индийские берега, чем британские колонии в Америке.

Пирушка в портовой таверне

Шелк, набивной ситец и иные предметы роскоши, которые в избытке производились в Индии, были идеальной добычей. В то же время Индийский океан никем не охранялся, что оставляло торговые суда беззащитными перед алчностью разбойников. Именно в это время зажигались такие пиратские звезды как Вильям Кидд, Роберт Каллифорд, Генри Эвери и Томас Тью. С некоторыми из этих легендарных личностей мы познакомимся чуть позже.

Кто они

Пиратство известно с античных времён, например, 25-летний Гай Юлий Цезарь, пересекая Эгейское море, попал к пиратам в плен. Заплатив выкуп, он собрал флот с десантом и вернулся на остров, где его держали, уничтожив всех пиратов.

Пираты действовали в Средиземном, Чёрном, Балтийском морях, возле побережий Африки, Индокитая и Юго-Восточной Азии (здесь они орудовали и на реках). В наши дни прославились сомалийские пираты.

Но мы рассмотрим так называемый «Золотой век пиратства» — период с XVI века по треть XVIII и место действия – воды Карибов.

Сейчас для обозначения пиратов используют много синонимов: флибустьеры, буканьеры, корсары, каперы и приватиры. Строго говоря, лишь первые два обозначения соответствуют действительности, остальные термины обозначают частных лиц на службе государства, грабящих корабли враждебных держав.

Флибустьерами называли морских разбойников, промышлявших грабежом испанских кораблей и колоний в Америке, термин пришёл из голландского языка, где обозначает вольного добытчика. Буканиры/буканьеры – это английское обозначение флибустьеров, пошедшее от искажённого французского обозначения бродячих охотники на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах, которые, в свою очередь получили прозвище от названия решётки для копчения мяса.

Приватиры/каперы/корсары – работали на государство, получая от государя каперское свидетельство. Грабить они могли не всех подряд, а лишь торговые суда и прибрежные селения враждебного государства. Добычу, до 90%, они сдавали в казну. Самым известным корсаром был сэр Френсис Дрейк, он стал юнгой 12 лет стал на торговом корабле, владельцем которого был его дальний родственник. Он завещал Дрейку судно и тот в 18 лет стал капитаном. Дрейк был суперуспешным корсаром, Джон Мейнард Кейнс в статье «Экономические возможности наших внуков» писал, что первые иностранные инвестиции в Великобританию сделал именно Дрейк, привезя в 1580 году огромные сокровища, отнятые у испанцев.

Пиратский сленг, черная метка и многое другое

Пираты остались в прошлом, а если и появляются на сегодняшний день отдельные судна, объявившими себя пиратами, то совсем ненадолго. Пиратский сленг сохранился, приобрел некоторый комизм и простодушие. Вот, например, такие смешные пиратские фразы.

«Полных парусов и сухого плаванья!» Здесь пожеланиеи успешного плаванья, удачи и доброго пути. «Капитанская дочка». Это словосочетание означало плеть с девятью хвостами. Или такая цитата знаменитого Джека Воробья: «Ты либо безумец, либо гений! Хотя это две крайности одной и той же сущности!» «Баба на корабле — к большой беде! Не возьмешь её — будет хуже!»

Помимо пиратских фраз, используется понятие «черная метка». Она служила пиратам определенной визитной карточкой, также являлась предупредительным знаком, а для своих собратьев выносила смертный приговор. Его получали те пираты, которые не соблюдали кодекс. Да, всем известно, что у пиратов существовал пиратский кодекс. Он представлял собой свод правил, которые обязан был чтить каждый уважающий себя пират.

Давайте рассмотрим еще некоторые пиратские фразы:

  • «Выкинуть белый флаг!»
  • «Эй, локоть к локтю мы пройдем пару бочонков рома!»
  • «Встать на якорь!»
  • «Заткнись и дай пройти!»
  • «Трусливый щенок. Портовая крыса! Катитесь к Дейву Джонсу!» — то есть идите к мертвецу, который остался в аду.

Считается, что пиратство — это удел суровых мужчин, обветренных, на кораблях которых развевался черный флаг или «Веселый Роджер», но среди них были и женщины-пираты, которые своей дерзостью превосходили многих разбойников и участвовали в самых невероятных авантюрах. Одной из таких пираток была Альвильда, скандинавская принцесса.

Упадок

В начале 18-го века в странах Европы, наконец, созрело понимание того, что пиратство приносит слишком большие убытки и с ним нужно бороться. Утрехтский мир, открывший серию из нескольких договоров о ненападении и фиксации результатов войны, стал для пиратства палкой о двух концах. С одной стороны высвободившиеся моряки серьезно укрепили ряды морских разбойников. Однако грабить и убивать пошли не все. Европейские страны начали укреплять флоты, сопровождающие торговые суда и отлавливающие пиратов. На эти корабли и отправились служить сохранившие честь обученные моряки, и вскоре они стали для разбойников настоящим проклятием.

В 1720-е годы пиратство пришло в упадок. Во-первых, европейские страны нарастили военно-морские силы. Во-вторых, укрепление колониальных администраций лишило пиратов безопасной базы. В 1715 году Генри Дженнингса и его банду не принял губернатор Ямайки, хотя тот шел с грузом золота и собирался потратить его на острове. Дженнингсу пришлось создавать новую базу на Багамах, но она просуществовала всего три года, пока на острова не прибыл губернатор Вудс Роджерс.

Третьей причиной упадка стало исчезновение основной приманки – испанского золота и серебра. Испания к тому времени вывезла основные сокровища из ограбленных колоний.

Оставшиеся в живых пираты стали беглецами от правосудия. Большая их часть отправилась к западному побережью Африки, где появился другой интересный объект для захвата – рабовладельческие суда, не имевшие хорошей защиты. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Пираты без работы

В 1713 г. была подписана целая серия мирных договоров, ознаменовавших конец войны за испанское наследие. Тысячи моряков (и каперов в том числе) оказались освобожденными от военной обязанности. А такое множество обученных служителей во дных пустынь, не знающих чем себя занять, — это серьезная проблема. Не имея средств для пропитания, вынужденные зарабатывать рабским трудом, они, конечно, с великим энтузиазмом принимали предложения капитанов, обеспечивая нескончаемое пополнение пиратских команд. И что самое страшное — уже обученными людьми, умелыми и на море, и в обращении с оружием.

Черкесские пираты

Письменные источники ничего не сообщают о пиратстве на Черном море в византийский период — с IV по XIII века. Надо полагать, что могущественная Византийская империя была способна навести порядок на море и сделать его безопасным для мореплавания. Но с ослаблением власти Византии разбой возвращается.

Первое сообщение о средневековых черноморских пиратах относится к концу XIII века. В отчете капитана Вивальдо Лаваджио, командовавшего в 1290 году итальянской галерой, охранявшей суда правителя Ирана Аргун-хана, содержится сообщение о том, что в районе Джубги он сумел отбить у пиратов награбленные с кораблей греческих и армянских купцов товары.

К XIV–XV векам относятся неоднократные сообщения о морских набегах зихов (черкесов) на земли близ Трапезунда, причем при описании нападения, произошедшего весной 1472 года, отмечается, что «черкесы, прибыв на 24 кораблях, сожгли и разрушили за 300 миль отсюда все поселения побережья, разорили турецкие виноградники и перебили множество народа, а женщин увели в плен, забрав всё имущество и товары».

Итальянские источники сообщают также о нападениях зихов на генуэзские колонии в Крыму и на Тамани.

В XVII–XVIII веках в морской разбой на Черном море включились абхазы. Сохранилось несколько свидетельств того времени о нападениях абхазских пиратов на турецкие города побережья Мингрелии и Гурии.

С новой силой черкесское пиратство расцвело в первой половине XIX века, после захвата Россией Крымского ханства.

Англичанин Эдвард Спенсер, посетивший Черкесию в 1836–1838 годах, подробно описал здешние корабли:

Просвещенный путешественник отметил, что «черкесские суда похожи на камары Страбона». Похожее описание оставил и другой путешественник, нидерландец Тебу де Мариньи, причем в его книге о путешествии в Черкесию в 1818 году приведен рисунок черкесского судна.

Изображение черкесского корабля из книги Тебу де Мариньи «Путешествие в Черкесию», 1818 год

Такие корабли черкесы черноморского побережья использовали для нападения на торговые суда, а иногда даже на боевые корабли Черноморского флота Российской империи. Как докладывал один из русских морских офицеров, «черкесы на своих судах выходили на добычу и днем и ночью, нападали на купцов. Сбивали сперва винтовками людей с верхней палубы, потом бросались с кинжалами на абордаж и в короткое время решали дело».

Честные контрабандисты

Пиратство завершило свою историю на Черном море. Но еще долго здесь сохранялся его отголосок — контрабанда. Начиналась она с доставки оружия горцам, продолжавшим борьбу вплоть до 1864 года, а затем приобрела форму незаконной переправки на территорию империи различных недозволенных или укрываемых от уплаты пошлины товаров.

Самая, пожалуй, известная история, связанная с черноморскими контрабандистами, — повесть Михаила Лермонтова «Тамань». Она явно автобиографическая: автор рассказывает о случае, который едва не стоил ему жизни. Нет смысла пересказывать это произведение. Напомним лишь, что подруга контрабандиста, заподозрив героя Лермонтова в том, что он может разоблачить незаконный промысел, попыталась его утопить, к счастью, безуспешно. Надо полагать, перед убийством не остановился бы и сам контрабандист Янко. Неясно, почему Лермонтов назвал таманских контрабандистов «честными». Возможно, это обычное для того времени выражение, обозначавшее не торговцев турецким оружием (Кавказская война еще не закончилась), а контрабандистов, промышлявших «мирными» товарами.

Контрабанда процветала на Черном море долго. Ее последние аккорды прозвучали в начале ХХ века. В 1920-х годах Эдуард Багрицкий написал знаменитых «Контрабандистов»:

Тавры, живущие разбоем и войной

Еще одним опасным для мореплавания районом Понта Эвксинского был в античную эпоху Южный берег Крыма, и не только из-за частых штормов и опасных прибрежных рифов, но прежде всего из-за населявших его тавров. Уже Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V веке до н. э., сообщал, что «тавры живут разбоем и войной» и что они приносят в жертву своей богине всех «потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Основу пиратского промысла тавров составляло нападение на корабли, плывущие близко от побережья или причалившие к скалистому берегу в надежде найти укрытие от бури, а также разграбление потерпевших крушение судов.

Так, в 49 году н. э. часть римского войска, помогавшего боспорскому царевичу Котису захватить престол, после успешного окончания военной кампании возвращалась на кораблях в месту постоянной службы. Как сообщает Тацит, у Южного берега Крыма флотилия попала в сильный шторм:

Примечательно, что в 1980-х годах при раскопках таврского святилища на горном перевале близ Ялты археологи обнаружили детали римского вооружения и воинского снаряжения, а также монеты и металлические статуэтки, изображающие римских божеств: такие фигурки вместе с портативными алтариками римские легионеры брали с собой в поход. Судя по всему, в святилище тавры приносили в жертву своему божеству не только пленников, но и часть захваченной добычи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: