Атомная подводная лодка типа «vanguard» (великобритания)

Конструкция

Корпус

ПЛАРБ типа «Вэнгард» является лодкой однокорпусной архитектуры. Прочный корпус сделан из высокопрочной американской стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт равен 12,8 метров. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля находится большая часть ЦГБ (Цистерн Главного Балласта). Они прикрыты легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы. Одной из главных особенностей лодки (также как и на ПЛАРБ типа «Резолюшн») является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой частью корпуса, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако при этом их перенесли ближе к ограждению прочной рубки (по сравнению с «Резолюшн»). Это было сделано для обеспечения более благоприятных условий работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса были облицованы полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305×305 мм и толщиной 100 мм.

Силовая установка

По сравнению с ПЛАРБ типа «Резолюшн» были внесены существенные изменения в ГЭУ (Главную Энергетическую Установку). Изначально лодки вступали в строй с Водо-водяными ядерными реакторами PWR-2, работающими на оружейном уране. В них была загружена АЗ (Активная Зона) называемая Core Z, которая должна была меняться каждые шесть лет. Однако в процессе первого капитального ремонта во всех лодках типа «Вэнгард» АЗ Core Z должна быть заменена на АЗ Core H2, которая позволяет увеличить кампанию реактора PWR-2 до 25 лет. Это позволяет использовать корабль без перезарядки в течение всего жизненного цикла. В ПТУ (Паротурбинной Установке), мощностью 27500 лошадиных сил, использовали два, а не четыре как на «Резолюшн», двухпроточных главных конденсатора (один для ГТЗА (Главный Турбозубчатый Агрегат), второй — для обоих АТГ (Автономных Турбогенераторов)). Их циркуляционные насосы были размещены прямо в водяной камере теплообменников. ПТУ вместе со всеми механизмами и оборудованием была размещена на общей амортизационной платформе. Вместо традиционного малошумного ВФШ (Винта Фиксированного Шага) корабль был оснащен движителем типа Pump-Jet, который представлял собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направляющую насадку. На случай отказа главной энергетической установки предусмотрены два дизель-генератора мощностью 2700 лошадиных сил.

На корабле были установлены две ВДРК (Выдвижных Движетельно-Рулевых Колонки), выгородки которых вместе с приводами находятся в проницаемых оконечностях.

Прочее оборудование

  • Сонар: Marconi/Plessey Type 2054 имеет три антенны с разными частотами действия; буксируемый низкочастотный сонар (тип 2046), встроенный в корпус сонар (тип 2043) выполняет как пассивный, так и активный поиск.
  • Локатор/радар: 1 Kelvin Hughes Type 1007, 1 Dowly Sema SMCS.
  • Системы управления огнём: 1 Dowty tactical control system SAFS 3 FCS.
  • Средства противодействия: 2 x SSE Mk 10 Launchers for Type 2066 and 2071 decoys ESM; Racal UAP 3.
  • Перископ: поисковый СК51 и боевой СН91, изготовленные компанией «Thales Optronics», снабжены видеокамерами и тепловизорами.

В декабре 2008 года завершено оснащение лодок боевыми информационно-управляющими системами «Submarine Command System Next Generation» (SMCS NG). Основой SMCS NG являются многофункциональные компьютерные терминалы с особой операционной системой, базирующейся на Windows XP, что по прогнозам сократит расходы на обслуживание бортовых систем более чем на 2 миллиона фунтов стерлингов в год.

Размещение экипажа

Штатный экипаж подлодки класса «Вэнгард» состоит из 135 человек. Для личного состава оборудованы кают-компании, объединяющие в себе столовую, актовый зал и комнаты отдыха. Члены экипажа могут совместно со службой улучшать своё образование, для чего на лодке имеется большая библиотека. Отличительной чертой АПЛ класса «Вэнгард» является предоставление членам экипажа максимально возможного комфорта, благодаря которому легче переносятся длительные (до 3 месяцев) походы в Северной Атлантике и Норвежском море.

Международное измерение

Илья Крамник: Секвестировать нельзя оставить

В отличие от Франции, подчеркнуто «независимо-ядерной», Великобритания всегда сохраняла значительный «международный» элемент в своем ядерном развитии, в первую очередь в части очень плотного сотрудничества с США. Например, в конце 1970 гг. на вооружении британцев находилось без малого 400 американских боезарядов, в том числе такой экзотики, как артиллерийские снаряды и ядерные мины. При этом в части контроля над вооружениями ядерные потенциалы союзников США традиционно выводятся за скобки.

Отечественные исследователи отмечают, что сохранение Великобритании вне российско-американских соглашений в области контроля над ядерными вооружениями в сочетании с американскими БРПЛ — это возможность для «внезачетных» пусков «Трайдентов». Как представляется, в отношении этой заслуженной ракеты данная проблема, может быть, не столь актуальна. Однако, когда дело дойдет до нового поколения «англо-саксонских» БРПЛ (ориентировочно, к концу 2030 гг.) может быть уже поздно обсуждать новые подходы. В связи с этим, конечно, недопустимо сводить проблему многостороннего контроля над ядерными вооружениями к треугольнику Россия — США — Китай.

Традиционно предлагаемые меры транспарентности в британском случае выглядят, пожалуй, слишком скромными с учетом изложенной в данном материале архитектуры «материальной» части ядерного сдерживания. И все же даже в таких условиях поиск единообразных подходов к декларативной информации о составе развернутых и неразвернутых ядерных сил, уведомлениям об испытательных пусках и тому подобное мог бы способствовать дальнейшему движению на пути к многостороннему контролю над вооружениями.

При этом тематика «околоядерного» взаимодействия России и Великобритании как в двухстороннем режиме, так и в формате «ядерной пятерки» (который изначально предложил как раз Лондон) исследуется весьма предметно, а предлагаемые варианты сотрудничества заслуживают самого пристального внимания.

В заключении отметим весьма качественное представление информации британскими властями для широких слоев населения. Конечно, доступные в публичном поле данные не являются исчерпывающими, но попытка прояснения отечественных подходов к ядерному сдерживанию (пусть и значительно более многоуровневых и включающих в себя качественно иные элементы) подобным образом представляется как минимум небесполезным упражнением.

Акула | Длина 173 метра

Первое место в рейтинге самых больших субмарин в мире занимает российская подлодка проекта 941 «Акула». Это самый большой подводный крейсер, построенный человеком. Представьте махину высотой с девятиэтажный дом и длиной в два футбольных поля – это и есть легендарная «Акула». С точки зрения боеспособности такие размеры вызывают сомнения, но нельзя не восхищаться мощью этой гигантской субмарины.

Строительство подлодки было начато в 1976 году. «Акула» стала ответом на проект американской подлодки типа «Огайо». Вступил первый подводный ракетоносец в строй в 1980 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 48 тысяч тонн, длина корпуса 172, 8 метра, ширина – 23, 3 метра. Вооружен подводный крейсер 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».

На подлодке созданы улучшенные условия для экипажа. Здесь есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и даже живой уголок.

Размеры позволяют подлодке взламывать лед толщиной более двух метров. А это значит, что она может нести боевое патрулирование в арктических широтах.

Всего на вооружении России находится 6 подлодок класса «Акула».

https://www.youtube.com/watch?v=09jDIHQyxzI

Характеристики

Оружие и системы

Испытательный пуск ракеты » Трайдент II» с подводной лодки класса » Авангард»

Подводные лодки класса « Авангард» оснащены 16 баллистическими ракетными установками. Однако, по данным Стратегического обзора обороны и безопасности за 2010 год, Королевский флот загружает только восемь ракетных блоков баллистическими ракетами Trident II, запускаемыми с подводных лодок, каждая из которых оснащена до восьми ядерных боеголовок. Помимо ракетных аппаратов, подводные лодки оснащены четырьмя 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами и несут тяжелую торпеду Spearfish, что позволяет им поражать подводные или надводные цели на дальностях до 65 километров (40 миль; 35 миль). Также установлены две пусковые установки SSE Mark 10, позволяющие использовать ложные цели Тип 2066 и Тип 2071, а также установлена система перехвата средств электронной поддержки UAP Mark 3 (ESM).

На подводных лодках установлен составной гидролокатор Thales Underwater Systems Type 2054 . Тип 2054 — это многорежимная многочастотная система, в состав которой входят гидролокаторы 2046, 2043 и 2082. Тип 2043 — это гидролокатор активного / пассивного поиска, установленный на корпусе, Тип 2082 — пассивный гидролокатор перехвата и определения дальности, а Тип 2046 — гидролокатор с буксируемой антенной решеткой, работающий на очень низкой частоте и обеспечивающий возможность пассивного поиска. Флот находится в процессе переоборудования гидролокаторов для включения обработки с открытой архитектурой с использованием готовой коммерческой технологии. Возможность навигационного поиска обеспечивается навигационным радаром типа 1007 I-диапазона . Они также будут оснащены новой общей боевой системой. Имеются два перископа, модель поиска CK51 и модель атаки CH91. Оба имеют телевизионные и тепловизионные камеры в дополнение к обычной оптике.

Специализированная система управления подводными лодками (SMCS) была первоначально разработана для лодок Vanguard, а затем использовалась на классах Trafalgar .

Движение

Новый реактор с водой под давлением, Rolls-Royce PWR 2, был разработан для класса Vanguard . Срок службы PWR 2 вдвое превышает срок службы предыдущих моделей, и, по оценкам, подводная лодка класса Vanguard может совершить 40 кругосветных путешествий без дозаправки. Кроме того, во время периодов капитального ремонта на каждой из лодок устанавливается реактор «Активная зона H», гарантирующий, что ни одна из подводных лодок не потребует дополнительной дозаправки топлива до конца их срока службы. Реактор приводит в действие две паровые турбины GEC, соединенные с одним водометным двигателем с одним валом, что дает подводным лодкам максимальную скорость под водой более 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час). Вспомогательное питание обеспечивается парой 6 МВт генераторов паровых турбин, поставляемого WH Allen, (позже известный как NEI Allen, Allen & Мощность Rolls-Royce), и два 905 Kwb PAXMAN дизельных генераторов для обеспечения резервного источника питания.

Ядерные боеголовки

Британское ядерное оружие спроектировано и разработано Управлением по атомному оружию Великобритании . Лодки способны развернуть до 192 боеголовок независимого наведения, или РГЧМ, с немедленной готовностью к стрельбе. Однако в результате решения, принятого Стратегическим обзором обороны 1998 года, это количество было сокращено до 48 боеголовок, а готовность к стрельбе сократилась «до дней, а не минут». Кроме того, общее количество боеголовок, находящихся на хранении в Соединенном Королевстве, было сокращено примерно до 200, всего 58 ракет «Трайдент». В Стратегическом обзоре обороны и безопасности 2010 г. это число было сокращено еще больше, и в будущем подводные лодки будут выходить в море с уменьшенным общим количеством боеголовок до 40 и ракетной нагрузкой до 8 (из максимально возможных 16). Количество имеющихся в наличии ядерных боеголовок должно быть сокращено с менее 160 до не более 120, а общий запас ядерного оружия Великобритании будет составлять не более 180.

16 марта 2021 года премьер-министр Борис Джонсон обнародовал 10-летний план своего правительства по развитию международной торговли и развертыванию мягкой силы по всему миру с целью создания «глобальной Британии». В документе под названием Global Britain в конкурентную эпоху этот план увеличил ограничение на количество ядерных боеголовок на борту подводных лодок Trident Королевского флота со 180 до 260. В документе также содержалось обещание сохранить флот из четырех подводных лодок с ядерным вооружением, чтобы Великобритания могла всегда есть один в море.

1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Sensors

Vanguard is equipped with the Thales Underwater Systems Type 2054 composite sonar system. Type 2054 is a multimode multifrequency suite, which includes the 2046, 2043 and 2082 sonar systems. In September 2006, Lockheed Martin UK was awarded a seven-year contract to upgrade the type 2054 sonar systems.

The upgrade includes open architecture processing using COTS (commercial-off-the-shelf) technology, based on the ARCI (acoustic rapid COTS insertion) model that has been in service with the US Navy since 1998. The upgraded system entered service in 2009.

The Vanguard’s towed sonar array is the Type 2046, which provides passive search capability and operates at very low frequency. The Type 2043 is the hull-mounted active and passive mode search sonar and the Type 2082 sonar provides passive intercept and ranging capability.

In September 2008, the UK Ministry of Defence awarded the second phase of a ten-year contract worth £134m for in-service support to all Royal Navy major sonar systems. The total value of the contract is approximately £230m.

“Vanguard is fitted with four 533mm torpedo tubes.”

The submarine is fitted with the CK51 search periscope and the CH91 attack periscope from Thales (formerly Pilkington) Optronics. These periscopes include TV camera and thermal imager as well as optical channel. All above water sensors are combined into self-protection masts in the submarine’s fin.

The submarine’s navigation radar is the Type 1007 I-band radar supplied by Kelvin Hughes.

«Огайо»

Атомные АПЛ, которые составляют основу ядерных сил Соединенных Штатов. Серия «Огайо» включает в себя 18 субмарин. Они способны осуществить внезапный массированный удар имеющимися на борту ракетами. В 50-х годах 20 века Америка планировала нанести значительный урон по стратегическим объектам Советского Союза.

Особенности:

  • 4 торпедных установок;
  • 24 баллистических ракет на 14 ПЛ;
  • 154 крылатых ракет на 4 ПЛ;
  • длина корпуса — 170,7 м;
  • автономность плавания — 70 суток;
  • подводная скорость — 25 узлов;
  • дальность поражения — 9-12 тыс. км.

Благодаря наличию легкой обтекаемой надстройки, покрывающей корпус кораблей, снижены показатели гидродинамических шумов, особенно на высоких скоростях. Места базирования субмарин «Огайо» — побережья Тихого и Атлантического океанов. АПЛ данного типа имеют больше всего ракетных установок и являются самыми бесшумными.

История

В начале 1990-х гг. ВМФ Великобритании стал получать подводные лодки нового типа на смену атомным субмаринам серии Resolution — первым атомным ракетоносцам британского флота. Тип новых британских крейсеров получил название Vanguard.

Первоначально планировалось на смену подлодкам Resolution принять на вооружение 6–7 кораблей Vanguard, но распад СССР повлиял на то, что число субмарин этого типа было сокращено до четырех единиц. Головной корабль был заложен в 1986 г.

В 1993 г. он был принят на вооружение под номером S28 и согласно планам заменил в боевом составе флота старую АПЛ Revenge S27. Вскоре были построены еще три подлодки типа Vanguard: S29 HMS Victorious (введена в строй в 1995 г.), S30 HMS Vigilant (1996 г.) и S31 HMS Vengeance (1999 г.).

Концепция

Британская ядерная доктрина предусматривает гарантированное нанесение неприемлемого ущерба любому противнику в случае агрессии, и особых сомнений в такой возможности нет. Ядерный арсенал может быть применен как самостоятельно, так и в составе ядерных сил НАТО. При этом с 1994 года «Трезубцы» условно не нацелены ни на кого. В то же время сохранение некоторой двусмысленности и неоднозначности («ambiguity») в отношении, например, готовности к нанесению первого ядерного удара считается достаточно полезным для укрепления сдерживания.

Приказ на применение ядерного оружия отдает исключительно премьер-министр, хотя, по мнению специалистов, решение принимается коллегиально. Из специальной комнаты в бункере под Уайтхоллом приказ отправится через ряд промежуточных звеньев на борт ПЛАРБ, при этом на каждом этапе в «прохождении сигнала» участвует два человека. Как считается, команда изначально может быть передана и с борта премьерского самолета, однако все равно она пойдет через Пиндар.

То, что коронавирус «зацепил» и действующего премьер-министра Б. Джонсона лишний раз заставило задуматься о передаче ответственности за «ядерную кнопку». Предположительно, премьер-министр может лично назначить до трех «ядерных заместителей» в правительстве, чья личность останется в тайне, и которые будут наделены правом отдавать команды ядерным силам в предопределенном порядке. «Заместителями» времен холодной войны (как правило по два человека) были: министр иностранных дел, министр обороны и министр внутренних дел. Эта процедура, приостановленная после окончания холодной войны, была восстановлена в 2001 г. Можно предположить, что на период госпитализации Б. Джонсона таким «заместителем» являлся министр иностранных дел Д. Рааб, исполнявший и прочие «премьерские» обязанности.

Андрей Кортунов, Эмили Феррис: Российско-британские отношения в сфере безопасности: необходимость диалога

В этом контексте интересной особенностью британской системы боевого управления ядерными силами является традиция письменного изложения порядка действий и поражаемых целей в случае начала ядерной войны премьер-министром, после чего такое «письмо» запечатывается в конверт и кладется в сейф на борту ПЛАРБ. При смене премьер-министра старые приказы уничтожаются без вскрытия конверта и передаются новые (все так же запечатанные). Весьма примечательно, что несмотря на поразившую весь мир болезнь утечек официальной и чувствительной информации, до настоящего времени содержание таких «конвертов» остается недоступным для исследователей. Тем не менее среди возможных «опций», которые может получить капитан ПЛАРБ в такой ситуации, имеются: «применить ядерные силы», «не применять ядерные силы», «принять наиболее разумное решение», «перейти под командование союзников».

Современное состояние

В настоящее время все ПЛАРБ типа «Вэнгард» входят в состав КВМФ. Постоянно одна из них несёт боевое дежурство в Атлантическом океане. Срок автономности при несении боевого дежурства — около 12 недель.

В целом, с самого начала эксплуатации подводных лодок типа «Вэнгард», одним из решающих факторов была стоимость программы. Одним из решений было сокращение общего количества экипажей. При постройке первых двух ПЛАРБ — Vanguard(S28) и Victorious(S29) было сформировано по два экипажа на каждую лодку. Для двух других кораблей был сформирован всего один экипаж. Таким образом, с 1998 года и по настоящее время их всего пять. Эти пять экипажей служат попеременно на трех лодках, находящихся в оперативной готовности.

На данный момент (после снятия с вооружения в апреле 1998 года авиационных бомб WE177) ПЛАРБ типа «Вэнгард» являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании.

Правительство Великобритании представило на утверждение в парламент законопроект, предусматривающий замену находящихся в составе флота ракетоносцев типа «Вэнгард» субмаринами нового поколения. Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого — начале нынешнего века субмарины будут выведены из состава ВМС. Для лодок следующего поколения потребуется разработать и новую ракетную систему взамен действующего комплекса «Trident II D5» разработки 70-80-х годов XX века. Стоимость обновления стратегического ядерного арсенала Великобритании составит не менее 30 миллиардов фунтов стерлингов (свыше 50 миллиардов долларов). С целью сокращения расходов, состав ядерных сил планируется уменьшить на 20 %. Вместо четырёх ракетоносцев, каждый из которых несет по 16 ракет, в состав флота будут введены три субмарины.

Используемые на ракетоносцах типа «Вэнгард» гидроакустические комплексы модели 2054 быстро устаревают. Lockheed Martin намерен модернизировать комплексы по технологии Acoustic Rapid Commercial-off-the-shelf Insertion (ARCI), применяемой в гидроакустическом оборудовании ВМС США с 1998 года. Модернизированные комплексы будут построены по принципу «открытой архитектуры», что надолго решит проблему их возможного старения, так как дальнейшую модернизацию в этом случае можно будет проводить путём простой замены электронных блоков. Работы на всех четырёх находящихся в строю ракетоносцах типа «Вэнгард» займут семь лет. 70 процентов работ будут выполнены на территории Великобритании.

Подлодки на службе

Головная ПЛАРБ типа «Триумфатор» была принята в боевой состав ВМС Франции 25 лет назад. Четвертый корабль проекта попал на службу 12 лет назад. При этом всего 5-7 лет назад субмарины прошли модернизацию, по результатам которой получили современную баллистическую ракету с высокими характеристиками.

Все французские ПЛАРБ базируются в порту Иль-Лонг и имеют прямой выход в Атлантический океан. С момента поступления на службу все корабли регулярно выходят на боевое дежурство в заданных районах океана. Время от времени выполняются учебные пуски ракет по полигонам Атлантики. С их помощью отрабатываются навыки экипажей и демонстрируются возможности французских СЯС.

В целом эксплуатация четырех подлодок Triomphant не сталкивается с серьезными проблемами, в т.ч. вызванными несовершенством конструкции или иными подобными факторами. При этом имели место неприятные инциденты. Так, в феврале 2009 г. головной корабль серии на учениях столкнулся с британской ПЛАРБ HMS Vanguard. Небольшие повреждения получил легкий корпус и антенна ГАК. Жизненно важные системы не пострадали, и лодка смогла самостоятельно вернуться на базу для среднего ремонта.

По некоторым данным, на обозримое будущее запланирован очередной этап ремонта, восстановления готовности и модернизации четырех подлодок. Эти меры позволят сохранить их в строю еще на 10-15 лет, вплоть до планируемого списания. Подробности будущих модернизаций не сообщаются. В частности, неизвестно, планируют ли заменять нынешние БРПЛ M51.

В 2017 г. стартовала новая программа SNLE 3G (3 Génération), целью которой является разработка ПЛАРБ следующего третьего поколения. Исследовательская стадия программы завершилась в 2021 г., после чего начались работы по техническому проекту. Он будет готов к середине десятилетия, и тогда же состоится закладка головной лодки. Сдача этого корабля запланирована на 2032-35 гг.

Очевидно, что нынешние АПЛ типа Triomphant будут эксплуатироваться до появления достаточного количества новых SNLE 3G. Соответственно, им предстоит оставаться в строю, как минимум, до начала или середины сороковых годов. Это означает, что «Триумфаторы» в дальнейшем неоднократно будут становиться на ремонт и, возможно, получать новое оснащение или даже вооружение.

Torpedoes

Vanguard is fitted with four 533mm torpedo tubes. It is also equipped with advanced tactical weapon systems such as Tigerfish and Spearfish. Based on the home configuration, the Tigerfish has a maximum range of 13km to 29km, while the spearfish has the capacity to hit the target from approximately 65km.

Spearfish, supplied by BAE Systems, is a heavyweight wire-guided torpedo with both active and passive homing. It has a speed of 102km/h (55kt) and range of 54km (30nm) at low speed, 26km (12.5nm) at high speed. Length is 7m (23ft), diameter is 533mm (21in) and weight is 1,850kg (4,075lb), with a 300kg (660lb) warhead.

История создания проекта 941 Акула

Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.

Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».

С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).

Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».

Проект 941 «Акула»

Крупнейшая подводная лодка, когда-либо эксплуатируемая человечеством, — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Ее длина составляет 172,8 метров, а ширина 23,3. Чтобы понимать, насколько это много, высота 10-этажного дома составляет до 40 метров. При этом ее водоизмещение равняется 48 тысячам тонн.

Кажется, будто такая махина неповоротлива и ее легко догнать даже на каком-нибудь среднем катере. На самом деле это не так, и в надводном состоянии она может идти на скорости до 12 узлов, что составляет 22 километра в час, а в подводном — 25 узлов или 46 километров в час.

Разумеется, чтобы двигать такого монстра, нужны не менее монструозные двигатели. За это отвечают 2 ядерных реактора по 190 МВт каждый и 2 турбины по 45 и 50 тысяч лошадиных сил.

Благодаря мощному корпусу «Акула» может погружаться на глубину до 500 метров и находиться в автономном режиме до 6 месяцев, при этом неся в себе до 160 человек личного состава.

Так как проект был безумно дорогим и высокотехнологичным, в СССР было построено всего 6 экземпляров, из которых один все еще находится на вооружении, а два в резерве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: