Cтратегический бомбардировщик авро «вулкан»

Примечания[ | ]

  1. Британцы ищут средства для спасения последнего бомбардировщика Vulcan, lenta.ru 01.03.2009
  2. Посадка XH558 и пробежка на двух колёсах
  3. Vulcan to fly over Goodwood — and on to 2015 — Telegraph
  4. 1234567891011121314 Ильин, 1994.
  5. C. M. Lambert. Bomex By Vulcan (англ.) // Flight International : magazine. — 1958. — January. — P. 66. Архивировано 2 ноября 2012 года.
  6. Darren Moss. Aston Martin Vulcan meets its namesake: Vulcan bomber XH558(неопр.) .Autocar . Haymarket Automotive (2 октября 2015). Дата обращения: 27 июля 2021.
  7. Леонид Попов. Купе Aston Martin Vulcan прибыли к первым заказчикам(неопр.) .Драйв (27 ноября 2015). Дата обращения: 27 ноября 2015.
  8. 123 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. Т.2. — М.: Виктория, АСТ, 1997. — С. 164.
  9. 32,2 м с заправочным зондом

Огонь и пепел над озером Киву

Не менее суровым для конголезцев выдался 2021 год. В субботу, 22 мая, жители Гомы вновь покинули дома, взяв первые попавшиеся под руку вещи, и устремились в сторону Руанды. Глава района Рубаву, граничащего с восточной частью ДРК, призвал население сохранять спокойствие.

По словам чиновника, существует отлаженный план действий в чрезвычайных ситуациях, направленный на обеспечение безопасности граждан ДРК. Их временно разместят в школах и религиозных учреждениях. Правительство Руанды заявило о 3500 конголезцев, которые бежали от природного катаклизма и пересекли границу.

Некоторые очевидцы с ужасом вспоминают момент извержения.

После выхода лавы из кратера в большинстве районов Гомы выключилось электричество.

Когда раскаленные массы хлынули с Ньирагонго, раскрасив небо в бордовый цвет, возникли опасения, что трагедия вновь повторится.

https://youtube.com/watch?v=iwbF4AUnNOI

Что это было?

Именно таким вопросом после войны задавались все причастные к ней. Каждый налёт «вулканов» представлял целую операцию и предполагал множество вылетов. Результаты при этом оказались более чем скромными и могли быть в принципе достигнуты палубными самолётами с куда меньшими усилиями.

Одной из причин использования «вулканов» считается желание КВВС принять хоть какое-то участие в этой войне. Если не считать одной эскадрильи «харриеров», отправленной в помощь флоту, функции КВВС сводились в основном к транспортной и патрульной. «Вулканы» были единственными машинами, способными дотянуться до аргентинцев, и именно за эту возможность так цеплялись военные авиаторы. Ну а политикам просто нравились большие и грозные «имперские» самолёты в деле.

Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики варианта B.Mk.1.

Технические характеристики

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина: 29,61 м
  • Размах крыла: 30,18 м
  • Высота: 7,93 м
  • Площадь крыла: 340,0 м²
  • Масса нормальная взлётная: 86 000 кг
  • Масса максимальная взлётная: 91 000 кг
  • Двигатели: 4× турбореактивных Бристоль «Олимп» 102 (4×5450 кгс) или «Олимп» 104 (4×5900 кгс)


Проекции бомбардировщика Vulcan B.2

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1039 км км/ч (M=0,96)
  • Крейсерская скорость: 913 км/ч / M=0,86 на высоте 45 000 футов (14 000 м)
  • Боевой радиус: 4200 км
  • Максимальная дальность: 9000 км
  • Практический потолок: 17000 м

Вооружение

  • 1 × «Голубой Дунай» — атомная бомба
  • 1 × Violet Club — атомная бомба (400 kT)
  • 1 × Mark 5 — атомная бомба производства США
  • 1 × Yellow Sun Mk.1 атомная бомба (400 kT)
  • 1 × Yellow Sun Mk 2 термоядерная бомба (1,1 MT)
  • 1 × Red Beard — атомная бомба
  • 1 × крылатая ракета с ядерной ГЧ «Блю Стил»
  • Обычные бомбы свободного падения: до 21 бомбы калибром 1000 фунтов (454 кг)

Сравнительные характеристики различных модификаций

B.1 B.1A B.2 B.2A (B.2BS) B.2 (MRR) или (K)
Размах крыла 30,2 м 33,8 м
Длина 28,4 м 30,5 м 32,2 м 30,5 м 30,5 м
Высота 8,1 м 8,3 м
Площадь крыла 330,2 м² 368,3 м²
Максимальная взлётная масса 86 000 кг 93 000 кг
Крейсерская скорость М = 0,86
Максимальная скорость М = 0,93 М = 0,92
Практическая дальность 6293 км 7402 км
Практический потолок 17 000 м 18 000 м
Двигатели 4x Bristol SiddeleyOlympus 101, 102 или 104 4× Bristol SiddeleyOlympus 201, 202, 203 или 301 4× Bristol SiddeleyOlympus 201, 202, 203 4× Bristol SiddeleyOlympus 201, 202, 203
Запас топлива (Avtur/Mains only) 42051 л 42097 л
Вооружение термоядерная бомбаили 21×453,6 кг бомб 1 ракета Blue Steel с ядерной боеголовкой или 21×453,6 кг бомб нет

Конструкция и модификации

М61 – многоствольная пушка с вращающимся блоком стволов. Конструкция пушки, несмотря на количество стволов, достаточно проста. Каждый из шести стволов «Вулкана» имеет собственные затвор и патронник.

Затворы перемещаются с помощью закреплённых на них роликов, которые перемещаются по специальному пазу в ствольной коробке.

Запирание стволов – путём поворота личинки затвора. Воспламенение гильзы – электрическое. Автоматика базовой модификации «Вулкана» работает за счёт внешнего привода от гидросистемы самолёта-носителя. На других версиях блок стволов мог раскручиваться электромотором от бортовой сети.

Модификации

Система привода стволов может различаться в зависимости от модификации, но в большинстве случаев – внешняя, гидравлическая.

М61А2 – облегчённый вариант, устанавливающийся на истребители F-22 и поздние F/A-18. За счёт более тонких стволов и замены металлических деталей масса пушки снижена до 92 кг.

М130 (GAU-4) – «Вулкан», не требующий внешнего питания. Блок стволов вращают отводимые пороховые газы. Эта модификация использовалась для установки в подвесных пушечных гондолах.

М197 – трёхствольный «Вулкан» со сниженным до 1500 выстрелов в минуту темпом стрельбы. Предназначалась для вооружения штурмовых вертолётов AH-1 «Кобра».

М195 – разработанный для установки на вертолёты вариант с шестью укороченными стволами. В итоге на вооружение не принимался.

XM301 – максимально облегчённый «Вулкан» с двумя стволами, которым предполагалось вооружить вертолёты RAH-66 «Команч».

М168 – пушка для зенитных артиллерийских установок.

Даже более известной, чем вышеперечисленные варианты «Вулкана», является шестиствольный пулемёт М134 «Миниган» калибра 7.62мм, разработанный для вооружения вертолётов. Это, фактически, уменьшенная версия пушки М61.

«Нас не засыпать „шрайками“»

Следующим номером программы «вулканов» стали налёты с применением американских противорадарных ракет «Шрайк». Эти ракеты наводились по излучению РЛС противника, и даже выключение станции не всегда могло помочь: электронные мозги ракеты запоминали направление и расстояние до радара и продолжали свой полёт к нему.

Первоначально для борьбы с вражескими РЛС на Фолклендах собирались использовать англо-французские ракеты «Мартель», но оказалась, что они могут не пережить долгого перелёта и в итоге не сработать. А семь часов таскать за собой ненадёжную ракету, согласитесь, — так себе удовольствие. В итоге стали использовать переданные уже во время конфликта куда более надёжные американские изделия.

По две или четыре штуки их подвешивали под крылья бомбардировщика на пилоны, которые когда-то предназначались для так и не поступивших на вооружение воздушных баллистических ракет «Скайболт».

По сравнению с девятью тоннами бомб 170-килограммовые ракеты давали огромную экономию веса, а значит, и топлива. Теперь можно было обойтись и меньшим количеством самолётов-заправщиков.

Первый налёт с ракетами был сорван из-за поломки одного из заправщиков, но во втором два «шрайка» устремились в аргентинскую обзорную трёхкоординатную РЛС AN/TPS-43 американского производства. В последний момент операторы успели выключить станцию, но первый боеприпас взорвался в десяти метрах, нанеся осколочные повреждения, выведшие станцию из строя на двое суток (вторая ракета взорвалась более чем в ста метрах).

В следующем рейде эту РЛС выключили сразу после обнаружения британского бомбардировщика, но операторы станций зенитной артиллерии были не столь расторопны. Потом аргентинцы утверждали, что первый «Шрайк» они сбили в воздухе, но второй разнёс кабину управления радаром наведения «Скайгард», убив четырёх операторов.

На обратном пути после этого вылета у «Вулкана» сломалась штанга дозаправки, и стало понятно, что до острова Вознесения ему не дотянуть. Экипаж повернул в сторону Бразилии для незапланированной аварийной посадки. Всю секретную документацию выкинули в океан через люк, но возникли проблемы с двумя всё ещё висящими под крыльями ракетами. Одну из них удалось сбросить, но вторая застряла на пилоне намертво. В сопровождении бразильских истребителей «Вулкан» приземлился в Рио-де-Жанейро менее чем с тонной топлива в баках.

Разразился скандал. Бразильцы объявили бомбардировщик и экипаж интернированными, несмотря на требования британцев немедленно дать им улететь. Были недовольны и американцы — их гнев вызвал тот факт, что их ракета улетела в третью страну. Самолёт бразильцы отпустили только через неделю, причём «Шрайк» оставили себе.

С искусственным интеллектом

Большая дальность полета, одновременный залп, мощная боевая часть и возможность работать ракетам «в стае» — все это обеспечивает ракетам П-1000 «Вулкан» славу настоящих «убийц авианосцев». Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. Для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение. В ракете используются элементы искусственного интеллекта, внедрённые в алгоритм группового полёта ракет на маршевом участке, поиска цели и целераспределения между ракетами.

Комплекс П-1000 «Вулкан». Ракетный крейсер «Варяг» во Владивостоке. Фото: Commons.wikimedia.org

В ракете используется инерциальная и радиолокационная системы управления, также установлена система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение до 8 ракет в залпе и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Здесь также первые была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия активным помехам, которая нейтрализует головки самонаведения зенитных ракет противника и обеспечивала неуязвимость ракет в зоне ПВО атакуемого корабля. Целеуказания для этих ракет дают спутники, самолеты дальней разведки Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой морской системы разведки и целеуказания, которая предназначена обнаружения целей на обширных пространствах.

Изначально «Базальт» являлся основным вооружением тяжелых авианесущих крейсеров типа проекта 1143 «Киев». В 80-е годы этим комплексом вооружили ракетные крейсера типа проекта 1164, головным кораблем которого является крейсер «Москва», в двухтысячные во время модернизации на корабле был установлен модернизированный комплекс «Вулкан». Сегодня флагман Черноморского флота несет 16 противокорабельных ракет П-1000.


Эскиз противокорабельной ракеты П-1000 Вулкан Фото: Commons.wikimedia.org

Тактико-технические характеристики:

  • Скорость полета на высоте — 2,5 Маха (2660 км/ч), у поверхности — 2 Маха (2460 км/ч)
  • Дальность пуска максимальная — 1000 км
  • Длина ракеты — 11,7 м.
  • Масса ракеты — 4800 кг
  • Масса взрывчатого вещества боевой части фугасно-кумулятивной ракеты — 500 кг (в ядерном исполнении — 350 килотонн)

Перезарядка комплекса Вулкан» производится только на базах кораблей, поскольку представляет себой трудоемкую операцию.

Идеи машин с вертикальным взлётом

Геликоптер Леонардо да Винчи

Идею вертикально взлетающего аппарата в XV веке предложил Леонардо да Винчи – итальянский художник, учёный, изобретатель, крупнейший представитель искусства Высокого Возрождения. За основу он взял винт Архимеда, под которым крепилась люлька с людьми. Люди должны были двигаться по кругу и раскручивать винт. Нужно заметить, что большинство чертежей да Винчи так и остались на бумаге.

Геликоптер Леонардо да Винчи

Аэродромическая машина Ломоносова

В XVIII веке первый русский учёный и академик Михаил Ломоносов предложил построить вертикально взлетающий аппарат для исследования атмосферы. Аппарат должен был поднимать приборы — например, термометр. До нас дошло описание такого устройства Ломоносова, но никаких рисунков не осталось.

Известно, что два винта должны были вращаться с помощью взведенных часовых пружин. Было установлено, что аппарат Ломоносова смог бы поднять 10 грамм груза. Ломоносов понимал, что нужны пружины помощнее, но они и весили бы больше. Т.е. изначально все упиралось в отсутствии подходящего двигателя.

Аэродромическая машина Ломоносова

В протоколах академии от 1 июля 1754 г. записано:

«Бысоко-почтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродромической (воздухо-бежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов), присоединенных к этой аэродромической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, поднималась в высоту и потому обещала достижение желаемого действия».

Вертолёт из перьев

Первой действующей моделью «вертолёта» признано изобретение французов – естествоиспытателя Лонуа и физика-механика Бьенвеню. Они представили устройство в 1784 году в Парижской академии наук. Два винта из перьев вращались под действием упруго скрученной тетивы.

Вертолёт Лонуа и Бьенвеню

XIX век не дал ощутимого прорыва в вертолетостроении. Лишь в начале 20 века произошла техническая революция — появился достаточно легкий и мощный двигатель внутреннего сгорания. С этих пор в истории покорения неба началась новая эпоха.

Первые испытатели вертолетов столкнулись с массой проблем. Подъемная сила, создаваемая винтами, была направлена строго вверх. А как управлять самолетом и двигаться влево, вправо, вперед и назад?

Тяжелые и дальние бомбардировщики 1918–1945 гг

В межвоенный период авиация развивалась быстрее иных видов военной техники, ведь самолеты в отличие от танков и пушек востребованы и в мирное время. К тому же доктрина стратегических бомбардировок генерала Дуэ создала у политиков Запада иллюзию, что мощная авиация сама по себе может выиграть войну, и мерилом могущества государства стали считать количество и качество бомбардировщиков.

В 1926 г. на смену фанерным бомбардировщикам-бипланам, схожим с моделями Первой мировой войны, пришли цельнометаллические монопланы. Первые серийные из них создал советский конструктор А. Туполев: двухмоторный АНТ-4 (поступил на вооружение в 1929 г. как ТБ-1 – тяжелый бомбардировщик первый) и четырехмоторный ТБ-3. К концу 30-х дюраль стал главным авиационным металлом, а моноплан – классической схемой всех бомбардировщиков. Легкий двухмоторный ТБ-1 летал быстрее построенного позже четырехмоторного ТБ-3, отягощенного запасом топлива, зато ТБ-3 мог совершать дальние перелеты и нести больший груз бомб.

Бомбардировщик ТБ-1

Находившийся в экономической блокаде СССР в середине 1930-х гг. достиг предела возможностей своей промышленности и без доступа к новым технологиям не мог реализовать многие передовые технические решения. Новый прорыв в военном авиастроении совершили в США, создав в 1933 г. двухмоторный «Мартин B-10». Его гладкая обшивка с минимальным количеством выступов и отверстий, кабины летчиков и стрелка, закрытые обтекаемыми стеклянными колпаками, шасси, в полете убирающиеся внутрь корпуса – снизили сопротивление воздушному потоку и повысили скорость самолета.

Do-17. Германия. 1937 г.

Вскоре в США появился мощный и скоростной четырехмоторный бомбардировщик – Боинг B-17 «Летающая крепость». Его крылья были тоньше, легче и более обтекаемыми за счет применения новых методов обработки металла и оснащения их подвижными элементами, изменяющими сопротивление воздуху при взлете и посадке. Двигатели с устройствами дополнительного наддува воздуха при меньшей массе стали мощнее и хорошо работали на больших высотах, где из-за разреженного воздуха другим моторам не хватало кислорода. Еще одним нововведением B-17 стали винты изменяемого шага: при увеличении скорости лопасти винта изменяли угол, снижая сопротивление воздуха. К началу Второй мировой войны подобными машинами обзавелись Британия, Франция и Италия.

В 1939 г. в США компания «Консолидэйтед» выпустила бомбардировщик B-24 со створками бомболюков, которые не распахивались наружу, а отъезжали на роликах внутрь, что улучшало аэродинамику. B-24 уступал B-17 в скорости, высоте и бомбовой нагрузке, но был проще в производстве, и в годы войны B-24 выпустили в 1,5 раза больше, чем B-17.

Бомбардировщик B-17

В-24 и В-17 наносили массированные удары по Германии, вылетая по нескольку тысяч с аэродромов Англии и Средиземноморья группами по 40 машин. Пока у союзников не появились дальние истребители, В-17 защищались лишь круговым огнем своих пулеметов.

Четырехдвигательный поршневой бомбардировщик «Хендли Пейдж Галифакс» (Великобритания, Вторая мировая война) имел бомбовую нагрузку 6000 кг

… И спустит псов войны

Бомбардировщик «Вулкан» в момент своего рождения в середине 50-х считался сильно опередившим время. На заре карьеры он был средством доставки главных ядерных подарков в страны Восточного блока, но с переходом знамени ядерного сдерживания к подводным ракетоносцам превратился в самолёт для нанесения тактических ядерных ударов с малых высот. Применение обычных бомб также рассматривалось как вариант, но всерьёз на такую возможность мало кто рассчитывал. К 1982-му «Вулкан» считался безнадёжно устаревшей машиной, и все три последние эскадрильи с ним должны были прекратить существование первого июля 1982-го года. Но тут аргентинцы захватили далёкие Фолкленды, и уход самолётов на пенсию отложили.

«Если у нас есть дальние бомбардировщики, то они должны использоваться для такой далёкой цели, ведь так?», — задались вопросом британские военные и политики и дали сами себе утвердительный ответ.

Основные модификации Авро «Ланкастер»:

«Ланкастер» Mk.I — двигатели «Мерлин» XX, 22 либо 24. Оборонительное вооружение соответствует второму прототипу, на некоторых установлена дополнительно нижняя башня с 2 7,7-мм пулеметами «Браунинг» (при этом не устанавливалась прицельная РЛС H2S). Нормальная бомбовая нагрузка — 3630 кг, на самолетах с увеличенным бомбоотсеком -5443 кг. Экипаж — 7 чел. (на самолетах с нижней стрелковой установкой — 8). Самолеты В Mk.I (SpeciaI) были приспособлены для подвески бомб «Грэнд Слэм» (9979 кг). С них сняли носовую и верхнюю стрелковые башни (в хвостовой оставили лишь два пулемета), а также створки бом-боотсека. Сам же бомбоотсек был удлинен, а шасси самолета усилено (в начале 1945 г. переоборудовали 33 машины). Часть самолетов переоборудованы в фоторазведчики PR Mk.I. Построили в общей сложности 3440 «Ланкастеров» Mk.I.

«Ланкастер» Mk.II — двигатели воздушного охлаждения «Геркулес» VI (первые 27 машин) либо XVI (1735 л.с). Оборонительное вооружение соответствует второму прототипу, на некоторых установлен дополнительно 1 7,7-мм пулемет «Браунинг» в подфюзеляжной установке. Удлиненный бомбоотсек рассчитан на 6351 кг бомбовой нагрузки. Отличались худшей высотностью, поэтому строились в ограниченном количестве — выпущено 300, заказчик принял лишь 282 машины.

«Ланкастер» Mk.III — аналог Mk.I с моторами «Паккард-Мерлин» 28, 38 либо 224 (мощностью, соответственно, 1300, 1480 либо 1640 л.с). Выпустили 3039 единиц. В послевоенное время 44 машины переоборудовали в поисково-спасательный вариант ASR Mk.III, а ещё некоторое количество — в морской патрульный самолет MR Mk.III (GR Mk.III).

«Ланкастер» Mk.VII — в верхней башне установлены 2 12,7-мм пулемета (как на Мк.Х). В 1945 г. построено 180 машин.

«Ланкастер» Мк.Х — аналог Mk.III, строившийся в Канаде. Оборонительное вооружение соответствует Mk.I, но в верхней башне, смещенной вперед, установлено 2 12,7-мм пулемета. Изготовлено 430 самолетов.

Первый советский вертолёт

В ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского — 1918 год создания) в 1926 году была образована вертолетная группа и был построен специальный стенд для изучения динамики несущего винта, аэродинамики лопастей, свойств трансмиссии двигателя. В ЦАГИ решались вопросы прочности и автомата перекоса.

Вертолет с одним несущим винтом ЦАГИ-1 ЭА

В августе 1930 г. под руководством Алексея Черёмухина (1895 — 1958) был построен экспериментальный аппарат — одновинтовой вертолет ЦАГИ-1-ЭА. Это было революционное решение.

Еще на заре вертолётостроения пришли к выводу, что если винт будет один, то сам аппарат будет вращаться в противоположную сторону — согласно третьему закону Ньютона «действие равно противодействию». Поэтому все вертолёты до этого имели четное количество винтов — половина вращалась в одном направлении, половина в другом. Создавались вертолеты на 2, 4, 6 и даже 8 винтов. Были вертолеты с соосной схемой, когда два винта, вращающиеся в противоположную сторону, находились на одной оси.

Еще в 1911 году Борис Юрьев предложил схему с одним несущим винтом. Чтобы машина не вращалась в противоположную от винта сторону, нужен был рулевой винт в хвосте.

Авиаконструктор Алексей Черёмухин (1895 — 1958)

Испытания такого одновинтового вертолета начались спустя много лет — осенью 1930 года. Правда, ЦАГИ-1 имел не один, а 4 рулевых винта — по два спереди и по два сзади. Бессменным испытателем этого вертолёта был его конструктор — Алексей Черёмухин (участник Первой мировой войны и лётчик истребитель).

Вертолет ЦАГИ-1 ЭА

16 августа 1932 года Черёмухин поднял одновинтовой вертолёт ЦАГИ-1 на высоту 605 метров и побил мировой рекорд итальянца д’Асканио аж в 34 раза.

Конец 1930-хх и 40-е годы стали очень непростыми для вертолетостроения в СССР. Вначале – аресты и расформирование группы в ЦАГИ, затем война. Но несмотря ни на что, советская инженерная и научная мысль вырвала пальму первенства в вертолетостроении. И произошло это уже в начале 50-хх годов XX века.

На некоторое время вперед выходят немцы , а затем американцы с вертолётами русского эмигранта в США  Игоря Сикорского (1889 — 1972).

Сикорский на обложках американских журналов. Фото: warspot.ru

«Битва» конструкторов

После войны Лавочкин понял, что созданные им истребители Ла-5 и даже Ла-7, как бы их ни расхваливали фронтовики, вчерашний день. А ещё он знал, что для авиации формула «лучше поздно, чем никогда» не подходит. «Для нас поздно всегда хуже, — говорил конструктор. — Самолёт, который опоздал, который взлетел позже, чем ему положено, похож на бойца, явившегося сегодня на поле боя в облачении прошлых лет: оно устарело, оно неудобно, и главное — враги давно уже нашли его уязвимые места».

Начинает Лавочкин с установки на самолёт турбореактивного двигателя, по другому — ТРД, тем более, что проверенные в воздухе жидкостные ракетные, ракетно-прямоточные и пульсирующие воздушно-реактивные двигатели себя не показали. При этом некоторые отечественные конструкторы присматривались к немецкому Ме.262, на котором асы Люфтваффе добились неплохих результатов. В своё время эту реактивную машину даже нарекли «королём истребителей».

«Ме.262 — единственный шанс организовать сопротивление противнику», — так оценивал созданный Вилли Мессершмиттом истребитель один из немецких асов генерал Адольф Галанд. Но Лавочкин знал и то, что реактивная техника не принесла Германии тех боевых результатов, на которые рассчитывало гитлеровское руководство.

В общем, три именитых отечественных конструктора — Александр Яковлев, Артём Микоян и Семён Лавочкин — как и перед началом Великой Отечественной, снова вступили в соперничество, чтобы в бескомпромиссной борьбе своих КБ выяснить, чей реактивный истребитель окажется лучше. Яковлев и Лавочкин выбрали для своих Як-23 и Ла-15 двигатель РД-500 («Дервент»), а Микоян для МиГ-15 — более мощный РД-45 («Нин») и тем самым, как показала практика, предопределил успех.

rgantd.ru
Семён Алексеевич Лавочкин — советский авиационный конструктор генерал-майор, дважды Герой Социалистического Труда.

Конструкция

Авро «Вулкан» построен по схеме бесхвостка с фюзеляжем, интегрированным в крыло, в толстых корневых наплывах которого размещаются двигатели (по 2 с каждой стороны). Компоновка получается очень близкой летающему крылу, отличаясь от неё выделенным фюзеляжем с килем большой площади. При длине самолёта 30,45 м хорда в корневой части крыла составляет около 18 м (60 % всей длины). Основная конструкция планера выполнена из листовых легких сплавов.

Фюзеляж

Фюзеляж круглого сечения с постоянным сечением около 3 м. В носовой части фюзеляжа, перед кабиной экипажа, расположен отсек радиолокационной станции (РЛС). Снизу носовой части установлен входной люк и блистер бомбардировочного оптического прицела. В средней части фюзеляжа расположен бомбовый отсек длиной 8,5 м. В хвостовой части находится отсек РЛС защиты задней части фюзеляжа, антенна которого закрыта радиопрозрачным обтекателем. Внизу хвостовой части, под рулем направления, расположен контейнер тормозного парашюта.

Кабина экипажа герметизированная. Экипаж самолета состоит из пяти человек — два летчика, штурман-бомбардир, штурман и офицер радио-электронного подавления (РЭП). Пилоты самолета располагаются на катапультируемых креслах. Перед катапультированием фонарь кабины отстреливается. Остальные члены экипажа, в случае аварийной ситуации, покидают самолет через входной люк.

Крыло

Крыло двухлонжеронное треугольное в плане. Крыло самолета имеет увеличенный размах и стреловидность по задней кромке. В местах наплывов носовая часть крыла имеет острую переднюю кромку и отклонена вниз. Для доступа к двигателям в нижней части крыла имеются съемные панели. Лонжероны установлены параллельно передней кромке корневой части крыла. На заднем лонжероне расположены оси шарниров поверхностей управления. Нервюры перпендикулярны заднему лонжерону.

Воздушные тормоза — восемь панелей прямоугольного типа, установлены попарно в верней и нижней частях крыла на двух выдвижных кронштейнах. Положение панелей по высоте и угол их установки могут изменяться. Максимальный угол отклонения воздушных тормозов — 90 градусов. Эффективность воздушных тормозов довольно высока: при полном выпуске тормозов сопротивление самолета возрастает в 2,5 раза.

Элероны установлены в концевых частях крыла. Между элеронами и центропланом расположены рули высоты.. Элероны и рули высоты состоят из двух секций с раздельным управлением каждой секцией. Площадь рулей высоты 20 м², площадь элеронов 10 м². На верхней поверхности крыла перед линией возможного отрыва пограничного слоя установлено 36 турбулизаторов потока.

Шасси

Шасси трехопорное. Основные стойки шасси имеют жидкостную амортизацию и оснащены восьмиколесными тележками. Все 16 колес снабжены автоматами торможения. Передняя стойка шасси имеет двухколесную управляемую тележку.

Вертикальное оперение

Киль стреловидный, в плане имеет трапецеидальную форму.

Силовая установка

Четыре турбореактивных двигателя (ТРД) Бристоль «Олимп» 102 (4×5450 кгс) или «Олимп» 104 (4×5900 кгс). Каждый из двух двигателей имел общий воздухозаборник, который на некотором расстоянии от передней кромки был разделен перегородкой. Между воздухозаборником и фюзеляжем имеется система отвода пограничного слоя. Топливные баки размещены в крыле и фюзеляже.

Вооружение

Бомбовая нагрузка массой до 9500 кг (нормальная 4500 кг), включающая до 21 свободнопадающей бомбы калибром 450 кг. Одна управляемая ракета (УР) «Блю Стил» полуутопленная под фюзеляжем.

Общесамолетные системы

Система управления — бустерная. В канале рыскания — управление рулем направления — установлен демпфер.

Противообледенительная система — тепловая.

Целевое оборудование
  • панорамная бомбардировочная радиолокационная станция
  • оптический прицел
  • бортовой вычислитель
  • доплеровская навигационная радиолокационная станция
  • блок радиоопознавания «свой-чужой»
  • оборудование для посадке по приборам
  • радиостанция УКВ-диапазона
  • радиостанция КВ-диапазона
  • станция радиолокационной разведки
  • станция оповещения об облучении РЛС противника
  • перехватчики активных помех
  • устройство пассивных помех
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: