Серия тяжёлых танков ис

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Выжившие автомобили

Есть несколько уцелевших танков серии IS, примеры которых можно найти по следующему адресу:

ИС-2
  • Операционные системы. Górali , Краков, Польша
  • Музей Войска Польского, Варшава, Польша
  • Музей оружия в Форт Виняры, Познань, Польша
  • Танковый музей Народно-освободительной армии, Пекин, Китай.
  • Парк Свободы, Оверлун, Нидерланды.
  • Музей истории Украины во Второй мировой войне, Украина
  • Музей Курземской крепости, Занте, Латвия.
  • Диорама Курская битва, Белгород, Россия.
  • В Музей американского наследия, Большой Бостон, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
  • Армейский технический музей, Лешаны, Чешская Республика (ранее в Праге как Памятник советским танкистам )
ИС-2М
  • Имперский военный музей Даксфорд, Англия.
  • Кубинский танковый музей, Россия.
  • Парк Победы (Park Pobedy — Парк Победы), Ульяновск, Россия.
  • Парк Победы на Поклонной горе, Москва, Россия.
ИС-3
  • Музей бронетанкового корпуса ЦАХАЛ, Израиль.
  • Музей бронетанкового вооружения, Учебный центр Сухопутных войск, Познань, Польша (действующий)
  • Армейский технический музей, Лешаны, Чехия (действующий).
  • Музей Войска Польского, Варшава, Польша. (Форт Черняков, филиал музея).
  • Национальный музей доспехов и кавалерии, Форт Беннинг, Джорджия, США.
  • Парк Победы в северной части Ульяновска, Россия.
  • Ульяновское СВУ, Ульяновск, Россия
  • Музей боевой славы, Гомель, Беларусь.
  • Диорама Курская битва, Белгород, Россия.
  • По крайней мере, один ИС-3 использовался сепаратистским правительством в Донбассе до того, как был захвачен украинскими войсками.
ИС-3М
  • Египетский национальный военный музей, Каирская цитадель, Египет.
  • Фонд военной техники, Калифорния, США.
  • Королевский музей вооруженных сил и военной истории, Брюссель, Бельгия. (все еще работает)
ИС-4

Кубинский танковый музей, Россия.

ИС-7

Кубинский танковый музей, Россия.

Примечания[править]

  1. Желтов И. Г. и др. Танки ИС //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
  2. Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
  3. https://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
  4. ↑ https://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
  5. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  6. Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
  7. https://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html

Изменения в процессе производства.

На протяжении производства в конструкцию ИСов неоднократно вносили разного рода изменения, которые существенно меняли его облик. По совокупности изменений внесенных в тяжелый танк ИС можно условно выделить 6 вариантов конструкции:

  • Вариант первый. Танк ИС-1, серийный базовый вариант, вооружен 85-мм орудием и 3 пулеметами. Часть корпусов с увеличенным углом наклона средней части «ломаного носа» с семидесяти двух до семидесяти пяти градусов;
  • Вариант второй. Корпус аналогичен ИС-1, новая башня под 122-мм пушку отличалась: расположением командирской башенки, которая была смещена к левому борту;
  • увеличенным приливом левого борта;
  • бронеколпаком перископического прицела.

Вариант третий. Аналогичен второму варианту танка, с установкой Д-25 с клиновым затвором, и нового типа дульным тормозом;
Вариант четвертый. Танк ИС-2 выпуска завода №200, выпущенный с использованием задела корпусов старого типа при переходе на выпуск танков с корпусом с «спрямленным носом». Маска пушки расширена влево под установку ТШ-17. Прибор наблюдения МК-4 заменил прицел ПТ-4-17. Ранние машины имели по два отверстия в маске пушки под установку прицелов ТШ-17 и 10Т-17;
Вариант пятыйКорпус завода №200, имевший спрямленную литую носовую часть;
Вариант шестой. Корпус завода УЗТМ, со спрямленной сварной носовой частью.

На большую часть корпусов ИС-2 вариантов пять и шесть на нижний лобовой лист крепили запасные траки. Люк для погрузки боеприпасов в левом борту и кронштейн для крепления орудийного ствола в походном положении на корме танка.

Производство танков ИС-1 и ИС-2.

Производсто танков ИС-1(ИС-85) и ИС-2(ИС-122)
1943г
Октябрь 2
Ноябрь 25
Декабрь 40
Всего 67 35
1944г.
Январь 40 35
Февраль 75
Март 100
Апрель 150
Май 175
Июнь 200
Июль 225
Август 250
Сентябрь 250
Октябрь 250
Ноябрь 250
Декабрь 250
Всего 40 2210
1945До 9,05После 9971150
Всего 2147
Итого 107 4392

ТТХ танков ИС.

Модификация ИС-1(ИС-85) ИС-2(ИС-122)
Общие данные.
Экипаж, чел. 4 4
Боевой вес, кг. 44160 46080
Длина, мм(корп./полн.) 6770/8560 6770/9830
Ширина, мм. 3070 3070
Высота, мм. 2735 2735
Высота линии огня, мм. 1940 1940
Клиренс, мм. 440-465 440-465
Ширина трака, мм. 640-650 650
Уд. давл. на грунт, кг/см2 0,78 0,81
Вооружение и бронезащита.
Марка орудия. Д-5-Т Д-25
Калибр, мм. 85 122
Длина свтола, кал. 52 47,9
Боекомплект, выстр. 56 28
Пулемет, тип х кол-во. ДТх3 ДТх3
Боекомплект, патр. 2520 2520
Броня корпуса, мм. 120-90-70 120-90-90
Броня башни, мм. 100-90-60 110-90-90
Дно и крыша, мм. 20-30 20-30
Энергетическая установка.
Марка двигателя, мм. В-2ИС В-2ИС
Тип двигателя V-образный, 12 цилиндровый, водяного охлаждения
Объем цилиндров, л. 38,88 38,88
Мощность на валу, л.с 520 520-580
Скорость, км/ч. макс.шоссе/прос./целина 3722/17/15 3722/17/15
Запас хода, км. макс.шоссе/прос/бездор. 150130/120/110 150130/120/110
Преодолеваемые препятствия.
Угол подъема, град. 36 36
Крен допустимый, град. 30 27
Ров, м. 2,5 2,3
Брод,м. 1,3 1,3
Стенка, эскап, м. 1,0 1,0

Противостояние снаряда и брони

В извечном состязании снаряда и брони последняя неизбежно рано или поздно проигрывает, а в условиях мировой войны процесс создания более мощных средств поражения шел особенно быстро. Если в начале Великой Отечественной войны советские тяжелые танки КВ были практически неуязвимы для немецких танковых пушек и имевшихся на вооружении образцов противотанковой артиллерии, то с 1942 г. ситуация стала быстро меняться. Модернизация танка КВ могла лишь дать время, но не решала проблемы. В качестве переходных вариантов были созданы танки КВ-85 и ИС-1, вооруженные 85-мм пушками, способными в ряде случаев поразить тяжелую немецкую технику. Однако те же 85-мм орудия во второй половине 1943 г. предполагалось устанавливать и на средних танках Т-34/85, а тяжелый танк должен был нести более тяжелое вооружение. С быстрым развитием противотанковых средств остро стоял вопрос о броне будущего танка.

Конструктор тяжелых танков Ж. Я. Котин. (warspot.ru)

Испытания немецких трофейных противотанковых пушек показали, что создать в сжатые сроки, в условиях тяжелейшей войны, принципиально новый тяжелый танк, способный устоять перед постоянно совершенствующимися средствами поражения практически невозможно. И выход был один — сделать ставку на массовый выпуск танков с мощным вооружением, способным бороться как с тяжелой техникой, так и живой силой противника. Поэтому за базовый вариант было решено взять танк ИС-1, усилив его вооружение, увеличив по мере возможности броневую защиту, а главное добившись высокой технологичности производства. Все эти задачи требовалось решить в предельно сжатые сроки.

Так появился танк ИС-2, который официально был принят на вооружение 31 октября 1943 г. Серийный ИС-2 имел следующие характеристики: масса 46 тонн, максимальная скорость 37 км/ч. Броневая защита достигала 120 мм. Танк получил 122-мм пушку Д-25Т. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов ДТ. С 1944 г. часть танков получила в качестве дополнительного вооружения крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей, а в условиях уличного боя — борьбы с пехотой противника. Экипаж состоял из четырех человек. Вес брони в сравнении с КВ увеличился в три раза. Максимально были использованы литые узлы и детали, составлявшие до 45% конструкции.

Машины на базе ИС-1[править]

ИСУ-152править

Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках ИСУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства ИСУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИСУ-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.

ИСУ-122править

Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.

Объект 244править

«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.

Объект 248править

«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.


Подбитые ИС-1, Словакия, осень 1944 года. Вполне возможно, что танки принадлежали 12-й гвардейской танковой бригаде

Варианты

КВ-85
Пробный образец, построенный на базе модифицированного корпуса КВ-1С, соединенного с башней Объекта 237 (ИС-1) и вооруженного 85-мм Д-5Т.
ИС-85 (ИС-1 )
Модель 1943 года вооружена 85-мм пушкой. Когда началось производство ИС-2, многие из них перед выпуском были перезаряжены из 122-мм орудий.
ИС-100
Опытный образец, вооруженный 100-мм пушкой; он пошел в суд против ИС-122 который был вооружен 122-мм пушкой. Хотя сообщалось, что ИС-100 обладает лучшими противотанковыми характеристиками, последний был выбран из-за лучших универсальных характеристик.
ИС-122 (ИС-2 образца 1943 г.)
Модель 1943 года, вооружена 122-мм пушкой А-19.
ИС-2 образца 1944 года
Улучшение 1944 года: 122-мм орудие Д25-Т с откидным стволом с более быстрым заряжанием и новым управлением огнем, а также улучшенная лобовая броня корпуса с использованием более тонкой брони и более эффективной формы.
ИС-2М
1950-е годы модернизация танков ИС-2.
ИС-3
Модернизация брони 1944 года с новой закругленной башней, угловой литой передней частью корпуса, встроенными ящиками для хранения над гусеницами. Внутренне аналогичен ИС-2 образца 1944 г., выпускается одновременно. Около 350 построено во время войны.
ИС-3М
(1952) Модернизированный вариант ИС-3. Оснащен дополнительными съемными внешними топливными баками и улучшенной сваркой корпуса.
ИС-4
1944 г., конкурирует с ИС-3. Более длинный корпус и более толстая броня, чем у ИС-2. После войны было построено около 250.
ИС-6
Прототип с экспериментальной электрической трансмиссией. После отказа экспериментальной системы шасси прошли дальнейшие испытания с традиционной трансмиссией, но не сочли, что это является достаточно значительным улучшением по сравнению с существующими конструкциями тяжелых танков, чтобы гарантировать массовое производство.
ИС-7
Прототип 1946 года, построено всего три. Вариант ИС-7 образца 1948 года имел массу 68 тонн и был вооружен 130-мм морской пушкой С-70 (длина ствола 7020 мм). Вспомогательный заряжающий может развивать скорость до 8 выстрелов в минуту. Другое оборудование включало стабилизаторы, инфракрасные ночные прицелы и 8 пулеметов. Броня корпуса составляла 150 мм и располагалась под углом 50-52 градуса. По башне толщина лобовой части составляла 240–350 мм под углом 45–0 градусов. Экипаж ИС-7 состоял из пяти человек: механика-водителя в корпусе, командира и наводчика в передней части башни и обоих заряжающих в задней части башни. В качестве зенитного вооружения предполагалось установить пулемет Слостина.
ИС-10
Улучшение 1952 года с удлиненным корпусом, семью парами опорных катков вместо шести, увеличенной башней с новой пушкой с дымососом, улучшенным дизельным двигателем и увеличенной броней. Переименован Т-10 как часть Десталинизация Советского Союза в 1950-е годы.

Экипаж:

  1. Командир экипажа (Радист);
  2. Наводчик;
  3. Механик-водитель;
  4. Заряжающий.

Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:

Экипаж стандартный:

1 2 3 4

На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Заражающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности.

Производство ИС-2: проблемы и решения

Основным предприятием, где планировалось развернуть выпуск ИС-2 был избран Кировский завод, эвакуированный в начале войны на Урал. Предстояла очень сложная работа по подготовке завода к освоению новой боевой машины, переоборудованию старых цехов и даже строительству новых. Предполагалось, что с декабря 1943 г. по апрель 1944 г. удастся достичь ежемесячного уровня производства в 300 единиц. Но уже в марте 1944 г. план был увеличен до 500 тяжелых танков в месяц.

ИС-2 в Праге, май 1945 г. (war-book.ru)

В обоих случаях Кировский завод справился с плановыми задачами, однако качество первых ИС-2 оказалось чрезвычайно низким. В результате в начале февраля 1944 г. нарком танковой промышленности В. А. Малышев запретил вести на Кировском заводе разработку новых образцов танков, а все силы бросить на устранение проектных и технологических недостатков ИС-2. Главным конструктором завода до полного освоения производства назначался конструктор тяжелых танков и одновременно заместитель наркома танковой промышленности Жозеф Яковлевич Котин. Создавались специальные группы, которые должны были осуществлять ежедневный контроль за качеством производства ИС-2 и САУ на их базе. Мгновенного улучшения качества не последовало — только в третьем квартале 1944 г. качество выпускавшихся танков значительно улучшилось. В ходе работы корректировке подверглись 39% проектной документации — а всего было внесено 7800 всевозможных изменений. В целом, отработка сложного процесса производства была завершена к концу 1944 г. Общее количество ИС-2, включая послевоенный выпуск ИС-2, достигало 3,5 тыс. единиц.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Внутреннее «убранство» танка

В передней части танка классически располагалось отделение управления. В центре — сиденье механика-водителя, рычаги и педали управления танком, контрольно-измерительные приборы, топливный распределительный кран, фильтр очитки топлива, аккумуляторы и прочее электрооборудование. Здесь же находилась часть боеприпасов и комплекта ЗИП. Выход и посадка производились через люк в верхней лобовой детали, закрывающийся бронезащитной крышкой. В задней части отделения в днище был вырезан аварийный люк.

В средней части корпуса, соединенной с башней, располагалось боевое отделение. Это отделение было рассчитано на трех членов экипажа: командира, наводчика и заряжающего. Соответственно, здесь же располагалось все вооружение, приборы наблюдения и наводки, а также боеукладка, радиостанция 10Р и переговорное устройство танка. Моторное и трансмиссионное отделения находились в кормовой части машины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: