Средний танк т-28

Разработка Т-28

Хочу отметить, что к началу 30-х советскими инженерами уже был накоплен определённый опыт в вопросе проектирования тяжёлой «брони», так был запущен в серию не слишком удачный Т-24, велись работы по созданию Т-19 и ТГ, таким образом танкостроителям СССР , британский опыт в этой области был полезен, но отнюдь не необходим.

ВТА им. Дзержинского

Перспективную машину было решено разрабатывать усилиями инженеров ВТА им. Дзержинского и КБ ВОАО летом 31-го предоставивших эскизные проекты – вариант москвичей был признан более удачным и после проведения полигонных тестов прототипа запущен в производство с индексом Т-28 осенью следующего года.

Экипаж:

  1. Командир экипажа;
  2. Наводчик;
  3. Механик-водитель;
  4. Радист;
  5. Радист;
  6. Заряжающий.

Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:

Экипаж стандартный для Активных-действий:

1 2 3 4

На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Радисту изучаем умение «Радиоперехват», которое увеличивает дальность обзора; и умение «Ретранслятор», которое увеличивает дальность связи союзных танков в радиусе действия радиостанции танка.
  • Радисту изучаем умение «Изобретатель», которое увеличивает дальность связи радиостанции на 20%; и навык «Из последних сил», который позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения танка, передавать позиции танков противника в течение ещё двух секунд.
  • Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности.

Изучение умений и навыков членами экипажа для обороны:

1 2 3 4

На первый слот изучаем всем членам экипажа умение «Маскировка», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Маскировка» уменьшит общую заметность танка, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником.Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Радисту изучаем умение «Радиоперехват», которое увеличивает дальность обзора; и умение «Ретранслятор», которое увеличивает дальность связи союзных танков в радиусе действия радиостанции танка.
  • Радисту изучаем умение «Изобретатель», которое увеличивает дальность связи радиостанции на 20%; и навык «Из последних сил», который позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения танка, передавать позиции танков противника в течение ещё двух секунд.
  • Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности.

Боевое применение танков Т-28

Т-28 дебютировал в Польском походе, однако отсутствие серьёзного противодействия не позволило ему как-то себя проявить. В Финляндии «двадцать восьмые» действовали в составе 20-й ттбр и зарекомендовали себя достаточно неплохо: в частности в отличие от других машин они уверенно могли двигаться по глубокому снегу и имели весьма солидный «огонёк» для того, чтобы успешно «прогрызать» укрепления линии Маннергейма.

Захваченный Финнами Т-28

С другой стороны, имевшиеся на вооружении у финнов 37-миллиметровые «антитанки» наглядно продемонстрировали, что их бронирование явно недостаточно для того, чтобы выдерживать огонь хотя бы даже этих «хлопушек». Однако при этом была отмечена хорошая ремонтопригодность «двадцать восьмого» — более 80% подбитых «коробочек» возвращались в строй!

На начало ВОВ поздние модификации Т-28 всё ещё оставались эффективны, представляя серьёзную угрозу для Панцерваффе, однако общий характер первых недель войны, изношенность этих не самых новых машин и дефицит запчастей к ним стал причиной потери большей части танков в приграничных боях.

Впоследствии они эпизодически мелькали на отдельных участках фронта, защищали Москву, а также Ленинград, где отдельные «коробочки» оставались на ходу до 44-го, что было обусловлено наличием необходимого количества запчастей на изготавливавшем их Кировском заводе.

Бронирование

T28 Prototype обладает одним из лучших лобовых бронирований, за что приходится расплачиваться слабым коэффициентом маскировки. Запас прочности в 1150 средний показатель на фоне остальных ПТ.

Бронирование бортов корпуса и кормовой части составляет 50,8 мм. Башня же более защищенная и имеет уже 127 мм сбоку и 101,6 сзади.

Одна из сильнейших сторон данной ПТ — ее лобовое бронирование: корпус и башня по 203,3 мм.

Бронирование позволяет танковать снаряды довернул ВЛД из-за небольшого укрытия. Также в отличие от многих других танков у данной ПТ крепкая НЛД — 152,4 мм под углом 56° в показателях приведенной брони дают порядка 450 мм. Командирские башенки небольшого размера и часто рикошетят. Ощутимым недостатком в броне стали «щеки» башни. Любой танк с пробитием более 250 не испытает проблем с нанесением урона.

Расположение членов экипажа и уязвимых зон:

Вопрос 17

25 ноября 1942 г. было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. К концу года первые французские лётчики прибыли в Иваново, где приступили к освоению истребителей Як-1. Весной 1943 г. эскадрилья, позднее развёрнутая в полк, была направлена на фронт, где приняла участие в боях на орловском направлении и в Курской битве. Осенью 1943 г. полк был выведен в Тулу, где вошёл в состав авиационных частей ПВО Москвы, а весной 1944 г. направлен на фронт, где французские лётчики участвовали в операции «Багратион» и в боях за Кёнигсберг. 20 июня 1945 г. полк на самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетел на родину. В честь какой французской провинции был назван этот легендарный авиационный полк?

  • Гасконь
  • Бургундия
  • Прованс
  • Нормандия

Орудие

Обычно при плохом бронировании и подвижности танк имеет хорошее вооружение, так машина находит баланс в характеристиках. T28 Prototype относится к таким.

Данный танк оснащен 120 миллиметровой AT Gun T53, у которой не самый большой разовый урон на уровне, однако назвать его хорошим точно можно – 400/400/515 единиц. Скорострельность здесь порадовать не может: 5,94 выстрела в минуту. Таким образом, без оборудования и перков мы получаем около 2 380 единиц урона в минуту.

Бронепробитие также не топовое среди одноклассников, однако сражаться против десятого уровня мы можем – 248/297/60 мм. При этом, все-таки, около десяти подкалиберных снарядов возить нужно, на случай встречи с топовыми тяжелыми танками.

Очень радует комфорт в стрельбе из этой пушки. Горизонтально пушка вращается на 286 градусов, то есть по 143 градуса в каждую сторону. Углы вертикальной наводки также не отстают. Пушка опускается на 10 градусов, что приносит не меньшее удовольствие. В этом данная пушка очень комфортна.

Разброс на 100 метров пушка имеет большой – 0,38 метров, а сведение, наоборот, здесь быстрое – 2,1 секунды. Стабилизация хорошая, если стоя на месте вращать башней. Таким образом, точность, в целом, тоже неплохая.

Подготовка и обучение личного состава отдельных лыжных батальонов и бригад в 1941 – 1943 гг

Серьезным вкладом в отечественную и мировую историографию Второй мировой войны явилось издание 12-томной «Истории Второй мировой войны 1939 – 1945 гг.», вышедшей в 1973 – 1982 гг., к написанию которой был привлечен большой круг авторов. В работе приводятся данные о массовых партийных мобилизациях, количестве мобилизованных в действующую армию к концу 1941 года и отмечается потребность в обученных ресурсах. Показана роль всех регионов СССР в формировании частей, затронута деятельность войск ПВО страны при обороне важных тыловых промышленных районов и коммуникаций. Несмотря на значительный вклад данного труда в историографию проблемы, информация о ТАССР и её роли в годы войны ограничивается, в основном, показом перестройки промышленности на военный лад1.

Следует также отметить специальное исследование «Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войны» вышедшее в 1977 году. Этот капитальный труд посвящён анализу и обобщению деятельности Тыла Вооружённых Сил по всестороннему обеспечению боевых действий Красной армии и Военно-Морского флота в годы войны. В данной работе интерес представляют сведения о мобилизации автомобилей из народного хозяйства в начале войны, формировании автотранспортных батальонов и создании воинских частей, задачей которых являлось дорожное обеспечение фронта2. В исследованиях, посвящённых истории становления и деятельности Приволжского и Московского военных округов, представляют интерес события, происходившие в них в годы Великой Отечественной войны, т.к. территория ТАССР в этот период последовательно входила в состав обоих округов3. В работах содержатся сведения о формировании в республике крупных воинских частей и соединений, но боевой путь прослеживается эпизодически. Также недостаточно освещена деятельность запасных частей.

Вопрос подготовки военно-обученных резервов в запасных и учебных частях затронул известный военный историк Г.Ф. Кривошеев. Автор сделал вывод о том, что в системе Всевобуча и Осоавиахима решались, главным образом, задачи первоначальной военной подготовки резервов. Ведение же длительной и кровопролитной войны требовало большого количества хорошо обученных в военном отношении людских ресурсов. Поэтому с началом войны во многих крупных городах страны были развернуты запасные части всех родов войск, основным назначением которых стала подготовка личного состава для восполнения потерь в воинских частях1.

Статьи, опубликованные в военные годы в ТАССР, не являлись собственно историческими исследованиями. Они выполняли задачи, главным образом, агитационного характера, либо просто констатировали имевшие место факты. Ценность этих работ заключается в значительном использовании фактического материала и отражении ими духа своего времени. О мужестве трудящихся Татарстана на фронтах писали в центральной, местной и фронтовой печати. Статьи, написанные по горячим следам, лаконично повествуют о смелости и героизме уроженцев республики, одновременно разъясняя освободительный характер войны советского народа2.

В 1958 году в Казани вышла книга, посвящённая истории создания и деятельности Казанских курсов усовершенствования офицерского состава бронетанковых и механизированных войск Красной армии. Это была одна из первых региональных работ, в которой рассматривалась подготовка командных и технических кадров на территории ТАССР3.

Важным вкладом в популяризацию героев Татарской АССР явилась книга Л. Ханина «Герои Советского Союза – сыны Татарии», являющаяся сводом очерков, биографий и сообщений о 164 Героях Советского Союза, родившихся, живших в Татарии, и ушедших на фронт из нашей республики1. Наиболее же полные сведения о героях-земляках содержатся в сборнике документальных очерков и зарисовок опубликованного в трёх книгах в первой половине 80-х гг2. Заметным событием для первого периода историографии проблемы стала защита диссертаций Г.М. Дюрягиным, М.А. Пьяновым, Л.И. Ханиным, А.К. Айнутдиновым и С.К. Хайрутдиновым. Авторы исследовали подвиги уроженцев республики на фронтах Великой Отечественной, всеобщее военное обучение трудящихся и учащихся в ТАССР, участие комсомольских организаций республики в подготовке резервов для фронта. Рассмотрели ход формирования и боевой путь стрелковых дивизий, сформированных в Татарии3.

О героизме воинов Татарстана, особенностях подготовки боевых резервов и вкладе тружеников тыла республики в обеспечение фронта и страны необходимой продукцией, имеются материалы в книгах по истории Татарии, написанных Х.Г. Гимади, З.И. Гильмановым, А.М. Заляловым

Тактико-технические характеристики танка Т-28:

  • Боевая масса, т 27,8
  • Экипаж, чел. 6 Длина, мм 7440 Ширина, мм 2805 Высота, мм 2820 Клиренс, мм 560
  • Удельное давление на грунт, кг/см2 0,72
  • Скорость (по шоссе), км/ч: 45 Скорость (по рокаде), км/ч: 20
  • Запас хода (по рокаде), км 220
  • Подъем, град. 45 Крен, град. 30 Ширина рва, м 3,5 Высота стенки, м 1,0 Глубина брода, м 1,0

Факты:

Страна-производитель СССР Разрабочик ОКМО завода № 174 Кол-во выпущенных экземпляров 523 Год принятия на вооружение 1933

Основные модификации:

  • Т-28 опытный образец (1932 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и три пулемета ДТ,  шт.;
  • Т-28 первый серийный образец (1933–1934 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ; 
  • Т-28 основной серийный образец (1934–1938 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 5 пулеметов ДТ;  
  • Т-28 основной серийный образец (1938–1940 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 5 пулеметов ДТ;  
  • Т-28 с конической башней (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ, 13 шт.;
  • Т-28Э экранированный танк (1939–1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов; 
  • Т-28 с гидромеханической трансмиссией (1937–1938 гг.). На серийном танке была установлена опытная гидромеханическая трансмиссия, 1 шт.;
  • Т-28 с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками танка СМК, 1 шт.;
  • Т-28 танк-тральщик (1939 г.). Серийный танк, оснащенный колейным катковым тралом;
  • ИТ-28 мостовой танк (1940 г.). Вооружение: два пулемета ДТ;  
  • Электротральщик на базе Т-28 (1940 г.). Осуществлял дистанционный подрыв мин при помощи электромагнитного излучения ультравысокочастотного генератора, установленного в танке. Изготовлена опытная установка генератора;
  • 152,4-мм самоходная мортира на базе шасси танка Т-28 (1932 г.). Опытная самоходная установка, вооружение: 152,4-мм мортира образца 1931 года и два пулемета ДТ;  
  • 152,4-мм самоходная береговая пушка на базе шасси танка Т-28 (1933 г.). Опытная самоходная установка, вооружение: 152,4-мм морская пушка Б-10;  
  • Т-29–4, Т-29–5, Т-29 опытные колесно-гусеничные танки (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулемета ДТ;  
  • СУ-8 опытная самоходная установка на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружение: 76,2-мм зенитная пушка образца 1931 года и пулемет ДТ;  
  • СУ-14, СУ-14–1 самоходные артиллерийские установки (1935,1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35, вооружение: 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года или 152,4-мм морская пушка Б-10;  
  • МБВ моторный броневой вагон (1936–1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28. Вооружение: три 76,2-мм танковые пушки КТ-28 (или Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34), 8 пулеметов ДТ и 4 пулемета «максим», 2 шт.;
  • СУ-14Бр2, СУ-14–2 самоходные артиллерийские установки с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14–1. Вооружение: 152,4-мм пушка образца 1935 года, забронировано 2 машины.

Оценка Т-28

Несмотря на то, что многобашенная схема в конечном итоге была сочтена бесперспективным вариантом развития бронетехники, созданный в её рамках средний танк, оказался достаточно удачной машиной. Так, он отличался высокой скоростью и огневой мощью, кроме того имел весьма приличное для своего времени бронирование.

Хотя у него были и недостатки в виде проблем с двигателем, трансмиссией и несколько ненадёжной ХЧ, при наличии налаженного материально-технического обеспечения это не было критичным, что и продемонстрировала его эксплуатация в районе Ленинграда.

Таким образом, неудачное применение «двадцать восьмого» летом 41-го определяется лишь общим негативным началом ВОВ и не может быть поставлено в вину самой «коробочке», которая таким образом заслуживает высокой оценки.

ТТХ T28 Prototype

Радиус обзора данной машины — 380 метров, что является довольно хорошим результатом. При желании его всегда можно увеличить.

Масса данного танка может доходить до 76,8 тонн, а мощность его двигателя составляет 510 лошадиных сил. Отсюда мы имеем удельную мощность в 7,63 л.с./т.

Данный танк не только не динамичен, как это видно из последнего параметра, но ещё и плохо подвижен. Максимальная скорость равна 18/7 км/ч. Маневренность также низкая. Проблема такой подвижности даже не в том, что будет банально не комфортно передвигаться по полю боя. Данный танк, даже с его подвижной башней, смогут закрутить подвижные средние и лёгкие танки.

История боя

Т-28 был развернут в 1939 г. Советское вторжение в Польшу, а Зимняя война с Финляндия. На начальных этапах Зимней войны танк использовался для ведения огня прямой наводкой против финнов. доты. В ходе этих операций было обнаружено, что броня не соответствует требованиям, и была начата модернизация. Толщина лобовых броневых листов увеличена с 30 до 80 мм, а боковых и кормовых листов — до 40 мм. С помощью этой усиленной версии Красная Армия прорвала главное оборонительное укрепление Финляндии — Линия Маннергейма.

По словам российского историка Максима Коломиеца в своей книге Т-28. Трехголовый монстр Сталинаво время Зимней войны было подбито более 200 Т-28, но безвозвратные потери понесли только 20 из них (включая два захваченных финской армией). Из-за близости Кировский завод, все остальные подбитые танки ремонтировались, в том числе более пяти раз.

Танки Т-28 с подковообразными радиоантеннами.

Финны прозвали Т-28 Postivaunu («почтовый тренер «или» почтовый вагон «) после того, как одинокий советский командир танка Т-28 был схвачен своим подбитым танком, в котором находилась ежемесячная зарплата и почта, адресованная 91-му танковому батальону (это произошло 19–20 декабря 1939 г., во время битва при Сумме ). Другое объяснение заключалось в том, что прямые вертикальные поверхности намекали на дилижансы Дикого Запада. Т-28 также получил прозвище Кивитало («каменное здание») финнами из-за его больших размеров.

Финны захватили два Т-28 во время Зимней войны и пять в Продолжение войны, всего 7 автомобилей. В финской армии не было тракторов, которые могли бы буксировать такие тяжелые машины, как Т-28, поэтому захваченные Т-28, которые не могли двигаться своим ходом, были лишены всего полезного (пулеметы, радиоприемники и т. Д.) И оставлены на месте. они были.

У Советов было 411 танков Т-28, когда Немцы вторглись в Советский Союз в июне 1941 г.(p108) Подавляющее большинство из них было потеряно в течение первых двух месяцев вторжения, многие из них оставлены после механической поломки. Несколько Т-28 участвовали в зимней обороне Ленинграда и Москвы 1941 года. но после конца 1941 года они были редкостью на службе в Красной Армии; некоторые из них использовались вражескими силами.(p13)

На сегодняшний день осталось три Т-28, два в Финляндии и один в Москве. Один отреставрированный Т-28 выставлен в финском полевом камуфляже в Танковый музей Парола, Финляндия. Еще одно затонувшее судно хранится в Пароле, в настоящее время ожидает реставрации, а корпус, ранее использовавшийся в качестве бункера, был обнаружен недалеко от Санкт-Петербург.

Зарубежные операторы Т-28

В коммерческих целях «двадцать восьмой» не экспортировался, а потому в войска сопредельных государств попадал только в качестве трофеев. Несколько единиц было захвачено венграми и румынами; до десятка досталось немцам, однако об их боевом применении нет практически никаких данных.

Могу лишь констатировать, что эта машина вызывала определённый интерес германского командования, так как один исправный экземпляр был доставлен на Куммерсдорфский полигон, где подвергся всесторонним испытаниям.

Захваченный Т-28

Наиболее интенсивно эксплуатировали Т-28 финны в ходе двух войн с СССР захватившие в более или менее ремонтопригодном состоянии целых семь единиц. Вместе с другими советскими трофейными танками они были сведены в единственную у армии Суоми бронетанковую бригаду, став одной из её «жемчужин».

Эти «коробочки» использовались в позиционных боях на КарФ и в 1944 году при обороне Выборга; уже после ВОВ один из них был переоборудован в инженерную машину. Окончательно «двадцать восьмые» были сняты с вооружения только в 51-м; в наши дни два из них можно увидеть в музее города Парола, один – в составе мемориального комплекса близ Миккели.

ТТХ Т – 28

Общая информация

  • Классификация – средний танк, танк прорыва;
  • Боевая масса – 25,4 т;
  • Компоновочная схема – классическая, трехбашенная;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Производитель – Ленинградский Кировский завод;
  • Годы производства – 1933-1940;
  • Годы эксплуатации – 1933-1944 в ССРР, 1940-1951 в Финляндии;
  • Выпущено – 503 штуки.

Бронирование

  • Тип брони – Стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх)- 30 мм;
  • Лоб корпуса (середина) – 15 мм;
  • Лоб корпуса (низ)- 30 мм;
  • Борт корпуса – 20+10 мм;
  • Корма корпуса  – 18-20 мм;
  • Днище – 15-18 мм;
  • Крыша корпуса – 10 мм;
  • Лоб башни – 20 мм;
  • Маска орудия – 20 мм;
  • Борт башни – 20 мм;
  • Корма башни – 20 мм;
  • Крыша башни – 10-15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
  • Тип пушки – танковая;
  • Длина ствола – 16,5 (КТ-28) калибров / 26 (Л-10) калибров;
  • Боекомплект пушки – 69;
  • Углы ВН – +25°/−5°
  • Углы ГН – 360° (главная башня), 165° (малая башня);
  • Прицелы – телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года;
  • Пулемёты – 4-5 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
  • Мощность двигателя – 450 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 180-190 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 120-140 км;
  • Удельная мощность – 17,7 л.с./т;
  • Тип подвески – полностью сблокированная, на вертикальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт – 0,62 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 37°;
  • Преодолеваемая стенка – 1,0 м;
  • Преодолеваемый ров – 3,5 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,0 м.

Варианты

  • Т-28 обр.1934 г. (Немецкое обозначение: Т-28А) — основная серийная модель с такими же пулеметными турелями и аналогичной основной башней, с 76,2-мм пушкой Model 27/32, что и у Т-35 тяжелый танк.
  • Т-28 обр.1938 г. (Т-28Б) — вариант с улучшенной 76,2-мм пушкой Л-10 (с 16,5 до 26 калибров), улучшенной системой стабилизации орудия и улучшенным двигателем модели М-17Л.
  • Т-28Э (Т-28С) — 1940 добавление аппликационной брони в ответ на плохие характеристики в Финляндии. Общая лобовая броня была увеличена до 50-60 мм, вес — до 32 тонн, а скорость движения снизилась до 23 км / ч.
  • Т-28-57-экспериментальный вариант с 57-мм высокоскоростной пушкой ЗиС-4, современник опытных танков Т-34-57 и КВ-1-57.
  • Т-28-85— версия с улучшенной пушкой F30 85 мм.
  • Т-28 обр.1940 г. — последняя партия из двенадцати танков имела такую ​​же коническую башню, что и танки Т-35 позднего выпуска.

Экспериментальные модели

Несколько самоходные орудия, мостовой танк ИТ-28 и инженерная машина с шахтные катки прошли испытания на шасси танка Т-28, но в производство не были приняты. Т-29 был опытным образцом среднего танка, модернизированным Т-28 с Кристи подвеска — более поздняя версия этой машины рассматривалась на конкурсе прототипов, что привело к Т-34, но к тому времени он был устаревшим (не путать с проектом танка Grotte, также называемым Т-29). Т-28 также служил испытательным полигоном для Танк КВ подвеска.

Конструкция

Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.

Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.

В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.

Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:

  • лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
  • бортовая часть – 20 мм;
  • кормовая секция – 20 мм;
  • лобовая и боковая части башни – 20 мм;
  • горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.

Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.

В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.

Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.

В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.

Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.

По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.

На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.

Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.

На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.

Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.

Компоновка танка

«Двадцать восьмой» интересен, прежде всего, тем, что имел многоярусное расположение огневых средств устанавливавшихся в трёх башнях, находившихся в передней и центральной части корпуса. 76-миллиметровое орудие и три пулемёта несла эллиптическая башня, смещённая вперёд от центра машины. Перед ней располагались две пулемётные нёсшие по одному ДТ, между ними находилась боевая рубка мехвода.

Т-28

Все вышеназванные элементы конструкции имели люки для работавших в них танкистов, в основной башне их было два, кроме того, в днище был предусмотрен люк-лаз. Командир и наводчик находились в главной башне, они обслуживали орудие и пулемёт, радист сидел в её задней части и помимо выполнения своих прямых обязанностей работал турельным ДТ. Впереди восседали стрелки, обслуживавшие пулемётные башни и между ними – мехвод.

В моторном отделении находились и трансмиссия и двигатель, представлявший собой модификацию авиационного мотора М-17. Бронирование было выполнено по комбинированной клёпано-сварной системе, однако на «коробочках» поздних выпусков превалировало сварное соединение.

Компоновка Т-28

Кроме того, на них стали устанавливаться экраны, долженствующие предохранить танк от любителей «забав» с кумулятивными боеприпасами.

Т-28 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 7,37/2,87/2,63 м.
  • Масса — 25,4 т.
  • Бронирование — вертикальное: 15-30мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×М-17Т, 450 л. с.
  • Скорость — 42 км/ч.
  • Запас хода — 200 км.
  • Вооружение — 1×КТ-28 – 76 мм; 5×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 6 человек.

Всего было изготовлено 503 экземпляра.

Основные модификации Т-28

Хочу отметить, что за семь лет выпуска этой машины было разработано несколько усовершенствованных вариантов которые никак не обозначались в номенклатуре того времени, а потому я привожу современную:

  • Т-28 обр. 33 г. – базовая модель с орудием и четырьмя пулемётами.
  • Т-28 обр. 34 г. — был добавлен зенитный пулемёт.
  • Т-28А – автострадный – развивал около 60 км/ч по шоссе, к 36-му было создано 52 единицы; замечу, что существовал и ещё более быстроходный вариант, оставшийся чисто экспериментальным.
  • Т-28 обр. 38 г. – был оснащён танкобойной Л-10 того же калибра.
  • Т-28 обр. 40 г. – получил коническую орудийную башню.
  • Т-28Э – экранированный вариант, до данного стандарта были модернизированы 111 «коробочек».
  • Т-28ПХ – оснащался шнорхелем для подводного хода, благодаря чему мог форсировать водоёмы глубиной до четырёх с половиной метров.

Здесь названы только самые массовые модификации, однако учитывая, что период 30-х характеризуется многими экспериментами в области танкостроения, могу предположить, что их было значительно больше.

Поскольку танк активно участвовал в двух войнах, также будет логично предположить наличие многочисленных полевых вариаций, оставшихся неизвестными официальной исторической науке.

Crew

A crew of four was carried with the driver and gunner in the front hull on the left and right of the cannon respectively. The loader was at the left rear of the fighting compartment and the commander at the right rear behind the gunner. The driver and the commander were each provided with a vision cupola. A ring mount for a .50 caliber machine gun was installed around the commanders cupola. It could be used only with the commander standing in the open hatch and was the only secondary armament on the vehicle, except for the individual crew weapons. The gunner was equipped with a telescope alongside the cannon and a periscopic sight in the hull roof.

Операторы

Т-28 эксплуатируется Финляндией. Апрель 1940 г.

  • Советский союз

    Музеи и экспозиции, посвященные Российской Федерации: Центральный музей Вооруженных Сил. Москва, модель 1927/1932 г., корпус от Т-28 в музее «Сестрорецкий рубеж» на комбинате-1 «Слон», г. Белоостров.

  • Финляндия

    Музеи и экспозиции в Финляндии: регистрационный номер Пс. 241-4 Танковый музей Парола, Пс. 241-? крушение, Пс. 241-? Миккели на дворе бывшего училища унтер-офицеров запаса в г. Каркиалампи возле штаба сухопутных войск,

    — захватили семь советских танков Т-28 во время Зимней войны и Второй мировой войны.

  • Венгрия — в Венгерская армия использовали один трофейный танк Т-28 летом 1941 года.(p11)
  • Румыния — По состоянию на 1 ноября 1942 года румынские войска захватили 2 танка Т-28.
  • нацистская Германия — Германия захватила и ввела в эксплуатацию по крайней мере один Т-28 во время операции «Барбаросса», получивший обозначение Panzerkampfwagen T-28 746 (r).

 индюк — Согласно одному источнику, два были проданы Турции в 1935 году вместе с 60 танкетками Т-26, пятью танкетками Т-27 и около 60 БА-6 бронемашины войдут в состав 1-го танкового полка 2-й кавалерийской дивизии в г. Лулебургаз.(p108)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: