Крылья над миром

Sabre F-86: второй клон — комом

Первая попытка скопировать иностранный самолет была настолько удачна, что нашлись желающие продолжить этот эксперимент. Для образца был взят реактивный истребитель Sabre F-86. Работы были поручены ОКБ-1, которым руководил Кондрашев. 

Образец этого самолета, сбитого над Кореей, был доставлен в Россию в июне 1952 года, а 18 июля вышло постановление Совета министров СССР и ЦК КПСС «О копировании и постройке по имеющимся в Советском Союзе образцам реактивного истребителя Sabre F-86».

Однако вскоре выяснилось, что на МиГ-15 стоят более современные узлы и агрегаты и конструктивно российский истребитель не уступает американскому. Кроме того, МиГ-15 обладал лучшей скороподъемностью и мог нести больше вооружения. Да и двигатели Sabre были не самой новой конструкции.

Проблема с заправкой

Крылатая ракета Х-22 заняла в отечественной ракетной технике и авиации особое место. Ее главными достоинствами стали: высокий срок службы (в 2020 году ракета отметила свое 50-летие) и универсальность применения. В отличие от аналогов, которые работают на единственном типе самолетов, Х-22 вооружала сразу три самолета: Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22.

Есть у ракеты и существенный недостаток, от которого не получилось в полной мере избавиться даже за 50 лет, – низкая эксплуатационная пригодность, связанная с использованием жидкостного двигателя. Токсичность и едкость компонентов топливной смеси делают проблематичным обеспечение боеготовности ракет. Длительное хранение в заправленном виде оказалось невозможным из-за низкой коррозионной стойкости конструкции. И даже использование ингибиторов – замедлителей коррозии, не решает проблему.

Наиболее эффективной мерой для борьбы с коррозионными процессами стало внедрение ампульной заправки с помощью специального оборудования. Этот метод предполагает закачивание окислителя из герметичных емкостей в топливный бак под давлением, без контакта с внешней средой. Заправка производится непосредственно перед стрельбой. Хранение снаряженных ракет недопустимо. Техники-ракетчики, осуществляющие заправку, должны надевать специальный защитный костюм поверх шерстяного, толстые резиновые перчатки и сапоги-бахилы из толстого материала. Кроме того, они в обязательном порядке должны надевать изолирующий противогаз. Процесс заправки происходит при включенном газоанализаторе, регистрирующем утечки.

В частях стараются избегать операции заправки ракет по причине ее трудоемкости, поэтому учебные полеты на бомбардировщиках часто осуществляются с незаправленными ракетами. В полном объеме их готовят лишь перед выполнением зачетных пусков, которые производятся на учебных сборах 1-2 раза в год. Пуск такого оружия является крайне ответственной задачей, поэтому к нему допускаются только подготовленные экипажи, которые имеют богатый опыт.

«ЛОКХИД U-2» — американский шпион

Высотный стратегический разведчик (США)

Под крыльями U-2 — два съемных «суперконтейнера» для спецаппаратуры

Работы над самолетом-разведчиком, способным летать на высоте более 20 км и преодолевать расстояние свыше 9000 км, начались в США в 1954 году. Уже через год такая машина поднялась в воздух. Самолет U-2 почти сразу был взят на вооружение ЦРУ. Невидимый и неслышный, отделенный от наземных средств наблюдения многими километрами, он начал совершать разведывательные полеты над большинством стран мира.

Начиная с 1956 года, поднимаясь с натовского аэродрома в Инчирлике (Турция), «Локхиды» закружили и над территорией СССР. Один такой самолет, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом, был сбит в районе Свердловска 1 мая 1960 года. Два года спустя еще один, принадлежавший правительству Тайваня, поразили над территорией Китая.

После этого U-2 подвергся значительным переработкам, самая серьезная из которых вылилась в появление модификации «R». Первый полет обновленного разведчика состоялся 28 августа 1968 года. Самолет увеличился в размерах и весе, но зато у него появились более мощные двигатели и большие топливные баки.

Над фюзеляжем U-2R установлен обтекатель системы Senior Span, предназначенной для передачи разведданных на сверхбольшие расстояния в режиме реального времени

Полеты на U-2 были довольно тяжелым испытанием для человеческого организма. Часто приходилось лететь с выключенным двигателем, в режиме планирования. Пилот, одетый в гермошлем и высотный костюм, не мог ни есть, ни пить, к тому же был лишен возможности переговариваться с землей.

Лейтенант Пауэрс прямо перед вылетом в СССР случайно узнал от механика еще одну особенность этой машины: оказывается, катапультируемое кресло было снабжено взрывчатым устройством, чтобы пилот, покинувший самолет, не достался врагу живым. Сам Пауэрс выбирался из самолета без помощи катапульты и, пребывая долгое время в свободном полете, лишь возле самой земли раскрыл парашют. Сейчас на вооружении ВВС США находятся 35 таких машин, носящих теперь имя TR-1.

Полет на U-2 может длиться 12 ч, поэтому в кабине установлено устройство для подогрева пищи, аналогичное разогреву космической еды в тубах

На U-2 применена необычная схема шасси: основная передняя опора, вспомогательная задняя и поддерживающие опоры на крыльях

Concorde: шпионские страсти

В 60-х годах главной мишенью научно-технической разведки стал сверхзвуковой лайнер Concorde совместного производства Англии и Франции. Операция по добыче документации этого чуда техники носила кодовое имя «Брунгильда».

Не обошлось без потерь. Так, в 1965 году из Франции был выдворен С. Павлов, оформленный как представитель «Аэрофлота». Он пытался пронести в самолет тубус с чертежами новейшей радарной системы и турбодвигателя «Олимпус», предназначенного для Concorde.

Разработку отечественного сверхзвукового лайнера Ту-144 осуществлял сын знаменитого авиаконструктора Туполева А. А. Туполев. Его самолет взмыл в небо на год раньше Concorde, но внешне обе модели очень похожи: дельтовидные несущие плоскости, подвижная носовая часть. Технические характеристики тоже были схожи.

Охота за Concorde продолжалась и тогда, когда Ту-144 перестал летать. Так, в 1973 году с французского стенда авиасалона в Ле-Бурже помощник советского военно-воздушного атташе в Париже Миронкин выкрал запасную часть от распределителя системы горючего Concorde. Кража высокочувствительного узла системы, контролирующей подачу топлива, не прошло незамеченной — незадачливого старлея выслали из страны.

Выстрел

После отцепки крылатой ракеты Х-22 от самолета компоненты топлива самовоспламеняются. В этот момент начинается разгон ракеты и набор высоты. Характер траектории полета зависит от выбранной заранее программы. Когда ракета достигает заданной скорости, силовая установка переключается на маршевый режим работы.

При атаке точечной цели головка самонаведения отслеживает цель в двух плоскостях и выдает автопилоту управляющие сигналы. Когда в процессе сопровождения вертикальный угол достигает заданной величины, подается сигнал на перевод ракеты в режим пикирования на цель под горизонтальным углом 30°. Во время пикирования управление производится по сигналам, поступающим от системы самонаведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Крейсер средних размеров самолет-носитель обнаруживает на расстоянии до 340 км, а захват и сопровождение производятся с расстояния до 270 км.

При атаке площадных целей самолет-носитель определяет координаты цели с помощью радиолокационной системы и прочих средств навигации. Бортовое оборудование ракеты излучает в направлении противника электромагнитные волны и непрерывно определяет вектор истинной скорости, принимая их в отраженном виде от «бегущих» участков земли. Этот показатель автоматически интегрируется по времени, после чего непрерывно производится определение дальности от ракеты до цели и удерживается курс, заданный с борта самолета.

«БОИНГ RC-135V/W РИВЕТ ДЖОЙНТ» — уникальный радиолокационный разведчик

Самолет электронной разведки (США)

В «щеках» (наплывах-обтекателях) RC-135V/W находятся электронные системы радиолокационного оборудования

В настоящее время в США RC-135V/W считается основным средством обнаружения различных источников радиоизлучения. Это один из членов семьи самолетов-разведчиков под общим названием RC-135. Он создан в 1973 году из машины фото- и электронной разведки RC-135C. От предшественника отличался особым удлиненным носом, начиненным разведывательной аппаратурой, а также множеством разных антенн на крыле и под днищем.

Разведчику присвоили имя «Ривет Джойнт» (Rivet Joint), что означает «заклепочное соединение». Экипаж был самым большим за всю историю разведывательной авиации: 3 оператора средств радиоэлектронной борьбы; от 12 до 16 человек, ведущих наблюдение за противником; 7 технических операторов, выполняющих анализ радиоэлектронных излучений; специалист, составляющий карты радиоэлектронных излучений, с 2 помощниками; 2 оператора, ответственных за обнаружение нестандартных или неопознанных сигналов. Кроме того, был оператор для передачи данных другим самолетам и 2 человека, занимающихся техническим обслуживанием.

Гребешки на верхней части фюзеляжа — это антенны радионавигации и радиосвязи

Шесть «Ривет Джойнт» участвовали в операции «Буря в пустыне». Сейчас в составе ВВС США находятся 14 машин модификации «V/W»; 2 самолета модификации «U» с полностью секретным оборудованием; 2 модификации «S», собирающие сведения о проходящих испытаниях баллистических ракет. Все они оснащены по последнему слову американской разведывательной техники.

Пилоны со штангами, установленные на верхней части крыльев, — это антенны системы высокочастотной связи

В носовом обтекателе RC-135V/W расположен мощный радиолокатор

«Таких ракет у нас ещё не было»

Помимо модернизированного «Вихря-1», оперативно-тактическая и армейская авиация РФ имеет возможность применять новейшую неуправляемую 80-мм ракету С-8ОФП «Бронебойщик» с проникающей осколочно-фугасной боевой частью.

Боеприпас был разработан в стенах НПО «Сплав» (Тула), входящего в научно-производственный концерн «Техмаш». Пуск С-8ОФП осуществляется из штатных блоков Б8М-1 и Б8В20-А.

Также по теме

Обновлённый «Крокодил»: какими возможностями обладает российский экспортный вертолёт Ми-35П

В России завершены лётные испытания модернизированного транспортно-боевого вертолёта Ми-35П. Об этом на полях форума «Армия-2020»…

Носителями «Бронебойщика» являются вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители Су-27, МиГ-29. Ракета предназначена для поражения лёгкой бронетехники, надводных кораблей и целей в инженерных сооружениях.

Как заявил в 2018 году в интервью «Российской газете» гендиректор «Техмаша» Владимир Лепин, «Бронебойщик» должен дополнить семейство неуправляемых авиационных ракет С-8.

По его словам, новый боеприпас не отличается по калибру и конфигурации от предшественника, но превосходит его по боевым возможностям в пять-шесть раз.

Как поясняли специалисты НПО «Сплав» на страницах журнала «Национальная оборона», С-8ОФП комплектуется механическим взрывателем с установкой на мгновенное действие для удара по открыто расположенным целям и на замедленное действие, когда требуется уничтожить объекты в закрытых фортификационных сооружениях. Максимальная баллистическая дальность стрельбы новым боеприпасом может достигать 11 км.

  • Российские вертолёты совершают ракетные пуски по целям на полигоне

Также С-8ОФП получила мощный компактный двигатель на высокоэнергетическом топливе. Его разработка позволила до трёх раз увеличить массу взрывчатого вещества по сравнению с изделиями предыдущего поколения.

Разработчики утверждают, что по эффективности действия, эксплуатационной надёжности и безопасности С-8ОФП не имеет аналогов в мире. Характеристики ракеты позволяют самолётам и вертолётам выполнять боевые операции в любое время суток и вне зависимости от метеоусловий.

Как отметил в комментарии RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко, принцип действия С-8ОФП схож с боеприпасами РСЗО «Град».

Также по теме

Ударные возможности: как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России

К моменту появления в России кораблей-вертолётоносцев проекта 23900 будут созданы модернизированные вертолёты морского базирования…

«Бронебойщик», как и С-8, предназначен для поражения площадных целей. Ракеты залпом накрывают определённую группу целей. Тот же принцип, что у «Града». Точность здесь определяется пятном разлёта — показателем того, насколько кучно ложатся боеприпасы», — сказал Дрозденко.

Ещё одно детище «Техмаша» — это 130-мм авиационная ракета класса «воздух — земля» «Монолит», которая должна заменить семейство снарядов С-13«Тулумбас», созданных в 1970-е годы.

Как заявил ранее в интервью телеканалу «Звезда» Владимир Лепин, «Монолит» будет выполнен в варианте управляемой и неуправляемой ракеты.

«Это продолжение работ по «Бронебойщику», только в другом калибре. Понятно, что это другие дальности, другая эффективность. Она должна пойти на смену «тринадцатой» ракете (С-13. — RT). Наша главная задача состоит в том, чтобы изделие отвечало новым требованиям, но по стоимости было как его предшественник», — сказал Лепин, комментируя разработку «Монолита».

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: