Какая вера у евреев, и в чём её суть?

Иудаизм и другие религии

Непростые отношения во все времена складывались у евреев с христианами. За всю историю именно христиане выступали гонителями их веры, поэтому напряженность в отношениях сохраняется и по сей день. В свою очередь православные считают именно Иуду виновным в распятии Христа и ставят это в вину всему народу Израиля.

С мусульманами же иудеи находят много общего. И те и другие считают себя детьми Авраама, только от разных ветвей. Они поклоняются одному и тому же Богу, у них много одинаковых обычаев и традиций. Тем не менее отношения между представителями этих религиозных течений складываются по-разному.

Чтобы узнать подробно, какая вера у евреев, ее основные заповеди, суть и историю, следует прочитать священную книгу Тору. Тогда можно понять, почему этот народ считается таким духовно сильным и несгибающимся.

Где жили евреи после Египта?

Возможно, что и сам Моисей считал себя рабским родом, поэтому пал жертвой своей идеологии. Он умирает прямо перед стенами Ханаана – страны, простирающейся на запад и северо-запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иорадана до берега Средиземного моря. Власть передается Иисусу Навину. Здесь евреи снова завоевывают ханаанские княжества, как и ранее, до вступления в Египет их далеких предков. На этой земле образуется Израиль. Начинается эпоха царств. В эту эпоху и появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и др. Именно здесь, на территории Ближнего Востока, надолго оседают евреи.

Общий очерк

См. также Этимология этнонима евреи, Еврейка, Нееврейка, Дети евреев, Сабры.

Язык — иврит, относится к западно-семитской ветви. Другие еврейские языки — идиш, ладино, джуури и т. д., сформировались в диаспоре.

Генетика:мужчины. Среди современных евреев наиболее распространены переднеазиатские мужские гаплогруппы J1 (ок. 20 %), J2 (ок. 25 %) и E1b1b (ок. 25 %), остаток же приходится на смесь европейских и азиатских гаплогрупп R1a, R1b, G, Q1 и др. Из них коренной семитской является гаплогруппа J1, которая широко распространена у арабов (йемениты — 76 %, саудиты — 64 %), а также преобладает у когенов, считающих себя потомками жрецов Иерусалимского храма (46 %). Гаплогруппа J2, по всей видимости, возникла севернее, чем J1, предположительно в восточной Анатолии. Она чаще всего встречается у вайнахов (ингуши — 87 %, чеченцы — 55 %), с меньшей частотой также у других переднеазиатов. Её носителями являются 14 % когенов. Гаплогруппа E происходит с северо-востока Африки.

Генетика:женщины. У европейских евреев-ашкеназов (с численностью примерно в 10 миллионов человек преобладающих среди современного еврейства) более 80 % материнских линий имеют европейское происхождение, причём абсолютное большинство из них — южноевропейские, а точнее — итальянские. Лишь ок. 8 % их материнских линий имеют ближневосточное происхождение. Что касается отцовских линий ашкеназов, то среди них, наоборот, преобладают ближневосточные.

Современное государство евреев — Израиль, в древности и средневековье были и другие еврейские государства (Израильское царство, Иудея, Химьяр, Хазария и т. д.).

Еврей — от слова «иври» означающее перешедшие реку. Так назвали Авраама и его семью жители Ханаана. С тех пор потомков Авраама называли евреями (иври). Несомненно семитское происхождение легендарного предка евреев — Авраама, выходца из Ура Халдейского в Вавилонии, который, по легендам, через Агарь был предком и арабов.

Имеется также традиционное толкование, упоминающее предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима. По другой версии, этноним «иври» произошел от названия группы племён хабиру.

Таким образом, предки евреев вышли из Ура Халдейского (юг Ирака), из шумеро-аккадской цивилизации (Авраам — аккадское личное имя Aba(m) rama).

В Египте (см. Гиксосы) евреи по словам Манефона и других авторов смешались с египтянами (о смешении с египтянами говорят египетские имена Моисей и Иосиф и название Леви, то есть ливийцы), и народами моря (предположительно: данайцы — колено Дана, чекеры — колено Иссахара — Дор — дорийцы).

Затем завоевав Ханаан, евреи смешались с семитами — хананеями (финикийцами). Финикийцы оказали на евреев наибольшее генетическое и культурное влияние, недаром именно финикийский язык, религия (особенно, религия Тира, вплоть до самого разрушения Иерусалима вавилонянами евреи поклонялись финикийским Баалу и Астарте), календарь утвердились в еврейском народе. Сами евреи считают Ханаан (Землю Израиля) своей родиной.

Иудаизм, религию евреев принимали идумеи, берберы, фалаша, и даже целые страны — Адиабена (Ассирия), Хазария и Химьяр. Племена Джарауа и Нафуса исповедовали иудейство. Также из-за смешанных браков, существовавших ещё в Египте нельзя говорить не о какой расовой семитской чистоте даже древних израильтян, тем более современных евреев. Многие ашкеназы имеют типичную европейскую внешность, так как племя Фенделава (вандалы?) приняло иудаизм, кроме того, возможно колено Дана может происходить от данайцев. Большинство современных ашкеназских евреек — потомки римлянок и других европеек и американок. Тем не менее, евреи имеют много общих черт и самоидентификацию, собственный язык, культуру, религию, своё государство, и являются единым народом. Раввины и ортодоксы видят в евреях в религиозную группу, а не этнос (нацию), и их определение еврейства основано не на патриональном происхождении (см. Галаха), в частности, по их мнению, евреем можно стать, приняв иудаизм. Некоторые харедим являются противниками сионизма.

Религиозные традиции

Практически все национальные обычаи и традиции у евреев так или иначе связаны с религией, которая регламентирует все сферы их жизни. Даже календарей у этого народа два: в повседневной жизни используется общепринятый юлианский, а религиозное летоисчисление ведется от даты сотворения мира (то есть в настоящий момент идет уже 5778 год). В календаре евреев отмечены праздничные и траурные даты, которые связаны со знаменательными событиями в жизни народа, описанными в священных книгах.

Самым значительным из праздников считается Новый год (Рош-А-Шона). Его отмечают в новолуние месяца тишрей (по юлианскому календарю это сентябрь-октябрь месяц). Середина осени считается временем, подходящим для осмысления уходящего года, оценки совершенных дел и раскаяния в неблаговидных поступках. На стол подают символические блюда:

  • рыбьи головы как пожелание руководствоваться в своих действиях умом, а не эмоциями;
  • овощи и фрукты, чтобы следующий год был щедрым;
  • яблоки с медом, чтобы год был сладким;
  • гранат, зерна которого символизируют многочисленные добрые события в жизни.

Кроме Рош-А-Шона, к традиционным еврейским праздникам относятся:

  1. Пейсах ― семидневный праздник в честь Исхода израильтян из Египта.
  2. Иом-Кипур ― день поста, покаяния и молитв об отпущении грехов.
  3. Суккот ― семидневный праздник, напоминание о сорокалетних скитаниях народа в пустыне. Для Суккота сооружается специальный шалаш, и все трапезы совершаются вне дома.
  4. Пурим ― праздник в память о спасении иудеев в V столетии до Р.Х от истребления.
  5. Рош Ходеш ― отмечается в первый день лунного месяца.
  6. Ташлих ― религиозный очистительный обряд, который проводится в первый день Рош а-Шана. Еврейские семьи приходят на берега водоемов и совершают молитву о прощении грехов. Затем выворачивают карманы, отряхивают полы одежды, символически сбрасывая с себя прошлые грехи, и бросают в воду крошки хлеба для рыб.

Еврейские праздники обычно начинаются вечером, когда, согласно Торе, зарождается новый день. Галаха (еврейский закон) во время праздника запрещает выполнять любую работу, исключение составляет приготовление пищи. Праздничный день должен проводиться исключительно в отдыхе и молитвах, которые рекомендуется читать в общине, насчитывающей не меньше 10 взрослых мужчин. Считается, что молитва ― это коллективное служение Всевышнему.

Отличительной особенностью еврейских религиозных праздников является их массовость, Перед Всевышним все равны, поэтому в праздничном действе принимают участие и взрослые, и дети. Проведение праздничной трапезы начинается с обязательных ритуалов благословения на вино и хлеб, омовения рук, и только после этого иудеи садятся за стол.

Отличия иудаизма от христианства

Христианское вероучение строится на Священном Писании – Библии, в которую входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет предсказывает явление Иисуса Христа во многих пророчествах “подготавливает” к Его Пришествию. Новый Завет является подтверждением этих пророчеств и явлением Иисуса Христа.

Именно пришествие Мессии разделило историю иудаизма и христианства. Иудеи не приняли Спасителя и предали Его жестокой и позорной смерти, а именно распятию на кресте.

Святой мученик Иустин Философ (100 – 165 г.г.) в своем труде “Разговор с Трифоном иудеем” пишет, что Святой Дух больше не сходит на евреев, так как они не приняли Иисуса Христа. В новозаветные времена у иудеев не было ни одного пророка.

Существенное различие между иудаизмом и христианством заключается в том, что иудеи на первое место во всех аспектах жизни ставят доскональное соблюдение буквы Закона

Христианское вероучение большее внимание обращает на внутреннюю сторону духовной жизни, на индивидуальное отношение к каждой ситуации. Именно духовный аспект стал одним из первых камней преткновения между книжниками, фарисеями и Иисусом Христом

Евангелие повествует об исцелении Иисусом Христом больного человека в субботу, священный день, когда делать что-либо запрещается, даже лечить. И соблюдение закона в этот день ставилось выше благополучия человека и милосердия.

Ветвь ортодоксального иудаизма

До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией. Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию). Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.

Далее Мишна получила развитие и интерпретацию в Гемаре; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. На самом деле есть два Талмуда: Иерусалимский Талмуд или Ерушалми и Вавилонский Талмуд или Бавли. Вавилонский Талмуд считается более авторитетным, и он широко доступен в 18-ти томах в английском издании.

Сам Талмуд был позднее прокомментирован поколениями более поздних раввинов, в результате чего был создан еврейский религиозный закон (под названием галаха), который является обязательным для отдельного человека и для общества. Галаха детализирует еврейское поведение в широком спектре сфер жизни, как религиозных (как правильно соблюдать Шаббат и праздники, например), так и гражданских (как решать вопросы гражданского права).

Особенное положение раввинистической традиции в ортодоксальном иудаизме понятна, потому что изучение Талмуда занимает центральное место в еврейском ортодоксальном иудаизме. Маленькие дети начинают учёбу с Библии, но серьёзные ученики быстро переходят к изучению Талмуда и более поздних комментаторов.

Два течения в ортодоксальном иудаизме

Сегодня есть два основных течения в ортодоксальном иудаизме. Современная ортодоксия выступает за приглашение и принятие широкой публики. Её последователи являются частью современного общества, в то же время соблюдая галахические постановления. Светские науки считаются такими же важными, как и религиозные.

Второе течение очень часто называют ультра-ортодоксией, хотя многие его последователи считают этот термин нежелательным, предпочитая слово хареди, что на иврите значит “трепещущий” (как употреблено в Слове Божьем), или фрум, что в переводе с идиш означает “набожный” или “благочестивый”. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, евреи-харедим предпочитают более изолированную жизнь, ограничивая число контактов со светской культурой за пределами их общества.

Хотя многие из них заняты в бизнесе и среди их клиентов есть и светское население, харедим обычно не смотрят светские фильмы и не читают светские книги. Образование раздельное для мальчиков и девочек. Одежда отличительная; например, в отдельных группах мужчины носят чёрные костюмы с белыми рубашками. Женщины всегда одеты в соответствии с традиционными стандартами скромности. Основной язык в повседневной жизни — идиш.

Хасидизм

Подвидом хареди-иудаизма является хасидизм, последователи которого называются хасидами (хасидим). Хасидизм разделяется на множество династических сект, каждая из которых названа в честь европейского города её происхождения: любавический хасидизм, например, возник в городе Любавичи в России, близ современной Беларуси. Каждой сектой управляет её ребе, человек, считающийся уникальным духовным авторитетом и каналом к Богу для своих последователей, которые часто ищут его благословения и совета.

Вторым отличием является то, что хасидское мышление включает в себя каббалу, часто называемую “еврейским мистицизмом”. В том виде каббалы, которой следует хасидизм (т.н. Лурианская каббала по имени её создателя, Ицхака Лурии), Бог имманентный, Он присутствует внутри каждого Своего творения. В каббалистическом мировоззрении, Бог существует в десяти сфирот или имманациях и “сжал” Себя, чтобы сотворить мир. В тот момент Божьи искры были в “сосудах”, которые разбились, пролив эти искры света на творение и принеся в мир зло. Теперь, как утверждают каббалисты, мы должны искать эти искры, исполняя мицвот или заповеди. Из понятия имманации Бога также исходит идея о том, что мы должны поклоняться Богу в радости (часто выражаемой в танце и пении) и находить духовность в ежедневных делах.

Согласно еврейскому обзору в 2013 году, в Соединённых Штатах 10% американских евреев называют себя ортодоксами . В Европе же, напротив, ортодоксальные евреи остаются наибольшей по численности группой .

Странное скитание

После Египта Моисей водил по пустыне свой народ 40 лет. Почему так долго? Переход по Синаю занимает не более одного месяца. Многие исследователи и публицисты считают, что Моисей целенаправленно это делал: 40 лет – достаточный период для полной смены поколения. Пастырю было просто необходимо, чтобы его народ полностью забыл рабские корни. Параллельно прививался культ ростовщичества и денег. По Библии Моисей жестоко рассправился с теми, кто участвовал в сожжении золотого тельца, возведенного из награбленного египетского золота. Здесь непонятно и следующее: почему золото сгорело в пепел, а не расплавилось? Скорее всего, пастыри таким образом решили сами обобрать народ, который до этого обобрал египтян. Если это так, то это первый случай в истории присвоения богатств целой страны путем обмана небольшой группой из числа элиты. Возможно, на эти деньги и появляется «манна небесная» — скоропортящийся продукт, который «Бог забирал у жадных».

Традиции

В Израиле много интересных традиций, которые присущи только евреям. Особый интерес представляет Шабат и другие религиозные торжества. В праздничные дни не работают госучреждения и даже прекращается движение общественного транспорта, чтобы люди могли посвятить себя молитве.

Любой праздник начинается вечером предшествующего дня, а завершается с заходом солнца.

Шабат

В Израиле неделя начинается с воскресенья, а суббота является седьмым днем. Выходные в стране начинаются после обеда пятницы.

Праздник евреев Шабат буквально переводится как «суббота», означает «отдыхать», «прекращать». Это вековая еврейская традиция в 7-ой день недели воздерживаться от любой работы, включая умственный труд.

В честь этого праздника надевают праздничную одежду, посещают службу в синагоге.

В Шабат запрещено:

  • включать электрические приборы и вообще пользоваться электричеством;
  • зажигать и тушить огонь;
  • пользоваться любой техникой, даже заводить машину;
  • выполнять работу по дому, работать в огороде;
  • стричься;
  • пользоваться косметикой;
  • готовить, подогревать пищу;
  • употреблять спиртные напитки;
  • вышивать, шить, вязать узлы;
  • заниматься спортом;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • что-либо покупать или продавать (в Шабат нельзя думать о материальных ценностях);
  • играть свадьбы, устраивать похороны и т. д.

В современных израильских многоэтажках есть даже специальные лифты, которые останавливаются на каждом этаже, чтобы евреи не пользовались техникой и не нарушали Шабат.

В субботу закрыты магазины и рынки, работают только экстренные службы. Подробнее о Шабате.

Кашрут

Одна из самых главных традиций евреев – кошерное питание. Кашрут – это свод правил, касающихся приема пищи, взятый из Торы. Его соблюдает еврейский народ как в повседневной жизни, так и при посещении святых мест.

Основные правила кашрута:

  1. Евреи должны употреблять только кошерную пищу, то есть еду, приготовленную по иудейским законам.
  2. Разрешены все виды рыбы, которые имеют чешую и плавники. Ракообразные не пригодны для потребления в пищу, поскольку не кошерные.
  3. Самые строгие ограничения касаются мяса. «Животное можно есть, если оно жвачное и парнокопытное». Кошерные животные – это коровы, овцы, козы, а также дикие олени, лоси, газели. Нельзя употреблять в пищу кровь, поэтому мясо перед приготовлением нужно замочить в воде, а затем засыпать солью. Во время забоя скота заботятся о том, чтобы этот процесс был максимально безболезненным. Резник проходит специальные курсы и сдает экзамены. После забоя он обязательно проверяет все внутренние органы животного. Если оно было больным, то мясо употреблять в пищу нельзя.
  4. Птицу можно есть только домашнюю, как и яйца. Если в желтке есть кровь, то ее обязательно удаляют.
  5. Нельзя совмещать мясное и молочное ни в процессе приготовления, ни в процессе потребления еды. Евреи руководствуются следующим принципом: «Не варить козленка в молоке матери его». Промежуток между попаданием мясной и молочной пищи в желудок должен составлять не менее 6 ч. Рыбу можно есть и с молоком, и с мясом.
  6. Кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно верующим евреем-виноделом.
  7. Насекомых нельзя употреблять в пищу, поэтому зелень, фрукты, овощи и крупы тщательно отбирают.

В Израиле едят из кошерной посуды. Если в тарелке хранилась некошерная еда, то она ужа становится некошерной.

Цдака

Это одна из главных заповедей в иудаизме. Касается она благотворительности. Согласно Торе евреи должны помогать друг другу, оказывать как физическую, так и материальную помощь.

«Не ожесточай сердца твоего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим».

Цдака отражает фундаментальный принцип иудаизма: «Всё, что у меня есть, я получил от Всевышнего, именно Он – подлинный хозяин моего достояния. Раз Он предписывает мне делиться с братом-евреем, я должен делать это с радостью».

Заповедь о цдаке должен исполнять даже бедный человек, который сам нуждается в материальной помощи. По традиции в праздничные дни нуждающимся подают милостыню – продукты или деньги. Делают это с целью восстановить справедливость, а не показать свое благородство.

Яхве — творец и создатель всего живого

Иудаизм — религия, которой придерживаются все евреи и в которую обращаются последователи учения о едином Боге. Яхве переводится как «Тот, кто был, есть и будет».

Эта религия не является мировой, так как её исповедует лишь один народ. Но вера в Творца настолько сильна, что можно с уверенностью сказать: ничто не в силах искоренить ее.

Суть этого вероучения в следующем: существует лишь один Бог, все остальные боги – выдуманные. Когда случилось первое грехопадение, люди забыли об истинном Творце и стали поклоняться идолам. Чтобы напомнить о себе, Яхве предстал перед Авраамом, праотцем всего человечества. Пророк понял, что человечество сделало большую ошибку, отказавшись от Господа, он отрекся от язычества и отправился странствовать.

Он уверовал настолько, что даже был готов убить родного сына, как приказал ему Бог. Видя, насколько покорен Авраам, Всевышний убрал руку с ножом и спас ребенка от гибели. С той поры Творец понял, что пророк Авраам действительно верит в него и любит. Иногда современные иудеи говорят о своей религии «Вера Авраама».

Именно через сына Исаака пошел многочисленный народ Израиля.

Ветвь реформистского иудаизма

Реформистский иудаизм — это продукт современности. Просвещение 18-го века в Европе принесло, среди прочего, переворот традиционных религиозных убеждений. Путём к истине стал считаться разум, а не откровение. В этом новом климате реформистский иудаизм родился в 19-м веке в Германии. Многие “современные” евреи отбросили авторитет и галахи, и Библии, хотя последняя почитается из-за этики пророков и рассматривается как имеющая историческую ценность.

Евреи-реформисты склонны рассматривать многие традиционные еврейские верования и соблюдения обрядов как устаревшие или просто суеверия, хотя некоторые из верований были адаптированы к более современному мышлению. Например, идея Мессии как отдельной личности, лидера, избранного Богом, была заменена понятием мессианской эры, достижимой человеческими усилиями. Будущее воскресение мёртвых было также отвергнуто и заменено идеей о том, что человек продолжает жить в своих достижениях и/или потомках. Синагогальное служение было пересмотрено, и молитвы, посчитавшиеся неуместными в современную эпоху, были отменены. Талмуд и раввинистические традиции всё ещё обладают историческим интересом и могут содержать некоторую мудрость, но больше не рассматриваются как источник обязательных правил и постановлений, согласно которым необходимо жить.

Немецкие евреи, а также прочие западноевропейские евреи пытались ассимилироваться в обществе, полагая, что это обеспечит им доступ к равным правам. Их национальностью было «англичанин», «француз» или «немец», а иудаизм был их религией. Потому служение в синагоге проводилось уже не на иврите, а на местном языке, различные обычаи были заимствованы из христианских церковных служений, включая даже собрание в воскресенье вместо еврейского Шаббата.

Реформистский иудаизм распространился по Западной Европе и в Северной Америке (в Восточной Европе, где Просвещение не имело аналогичных масштабов, евреи остались либо традиционными, либо полностью заменили иудаизм другой идеологией, например, социализмом). Мораль была гораздо важнее церемонии, и это означает, что для реформистских евреев библейский акцент делается на книгах Пророков с их постоянным призывом к правосудию и справедливости, а не на Торе, которая больше фокусируется на обрядах и религиозных обязанностях, и в том числе на морали. Этот акцент на морали также привёл реформистский иудаизм к большему взаимодействию с нееврейским обществом и участию в социальной сфере.

Первоначально реформистский иудаизм отвергал идею сионизма, веря в то, что евреи должны чувствовать себя дома, будучи гражданами любой страны, в какой бы они не оказались. Этот взгляд претерпел радикальные изменения, особенно в 20-м веке, вследствие погромов в Российской Империи и Холокоста. Американский реформистский иудаизм после этого стал горячо сионистским.

С развитием реформистского иудаизма он становился все менее радикальным. В последнее время наблюдается восстановление многих аспектов традиций, но скорее как следствие национальной идентичности или личного выбора, чем религиозных требований. Реформистские евреи, как правило, принимают все аспекты иудаизма, которые они находят удобными для себя; человек имеет право жить согласно своим собственным убеждениям. В результате, повседневный образ жизни реформистских евреев может практически не отличаться от образа жизни неевреев.

В Европе реформистский иудаизм часто проходит под названием “либеральный иудаизм” или “прогрессивный иудаизм”, а в Венгрии его называют “неологическим иудаизмом”. Но сердцем реформистского иудаизма остаётся Северная Америка.

В 2013-ом году 35% американских евреев идентифицировали себя как реформистские . Хотя подобной статистики по Европе нет, в 2010-ом году в Европе было 150 реформистских (либеральных, прогрессивных) общин, из них 80 — в Великобритании .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: