Крейсеры

Все вышеописанные достоинства и недостатки с гордостью перешли по наследству к тяжелым крейсерам типа «Балтимор»

Когда в очередной раз прозвучат восторги по поводу 160-мм поясной брони, вспомните, что это касается только средней части корпуса (носовая группа артиллерии ГК и машинное отделение).

Толщина бронепалубы «Балтимора» по сравнению с предшественником была незначительно увеличена, с 57 до 64 мм (с 2,25 до 2,5 дюйма). Такие значения обеспечивали уверенную защиту от проникновения 250 кг авиабомб и, вероятно, от бомб большего калибра, сброшенных с меньших высот.

Отличные показатели для крейсера того времени.

Бронепалубы «Балтимора» и «Уичиты» в полтора-два раза превышали по толщине показатели японских КРТ, у которых главная палуба имела дифференцированную толщину: 32…35…47 мм. Но имелось два нюанса.

Во-первых, бронепалуба американских кораблей, как и поясная броня, простиралась только над МО и над «коробами» артпогребов. Становится понятно, почему её массу даже не учитывали отдельно, считая вместе с массой корпусных конструкций.

Во-вторых, у японцев треть площади горизонтальной защиты приходилась не на плоскую палубу, а на её броневые скосы толщиной 60 мм! А это уже соответствует показателям самого лучшего «Балтимора».

Какой вывод следует из вышеназванных обстоятельств?

9.

Линейный корабль «Миссури»
«Миссури» был последним в числе линкоров типа «Айова». Строительство началось ещё до того, как США стали участником Второй мировой войны, но спущен на воду лишь в 1944 году. Повоевать корабль успел: основными его задачами было сопровождение авианосных соединений и артиллерийская поддержка. Однако и сам линкор побывал мишенью, подвергнувшись однажды атаке камикадзе. Примечательно, но в историю «Миссури» вошел совсем не боевыми заслугами.

Именно на борту этого судна 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии. Но с окончанием войны история линкора не закончилась. Более 30 лет он служил учебным кораблем, а в середине 1980-х его снова ввели в состав флота. Он даже вновь принял участие в боевых действиях 1991 года в Персидском заливе. Вскоре после этого корабль был выведен из состава флота и остался в Перл-Харборе на вечной стоянке в виде музея.

«Аврора» в Первую Мировую войну

Первую Мировую войну крейсер встретил в составе 2-ой бригады крейсеров Балтийского флота, в которую также вошли крейсеры «Олег», «Богатырь» и «Диана». На крейсеры возлагалась функция несения дозора в устье Финского залива. 26 августа русские корабли добились первого успеха, когда на камни сел германский легкий крейсер «Магдебург». Были найдены секретные немецкие шифры, сослужившие хорошую службу русским и англичанам. Но уже в октябре на Балтийском море появились германские подводные лодки. В то время противолодочная оборона практически отсутствовала. 11 октября 1914 года немецкая подлодка «U-26» обнаружила крейсеры «Аврору» и «Палладу». Командир германской субмарины оценил оба корабля. И «Паллада» показалась ему более серьезной добычей, так была броненосным крейсером. В результате попадания торпеды на «Палладе» произошла детонация погребов с боезапасами, и крейсер затонул. Аврора избежала этой участи.

Флот Советского Союза

Крейсеры СССР в Второй мировой войны были задействованы на Черном и Балтийском морях. Уже в первый день нападения Гитлера на Советский Союз с крейсера «Киров» был открыт огонь по фашистским самолетам, направлявшимся на Ригу.

С 4 сентября, когда фашистские войска вышли к Ленинграду, и до января 1944 года они регулярно обстреливались с крейсеров, стоявших в Балтийском море.

На Черном море немецкие войска рассчитывали захватить порты с суши на протяжении от Туапсе до Одессы. Какие в этом районе советские суда использовались во Второй мировой войне? Крейсеры СССР назывались «Красный Кавказ» и «Червона Украина». Весной 1942 года вместе с мощным судном под названием «Ворошилов» они устроили успешный прорыв к Севастополю, доставив в город, который находился в осаде, такие необходимые в то время артиллерию, войска и боеприпасы.

Регулярно успешно прорывался в Севастополь и черноморский крейсер «Слава», который был единственным, оснащенным опытной радиолокационной станцией. Громоздкое сооружение из металлических прутьев с вращающейся антенной было еще далеко от совершенства, но регулярно сообщало о приближающихся вражеских самолетах.

В середине 1942 года во время боя у побережья Крыма у крейсера «Слава» оторвало корму. Работники морского завода, вовремя эвакуированного из Севастополя, позаимствовали эту часть судна с незавершенного крейсера «Фрунзе», приделав ее к поврежденному судну. Так оно вернулось в строй.

В ноябре 1944 году Севастополь, наконец, был освобожден. На Графской пристани сегодня установлена мемориальная доска в память о крейсерах СССР периода Второй мировой войны.

1.

Линейный корабль «Бисмарк»
Линкор «Бисмарк» был не просто гордостью флотилии Третьего рейха он считался самым крупным линейным кораблем в мире. И хотя военный поход у него был первый и последний, он вошел в историю Второй мировой войны одним из ее самых драматичных эпизодов охоте за «Бисмарком». 18 мая 1941 года линкор в сопровождении крейсера «Принц Ойген» должен был выполнить боевую задачу по уничтожению морских конвоев союзников. Но британская армия засекла оба судна и отправилась на перехват.

Две стороны столкнулись в Датском проливе ранним утром 24 мая. В результате боя английский крейсер «Худ» затонул, а поврежденный «Бисмарк» попытался дойти до французского порта Брест. Однако британцы устроили за линкором настоящую охоту. И хотя долгое время им не удавалось зацепить «Бисмарк», одна торпеда все же повредила руль. Английская эскадра довершила дело, и 27 мая 1941 года гордость лично Гитлера ушла на дно.

Краткое описание мира

Что такое Арезиста

Ну и в заключение обещанный рассказ о Борее и о мире где она существует.

В сети есть сообщество, которое развивает сеттинг под названием планета Арезиста. Это такой себе дизельпанковский мир существующий на данной планете. Предыстория этого мира такова. Где-то в конце 19 или в начале 20 века, точного описания я не нашёл, на Земле случился некий катаклизм (пишут, что падение астероида) и в результате этого катаклизма миллионы людей, даже десятки миллионов были перенесены на землеподнобную планету Арезиста.

Какое-то время ушло на осознание произошедшего и на налаживание жизни (где-то 100 лет) после чего сформировались государства, судя по всему по национальному признаку. Ну а далее, эти государства, по старой земной традиции, начали между собой воевать. А так как после переноса, технологии по понятным причинам, особо не развивались то в 21 веке Арезиста имеет уровень развития такой же как земля на сто лет раньше.

2.

Галеон «Ваза»
Король Швеции Густав II Адольф в 1626 году решил реализовать свою давнюю мечту – построить самый величественный и мощный корабль среди всех прибалтийских стран. Будущий «монстр» войны создавался силами более 400 человек около двух лет. Руководил процессом голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон. В 1628 году галеон «Ваза», который, к тому же был украшен резными скульптурами, отправился в свое первое плавание.

Однако оно же стало и последним. Стоило ему выйти в открытое море, ветер сразу же создал сильный крен судна на бок. Поначалу с проблемой удалось справиться, однако стихия оказалась сильнее. Корабль вновь начал заваливаться на борт и стал тонуть. Не спасло даже нахождение недалеко от берега – более 50 членов экипажа спасти не удалось. Причиной катастрофы оказались конструктивные недоработки. Так «монстр морей» оказался кораблем-неудачником.

История создания

В ответ на строительство в США атомных крейсеров в Советском Союзе началась реализация аналогичной программы. Планировалось построить на Балтийском заводе семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) проекта 1144 «Орлан». Головной корабль серии, ТАРКР «Киров», был заложен 26 марта 1973 года.

Всего было построено четыре крейсера:

  • «Киров» (переименован в «Адмирал Ушаков»);
  • «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»);
  • «Калинин» («Адмирал Нахимов»);
  • «Юрий Андропов» («Петр Великий»).

ТАРКР «Петр Великий» был спроектирован Северным ПКБ. 25 апреля 1986 года он заложен под именем «Куйбышев», а позже переименован в «Юрий Андропов», бортовой номер 183.

Корабль получил проектное обозначение 1144.2 и от своих предшественников отличался улучшенным вооружением и увеличенной автономностью.

25 апреля 1989 года состоялся спуск крейсера на воду. Через три года указом президента России от 22.04.1992 г. корабль получил название «Петр Великий» (БН 099).

Затем в связи с недостатком финансирования или политической воли последовал длительный период доработок и ходовых испытаний. Только 9 апреля 1998 года ТАРКР «Петр Великий» вошел в состав ВМФ. 18 апреля 1998 года с поднятием военно-морского флага началась служба на Северном флоте.

обслуживание

В Кливлендкрейсера класса служили в основном в Тихоокеанский флот в течение Вторая Мировая Война, особенно в Оперативная группа по быстрым перевозчикам, но некоторые из них служили у берегов Европы и Африки в Атлантический флот США. Все из этого военные корабли, хоть и сильно работал и в некоторых случаях повреждался, но пережил войну. К 1950 г. весь этот класс был первоначально списан, за исключением Манчестер, которые оставались на вооружении до 1956 года, но шесть позже были доработаны или переоборудованы в ракетные крейсера, и они служили до 1970-х годов. В Кливлендs страдали от возрастающих проблем с устойчивостью, поскольку во время войны были добавлены зенитное вооружение и дополнительные радары. Ни один из них не был повторно введен в эксплуатацию Корейская война, поскольку они требовали экипажа почти такого же размера, как Балтимор-класс корабли, и эти корабли были восстановлены вместо этого. Все непереоборудованные корабли были проданы из резервного флота на слом, начиная с 1959 года. Шесть, которые были построены или переоборудованы в ракетные крейсеры, были повторно задействованы в 1950-х годах, а затем служили в 1970-х годах. Все, особенно Талос -вооруженные корабли, страдали от более серьезных проблем с остойчивостью, чем оригинальная конструкция, из-за дополнительного радиолокационного оборудования и большого веса. Эта проблема была особенно серьезной в Галвестон, что привело к его преждевременному выводу из эксплуатации в 1970 году. Оклахома-Сити и Маленький камень пришлось иметь большой балласт и внутреннюю перестановку, чтобы продолжить службу в 1970-е годы. Последний из этих ракетных кораблей на вооружении, Оклахома-Сити, был списан в декабре 1979 года.

Сохранившиеся корабли

Единственный Кливлендкорабль класса остается. В Маленький камень, переоборудованный в 1960 году и переименованный в Галвестон -класс легкий крейсер с управляемыми ракетами CLG-4 (позже CG-4), теперь корабль-музей на Военно-морской парк округа Буффало и Эри в Буффало, Нью-Йорк, наряду с Флетчер-класс эсминец Салливаны, а Гато-класс подводная лодка, Croaker.

Роль «Варяга»

После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма о крейсере «Варяге». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.

По составу вооружения и толщине брони «Уичита» был одним из лучшим «договорных» крейсеров, облик которого стал заделом на будущее

Построив пару «Пенсакол», шесть «Нотрхэмптонов», два «Портлэнда» и семь «Новых Орлеанов», американцы к середине 30-х гг. приобрели значительный опыт в создании кораблей данного класса. Они имели возможность видеть результаты тех или иных решений на практике, и выработали набор оптимальных требований для тяжелого крейсера.

9 орудий в трех башнях главного калибра, с расстоянием между осями стволов не менее 1,7 метра.

8 орудий универсального калибра, размещенные по схеме «ромб» в центральной части корпуса.

«Коробчатое» бронирование, в наибольшей степени соответствующее наступательной тактике американских КРТ, сочетаемое с мощной защитой башен и их барбетов. При общей массе бронезащиты, достигавшей 1500 тонн (без учета бронепалуб).

Силовая установка мощностью 100 000 л.с. должна была обеспечить крейсеру быстрый набор скорости, при её максимальном значении 32-33 узла.

Проблема состояла лишь в том, что для реализации такого набора характеристик требовался корабль со стандартным водоизмещением, в 1,4—1,5 раз превышающим установленный лимит (10 000 тонн).

«Уичита» в момент достройки на плаву

Американцы были одними из немногих, кто пытался следовать установленным правилам (превышение водоизмещения на 500 тонн — мелочь по сравнению с тем, что творили, например, итальянцы). КРТ «Уичита», единственный представитель своего типа, все же приобрел желаемые характеристики, которые позволяли соответствовать вызовам эпохи. Но при одном условии: остойчивость «Уичиты» вызвала серьезные опасения. Крейсер мог опрокинуться в бою даже от незначительных затоплений.

Если бы появилась возможность построить «Уичиту» в корпусе 14 тыс. тонн, ему бы не было цены. Вы понимаете, о ком идет речь.

10.

Броненосец «Микаса»
В годы Русско-японской войны этот корабль был флагманом флота адмирала Того Хэйхатиро: спущенный на воду в 1902 году, броненосец «Микаса» считался лучшим судном этого типа. И война только подтвердила это: он успел поучаствовать во всех морских сражениях тех лет, не получив при этом ни одного серьезного повреждения. Однако везение корабля на этом закончилось: меньше чем через неделю после окончания войны «Микаса» утонул из-за случайного подрыва порохового погреба.

Довольно быстро броненосец достали со дна и отремонтировали, после чего он принял участие в японской интервенции в России периода Гражданской войны. В 1923 его списали с вооружения как морально устаревший и превратили в музей. В период Второй мировой войны броненосец подвергся бомбардировке и был сильно поврежден. Восстановить корабль-музей удалось только спустя двадцать лет.

Оружие и армия
26 июля, 2019
12 253 просмотра

Конструкция боевого корабля

ТАРКР «Петр Великий» на этапе строительства, отличие от своих атомных крейсеров-предшественников с почти аналогичными характеристиками, получил повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания. Корпус крейсера насчитывает 6 палуб, а надстройка — 8 ярусов. В целях повышения живучести корабля важнейшие участки его корпуса имеют броню толщиной от 50 до 100 мм.

Общее количество помещений, предназначенных для жизнедеятельности экипажа, составляет около 1600, включая 140 кают и 30 кубриков, 3 сауны, 15 душевых, спортзал. Штатная численность экипажа составляет 1035 человек, в числе которых 105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов. 18 человек относится к лётному персоналу.

Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя атомными реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами, которые призваны как увеличить общую мощность энергоустановки корабля, так и обеспечить ему возможность проплыть до 1000 миль без применения ЯЭУ. В составе энергосистемы корабля также имеются 8 парогазогенераторами, 4 электростанциями суммарной мощностью 18 МВт, 2 турбины в 75 тысяч лошадиных сил.

«Золотой век» крейсеров

К началу Русско-японской войны крейсеры имелись во флотах практически всех морских держав мира. Морские сражения этого конфликта стали веским доводом в пользу концепции линейного крейсера — быстроходного корабля, лишь немного уступающего линкору по вооружению и бронированию. Считалось, что такие крейсеры смогут принять участие и в сражениях линкоров.

Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации

Корабли типа «Шарнхорст» представляли собой самые мощные броненосные крейсеры Германии времен Первой мировой войны. Полное водоизмещение этих гигантов составляло 12 780 т. На вооружении имелось 8 орудий внушительного калибра — 210 мм, плюс 6 пушек калибра 150 мм, 18 пушек калибра 88 мм и 4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата.

К началу Первой мировой войны на всех флотах числилось 27 линейных крейсеров, количество крейсеров 1-го и 2-го ранга достигало 200 единиц и еще более 50 таких кораблей находились в постройке.

Однако концепция линейных крейсеров в этой войне в целом себя не оправдала. В Ютландском сражении 1916 г. погибли 3 английских и 1 германский линейный крейсер. Против линкоров эти суда не имели «аргументов». В то же время менее крупные крейсеры 1-го и 2-го рангов действовали достаточно эффективно, а русский крейсер 1-го ранга «Аврора» даже вошел во всемирную историю как корабль, подавший сигнал к началу революции в России.

Русский крейсер «Аврора»

Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны

Опыт войны был учтен при разработке послевоенных кораблей. Линейные крейсеры исчезли как класс. В Японии все 4 имевшихся корабля этого класса переделали в линкоры, а неоконченные корабли достраивали уже в качестве авианосцев. Так же поступили и в Англии.

Германия лишилась кораблей этого класса по условиям Версальского договора, так что к началу Второй мировой войны линейные крейсеры были только в составе ВМФ Англии. Их боевая карьера закончилась по-разному: построенный в 1918 г. «Худ» взорвался 24 мая 1941 г. во время боя с германским линкором «Бисмарк», «Репалз» был потоплен японской авиацией 8 декабря 1941 г., а однотипный «Ренаун» сразу после войны пошел на слом.

Артиллерия крейсера в виде спаренной установки могла вести огонь, в том числе и по самолетам

Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм

Открытые орудийные установки ставились на крейсеры до появления полностью закрытых башен

На развитие крейсеров 1-го и 2-го ранга значительное влияние оказали заключенные морскими державами в 1922 г. в Вашингтоне и в 1930 г. в Лондоне соглашения о морских вооружениях. Для крейсеров был установлен предел водоизмещения — 10 000 т, калибр орудий не должен был превышать 203 мм.

Схожие характеристики имели американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» водоизмещением 9050 т. Головной крейсер вступил в строй в 1930 г., после чего было построено еще 2 крейсера — «Хьюстон» и «Луисвиль». Двигательная установка имела мощность 107 000 л. с. Вооружение составляло девять 200-мм орудий в 3 башнях, а также восемь 130-мм пушек, девять 530-мм торпедных аппаратов и несколько десятков зенитных установок.

Типичными легкими крейсерами того времени были 6 советских крейсеров проектов 26 и 26-бис. Построенный в 1938 г. по проекту 26 крейсер «Киров» отличался сильным вооружением: девять 180-мм и шесть 100-мм пушек, 16 зенитных автоматов и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Энергетическая установка мощностью 113 000 л. с. обеспечивала скорость хода до 35 узлов.

Советский крейсер «Киров»

В морских сражениях Второй мировой войны тяжелые и легкие крейсеры обычно действовали в составе корабельных соединений, эскортировали конвои транспортных и десантных судов, проводили

Самые большие флоты в мире на 2022 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2022 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане

Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Проект 1144

Боевые корабли 3-го поколения (проект 1144) стали нашим ответом на военно-морскую авианосную гегемонию США. Советский Союз противопоставил ей тяжёлые атомные ракетные крейсера, которые благодаря их могучему оснащению стали именовать «убийцами авианосцев».

В период с 1980 по 1998 годы на стапелях Балтийского судостроительного завода была подготовлена «адмиральская» серия из трёх судов – «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев». Её венцом стал тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Закладка крейсера пришлась на перестроечные времена – 1986 год, сменившиеся «лихими 90-ми». Потребовалось долгих 12 лет в условиях развала советского ВПК, организационной структуры ВМФ и хронического безденежья, прежде чем в 1998 году «Пётр Великий» наконец отправился к месту своей постоянной службы — на Краснознамённый Северный флот.

Чтобы подчеркнуть значимость «Петра Великого», как боевой единицы российского ВМФ, его нередко называют самым мощным ударным кораблём «неавианосного» класса.

Хотя это сопоставление с авианосцами в плане боевой мощи выглядит весьма условно, поскольку его основная задача – уничтожение противостоящих авианосных ордеров противника, куда помимо самого авианосца входит солидное прикрытие. И для этого у корабля есть всё необходимое.

История создания

Разработка крейсеров типа Вустер началась в самом начале Второй Мировой войны, и ещё до вступления в войну США, 27 мая 1941 года. Огромное влияние на разработчиков оказали успешные атаки английской авиации у берегов Норвегии и острова Крит.

Корабль разрабатывался под новейшие 152 мм/47 универсальные пушки, разработка которых была только завершена. По тех. заданию таких пушек должно было быть не менее 12 на новом корабле.

Кроме этого ставились высокие требования к манёвренности будущего крейсера, который должен был обладать скоростью не менее 33 узлов.

Ну и главными, наряду с вооружением, были требования по защите корабля

Теперь главное внимание уделялось защите не от артиллерии вражеских кораблей, а от авиабомб. Это привело к тому что был спроектирован по сути бронепалубный крейсер, практически без бортового бронирования

Изначально на суд технической комиссии было предложено 3 варианта нового корабля — А, В и С.

После их рассмотрения был принят компромиссный вариант. Новый корабль должен получить бронирование такое как в проекте С, а вооружение – как по проекту В. При этом водоизмещение нового крейсера составило 16 000 тонн. Однако комиссия настаивала на том что водоизмещение не должно превышать 14 000 тонн.

После этого по новым требованиям был разработан проект D. Однако в нём конструкторы не смогла вписаться в требования по вооружению. Корабль получил не 12, а всего 10 152 мм пушек.

Этот вариант так же не устроил комиссию, которая посчитала такое вооружение слишком слабым для столь большого корабля. Дальше шёл длительный период утрясаний и согласований, пока в итоге комиссия не остановилась на проекте J. По которому и решили строить новый корабль.

Все проекты и их характеристики собраны в таблице ниже:

Источник таблицы — https://wiki.wargaming.net/

Проект F крейсера типа Worcester

Проект J крейсера типа Worcester

Развитие

В Кливленд-класс был развитием предыдущего Бруклинкрейсер класса. Корабли проектировались с целью увеличения дальности плавания, зенитный вооружение торпеда защита и т.д., по сравнению с более ранними Крейсера США.

Технический чертеж Кливлендкрейсер класса.

После Лондонский военно-морской договор В 1930 году военно-морской флот США вновь проявил интерес к 6-дюймовому легкому крейсеру с орудиями, частично из-за того, что флот горько жаловался на низкую скорострельность 8-дюймовых орудий. со скоростью 3 выстрела в минуту по сравнению с 10 выстрелами в минуту, достигнутыми с помощью 6-дюймовых орудий. В это время ВМС США начали использовать беспилотники в качестве целей для зенитных целей, которые могли имитировать как пикирующие, так и торпедоносцы. Результаты вызывали тревогу у флота, так как моделирование показало, что без руководителей управления огнем и компьютеров корабли флота были бы почти беспомощны перед плотностью авиационных атак, которые, как они предполагали, принесет будущая война. Только механические компьютеры могут весить до 10 тонн и должны были быть размещены под палубой как для веса, так и для защиты. Как показала Вторая мировая война, довоенные предположения были оптимистичными. В конце концов, каждая платформа зенитных орудий выше 20 мм будет переведена на дистанционное управление и наведение с соответствующим управлением огнем и радаром. По задумке Кливленд класс уже был жестким, но запросы на расширение корабля были отклонены, потому что это повлияло бы на производительность. Чтобы уместить новые более тяжелые системы управления огнем и радиолокационные системы в пределах разрешенного тоннажа крейсера, орудийная башня № 3 была исключена. Это также дало возможность увеличить пространство на мостике для размещения нового центра боевой информации и необходимых радаров, а также достаточный тоннаж, чтобы разместить дополнительную пару 5 дюймов / 38 сдвоенных креплений, которые располагались в носовой и задней частях надстройки, обеспечивая более широкие дуги огня. Несмотря на потерю трех 6-дюймовых орудий по сравнению с продолжающимся Бруклин и Святой Луи-класса крейсеров новый, более совершенный контроль огня дал Кливленд-класс кораблей имеет преимущество в огневой мощи при практическом использовании. Однако увеличение количества легких зенитных артиллерийских установок сделало этот класс тяжелым к концу года. Вторая Мировая Война. Чтобы компенсировать увеличение веса, у некоторых кораблей была удалена одна катапульта вместе с дальномером из башни № 1. Главные проблемы с весом будут мучить класс, поскольку каждое добавление оборудования необходимо тщательно взвешивать с тем, что необходимо будет удалить. Например, установка РЛС управления истребителем потребовала удаления 20-миллиметровых отсеков.

Подклассы

Первоначально планировалось 52 корабля этого класса, но девять из них были построены в легкие авианосцы из Независимость класс, и два из них были выполнены по несколько иному дизайну, с более компактными надстройками и всего лишь одним стеком. Эти двое были названы Фарго класс. Из 27 Кливленд-класса сданных крейсеров — один (Галвестон ) был завершен как управляемый ракетный крейсер и пять были позже изменены как Галвестон и Провиденс-класс управляемые ракетные крейсеры. По два ракетных крейсера каждого класса имели увеличенные надстройки, которые служили флагманами. В соответствии с принятым в то время соглашением об именах все корабли, построенные как крейсеры, были названы в честь городов США и города.

Немецкие силы

Крейсеры Германии для Второй мировой войны начали формироваться в составе немецкого флота только с 1925 года. Именно тогда, по Версальскому договору, стране, проигравшей в Первой мировой войне, было разрешено получить 6 легких крейсеров. Одним из них стало судно «Эмден».

С 1935 года Германия отказалась признавать какие-либо ограничения Версальского мирного договора, приступает в постройке мощных тяжелых крейсеров. Все, что касалось этих проектов, немцы тщательно скрывали, занижали цифры по водоизмещению и другие показатели.

Судьба фашистских тяжелых крейсеров поначалу складывалась весьма удачно, особенно если не учитывать гибели «Блюхера». Известен корабль «Принц Ойген», который с 1940 года был на рейде в Северной Атлантике, сопровождал линкор «Бисмарк», который потопили англичане, сам же он сумел оторваться и зайти во французский порт Брест.

Отсюда он уже выступил вместе с линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау», направившись в воды Норвегии. Здесь он был подбит английской торпедой, после чего встал на ремонт на Балтике.

Судьба его оказалась печальной. Вместе с «Нюрнбергом» был вынужден сдаться в Копенгагене. Оказался в плену у американцев, которые потопили его возле атолла Бикини.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: