Как советский союз вернул себе «длинную руку»

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве­ли­кий Гар­ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве­ли­кий Гар­ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.

Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутамиДредноут и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Первый десантный корабль отечественного флота «Эльпидифор»

Первые десантные корабли появились в боевом составе отечественного флота на Чёрном море незадолго до начала Первой мировой войны. Суда этого класса назывались «эльпитифорами» и были заказаны в рамках военной программы 1915 года. Контракт предусматривал постройку тридцати кораблей. Проект был разработан на основе чертежей рыболовецкой шхуны «Эльпитифор», которая имела хорошие мореходные качества. Такие корабли имели водоизмещение от 1000 до 1300 тонн. Они могли взять на борт от 500 до 1000 десантников. Также на верхней палубе судна размещались артиллерийские орудия, лошади и повозки. Вооружены первые десантные корабли были двумя или тремя пушками калибром от 120 до 37 мм и двумя пулеметами Максим.

Проект судна Эльпидифора

Эльпидифоры принято считать самыми удачными десантными средствами Первой мировой войны. Корабли этого типа принимали активное участие в десантных операциях по снабжению и перевозке войск, использовались для постановки и траления мин, артиллерийской поддержки, а также охраны морских рейдов. Шесть кораблей типа «Эльпидифор» переоборудованные в минные тральщики и канонерские лодки принимали участие в боях Великой Отечественной войны. Два из них погибли.

Первое десантное судно Красная Абхазия класса Elpidifor

После гражданской войны в Советском Союзе долгое время не занимались ни разработкой тактики проведения морских десантных операций, ни строительством для этих целей специализированных судов. К этой теме вернулись лишь в середине 30-х годов. К тому времени СССР уже отставала от ведущих морских держав в проектировании и строительстве морских судов данного типа. Но приоритеты в развитии флота оказались иными. На строительство десантных кораблей не нашлось ни денег, ни времени. Интересные конструкторские разработки легли под сукно на целое десятилетие.

В ходе Великой Отечественной войны Рабоче-крестьянский Красный флот провел сотни десантных операций. Из-за отсутствия специализированных судов для этих целей использовались самые разные средства от рыболовных шаланд и малых охотников до эсминцев и крейсеров. Выгрузка боевой техники на не оборудованных побережьях с таких кораблей была делом крайне сложным, трудоёмким и длительным. Это приводило к значительным потерям в глубине обороны.

Первоначальный успех не развивался, лишь в ходе быстротечной войны с Японией 1945 года Тихоокеанский флот при проведении десантных операций использовал специализированные суда, которые продемонстрировали высокую эффективность. Но все эти корабли были предоставлены союзниками США и Великобританией по ленд-лизу.

Окончание Второй мировой войны привело к радикальным стратегическим изменениям. Бывшие союзники стали противниками. Начался период глобального противостояния двух сверхдержав — США и СССР. Стартовала гонка ядерных вооружений. За расширение и перераспределение сфер влияния в мире развернулась борьба, сопровождаемая демонстрацией военной мощи. В этой игре мускулов особая роль отводилась ВМС.

В отличие от США, СССР не обладал флотом способным решать разнообразные задачи на океанских просторах. В этой ситуации военно-политическое руководство Советского Союза приняло решение об увеличении численности надводных кораблей, повышении их боевой мощи и развития всех средств и сил флота. Первая послевоенная кораблестроительная программа рассчитанная на период с 1946 по 1955 год помимо боевых надводных и подводных кораблей океанской зоны также предусматривала строительство специальных десантных кораблей различного класса. За десять лет предполагалось построить 5850 боевых кораблей и вспомогательных судов. Нашлось место в программе и для 195 десантных кораблей дальнего и ближнего действия. Однако экономика Советского Союза не могла справиться с таким масштабным заданием, поэтому в отношении амфибийных сил решили ограничиться созданием малого танко-десантного транспорта.

Советские асы в Корее

Герой Советского Союза Иван Кожедуб, возглавивший корейскую операцию. 

В Корее шла война. Китай прислал в помощь братскому народу не менее 200 тысяч добровольцев, которых вооружили советской военной техникой. Первые летчики из СССР прибыли сюда в ноябре 1950-го. В условиях высочайшей секретности союзному государству перегнали новейшие на тот момент реактивные истребители МиГ-15. Советские военнослужащие с конспиративной целью сменили форму на китайскую и корейскую. До появления советских летчиков, имевших богатый опыт с времен Великой Отечественной, американцы чувствовали себя в Корее уверенно и вольготно. Корейские авиасилы угрожающей боеспособностью не отличались, а большая часть имевшегося вооружения была уничтожена США и их союзниками в самом начале войны.

Советские асы были ограничены в полетах 38-й параллелью, разделяющей Северную Корею и Южную. Стояла задача избегать потерь обкатываемых «пятнадцатых» на вражеской территории, потому как американцы обещали солидное вознаграждение за доставленный целый МиГ.

Первые 3 десятка летчиков-истребителей составили 3 эскадрильи, а вся авиагруппа стала именоваться 324-ой истребительной авиадивизией. Командиром группировки назначили блестящего летчика и выдающегося аса Великой Отечественной полковника Ивана Кожедуба.

Боевая техника российской авиации

Самолеты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолетов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полеты на сверхзвуке, оснащен крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолетов был налажен еще в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолетов Ту-22М законсервированы.

Самолеты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвертого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолета числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолетов.

Эти самолеты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолетов.

Четвертое поколение российских самолетов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Еще один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолета ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока еще в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолетов находится на консервации.

Основной парк транспортных самолетов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них легкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъемности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трех сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолеты

Спроектированный после развала Союза, пошел в серию единственный учебный самолет Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолета, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолет L-39 и самолет для подготовки летчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолетами Миля и Камова да еще машиной Казанского вертолетного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолетов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмерок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съемку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми.

История создания[ | ]

В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.

Первым прототипом стал самолёт получивший обозначение «Модель 424», по сути, являющийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.

Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.

После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планёров со стреловидными крыльями при скоростях близких к звуковым были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта под обозначением «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.

На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и, в конечном итоге, был утверждён командованием ВВС США. Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».

Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.

Литература

  1. Сикорский И.И. «Воздушный путь»  — М.: Русский путь. — N.-Y.: YMCA Press, 1998.
  2. Прокофьев — Северский А.Н. «Воздушная мощь-путь к победе» Simon & Schuster; Early Edition edition (1942)
  3. Михеев В.Р. «Георгий Александрович Ботезат»  — М.: Наука, 2000
  4. Михеев В.Р. «Михаил Леонтьевич Григорашвили» — М.: Наука, 2005
  5. Михеев В.Р. «Борис Вячеславович Корвин-Круковский» — М.: Наука, 2002
  6. Михеев В.Р. «Авиаконструктор из Екатеринослава, Авиация и Время» — М.:Авиация и время, 1996
  7. Сикорский И.И. «Небо и Небеса», 2010
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Махонин,_Иван_Иванович
  9. http://famous-brithdays.ru/data/29_yanvarya/zaharchenko_konstantin_lvovich.html

Киберпространство и глобальная конструкция боевого управления

Одновременно с этой концепцией в Европе стартовали работы по созданию единой системы управления объединёнными ВВС и ПВО НАТО — Air Command and Control System (ACCS). В начале 2000-х в США автоматизированную систему планирования боевых действий (Contingency Theater Automated Planning System, CTAPS) заменила более современная Автоматизированная система управления действиями авиации на ТВД (Theater Battle Management Core Systems, TBMCS).

В период до 2010 года все страны НАТО реализовали у себя автоматизированные системы управления войсками (АСУВ) нового поколения. Так, в Турции появилась интегрированная система управления национальных ВВС (TICCS), в Великобритании — Система управления совместными операциями (JOCS), а в Норвегии — Система NORCCIS II, обеспечившая автоматизированную работу штаба вооружённых сил Норвегии во время ведения боевых операций. Франция для своего флота создала информационно-управляющую систему Sic 21, а Канада для своих ВМС — Оперативную информационно-управляющую систему Mcoin III.

Командование объединёнными силами НАТО (ОВС НАТО) приняло решение всё это множество АСУВ объединить в единую систему управления по аналогу действующей системы управления ВВС и ПВО НАТО — ACCS. Поэтому руководство Североатлантического альянса, решая задачи оптимизации АСУВ, делает ставку на внедрение концепции единого информационного пространства НАТО — NATO Network Enabled Capability (NNEC), которая была разработана на основе опыта боевых операций альянса в Ираке и Афганистане.

NNEC — система единого разведывательно-информационного поля, содержит исчерпывающие данные не только о противнике, но и о силах коалиции, задействованных против него. Таким образом, в режиме реального времени командование ОВС НАТО будет получать данные, необходимые для принятия решения с целью эффективного применения имеющегося вооружения и военной техники.

Естественно, система NNEC в будущем вместе с другой системой — Advanced Battle Management and Surveillance (ABMS, перспективная система боевого управления и наблюдения) станет составной частью глобальной системы оперативного управления армии США — Global Command and Control System (GCCS), которая имеет подсистемы управления для каждого вида войск: GCCS-A — для сухопутных войск, GCCS-AF — для ВВС США, GCCS-M — для ВМС и Корпуса морской пехоты.

Вся эта глобальная конструкция боевого управления является основой новой стратегии США — Концепции многодоменного конфликта (Multi-Domain Battle, MDB). Я уже рассказывал о том, что MDB была разработана стратегами Пентагона в 2016-2017 гг. как ответ на военные реформы, которые шли в армиях России и Китая. Согласно этой стратегии, общевойсковой бой рассматривается как взаимосвязанное ведение военных действий в различных средах (доменах) — на море и суше, в воздухе и космосе, а также в информационной среде — киберпространстве. Так вот все системы боевого управления и наблюдения относятся как раз к последнему домену, в котором помимо киберустройств нашлось место и ИИ.

tradoc.army.mil
Концепция Multi-Domain Battle была разработана стратегами Пентагона в 2016-2017 гг. как ответ на военные реформы, которые шли в армиях России и Китая.

Однако во время ведения глобальных боевых действий информации, поступающей с нескольких ТВД, будет на несколько порядков больше. К тому же любая разведывательная информация имеет свойство устаревать в режиме реального времени.

Помимо этого, как отмечают американские аналитики, у противника тоже есть подобные АСУВ, которые добывают и обрабатывают развединформацию. Поэтому вторым фактором является скорость обработки и анализа добытой информации или как это называют эксперты — состязание разведок. Соревнования разведок вообще имеют долгую историю в реальной политике великих держав. Специалисты в области международных отношений скептически относятся к тому, что этот «гандикап» как-то отличается от дипломатии мирного времени и дипломатии войны, где сокрытие и обман являются обычным явлением.

Дипломаты ценят информационные преимущества, потому что они усиливают переговорные позиции. Они также делятся секретной информацией со своими партнёрами в спецслужбах для того, чтобы укрепить альянс или создать зависимые отношения

Сокрытие информации во время войны важно для того, чтобы вывести врагов из равновесия, а обман или навязывание ложной информации побуждает противника делать неправильный выбор

Направление главного удара

План Барбаросса определял 3 основным направления для удара:

  • Группа армии «Юг». Удар на Молдову, Украину, Крым и выход на Кавказ. Дальнейшее движение до линии Астрахань – Сталинград (Волгоград).
  • Группа армии «Центр». Линия «Минск – Смоленск – Москва».  Продвижение до Нижнего Новгорода, выравнивая линию «Волна – Северная Двина».
  • Группа армии «Север».  Удар на Прибалтику, Ленинград и дальнейшее продвижение к Архангельску и Мурманску. Одновременно на севере должна была воевать армия «Норвегия» совместно с финской армией.
Цели наступления согласна плану Барбаросса
ЮГ ЦЕНТР СЕВЕР
Цель Украина, Крым, выход на Кавказ Минск, Смоленск, Москва Прибалтика, Ленинград, Архангельск, Мурманск
Численность 57 дивизий и 13 бригад 50 дивизий и 2 бригады 29 дивизия + армия «Норвегия»
Командующий Фельдмаршал фон Рундштедт Генерал-фельдмаршал фон Бок Фельдмаршал фон Лееб
Общая цель

Выйти на линию: Архангельск – Волга – Астрахань (Северная Двина)

Приблизительно к концу октября 1941 года немецкое командование планировало выйти на линию Волга  — Северная Двина, тем самым захватив всю европейскую часть СССР.  Это и был замысел молниеносной войны. После блицкрига должны были остаться земли за Уралом, которые без поддержки центра быстро сдались бы победителю.

Примерно до середины августа 1941 года немцы верили, что война идет по плану, но в сентябре уже встречаются записи в дневниках офицеров, что план Барбаросса провалился и война будет проиграна. Лучшим доказательством того, что Германия в августе 1941 года верила, что до окончания войны с СССР остались считанные недели, это выступление Геббельса.  Министр пропаганды предложил, чтобы немцы дополнительно собирали теплые вещи на нужды армии. Правительство решило, что в этом шаге нет необходимости, так как войны зимой не будет.

Спецификации


Трехсторонняя слеза

Видео НАСА о B-47, снятое на авиабазе Эдвардс

Параметр Данные B-47E
экипаж 3
длина 33,48 м
охватывать 35,36 м
высота 8,50 м
Площадь крыла 132,66 м²
Расширение крыла 9,43
Загрузка крыла
  • минимум (пустой вес): 270 кг / м²
  • номинальная (нормальная взлетная масса): 455 кг / м²
  • макс. (макс. взлетная масса): 707 кг / м²
Пустая масса 35867 кг
нормальная взлетная масса 60340 кг
Максимум 93,759 кг
Максимальная скорость 977 км / ч (на оптимальной высоте)
Скорость марша 896 км / ч (на оптимальной высоте)
Практический потолок 12 345 м
Использовать радиус 3240 км
Диапазон 6494 км
Двигатели 6 реактивных двигателей General Electric J47-GE-25 тягой 26,7 кН каждый

Примечания

  1. Knaack, 1988, p. 142
  2. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  3. Лётчик Василий Поляков: «Я сделал два залпа и RB-47 загорелся» // Мурманский календарь, 1 июля
  4. Soviet Air-to-Air Victories of the Cold War
  5. U.S. Air-to-Air Victories during the Cold War, Wars in Yugoslavia, and Anti-Terror War
  6. Far East Air-to-Air Victories
  7. Missile Scrapbook // designation-systems.net
  8. Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
  9. Standard Aircraft Characteristics. B-47E IV Stratojet. — The Secretary of the Air Force, Aug 1962. — (AFG-2, Vol-1, Addn 30).

Тактико-технические характеристики


Проекции B-47A Приведённые характеристики соответствуют модификации B-47E (IV)

.Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985. Технические характеристики

  • Экипаж: 3 (пилот, второй пилот и наблюдатель)
  • Длина: 32,64 м
  • Размах крыла: 35,36 м
  • Высота: 8,53 м
  • Площадь крыла: 132,67 м²
  • Стреловидность по передней кромке : 36°37′
  • Коэффициент удлинения крыла : 9,43
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,96 м
  • Профиль крыла: Boeing 145
  • Колея шасси : 13,5 м
  • Масса пустого: 35 867 кг
  • Масса снаряжённого: 44 503 кг
  • Нормальная взлётная масса: 102 493 кг (с 4536 кг бомб)
  • Максимальная взлётная масса: 104 326 кг
  • Максимальная посадочная масса: 81 647 кг
  • Масса в бою: 60 341 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 53 070 кг (с ПТБ и баком в бомбоотсеке)
  • Объём топливных баков : 68 137 л (с ПТБ и баком в бомбоотсеке)
  • Силовая установка: 6 × ТРД General Electric J47-GE-25
  • Тяга: 6 × 26,56 кН (2708 кгс) (максимальная) нормальная: 1 × 23,66 кН (2413 кгс)
  • со впрыском воды: 1 × 32,03 кН (3266 кгс)

Длина двигателя: 3,66 м

Диаметр двигателя: 0,998 м

Сухая масса двигателя: 1228 кг

Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0148 (оценка)

Эквивалентная площадь сопротивления: 1,96 м²

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 978 км/ч (на высоте 4968 м)
  • Крейсерская скорость: 806 км/ч
  • Скорость сваливания: 308 км/ч (при нормальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 3797 км (с 4536 кг бомб, ПТБ и баком в бомбоотсеке)
  • Перегоночная дальность: 8038 км
  • Практический потолок: 12 344 м
  • Скороподъёмность: 22,10 м/с
  • Нагрузка на крыло: 730,4 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,19 (при нормальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 3170 м (при нормальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 1402 м / 792 м (без / с тормозным парашютом)
  • Аэродинамическое качество: 17,25 (оценка)

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 × 20 мм пушка M24A1 с 350 снарядов на ствол
  • Боевая нагрузка: типовая: 4536 кг (с баком в бомбоотсеке)
  • нормальная: 8165 кг
  • максимальная: 11340 кг

Фронтовая авиация

Истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34. Боевые возможности самолета позволяют выполнять задания без сопровождения истребителями. Самолеты могут самостоятельно противостоять истребителям противника в маневренном бою, проводить штурмовые атаки, наносить удары по кораблям противника. Первые самолеты поступили в войска в 2014 года. По состоянию на август 2021 года в строю числится 109 единиц. Предполагается, что со временем этими самолетами будут заменены все бомбардировщики Су-24.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.

На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.

Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2021 год ВКС России имели 200 штурмовиков.

И получили по носу

Вечером 1 июля 1960 года американский военный самолёт нарушил государственную границу СССР над Баренцевым морем в 22 километрах севернее мыса Святой Нос и был сбит советским истребителем. «Обязательно им нужен был этот Святой Нос, — пошутил на пресс-конференции 12 июля Никита Сергеевич Хрущёв. — И вот возле этого Носа они и сунули к нам свой нос».

В течение десяти дней, пока Никита Хрущев находился в зарубежной поездке, советская сторона ничего не сообщала об уничтожении самолёта-нарушителя. Видимо, ждали его возвращения и соответствующих решений. Впрочем, на пресс-конференции с участием советского лидера речь шла только о финальной стадии этой драматической истории.

Подробности штурман и второй пилот первые лейтенанты ВВС США Джон Маккоун и Фримен Олмстед (из шести членов экипажа американского самолёта только они остались в живых) рассказали на следствии в Комитете государственной безопасности СССР.

Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47 ровно через два месяца после того, как над Уралом был сбит U-2, пилотируемый старшим лейтенантом американских ВВС Френсисом Пауэрсом

И мировую общественность интересовало, что же это было: или американцы пошли на обострение международной обстановки, поэтому устроили авантюру, или RB-47 просто заблудился? Действия экипажа, подкреплённые показаниями самих пилотов позволили советской стороне сделать вывод о том, что это была заранее спланированная шпионская акция с задачей произвести разведку стратегически важного района СССР и проверить, будет ли засечён бомбардировщик, переоборудованный в дальний разведчик и получивший индекс RB-47


fishki.net

Советский лётчик-истребитель капитан Василий Поляков пресёк полёт американского самолёта RB-47.

Принадлежавший авиационному подразделению американской военно-стратегической разведки самолёт взял старт с американской военной базы в Брайз-Нортон (Англия) 1 июля 1960 года в 10 часов по гринвичскому времени и направился по маршруту, проходившему вдоль северных границ Норвегии и Советского Союза. Подобные полёты совершались и ранее, но…

Особенности полёта состояли в том, что штурману приходилось вносить поправки: самолёт почему-то всё время отклонялся от запланированного маршрута. На следствии Джона Маккоуна спросили: «Мог ли командир экипажа обойтись без штурмана?» Подумав, пилот ответил, что капитан Палм, будучи опытнейшим лётчиком (к тому времени он, образно говоря, облетел весь мир), вёл самолёт самостоятельно. К восемнадцати часам по московскому времени RB-47 уже летел над Баренцевым морем, под крылом были воды СССР.


flickr.com

Boeing RB-47 Stratojet в Музее ВВС США. Дейтон, Огайо.

Война — это путь обмана

В последних трёх видах войн АСУВ будут играть ключевую роль, т.к. информация стала тем инструментом, который может обеспечить преимущество не только в отдельных сражениях, но и в самой войне. Характерным примером этого утверждения является война в Сирии (conventional war), в которой российская группировка ВКС благодаря слаженной работе АСУВ получила не только информационное преимущество на поле боя, но и обеспечила высокоточное огневое уничтожение бандформирований.

В Стратегии национальной безопасности США этого года утверждается, что соперничество великих держав происходит в дипломатической, информационной, военной и экономической сферах, а это означает, что оно распространяется и на киберпространство. Киберконфликт — это не только сбор конфиденциальной информации о противнике, взлом серверов с данными и уничтожение ценной информации. На самом деле он позволяет государству проводить различные операции, похожие на действия разведок, с куда большим инструментарием для достижения целей.

Например, это мгновенная доставка через соцсети точных адаптированных для конкретной целевой аудитории (target group) обращений (дезинформации, фэйк-ньюс) среди миллионов пользователей компьютеров и гаджетов, оказывается гораздо эффективнее и дешевле традиционных методов спецслужб. Через киберпространство можно провести и реальную диверсию против опасного производства, например ядерного, как это было сделано с иранской АЭС в Бушере, или устроить энергетический блэкаут, как это было в Венесуэле.

Поэтому в 2018 году в США были приняты поправки в Закон о государственной обороне, согласно которым тайные военные операции США против действий противника в киберпространстве не должны регулироваться и контролироваться как тайные действия.

По мнению американских экспертов, опыт США в ведении военных конфликтов, в том числе связанных с цветными революциями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, подтверждает, что процветающее государство, благодаря кибероперациям, может за несколько месяцев и даже дней превратиться в арену ожесточённого противостояния, стать жертвой иностранного вмешательства и погрузиться в хаос гражданской войны и гуманитарной катастрофы.

Именно поэтому в 2009 году в армии США появилось новое стратегическое Киберкомандование (CYBERCOM), которое уже ведёт многочисленные гибридные войны и запускает цветные революции по всему миру. Его объектом посягательства является и Россия, её союзники и партнёры. Нынешний командир CYBERCOM адмирал Майкл Роджерс по совместительству является 17-м директором Агентства национальной безопасности США (АНБ / NSA).

flickr.com
Нынешний командир CYBERCOM адмирал Майкл Роджерс по совместительству является 17-м директором Агентства национальной безопасности США (АНБ/NSA).
darknessangled.wordpress.com
АНБ ведёт тотальную слежку за гражданами многих стран через систему технических средств разведки «Эшелон» (ECHELON), которая способна вести перехват радиопередач, средств спутниковой и мобильной связи.

Поэтому стратеги из CYBERCOM подчёркивают, что «киберпространство — это область «постоянного контакта», которая позволяет достичь стратегических результатов, не прибегая к войне». В доктринальных документах CYBERCOM от 2018 года говорится: «Посредством настойчивых действий и более эффективной конкуренции, ниже уровня вооружённого конфликта, мы можем влиять на планы наших противников, сдерживать их агрессию и указать им на различие между приемлемым и недопустимым поведением в киберпространстве». Многие американские специалисты утверждают, что по своим возможностям АНБ и CYBERCOM гораздо эффективнее Командования специальных операций США (SOCOM), а по результативности может дать фору любой военной базе Стратегического командования США (STRATCOM).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: