Кто такие доминиканцы

Орден картезианцев

Бруно, уроженец Кёльна, бывший начальником реймсской кафедральной школы, удалился из Реймса, по негодованию на порочную жизнь архиепископа; по совету епископа гренобльского он основал монастырь близ Гренобля в диком ущелье между высоких гор. Ущелье это называлось Шартрёзой (по-латыни – Cartusia); название ущелья сделалось названием монастыря. Монастыри, принимавшие устав, данный Бруно шартрёзскому аббатству, стали называться шартрёзскими или, в латинской форме слова, картезианскими (картузианскими). Орден картезианцев и Шартрёз были основан в 1084 году. У Бруно было тогда тринадцать товарищей отшельничества. Через шесть лет после того, он поехал в Рим по вызову Урбана II, бывшего его учеником, но оставаться среди мирского шума было ему тяжело. Он отказался от предложенного ему сана епископа Реджо, удалился в пустынную местность Калабрийских гор, близ Сквиллаче, основал там монастырь с уставом ордена картезианцев, там и умер (в 1101 году).

Шартрезский монастырь — место основания ордена картезианцев

Через тридцать три года после его смерти введенные им в Шартрёзе правила были записаны и пополнены. По уставу картезианского ордена, монахи жили не в одиноких отшельнических хижинах, а в монастыре, но соблюдали правила отшельничества. Картезианский монах проводил время в молчаливом одиночестве своей кельи; пища картезианцев была скудная, пить вино было им совершенно запрещено. Члены этого средневекового монашеского ордена носили под рубашкой власяницу; молитвы у них были очень продолжительны; они были обязаны заниматься физическим трудом. Но занимались они и учеными трудами; при их монастырях были библиотеки.

Уровень жизни и менталитет

В Доминикане коренные жители и иммигранты из других стран живут небогато. Средняя зарплата в стране составляет 300 долларов США. Многие семьи не могут позволить себе дорогие развлечения или поездки за границу. Но при всем при этом доминиканцы считают себя счастливыми людьми — Республика по уровню счастья входит в первую десятку.

Местное население отличается позитивным настроем и философским восприятием жизни. Их отношение ко всякого рода неприятностям ярко характеризует национальная поговорка: «Если проблему можно решить, это не проблема. А если решения вопроса нет, то и переживать не стоит».

Доминиканцев нельзя назвать фанатично верующими людьми, но любые дела они предпочитают начинать и заканчивать с обращений к Всевышнему. Прежде чем принять роды или сделать операцию, акушерки и врачи молятся сообща, а когда младенец появляется на свет, поют веселую песню «Que lindo…» («Как прекрасно…»). По мнению местных жителей, даже приход сантехника или телевизионного мастера зависит от воли Господа. А если что-то не заладилось, значит, так угодно Богу.

В Доминиканской Республике очень мало танцевальных и вокальных кружков, а их посещение доступно ограниченному кругу лиц. Профессиональными танцорами и певцами становятся единицы, но почти каждый житель страны поет и танцует для собственного удовольствия — дома, в офисе, магазине и даже в церкви. Не стоит удивляться, встретив на улице поющую женщину или пританцовывающего мужчину. Песни и танцы для доминиканцев — нормальный образ жизни, к которому они привыкают с самого рождения.

Особенности климата и социальная незащищенность

По мнению местного населения, в стране есть лето и ад. Летом считается зима, когда воздух прогревается до +26…+28°С, а вода — до +25°С. В этот период влажность воздуха понижается, возникает ощущение прохлады. Коренные жители ходят зимой в куртках, шапках и даже в пуховиках. Для российских же туристов доминиканская зима — это комфортное для отдыха лето.

Ну, а настоящее лето там очень влажное и жаркое — по мнению верующих, именно такой климат в Преисподней. Для более или менее комфортного существования доминиканцы используют холод: в домах и транспорте — кондиционеры, в напитках — лед. Местные жители даже моются холодной водой: закачивают ее в объемные черные емкости, нагревают в течение дня на открытом воздухе и используют для водных процедур. А вот купаться в море они не любят по двум причинам:

  1. Считают морскую воду слишком соленой и неприятной на вкус.
  2. Большинство доминиканцев не умеет плавать.

Чтобы охладиться в жаркий день, местные жители лучше пойдут плескаться в прибрежной полосе прохладной реки или в бассейне. Впрочем, обустроить бассейн на территории своего дома могут позволить себе только очень обеспеченные люди.

В Республике не предусмотрены какие-либо социальные выплаты. Коренному населению не знакомы такие понятия, как пенсия, дотация или материнский капитал. Пожилые люди, которые по состоянию здоровья не способны работать, могут рассчитывать только на свои сбережения, накопленные за долгие десятилетия, или финансовую поддержку родственников (детей, внуков). Одиноким доминиканцам приходится трудиться до глубокой старости или заранее заботиться о накопительном фонде — в течение трудовой деятельности ежемесячно часть зарплаты переводить на специальный счет.

В Доминикане нередки домашние конфликты, но их инициаторами чаще выступают женщины. Темпераментная дама может не только наорать, но и побить своего в чем-то провинившегося супруга. В период ухаживаний представительницы прекрасного пола также не стесняются проявлять инициативу: приглашают своих возлюбленных в кино или ресторан, платят по счетам в кафе или баре за себя и своего парня. Зачастую оплата свадебных расходов также ложится на плечи невесты и ее семьи. Впрочем, доминиканцы не спешат связывать себя узами Гименея, а предпочитают жить в гражданском браке.

Святой Доминик долго не задерживался на одном месте

Он продолжал путешествовать по миру. Он останавливался в разных домах, где его кормили и давали приют. Взамен в знак благодарности он читал свои проповеди. Такие «нищие» были и в других католических орденах: францисканцев, кармелитов, августинцев. Постепенно вокруг Доминика собралось множество людей. Среди них были уже рукоположенные священники и желающие стать братьями по вере. Эти братья предназначались для празднования Таинств, и они должны были посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Эти люди приехали из разных университетов и хорошо разбирались в богословии и других учениях.

В 1216 году Святой Доминик уже собрал достаточное количество братьев по вере. Он вернулся в Рим 22 декабря. Ему нужно было официальное одобрение ордена. Он получил его от папы Гонория III, который утвердил «Орден Проповедников». Орден Проповедников включает в себя не только монахов, но и монахинь, которые поддерживали Святого Доминика с самого начала. Этот орден ещё называют Доминиканским в честь его основателя. Создание этого ордена стало очень важным для Католической Церкви.

Обычно монахи-доминиканцы, а также священники живут общинами или в монастырях. Но они также много путешествуют, распространяя своё учение о религиозной жизни. Доминиканцы очень доброжелательны, приветливы и гостеприимны. Они молятся за мир и поддерживают войны по защите своих интересов. Миссия монахов – апостольская. Она соединяет в себе монашескую традицию и активную миссию проповеди.

В Доминиканском ордене придерживаются демократических принципов. Когда папа одобрил этот орден, Доминик собрал монахов, чтобы установить образ жизни его членов. По уставу этого ордена всё руководство от местного начальника до мастера избирается на общем собрании голосованием. Никто свыше не может диктовать свою волю по этим назначениям. В ордене существует концепция самоуправления. Она сохранила единство этого ордена на протяжении 800 лет, вся деятельность которого направлена на проповедь.

Доминиканцы должны проповедовать повсюду. Сейчас это делают и другие проповедники: иезуиты, францисканцы и так далее. Но до появления ордена Святого Доминика проповедовать могли только епископы и специально обученные люди, например, пасторы в своём приходе. Но доминиканцы получили благословение проповедовать по всему миру во время своих путешествий. Это стало принципиально новой концепцией. Проповеди монахов-доминиканцев привели к искоренению ереси, которую распространяли сектанты катары. Доминиканский Орден верно служит Католической Церкви. Проповедь осталась основным его призванием. Монахи сильно преуспели в праздновании Таинств. Также они занимаются обучением, юридической деятельностью, сакральным искусством. Их люди находятся в разных министерствах и ведомствах. Доминиканцы стараются донести своё учение об истинной вере до больших народных масс.

Жизнь Св. Доминика

Основателем Ордена монахов-доминиканцев стал испанец Доминго де Гузман, который родился в 1170 г. в испанском городе Калереге. Его мать была известной благотворительницей, которая помогала бедным. Отец — дворянин Феликс де Гузман, его старшие сыновья последовали за своим братом и также вступили в Орден, позднее их примеру последовали 2 племянника.

Для обучения мальчика отправили к дяде, служившему приходским священником, где он провел 7 лет. Уже в те годы он проявлял аскетические наклонности, отказывался от комфортного ночного сна в кровати и предпочитал спать на полу.

В 14 лет он поступил в университет в Паленсии (королевство Леон). Это были годы, когда в Европе свирепствовал голод. И будущий основатель ордена продал свое имущество и книги, чтобы помогать милостыней бедным жителям. 6 лет он занимался изучением философии, культуры и искусства, музыки и пения.

В 1190 г. Доминика назначили канониром в Осме, расположенном недалеко от Каллерега, где он продолжил свои теологические исследования. Он был рукоположен в священники и прослужил здесь 9 лет. Все годы он много читал, живя в святости.

Альбигойцы придерживались строгих правил, однако Доминик превзошел их своими стремлениями к жертвенности. Питался он в основном сушеной рыбой, хлебом и супом, вино разбавлял водой. Носил жесткую власяницу и цепь вокруг талии, спал очень мало и только на полу. При этом он был благожелателен и проявлял снисходительность к другим людям.

В 1206 г. после видения на праздник Святой Магдалины в городке Пруйль Св.Доминик понял, что он должен создать здесь женский монастырь, для чего в ближайшее время смог собрать 8 молодых монахинь. Первый доминиканский женский монастырь открылся 27 декабря 1206 г., их покровительницей стала Мария Магдалина.

В 1207 г., после смерти епископа Диего, Доминик собрал вокруг себя небольшую группу проповедников, которые примкнули к монастырю в Пруйле. Епископ Тулузы Фолкес и св. Доминик ходатайствовали к Папе римскому об образовании нового сообщества проповедников.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции, собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами, францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков, Альберт Великий и Фома Аквинский, были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

Превращение ордена в монашескую структуру

Во время правления Кортоны нищенствующий орден францисканцев начал различаться на два основных движения, в которых заветы Святого Франциска и его отношение к соблюдению Хартии и бедности понимались по-разному. Некоторые члены братства старались соблюдать правила основателя ордена, живя в нищете и смирении. Другие начали трактовать Хартию по-своему.

В 1517 году Папа Лев Тен официально выделил две разные группы францисканского ордена. Оба направления стали независимыми. Первую группу называли Наблюдателями, то есть Младшими братьями, которые строго соблюдали все правила святого Франциска. Вторая группа стала известна как обычная. Они немного иначе истолковали Устав Ордена. В 1525 году была образована новая ветвь францисканского братства: капуцины. Они стали реформаторским движением среди соблюдающих миноритов. В 1528 году Климент V признал новую ветвь отдельным братством. В конце 19 века все группы наблюдателей объединились в одну, получившую название Орден Младших Братьев. Папа Лев Восьмой дал этому братству название «Леонийский союз».

Церковь использовала проповеди святого Франциска в своих целях. В результате братство поддержали разные слои населения. Оказалось, что заказ шел в правильном направлении для церкви. В результате первоначально созданная организация превратилась в монашеский орден. Францисканцы получили право наводить справки о еретиках. На политической арене противники пап начали борьбу.

Орден цистерцианцев

Гораздо большее значение приобрел в раннем средневековье цистерцианский орден. Основателем его был Роберт, уроженец Шампани, бенедиктинский монах. Возмущенный роскошью, с какой жили разбогатевшие бенедиктинцы, он в 1098 году с несколькими последователями построил монастырь близ Дижона, среди густого леса, в долине, называвшейся Сито. От латинской формы этого названия, Cistercium, произошло название ордена, принявшего устав основанного Робертом монастыря, правила устава были по смерти Роберта изложены в «Грамоте христианской любви», Charta charitatis; в 1215 году папа принял цистерцианцев под свое особенное покровительство.

Цистерцианские монахи. Фреска XVIII века

Устав этого ордена был переделкой клюнийского в духе более сурового аскетизма. Черную мантию бенедиктинцев цистерцианцы заменили в своем ордене белой.

История

В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 году в ордене было 7000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 году доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий генеральный магистр ордена, святой Раймунд де Пеньяфорт, издал в 1238 году собрание его уставов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на фиксированный срок генеральный магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над ними главенствует капитул, то есть общее собрание, созываемое каждые три года.

Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — знаменитые ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Майстер Экхарт, Таулер, Джироламо Савонарола, и многие другие известные доминиканцы.

При самом основании, выбрав путь нищенствующих проповедников Евангелия, для борьбы против альбигойцев (катаров), доминиканцы впоследствии продолжали быть охранителями основ правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведовал высшей цензурой.

В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с чёрным плащом и велоном. Значительнейшая из сестер этого ордена — святая Екатерина Сиенская.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII — XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения — изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Девиз и герб

Основным предназначением ордена является противостояние ереси и проповедь. Монахами выбран соответствующий этому предназначению девиз и герб.

Девиз доминиканцев состоит из 3 слов: «laudare, benedicere, praedicare». В переводе с латыни это означает «восхвалять, благословлять, проповедовать».

На гербе ордена изображена собака с горящим факелом в пасти, сидящая на книге. Это изображение символизирует охрану веры от ереси и просвещение людей.

В это же время появилась еще одна легенда, связанная с символом доминиканцев. Якобы мать святого Доминика, основавшего орден, накануне его рождения увидела во сне собаку с факелом.

Путешествие по Италии

Решением Доминика все братья были направлены в различные регионы Европы для расширения деятельности Ордена: 7 человек поехали в Парижский университет, 2 — в Сен-Ромен, 4 — в Испанию. В октябре 1217 г. Доминик вместе с сопровождающим направились в Рим пешком: они шли босиком, питались подаянием, ночевали в домах благочестивых жителей, рассказывая всем желающим о братстве и Боге. По мере продвижения к ним стали присоединяться желающие вступить в Доминиканский орден, количество последователей которого быстро увеличивалось.

После прихода в Рим, с разрешения папы Гонория братству была отдана старинная церковь Св. Сикстуса на Аппийской дороге вместе с постройками. На пожертвования верующих территорию братства расширили, чтобы здесь смогли жить монахи. Монастырь в Сан-Систо рос быстро, и в 1220 г. его возглавила Мать Бланш, а братья по Ордену переехали в старую Базилику Санта-Сабины, которая была им пожертвована Папой Римским. С тех пор управление Орденом на протяжении многих веков осуществлялось именно оттуда. Здесь же собралось первое Генеральное собрание Ордена Доминиканцев, второе — состоялось через год в Болонье. На них было решено, что все члены братства должны отказаться от своего имущества и жить только подаянием.

Герб и устав Ордена Проповедников

Уже к 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, а к 1256 г. количество монахов в ордене достигло 7 тыс. Жесткие правила нищенствования просуществовали 200 лет, и только в 1425 г. папа Мартин 5-й отменил правила Ордена Проповедников об отказе от имущества.

Традиционное облачение монахов-доминиканцев: белая туника, кожаный пояс с висящими четками, белая пелерина с капюшоном, сверху одевался черный плащ. После вступления в Орден все члены именуются братьями, принимая обет бедности. Данный обет означает полное отречение от любого имущества, после чего доминиканец должен был вести активную религиозную деятельность в мире, и мог существовать только на подаяние добрых людей. В обязанности братьев входили проповеди, исповедь и миссионерская деятельность.

В эпоху процветания в Доминиканском Ордене насчитывалось около 150 тыс. членов в 45 провинциях Европы и Азии. Главной задачей братьев оставалась миссионерская деятельность среди неверующих людей

Большое внимание уделялось церковным проповедям и богословию

Карнавалы


Карнавал в Пунта Кане

Традицию отмечать значимые праздники красочными шествиями привезли в страну испанцы. Она сохранилась до наших дней.

Разумеется, жизнь в городах и селах на время карнавала не приостанавливается, поэтому самые яркие шествия проводятся в выходные дни. Доминиканцы в течение предшествующего года готовят для этого мероприятия красочные пестрые костюмы, в которых потом выходят на улицы и веселятся.

  1. Кого только не встретишь в дни карнавала на улицах: индейцев с луками, персонажей сказок и легенд, известных киногероев и так далее.
  2. За самые необычные костюмы жюри в финале мероприятий присуждает различные памятные награды.

В течение года карнавалы будут проходить еще неоднократно, обычно их приурочивают к самым крупным праздникам. Но с февральским ни один другой по размаху не сравнится.

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах, и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов, то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов, возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII, наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Создание

История доминиканского ордена монахов началась в начале XIII века. В 1203 году епископ Диего де Асеведа по поручению короля Леона и Галисии Альфонса IX отправился в Данию. Его сопровождала внушительная свита, в том числе и молодой испанец – католический монах Доминик де Гусман Гарсес.

Доминик, проезжая юг Франции, был поражен размером ереси. Большинство жителей Тулузы и Лангедока исповедовали катаризм, существенно отличавшийся от традиционного христианства. Поэтому после завершения дел в Дании Доминик решил остаться во Франции и обратить еретиков в «истинную веру».

Монах понимал, что основной причиной, породившей еретическое движение катаров, является неправедный образ жизни священников-католиков. В связи с этим он задумал создать сообщество странствующих аскетов, которое могло бы стать положительным примером для мирян и помочь в борьбе с иноверцами.

В 1214 году в Тулузе вокруг Доминика сложилась первая монашеская община. Люди, поддерживающие идеи странствующего монаха, активно пополняли ее ряды. В 1216 году папа Гонорий III утвердил орден доминиканцев и его Устав, а также предоставил широкие полномочия в борьбе с ересью. Так началась официальная история доминиканцев.

История создания ордена

В 1214 г. в южном французском городе Тулуза вокруг монаха Св. Доминика собралась община единомышленников, целью которых было проповедование Евангелие и приведение людей к Богу при помощи личного примера. Начальной целью основания был поход против альбигойцев. Эти действия растянулись впоследствии на 20 лет и привели к уничтожению нескольких тысяч людей, объявленных еретиками.

В 1215 г. Св. Доминик в Риме повстречался с Франциском Ассизским, основателем Ордена францисканцев. Они нашли много общего в вере и любви к Богу, которую проповедовали францисканцы и доминиканцы, ведя нищенскую и аскетичную жизнь. Братья обоих орденов несли простым людям слово Божие, способствовали распространению христианской веры и выступали против ереси.

Еще при жизни Иннокентия 3-го Доминик, имея на руках подготовленный устав Ордена доминиканцев, отправился в Рим для папского подтверждения. Однако по приезду выяснилось, что Иннокентий скончался. И только следующий Папа Римский утвердил устав Доминиканского Ордена в январе 1216 г. и взял его под свое покровительство. На тот момент в нем насчитывалось 16 братьев.

Доминика он вначале оставил на должности богословского советника в папском дворце, который также занимался и цензурой книг. В этом же году Св.Доминик совершил паломничество к великим христианским святыням. Находясь в базилике Св. Петра он получил видение, в котором апостолы Петр и Павел вручили ему книгу и повелели его проповедовать слово Божие как избранному для этой работы.

Когда папа Гонорий 3-й разрешил Доминику вернуться в Тулузу в мае 1217-го, состоялось его воссоединение с братьями по ордену. Основатель его представлял Орден Доминиканцев как возможность проповедования всему миру Евангелие в целях поиска и присоединения все новых своих последователей.

Перед началом большого похода все члены Ордена собрались в церкви Богородицы, где Св.Доминик ошеломил всех прихожан необычайной проповедью. Именно поэтому его изображение часто рисуют на картинах Успения Пресвятой Богородицы.

Пророчество апостолов исполнилось в полной мере: братья не рассеялись по свету, а приумножили свое количество. Достаточно быстро монастыри нищенствующих братьев-проповедников стали появляться на территории Франции, Испании и Италии, а затем и в остальных странах Средневековой Европы.

Для членов своего ордена Св.Доминик всегда был образцом для подражания. Он по-прежнему практиковал умерщвление плоти и бичевал себя до крови трижды каждую ночь: один раз для своего спасения, второй — за грешников, третий — за ушедших душ. Другие доминиканцы также делают это. В своих молитвах основатель ордена всегда обращался к Богу, оплакивая грешников.

Организация[править | править код]

В году орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священник). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины.

Женская ветвь ордена (второй орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.
Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину — конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием — конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь — терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.
Девиз ордена — Восхвалять, Благославлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: