«мангыты, вклиниваясь в социально-политическую структуру татарских ханств, ещё больше её расшатывали»

Социальная структура

Высший слой аристократии составляли карачибеки и улусбеки, сыновья и ближайшие родственники хана – огланы, султаны, далее – эмиры и беки; военное сословие (рыцарство) – бахадуры (батыр) и казаки.

Административно-фискальную власть на местах осуществляли чиновники – даругабеки (даруга).

Основная масса населения состояла из податного сословия – кара халык, платившего государству или феодалу налоги, главным из которых был ясак (ясак-калан). Существовали и другие виды поземельных и подоходных сборов, пошлин (салыг муссама, тамга-тартнак, харадж и пр.), а также различные повинности, такие как поставки провианта в войска и властям (амбар малы, улуфа-сусун и т.п.), ямская (ильчи-кунак) и др.

Был также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства – гошер и закят, а также дань и налоги на покоренные народы и немусульманское население Золотой Орды (джизья).

Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники свыше 10 категорий.

Население зависимых областей платило налоги и пошлины в пользу хана (например, ордынский выход в русских княжествах) и своих феодалов, выполняло также некоторые повинности (воинскую, ямскую и др.).

Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Вторая половина XIV – рубеж XV в

Серебро; литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани

Ногайцы в древности

На территориях, где сегодня проживают ногайцы, в далёкой древности царствовали самые разные племена. Именно поэтому историки не выделяют одного предка ногайского этноса, а указывают, что их основой стали сираки, уйгуры, булгары, кипчаки, мажары и прочие племена, что в большинстве своём вели кочевой образ жизни.

Чаще всего история народа начинает прослеживаться с той поры, когда соседние племена используют его название в своих документах. Как ни странно, но слово “ногайцы” использовалось преимущественно русскими и европейскими авторами, а вот восточные путешественники и историки давали им определение “мангытов”. Причиной было сложное разделение кипчакских племён, произошедшее после завоевания их земель другими народами.

«Великая замятня»

В 1359 году был убит хан Бердибек, внук Узбека и последний потомок Бату. После его смерти в Орде началась борьба за власть. На ханский титул претендовали дальние родственники династии, среди которых были и самозванцы. До конца 1370-х годов Ордой фактически правил крымский темник Мамай. Он не был потомком Чингисхана и не имел права на титул хана, поэтому действовал от имени правителей-марионеток, которых постоянно менял. 

Смута (или «великая замятня», как писали о ней русские летописцы) ослабила государство: несколько областей объявили себя отдельными ханствами и вышли из состава Орды. Владения на Днепре были захвачены литовцами, а Москва отказалась выплачивать дань. Поход Мамая на Русь обернулся разгромом: в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович разбил его войска в знаменитой Куликовской битве.

«Великая Замятня» закончилась в том же году. В Орду из Чагатайского Улуса, другого осколка Монгольской империи, прибыл наследник Чингисхана Тохтамыш. При поддержке великого завоевателя Тамерлана он добил войска Мамая и казнил его. У Золотой Орды вновь появился законный правитель, однако вернуть могущество предков Тохтамышу так и не удалось.

Мангуты

Термин ногайцы ранее был известен только русским, османским и европейским авторам; в восточных источниках: арабских, сефевидских, тюркских, др. том числе у Абулгази, вплоть до XVIII века, ногайцы назывались мангытами. Связанно это с тем, что после завоевания Кипчакские степи были разделены на нутаги монгольских племён, а домонгольское племенное деление кипчаков при этом было уничтожено. Те кипчаки, которые оказались в нутаге мангутов стали мангытами.

В XII в. монгольское племя мангутов расселялось между борджигинами, кочевавшими по Онону, и тунгусскими племенами среднего Амура, близко соседствовало с забайкальскими монголами-баргутами. Это племя входило в улус Бартан-бахадура и Есугэй-бахадура, деда и отца Чингисхана. В Улусе Джучи мангыты сначала находились в левом крыле, занимая кипчакские зимовки в среднем течении Сырдарьи с летней откочевкой на Алтай и Южную Сибирь.

Повальная тюркизация завоевателей в Золотой Орде (Улусе Джучи) и Чагатайском улусе давно установлена историками. Не стала исключением и горстка переселенцев-мангутов. Они восприняли язык и культуру восточных кипчаков и растворились среди них. Те же кипчакские кочевые общины, что расселились на территории мангутов, приняли по степному обычаю их этническое имя.

Сами ногаи представляли свою древнейшую историю следующим образом. Караногайское предание, опубликованное в 1863 г. А.О.Рудановским, гласит, будто их «народ кочевал несколько лет возле городов Бухары, Хивы и Оркаи (вероятно, Ургенч) под предводительством Чингисхана ». Затем ими стали управлять два калмыцких хана, Бодролтой и Бурголтей, которые принялись притеснять подданных. По этой причине ногаи, дескать, перекочевали в урочище «Алатавлы-Киргз» под начало Узбек-хана. Оттуда они вскоре переместились со всеми стадами и кибитками «к озеру Ака-Оку под покровительство тамошнего бия Мусы».

Отголосок пребывания мангытов в Средней Азии можно усматривать также в киргизском эпосе «Манас», где «ногоям» отводится значительная роль. И вообще древность, «золотой век» в киргизских преданиях иногда обозначается как «ногайские времена».

Возникновение и расцвет Ногайской Орды

Формирование Ногайской Орды связано с именем темника Едигея. Подобно знаменитому Мамаю, Едигей не принадлежал к роду Чингисхана и не мог сам быть ханом. Но он забрал в свои руки большую реальную власть, низвергая и ставя ханов по своему усмотрению.

Став сильнейшим беком при хане Тимур-Кутлуге, Едигей изгнал из Золотой Орды хана Тохтамыша, взявшего Москву в 1382 году. Тохтамыш бежал в Литву к великому князю Витовту. В 1399 году на реке Ворскле встретились золотоордынское и литовское войска. В последнем находился Тохтамыш, надеявшийся вернуть себе престол с литовской помощью.

Стремясь выиграть время, Тимур-Кутлуг вступил в переговоры с Витовтом, выразив согласие признать свою вассальную зависимость от него. За это время подошёл Едигей с большими силами. «Тимур-Кутлуг мог почесть тебя вместо отца, – насмешливо заявил Едигей Витовту, – потому что он тебе по летам как сын. Но ты мне по летам как сын, а потому я говорю тебе: почитай меня как отца и чекань на своих монетах моё имя!» Произошла битва, в ходе которой литовское войско потерпело страшное поражение.

В 1408 году Едигей совершил успешный поход на Московское княжество, принудив князя Василия I платить дань в Золотую Орду. Было разорено множество городов, но Москву Едигею взять не удалось.

За время могущества Едигея сложился и усилился народ ногаев. Основу его этногенеза составило племя мангытов, к которому принадлежал Едигей. Значение названия «ногай» неизвестно. В результате центробежных процессов в Золотой Орде из неё к середине 15 века выделилась независимая Ногайская Орда. Её политический центр находился в городе Сарайчик на реке Урал. Ногайская Орда была обширнейшим государством из тех, что возникли на обломках Золотой Орды.

Потомки Едигея, как и он сам, не могли называться ханами. В традиционной иерархии они стояли ниже Чингизидов. Во главе Ногайской Орды находились не ханы, а бии. На рубеже 15 и 16 веков при биях Мусе и Ямгурчи Ногайская Орда достигла вершины могущества.

Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды

Джучи (1208–1227),
Бату (1227–1256),
Сартак (1256),
Улакчи (1256),
Берке (1256–1266),
Менгу-Тимур (1266–1282),
Туда-Менгу (1282–1287),
Тула-Буга (1287–1291),
Токта (1291–1313),
Узбек (1313–1342),
Тинибек (1342),
Джанибек (1342–1357),
Бердибек (1357–1359).

Ханы периода «Великой замятни»:
Кульпа (1359–1360),
Науруз (1360),
Хызр (1360–1361),
Тимур-Ходжа (1361),
Орду-Мелик (1361),
Абдуллах (1361–1370, с перерывами),
Кильдибек (1361–1362),
Мюрид (1361–1364),
Мир-Булат (1364–1365),
Азиз-Шейх (1365–1367),
Тулунбек (1370),
Мухаммад-Буляк (1370–1380, с перерывами),
Урус (1374–1375),
Черкес-бек (1374–1375),
Каганбек (1375–1377),
Токтакия (1376–1377),
Арабшах (1377–1379).

Ханы после завершения «Великой замятни»:
Токтамыш (1380–1397, с перерывами, в 1394–1395 гг. – Таш-Тимур, в 1396–1397 гг. – Коюрчак),
Тимур-Кутлуг (1397–1399),
Шадибек (1399–1407),
Булат-Султан (1407–1410),
Тимур (1411),
Джалаладдин (1411–1412),
Керим-Берди (1413),
Кебек (1413–1414),
Чакры (1413–1416),
Джаббар-Берди (1416),
Дервиш (1416–1419),
Кадыр-Берди (1419),
Улуг-Мухаммад (1420–1437, с перерывами, в 1420–1438 гг. – Гиясаддин, в 1420–1424 гг. – Худайдат, в 1422–1427 гг. – Барак, в 1433–1435 гг. – Хаджи-Гирей).

Ханы периода распада Золотой Орды:
Сейид-Ахмад (1433–1455),
Кичи-Мухаммад (1433–1459),
Ахмад (1459–1481),
Муртаза (1481–1494),
Сейид-Ахмад (1485–1502),
Сейид-Мухаммад (1485–1502),
Шейх-Ахмад (1491–1502).

Возникновение нового государства на обломках Золотой орды

Как и большинство формировавшихся на месте Золотой Орды государств кочевников ногайское ханство выделялось постепенно и происходило это в ходе внутреннего соперничества в среде представителей знати. Начался этот процесс с конца XIV века. В нем большую роль сыграл темник (название должности военачальника у монгол) Едигей.

Он по своему происхождению не принадлежал к потомкам основателя Монгольской империи Чингисхана, поэтому по понятиям Орды не имел права получить высшую политическую власть. Однако фактически он сосредоточил у себя управление значительными военными силами кочевников и вел войны со своими соперниками из среды представителей знати и с другими военачальниками. Обычно считается, что примерно с 1396 года Едигей правил Ордой.

Сам он был представителем племени мангыт, которое составило основное население ногайской орды. Поэтому при его правлении это племя стало постепенно обособляться из состава Золотой Орды. Это обособление обычно заключалось в меньшем подчинении политической центральной власти и большем влиянии именно местных правителей. Также имело значение перемещение племени на другие, несколько отдаленные от центра места.

Считается, что в полной мере ногайское ханство выделилось в качестве самостоятельного государства в 1440-х годах после очередного этапа распада Золотой Орды.

Эпоха Бату хана

После смерти Джучи (1227) решением всемонгольских курултаев (1229, 1235) правителем улуса был провозглашен хан Бату, которому во владение были переданы, помимо улуса, также все западные страны «вплоть до тех мест, куда достигнет копыто монгольской лошади».

В ходе завоевательных монгольских войн с кипчаками, булгарами, аланами, славянами (1229–1242) к улусу Бату были присоединены Южное Приуралье, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Волжская Булгария, русские княжества, Крым, разорены Польша, Чехия, Венгрия и другие государства вплоть до побережья Адриатического моря (см. Монгольские завоевательные походы).

К 1243 г. в составе Улуса Джучи находились территория от Прииртышья на востоке до Приднестровья на западе и от Южного Приаралья, Северного Кавказа и Крыма на юге до Западной Сибири и Верхнего Приуралья на севере. Включал территорию Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии, а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского и др. княжеств.

В середине XIII в. в вассальной зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Вернувшись с Запада в Поволжье в 1243 г., Бату в соответствии с традиционным тюрко-монгольским военно-политическим делением государства разделил Золотую Орду на Ак Орду и Кок Орду, которые были разъединены на 2 крыла – Западное и Восточное (см. Левое и правое крыло). Они, в свою очередь, были поделены на более мелкие военные административно-территориальные единицы: улусы, тумены, тысячи, сотни и др.

Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой – ямской службой, состоявшей из ямов (станций).

Оставшись в Ак Орде как старший в роде, правителем Кок Орды Бату назначил старшего брата Орду-иджена, другие их братья и сыновья (Берке, Ногай, Тука (Тукай)-Тимур, Шибан и др.) и представители крупной тюрко-монгольской аристократии получили внутри этих улусов более мелкие владения (уделы – иль) на правах суйургалов (суйургал, нойон, бек и др.) .

Во главе улусов стояли улусные эмиры (улусбек), во главе более мелких уделов – туменбаш, минбаш, йозбаши, унбаши и пр. На подвластной территории они, как правило, осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

Одновременно некоторые вассальные владения (булгарское, русские и др. княжества) напрямую подчинялись великому кагану (хану) Монгольской империи, хотя фактически управлялись ханами Золотой Орды.

В 1257–1259 гг. для укрепления ханского правления в ряде вассальных владений (булгарском, русских княжествах и других завоеванных странах) была произведена перепись населения, введено единое подворное налогообложение и установлено выполнение различных повинностей (ямской, воинской и др.), учрежден институт баскачества (баскак).

Великая замятня — первый крупный кризис

Независимая Золотая Орда в первые десятилетия своего самостоятельного существования пережила серьёзный политический кризис, главным действующим лицом которого стал темник Ногай, владетель собственного улуса на самом западе государства. Пользуясь слабостью центральной власти, он постепенно увеличивал свои владения. На престол он посадил хана Тохту в 1291 году, однако серьёзно просчитался. Ногай был низложен своим протеже, а Золотая Орда начала свой путь к эпохе расцвета, апогей которого связывают с Узбеком и Джанибеком.

Пайцза эпохи хана Узбека. (commons.wikimedia.org)

Однако этот период длился недолго. Смерть Джанибека стала началом Великой замятни, как называли его средневековые русские хронисты, — серьёзного и долгого политического кризиса в Улусе Джучи, который повлиял и на русские княжества. Причин смуты в Золотой Орде множество — от климатических до экономических и политических. Главной же стал кризис престолонаследия. Похожие процессы в других частях бывшей Монгольской империи (во время внутренних кризисов улусы могли рассчитывать на поддержку друг друга, но система рушилась, если проблемы испытывали все крупные игроки), последствия эпидемии чумы — улус скатился в гражданскую войну, которая завершилась лишь в 1380-е годы с приходом к власти Тохтамыша.

Русь приняла участие в событиях Великой замятни: на Куликовом поле в 1380 году войска Московского княжества встретились с силами темника Мамая. Поражение в сражении на берегу Дона в некоторой степени помогло Тохтамышу занять Сарай и позднее окончательно разделаться со своим противником. Через 2 года новый хан организует поход на Москву и сожжёт её: так он вновь принудит Рюриковичей к возобновлению зависимого положения, которые те попытались пересмотреть несколькими годами ранее.

Как всех не перепутать?…

Кстати, люди, включающие всякие видосы с названием «Откуда взялись ногайцы?» получают информацию о происхождении всего одной нации ветвистого «ногайского корня» – о ногайцах Кавказа (живут большей частью в Дагестане). То есть так и не находят представления о том, кто такие ногаи в широком смысле слова. Это как изучать сайт по истории немцев, считая, что это и есть история древних германцев. Не стоит путаться в этой части, юные любители истории Евразии.

Не забывайте: современные ногайцы делают большой упор на другую половину своих предков – автохтонную (северокавказскую, проживающую тут еще со времен Царства Гуннов). Поэтому в деле изучения тех ногайцев, о которых я тут говорю, лучше не брать за основу исследования историю кавказского народа с именем «ногайцы». В некоторых книгах это 2 разные «оперы».

Возможно будет интересно почитать:

Происхождение названия

Но что значит слово “ногайцы”? Его неразрывно связывают со знаменитым политическим деятелем Золотой Орды, Ногаем. Именно ему принадлежит заслуга группировки своих соплеменников, благодаря чему выявились некоторые этносы и, в первую очередь, ногайцы, названные в честь “прародителя”.

В XIII веке, когда жил Ногай, основная часть монгольского населения приняла сторону его противника, Токтая. Именно поэтому Ногай сплотил кипчакские, половецкие, узо-печенежские и родственные им племена. Смешение общин стало основой для появления нового народа — ногайцев.

Это подтверждает в своей книге «Ногайцы» историк Р. Х. Керейтов:

По мнению А. Ф. Вельтмана, российского археолога и лингвиста, происхождение названия народа может иметь и другое направление. В своей книге «Маги и Мидийские каганы XIII века» он отмечает, что в переводе с монгольского “ногай” значит “пёс” или “волк”. Потому нельзя исключать, что название племени появилось в очень древние времена и связывалось с мифическим прародителем, принимавшим облик зверя.

Трагедия ногайского народа

Чтобы подавить мятеж, Суворов организовал экспедицию, в которую вошли 16 рот пехоты, 16 эскадронов драгун, 16 донских полков и 16 орудий артиллерии.

Необходимо было захватить предводителей восстания и не дать им уйти в горы. Поэтому поход совершался в ночное время, за 10 дней, преодолев 130 верст, корпус Суворова вышел к становищам ногайцев у урочища Керменчик и 1 октября 1783 года произвел внезапное нападение.

За один день погибло около 5-7 тысяч человек, а общие потери ногайцев, как воинов, так и мирного населения, составили около 400 тысяч человек (возможно цифра завышена). Суворов отдал приказ солдатам «снарядов и пуль не тратить, а действовать исключительно холодным оружием». Вследствие этого отдельные мурзы выразили покорность Суворову и признали присоединение Крыма и ногайских земель к Российской империи.

8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились российскими владениями. В течение 1783 года Суворов совершал экспедиции против отдельных отрядов ногайцев, продолжавших борьбу за независимость.

В итоге российское правительство пересмотрело планы по переселению ногайцев в казахскую степь, часть этого народа переселили к Каспийскому морю и в Приазовье.

Часть пленных ногайцев переселили на северо-западную территорию формировавшегося тогда Караногая. Вероятно в это время за кизлярскими ногайцами утвердилось название караногайцев, то есть черных, простых ногайцев. Этому способствовало появление в соседстве с ними более привилегированных родичей, имевших многочисленные роды, своих собственных мурз.

После переселения едишкульцев, едисанцев и джембойлуковцев на юг будущей Ставропольской губернии сложился третий массив ногайского населения. Возле Кизляра кочевали караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джембойлукцы.

Другую часть пленных ногайцев, по указанию Потемкина, переселили в Крым. В Крыму ногайцы сейчас формально причислены к одному из трех субэтносов крымских татар, причем доля ногайцев в этом этносе достаточно высока. Для общения с другими группами они используют крымско-татарский орта-йолак. Но в своем кругу говорят на ногайском. Крыско-татарский похож на турецкий, который появился когда Крымское ханство было вассалом Османской империи, однако он совсем не похож на ногайский.

Оставшаяся часть ногаев, спасаясь от преследования войсками Суворова, бежала из кубанских степей на юг — в предгорья Северного Кавказа. Они сумели на время укрыться на землях в междуречье Кумы и Терека (нынешняя Чечня). В то время эти земли стали для ногайцев спасительными, так как ещё не были подконтрольны властям Российской империи.

Вследствие этого ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю.

Распад ногайской орды

Иван Грозный полагал, что Казанское ханство и Астраханское ханство грозят московским территориям, поэтому он их захватил.

Также хитростью, подкупами и угрозами, он добился того, что ногайцы отделились от других татарских народностей, казанских и крымских, и между ними разгорелась вражда. Также между потомками Мусы разгорелись междоусобные войны, что тоже ослабило Ногайскую Орду.

И когда в 1556 году в результате засухи вымерла большая часть скота в Ногайской Орде, племена стали голодать, никто не оказал помощи ногайцам. Большая часть населения погибла, а остатки постепенно переселились в близлежащие регионы и образовали новые улусы.

По мере того, как Ногайская Орда слабела, Москва сооружала новые города и овладевала татарскими землями, постепенно захватив территории. Так Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных улусов: Большая Ногайская Орда, Малая Ногайская Орда и Алтыульская Орда.

Земли Орды впоследствии были заселены калмыками.

Города

На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов:

в Приднестровье – Аккерман, Иски-Шехр,

в Крыму – Кырк-Ер, Крым,

в Среднем Поволжье – Болгар, Джукетау, Иски-Казань, Казань, Кашан, Мухша,

в Нижнем Поволжье – Укек, Сарай аль-Джадид, Бельджамен, Сарай аль-Махруса, Хаджитархан,

в Подонье – Азак,

на Северном Кавказе – Маджар, Дербент,

в Северо-Восточном Прикаспии – Сарайчик,

в Хорезме – Ургенч (Куня-Ургенч),

в Приаралье – Дженд, Сыгнак, Отрар, Сайрам и др.

Свыше 150 больших и малых городов были центрами улусов, эмиратов, феодальных округов, являлись средоточием административной власти, ремесел, торговли, религиозной жизни. Управление городами осуществляли эмиры и хакимы.

Вокруг большинства городов располагалась обширная оседло-земледельческая округа.

После распада государства

Середина XVI века становится катастрофической для Ногайской Орды. Внутренние распри и борьба за власть, внешнее давление воинственных племён привели к распаду государства.

Орда была разделена на Большую, Малую и несколько отдельных частей. О былом могуществе уже не могло быть и речи. Многие ногайцы вынуждены были покинуть родину, расселяясь по югу России или уход в Турцию.

В 1783 году императрицей Екатериной II был издан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубани к России. В составе указанных регионов были и ногайские земли, однако их жители не спешили признавать себя подданными русских.

Ногайцы на Северном Кавказе в XVIII веке

С ногайцами долгое время велась борьба, руководил которой А. В. Суворов. Часть ногаев признала власть России, часть предпочла скрыться в районе Кумы и Терека, что тогда стал спасительным для беглецов.

До начала прошлого века основным занятием ногайцев оставалось разведение скота, а сам народ вёл кочевой образ жизни. Основным местом в поисках пастбищ для животных являлась Ногайская Степь. Однако постепенно ногайцы начали приобщаться к оседлости, перенимая навыки земледелия у других племён. На военную службу в России ногаев не призывали, взаимен взимая с них особый налог.

Сегодня большая часть ногайцев проживает в Дагестане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. Многие из них слились с местным населением, ассимилировавшись и исчезнув как народ. К примеру многие ногайцы Турции в наше время идентифицируют себя как турки. Несмотря на это, культура память  и традиции ногайцев о прошлом своего народа по-прежнему живы. И пусть сегодня у ногайцев нет собственного великого государства — они верят будущее, что станет не менее славным, чем жизнь их предков.

Ногайская орда

После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?

Для формирования ногайцев решающее значение оказали две фигуры: Ногай и Едигей.

Первым государственным образованием ногайцев была Ногайская Орда, появившаяся в результате распада Золотой Орды — последней из великих держав кочевников, которое оказало сильное влияние на историю почти всех современных тюркских народов современной России и соседних стран. Окончательно сформировалось к 1440- году.

Ногайцы в древности

На территориях, где сегодня проживают ногайцы, в далёкой древности царствовали самые разные племена. Именно поэтому историки не выделяют одного предка ногайского этноса, а указывают, что их основой стали сираки, уйгуры, булгары, кипчаки, мажары и прочие племена, что в большинстве своём вели кочевой образ жизни.

Чаще всего история народа начинает прослеживаться с той поры, когда соседние племена используют его название в своих документах. Как ни странно, но слово “ногайцы” использовалось преимущественно русскими и европейскими авторами, а вот восточные путешественники и историки давали им определение “мангытов”. Причиной было сложное разделение кипчакских племён, произошедшее после завоевания их земель другими народами.

Ногайские девушки в традиционных костюмах.

Примечания

  1. Ходарковский, Степной рубеж России с. 9
  2. Ходарковский — Степной рубеж России с. 11
  3. Согласно Цуциеву (Атлас этнополитической истории Кавказа, 2014, карта 4 за 1774 год), многие из этих племен существовали к северу от Кавказа. С запада на восток он перечисляет Кипчак, Едишкуль, Джамбулак, Навруз, Мансур (sic) и Бештау ногай. К северу от Джамбулака-Бештау проживали едисаны, и к северу эти имена опущены. К востоку от Бештау были ногайские туркмены, а затем кара-ногайцы на нынешнем ногайском участке к западу от Каспия.
  4. Орест Субтельный (2000). . Университет Торонто Пресс. стр. –. ISBN  978-0-8020-8390-6. Получено 31 мая, 2012.
  5. ^ Дэвис, Брайан (2007). Посуда, государство и общество в черноморской степи, 1500–1700 гг..
  6. Михаил Ходарковский, Степной рубеж России, 2002, стр.22
  7. Сандерленд, стр. 26
  8. Ходарковского, Где встречаются два мира, п. 149
  9. Ходарковский (2004)

Религия

Важным фактором этнокультурной интеграции населения являлось распространение в Золотой Орде ислама, ставшего в 1313 г. государственной религией. Конечным результатом этих культурно-исторических процессов стало формирование имперской надэтничной культуры военно-служилой знати, включая выработку мифологем и символов джучидской историографии (частично соединивших чингизидскую традицию с мусульманской картиной мира).

Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство (см. Тенгре) и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты.

Первым ханом, принявшим ислам, стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения и тюрко-монгольской аристократии. К тому времени в булгарских княжествах, Хорезме и некоторых других покоренных землях основной население уже исповедовало ислам, к концу XIV в. он широко распространился среди населения всей страны.

Главой духовенства Золотой Орды мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али).

Мусульманское духовенство Золотой Орды имело сложную внутреннюю структуру и состояло из муфтиев, мухтасибов, кадиев, шейхов, шейх-машейхов (шейхи над шейхами), мулл, имамов, хафизов и др., осуществлявших богослужение и судопроизводство по гражданским делам во всей стране.

В ведении духовенства находились также школы (мектебы и медресе). Всего на территории Золотой Орды известно свыше 10 остатков мечетей и минаретов (в Болгарском, Елабужском, Селитренном, Водянском, Верхнеджулатском (Татартупском), Кучугурском и Староорхейском городищах, в городах Солхат (Крым), Ургенч и др., а также медресе, больницы и ханака (обиталища) при них.

Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака.

Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их от всех видов податей и налогов. Аналогично строились взаимоотношения правителей Золотой Орды с армянскими монофизитами, католиками и иудаистами. Мусульм. духовенство владело обширными землями, вакфами и другим имуществом.

Украшения из филиграни. Золотая Орда, Хорезм (?). XIV в

Золото, пайка, филигрань, зернь, бирюза, гранат (?). Фонд Марджани

Темник Едигей

Несмотря на этноним «нагайцы», историческая память ногаев фиксирует начало истории Мангытского юрта (Ногайской Орды) от темника Эдиге (Едигея, 1352—1419).

Эдиге в представлении ногайского художника

Едигея в русской истории помнят по осаде Кремля

Эдиге в представлении ногайского художника

Сестра Едигея была женой Тамерлана. Ко времени похода Тамерлана против Тохтамыша в 1391 году был одним из главных эмиров (военачальников) войска. Вскоре после разгрома Тохтамыша Едигей вместе с Тимур-Кутлуг-огланом и другим белоордынским эмиром Кунче-огланом стал просить Тамерлана отпустить их домой под предлогом сбора людей для армии Тамерлана. Поверивший им Тамерлан отпустил военачальников на родину, где они стали проводить собственную политику.

Откочевка племен левого крыла по приказу Эдиге в конце XIV в. настолько укоренилась в историографической традиции, что приблизительная дата этого события (1391 г.) стала чуть ли не официальной. Осенью 1991 г. в Ногайском районе Дагестана торжественно отмечался «юбилей» Ногайской Орды.

После ухода Тимура из разгромленной Золотой Орды, Эдиге решил воспользоваться ослаблением разбитого Тохтамыша (Сибирское ханство) и продиктовал ему условия раздела сфер влияния: «Отказавшись от незаселенных земель по одной стороне Волги, ты отдай их в мое распоряжение; а кроме того, ты не требуй подати с лиц, ко мне приходящих, а равно и с нищих, вдов и сирот». Хан согласился и подписал договор, который забрал себе Эдиге. Узнав, что на левобережье Волги не нужно платить налогов, измученный войнами народ потянулся во владения беклербека, и вскоре число подданных Тохтамыша уменьшилось вшестеро.

Одним их осколков Золотой Орды являлась Большая Орда наряду с Казанским ханском (1438 год), Крымским ханством (1441 год) и Ногайской Ордой (1440 год). Попытка зана Ахмата навязать вассальную зависимость русскому государству провалилась. Стояние на реке Угре в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III положило конец 240-летнего господства монголо-татарского ига на севере и северо-востоке Руси.

Вскоре после этого были налажены дипломатические отношения с Ногайской Ордой. Административным центром Ногайской Орды стал бывший золотоордынский город Сарайчик на реке Урал. Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племён, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В первой половине XVI века Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов.

Равноправное и более или менее активное партнерство с Московой началось, с 1501 г., когда посол Ямгурчи привез Ивану III предложение о дружбе и ненападении. Позднее этот бий объявил Ивана Васильевича своим отцом и дядей.

Военная организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз — Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. В 1549 году в Ногайской Орде побывало посольство турецкого султана Сулеймана I Великолепного.

Культура

Золотая Орда была страной развитой культуры (см. Золотоордынское искусство, Золотоордынская культура).

Благодаря разветвленной системе мектебов и медресе, население страны обучалось грамоте и основным канонам ислама. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов, переписчиков книг.

О грамотности и культуре населения свидетельствуют отдельные предметы с надписями, эпитафии.

Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях отдельных правителей и фольклорной традиции.

Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские). Развивались декоративно-прикладное искусство, народное творчество.

Гарнитура поясного набора. Золотая Орда. Последняя треть XIV в

Серебро, литье, позолота, чеканка, гравировка. Фонд Марджани

Возникновение нового государства на обломках Золотой орды

Как и большинство формировавшихся на месте Золотой Орды государств кочевников ногайское ханство выделялось постепенно и происходило это в ходе внутреннего соперничества в среде представителей знати. Начался этот процесс с конца XIV века. В нем большую роль сыграл темник (название должности военачальника у монгол) Едигей.

Он по своему происхождению не принадлежал к потомкам основателя Монгольской империи Чингисхана, поэтому по понятиям Орды не имел права получить высшую политическую власть. Однако фактически он сосредоточил у себя управление значительными военными силами кочевников и вел войны со своими соперниками из среды представителей знати и с другими военачальниками. Обычно считается, что примерно с 1396 года Едигей правил Ордой.

Сам он был представителем племени мангыт, которое составило основное население ногайской орды. Поэтому при его правлении это племя стало постепенно обособляться из состава Золотой Орды. Это обособление обычно заключалось в меньшем подчинении политической центральной власти и большем влиянии именно местных правителей. Также имело значение перемещение племени на другие, несколько отдаленные от центра места.

Считается, что в полной мере ногайское ханство выделилось в качестве самостоятельного государства в 1440-х годах после очередного этапа распада Золотой Орды.

Суворов и «окончательное решение ногайского вопроса»

Итак, с середины 17 века ногаи полностью исчезли из сферы внешней политики России. Отношения с ними происходили в контексте службы ранее мигрировавших ногайских князей в Россию и отношений между Россией и Крымом. Соответственно, в связи с окончательным присоединением Крымского ханства к России, в конце 18 века должен был решаться «ногайский вопрос».

Этим решением занялся Суворов. 21 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о присоединении Крымского ханства к России. Считалось опасным оставлять ногайцев в приграничной области, поблизости от новой границы с Турцией. 21 июня 1783 года наместник Новороссии князь Потёмкин отдал Суворову секретный приказ подготовить переселение ногайцев в Саратовскую и Тамбовскую губернии.

5 июля 1783 года Суворов организовал в Ейске торжественное приведение к присяге на верность  императрице ногайских мурз и старшин. Были устроены торжества с целью усыпить их бдительность. «Начните великолепное празднество по вкусу сих народов, прибавьте к тому приличное военное увеселенье до глубокой ночи и продолжите парадирование войск по вашему усмотрению», – распорядился Суворов.

Однако о планах русского правительства стало известно ногайцам. 30 июля началось восстание. Его подавление растянулось надолго. Ногайцев в России практически не осталось. Большинство ногайцев (700 тысяч, по мнению Владимира Гутакова) ушло в пределы Османской империи. Их потомки там ассимилировались. В ходе подавления восстания, как считает Р.К. Керейтов, погибло около 400 тысяч ногайцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: