Что такое социализм простыми словами

Маоизм

С точки зрения маоистов, марксизм-ленинизм является способом анализа и интерпретации мира, в то время как практическая составляющая идеологии должна применять эту общую методологию к конкретной ситуации в отдельной стране в текущий период.

В отличие от большинства других интерпретаций социалистических идей, вариант Мао Цзедуна известен положительным отношением к крестьянам. Предыдущие социалисты, такие как Маркс и Энгельс, скептически оценивали революционный потенциал крестьян. Как правило, их воспринимали как мелкобуржуазный класс, а потому ставили под сомнение возможность их объединения с пролетариатом. Однако, Мао Цзэдун доказывал, что в стране земледельцев, такой как Китай, традиционные пути к социализму невозможны, поскольку они требуют массовой мобилизации отсутствующего здесь пролетариата. Поэтому он настаивал, что социалистическая революция в Китае должна быть революцией земледельцев.

Ещё одно отличие маоизма заключается в отсутствии уверенности в будущем социализма. Согласно трудами Мао, социалистические победы не вечны («сразу как пыль по завершению революции оседает, так и старое неравенство может появиться вновь). Поэтому труд революционеров не завершается никогда: они всё время должны защищать социалистические достижения от оппозиции и осуществлять вечную революцию.

Сталинизм

Догматизм, нетерпимость и применение террора создали условия для появления Сталина, а не демократичной альтернативы. Сталин завершил начатое Лениным подчинение теории практике. Также Сталин завершил преобразования демократического централизма в полноценную диктатуру, отметив, что «существование фракций несовместимо с единством партии и её железной дисциплиной». По его мнению, партия означает «единство воли, исключает любую фракционность и разделение властей в партии».

Собственным концептуальным произведением Сталина стала доктрина построения «социализма в отдельной стране» (в противоположность «всемирной революции» Троцкого) – очевидный ответ на потребности времени. Сталин настаивал на соответствии доктрины «социализма в отдельной стране» учением Маркса и Ленина (хотя это и противоречило существующей линии партии о мировой пролетарской революции).

Политика сталинизма коснулась образования, семьи, религии, экономики. Как и прежде, новая политика подавалась как «настоящий марксизм». Предыдущая политика называлась «мелкобуржуазной», отклонением от настоящей идеологии.

Сталин в 1936 г. объявил, что в СССР уже построен социализм. А Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС в 1961 г. заявил, что «социализм построен полностью, окончательно и пора приступать к строительству коммунизма».

2 апреля 2009 г. Европейский Парламент принял решение о чествовании жертв сталинизма и нацизма. ОБСЕ также приняла декларацию о поддержке памяти жертв тоталитаризма 23 августа. В апреле 2010 г. ПАСЕ приняла постановление, согласно которому преступная политика сталинского режима, приведшая к миллионам невинных жертв, является преступлением против человечности. Совет отвергал любые попытки оправдать эту смертоносную политику, и напоминал, что право на жизнь является неотъемлемым.

Зарождение социализма

Социализм развивался в оппозиции к крайностям и злоупотреблениям либерального индивидуализма и капитализма. В капиталистической экономике конца 18-го и начала 19-го веков западноевропейские страны переживали бурное промышленное производство и общий экономический рост. Некоторые люди и семьи быстро разбогатели, в то время как другие впали в нищету, что привело к неравенству доходов и другим социальным проблемам.

Наиболее известными ранними социалистическими мыслителями были Роберт Оуэн, Анри де Сен-Симон, Карл Маркс и Владимир Ленин. Ленин впервые сформулировал более ранние социалистические идеи и помог перенести социалистический проект на национальный уровень после большевистской революции в России в 1917 году.

После провала социалистического централизованного планирования в Советском Союзе и маоистском Китае в 20 веке, многие современные социалисты приспособились к строгой системе регулирования и перераспределения, иногда называемой рыночным социализмом или демократическим социализмом.

Капитализм, социализм и демократия

Шумпетер, американский и австрийский экономист, предложил такое понятие, как «созидательное разрушение». Для него капитализм был связан с частной собственностью, экономикой предпринимательства и рыночным механизмом.

Шумпетер изучал экономическую динамику изменений в обществе. Скорая медицинская помощь капитализм, социализм и демократия объяснил появление нововведений. За счет их реализации в различных мощностях, ресурсах и других факторах производства субъекты начинают создавать что-то новое.

Ядром капиталистического развития автор назвал «созидательное разрушение». По его мнению, носителями инноваций являются предприниматели. В то же время кредит помогает хозяйствующим субъектам.

Шумпетер считал, что капитализм позволяет достичь беспрецедентного уровня личного благополучия и свободы. Между тем он очень пессимистично оценивал будущее этой модели. Автор считал, что дальнейшее развитие общества разрушит капитализм. Либерализм и социализм это будет результатом его проникновения во все социальные сферы жизни. То есть, по сути, успех модели приведет к ее краху. Автор объяснил эти последствия тем, что новые системы разрушат условия, при которых капитализм: или социализм (в России случилось, например), или его все равно заменит какая-то другая новая модель.

В своих работах Шумпетер также уделял особое внимание демократии. Автор проанализировал социализм и капитализм, сформулировал вероятное дальнейшее развитие компании

В области исследований центральной темой была проблема взаимоотношений между социалистической моделью организации и демократической формой правления.

Изучить развитие Советского государства, в котором капитализм, социализм, коммунизм, изменения были преждевременными. Шумпетер рассматривал ситуацию в стране как социализм в искаженной форме. Для решения экономических проблем власть использовала диктаторские методы. Автору ближе англо-скандинавская социал-демократическая система. Развитие в сравнении капитализм и социализм в разных странах эти системы казались ему наименьшим злом.

Ранний социализм

Неизвестно точное происхождение идей социализма:

  • одни считают, что социалистические формы организации существовали в древних сообществах до появления сельского хозяйства и начала урбанизации на Ближнем Востоке (8000-10000 лет до н. э.);
  • вторые исследователи прослеживают корни социалистических идей в религиозных утопиях Ветхого завета, законах Моисея, анти-индивидуализме радикальных сект, возникших после Французской революции;
  • третьи учёные истоки социализма видят в публикации «Манифеста коммунистической партии».

Так или иначе, первое установленное появление термина зафиксировано в итальянских изданиях в 1803 г., хотя значение социализма в то время отличалось от современной интерпретации. Во французском языке термин был впервые использован 1832 г. в газете «Le Globe» для описания работ Анри Сен-Симона.

Ранние радикальные христианские течения, такие как левеллеры и, особенно, диггеры в Англии XVII в. и анабаптисты в Центральной Европе XVI и XVII вв. провозглашали идеи, которые имели чёткий социалистический окрас.

Более системно социалистические идеи были разработаны в трудах мыслителей начала XIX в. – Анри Сен-Симонома, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. В те времена социализм имел черты авторитаризма, и предполагалось, что его воплощение в жизнь потребует сильной диктаторской власти. Свобода мысли считалась причиной многих общественных бед XIX в. Сен-Симон даже предполагал, что с теми, кто откажется от повиновения социалистическим комитетам (задачей которых является уравнение и планирование), следует обращаться как со скотом.

Ранних социалистов объединяла антипатия к индивидуализму, желание заменить конкуренцию сотрудничеством и вера в возможность позитивной науки об обществе и человеке, которые станут ориентиром социалистической организации. Но существенные различия заключались в их видении отдельных деталей поддерживаемой ими социалистической организации, способа её достижения и понимание природы человека, на которой она должна основываться.

Сен-Симон и Фурье отвергали взгляды мыслителей эпохи Возрождения. Прежде всего они не соглашались с Жан-Жаком Руссо и другими мыслителями в идее того, что природа человека, будучи изначально доброй, благородной и рациональной, была разложена современным обществом вообще и частной собственностью в частности. Они доказывали, что природа человека делится на определённые типы, которые могут гармонично сосуществовать в более кооперативной среде.

Роберт Оуэн придерживался противоположной точки зрения. Он считал природу человека переменной, формирующейся объективной средой. Последнее должно быть изменено так, чтобы способствовать совершенствованию человечества. Сотрудничество и солидарность должны изменить конкуренцию и индивидуализм, обеспечивая, таким образом, радость и коллективную гармонию людей. Эти взгляды были воплощены в жизнь на текстильной фабрике Оуэна в Нью Ланарк и других кооперативных обществах, основанных на этих принципах.

Социалистические идеи получили большее распространение в Англии, Франции и немецкоязычных странах в 1830-х и 1840-х годах. Ускорение индустриализации и урбанизации и вызванные ими социальные проблемы создали условия для появления различных радикальных движений, выступающих за социальные реформы и изменения.

К этим движениям принадлежали первые организации рабочих, кооперативы, профсоюзы, чартисты и ряд анти-модернистских течений, которые искали спасение в воспроизведении традиционного коммунализма. Именно в такой среде социальных и политических движений Маркс и Энгельс начали работу над тем, что Энгельс назвал научным социализмом.

Уничтожение частной собственности

Фундаментальность этого принципа подчеркивается, например, Марксом и Энгельсом: «коммунисты могут выразить свою теорию одним утверждением: уничтожение частной собственности» («Коммунистический манифест»).

Эта позиция в ее отрицательной форме присуща всем без исключения социалистическим доктринам и является главной чертой всех социалистических государств. Но в своей позитивной форме, как утверждение о конкретной природе собственности в социалистическом обществе, она менее универсальна и проявляется в двух различных формах: подавляющее большинство социалистических учений провозглашает общность собственности, более или менее радикально реализуемую, а социалистические государства (и некоторые учения) основаны на государственной собственности.

Разрушение семьи

Она провозглашается большинством социалистических доктрин. В других доктринах, а также в некоторых социалистических государствах эта позиция не так радикально провозглашается, но проявляется тот же принцип, что и снижение роли семьи, ослабление семейных связей, разрушение определенных функций семьи. Опять же, негативная форма этого принципа более универсальна. Как позитивное утверждение определенного типа отношений между полами или детьми с родителями, оно представлено в нескольких формах: как полное разрушение семьи, общности жен и разрушение всех связей между детьми и их родителями, вплоть до того, что они не знают друг друга; как ослабление и ослабление семейных связей; как превращение семьи в единицу бюрократического государства, подчиненную своим целям и своему контролю.

Разрушение религии

Нам особенно удобно наблюдать враждебность социализма к религии, ибо она присуща, за немногими исключениями, всем современным социалистическим государствам и доктринам. Лишь в редких случаях уничтожение религии провозглашается законом — как в Албании. Но действия других социалистических государств не оставляют сомнений в том, что все они руководствуются именно этим принципом: разрушение религии и только внешние трудности пока препятствуют ее полному осуществлению. Этот же принцип неоднократно провозглашался социалистическими учениями, начиная с конца XVII века. Учение XVI и XVII веков. они проникнуты холодным, скептическим и ироническим отношением к религии.

Если не субъективно, то объективно они готовили человечество к слиянию социалистической идеологии с воинствующим атеизмом, имевшему место в конце XVII и в XVIII веке. Еретические движения средневековья носили характер религиозных движений, но те, в которых особенно ярко проявлялись социалистические тенденции, были непримиримо враждебны той или иной религии, исповедуемой окружающим их человечеством. Призывы к убийству папы, истреблению всех монахов и священников-красной нитью проходят через их историю. Поражает ненависть этих движений к главным символам христианства: кресту, храму. Сожжение крестов, осквернение церквей мы встретим с первых веков христианства и можем проследить вплоть до наших дней.

Наконец, в античности, в социалистической системе Платона, религия рассматривалась как элемент государственной идеологии. Его роль сводится к просвещению граждан, формированию их взглядов в нужном для государства направлении: для этого выдумываются новые религиозные идеи и мифы и отменяются старые. По-видимому, во многих государствах Древнего Востока официальная религия играла аналогичную роль, ее центром было обожествление царя, олицетворявшего всемогущее государство.

Примеры социалистических стран

По данным Социалистической партии Соединенного Королевства, нет стран, которые на 100% социалистичны.У большинства есть смешанная экономика которые объединяют социализм с капитализмом, коммунизм, или оба.

Пять северных стран — Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия — имеют сильные социалистические системы.Государство от имени народа владеет большой долей экономики. Он тратит большую часть на образование, жилье и общественное благосостояние. Большой процент его работников состоит в профсоюзах, что дает им большую власть

И последнее, но не менее важное: эти страны являются демократиями, которые позволяют населению участвовать в принятии решений

Но эти страны также включают в себя многие аспекты капиталистической экономики. В результате его жители являются одними из самых богатых в мире. Среднее богатство на человека превышает 100 000 долларов.

Коммунистические страны

Четыре страны, которые являются самопровозглашенными коммунистами, но у них есть некоторые аспекты социализма.

  • Китай
  • Куба
  • Лаос
  • Вьетнам

В частности, Китай и Вьетнам имеют сильные рыночные аспекты для своей экономики, хотя их правительства остаются под единственным контролем Коммунистической партии своей страны.

После распада Советского Союза Россия изменила свою конституцию, чтобы убрать ссылки на коммунизм. Он описывает себя как демократическую республику.

Многие традиционный экономики используют социализм, хотя они могут допускать некоторую форму частной собственности.

Реформизм и социал-демократизм

К ведущим идеологам реформизма (эволюционного социализма, или социал-демократии) относятся лидер немецкого рабочего движения Фердинанд Ласаль, немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн, Карл Каутский и др. Реформисты отвергали экстремизм и видели достижения социализма в постепенном воплощении реформ.

Реформизм стал объектом критики со стороны революционных социалистов, в частности Роза Люксембург в 1900 г. осудила «эволюционный социализм» Бернштейна в эссе «Реформы или революция?». Реформисты вскоре поняли, что соревнуются за поддержку пролетариата с большевиками и их партиями-сателлитами.

После победы большевиков в Гражданской войне и консолидации власти в Советском Союзе, была начата кампания по дискредитации реформистского движения как «социал-фашистов». Артур Кёстлер, бывший член Коммунистической партии Германии, признал, что поддерживаемые Советским Союзом коммунисты считали социал-демократическую партию Германии настоящим врагом в Германии (даже после захвата власти НСДАП).

Лауреат Нобелевской премии Фридрих Хайек.

Хайек был последователем идей Л. Мизеса и на протяжении всей своей жизни критиковал идею социализма, имея в виду введение планирования в экономику в противовес» рынку», а также примат общества над индивидом. Таким образом, лейтмотивом его работы «Дорога к рабству» является утверждение о том, что планирование непосредственно влечет за собой рабское подчинение индивидов государственной машине. Так или иначе, почти вся основная критика сводится к критике государственного планирования.

Среди элементов критики социализма можно выделить следующие:

  • Внешнее подавление свободы личности, принуждение к определенному виду деятельности, определенным товарам, которые следует покупать;
  • Негибкость, неэффективное планирование, неспособность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества;
  • Конформизм рождается из подавления инициативы;
  • Дискриминация (государство решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), порождающая систему привилегий.
  • Кроме того, автор критикует попытку сознательно создать социальную систему, «спроектировать» ее, в отличие от эволюционизма, по которому возникли все типы социальной структуры.
  • Со своей стороны, идеи Л. Ф. Мизеса и Ф. Хайека были встречены и продолжают встречаться с большим количеством критики.

В ответ на критику социализма его сторонники выдвинули следующую трактовку его элементов: Плановое развитие обеспечивает возможность наиболее эффективного распределения ресурсов, в то время как капитализм тратит ресурсы впустую (это обеспечивает саморазвитие капитала-И. Тезис Месароса), кроме того, известный экономист П. Самуэльсон указывает, что производители на рынке не всегда способны точно определить, как изменяются потребности покупателей. Негативные стороны процесса планирования компенсируются механизмами встречного планирования.

Эрнест Мандель следующим образом комментирует один из фундаментальных тезисов Мизеса о невозможности правильного планирования:

  • Все экономические расчеты-за исключением расчета эквивалента рабочего времени ex officio (по должности (лат.)) в условиях всеобщего изобилия несовершенны и неточны.
  • Функция рынка как раз и состоит в том, чтобы давать сигналы бизнесу, снабжать его информацией, чтобы он мог соответствующим образом модифицировать свои расчеты и проекты. и так далее:
  • Обе системы, основанные на невозможности производить точные расчеты и проекты, на практике используют гибкий метод последовательной аппроксимации.

Эрнест Мандель, бельгийский академический экономист, представитель неомарксизма.

Возможность подняться над производством формируется благодаря исчезновению рынка, человек получает возможность избавиться от постоянной озабоченности материальной стороной жизни. Исчезает «болезнь» капитализма — товарный фетишизм.

Способность активно участвовать в производстве всего общества, участие в распределении продуктов своего труда противопоставляется «обезличенному» потреблению.

Устранение неравенства путем устранения иерархизации капиталистического общества (И. Месарос).

Способность сознательно создавать собственную историю противопоставляется слепому подчинению обстоятельствам. Люди вместе творят свою историю, и индивид нисколько не страдает, а, наоборот, побеждает, когда люди вместе движутся к цели.

Таким образом, понятие «социализм» в настоящее время обсуждается очень остро, а спектр убеждений чрезвычайно широк: от полного отрицания возможности перехода к такому обществу до полной уверенности в неизбежности победы социализма.

Основные принципы, проявляющиеся в деятельности социалистических государств и в идеологии социалистических учений

Главные понятия

Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.

Социализм

В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе буржуазных отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.

Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства. В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.

Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.

Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты — это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.

Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.

Виды социализма

Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:

Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему. Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для рыночной экономики.
Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления.
Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
Националистический – более известный как нацизм, который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей. Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А

Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.. Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга

Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе

Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.

Виды социализма

Социализм как общественно-политическая идеология

Политические идеологии, признающих себя «социалистическими» имеют очень широкий спектр – от немецкого национального социализма до коммунизма и сталинизма в Советском Союзе, от анархизма и марксизма до маоизма. Им также обозначают разные политические режимы, как бедные африканские «социалистические» страны, так и арабские, азиатские военные диктатуры.

В богатых странах Западной Европы, имеющих развитую политическую демократию и «социально-ориентированную» рыночную экономику, «социалистическими» считаются различные социально-демократические партии и их союзы (например, «Социалистический интернационал»).

Идея социализма возникла как ответ на проблемы раннего периода промышленного капитализма в странах Европы (в первую очередь, Франции, Германии и Великобритании). Преодоление недостатков капитализма социалисты видели в следующих мерах:

  • замены частной собственности на средства производства общественной собственностью;
  • отмены оплачиваемого труда;
  • создания бесклассового общества, где вместо капиталистической погони за прибылью действует социальное производство на удовлетворение потребностей человека;
  • в обществе должно осуществляться «социальное» начало человека, взаимная забота о благосостоянии другого, а не удовлетворение собственных желаний;
  • в обществе должно культивироваться сотрудничество для достижения общих целей, а не борьба за личное благосостояние, благотворительность вместо наживы.

В современных условиях рыночной экономики ряд экспертов считают, что особенности шведской модели экономики позволяют с полным правом считать её «социализмом в условиях рыночной экономики» (так называемый «шведский социализм», «шведская модель социализма»).

В буквальном смысле, социализм ничего не значит внутренне, поскольку его основная экономическая программа (национализация) не реализуема и не способствует его нравственному идеалу (равенству) способом, который везде постоянно считали присущим социализму. Часто даже утверждали, что некоторые виды социализма содержат в себе элементы религии.

С точки зрения Карла Маркса, полное значение социализма можно поместить в единую фразу: «уничтожение частной собственности». Как следствие, необходимо также уничтожить продукт частной собственности – выгоду и средство, а также источник где его черпают – рынок. Только после этого максималистская формула социализма становится полной: социализм исходит из нравственной идеи – равенства, апогея достигает в практической программе – разрушения частной собственности и рынка.

Однако никогда не становилось возможным внедрить эту максималистскую программу социализма без сокрушительной радикальной революции. Социалистическое движение на практике удовлетворялось скромными целями и эволюционными методами в их достижении. Это и привело к разнообразию программ – от прогрессивного налогообложения до общего государственного достатка, государства благоденствия, которое также завоевало себе право называться «социалистическим».

Растущий успех социалистического движения нёс за собой и опасность отклонения от основных принципов. Поэтому в 1848 г

Карл Маркс включил в «Манифест» радикальный ярлык левых – коммунизм, назвав его последней, самой важной стадией социализма

Гитлер и Муссолини

Отец Муссолини, кузнец Алессандро (Alessandro), был членом Второго (Социалистического) Интернационала, Бенито Муссолини, как и отец, тoже стал социалистом.

В 1902 году он эмигрировал в Швейцарию. Там он принял участие в социалистическом движении за что был депортирован в Италию. Следующая попытка его депортaции была приостановлена ввиду того, что швейцарские социалисты срочно вынесли вопрос об отношении к нему в парламент.

В феврале 1909 года Муссолини стал редактиривать местную социалистическую газету L’Avvenire del Lavoratore(Будущее рабочего). Там он познакомился с социалистическим политиком и журналистом Чезаре Баттисти и стал редактировать его газету Il Popolo (Народ).
Позже Муссолини вернулся в Италию и стал работать в редакции центрального органа Социалистической партии Италии, в газете Avanti! («Вперед!»)

Гитлер также увлекался социалистическими идеями. Именно по этому он реформировал Нeмецкую рабочую партию в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию Германии, добавив в название партии слова «национал-социалистическая».

Гитлер, как и все социалисты, призывал «освободить народ от диктата мирового финансового капитала, всемерно поддерживал мелкое и ремесленное производство, творчество лиц свободных профессий».

Что такое социализм и коммунизм – происхождение и идеи

Коммунистическая доктрина разработана в начале XX века Карлом Марксом и внедрена на практике В. И. Лениным. Учение ставит в центр жизни общества экономику. Религия, разделение общества на социальные слои, традиционная структура семьи — лишь производные экономики, поэтому отрицаются. В марксистском коммунизме нет понятия частной собственности.

Социализм — учение, которое также отменяет частное в пользу общего, но признает мораль и религию важными составляющими благополучного социума.

Различают виды социализма:

  • раннехристианский — построение общества по законам Евангелия, патриархата, равенства и братства. Социальное и материальное неравенство вознаграждалось за смирение в загробном мире;
  • доклассический — рациональность отодвигает религию на второй план. В обществе главенствуют трудовая солидарность, общая собственность, справедливость;
  • классический — доктрина зародилась в XVIII веке и боролась против капитализма, крупных промышленников и аристократии;
  • христианский — религиозно-нравственное развитие по учению и образу жизни Христа, появилось в середине XIX века;
  • этический — общество, которое объединяют высокие нравственные принципы, независимо от классовой принадлежности. Истоки — учение Канта.

Заключение

Общие черты коммунистической и социалистической доктрины:

  • коллективизм;
  • общая собственность;
  • равноправие;
  • преобладание интересов общества над личными убеждениями.

Различия:

  • противоположное отношение к государству;
  • разный уровень духовного развития.

В коммунистическом обществе государство отмирает, материализм важнее духовности. Людей объединяет идея, а равноправие основано на свободе нравов. В социалистическом обществе государство — регулирующая и объединяющая система, справедливость — основа равноправия, а духовные ценности преобладают над материализмом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: