Водородная (термоядерная) бомба: испытания оружия массового поражения

Испытание «Царь-бомбы»

В 1961 году было решено вернуться к испытаниям. Когда бомба была готова, выяснилось, что самолет нуждается в переделках: вес и размеры реальной бомбы, а также парашютной системы оказались несколько больше макета. Кроме того, самолет покрыли специальной светоотражающей краской белого цвета и отправили на доработку на Куйбышевском авиазавод.

После двухчасового монтажа и проверки бомбы 30 октября 1961 года с аэродрома Оленья на Кольском полуострове вылетело два самолета. Помимо нового АН-202 с девятью членами экипажа на борту и самой смертоносной боеголовкой в мире, летел также специально оборудованный для наблюдения за испытаниями самолет-лаборатория Ту-16А.

Оба судна держали курс на Сухой Нос — государственный испытательный полигон № 6 Министерства обороны СССР, расположенный на Новой Земле. «Кузькину мать» сбросили над проливом Маточкин Шар с высоты 11,5 километра. Специальная система бомбы, включавшая в себя пять вытяжных парашютов, дала самолетам время отлететь как можно дальше.

Бомба взорвалась на высоте четырех тысяч метров над целью. К этому моменту самолет-лаборатория отлетел на 53,5 километра, а АН-202 был на расстоянии около 39 километров. Ударная волна догнала самолет-носитель, а после посадки оказалось, что снизу он был весь черный, а обшивка была вдавлена, вспоминал Анатолий Веселовский в книге «Ядерный щит».

Ядерная бомба Mk-36 (10 мегатонн)

Ядерная бомба Mk-36, также известная как Mark 36, была высокопроизводительным термоядерным оружием, впервые разработанным в 1950-х годах. Используя многоступенчатую систему синтеза, сравнимую с Mk-21, Mk-36 считался первым «сухим» ядерным оружием, когда-либо испытанным правительством Соединенных Штатов.

В целом, массивный Mk-36, который имел длину более 3,8 метров и весил почти 8028 кг, был способен обеспечить общий выход 10 мегатонн при детонации. Используя два отдельных парашюта, бомба была спроектирована так, чтобы медленно опускаться над своей целью, чтобы дать экипажам бомбардировщиков достаточно времени, чтобы избежать потенциального вреда.

В общей сложности вооруженные силы Соединенных Штатов разработали более 940 бомб Mk-36 в период с 1956 по 1958 год, при этом разрабатываются две отдельные версии, включая Y1 и Y2, соответственно. Однако, как и в случае с большинством ранних ядерных бомб Соединенных Штатов, Mk-36 был быстро удален к 1962 году; заменяется гораздо более мощными (и разрушительными) устройствами B41.

8. B53 (Mk-53) атомная бомба (9 мегатонн)

B53 (также известный как Mark 53) был термоядерным оружием, разработанным вооруженными силами США в 1960-х годах. Бомба была впервые разработана в ответ на глубокие подземные бункеры, построенные для советских лидеров во время холодной войны.

Используя поверхностный взрыв, чтобы обрушить окружающую землю на свою цель, бомба была разработана, чтобы нанести огромный урон подземным центрам; Предоставление Соединенным Штатам решающего преимущества в случае ядерной войны. Несмотря на то, что она была намного меньше ядерных бомб 1950-х годов (весом 4000 кг и длиной чуть более 3 метров), она имела гораздо большую мощность 9 мегатонн.

В течение 1960-х годов было разработано более 340 B53, причем 50 из этих бомб были переданы в проекты «Титан», в которых использовалась ядерная боеголовка W-53 (согласно спецификациям B53). Последние B53 были демонтированы в течение 2011 года после того, как были выявлены многочисленные проблемы безопасности, касающиеся их хранения и локализации.

9. Ядерная бомба Mk-16 (7 мегатонн)

Ядерная бомба Mark 16 (также называемая Mk-16, TX-16 или EC-16) была большим термоядерным оружием на основе водородной бомбы «Ivy Mike». Это оружие было единственной термоядерной бомбой, когда-либо разработанной для использования криогенного термоядерного дейтерия.

Из-за количества вакуумных колб, необходимых для этого вида топлива, бомба была необычайно большой и весила 19050 кг при длине почти в 6,7 метров. В результате специально модифицированный B-36 стал единственным американским самолетом, способным к развертыванию оружия.

Несмотря на то, что бомбы были изготовлены в январе 1954 года, к апрелю того же года бомбы были сняты с производства благодаря успешным испытаниям ядерных бомб на твердом топливе; особенно Mk-14.

Хотя испытания Mk-16 планировалось провести во время операции Castle, успех устройства «Креветки» в Castle Bravo сделал Mk-16 относительно устаревшим в глазах американских военных. Тем не менее, согласно текущим оценкам, бомбы серии Mk-16 входят в десятку самых мощных ядерных вооружений, когда-либо разработанных из-за их ожидаемой мощности от 7 до 8 мегатонн (примерно в 333 раза больше, чем детонация «Толстяка» над Нагасаки).

10. Ядерная бомба Mk-14 (6,9 мегатонн)

Ядерная бомба Mark 14 (также называемая Mk-14 или TX-14) была американским термоядерным оружием, разработанным в 1950-х годах, и была первой в мире водородной бомбой на твердом топливе. В качестве экспериментального оружия Соединенные Штаты произвели только пять таких бомб к 1954 году, испытав это устройство в апреле того же года во время ядерного эксперимента «Castle Union».

«Используя нерадиоактивный изотоп лития», бомба длиной почти 5,4 метра была спроектирована для доставки бомбардировщиками B-36 или B-47 (из-за ее существенного веса в 14000 кг) и использовала сброс с парашютам, как способ замедлить ее падение на землю.

Во время Ядерного испытания Castle Union Mk-14 был успешно взорван с выходом 6,9 мегатонн. Что касается размеров, Mk-14 был примерно в 328 раз более мощным, чем атомная бомба («Толстяк»), сброшенная на Нагасаки в 1945 году. Несмотря на успешные испытания, Mk-14 были сняты с эксплуатации позднее в том же году. Бомбу посчитали очень «грязной» (имеется в виду огромное количество радиации, рассеиваемой от устройства после детонации). Все 19 Mk-14 были переработаны и использованы для создания более крупных и эффективных вариантов Mk-17 к 1956 году.

ВМФ получит торпеды и АПЛ нового поколения

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда (УГСТ) предназначена для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов, а также стационарных целей.

  • аппаратурный модуль;
  • боевое зарядное отделение;
  • резервуарное отделение;
  • силовое отделение;
  • хвостовое отделение;
  • катушка телеуправлении.

Особенности

Торпеда УГСТ может выстреливаться из торпедных аппаратов калибра 533 мм размещаемых на ПЛ и НК. Базовая модификация торпеды длиной 7,2 м может быть включена в состав боекомплекта носителей с торпедными аппаратами российского стандарта, а модификация длиной 6,05 м — с торпедными аппаратами стандарта НАТО. Совместимость бортовых систем торпеды с системами носителя производится путем программной настройки системного блока в процессе привязки к данному проекту корабля. Для размещения на некоторых модернизируемых носителях существуют решения с поставкой специального переходного пульта предстартовой подготовки для введения данных в торпеду перед стрельбой.

Практическая торпеда, используемая для обучения личного состава и подготовки флота, переоборудуется из боевой путем замены боевого зарядного отделения (БЗО) на практический отсек.

Отличительной особенностью торпеды УГСТ является ее модульная конструкция с многоуровневым потенциалом модифицируемости (от перепрограммирования аппаратуры базовой модели торпеды до замены в ней двигателя или резервуарного отделения), в результате чего появляется возможность оперативного комплексирования торпеды под требования, учитывающие конкретные особенности применения.

Энергосиловая установка торпеды УГСТ базируется на аксиально-поршневом двигателе, работающем на жидком однокомпонентном топливе. Малошумный водометный движитель напрямую, без редуктора, связан с двигателем. Особенностью гидродинамической схемы торпеды являются двухплоскостные рули: выдвигаемые за калибр торпеды после ее выхода из трубы торпедного аппарата.

Боевое зарядное отделение представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой размещено взрывчатое вещество. Модификации БЗО отличаются между собой по составу взрывчатого вещества и его весу.

В головном отсеке УГСТ размещен аппаратурный модуль (АМ), включающий в себя системы самонаведения (ССН), телеуправления, управления движением и другие электронные системы. В ССН активно-пассивного типа применена плоская приемо-излучающая антенная решетка с регулируемым сектором обзора.

Основой архитектуры AM является создание на борту торпеды единого мощного перепрограммируемого вычислительного ядра, объединяющего информационные части бортовых систем в единое информационное пространство по технологии интегрированных систем управления.

Боевое применение

Данный вид торпед показал себя эффективным оружием, одного попадания было достаточно, чтобы корабль класса крейсер вывести из строя как минимум на полгода, две торпеды означали очень тяжёлые повреждения или гибель, три — не оставляли практически никаких шансов кораблю уцелеть. Всего за годы войны этими торпедами было потоплено 23 корабля союзников, в том числе 1 авианосец, 11 крейсеров и 11 эсминцев. Ещё 13 были тяжело повреждено и надолго оказались в ремонте.

Бой в проливе Бадунг:

Нидерландский эсминец «Пит Хейн» 19 февраля 1942 года потоплен торпедами эсминца «Асасио».

Сражение в Яванском море:

  • Нидерландские лёгкие крейсера «Де Рёйтер» и «Ява» 27 февраля 1942 года добиты торпедами крейсеров «Хагуро» и «Нати».
  • Нидерландский эсминец «Кортенар» 27 февраля 1942 года потоплен торпедами крейсера «Хагуро». Бой в Зондском проливе: Австралийский лёгкий крейсер «Перт» потоплен 1 марта 1942 года торпедами крейсеров «Могами» и «Микума».
  • Американский тяжёлый крейсер «Хьюстон» потоплен 1 марта 1942 года торпедами крейсеров «Могами» и «Микума».

Второе сражение в Яванском море:

Британский крейсер «Эксетер» потоплен 1 марта 1942 года торпедами эсминца «Икадзути».

Бой у острова Саво:

Австралийский тяжёлый крейсер «Канберра» и американский «Куинси» 9 августа 1942 года добиты торпедами крейсеров «Аоба», «Како», «Кинугаса» и «Фурутака».

Сражения за Соломоновы острова:

Американский эсминец «Блю» потоплен 22 августа 1942 года торпедами эсминца «Кавакадзэ».

Бой у островов Санта-Крус:

Американский авианосец «Хорнет» 26 октября 1942 года добит торпедами эсминцев «Акигумо» и «Макигумо».

Морское сражение за Гуадалканал:

  • Американский лёгкий крейсер «Атланта» 13 ноября 1942 года добит торпедами эсминца «Акацуки».
  • Американские эсминцы «Бартон», «Лэффи», «Уолк» и «Бенхэм» 13 ноября 1942 года потоплены торпедами эсминцев.

Бой у Тассафаронга:

Американский тяжёлый крейсер «Нотрхэмптон» 30 октября 1942 года добит торпедами эсминца «Оясио»

Битва в заливе Кула:

  • Американский эсминец «Стронг» потоплен 5 июля 1943 года торпедами эсминцев.
  • Американский лёгкий крейсер «Хелена» потоплен 5 июля 1943 года торпедами эсминцев «Судзукадзэ» и «Таникадзэ»

Битва при Коломбангара:

Американский эсминец «Гуин» 12 июля 1943 тяжело повреждён попаданием торпеды и позже затоплен.

Бой у острова Велья-Лавелья:

Американский эсминец «Шевалье» 6 октября 1943 года потоплен эсминцем «Югумо»

Битва в Ормокском заливе:

Американский эсминец «Купер» 3 декабря 1944 года потоплен эсминцем «Такэ»

АН602 – «Царь-бомба» (58,6 мегатонн)

Самой мощной водородной бомбой за всю историю человечества, которую еще называют термоядерной, является бомба советского производства АН602, получившая неофициальные имена «Царь-бомба» и «Кузькина мать». Этот снаряд был гораздо мощнее атомной бомбы. Масса боеприпаса составляла 24 т, он имел длину 8 м и диаметр 2 м. Разработки бомбы продолжались на протяжении 1945-1961 годов. В тротиловом эквиваленте мощность ее составляла 59 Мт, хотя изначально было запланировано создание снаряда мощностью 100 Мт.

«Кузькину мать» испытали в 1961 году в воздухе над Новой Землей на высоте 4 км. Для испытаний специально был построен самолет Ту-95-В, поскольку ни одна из существовавших на то время воздушных машин не могла справиться с подобного рода задачей. Взрыв почувствовали все жители планеты, поскольку ударная волна после взрыва трижды обогнула Землю.

Из-за его огромных размеров и разрушительной силы (58,6 мегатонн) был создан специальный парашют, чтобы замедлить спуск бомбы на землю, давая экипажу бомбардировщика время для полета примерно в 45 км от места взрыва царя-бомбы. Однако, без ведома экипажа, советские ученые дали пилотам только 50-процентную вероятность выжить после взрыва.

Огненный шар царя бомбы

На острове после взрыва не осталось ничего, а в населенных пунктах, которые находились за 4 сотни километров от места взрыва, были полностью разрушены все деревянные постройки и снесены крыши. На месте взрыва вырос гриб, высота которого составила 67 км, а диаметр шапки достигал 95 км. Радиус эпицентра взрыва бомбы составил 4 км 600 м.

Подрыв бомбы был осуществлён барометрическим взрывателем через 189 секунд после сброса в 11 часов 33 минуты МСК (08:33 UTC) на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Ядерный взрыв (возможно, достигающий 58,6 мегатонн) был настолько мощным, что ударные волны ощущались на расстоянии 204 км от самолета наблюдения (советский Ту-16). Хотя экипаж бомбардировщика Ту-95в пережил взрыв, их самолет был захвачен ударной волной на расстоянии 114 км, почти сбивая самолет. Экспериментальный американский самолет, известный как KC-135R, также находился в этом районе во время испытаний и был обожжен взрывом, чуть не убив пилота на борту.

Некоторые специалисты уверены в том, что именно испытания «Царь-бомбы» подвигли лидеров многих стран подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, а также появления ограничений мощности ядерного оружия.

Грибное облако царской бомбы

Результаты взрыва АН602 впечатляют:

  • вспышка была видна на расстоянии более 1000 км, её наблюдали в Норвегии, Гренландии и на Аляске;
  • ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров (в 7 раз больше высоты Эвереста), форма «шляпки» двухъярусная, диаметр верхнего яруса оценен в 95 километров, нижнего — 70, облако наблюдали за 800 км от места взрыва;
  • взрывная волна трижды обогнула земной шар, первый раз за 36 ч. 27 мин.: сейсмическая волна в земной коре, порождённая ударной волной взрыва, три раза обогнула земной шар;
  • волна атмосферного давления, возникшая в результате взрыва, трижды была зафиксирована в Новой Зеландии: станция в г. Веллингтон (Новая Зеландия) зарегистрировала увеличение давления в 21:57 30 октября (приход волны с северо-запада), в 07:17 31 октября (с юго-востока) и в 9:16 1 ноября (с северо-запада; время по GMT) с амплитудой 0,6, 0,4 и 0,2 миллибар соответственно; средняя скорость движения волны оценена в 303 м/с, или 9,9 градуса дуги большого круга в час;
  • в 780 км от взрыва в посёлке на о. Диксон выбило в окнах стекла; звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров, однако нет сообщений о разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма; ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут;
  • радиоактивное загрязнение опытного поля радиусом 2—3 км в районе эпицентра составило не более 1 миллирентген/час, испытатели появились на месте взрыва через 2 часа, радиоактивное загрязнение практически не представляло опасности для участников испытания.

Только ФАБ-9000 может пробить что угодно

Уже применённые на Украине — полуторатонная управляемая авиабомба УПАБ-1500Б и её планирующий аналог УПАБ-1500Б-Э. Вторая бомба сбрасывается от цели в 50 км, для наведения используют спутниковую систему.

ВКС России планируют (возможно, уже начали) применять фугасные авиабомбы ФАБ-3000 и ФАБ-5000М. Последняя весом пять тонн может быть сброшена с высоты 16 000 м при скорости полёта самолёта до 1200 км/ч. Основные её цели — особо прочные наземные и подземные объекты. При взрыве ФАБ-3000М остаются полностью разрушенные сооружения в круге диаметром около 35 метров. Носитель ФАБ-3000 и ФАБ-5000 — дальний бомбардировщик Ту-22М3.

wikimedia.org
Только ФАБ-9000 оказалось под силу достать строения и ходы сообщения под землёй на глубине шесть этажей на «Азовстали».

Только ФАБ-9000 оказалось под силу достать строения и ходы сообщения под землёй на глубине шесть этажей на «Азовстали». ФАБ-9000 успешно применяли ещё во время войны в Афганистане.

В запасе авиаторов бомба объёмного взрыва (неофициальное обозначение АВБПМ — «Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности»). С ней может сравниться, разве что, авиабомба ВВС США GBU-43/В (неофициальное название MOAB — Mother of all bombs, с англ. — «мать всех бомб»). Общая масса изделия АВБПМ более 8 тонн. Масса взрывчатого вещества 7100 кг, тротиловый эквивалент — 44 тонны.

defense.gov
Авиабомба ВВС США GBU-43/В (Mother of all bombs — «Мать всех бомб»).

Внутри основной части корпуса находится жидкое взрывчатое вещество. Освобождённое при взрыве, оно и даёт объёмный взрыв. Гарантированное поражение целей в радиусе 300 м. Ударная волна может повредить постройки и поразить живую силу противника на расстоянии до полутора километров.

В противовес американскому изделию «псевдоним» нашего — «Папа всех бомб».

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) продолжает модернизацию управляемых авиационных бомб (УАБ). В частности, УАБ К08БЭ и УПАБ-1500БЭ оснащаются новыми системами самонаведения. Изучается возможность и модернизации корректируемой авиабомбы КАБ-250ЛГ-Э.

Конструкция

Mark 53. Вид сзади (под крышкой — парашютная система). Национальный музей ВВС США, Дейтон, Огайо

Боеголовка Mk.6 МБР «Титан 2» в Национальном музее ядерной науки и истории (Альбукерке, Нью-Мексико).

Ядерный заряд БЧ W53

Термоядерная боевая часть W53 головной части Mk.6 МБР Titan II использовала тот же ядерный заряд, что и бомба B53, но без присущих авиабомбам компонентов, таких как парашютная система, что снизило её массу до 3690 кг. С энерговыделением в 9 мегатонн, она являлась самой мощной БЧ из всех когда-либо размещённых на американских ракетах.

65 боевых частей W53 было произведено в период с декабря 1962 по декабрь 1963 года. Выпускалась компанией General Electric

В апреле 1963 года в 570-й стратегической ракетной эскадрилье (англ. 570th Strategic Missile Squadron) 390-го стратегического ракетного крыла (англ. 390th Strategic Missile Wing) (авиабаза Девис-Монтен, Аризона) в ШПУ 570-2 () на боевое дежурство была поставлена первая МБР «Титан-2» с БЧ W53. Первая эскадрилья, в составе 9 ШПУ, вступила в строй к июню 1963 года, а все 54 МБР были развернуты в декабре 1963 года, в том числе:

  • 18 ПУ на авиабазе Девис-Монтен в Аризоне,
  • 18 ПУ на базе ВВС Литл-Рок (англ. Little Rock Air Force Base) в Арканзасе,
  • 18 ПУ на базе ВВС США Макконнел (англ. McConnell Air Force Base) в штате Канзас.

«Титан 2» с ГЧ Mk.6 в шахте

Ядерные торпеды и глубинные бомбы ВМС США

В 1963 г. на вооружение ВМС США была принята дальноходная высокоскоростная бесследная противолодочная торпеда Мк-45 «Astor». В 1976 г. была снята с вооружения в связи с поступлением в ВМС торпеды Мк-48 в обычном снаряжении.

В 1952 г. в США была разработана авиационная ядерная глубинная бомба Мк-90 «Betty». Бомба предназначалась для использования в качестве противолодочного оружия ВМС США. Она оснащалась ядерным зарядом W7 мощностью 32 кт, её вес составлял 509 кг, длина – 3,1 м, диаметр – 0,8 м. В 1959 г. самолет с бомбой Мк-90 (не оснащенной ядерным зарядом) совершил аварийную посадку в Тихом океане, бомба была потеряна и не найдена. К 1960 г. все бомбы Мк-90 были сняты с вооружения.

В целях противолодочной обороны в 1950-х годах была создана авиационная глубинная бомба Мк-101 «Lulu». Она оснащалась ядерным зарядом W34, мощность которого составляла 11 кт. Габариты бомбы составляли: длина – 2,3 м, диаметр – 0,45 м, вес – 544 кг. Производство бомб (в 5 модификациях) велось с июня 1958 г. по сентябрь 1962 г. (всего было изготовлено 600 бомб), а развертывание в ВМС США – с 1958 по 1971 гг. Бомба Мк-101 снята с вооружения в 1965 г.

Читать: Конструкция револьвера «Ruger» GP 100

Примерно в те же годы была создана еще одна бомба – Мк-105 «Hotpoint», также оснащавшаяся ядерным зарядом W34. Она была разработана для авиации ВМС США и была первой бомбой, которая обеспечивала подрыв с временной задержкой (Laydown) после падения на грунт, что позволяло применять её с малых высот (в последующем такой режим подрыва обеспечивался системой автоматики авиационных ядерных бомб Мк-43, Мк-41, Мк-53). Для обеспечения режима Laydown бомба оснащалась 12,5-дюймовым парашютом, а использование таймера обеспечивало как воздушный, так и подводный взрыв. Это была также первая бомба модульного типа. Модульная конструкция бомбы позволяла изменять её габаритные размеры, что давало возможность применять её с различных типов самолетов как с внешней, так и с внутренней подвески.

Бомбы Мк-105 первой модификации были приняты на вооружение в 1958 г., второй модификации – в 1960 г. Все модификации этих бомб были сняты с вооружения в 1964 г.

Возможно вам будет интересно:

  • Противолодочные ракеты США
  • Ядерные мины (фугасы) США
  • Ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков США
  • Ракетное авиационное ядерное вооружение США
  • Зенитные ракетные комплексы и противоракетные комплексы США
  • Американская водородная бомба Mk 53 (B53)

Оружие типа Mk.17

После проведения испытаний термоядерного оружия, в США после ряда доработок бомбы начали производиться серийно. В период с 1954 по 1955 годы было начато производства оружия модели Mk.17. За год американские ученые и инженеры создали 200 экземпляров смертельного оружия.

Согласно официальной информации, мощность взрыва Mk.17 была в диапазоне от 10 до 15 мегатонн. Однако у первой серийной термоядерной бомбы был определенный «минус», который впоследствии заставили правительство США прекратить их выпуска. Этим минусом являлась масса устройства. Вес бомбы составлял 21 тонну, при длине в 7,5 метров и диаметре чуть более 1 тыс. 500 мм.

Из-за большой массы взрывного устройства ее могли использовать только при помощи межконтинентального стратегического бомбардировщика Convair B-36, который на момент создания Mk.17 уже считался устаревшей моделью. Поэтому проект Mk.17 был закрыт в 1955 году.

Эффекты взрыва

Согласно расчётам, при воздушном подрыве на оптимальной высоте 9-мегатонный взрыв приведёт к образованию огненного шара размером от 4 до 5 километров в диаметре, при этом:

  • мощности светового излучения будет достаточно, чтобы вызвать смертельные ожоги у любого открыто расположенного человека в радиусе 28,7 километра (площадь в 2586 км²);
  • воздействия ударной волны будет достаточно для разрушения жилых и производственных построек в радиусе 14,9 км от эпицентра (697 км²);
  • в радиусе 5,7 км практически все наземные сооружения будут разрушены, и количество погибших от ударной волны может достичь 100 %;
  • в радиусе 4,7 км среднестатистическая доза ионизирующего излучения полученная человеком будет составлять 500 бэр (5 зивертов). Этой дозы достаточно чтобы вызвать смертность в 50-90 % независимо от воздействия ударной волны и светового излучения на указанном расстоянии.
  • считалось, что при точном попадании бомба способна разрушить любой самый защищённый советский подземный бункер

Инциденты

19 сентября 1980 года в ШПУ 374-7 () 374-й стратегической ракетной эскадрильи (англ. 374th Strategic Missile Squadron) 308-го стратегического ракетного крыла (англ. 308th Armament Systems Wing) (авиабаза Литл-Рок) при проведении работ по повышению давления наддува в баке окислителя второй ступени техник, выполнявший работу, выронил полуторакилограммовую головку торцевого ключа, которая, пролетев около 20 метров, пробила бак горючего первой ступени. Расчёт стартовой позиции был эвакуирован после прибытия команды специалистов для ликвидации аварии. Разведгруппа из 2 человек, направленная в шахту, зафиксировала наличие в ШПУ взрывоопасных компонентов. Поступивший приказ об эвакуации разведгруппы и аварийной команды выполнить не успели — произошёл взрыв 110 тонн самовоспламеняющихся компонентов топлива, ударная волна сдетонировавшей первой ступени вырвала закрытое железобетонное защитное устройство шахты (крышку) массой в 740 тонн, а вторая ступень вместе со штатной ГЧ Mk.6 c ядерной боевой частью W53 были выброшены из шахты. Поврежденная вторая ступень вылетела из шахты и взорвалась с 26 тоннами токсичного топлива. В результате взрыва второй ступени 4-тонная ГЧ была подброшена в воздух на 200 метров, а при падении разрушилась. В результате аварии погиб 1 и был ранен ещё 21 человек. МБР и шахта были полностью разрушены (шахта так и не была восстановлена). Из пятимильной (8 км) зоны вокруг шахты были эвакуированы около 1400 жителей, однако по официальным данным утечки радиоактивных продуктов не произошло.

Образ в художественных произведениях

  • Инцидент со взрывом ракеты-носителя «Титан-2» с боеголовкой W53 был отображён в фильме Катастрофа в шахте №7, снятом в 1988 г. (кинокомпания Mark Carliner Productions, США).
  • В фильме Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» пилот самолёта B-52 майор Дж. Т. «Кинг» Конг (актёр Слим Пикенз  (англ.) (рус.) изображает родео, сидя на падающей термоядерной бомбе, размерами и формой похожей на B53.

Утилизация головной части

После снятия в мае 1987 года с боевого дежурства последней ракеты «Титан 2», утилизация последних БЧ W53 была закончена к 1988 году.

Технические характеристики [ править ]

B53 имел длину 12 футов 4 дюйма (3,76 м) и диаметр 50 дюймов (4,17 фута; 1,27 м). Он весил 8850 фунтов (4010 кг), в том числе W53 боеголовки, 800-к-900 фунтов (360 к 410 кг) парашютная систему и сотовый алюминиевые носового конуса , чтобы позволить бомбу , чтобы выжить Laydown доставки . У него было пять парашютов: один пилотный парашют длиной 5 футов (1,52 м), вытяжной парашют длиной 16 футов (4,88 м) и три основных парашюта длиной 48 футов (14,63 м). Развертывание желоба зависит от режима доставки, при этом основные желоба используются только для укладки. Для доставки методом свободного падения вся система была снята с производства.

В боеголовке W53 B53 для деления использовался ораллой (высокообогащенный уран ) вместо плутония [ необходима цитата ] со смесью топлива из дейтерида лития- 6 для термоядерного синтеза. Взрывчатое линза содержит смесь RDX и TNT , который не был нечувствителен . Были изготовлены два варианта: B53-Y1 , «грязное» оружие с вторичной обмоткой из U-238, и «чистая» версия B53-Y2 с неделящимся ( свинцовым или вольфрамовым)) вторичный кожух. Взрывная мощность для версии Y1 была рассекречена в 2014 году и составляет 9 Мт.

История

Разработка бомбы была начата в 1955 году в Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико и основывалась на конструкции более ранних изделий Mk.21 (англ. Mark 21 nuclear bomb) и Mk.46 (англ. B46 nuclear bomb). В марте 1958 года Стратегическое командование ВВС США выпустило запрос на разработку новой бомбы класса C (мегатонной мощности, массой менее 5 тонн) для замены бомбы Mk.41. Один из вариантов Mk.46 в 1959 году стали обозначать TX-53. Изделие TX-53 по-видимому никогда не испытывалось, хотя его прототип — экспериментальный заряд TX-46 был взорван 28 июня 1958 года, в рамках испытания «Дуб» (англ. Oak) первой фазы операции «Хардтек», дав на выходе энерговыделение в 8,9 Мт. Бомбы этого типа начали постепенно разбирать с 1980-х годов, однако они оставались на вооружении до 1997 года.

Гриб 8,9-мегатонного термоядерного взрыва «Дуб» (англ. Oak) бомбы TX-46 в рамках первой фазы операции «Сухарь», проведённый 28 июня 1958 года на атолле Эниветок.

Производство

Серийное изготовление Mk.53 было начато на Бёрлингтонском атомном заводе Комиссии по атомной энергии США (штат Айова), оператором которого по контракту выступала компания Mason & Hanger-Silas Mason Co., Inc. (M&H), впоследствии вошедшая в состав American Ordnance LLC. Производство велось с августа 1962 года и продолжалось вплоть до июня 1965 года. Было произведено около 340 бомб. С 1968 года авиабомба получила обозначение B53.

Развёртывание

Авиабомба B53 была принята в эксплуатацию в составе бомбардировщиков B-47 «Стратоджет», B-52 «Стратофортресс» и B-58 «Хастлер» в середине 1960-х годов.

Эксплуатация, снятие с вооружения и утилизация

Некоторые ранние варианты авиабомбы выводились из эксплуатации и утилизировались начиная с 1967 года. Около 50 бомб и 54 изделия в варианте боевых частей МБР Tитан 2 находились на службе в течение 1980-х годов.

После в 1980 году закончившегося взрывом ракеты «Титан 2» оснащённой головной частью Mk.6 c ядерным зарядом W-53 (ракетный вариант B-53), по решению президента США Рональда Рейгана была начата деактивация оставшихся на боевом дежурстве ракет «Титан 2» с боеголовкой Mk.6. Последняя из них была снята с боевого дежурства 5 мая 1987 года.

В середине 1980-х также существовали планы по снятию с вооружения, деактивации B-53 и замены её на авиабомбу B-83, однако 5 августа 1987 года было принято решение прекратить вывод из эксплуатации B-53, и к 25 бомбам оставшимся в эксплуатации, были возвращены 25 ранее изъятых из обращения, но не подвергнутых разборке и деактивации B-53 (это единственный случай возврата на вооружение в США). Объявленной причиной такого решения была необходимость сохранения возможности уничтожения высокозащищённых заглубленных целей.

В конце 1980-х годов была начата программа продления сроков эксплуатации B-53, включавшая в себя модернизацию предохранительной автоматики бомбы.

Новая, проникающая модификация бомбы B61, т. н. B-61 Mod.11 начала поступать на вооружение в январе 1997 года заменяя B-53. Поэтому начиная с 1997 года имевшиеся в арсенале ВВС США 50 штук B-53 выводились из эксплуатации, но не утилизировались.

Подготовка к утилизации бомбы B53 на заводе Pantex в Амарилло, Техас

13 октября 2010 года Национальная администрация по ядерной безопасности США (англ. National Nuclear Security Administration) объявила о начале программы по утилизации B53, стоявших на вооружении ВВС на протяжении 35 лет. Утилизация авиабомб производилась на заводе «Pantex» в Техасе. 25 октября 2011 года был разобран последний экземпляр.

B61 является бомбой с переменной мощностью заряда, имеющей название «Широкий вариант заряда» (FUFO, Full Fuzing Option)», или «Dial-a-yield», предназначенная для транспортировки на самолётах, в том числе сверхзвуковых. Она имеет корпус способный выдерживать полёт на сверхзвуковых скоростях.. На модификациях 3, 4 и 10 может быть установлена мощность в 0.3, 1.5, 5, 10, 60, 80 или 170 килотонн. Стратегические версии (B61 7-й модификации) имеют четыре варианта заряда, с максимумом в 340 килотонн. В рассекреченном обзоре ядерных сил США в 2001 году говорится, что B-61-11 имеет только один вариант мощности заряда, некоторые источники указывают на 10 килотонн, другие же предлагают 340 килотонн, как у 7-й модификации.

История создания и применения

Рождением своим боеприпасы объемного взрыва (как и многое другое оружие) обязаны недоброму германскому оружейному гению

Во время последней мировой войны немцы обратили внимание на мощность взрывов, которые случаются в угольных шахтах. Они попытались использовать те же физические принципы для производства нового типа боеприпасов

Ничего реального у них не вышло, а после поражения Германии эти наработки попали к союзникам. О них забыли на долгие десятилетия. Первыми про объемные взрывы вспомнили американцы во время вьетнамской войны.

Во Вьетнаме штатовцы широко применяли боевые вертолеты, с помощью которых они снабжали свои войска и эвакуировали раненых. Довольно серьезной проблемой стало строительство посадочных площадок в джунглях. Расчистка участка для посадки и взлета лишь одного вертолета требовала напряженной работы целого саперного взвода в течение 12-24 часов. Расчищать площадки с помощью обычных взрывов не представлялось возможным, потому что они оставляли после себя огромные воронки. Вот тогда-то и вспомнили про боеприпасы объемного взрыва.

Боевой вертолет мог нести на борту несколько подобных боеприпасов, взрыв каждого из них создавал площадку вполне пригодную для посадки.

Также весьма эффективным оказалось и боевое применение объемных боеприпасов, они оказывали сильнейший психологический эффект на вьетнамцев. Укрыться от подобного взрыва было весьма проблематично даже в надежном блиндаже или бункере. Американцы успешно применяли бомбы объемного взрыва для уничтожения партизан в туннелях. В это же время разработкой подобных боеприпасов занялись и в СССР.

Американцы оснащали свои первые бомбы различными видами углеводородов: этилена, ацетилена, пропана, пропилена и других. В СССР экспериментировали с разнообразными металлическими порошками.

Однако боеприпасы объемного взрыва первого поколения были довольно требовательны к точности бомбометания, сильно зависели от погодных условий, плохо работали при отрицательных температурах.

Для разработки боеприпасов второго поколения американцы использовали ЭВМ, на котором они моделировали объемный взрыв. В конце 70-х годов прошлого века в ООН была принята конвенция о запрете этого оружия, но это не остановило его разработки в США и СССР.

Сегодня уже разработаны боеприпасы объемного взрыва третьего поколения. Работы в этом направлении активно ведутся в США, Германии, Израиле, Китае, Японии и в России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: