Автомобиль зис-151: обзор, технические характеристики, особенности и история

Источники[править]

  • «Матт» вместо «Джипа» // «За рулём» : журнал. 1960. № 7.
  • U.S. Army Technical Manual TM 9-2320-218-10, MAR-83

Бронетехника США

Лёгкие танки:

Танк-скелет • M1917 • M1917A1 • M1918 • Ford Mark I • Ford Mark II • T1 Cunningham • M2 • M2A1 • M2A2 • M1931

Кавалерийские танки:

Combat Car T1 • T2 • Combat Car T4 • T6 • Combat Car M1

Средние танки:

M1921 • M1922 • T1 Medium • T2 Medium • M1919 • M1921 • M1928 • T3 Medium • M1 Medium • T5 Medium • M2 Medium

Тяжёлые танки:

Holt Gas-Electric Tank • Паровой танк • Mark VIII

Самоходные гаубицы:

T1 • T3

Бронеавтомобили:

Бронеавтомобиль Дайтона • Davidson-Cadillac • M1 • T7

Бронетракторы:
Killen-Strait

Грузовые автомобили:

Ford AA • Chevrolet Master Trado • Coleman C25 • Coleman T1 • Coleman FBD • Coleman DW6

Лёгкие танки:

M3A3 Stuart V • M5 Stuart • M22 Locust • T9 • T10 • T24 • M24 Chaffee

Средние танки:

M2 • M3 Lee • M3 Grant • M4 Sherman • M7 • MTLS-1G14 • T20

Тяжёлые танки:

T14 • Mormon-Herrington T15 • T1 Heavy • M6 • M6A2E1 • T28 ConceptT28 Prototype • T29 • T30 • T32 • T34 • M26 Pershing • T26E1-1 Super Pershing • M26E4 Super Pershing • Pawlack

Сверхтяжёлые танки:

LECТанк Гейтхауса

Истребители танков:

GMC M3 • T24 • GMC M9 • GMC M5 • M6 Fargo • T48 • T53 • M10 Wolverine • M36 Slugger • T78T25 ATT25/2 • M18 Hellcat • T28

Самоходные гаубицы:

T3 • T18 • T19 • T30 • HMC T41 • M7 Priest • M8 Scott • M12 • T82 • M37 • M40 • M41 Gorilla • M43 • T84 • T92 • HMC T93 • T94

Самоходные миномёты:

MC M4 • MC M21 • T21

Реактивные системы залпового огня:
T34 Calliope

Зенитные самоходные установки:

MGMC M13 • MGMC M14 • MGMC M15 • M16 • MGMC M17 • T10 • MGMC M19 • T77

Бронеавтомобили:

DHT-5 • T13 • T17 Deerhound • M6 Staghound • M8 Greyhound • T18 Boarhound • T27 • M38 Wolfhound

Бронетранспортёры:

M3 Scout Car • M2 • M3 • M5 • M9 • LVT • M39

Внедорожники:
Dodge WC-52

Грузовые автомобили:

Autocar U • Brockway B666 • Brockway C666 • Chevrolet G506

БРЭМ:

М32 ARRV • BARV • T6

КШМ:
M20

Лёгкие танки:

Chrysler LVTFMC LVT • M41 Walker Bulldog • T71 DAT71 CMCD • T92 • T49 • M551 Sheridan • ELKE • M8 AGS • VFM5 • Stingray • HSTV-L

Средние танки:

M46 Patton • T42 • M47 Patton II • T69 • M48 Patton III • T54Chrysler FTTM-I-YohM-II-YohM-III-YohM-IV-YohM-V-YohM-VI-YohM-VII-YohTL-1 LPCTL-2 LPCTL-7R32Chrysler TV-8Astron RexAstron Rex 105

Тяжёлые танки:

Chrysler KAE Phase IAE Phase IIT77 • T43 • T43E1 • T43E2 • T110E3T110E4T110E5TS-54HunterT57 • M103 • Concept 1Concept 1AConcept 1BTV-1

Основные боевые танки:

FMBT • T95 • T96 • M60 • MBT-70 • AMBT • MCS • XM803 • M1 Abrams

Огнемётные танки:

M67 • M132 Zippo

Истребители танков:

T95 • M56 • AT-3TS-5 • M50 Ontos

Самоходные гаубицы:

M44 • M52 • M53 • M55 • T162 • M107 • M108 • M109 • M110 • Concept No. 11 • NLOS-C • XM62 • XM104 • XM138 • XM2001 Crusader

Самоходные миномёты:

M84 • M106 • M125 • M1064 • M1129

Зенитные самоходные установки:

T100 • M42 • T249 • M163 • XM166 • M247 Sergeant York

Зенитные ракетные комплексы:

Defender II • Avenger

Реактивные системы залпового огня:

M270 MLRS • HIMARS

Боевые машины пехоты:

XM701 • AIFV • XM723 • M2 Bradley • M3 Bradley • LAV-25 • GCV

Боевые разведывательные машины:

AHED • ARV-A-L • ARV-R • M114 • Линкс • XM800T • XM800W • XM808 Twister • Коммандо Скаут • Крашэр • M-ATV

Бронетранспортёры:

M44 • M75 • M59 • M113 • Кадиллак Коммандо • M1117 • Cougar • Stryker • Mule-T • International MaxxPro • Чита • Кайман • Булл • Гризли

Десантные бронетранспортёры:

LVTP5 • AAV7 • FV

Самодвижущиеся орудия:

XM124E2 • M2A2 Terra-Star

Инженерные машины:

M728 • Buffalo MPV • MULE-C • M74 • M51 • M578 • M88

Дистанционно управляемые боевые машины:

ARV-A • ARV-H • TUGV Gladiator • Black Knight • XM1219

Самоходные лазерные комплексы:
Laser Avenger

Грузовые автомобили:

AM General M35 • AM General M54 • AM General M809 • AM General M915 • AM General M916 • AM General M920 • AM General M939 • BMA M939 • HML • M520 Goer • XM554 • Chevrolet CUCV • Coleman CF-55AF

Другие машины:

Quadruped Transporter • M901 ITV • CAT/LCV

Основные боевые танки:

M1A2 Abrams • M1A3 Abrams • AbramsX

Самоходные гаубицы:

M109A6 • M109A7 • XM2001 Crusader

Самоходные миномёты:
Dragon Fire

Зенитные самоходные установки:
Centurion C-RAM

Зенитные ракетные комплексы:
THAAD

Реактивные системы залпового огня:
HIMARS

Боевые машины пехоты:

M2A3 Bradley • M3A3 Bradley • ACV

Боевые разведывательные машины:
LAV-25A3

Бронетранспортёры:

M1117 ASV • Stryker

Десантные бронетранспортёры:
AAV SU

MRAP:

Cougar • JLTV • Oshkosh M-ATV • Buffalo • BAE Caiman • International MaxxPro

Бронеавтомобили:

RG-31 • RG-33

Инженерные машины:

M1150 ABV • Oshkosh P-19R ARFF • M1074 JABS

Багги:

DPV • FAV

Военные автомобили:

M1161 Growler • MRZR

Грузовые автомобили:

FMTV • MTVR • LVSR

Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.

Сапёры ждут «Клеща»

Накануне начала серийных поставок в войска бронеавтомобилей «Тайфун-ВДВ» рабочую поездку в Набережные Челны на завод-изготовитель «Ремдизель» совершил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. В среднем в год этот завод выпускает около 300 бронемашин для силовых ведомств, в 2020-м «Ремдизель» по Гособоронзаказу изготовил 250 бронированных автомобилей для Минобороны. Алексей Криворучко обсудил с руководством предприятия ход выполнения Гособоронзаказа и исполнение государственных контрактов, а также проводимые на предприятии работы по направлениям импортозамещения иностранных комплектующих и выпуска бронеавтомобилей нового модельного ряда.

Помимо броневика для Воздушно-десантных войск России, «Ремдизель» выпускает для эксплуатации в Вооружённых силах и другие защищённые автомобили линейки «Тайфун». Это спецмашины разного класса и разной колёсной формулы. Так, специально для сопровождения воинских колонн в зоне повышенной опасности в 2021 году в российские войска поступит первая партия новейших бронеавтомобилей «Напарник». Также специалисты «Ремдизеля» подготовили к государственным испытаниям новую бронемашину минирования «Клещ». Этот мобильный постановщик минных заграждений, как и «Напарник», создан на базе бронеавтомобиля «Тайфун-ВДВ».

mil.ru
В подразделения инженерных войск Вооружённых сил России за первое полугодие 2021-го поставлено 25 специальных автомобилей группы разминирования САГР.

Спецавтомобиль группы разминирования создан на базе пикапа УАЗ-2363. Он предназначен для выполнения задач оперативного разминирования местности и объектов инфраструктуры, перевозки сапёров и позволяет транспортировать взрывоопасные предметы (ВОП) 1-й степени опасности без взрывателей до места уничтожения. В состав специального оборудования САГР входят кузов-капсула, контейнер ЭТЦ-l, стеллаж для укладки и транспортировки ВОП, металлические ящики для перевозки средств взрывания и взрывчатых веществ, средства для локализации взрыва и система автоматического пожаротушения.

Ряд заимствований

Передача документации на ГАЗ-33 произошла в 1946 году, хотя точный месяц неизвестен. Там автомобиль сразу же переименовали в ЗИС-151. Модель требовалось разработать в сжатые сроки, поэтому инженеры пытались унифицировать ее с грузовиком под индексом 150. Основные узлы поставить на бывший ГАЗ-33 удалось быстро.

От ЗИС-150 новой модели достались:

Двигатель Коробка передач Тормозная система Электрика

Интересно, что амортизаторы перекочевали на военный грузовик от лимузина ЗИС-110. Что касается раздаточной коробки, то это был агрегат, почти полностью скопированный у Studebaker US6. Благо, эти американские грузовики собирали в военные годы на Заводе имени Сталина из пришедших из-за океана машинокомплектов. Раздаточную коробку только минимально доработали, изменив передаточные числа.

Отказаться от деталей производства Горьковского автомобильного завода полностью не удалось, хотя к этому стремились. Проблема была в сжатых сроках – Сталин за срывы наказывал.

Из-за использования ряда узлов от ГАЗ-51/63, тяжелому автомобилю не хватало грузоподъемности, да и некоторые детали не обладали необходимым запасом прочности.

Послевоенное использование

В конце 1980-х годов M151 начали выводиться из эксплуатации в пользу HMMWV. Некоторые из них (возможно, 1000) были проданы через государственные аукционы излишков, а те, которые не были проданы через Зарубежные военные продажи (ФМС) за рубежом, были разрезаны на четыре части и списаны. Однако некоторые люди смогли купить эти «четвертные» M151 и просто сварить четыре секции вместе и восстановить их в пригодном для движения состоянии. Некоторые автомобили, проданные в США, просто разрезали пополам, некоторые из них просто сваривали и приводили в движение. Кроме того, начиная с конца 1990-х годов несколько компаний, занимающихся военными излишками, купили M151 у некоторых иностранных правительств, которые получили машины через FMS для ремонта и дальнейшей продажи.

Growler

Growler Manufacturing and Engineering разрабатывает и продает легко переносимый ударный автомобиль на базе трансмиссии M151. Легкая ударная машина с внутренней транспортировкой предназначена для замены быстроходных боевых машин M151 и уменьшена в размерах, чтобы поместиться в конвертоплан V-22 Osprey. Хотя изначально предполагалось использовать трансмиссию M151, конечный результат представляет собой полностью новый дизайн и не содержит деталей или элементов дизайна M151.

Внешний облик

ЗИС-151 «Звезда» являлся универсальным бортовым грузовым автомобилем. Борта выполнены в виде решетки. Кузов дополнен скамейками, расположенными продольно, и тентом.

На первые модели (до 1950 года) устанавливали деревянную кабину с металлическими элементами, в которой помещалось три человека. Облицовка была выполнена из фанеры. Деревянными были и подножки. Передняя стенка изготавливалась из металла. Лобовое стекло откидное. После 1950 года устанавливали кабину, изготовленную полностью из металла.

На лонжеронной раме сзади автомобиля устанавливался бампер небольшой длины. Он позволял подталкивать автомобиль, идущий впереди. Это было актуально с учетом тяжелых дорожных условий.

Рабочие будни

Успешный дебют позволил руководству завода взять небольшую передышку и заняться дооборудованием и организацией производства. Регулярную сборку АМО-Ф-15 удалось наладить в апреле 1925 года. После выпуска сотого автомобиля (всего в 1925 году удалось построить 115 грузовиков) состоялся еще один показательный автопробег: Ленинград-Москва-Курск-Тифлис-Москва.

Участие в пробеге машин иностранного производства позволило назвать мероприятие «международным» и наделить его элементом состязательности. Победа АМО-Ф-15 в этом «ралли-рейде» вызвала законную гордость у создателей автомобиля.

В 1925 году предприятие в очередной раз переименовали — теперь в «1-й Государственный автомобильный завод», однако его продукция по прежнему имела марку «АМО». В сентябре 1925 года директором завода стал Ф. И.Холодилин, а в декабре 1926-го — И. А.Лихачев. Именно при Лихачеве началась капитальная реконструкция предприятия, позволившая через некоторое время превратить его в крупный индустриальный объект.

По словам самого Ивана Алексеевича, «к пуговице пришили пальто». Если за 1924/1925 операционный год (с октября по сентябрь) удалось построить 100 грузовиков, то за 1925/1926 — 275, а за 1926/1927 уже 425 автомобилей. 30 марта 1928 года из ворот «1-го Государственного автомобильного завода» вышел тысячный АМО-Ф-15.

Служба

Бойцы 82-й воздушно-десантной дивизии на тяжеловесном М151 во время Операция Срочная ярость

Впервые принятый на вооружение в начале 1960-х годов, M151 играл активную роль в американских военных операциях вплоть до 1980-х годов, когда от него отказались в пользу HMMWV. Несмотря на официальную замену, M151 имел некоторые явные преимущества по сравнению со своим гораздо более крупным и тяжелым преемником, например, был достаточно маленьким, чтобы поместиться внутри CH-53 тяжелый транспортный вертолет. Такая гибкость была одной из причин, по которой Корпус морской пехоты США до 1999 года развернул варианты M151 Fast Attack Vehicle (FAV) на театрах военных действий, например в Косово. В настоящее время он служит в подразделениях спецназа США в качестве FAV.[нужна цитата ]

Различные модели М-151 прошли успешную военную службу в 15 различных НАТО стран и M151 были проданы во многие страны, в том числе Канада, Дания, то объединенное Королевство и страны, не входящие в НАТО, такие как Египет, Ливан, Израиль, то Филиппины, и Пакистан. В настоящее время M151 используется более чем в 100 странах мира.

ГАЗ-67: размеры, клиренс

Каких-либо удлиненных модификаций на базе 67-го не производилось. За 10 лет габариты кузова и прочие характеристики не поменялись. Так, суммарная длина кузова составляет 3,4 метра, ширина и высота – 1,7 метра. Величина дорожного просвета – 23 сантиметра. При этом внедорожник обладает неимоверными углами заезда и выезда. Их величина составляет 68 и 44 градуса соответственно. Бампер поднят максимально вверх, что положительно сказывалось на проходимости. Без предварительной подготовки эта машина способна преодолевать броды глубиной до 55 сантиметров. С подготовкой данный показатель увеличивался до 80 сантиметров.

Послевоенное использование

В конце 1980-х годов M151 начали выводиться из эксплуатации в пользу HMMWV. Несколько (возможно, 1000) были проданы через аукционы государственных излишков, а те, которые не были проданы через Военные продажи за рубежом (FMS) за границей были разрезаны на четыре части и отправлены на слом. Однако некоторые люди смогли купить эти «четвертные» M151 и просто сварить четыре секции вместе и восстановить их в пригодном для движения состоянии. Некоторые автомобили, проданные в США, просто разрезали пополам, некоторые из них просто сваривали и приводили в движение. Кроме того, начиная с конца 1990-х годов несколько компаний, занимающихся военными излишками, закупили M151 у некоторых иностранных правительств, которые получили автомобили через FMS для ремонта и дальнейшей продажи.[нужна цитата ]

Гроулер

Легкая ударная машина Growler, вариант Prime Mover, для Корпуса морской пехоты США в декабре 2005 года с буксируемым минометом.

Growler Производство и инжиниринг разрабатывает и продает Легкая ударная машина с внутренней транспортировкой на базе трансмиссии M151. Легкая ударная машина с возможностью внутренней транспортировки предназначена для замены быстроходных боевых машин M151 и уменьшена в размерах, чтобы поместиться в V-22 Osprey конвертоплан транспортный. Хотя изначально предполагалось использовать трансмиссию M151, конечный результат представляет собой полностью новый дизайн и не содержит деталей или элементов дизайна M151.

8 HEMTT

  • Страна-производитель: США
  • Макс. скорость: 100 км/ч
  • Двигатель: Detroit Diesel 92T A-90 (8V92TA), 500 л/с (368 kW)

HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) — это семейство тяжелых грузовиков состоящих на службе армии США грузоподъемностью 16.5 тонны и имеющих колесную формулу 8×8 производства компании Oshkosh. Военные грузовики серии HEMTT поступили на службу в армию США в 1982 году и заменили M520 Goer.

Автомобиль оснащен дизельным двигателем Detroit Diesel 92T A-90 (8V92TA), двухтактный, V-образный, мощностью 500 л.с. Двигатель находится за кабиной. Двигатель соединен с автоматической коробкой передач Allison CLT-755 ATEC, 7-ступенчатой. Существуют усовершенствованные версии, такие как HEMTT A3 и HEMTT A4, с значительно увеличенными возможностями.

Служба

операции «Срочная ярость»

Впервые введенный в строй в начале 1960-х, M151 играл активную роль в американских военных операциях. далеко в 80-е годы, когда от него отказались в пользу HMMWV. Несмотря на официальную замену, M151 имел некоторые явные преимущества перед своим гораздо более крупным и тяжелым преемником, например, он был достаточно мал, чтобы поместиться внутри тяжелого транспортного вертолета CH-53. Такая гибкость была одной из причин, по которой Корпус морской пехоты США до 1999 года развернул варианты M151 Fast Attack Vehicle (FAV) на театрах военных действий, например в Косово. В настоящее время он служит в подразделениях специального назначения США в качестве FAV.

Различные модели M-151 прошли успешную военную службу в 15 различных странах НАТО, а M151 были проданы во многие страны, в том числе Канада, Дания, Соединенное Королевство и страны, не входящие в НАТО, такие как Египет, Ливан, Израиль, Филиппины и Пакистан. В настоящее время M151 используется более чем в 100 странах мира.

Описание

Итак, что это за машина? ГАЗ-67 представляет собой полноприводный внедорожник с упрощенным кузовом. Он предполагает отсутствие крыши, откидывающееся лобовое стекло и отсутствие дверей. Вместо последних были лишь вырезы. Также машина отличалась уникальной конструкцией мостов. Разработкой данной модели занимался В. А. Грачев. В качестве базовой «тележки» послужил внедорожник ГАЗ-64. Однако технические узлы были использованы от ГАЗ-М1. Данный внедорожник использовался не только в ВОВ, но и в Корейской войне.

Среди военных 67-й ГАЗ получил забавное прозвище «козлик». Всего за десять лет производства завод выпустил порядка 93 тысяч экземпляров. Часть автомобилей поставлялась другим странам в качестве военной поддержки.

Наибольшее распространение получила модификация «Б». После окончания ВОВ авто ГАЗ-67 использовалось в:

  • МГБ.
  • МВД.
  • Армии.
  • Сельском хозяйстве.
  • Геологической разведке.
  • Лесной промышленности.

Также на базе данного внедорожника было разработано несколько разновидностей техники узкой специализации.

Кузов

Внешность данного автомобиля была практически идентична предыдущей, 64 модели. Из-за этого у многих и была путаница. Однако среди основных отличий можно выделить другую форму передних крыльев. На старой версии они были закругленными. А на новых крыло имеет угловатую форму. В остальном же внешность была такой же и напоминала американский «Джип Виллис».

Основная особенность горьковского внедорожника – отрытый кузов. Внутри могло размещаться до четырех человек. Передние сиденья разделенные, задние – сдвоенные. Кстати, крылья так сформованы были неспроста: на них при необходимости могли размещаться еще два солдата. Кроме этого, к крыльям крепились ящики с боеприпасами и оружием. Кузов был максимально универсален. В дождливую погоду кузов мог закрываться специальным брезентом. Также отметим, что капот на автомобиле ГАЗ-67 имел характерные вырезы на задней части. Это вытяжные щели. Сделано это, чтобы улучшить подкапотную аэродинамику внедорожника.

Лобовое стекло сдвоенное, крепится на металлической рамке. Может фиксироваться в вертикальном положении либо откидываться вперед. Дворник предусматривался только с водительской стороны. Машина окрашивалась в один цвет – зеленый. Качество металла насколько хорошее, что многие модели до сих пор остались в идеальном состоянии (конечно же, это экземпляры после повторной покраски).

МОДИФИКАЦИИ БТР «СТРАЙКЕР»

Основными вариантами «Страйкера» являются бронетранспортер M1126 ICV и машина огневой поддержки M1128 MGS. Существует еще восемь модификаций:

  • разведывательная машина M1127, RV
  • самоходный миномет M1129 варианта В, MCV-B
  • командно-штабная машина M1130, CV
  • машина огневой поддержки M1131, FSV
  • машина саперного отделения M1132, ESV
  • санитарно-эвакуационная   машина М1133, ESV
  • носитель ПТУР М1134, М1134
  • машина радиохимической разведки M1135, NBSRV.

Все варианты унифицированы по шас­си и силовой установке на 85%, что упро­щает эксплуатацию парка «Страйкеров» в строевых частях.

История[править]

В 1951 году Ford Motor Company получила техническое задание на проектирование полноприводного 11⁄4-тонного «Military Utility Tactical Truck» (отсюда MUTT) для замены джипов моделей M38 и M38A1. Разработанный в течение 8 лет автомобиль получил армейский индекс M151 MUTT. Хотя M151 был разработан и первоначально выпускался компанией Ford, позднее, с целью снижения закупочной стоимости и диверсификации источников поставок машин, производственные контракты на M151A2 также получили фирмы Kaiser Jeep, AM General и Willys. Рамы и кузова машин штамповались по субподряду детройтским заводом корпорации Fruehauf.

Принятый на вооружение в годы войны во Вьетнаме, MUTT играл активную роль в американских военных операциях и в 1980-х годах, даже когда производство было прекращено в пользу HMMWV. Несмотря на официальную замену, M151 имел некоторые явные преимущества перед его гораздо большим и гораздо более тяжёлым преемником. MUTT был достаточно мал, чтобы поместиться внутри грузового самолёта C-130, или тяжелого транспортного вертолёта CH-53. Такая особенность была одной из причин использования M151 Корпусом морской пехоты США вплоть до 1999 года, в таких местах, как, например, Косово.

Различные модели М-151 несли успешную военную службу в 15 различных стран НАТО, M151 был продан во многие страны НАТО, включая Канаду, Данию, Ливан, Израиль, Филиппины, Великобританию и не входящие в блок страны, такие как Пакистан. В настоящее время M151 используется по всему миру более чем в 100 странах.

В отличие от многих других военных вездеходов, таких как HMMWV или Jeep (Willys MB и его модификации), M151 не предлагался для гражданского авторынка, так как Министерство обороны США считает все автомобили серии M151 «небезопасными для общественного пользования на шоссе» и не отвечающими стандартам безопасности для гражданских транспортных средств.

ЯГ-10 (1931–1940 гг.)

Этот восьмитонный грузовик стал первым отечественным трехосным автомобилем повышенной проходимости с колесной формулой 6×4, на несколько лет опередившим ГАЗ-ААА и ЗИС-6. Его разработку на шасси Я-5 осуществляли инженеры из Ярославля и НАТИ, где он носил индекс Я-НАТИ-10.

Восьмитонный автомобиль ЯГ-10 на смотре новой техники в НАТИ. 1939 год

Специально для ЯГ-10 был зарезервирован запас двигателей Hercules мощностью 93,5 л.с. и коробок передач Brown-Lipe, которые к тому времени уже не поступали из-за океана. Его конструктивными новинками стали двухступенчатые демультипликатор и главные передачи задних мостов, балансирная подвеска на обратных (перевернутых) полуэллиптических рессорах с ходом каждого колеса до полуметра и задняя ведущая тележка, собранная по образцу и подобию американских грузовиков Moreland. Для повышения проходимости на задние двускатные колеса надевали специальные гусеничные ленты.

Бортовые машины ЯГ-10 перевозили артиллерийские орудия с прислугой и боекомплектом, а на доработанных пробных образцах со снятыми бортами планировалось доставлять легкие танки Т-26. На этом шасси монтировали также фургоны для мощных радиостанций и топливные цистерны вместимостью до 8000 литров.

Обычный ЯГ-10, приспособленный для перевозки танков Т-26 (из архива полигона РККА)

С 1933 года на грузовике с четырьмя откидными опорами устанавливали 76-мм зенитную пушку 29К с боекомплектом и боевым расчетом. Первый показ автомобильных зениток состоялся на Красной площади 1 мая следующего года. С началом войны тихоходные и полностью открытые колесные артиллерийские установки уступали гусеничной бронетехнике противника и практически все погибли в первые же месяцы боевых действий.

В  начале 1930-х на базе ЯГ-10 в НАТИ построили два опытных тягача с американскими 102-сильными двигателями и вакуумными усилителями. На испытаниях первый вариант Я-НАТИ-9 с пятитонным прицепом признали слишком тяжелым и тихоходным. Более удачным оказался тягач Я-НАТИ-9Д с восьмиступенчатой трансмиссией, позволявшей буксировать прицеп или артсистему полной массой до 7,5 тонн.

Самой оригинальной разработкой института стал уникальный грузовик-тягач НАТИ-2М на шасси ЯГ-10, обеспечивавший высокую проходимость на местности и живучесть в боевых условиях.

Двухмоторный 146-сильный автомобиль-тягач НАТИ-2М на шасси ЯГ-10

Во времена «моторного голода» на нем, вместо одного достаточно мощного, установили два параллельных 73-сильных двигателя ЗИС-5. Каждый из них через собственную трансмиссию приводил свою пару задних ведущих мостов. В 1935-м автомобиль поступил на испытания, но из-за сложности и ненадежного управления двумя силовыми потоками не был одобрен военными. Двухмоторная схема возродилась только во время Великой отечественной на полугусеничном тягаче АТ-14.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: