1056,датский флот 19го века, канонерская лодка

РОССИЯ: ФАКТОР ПРЕВОСХОДСТВА

  • флагман КВФ, новейший сторожевой корабль с ударным ракетным вооружением (комплекс «Уран») «Татарстан» проекта 11661 «Гепард» (в постройке – еще один корабль данного типа «Дагестан»);
  • 4 ракетных катера, несущих противокорабельные ракеты «Термит» (1 – проекта 1241Т «Молния» и 3 – на подводных крыльях проекта 206МР «Вихрь»);
  • 1 малый артиллерийский корабль (бывший ракетный катер типа «Молния»; пусковые установки ракет демонтированы);
  • 2 новейших малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян» (еще один должен быть сдан флоту в 2008 г.);
  • 3 торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм», могущих использоваться в качестве малых противолодочных кораблей (по последним данным, в строю остался только один такой катер, переклассифицированный в артиллерийский);
  • противодиверсионный корабль проекта 2035 «Тюлень», переоборудованный из тюленебоя;
  • 7 артиллерийских катеров (1 – проекта 205М «Тарантул» с противолодочными возможностями, 1 – проекта 368РС с реактивным вооружением на корпусе торпедолова и 5 речных бронекатеров проекта 1204 «Шмель»);
  • 3 базовых тральщика проекта 12650 «Яхонт», из них один находится в распоряжении пограничников;
  • 7 рейдовых тральщиков (1 – проекта 10750 «Сапфир», 4 – проекта 1258 «Корунд» и 2 – проекта 697ДБЗ на корпусе сейнера);
  • 3 малых танкодесантных корабля на воздушной подушке проекта 1232.1 «Джейран»;
  • 2 танкодесантных катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар»;
  • 2 танкодесантных катера проекта 1176 «Акула»;
  • 2 новейших танкодесантных катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна»;
  • 3 десантно-штурмовых катера на воздушной подушке проекта 1205 «Скат»;
  • 2 пограничных сторожевых (патрульно-дозорных) корабля проекта 745П на корпусе океанского буксира-спасателя;
  • 11 малых быстроходных пограничных сторожевых кораблей, представляющих собой, по сути, артиллерийские катера с противолодочными возможностями – все они оснащены 406-мм торпедными аппаратами для противолодочных торпед (6 – проекта 10410 «Светлячок», 5 – проекта 205П «Тарантул»);
  • патрульные катера (в основном в составе пограничных войск) проектов 14310 «Мираж», 12150 «Мангуст», 20910 «Чилим» (на воздушной подушке), 1398Б, 1400М «Гриф» и других типов.
  • превосходством в силах и средствах над корабельными группировками всех остальных прикаспийских стран, как в отдельности, так и вместе взятых;
  • наличием небольшой, но достаточно мощной для данного театра группировки легких ракетных и артиллерийских кораблей, гарантирующей эффективный контроль над морскими коммуникациями и позволяющей осуществлять срыв перевозок по ним;
  • наличием избыточного противолодочного потенциала;
  • достаточным для мирного времени и угрожаемого периода потенциалом противоминной обороны, который при необходимости может наращиваться за счет переброски по внутренним водным путям тральщиков с других театров и мобилизации судов промыслового флота по отработанным проектам их переоборудования;
  • способностью к высадке на побережье противника разведывательно-диверсионных и тактических десантов силой до батальона морской пехоты (при необходимости к десантным операциям могут привлекаться транспортные суда гражданского флота, что показала мобилизация на учениях 2002 г. судна типа «ро-ро»);
  • наличием катерных и амфибийно-десантных сил, способных развивать действия в глубь территории некоторых сопредельных прикаспийских стран по судоходным рекам.

Первая мировая война[ | ]

Канонерская лодка «Хивинец» после модернизации В начале Первой мировой война «Хивинец» вошел в состав отряда обороны Або-Оланской шхерной позиции. В 1915-1916 годах канлодка прошла ремонт и была довооружена: на неё установили два 120-мм орудия, снятых с потопленной канонерской лодки «Кореец II» и зенитные орудия. После ремонта «Хивинец» вновь вошёл в состав Шхерного отряда. Затем он был переведён в Рижский залив.

30 сентября 1917 года «Храбрый» и «Хивинец», стоявшие в Аренсбурге, получили приказ перейти на Кассарский плес, где находились суда немцев. 2 октября, после начала немецкой операции «Альбион», «Хивинец» совместно с канонерской лодкой «Храбрый» и эскадренными миноносцами, участвовал в бою с немецкими эсминцами и заставил их отойти. На «Хивинце» перед самым началом немецкой операции не было ни командира, ни старшего офицера, и в командование канлодкой вступил совсем молодой лейтенант Афанасьев. Приняв участие в еще нескольких скоротечных столкновениях, канонерская лодка покинула Рижский залив вместе с другими русскими кораблями.

26 октября 1917 года канлодка вошла в состав Красного Балтийского флота и с апреля 1918 года числилась в Отряде охраны восточной и средней части Невы, где занимала позицию у моста через реку. В 1919 году «Хивинец» был разоружен и сдан в Кронштадтский военный порт на хранение.

В 1922 году восстановлена на Невском заводе и зачислена в учебный отряд Морских сил Балтийского моря. С июня 1928 года использовалась как самоходная база кораблей Балтийского флота. В июне 1944 года исключена из списков флота и в 1948 году сдана на слом.

КАЗАХСТАН: ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

  • защита государственной границы и экономических интересов страны на море (включая содействие пограничной службе и другим государственным структурам в борьбе с браконьерством и осуществлении контрольных функций);
  • охрана и оборона прибрежных акваторий (водных районов), а также морских нефтегазовых платформ и искусственных островов с объектами нефтегазодобычи;
  • борьба с подводными диверсионными силами и средствами противника;
  • обеспечение действий приморского фланга сухопутных войск, высадка морских десантов, перевозка войск и грузов морем, минно-тральные операции;
  • ведение разведки и осуществление радиолокационного дозора на море и в прибрежной зоне, в том числе в интересах ПВО страны;
  • защита морских сообщений, включая конвоирование нефтеналивных танкеров и других гражданских судов;
  • навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания;
  • осуществление морских поисково-спасательных операций во взаимодействии с министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

Русско-японская война

Ночью 27 января 1904 года, когда корабли Порт-Артура без объявления войны были атакованы японскими миноносцами, канонерская лодка «Отважный» находилась на внутреннем рейде в белой окраске мирного времени. На внешний рейд лодка вышла только к концу боя к 11 часам 40 минутам. После осмотра бухт Сикау и Тахэ, так и не встретив неприятеля, корабль вернулся в Порт-Артур к 19 часам вечера.

8 февраля 1904 года «Отважный» и «Бобр» по приказу вице-адмирала Старка О.В. были включены в Отряд подвижной обороны под командованием контр-адмирала Лощинского М.Ф.

14 марта 1904 года лодка участвовала в отражении второй попытки японских брандеров закрыть выход на внешний рейд. После этой атаки адмирал Макаров С.О. разработал инструкцию для охраны входа на внутренний рей Порт-Артура. Согласно ей, «Отважный» должен был освещать рейд прожекторами и обстреливать обнаруженные корабли противника. А все дежурные катера и миноносцы подчинялись командам командира лодки, который руководил отражением атаки.

В ночь с 19 на 20 апреля 1904 года «Отважный» участвовал в отражении третьей попытки закрыть выход на внешний рейд брандерами. За время боя лодка успела сделать 196 выстрелов из 47-мм орудий Гочкиса.

В ночь с 24 на 25 мая 1904 год «Отважный» принимал участие в отражении очередной попытке закрытия выхода на внешний рейд.

«Отважный» на внешнем рейде Порт-Артура под Золотой горой. Спасательные работы после попадания 280-мм японского снаряда. 26 октября 1904 года.

5 июня 1904 года лодка вместе с «Гремящим», крейсером «Новик» и восемью миноносцами участвовала в бомбардировки позиций японских сухопутных войск.

13 июня 1904 года «Отважный» с другими канонерскими лодками, «Новиком» и 14 миноносцами выходил для поддержки русских войск на берегу, но встретил японские миноносцы и вступил с ними в бой. Но после четырех его выстрелов из 152-мм орудия те отступили. Подойдя в заданный район в бухте Лунвантан все канонерки открыли огонь по береговым укреплениям японцев. Но японцы подтянули большое количество кораблей и русским кораблям пришлось отходить. За все время операции «Отважный» выстрелил три 229-мм, 34 — 152-мм и 36 — 75-мм снарядов.

14 июня 1904 года лодка принимала участие в обстреле японских позиций и в столкновении с японскими кораблями. В ночь на 15 июня участвовал в отражении атаки морских сил противника. А 15 июня 1904 года принимал участие в охране тралящих кораблей.

27 июля 1904 года «Отважный» участвовал в обстреле японских войск по берегам бухты Тахэ. За время обстрела лодка сделала семь выстрелов из 229-мм орудия, одиннадцать из 75-мм и семь из 47-мм.

26 октября 1904 года «Отважный», находясь на внешнем рейде под Золотой горой, получил попадание 280-мм снаряда. Он пробив борт и палубу на юте, попал в адмиральское помещение и там сдетонировал. От взрыва были повреждены дно в помещении рулевой машины и переборка офицерского погреба. В пробоину быстро стала поступать вода. Но благодаря слаженной работе экипажу удалось подвести пластырь. А подошедший портовый корабль «Силач» начал откачку воды с поврежденной лодки. Эти действия позволили завести канонерку в гавань, где уже водолазы подвели к месту пробоины лекальные подушки. После этого удалось полностью откачать воду и начать ремонт корабля.

10 декабря 1904 года было принято решение полностью разоружить «Отважный» полностью, а весь экипаж отправить на сушу для обороны крепости под началом капитана 1 ранга Эссена Н.О.

20 декабря 1904 года канонерская лодка «Отважный» была затоплена на внешнем рейде рядом с броненосцем «Севастополь». А 22 января 1905 года корабль был исключен из списков флота.

Примечания

  1. 12Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — С. 306. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  2. А. В. Платонов, Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера. Часть I. Царское наследие
  3. .[kokuj.ucoz.ru/publ/rasskazy_nashikh_chitatelej/pokhitonov_p_chapygin_v/2-1-0-24 П. П. Похитонов, В. П. Чапыгин, Из истории военного кораблестроения в посёлке Кокуй Сретенского района Читинской области (1906-80-е годы ХХ века)]
Портал «Военное дело»
канонерская лодка в Викисловаре
Канонерская лодка в Викицитатнике
ЭСБЕ/Канонерская лодка в Викитеке

Рекомендации

  • Андерсон, Роджер Чарльз, весельный боевые корабли: от классических времен до прихода пара. Лондон. 1962.
  • Шапель, Говард , История американского парусного флота Нортон. 1949.
  • Фридман, Норман. США Малые Комбатанты: Иллюстрированный дизайн История. 1987; Военно — морской институт прессы. ISBN  0-87021-713-5 .
  • Glete, Ян, Флота и нация: Военные корабли, военно — морские и Стейт Билдинг в Европе и Америка 1500-1860 (том 2) Альмквист & Wiksell International, Стокгольм. 1993. ISBN  91-22-01565-5
  • Престон, Джон Энтони , Отправить канонерки! Викторианские ВМС и Превосходство в море, 1854-1904. Conway Maritime, Лондон. 2007. ISBN  978-0-85177-923-2 .

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

Корабли обеспечения

Военные-морские базы и порты, находящиеся на берегу при нынешних средствах поражения не способны быть устойчивой системой базирования флота. Более приспособленной к современным условиям можно считать систему подвижного базирования. В следствии с новой структурой военно-морских сил возникли корабли обеспечения, использующиеся для материально-технического обеспечения флота.

Основной задачей таких кораблей является обеспечение ударно-боевых судов, находящихся в открытом море, необходимыми средствами и оборудованием. К таким кораблям можно относить:

  • плавучие базы, направлены на обеспечение кораблей оружием и боеприпасами, запасными частями, горючим, водой, электроэнергией и прочим. Существует базы, занимающиеся обслуживанием:
    1. подводных лодок
    2. эскадренных миноносцев
    3. противоминных кораблей
    4. торпедных катеров
  • ремонтные средства, предназначены для ремонта систем корабля. Таких как вооружение, приборы управления стрельбой, двигателя, механизмы и элементы корпуса. Состоят из плавучих мастерских и плавучих доков;
  • суда снабжения, занимаются сопровождением боевых кораблей и снабжением их необходимыми ресурсами. Корабли снабжения можно разделить на универсальные корабли снабжения, эскадренные танкеры снабжения, эскадренные сухогрузные корабли снабжения и специализированные корабли снабжения;
  • исследовательские корабли и аппараты, занимаются отработкой и испытанием новых корабельных техник и систем вооружения
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, можно разделить на спасательные корабли подводных лодок, надводные спасательные корабли, противопожарные суда и судоподъемные средства;
  • специальные корабли, испытывающие оружия обеспечения космических систем. Представляют собой мишени учебно-тренировочных стрельб по передвигающейся цели. Мишень может быть буксируемой и самоходной, управляемой по радио. Для последней также требуется корабль-водитель.;
  • учебные корабли, служат для тренировок личного состава судов и учебных отрядов.

Также обеспечением военно-морских баз и кораблей флота занимаются базовые плавучие средства ВМС, каждая из них выполняет определённую функцию: транспортировка ресурсов, снабжение кораблей топливом и водой, прокалывание льдов для передвижения судов и другие. К ним относятся ледоколы, буксиры, самоходные и несамоходные баржи, танкеры, водолеи и прочие виды плавучих установок.

История

Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним-тремя крупными орудиями. Впервые введены французами в XVII веке (1646), применялись при бомбардировке Дюнкерка, представляли собой 30-40-вёсельные шлюпки с двумя-тремя большими пушками.

Английская канонерская лодка в устье Евфрата, 1915 год.

В русском флоте канонерские лодки появились во время войны со Швецией 1788—1790 годов и составляли основу гребного флота. Этот класс судов оказался наиболее эффективным в парусно-гребном флоте. Русские канонерки имели 7—15 пар вёсел, вооружались фальконетами и имели от одного до трёх крупнокалиберных орудий.

В эпоху парового флота канонерка — артиллерийский корабль для действий на реках, в шхерах, в прибрежной зоне. Могли исполнять функции береговой обороны, обороны портов, эстуариев рек, борьбы с десантом, поддержки своих войск на берегу, поддержки высадки своих десантов и другие вспомогательные задачи (демонстрация флага в колониях, эскорт, перевозка грузов). Могли быть специальной постройки, переоборудованные; броненосные, бронепалубные, небронированные, торпедные (будущие миноноски). В России первые паровые канонерские лодки (так называемые «шестаковки») стали строиться во время Крымской войны, и впоследствии широко применялись как в акваториях морей и океанов, так и в составе речных флотилий.

В России первыми в мире, с 1907 года, на бронированные речные корабли поставили дизельные двигатели. Башенные канонерские лодки типа «Шквал», оснащённые современными крупнокалиберными артиллерийскими системами, с дизельными двигателями мощностью в 1 000 лошадиных сил и радиусом действия до 3 000 миль, показали себя лучшими в мире речными кораблями на то время.

Это интересно: 1091,День памяти летописца Нестора — рассказываем вопрос

«Хининец» и «Сивуч»

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка — «Хивинец». Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился «Хивинец» в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

«Сивуч» известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили «Сивуч», но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским «Варягом».

Канонерка «Бобр»

Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.

Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.

«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии. Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.

Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.

Китайские речные канонерские лодки

Речной катер Императорского флота Германии SMS Otter ок. 1909 во время испытаний на Везере

Различные европейские державы, США и Япония, содержали флотилии этих мелкосидящих канонерских лодок, патрулирующих китайские реки. Эти канонерские лодки обеспечивали соблюдение договорных прав этих стран по договорам, которые Китай начал подписывать после своего поражения во время первой опиумной войны с Великобританией . Преимущества паровой силы и мелкой осадки означали, что новые европейские суда изначально значительно превосходили все, что было доступно китайцам.

Иностранные державы получили от Китая уступки, такие как экстерриториальность для своих граждан в Китае, и канонерские лодки охраняли эти права.

Британский

Канонерские лодки Королевского военно-морского флота (RN), которых в водах Китая насчитывается в среднем 15 в год, служили «кораблями-станциями», закрепленными за определенными портами, и были предназначены для речных функций. RN поддерживается патрули и провожает вверх и вниз по Янцзы не в Шанхае до конца Международных концессиях в 1941 году эти лодки были частью военно — морского флота Китая станции и судов различных классов были развернуты и часто переезжал и из других крупных рек мира . Военно-морской флот построил большое количество канонерских лодок для Крымской войны в 1850-х годах, и некоторые из них впоследствии попали на китайский вокзал. Как были списаны эти лодки они были заменены типами специально построенными для прибрежного и речного сервиса по всему миру, Beacon

— и позжерезвиться -классом лодкой .

Специально построенные речные суда классов « Насекомые и мухи»,

которые участвовали в месопотамской кампании на Ближнем Востоке и на Дунае во время Первой мировой войны, были отправлены в Китай в межвоенный период и принимали участие в событиях периода японской войны. вторжение в Китай и начало Тихоокеанского театра Второй мировой войны.Божья коровка иПчела были замешаны в инциденте с авианосцем «Панай» . В 1937 году к насекомым добавились лодки классаDragonfly , три из которых,Dragonfly ,Grasshopper иScorpion, участвовали в боевых действиях на Малайском полуострове и в Сингапуре.

Соединенные Штаты

Корабли ВМС США были разного возраста, конструкции, размера и полезности. Самые ранние суда совершали короткие экскурсии вверх по реке между 1861 и 1901 годами, но редко получали постоянное патрулирование. В 1901 году две большие канонерские лодки, USS Helena

(1290 тонн с экипажем 170 человек) иWilmington (1570 тонн и 212), были назначены на «Вторую дивизию» Азиатской эскадрильи в качестве постоянного речного патруля, хотя и слишком большого для патрулирования в глубине суши. до 1932 и 1923 годов соответственно. В 1903 году переоборудованные канонерские лодки испанского флота, захваченные в 1898 году , начали патрулирование, чтобы вывести их вверх по реке в сторону Чунцина . USSElcano , 620-тонный корабль с экипажем из 103 человек, и USSVillalobos , 350-тонный корабль с 50 людьми, прослужили до 1928 года, когда они были списаны и затонули. USSCallao (240 тонн) иQuiros (судно-партнер Вильялобоса ) служили до 1916 и 1923 годов.

В 1914 году два 204-тонных патрульных корабля на 50 человек британской конструкции, построенные на военно-морской верфи Маре-Айленд, были разобраны, отправлены в Китай и собраны в Шанхае. USS Palos

патрулировал до 1934 года, когда он стал базовым катером в Чунцине, иMonocacy до 1939 года. Патруль Янцзы был официально учрежден в 1922 году как компонент Азиатского флота . В 1928 году в Шанхае было спроектировано и построено шесть новых судов трех разных размеров.Военные корабли USSGuam иTutuilla водоизмещением 380 тонн и командой из 60 человек могли курсировать по реке круглый год.Военный корабль США «Панай» и «Оаху» — 450 тонн и в общей сложности 65 человек; иЛусон , 560 тонн и 82 человека, были канонерскими лодками «май – сентябрь», которые могли полностью патрулировать вверх по реке только в период паводка. (Лусон ‘ s сестра корабль USSМинданао служил на побережье Китая , но не в речной патруль.) За исключениемПанай , потоплен японской авиации в декабре 1937 года, новые корабли служили в Китае до конца 1941.

Вспомогательное оборудование

На «Отважном» было установлено два опреснителя системы «Зотова». Для спасения экипажа на корабле были следующие спасательные средства:

Для спасения экипажа на корабле были следующие спасательные средства:

  • один паровой катер;
  • один баркас;
  • один вельбот;
  • один десятивесельный катер;
  • один ял;
  • один четырехвесельный ял.

На «Отважном» был установлен один полубалансирный руль. На лодке было два основных становых якоря по 1,6 тонны весом каждый, а также один запасной того же веса

Якорных цепей было также две основные, по 256 метров длиной каждая, и одна запасная

На лодке было два основных становых якоря по 1,6 тонны весом каждый, а также один запасной того же веса. Якорных цепей было также две основные, по 256 метров длиной каждая, и одна запасная.

Основная информация

Надводные силы – род сил Военно-Морского Флота. В организационно-штатном отношении входят в состав объединений и соединений кораблей (флотилия, эскадра, дивизия, бригада и др.). Надводные боевые корабли ВМФ России делятся на следующие классы: авианесущие, ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер и др.), противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль и др.), артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.), противоминные корабли (морской тральщик и др.), десантные корабли и др.

На большинство надводных кораблей при строительстве штатно устанавливаются дизельные или газо-турбинные маршевые двигатели, на некоторых кораблях главным силовым агрегатом является атомная энергетическая установка, что обеспечивает им практически неограниченную дальность плавания при высоких скоростях хода.

Главные свойства надводныхсил – большая ударная мощь, высокая маневренность, широкий пространственный размах действий. Универсальность вооружения надводных кораблей позволяет им выполнять разнообразные боевые задачи: вести поиск и уничтожать подводные лодки, наносить удары по надводным силам противника, высаживать морские десанты и подавлять огнем береговые огневые точки, осуществлять постановку минных заграждений и уничтожать мины противника, поддерживать сухопутные войска при ведении боевых действий на примерных направлениях, охранять транспорты и десантные корабли на переходе морем.

Новые технологии в морском двигателестроении

По словам генерального директора ОДК Александра Артюхова, ГТД – одна из вершин научно-технического прогресса. Это сложнейшие устройства, включающие в себя тысячи деталей, работающих под сверхвысокими нагрузками. Всего несколько стран в мире обладают компетенциями в строительстве ГТД, и Россия входит в их число. 

Для производства корабельных двигателей было проведено перевооружение предприятия ОДК в Рыбинске, специально построена мощная испытательная база, уникальная для России, создана инфраструктура для ремонта и послепродажного сервиса. 

Фото: ОДК

Двигатели на базе имеющегося научно-технического задела разработаны всего за три года в конструкторском бюро предприятия ОДК. Таких рекордных сроков удалось достичь благодаря цифровому проектированию, которое до этого было опробовано на авиационных проектах. Кроме того, создается цифровой двойник двигателя, который будет применяться для виртуального тестирования и многих других задач. Еще одно новшество − «выращенные» детали. Более 140 элементов корабельного ГТД создается методом аддитивного производства. 

Благодаря вынужденному импортозамещению в ОДК смогли создать более современные по сравнению с украинскими образцами двигатели. Они отличаются повышенной надежностью и экономичностью, оснащены самыми актуальными средствами управления и контроля.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия «Храбрый», а также «Хивинец». Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа «Гиляк», но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели «Ардаган», «Каре» и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные «Ардаган» и «Каре» решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок — «Бурят».

Появление в России

В начале 19 века такие лодки появились в России. На первом этапе это были весельные суда, имеющие на своем борту до двух пушек. Со временем, когда судна начали оборудовать паровыми двигателями, у них появились пушки 12-го калибра и пара скорострелок. Первые канонерки, появившиеся в России, были деревянными.

Макет канонерской лодки “Храбрый”

В России, лодок такого типа было не так уж и много. По записям  документов 1917 года, Россия имела всего 11 единиц, часть из которых плавала с конца 19 века. Многие канонерки после гражданской войны не вернулись во флот. Самыми стойкими оказались – «Храбрый» и «Хивинец». Более позднее кораблестроение брало за основу конструкционные особенности этих двух канонерских лодок.

Самой старой канонерской лодкой в России, считается – «Храбрый». Лодка прослужила 63 года на Балтике. Вначале ее оснащали тремя пушечными орудиями, но в 1916 году она прошла модернизацию получила установку 5 орудий.

Вторая канонерка «Хевинец», создавалась в качестве пограничного судна. Она в основном стояла в Персидском заливе и имела всего две сто двадцатимиллиметровых пушки. Но здесь условия пребывания для экипажа, были на высоком уровне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: