Люди, выжившие на “титанике”: истории и судьбы

Многие газеты, в том числе Daily Mail, Belfast Telegraph и The World, ошибочно сообщили, что крушение не привело к гибели людей

Первые сообщения в газетах о гибиле Титаника были не точными / Reuters / Lucas Jackson

В гонке за заголовком о катастрофе многочисленные газеты давали семьям и близким ложную надежду. The World не сообщил о погибших, в Daily Mail заявили, что «никто не погиб», а в Belfast Telegraph — что «для жизни пассажиров нет никакой опасности».

Благодаря разнице во времени заголовки американских газет были более точными: например, газета New York Times опубликовала заголовок «Титаник затонул через 4 часа после столкновения с айсбергом; 866 пассажиров спасены «Карпатией», 1250, вероятно, погибли».

Пропавшие души

Отсутствие упомянутых фамилий может объясняться ещё тем, что люди плыли нелегально. Билет на «Титаник» было недешевым удовольствием. Место в третьем классе стоило от 3 до 8 фунтов, что по современным меркам составляет около 500 долларов. Недоступная роскошь для простого русского крестьянина. Или здесь кроется другая причина? Словно предчувствуя беду, люди вначале с неохотой брали билеты на новый корабль. Поэтому компании «White Star» пришлось перебросить часть пассажиров с других, более заполненных рейсов — престижа ради. Сделали это в спешке и перерегистрировать успели не всех. Отсюда и «пропавшие души».

“Крушение Титана”

Можно с уверенностью сказать, что создатели “Титаника” не читали популярную художественную литературу. Если бы они это делали, то точно бы знали о книге Моргана Робертсона «Тщета или крушение Титана», изданной в 1898 году. 

В этом случае, возможно, они выбрали бы другое имя для корабля. «Крушение Титана» содержит жуткие сходства с историей “Титаника”. 

Вымышленный «Титан» был самым большим, богатым и, конечно же, непотопляемым кораблем. 

Как и “Титаник”, “Титан” находился примерно в 400 морских милях от Ньюфаундленда, когда он на полном ходу врезался в айсберг. Как и у “Титаника”, у “Титана” не было достаточно шлюпок для для спасения всех людей. 

А также, «Титан» и «Титаник»… звучит поразительно похоже, не так ли?

Это настолько странное совпадение, что вы могли подумать, что кто-то просто указал неправильную дату на книге, чтобы привлечь внимание. Тем не менее, оригинальная публикация увидела свет в 1898 году, за 14 лет до крушения “Титаника”

Это первое издание до сих пор храниться в Ливерпульском музее.

Джозеф Филипп Лемерсье Ларош был единственным чернокожим пассажиром, который погиб во время крушения «Титаника»

Zuri Swimmer / Alamy Stock Photo

Кроме того, он и его две дочери, Симонна и Луиза Ларош, были единственными тремя черными пассажирами на всем корабле. 

Ларош родился и вырос на Гаити. В возрасте 15 лет он переехал во Францию, чтобы изучать инженерное дело. Там он встретил свою жену Джульетту Мари-Луизу Лафарг. Она родила ему двоих детей, Симонну и Луизу.

Джозеф, который не смог найти работу инженером в Париже из-за расизма и предрассудков, решил применить свои навыки на Гаити, где, как он считал, инженеры крайне необходимы. Эти факторы в сочетании с тем фактом, что Джульетта была беременна третьим ребенком, побудили их забронировать билеты вторым классом на «Титаник», который отправился в это несчастное путешествие в Нью-Йорк.

Рано утром 15 апреля, после того как «Титаник» врезался в айсберг и стало ясно, что корабль тонет, Джозеф Ларош действовал быстро и решительно. В их комнате он положил в карманы своего пальто деньги и драгоценности, после чего вывел свою семью на палубу корабля. Проводя их к спасательной шлюпке, Джозеф взял свой пиджак, обернул им Джульетту и сказал ей: «Вот, возьми это; вам это понадобится. Я сяду на другую лодку. Бог с вами! Увидимся в Нью-Йорке» — это последние слова, которые он сказал своей семье.

Причины трагедии

Общественность первые дни не хотела верить, что корабль, прозванный непотопляемым, сгинул в пучине океана. Миф о неуязвимости судна развеяла «Карпатия», которая доставил 712 выживших из более чем 2 тыс. пассажиров «Титаника».

Участок, где затонул лайнер, некоторое время именовали «плавучим кладбищем». С середины апреля по июнь экипажи спасательных кораблей доставали из воды тела погибших пассажиров.

Когда шок отступил, выжившие и их родственники пришли в себя, появились вопросы: почему лайнер, который называли непотопляемым, ржавеет на дне Атлантики? Чтобы получить ответ, организовали два расследования. Первое велось в Британии, второе – в Соединенных Штатах.

Первой причиной крушения назвали погодные условия. Весной 1912-го ледяные глыбы добрались до широт, где обычно не встречались. Капитан не получил сообщений об айсбергах по курсу из-за радистов, которые занимались отправкой сообщений пассажиров I класса.

Безлунная ночь и стремительная скорость (22 узла из 23 возможных) также сыграли трагическую роль. Времени на принятие решения было мало. Некоторые исследователи считали, что «Титанику» было предпочтительнее носом протаранить лед. В таком случае судно осталось бы на плаву и дождалось помощи.

«Гибель „Титаника“», Вилли Штевер / Фото: wikimedia.org

Фатальных ошибок в конструкции корабля не нашли, погибший Эндрюс был оправдан. Капитан Смит, по оценке современников, действовал грамотно в экстренной ситуации и разделил судьбу лайнера. Подозреваемыми стали два человека: директор компании, которая построила корабль, Джозеф Исмей, и капитан «Калифорниэн» Стэнли Лорд.

Исмея обвиняли в давлении на Смита: якобы требовал в рекордные сроки прибыть в Нью-Йорк, пренебрегая безопасностью рейса. Доказательств не нашли, поэтому оправдали. Но карьера Исмея была разрушена.

Лорда винили в бездействии: выяснилось, что «Калифорниэн» был всего в 32 км от терпящего крушения «Титаника». Радист Лорда ушел спать, когда подопечные Смита передавали SOS, а сигнальные ракеты капитан «Калифорниэна» принял за корабль, который просто встал среди льдов, обозначив свое местоположение.

Лорду официальные обвинения не предъявлялись, дополнительная проверка не назначалась. Виновного так и не нашли, спихнув все на глыбу льда, темную ночь и трагическое стечение обстоятельств.

Серия «Олимпик»

История «Титаника» началась 115 лет назад, в 1907 году, когда британская компания «Уайт Стар Лайн» вложила деньги в строительство трех однотипных трансатлантических лайнеров. Работа кипела на верфи в Северной Ирландии, где инженеры и рядовые трудяги корпели над океанскими колоссами.

Начало XX века связано с подъемом пассажирского морского транспорта. На рынке появлялись компании, которые боролись за клиентов, предлагая быстрые корабли с высоким сервисом. Трансатлантические путешествия набирали популярность, поэтому предприимчивые бизнесмены спешили удовлетворить спрос и заработать.

У «Титаника» были два «брата», которые получили меньшую известность, – «Олимпик» и «Британник». Сначала построили «Титаник» и «Олимпик», а затем на воду спустили «Британник». Лайнеры обладали однотипными характеристиками, но судьба у всех разная.

«Олимпик» четыре раза выходил в рейсы, которые заканчивались благополучно. Не повезло в пятом плавании, когда корабль столкнулся с крейсером «Хоук». Судно получило 12-метровую пробоину и закончило рейс, не успев его толком начать.

Лайнер отремонтировали и вернули на трансатлантическую линию. Бороздил Атлантический океан «Олимпик» как гражданское судно до начала Первой мировой войны. В годы общеевропейского конфликта корабль приспособили под нужды армии: перекрасили в маскировочные цвета, оснастили шестидюймовыми орудиями и присвоили имя «Т-2810».

За время войны «Олимпик» перевез через океан 119 тыс. бойцов, четыре раза подвергался нападению подводных лодок, но дожил до окончания конфликта. После войны лайнер продолжил обслуживать гражданский рынок. Корабль ставили на реконструкцию, в ходе которой переоборудовали двигатель: вместо угля начали использовать мазут в качестве топлива.

Судно курсировало по Атлантике до 1924 года, когда произошла авария: корабль врезался в лайнер «Святой Георгий». После ремонта «Олимпик» продолжили эксплуатировать, но с годами появлялись проблемы технического плана. В 1934-м корабль налетел на плавучий маяк у побережья Канады, что привело к гибели семи членов экипажа последнего.

В 1935 году «Олимпик» сняли с трансатлантической линии и отправили в Шотландию, где его разобрали на запчасти и металлом. Лайнер более 500 раз пересек Атлантику и запомнился пассажирам как быстрое и комфортабельное судно. Некоторые детали корабля продали с молотка: части судна пополнили частные коллекции или стали декором для ресторанов.

Судьба «Британника» сложилась так же трагически, как и у «Титаника». Корабль строили для гражданских нужд, но на воду спустили в разгар войны. Поэтому судно переоборудовали для медицинских целей. В 1916 году корабль подорвался на мине в проливе Кеа, вблизи Греции. На дно лайнер ушел за 55 минут, но этого времени хватило, чтобы спасти экипаж.

Ростовские крестьяне и русские евреи

В 2004 году в газете «Веселовский вестник» вышел материал краеведа Владимира Потапова. Автор утверждает, что среди пропавших пассажиров «Титаника» был его дядя Иван Мишин, который хотел эмигрировать в Америку. До этих событий родственник исследователя жил в Веселовском районе Ростовской области. Другие краеведческие материалы свидетельствуют о том, что Иван Мишин и другие его земляки, пожелавшие покинуть родину, подвергались гонениям. Дело в том, что они принадлежали к секте «Новый Израиль», деятельность которой в России порицалась.

Эмигранты устремились в США, а оттуда хотели перебраться в Уругвай, где их уже ждали более удачливые переселенцы. Ивану Мишину не повезло: купив самые дешевые билеты на первый попавшийся лайнер, он очутился на «Титанике». Увы, ни одной фамилии ростовских переселенцев также невозможно найти среди архивированных документов, поэтому краеведу Владимиру Потапову остается верить на слово.

Существуют и другие данные, заслуживающие больше доверия. Издание «Минское слово» упоминало о девятнадцати подданных Российской империи, которые погибли во время крушения парохода. Многие из них были евреями и отправились в США на заработки. Вот лишь некоторые из имен реально существовавших людей: Симон Литман, Зельман Злоковский, Симон Вайсман, Иешуа Кантор. Последний путешествовал вторым классом вместе с супругой. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года им было суждено расстаться навсегда. Женщина выжила, а ее муж погиб.

Что было с семьями погибших?

А теперь внимание! Через несколько недель после крушения корабля родственникам музыкантов героического оркестра “Титаника” выставили счет за утерю казенного имущества. 

Конечно, эта правда о “Титанике” не так будоражит сознание, но согласитесь, это довольно отвратительно.

Через две недели после трагедии отец Джона Хьюма, одного из музыкантов, получил счет за униформу сына, в который были включены такие вещи, как булавка для лацкана и пуговицы “White Star Line”. Счет составил 14 шиллингов и 7 пенсов.

Отец Хьюма отказался платить и отправил письмо в Объединенный Союз Музыкантов, там его опубликовали в информационном бюллетене. Так весь мир (или члены Объединённого Союза Музыкантов) узнали об этом произволе.

Неизвестные герои “Титаника”

В сложившейся на корабле ситуации никто не мог спасти всех.  Тем не менее, история крушения “Титаника” знает много геройских действий. Некоторые из которых прямо или косвенно спасли жизни отдельных людей.  

  • Героический музыкальный оркестр играл до самого конца;
  • Главный пекарь буквально бросал скромных женщин в спасательные шлюпки;
  • Богатейший бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм отказался садиться в лодку вместо кого-то, сказав: «Ни одна женщина не останется на борту этого корабля из-за трусости Бена Гуггенхайма». 

Но некоторые подвиги не были так широко разрекламированы.  Согласно «Гардиану», на «Титанике» было 35 инженеров. Причина того, что никто о них ничего не знает заключается в том, что эти парни до самого конца оставались на своих постах и ​​поддерживали освещение на корабле.  

Это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Как вы знаете, в Северной Атлантике нет искусственного освещения, а луна в ту ночь была едва заметна. Поэтому только электрический свет помогал экипажу загружать спасательные шлюпки и не давал паниковать пассажирам.

Электричество также позволяло радистам продолжать передачу сигнала SOS. Хотя мы, к сожалению, слишком хорошо знаем, что это не помогло в спасении людей.

Команда и пассажиры – погибшие и выжившие

Путешественников размещали в каютах, которые делились на три класса. Первый отвели для элиты – бизнесмены, аристократы, миллионеры. Билет стоил $3,3 тыс. ($98 тыс. в 2022-м с учетом инфляции). Второй класс предназначался для представителей средних слоев. В третьем классе размещали нищих эмигрантов, которые едва добыли $35 ($1 тыс.), чтобы купить билет на «Титаник», добраться до США и начать новую жизнь за океаном.

Руководил экипажем Эдвард Смит, за плечами которого числилось 25 лет капитанского стажа. Смит считал, что плавание на «Титанике» станет жемчужиной его карьеры, которую планировал завершить после рейса. Капитан руководил эвакуацией и оставался на корабле до погружения под воду. Тело моряка спасатели не нашли.

Среди пассажиров, которым не суждено было добраться до США, числятся не только простолюдины, но и представители элиты.

Джон Джейкоб Астор IV считался самым богатым человеком планеты с состоянием $80 млн ($2,3 млрд). 47-летний бизнесмен путешествовал по Европе и Египту с 19-летней женой Мадлен после свадьбы. Во время вояжа девушка забеременела: было решено: ребенок должен родиться в США. Во время крушения Джон утонул, а Мадлен спасли. Через четыре месяца юная вдова родила сына, которого назвали в честь покойного отца.

Судостроитель Томас Эндрюс по итогам плавания должен был сказать, что нужно улучшить в «Титанике». Но бизнесмен погиб, тело не нашли. Свидетели рассказывали, что Эндрюс помогал эвакуировать людей.

Совладелец сети магазинов Macy’s Исидор Штраус с женой Идой плыли из Германии в Нью-Йорк. Бизнесмен отказался садиться в шлюпку до тех пор, пока матросы не спасут всех женщин и детей на борту. Жена миллионера не согласилась покидать лайнер без мужа. Чета усадила в шлюпку свою горничную, но сами супруги не спаслись.

Журналист и писатель Уильям Стед увлекался спиритизмом и прослыл предсказателем после крушения «Титаника». В 1886-м, за 26 лет до трагедии, британец написал произведение, в котором описал похожую историю, приключившуюся с почтовым судном. В рассказе на корабле также не хватало шлюпок, поэтому спаслись не все. Свидетели рассказывали, что Стед помогал женщинам и детям покинуть тонущий корабль, а затем ушел читать.

Всего в результате аварии погибло 1496 человек. Среди выживших значится 712 имен, в числе которых актриса Маргарет Браун, которая после пережитого не потеряла интерес к путешествиям и приключениям: в годы Первой мировой войны женщина помогала раненым солдатам и прожила 20 лет после крушения «Титаника».

Чарльз Лайтоллер служил на лайнере вторым помощником капитана. Моряк сдал пост и собирался отдохнуть, когда почувствовал удар. Офицеров экстренно вызвали на капитанский мостик, где Лайтоллер узнал о судьбе «непотопляемого». Чарльз спасал в первую очередь женщин и детей. Шлюпки уходили в океан полупустые, многие отказывались садиться в лодку, считая «Титаник» более безопасным местом.

Лайтоллер спасся, участвовал в расследовании крушения корабля, воевал в Первую мировую и вызывался добровольцем во Вторую. На своем корабле, рассчитанном на 21 пассажира, эвакуировал 130 солдат из блокированного немцами Дюнкерка.

История Михаила Кучиева

Но в русской истории «Титаника» есть примеры из ряда вон выходящие. Например, случай с Михаилом Кучиевым, удалым молодцом 24 лет с Северного Кавказа. Он отправился в Америку «лес рубить», по словам его дочери, чтобы заработать на «жену, дом и коня». Естественно, плыл он в третьем классе. Накануне катастрофы он «что-то не то съел», отчего проснулся посреди ночи и отправился на палубу подышать свежим воздухом. Но, выйдя из каюты, обнаружил, что все выходы из отсека для третьего класса перекрыты, а наверху явно творится паника. Каким-то образом, ему удалось прорваться наверх. Но место в шлюпке мужчине из третьего класса в ту ночь было заказано — спасали только женщин и детей. Поэтому, со слов Михаила, он одел спасательный жилет и бросился в воду, где ему удалось зацепиться за какой-то обломок. Вскоре он увидел тонущую женщину и подобрал ее на свой импровизированный плот. Чем не история голливудского «Титаника»? Его и попутчицу спас экипаж с подоспевшего лайнера «Карпатия». После он долго лечился в Канаде на деньги компании, получив 200 долларов компенсации. Потом вернулся в Россию. «Слишком красивая история, чтобы быть правдой», — окрестили этот случай иностранные СМИ. У них есть повод для сомнений – ни в списках севших, ни в списках спасенных, ни даже в списках пациентов госпиталя, где он якобы содержался, нет записи с его именем. Зато есть легенда, которая стала достоянием его родственников в Северной Осетии.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос —- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» — поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Постер фильма «Титаник» 1953 года

Но самый известный фильм о гибели лайнера — это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обложка DVD фильма Джеймса Кэмерона «Титаник»

Парень, который смог встать на ноги после обморожения

Ричард Норрис Уильямс плыл на корабле вместе со своим отцом, и во время крушения «Титаника» они вели себя очень спокойно. Семья Уильямсов хотела посидеть в баре, но стюард отказался открыть дверь, тогда они пошли в спортзал, чтобы не замерзнуть. Когда пассажиры оказались в воде, Ричард Норрис заметил складную шлюпку и забрался в нее. Отец погиб от рухнувшей дымовой трубы. Те, кому удалось выжить в этой шлюпке, были переведены в спасательную лодку № 14.

На борту «Карпатии» врачи рекомендовали Ричарду ампутировать обмороженные ноги, но он отказался. Впоследствии Ричард вылечил ноги, продолжил свою карьеру теннисиста и получил золотую медаль на Олимпиаде, затем сражался на фронтах Первой мировой войны, после стал успешным инвестиционным банкиром в Филадельфии и в течение 22 лет был президентом исторического общества Пенсильвании.

Ричард Норрис Уильямс умер от эмфиземы в возрасте 77 лет.

Это интересно: Изобретение швейной машинки

То, во что трудно поверить

В гибель самого совершенного на тот момент корабля поначалу попросту отказывались верить. Первые сообщения в СМИ отрицали не только массовую гибель людей, но и тот факт, что корабль мог пойти на дно: «После столкновения с айсбергом все люди с Титаника спасены, лайнер отбуксирован в Галифакс».

Полностью весь ужас происшедшего осознали только тогда, когда 18 апреля пароход «Карпатия» со спасенными добрался до Нью-Йорка. Из более чем 2200 человек, находившихся на борту «Титаника», уцелели чуть более 700. Полторы тысячи пассажиров и членов экипажа погибли в ледяных водах Атлантики.

На некоторое время район гибели «Титаника» получил наименование «плавучего кладбища» — из-за большого количества мертвых тел в спасательных жилетах. Сразу несколько судов вплоть до июня 1912 года собирали останки погибших, доставляя их на берег для захоронения. Впрочем, тех, кого невозможно было опознать, ждали похороны в море.

Наследие “Титаника”

Через несколько дней после крушения «Титаника» начались разговоры об изучении руинов корабля. Однако, учитывая технологические ограничения, серьезные попытки не предпринимались до второй половины 20-го века.  

В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию к затонувшему лайнеру. Так началась современная история “Титаника”.

1 сентября 1985 года были получены первые подводные изображения корабля. Видео показало, что корабль был разломан на две части. В то время как лук был ясно узнаваем, кормовая часть была сильно повреждена.  

Сейчас “Титаник” расположен примерно в 13 морских милях (24 км) от предполагаемого места затопления. 

Бесчисленные фильмы, песни и прочие расследования превратили корабль в культурную икону. В конце 20-го и начале 21-го веков история “Титаника” и артефакты с корабля легли в основу выставки, которая объехала весь мир и собрала миллионы долларов. На место крушения Титаника до сих пор возят туристов, а несколько музеев, посвященных лайнеру, привлекают тысячи посетителей каждый год.  

Хотя руины корабля со временем полностью разрушаться, трагедия “Титаника” 1912 года будет жить в умах людей еще многие столетия. 

Итак, мы рассмотрели реальную историю затонувшего “Титаника”. Есть, что добавить? Пишите комментарии!

Кто был на борту?

При исследовании пассажирского и командного, рабочего состава «Титаника» обращает на себя внимание факт присутствия на нем большого количества людей, выполняющих работу по оказанию услуг пассажирам и обслуживанию судна. Например, было много официантов, поваров, уборщиков, работников около паровых машин: кочегаров, штивщиков, которые приносили топливо (уголь) к котлам и уносили золу.

Все эти люди, как указывается исследователями, не получили определенной специальной подготовки для плавания на таком большом корабле на такие дальние расстояния. Что касается именно экипажа, ответственного за рейс, он состоял из 39 моряков, 7 помощников капитана, имевших офицерский чин, и самого капитана. Отмечается, что среди матросов команды были такие, которых взяли в экипаж совсем недавно перед отплытием и они не достойно подробно познакомились с устройством «Титаника».

По социальному составу пассажиры принадлежали к разным слоям. Например, среди них были простые жители разных стран (Италии, Ирландии), которые стремились попасть в Америку, и выделявшиеся уровнем дохода пассажиры, среди которых были миллионеры.

Соответственно уровню доходов и помещения на «Титанике» были классифицированы на три разряда. К первому относились более дорогие каюты, с более дорогим обслуживанием, разные объекты для комфортного отдыха и развлечений, например, спортивные площадки, залы для занятий физическими упражнениями, бани, ресторан, бассейн для плавания, помещения для домашних животных. При этом помещения, относящиеся к третьему классу, тоже были по тому времени достаточно комфортабельными, как и достаточно хорошим был уровень обслуживания и питания.

Почтовый зал на Титанике обрабатывал 60000 почтовых отправлений каждый день

Одним из интересных фактов о Титанике было то, что заказчик хотел, чтобы корабль был больше, чем просто пассажирский лайнер. Знак RMS на официальном названии корабля, RMS Titanic, означает  Royal Mail Ship – Королевский почтовый корабль. У Титаника был по контракт с Королевской почтовой службой и Почтовым отделением США. Количество почты, которую перевозил корабль, было  огромным. Приготовьтесь к следующему восклицательному знаку … на корабле было более 7620 кубических метров помещения для хранения почты, писем и посылок!

Почтовое отделение на Титанике

Титаник был почти как плавучий город. Корабль вырабатывал столько же электроэнергии, сколько город в то время. Как и в любом другом городе, у Титаника было свое почтовое отделение. В Морском почтовом отделении на «Титанике» работали пять почтовых служащих, которые семь дней в неделю занимались сортировкой почты. Почты было так много, что каждый день они сортировали до 60000 штук!

МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ

Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание.

Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой.

А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).

Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом.

К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним.

Масабуми Хосоно

Офицеры на борту «Титаника» относились к принципу «сначала женщины и дети» настолько серьезно, что в некоторых случаях это были «только женщины и дети». Мужчин, пытавшихся пробраться к лодкам, клеймили трусами. Из-за этого лодки спускали на воду наполовину заполненными. 

После трагедии мужчины, выжившие на “Титанике”, также испытывали общественное давление.

Например, возьмем Масабуми Хосоно, единственного японца, пережившего затопление “Титаника”. Он оказался в нужном месте в нужное время.

Офицер, наполнявший шлюпку возле места, где стоял Хосоно, объявил, что в ней осталось еще два места. Хосоно был одним из двух мужчин, которые сели в лодку. Он пережил страшную трагедию и стал известен как самый большой трус в своей стране. 

Хосоно был опозорен на Родине, потому что он жил, в то время как многие другие погибли. Его история даже появилась в учебниках как пример постыдного и неэтичного поведения.  

Хосоно умер в 1939 году. По словам родственников, он так и не оправился от последствий своего “выживания”.  

Его семья тоже пострадала – в течение нескольких поколений слово «Хосоно» было синонимом позора в Японии. Только, когда внук Масабуми опубликовал некоторые из сочинений своего деда, презрение к Хосоно наконец стало исчезать.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

1045 человек могли быть спасены на Титанике

Это, пожалуй, самый спорный из фактов Титаника. В ту роковую ночь был еще один корабль, который наносил на карту ледяные воды Атлантики, калифорнийский SS. Калифорнийцы предупредили Титаник о паковом льде через раннюю систему беспроводной связи, которую использовали корабли. Это было 14 апреля 1912 года, и калифорнийцы остановились на ночь, чтобы не задеть айсберги, и предупредили Титаник о том же.

Беспроводной оператор Титаника раскритиковал калифорнийца за его осторожность. Возможно, такая самоуверенность оператора была из-за хвастовства во время постройки корабля или из-за легендарного и исторического названия корабля. В любом случае, «Титаник» не предпринял никаких мер предосторожности. После того, как Титаник столкнулся с айсбергом, команда запустила ракеты, чтобы привлечь внимание соседних кораблей. Калифорния SS

Калифорния SS

Калифорнийский SS видел вспышки, но не предпринимал действий. Капитан калифорнийца поручил своей команде послать сигналы азбуки Морзе через лампу. Затем он пошел спать, сказав своей команде сообщить ему, реагирует ли другое судно на какие-либо сигналы. Вероятно, Титаник был просто слишком далеко, чтобы увидеть сигналы.

Карпатия принимает на борт пассажиров Титаника

Рано утром следующего дня калифорнийцы наконец-то попытались достучаться до близлежащих кораблей, используя свою беспроводную систему. Экипаж вскоре узнал о случившемся и попытался помочь спасти пассажиров «Титаника», но было уже слишком поздно, и другой близлежащий корабль, «Карпатия», уже подобрал оставшихся в живых. Калифорниец был ближе, чем Карпатия, к Титанику. Если бы они ответили беспроводными лампами Морзе, они могли бы спасти больше пассажиров. Количество спасательных шлюпок на Титанике было недостаточно, чтобы спасти всех пассажиров, однако, их могло бы хватить, чтобы безопасно переправить всех на палубу калифорнийца.

Гибель «Титаника» в произведениях культуры

Первыми отреагировали поэты: в прессе появилось множество элегий, посвященным трагедии. Эдвин Дрю выпустил сборник стихов, в которых были описаны события трагедии. Томас Харди, известный поэт того времени, также не оставил катастрофу без внимания – появились стихи, в которых осуждалось лицемерие, стремление к роскоши, безрассудство.

Кроме того, спустя время стали появляться настоящие бестселлеры, посвященные крушению «Титаника»:

  • Клайв Касслер «Поднять Титаник»;
  • У. Сейл «Шерлок Холмс и трагедия «Титаника»;
  • Лии Флеминг «Спасенная с Титаника».

Но это произошло гораздо позже, уже ближе к концу прошлого века. Тогда же авторами документальных хроник стали спасшиеся люди, среди них Артур Рострон и Арчибальд Гресли – эти люди и до этого занимались писательством и по воле случая оказались на борту корабля.

Документальные и художественные книги о «Титанике»

По произведениям сняли художественные фильмы, многие из них знакомы широкой публике.

Также создано множество видеоигр, сюжет которых связан с развернувшейся на «Титанике» катастрофой. Отметим, что разработчикам удалось воспроизвести детали крушения точно и правдоподобно.

Интересное документальное видео о том, как это было:

Столкновение «Титаника» с айсбергом

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Так выглядела палуба первого класса «Титаника»: кадр из фильма Джеймса Кэмерона

Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота — глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог — он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин — все они были ниже ватерлинии.

Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной — больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: