Проект 641б сом

Характеристики двигателей


Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102. Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

Проект 641Б, шифр «Сом»

Неатомные подводные лодки

Перечень всех типов и проектов

·Все фотографии судов этого проекта

Таблица судов проекта

Сортировать по: Дате постройки

· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка

103 30.09.1975 03.05.2001 Б-437 Магнитогорск 1998 ВМФ России Краснознамённый Северный флот
Б-437 26.07.1992
15.02.1992 ВМФ СССР Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-437 Магнитогорский комсомолец 09.06.1980
Б-437 1977
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
105 29.12.1976 10.04.2002 U-434 10.04.2002 Гамбург Памятники
Б-515 1999 ВМФ России Краснознамённый Северный флот
26.07.1992
ВМФ СССР Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
121 28.09.1979 05.05.2001 Б-30 26.07.1992 ВМФ России Краснознамённый Северный флот
14.07.1981 ВМФ СССР Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
123 30.09.1980 Б-396 16.03.1998 Москва Памятники
26.07.1992 ВМФ России Краснознамённый Северный флот
15.02.1992 ВМФ СССР Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-396 Новосибирский комсомолец 01.05.1986
Б-396
124 30.12.1980 Б-307 2002 Тольятти Памятники
≈ 1996 ВМФ России Дважды Краснознамённый Балтийский флот
26.07.1992 Краснознамённый Северный флот 4-я эскадра ДПЛ
ВМФ СССР Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
125 25.09.1981 16.03.1998 Б-319 26.07.1992 ВМФ России Краснознамённый Северный флот
15.02.1992 ВМФ СССР Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-319 Комсомолец Чувашии 16.12.1988
Б-319
133 26.12.1982 2016 Б-380 Святой князь Георгий ???? ВМФ России Краснознамённый Черноморский флот
Б-380 26.07.1992
15.02.1992 ВМФ СССР Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
Б-380 Горьковский комсомолец 12.11.1982
Б-380

Простой вид списка судов (записи по учётным данным)

Перечень всех типов и проектов

·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта

Конструкция

Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:

  • 1 отсек — торпедный.
  • 2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 3 отсек — центральный пост.
  • 4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 5 отсек — дизельный.
  • 6 отсек — электромоторный.
  • 7 отсек — торпедный.

Корпус

При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Проект 613 («Whiskey») – 1951 г.

Средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка. Самая массовая ДЭПЛ в СССР (выпущено 215 шт.), более 20 лет составляла основу советского подводного флота. Модификация 613В – с увеличенной до 45 суток автономностью. В составе КЧФ (не считая модификаций, описанных ниже): С-66 (В), С-67 (РЗС-576, ПЗС-85; В), С-70 (В), С-74 (В), С-76, С-88 (В), С-89 (В), С-95, С-96, С-97 (РЗС-495), С-98 (УТС-284), С-100, С-147 (СС-552), С-157, С-165 (УТС-386), С-172 (В), С-185 (В), С-186, С-197 (В), С-217, С-230, С-231, С-232, С-233, С-234, С-243 (СС-243), С-244 (в Болгарии – «Слава»), С-245 (в Болгарии – «Победа»), С-246, С-282, С-284, С-287, С-296, С-338, С-339, С-344, С-348, С-360, С-376 (УТС-187), С-379, С-382, С-383

Основные недостатки, сведения об эксплуатации

Уже в начале строительства инженеры установили, что запаса прочности для модернизации у стандартного проекта практически нет. А потому при закладке последних субмарин этой серии они заново проектировались практически на ходу. В результате таких изменений был полностью переоснащен и заново скомпонован пятый отсек, конструкторы заменили дизельные моторы на более надежные, замене подверглись также стандартные аккумуляторные батареи.


На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше, а для Индии вообще закладывались особенные субмарины, имевшие множество серьезных отличий от первоначального проекта.

Так, туда ставились иные АКБ, имевшие больший ресурс при работе в условиях высоких температур, в четвертом отсеке были убраны сразу две каюты, за счет чего на подлодке удалось разместить систему кондиционирования воздуха, а также были значительно увеличены штатные емкости для пресной воды. Как в этом нуждалась наша подводная лодка Б-28 641 проекта, вынужденная в свое время долго укрываться от американцев в условиях тропиков!

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подлодки во Второй мировой войне

По результатам Первой мировой войны были сделаны выводы о том, что подводные лодки должны более тесно взаимодействовать с надводными кораблями. Это создало потребность в совершенствовании надводных тактико-технических параметров

Несмотря на улучшения конструкций и использование новых решений подлодки преимущественно оставались ныряющими. Это означает, что они могли только на короткий срок погружаться для атаки или уклонения от преследований. Однако после этого субмаринам требовалось всплывать, чтобы зарядить аккумуляторы. Это приводило к атакам из надводного положения. При этом использовались палубные орудия.

Самым значимым эпизодом работы подлодок в период Второй мировой войны стала «Вторая битва за Атлантику», которая произошла в период с 1939 по 1941 годы. Активность так называемых волчьих стай «папаши Деница» сделали практически невозможным любое судоходство в Атлантическом океане.

Наиболее успешным этапом в сфере конструирования подлодок, которые использовались во время Второй мировой войны, стал момент, когда изобрели немецкую субмарину типа VII. В общей сложности был сделан заказ на 1050 лодок этой серии. Из них 703 экземпляра было введено в эксплуатацию.

В 1944 году на немецких подлодках типа VII стали массово применять шнорхель. Этим термином называлась труба, которая использовалась для забора воздуха с поверхности в момент нахождения лодки под водой.

К концу Второй мировой войны Германия придумала и сконструировала первые лодки типа XXI. Они стали первыми субмаринами, которые в большей степени были пригодны для ведения боевых действий под водой, нежели над водой. Такие конструкции имели очень большую глубину погружения – до 330 метров. Также они отличались высокой автономностью и практически не издавали шума.

В период ведения боевых действий подлодки воюющих государств уничтожили 4430 транспортных судов, грузоподъемность которых достигала 22,1 миллиона тонн, и 395 военных кораблей, включая 57 подлодок.

Подлодки типа 613

Представляют собой самую успешную серию дизель-электрических подлодок среднего водоизмещения. За всю историю отечественного флота строительство ПЛ такого типа носило массовый характер благодаря улучшенным техническим характеристикам и своему многоцелевому назначению. Всего, за период существования проекта, было выпущено 215 лодок, которые помимо нанесения торпедных ударов и разведки, могли использоваться при выполнении минных постановок, оперативной и позиционной службы в районах дислокации противника.

Предпосылки к созданию

Во время Великой Отечественной войны стало понятно, что выпускаемые с начала 30-х годов «Щуки» устарели и уже не могут успешно противостоять подлодкам противника по глубине погружения, возможностям торпедной стрельбы и другим характеристикам. Поэтому, в 1942-м принято решение о разработке субмарин среднего водоизмещения (проект 608).

Вместе с тем, в 1944-м проект конструкторов был забракован Управлением кораблестроения. Причиной указывалось плохое вооружение и недостаточная дальность действия, тогда как на самом деле имелись совершенно другие мотивы для прекращения дальнейших разработок.

Так, в июле 1944-го немецкая подлодка U-250 (тип VIIC) была затоплена в Финском заливе и отбуксирована в Кронштадт для тщательного изучения. В дальнейшем изучению подлежали недостроенные трофейные субмарины типа ХХI, захваченные в Данциге на верфях. По результатам исследований Главкомат ВМФ Советского Союза в 1946-м году утвердил техническое задание на разработку проекта 613 вместо 608.

История проектирования и постройки

При создании чертежей особенное внимание уделялось маневренности в подводном положении, улучшению ходовых качеств, усилению вооружения, применения более совершенных средств наблюдения и связи. Необходимо отметить, что по некоторым параметрам были достигнуты результаты, превышающие указанные в ТТЗ

Так, боезапас удалось увеличить на две торпеды, а скорость подводного хода на один узел.

В целом, говоря о проекте можно сказать, что он включил в себя лучшие качества как нереализованных отечественных проектов, так и технические решения германских судостроителей. В июне 1950 года проведены первые гидравлические испытания, а в июле две субмарины серии С-61 и С-80 были спущены на воду (при 70% готовности). Однако, в ноябре того же года ДПЛ С-61 опрокинулась при выходе из дока, в результате чего были затоплены три отсека из семи. ЧП произошло по причине неправильной постановке в док.

Первые швартовые испытания выявили следующие недостатки: вибрация механизмов; гидравлические удары из-за попадания забортной воды в систему; наблюдались сбои в работе клапанов вентиляции; разворачивание выдвижных устройств в связи с отсутствием направляющих.

Глубоководные испытания проводились в июле 1951-го, а уже в мае 1954 года субмарины были одобрены комиссией по Госприемке и включены в состав ВМФ Советского Союза.

разработка

Проект 641 последовал за классами Project 611 и Project 633 . При проектировании проекта 641 во многом были приняты двигательная установка, форма корпуса, расположение торпедного вооружения и другие особенности предыдущих классов; исправлены некоторые из известных уязвимостей. Удлиняя и расширяя корпус, можно было перевозить больше топлива и припасов, а у моряков было больше места на подводной лодке. Глубина погружения конструкции была увеличена до 250 метров, велась подготовка к применению современных торпедных и морских мин .

корпус

Чертеж правого борта катера проекта 641

Форма фюзеляжа во многом основывалась на проекте 611. Оба проекта имели сравнимую силовую установку с тремя валами, поэтому использование аналогичной формы корпуса было очевидным. В проекте 641 сопротивление потоку было уменьшено за счет перемещения датчика гидролокатора с днища корпуса на носовую часть носовой части. Поведение обтекания было улучшено за счет другой кривизны бортов корабля, так что скорость проекта 641 практически не изменилась по сравнению с его предшественником, несмотря на большее .

Системы машин

Два из трех дизельных двигателей Тип 37Д в верхней части ГМВ В-39. На заднем плане виден доступ в машинное отделение.

Во время надводного плавания и подводного плавания подводные лодки приводились в движение стандартным судовым дизельным двигателем советских подводных лодок. Конфигурация была идентична таковой на проекте 611: три двигателя Тип 37Д мощностью 2000 л.с. (1471 кВт) каждый. Максимальная скорость составляла 16,8 узла.

Когда под водой, лодки были приведены в действие электрическими двигателями, которые получили свою энергию из свинцово-кислотных батарей. Два двигателя PG-101 мощностью 1350 л.с. (993 кВт) каждый приводили в движение два внешних вала, средний приводился электродвигателем PG-102 мощностью 2700 л.с. (1986 кВт). PG-104 электродвигатель с 140 л.с. (103 кВт) был доступен для обхода, который действовал на среднем валу. PG-104 потреблял намного меньше энергии, чем двигатели PG-102, и был намного тише.

Диапазон

При крейсерской скорости 8,13 узла лодки проекта 641 на одном баке горючего могли преодолевать 30 000 морских миль . В подводном положении емкости батареи хватало на 16 морских миль при скорости 15,30 узлов. Припасы на борту позволяли развертывание до 90 дней.

Вооружение

Проект 641 получил шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм. Подобная комбинация уже использовалась в проекте 633, но только с двумя кормовыми торпедными аппаратами. Могли нести 22 торпеды или 32 морские мины МДТ. 18 из этих торпед могли храниться в носовом торпедном отсеке и четыре — в кормовом.

Диапазон торпед, которые можно было использовать, был очень широк: от старых моделей, таких как 53-39 времен Второй мировой войны до 53-51 1951 года, до типов торпед 53-65М и 53-65К, разработанных в конце 1960-х годов. . Торпеды 65-й серии уже были очень быстрыми с максимальной скоростью почти 70 узлов, имели автоматическое наведение, неконтактный взрыватель и могли быть сброшены с глубины до 150 метров. Однако они подходили только для поражения целей на поверхности воды и не могли использоваться против подводных лодок противника. Также можно было использовать 533-мм модели торпед с ядерной боевой частью .

Подводным лодкам проекта 641, построенным в 1970-1980-х годах для экспорта в Индию, были переданы другие 400-мм кормовые торпедные аппараты.

Датчики

Б-101 1982 или 1983 г. во время исследовательской миссии «Регул».

Гидроакустический зал Б-821 в Зебрюгге

Проект 641 был оборудован гидроакустической системой «Арктика-М». Вы можете использовать активные и пассивные гидролокаторы . Рядом с гидроакустической системой в носовой части была установлена система акустической подводной телефонной связи «МГ-10» или «МГ-15» . На поверхности могут быть размещены система ESM «Накат», радар «Флаг» и несколько радиоантенн.

Вынужденная трансформация

Для достижения паритета в 1958 году в СССР приступили к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») стартовала разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701). 

Главным конструктором проекта стал Абрам Кассациер. Изначально предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 или Д-6 c одноступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами подводного старта Р-21. 

Конструкторы отказались от идеи поворотной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение об установке вертикальных пусковых шахт. 

  • Конструктор атомных подлодок Сергей Ковалёв
  • kremlin.ru

Однако из-за выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 переформатировали в проект 667А (класс «Навага»). 

Постановления правительства СССР от 4 апреля 1961 года и от 21 июня 1961 года предусматривали старт создания первой субмарины проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подлодку должны были оснастить малогабаритными ракетами Р-27.

Должность главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалёв. Технический проект подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году проведена корректировка, связанная с изменением в части ракетного вооружения.

4 ноября 1964 года в цехе №50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (Северодвинск) началось строительство «Ленинца». 25 августа 1966 года субмарина была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года, после спуска на воду, субмарина была поставлена к достроечной стенке завода. 

В результате проведения первичных испытаний было установлено, что по своим скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически сравнялся с американскими аналогами — подлодками «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых составляла 29—30 узлов. 

6 сентября 1967 года в ходе испытаний в акватории Белого моря «Ленинец» произвёл успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залповый. 

  • Баллистическая ракета Р-27У

5 ноября 1967 года Государственной комиссией был подписан приёмный акт и назначен первый командир подводной лодки — капитан второго ранга Вадим Березовский. 6 ноября крейсер официально вошёл в состав ВМФ СССР.

Инновации и комфорт

Надводное водоизмещение субмарины проекта 667А составляет 7,7 тыс. тонн, подводное — 11,5 тыс. тонн. Длина корпуса — 127,9 м, наибольшая ширина — 11,7 м. Экипаж состоял из 115 человек. Крейсер мог совершать автономное плавание в течение 70 суток и идти под водой со скоростью 28 узлов. 

Подводная лодка имела 10 отсеков: два ракетных, два турбинных, торпедный, дизель-генераторный, электродвигательный, реакторный, центрального поста и пульта главной энергетической установки, совмещённый аккумуляторный и жилой. Много внимания было уделено улучшению условий жизни экипажа подводной лодки. 

Все внутренние коммуникации жилых отсеков были скрыты под специальными защитными панелями. Конструкторам удалось достичь определённого уровня комфорта, необходимого для длительного плавания. 

Машины проекта 667А стали первыми ракетоносцами, оборудованными комплексами «Стрела», предназначенными для противовоздушной обороны субмарины в надводном положении. 

В атомоходах второго поколения реализован целый ряд инновационных решений по понижению электромагнитного поля, снижению шума винтов, улучшению гидродинамики и звукоизоляции, увеличению прочности и снижению веса конструкции.

Боевая эффективность

Технические характеристики ДПЛ проекта 613 выгодно отличают от зарубежных конкурентов, что позволило нашей стране выйти на международный рынок. К наиболее значимым следует отнести:

  • водоизмещение – 1347 (подводное), 1055 т (надводное);
  • время погружения – от 35 до 38 секунд;
  • возможность работы в автономном режиме составляет 30 суток;
  • скорость хода – подводная составляет 13,6 узла, надводная – 18,2;
  • максимальная глубина – 200 м (рабочая – 170 м);
  • дальность хода – надводная от 8580 до 13000 миль (в зависимости от скорости хода), подводная – от 13,35 до 353 миль (в зависимости от скорости);
  • непрерывное пребывание под водой возможно до 200 часов.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции и используемого оборудования, субмарины проекта 613 являлись самыми надежными и бесшумными из линейки ДПЛ ВМФ Советского Союза.

Подводные лодки проекта 641

Межотсечная переборка подводной лодки

Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), по классификации НАТО — Foxtrot. Проект был признан удачным. Подлодки были предназначены для дальних переходов и патрулирования океана, оснащены новейшими на то время торпедными аппаратами.

Было построено 75 кораблей, в том числе 17 подводных лодок ушли на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.

Первая подводная лодка проекта 641, в создании которой принимал участие один из легендарных главных конструкторов-кораблестроителей Зосим Александрович Дерибин, вошла в состав советского флота в 1958 году.

Проект устарел только с началом массового прихода атомных подводных лодок. Последняя подлодка проекта была сдана в 1983 году. С появлением атомоходов без ограничений по дальности и отчасти по времени патрулирования проект 641 перешел в разряд лодок малой дальности.

Экипаж состоял из 70 человек, а автономность плавания ограничивалась 90 днями. Сегодня, особенно в сравнении с гигантскими атомными подводными лодками ВМС России, это кажется крайне маленькой подлодкой, нести боевую вахту на которой казалось крайне непростым делом.

Безусловно, это факт, ведь у значительно более современной АПЛ (атомной подводной лодки) «» проекта 955 на 107 членов экипажа доступно 24 тысячи тонн водоизмещения, 170 метров длины и 13.5 — ширины, тогда как у ДЭПЛ проект 641 эти показатели, а значит и внутреннее полезное пространство для экипажа, гораздо скромнее:

  • длина 91.3 метра;
  • ширина 7.4 метра;
  • водоизмещение 2 475 тонны 

Электромоторный отсек и дизельная

Пройдя по узкому проходу, усеянному множеством приборов, кнопок и вентилей, попадаешь в электромоторный отсек, через который видна дизельная — 6 и 5 отсеки соответственно.

Естественно, на подводной лодке есть и пост гидроакустика, в чью боевую задачу входило отслеживание кораблей и подводных лодок противника и других судов или объектов и препятствий.

Через радиорубку можно было отправлять и получать зашифрованные сообщения, а центральный пост оборудовался радаром, сонаром и, конечно же, одним из главных символов любой подлодки — перископом для поиска и ведения целей.

Запасная торпеда рядом с торпедными аппаратами

К сожалению, на момент посещения данной подводной лодки фотографами часть корпуса уже была срезана, в нем зияли огромные дыры, а оборудование было частично снято или повреждено.

После 30 лет службы она была разделана на металлолом. Жалко… но когда-нибудь нужно и легендам уходить в историю, тем более им на смену приходят гораздо более мощные, грозные и удобные для экипажа единицы.

История, уходящая на слом: внутренности подводной лодки проекта 641

Хотели бы вы побывать на настоящей подводной лодке? Думаем, ответ будет положительным. Уверены, что вы знаете адреса окончательной швартовки подводных лодок-музеев, разбросанных по разным городам России, всего таких насчитывается в нашей стране на данный момент восемь штук:

  • Подводная лодка С-189 (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка К-21 (Мурманск);
  • Подводная лодка Б-413 (Калининград);
  • Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (Москва);
  • Подводная лодка С-56 (Владивосток);
  • Подводная лодка Б-307 (Тольятти);
  • Подводная лодка М-261 (Краснодар).

Но при посещении некоторых из этих подлодок экскурсант может столкнуться с рядом несоответствий действительности. Так, не все выставленные подлодки аутентичны — например, в угоду посетителям с ограниченной подвижностью в некоторых из этих лодок расширяют проемы и убирают часть переборок между отсеками, изменяют интерьер и убирают некоторое оборудование для более удобного размещения экскурсионных групп и музейных экспозиций.

В итоге получается интересно, но не слишком реалистично. Уходит какая-то нотка оригинальности, какое-то еле уловимое дуновение истории.

И вот мы нашли рассказ хоть и о недоукомплектованной, доживающей свои последние дни (ее уже отправили на слом), но все же несколько более реалистичной подлодке, которая начала свой карьерный путь в 1965 году, служила на Северном флоте, в водах Балтики и Средиземного моря и несколько лет даже базировалась в Египте.

Ее посетили любители заброшек и сделали 15 фотоснимков. 15 снимков советской подводной лодки, которая уже стала историей, легендарной историей! Пройдемся по отсекам и узнаем о подлодке немного больше…

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Первая подводная лодка промежуточного проекта 641Б «Сом», предназначавшегося для замены лодок большой дальности плавания проекта 641 в операционных зонах Черноморского и Северного флотов, была собрана в 1972 г. в г. Горьком. Всего было по строено 18 единиц двух модификации, имевших незначительные отличия. Лодки поздней постройки были на несколько метров длиннее, возможно, в связи с установкой оборудования ракетных комплексов ПЛО. Носовое гидроакустическое оборудование внешне было аналогичным тому, которое устанавливалось в то время на современных советских атомных ударных подводных лодках, а силовая установка была испытана на последнем подтипе «Фокстротов».

Подводная лодка проекта 641Б «Сом» — видео

Значительно большей в сравнении со всеми предшествовавшими проектами советских лодок с обычной энергетической установкой была емкость аккумуляторных батарей, что было связано с увеличением объема прочного корпуса. Это позволило продлить подводную автономность на неделю до момента, требовавшего всплытия и использования РДП. Дополненные новым вооружением и средствами обнаружения, эти возможности придавали лодкам проекта 641Б «Сом» идеальные качества для применения в естественных узкостях из «засады» против западных атомных субмарин. В настоящее время строительство лодок этого типа прекращено. Однако в составе флота продолжают находиться четыре лодки унаследованные от советского ВМФ, они базируются в Полярном на Северном флоте.

Производство подводных лодок проекта 641Б «Сом» было завершено в 1982 г. Конструктивно они являлись развитием лодок типа «Фокстрот» с увеличенной емкостью аккумуляторных батарей и усовершенствованной электроникой. Корпус имел более обтекаемые обводы, что увеличивало боевые возможности лодок в подводном положении. Корпус и ограждение боевой рубки подводных лодок большой дальности плавания имеют протяженное акустическое покрытие, и по меньшей мере одна лодка этого типа была оснащена буксирно-кабельным устройством для гидроакустической антенны в корме и барабаном лебедки, расположенным на палубе.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 641 Б «Сом»

Водоизмещение: надводное / подводное, т 3100 /3800
Длина, м 91
Ширина, м 9,1
Осадка, м 7,2
Силовая установка три дизеля мощностью 4,6 мегаватта (6256 л.с.) и три электродвигателя, вращающих три вала
Скорость надводного хода 13 уз и подводного хода 16 уз
Глубина погружения рабочая 250 м и предельная 300 м
Торпедные аппараты шесть носовых 533-мм
Стандартный боекомплект 24 533-мм противокорабельные или противолодочные торпеды или соответствующее количество мин
Экипаж 62 человека (12 офицеров)

Фото подлодки 641Б «Сом»

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: