Т-127

Историческая справка

Основная статья: История Т-127

В то время как КБ завода №185 прилагало массу усилий до доработке проекта танка Т-126(СП) под постоянно меняющиеся требования АБТУ на заводе №174 группой молодых специалистов, под руководством инженеров Голтвянского (танковый отдел) и Макарова (двигателисты), был разработан альтернативный проект легкого танка сопровождения пехоты.
Чтобы уложиться в выдвинутое ранее ТТЗ корпус танка был значительно заужен и собирался из листов катаной брони толщиной 30-45 мм, что позволяло уменьшить массу до 12,5 тонн – то есть на 500 кг ниже требуемых. По габаритам танк был практически равноценен Т-26-1, отличаясь только чуть большей базой шасси. Вместе с тем, он должен был обладать более просторным боевым отделением, лучшей подвижностью и увеличенным радиусом действия.

Данный проект, получивший обозначение “объект 127” (позднее Т-127 или П-127), был подан на рассмотрение руководству предприятия весной 1940 г. В ответ никакой официальной реакции не последовало. Явно предчувствуя, что их проект пытаются “похоронить”, Голтвянский и Макаров обратились в вышестоящие инстанции с просьбой оказать им поддержку и содействовать дальнейшей постройке опытного образца. В качестве основного аргумента предъявлялись лучшие расчетные характеристики Т-127, но ни АБТУ, ни НКСП на эти уговоры не поддались. Впрочем, после письма на имя К.Е.Ворошилова, на завод все же прибыла комиссия, состоящая из начальника БТУ РККА военинженера 1-ранга Коробкова и начальника 3-го отдела БТУ военинженера 3-го ранга Афонина. Проект тщательно изучался в течении 10 дней, после чего высокая комиссия вынесла своё решение.
Как оказалось, небольшая масса танка достигается в ущерб надежности ходовой части, где использовалось вдвое меньшее количество торсионов, чем на Т-126(СП), и влекла за собой её меньшую надежность. Боевое отделение танка будет ещё меньше и нормальная работа экипажа из 4-х человек в таких условиях не представляется возможной. Более сложный по форме корпус имеет много гнутых деталей, что существенно усложняет его изготовление. Двигатель Д-744, под который разрабатывался Т-127, являлся крайне “сырым”, существовал только в опытных образцах и не давал положенной мощности. Вывод – дальнейшая разработка проекта Т-127 нецелесообразна.

Несмотря на это в современных источниках можно встретить утверждение, что Т-127 был модернизированным вариантом танка Т-126(СП), что не является верным. На деле ни одного образца Т-127 построено не было.

Источники информации

  • М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг». Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.
  • М.Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
  • «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Современный этап

Начиная с 1992 года завод несколько раз менял название. 1 октября 1992 ЧТЗ получил название «УРАЛТРАК», такое решение было принято на совете акционеров. Спустя 4 года завод было снова переименовано на «Челябинский тракторный завод». В 1998-м ЧТЗ стал банкротом и был реорганизован и на его основе появляется новое предприятие: «ЧТЗ-Уралтрак». В последующие годы завод активно работал и в марте 2011-го был фактически выкуплен (63.3% акций) Уралвагонзаводом. В составе этого завода, ЧТЗ должен был стать основным предприятием по выпуску гражданской техники. Завод стал активно заключать экспортные контракты со многими странами мира. За свою историю завод был удостоен множества всесоюзных и российских наград и получил множество международных сертификатов, подтверждающих качество продукции.

Читайте Реактор на быстрых нейтронах БН-800

На сегодняшний день, ЧТЗ очень активно развивается и является одним из самых крупных предприятий Российской федерации. Стоит отметить, что со вступлением ЧТЗ в состав Уралвагонзавода предприятие начало более стремительно развиваться. Если говорить о перспективах развития, то последние инвестиции в предприятие составили более 17,5 миллиардов рублей. Деятельность завода активно направлена на выпуск дорожно-строительной техники. В планах завода выпускать 3 тысячи тракторов каждый месяц. В ближайших планах стоит смена устаревшего оборудования на более современное и многофункциональное. Это дает большой простор для размышления инженерам и заводским специалистам. Они смогут проектировать совершенно новую технику.

В 2014 году предприятие испытывало значительные финансовые трудности, но сейчас ЧТЗ исправно платит достойную заработную плату всем сотрудникам. В целом, завод постоянно активно развивается. Экономическая стратегия завода направлена на перестройку и создание эффективного инструмента управления. Завод постоянно осваивает производство изделий, которые ранее поступали извне. Это позволяет значительно повышать качество продукции, а так же расширять масштабы производства. В принципе, такая стратегия прослеживалась на протяжении всей истории Челябинского Тракторного завода.

По современным меркам, ЧТЗ выпускает очень хорошую технику и оборудование, которые отличаются высокой экономичностью, мощностью и комфортабельностью (касается новых тракторов и бульдозеров). Зарубежные эксперты очень высоко оценивают технику Челябинского завода, отмечая, что она уже не уступает закордонным «Катерпиллерам». Сейчас можно сказать, что все перемены и реконструкции, которые проводились не в самые лучшие годы предприятия — принесли свои плоды. ЧТЗ постоянно модернизируется и укрепляет связи со странами дальнего зарубежья.

Эвакуация Ленинградского танкового завода №174

Начало войны 22 июня 1941 года Ленинградский танковый завод №174 имени К.Е. Ворошилова встретил не в лучшем состоянии. Его производственная база уже порядком износилась, для выпуска танков Т-50 требовалось новое промышленное строительство и серьезное техническое переоснащение.

В последних числах июня завод перешел на круглосуточный режим работы и восстановил сборку из имеющихся заделов танков Т-26. К концу августа 1941 года удалось отправить на фронт 126 машин, в том числе некоторое количество огнеметных.

Легкий танк Т-26

Однако запустить конвейер сборки нового танка не получилось: завод серьезно пострадал от бомбежки. Из-за прекращения поставок материалов строительство новых цехов пришлось прекратить. В итоге, несмотря на все старания, выпуск Т-50 в Ленинграде ограничился всего 50 машинами.

С приближением врага к Ленинграду встал вопрос об эвакуации. Первоначально, в соответствии с решением ГКО №99сс от 11 июля 1941 года, предполагалось разместить завод №174 на площадке Челябинского тракторного завода. С исполнением же решили пока не торопиться.

Через месяц, 16 августа, народный комиссар В.А. Малышев предложил перенаправить завод №174 в Чкалов (современный Оренбург) на площадку местного паровозоремонтного завода. В тот же день в Ленинграде директор З.М. Кацнельсон провел совещание по эвакуации – притом что соответствующее решение ГКО №665сс было подписано лишь 11 сентября. Так или иначе, но первые составы с людьми и имуществом потянулись на новое место и в конце августа достигли Челябинска.

Однако было уже поздно: 29 августа немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую Ленинград с остальной страной. Теперь оборудование и работников можно было вывезти только по Ладожскому озеру, лишь наиболее ценных специалистов эвакуировали с помощью транспортной авиации. Речь идет не о начальниках, а именно о специалистах: известно, что по воздуху были переброшены испытатели танков.

Заводу были выделены два корабля военной флотилии – «Конструктор» и «Пурга», а также баржи. 4 ноября «Конструктор» был потоплен прямым попаданием бомбы, погибли 150 заводчан и членов их семей, в том числе – специалисты механического цеха опытно-конструкторского отдела.

Легкий танк Т-50

Удивительно, но в течение октября–ноября завод на новом месте был практически восстановлен. На имевшихся производственных площадях ремонтного завода (31 тыс. кв. м) были размещены 20 цехов, в том числе 12 производственных и 8 вспомогательных. Из 9405 работников завода №174 в Чкалов прибыли 3912. Но с учетом местных рабочих и ИТР к 1 января 1942 года численность коллектива удалось довести до 7057 человек.

Вспоминает ветеран «Омсктрансмаша» Герман Сироткин:

«Начало блокады я застал в Ленинграде – около полутора месяцев. Завод эвакуировали так: когда объявили эвакуацию, семь эшелонов оборудования сумели вывезти по железной дороге, пока была возможность. Когда немцы перекрыли железнодорожный выезд, оставшиеся специалисты жили какое-то время в блокаде. У меня там остались бабушка, мама и сестра. Я не пошел на фронт, потому что почти сразу Георгий Жуков издал директиву «забронировать» всех специалистов, работавших на заводах.

Уже из блокадного города нас, оставшихся специалистов, с Комендантского аэродрома самолетом перебрасывали через Ладожское озеро до Тихвина, он еще был тогда не в блокаде. Оттуда по железной дороге отправляли в Сибирь. Сначала вместе с заводом мы поехали в Челябинск, но там уже обосновался Кировский завод. Потом нас направили в Оренбург, где на ж/д-мастерских организовали производство танков в конце 1941 года. И в мае 1942-го мы переехали из Оренбурга в Омск.

Во время эвакуации много людей погибло, в том числе мои родственники. Жену и двоих детей моего дядьки довезли до Ладоги, пересадили на пароход, на котором нужно было пересечь часть Ладожского озера, чтобы высадить пассажиров вне блокадного кольца. В это время был авианалет, бомба попала в ту часть парохода, где были моя тетка, брат и сестра. Эту часть судна затопило, а у моряков такой закон – перекрывать затопленные отсеки. Так и случилось – они перекрыли полкорабля, где были и мои родные».

«Арсенал» и верфи

 Две ночи подряд – с 3 по 5 ноября 1941 года – фашисты целенаправленно бомбили территорию завода №7 имени Фрунзе – «Арсенал». Были разрушены цеха, сгорели склады с оборудованием, повреждены водопровод, канализация и котельная. После основной работы сотрудники, многие из которых страдали от дистрофии, восстанавливали производство.

Завод не только продолжал бесперебойно работать, выполняя заказы Ленинградского фронта, но и организовал производство новых изделий: пулеметов ДП, минометов М-20. 

Вместе с другими предприятиями «Арсенал» получил заказ на производство знаменитого 100-миллиметрового противотанкового орудия БС-3. Мощная пушка, прозванная «Зверобоем», пробивала броню немецких танков «Тигр» и «Пантера», внесла важный вклад в Победу и до сих пор состоит на вооружении армий почти десятка стран.

На ленинградских судостроительных заводах, находившихся в нескольких километрах от линии фронта, под бомбежками и обстрелом врага не только ремонтировали боевые корабли, но и наладили выпуск необходимых для разминирования Финского залива тральщиков, занимались строительством торпедных катеров и десантных кораблей, понтонов для переправы войск и военной техники, плашкоутов для Дороги жизни.

В условиях блокады «Адмиралтейские верфи» сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера, 48 «морских охотников», 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 тонн, отремонтировали более 260 кораблей и судов.

Изготовили для нужд фронта около 3 тысяч комплектов тралов, 8 тысяч патронов для тралов, 120 тысяч морских мин, 80 тысяч корпусов снарядов, мин, авиабомб.

В блокадные годы Средне-Невский судостроительный завод занимался достройкой тральщиков, ремонтом кораблей. На заводе «Русский дизель» ремонтировали двигатели для судов. Здесь восстановили оборудование для легендарных крейсеров «Максим Горький» и «Киров».

Работа предприятий во время блокады Ленинграда была бы невозможна без организации энергоснабжения.

В самом узком месте Ладожского озера было решено проложить 120 километров бронированного кабеля. Три строительных батальона с помощью водолазов и рабочих ленинградских предприятий смогли проложить кабель по дну озера. В 1942 году в осаждённый город стала поступать энергия Волховской ГЭС.

Все вместе лениградцы во время блокады совершили беспрецедентентный в истории трудовой подвиг. .

Т-127 оборудование

По поводу дополнительного оборудования и снаряжения однозначно устанавливаем малую аптечку и ремкомплект, а вот вопрос с заполнением третьего слота остаётся открытым. Учитывая, что вероятность возгорания танка маловероятна, многие ставят подкрученные обороты двигателя или масло.
Однако по одиночке, эти расходники не дают заметной прибавки к скорости, а устанавливая оба, приходится отказываться от необходимого снаряжения. Поэтому оптимальным вариантом будет установка автоматического огнетушителя. Если снаряжение сработает раз в 40-60 боёв, затраты будут вполне оправданы.
Если рассматривать допоборудование, то установка любимого многими орудийного досылателя здесь не предусмотрена. Поэтому можно поставить усиленный приводы наводки, стереотрубу и улучшенную вентиляцию. Когда будут выкачены у всех членов экипажа умение «боевого братства», последний вариант можно заменить маскировочной сеткой.

Боевая эффективность

Плюсы: пушка-скорострел с хорошей точностью попадания снарядов, отличная динамика разгона, расположенная под углом более толстая броня, чем у его одноклассников, недорогой в ремонте, башня поворачивается с большой скоростью, при распределении в боях практически никогда не кидают против 5 уровня, большой боезапас. Т-127 может играть роль тренажёра для лёгких танков СССР. К примеру, полностью пересадив экипаж с А-20.

Минусы: неуклюж при манёврах, низкая скорость, небольшой обзор, малый радиус действия рации. Невозможно полностью совместить экипажа с Т-50 и Т-50-2, можно пересадить только 3 члена экипажа из 4.

Принимая во внимание вышеперечисленные сильные и слабые стороны, можно сделать вывод, что танк эффективно проявит себя в засадах, особенно, если они предназначены для защиты от артобстрела. Имея хорошую динамику, Т-127 может быстро менять месторасположение, перемещаясь на короткие дистанции от засады к засаде

Если поместить танк в положении к линии огня, то его броня, имеющая угол наклона, даёт возможность рикошетить снаряды и не бояться пробитий. Это даёт преимущество для ведения одновременного боя даже сразу с несколькими танками своего уровня

Имея хорошую динамику, Т-127 может быстро менять месторасположение, перемещаясь на короткие дистанции от засады к засаде. Если поместить танк в положении к линии огня, то его броня, имеющая угол наклона, даёт возможность рикошетить снаряды и не бояться пробитий. Это даёт преимущество для ведения одновременного боя даже сразу с несколькими танками своего уровня.

Компактные размеры и шустрая динамика позволяют Т-127 в противостоянии с танками 4 уровня эффективно использовать тактику «качели», перемещаясь из засады в положение ведения огня и назад.

Навыки экипажа

Рекомендуется потратить кредиты на прокачку навыков экипажа до 75%. А ещё лучше отдать 800 золота и обучить экипаж до 100%. Можно использовать так же возможность пересадки без уплаты штрафа экипажа из другого советского лёгкого танка. Это может быть А-20. Это относится ко всем преумиумным танкам, позволяя использовать их в роли тренажёров.

Ремонт

Этот навык не имеет высокого приоритета. Даже учитывая плотную компоновку, криты случаются нечасто. Серьёзная же поломка быстро и просто исправляется ремкомплектом.

Автор книги: Максим Коломиец

ПРОБЛЕМЫ С ВООРУЖЕНИЕМ

Еще на этапе подготовки к серийному производству встал вопрос об усилении вооружения Т-26. Выход был найден простой – установить в одну из башен танка 37-мм пушку.

К тому моменту в СССР имелось всего два образца подобных орудий, пригодных для установки в танк – 37-мм пушка Гочкиса (или ее улучшенный вариант, подготовленный к производству и имевший обозначение ПС-1) и 37-мм пушка повышенной мощности ПС-2 конструкции П. Сячинтова. Преимущество было явно за последней конструкцией, так как пушка Гочкиса сильно проигрывала по боевым характеристикам. Однако проблема была в том, что ПС-2 существовала только в опытных образцах и не была доведена до нормального работоспособного состояния. Поэтому на первых десяти предсерийных Т-26 установили 37-мм пушки Гочкиса в правой башне.

Первый экземпляр двухбашенного танка Т-26, вооруженного 37-мм пушкой Б-3, вид спереди (АСКМ).

Двухбашенный танк Т-26 с установленным в правой башне 76-мм динамо-реактивным (безоткатным) орудием Курчевского (фото из коллекции Н. Гаврилкина).

Первый экземпляр двухбашенного танка Т-26, вооруженного 37-мм пушкой Б-3, вид сзади. Машина имеет характерные черты танков выпуска 1931 года – клепаные башни, глушитель закреплен двумя хомутами, кожух над окном выброса воздуха еще отсутствует (АСКМ).

Двухбашенный Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением выпуска начала 1932 года. Танк имеет клепаный корпус и башни, кожух над люком для выброса воздуха еще не установлен.

Согласно принятому решению, пушкой в правой башне должен был вооружаться каждый пятый танк, но время шло, а вопрос о производстве ПС-2 так и не разрешался. К этому времени Главное артиллерийское управление Красной Армии отдало предпочтение 37-мм противотанковой пушке немецкой фирмы «Рейнметалл», которая была закуплена советскими представителями и готовилась к серийному производству. Силами артиллерийского КБ завода «Большевик» качающуюся часть 37-мм орудия «Рейнметалл» поместили в ложе ПС-2. После успешных испытаний эта система была принята на вооружение под индексом Б-3 и поставлена на серийное производство на подмосковном артиллерийском заводе № 8 имени М. Калинина, где получила заводское обозначение 5К. Осенью 1931 года один из первых образцов Б-3 установили в правой башне Т-26. Испытание этой системы в танке прошло успешно и было принято решение о скорейшем вооружении Т-26 пушками Б-3. Однако их выпуск на заводе № 8 шел крайне медленно: из изготовленных до конца 1931 года 225 орудий не удалось сдать ни одного, а заказ на 300 Б-3, выданный осенью 1931 года, был закончен лишь в 1933 году! Поэтому с весны 1932 года на Т-26 вновь начали устанавливать старые 37-мм пушки Гочкиса. Этими системами и было вооружено подавляющее большинство пушечных двухбашенных танков Т-26. Количество машин с системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20–30 единиц: ведь начиная с лета 1932 года все пушки Б-3, с трудом сдаваемые заводом № 8, должны были поступать на вооружение танков БТ-2. Точной цифры двухбашенных Т-26, вооруженных 37-мм пушками пока обнаружить не удалось. Известно лишь то, что по состоянию на 1 апреля 1933 года в Красной Армии имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 имели пушку. А всего из 1627 изготовленных двухбашенных Т-26 пушкой были вооружены около 450 машин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: