«какой был выбор у ленинградцев? только сражаться»

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Также по теме


«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали…

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

  • Блокадный Ленинград. Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода
  • РИА Новости

«После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

  • Ликующий Ленинград. Блокада снята

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Оценка проекта

Хотя тяжёлый и высокоскоростной (начальная скорость больше, чем у немецкой ПТП Pak 35/36) снаряд увеличивал огневую мощь пушки, относительно низкая скорострельность и сильная отдача затрудняли поражение цели. Несмотря на то, что пилотов тренировали стрелять короткими очередями, на лёгких самолётах только первый выстрел был по-настоящему прицельным. Кроме того, поражение верхней брони средних и тяжёлых танков было возможно только на больших углах (более 40 градусов), что было труднодостижимым в условиях реального боя. По этим причинам пушка вскоре была заменена на Н-37, использовавшую укороченный 37×155 мм выстрел с меньшей начальной скоростью.

Битва за Ленинград кратко – основные этапы

В июле 41-го гитлеровские войска, окончательно подавив сопротивление РККА в Прибалтике, развернули мощное наступление на Ленинград. На начальной фазе операции они продвигались быстро и уверенно. Поэтому в первой половине августа ожесточённые бои завязались уже на ближних подступах к Северной столице. 

«Дорога жизни» по льду Ладоги

Приложив серьёзные усилия, во второй половине сентября 1941 года красноармейцы окончательно остановили продвижение вражеских войск, и фронт под Ленинградом надолго стабилизировался.

Не сумев справиться с задачей захвата Ленинграда, гитлеровцы вынужденно приступили к длительной осаде города. Сюда была свезена почти вся дальнобойная артиллерия Третьего Рейха, которая регулярно обстреливала взятый в кольцо окружения город на Неве.

Военные действия в 1943 году

В период с 12.01.1943 с помощью контрударов на территории узкого прохода между городами Шлиссельбург и Синявино (на юге от Ладоги) была прорвана блокада и восстановлено сухопутное сообщение Ленинграда со страной. В сражениях принимали участие 67-я армия Ленинградского фронта, 2-я ударная армия и часть 8-й армии Волховского фронта под командованием генерала Мерецкова, созданная 17.12.1941, а также АДД, артиллерия и авиация Балтийского фронта.

По образовавшемуся коридору, ширина которого составила 8-11 км, за 17 дней успели проложить железнодорожные пути и автомобильную трассу, подвергавшиеся постоянному обстрелу германских артиллеристов. Эксперименты по расширению сухопутных коммуникаций (штурм населенных пунктов Мга и Синявино в период с февраля по март 1943) были безрезультатными.

В период с июля по август на территории Мгинского выступа Советская Армия разгромила 18-ю немецкую армию и предотвратила переброску вражеских войск по другим фронтам. Сражения в окрестностях Ленинграда позволили сковать примерно 30 дивизий противника, благодаря чему командование не смогло усилить вооруженные формирования.

К сентябрю Советской Армией был освобожден мощный оборонительный узел Синявино, а к октябрю вражеские силы отступили к берегам реки Волхов. В период с января по март 1944 года советским командованием была проведена Ленинградско-Новгородская операция, в ходе которой советские войска смогли:

  • нанести урон немецкой армейской группировке «Север»;
  • освободить почти всю территорию Ленинградской области и части Калининского региона.

Советская Армия вступила на территорию Эстонии, сложилась благоприятная обстановка для поражения вражеских сил на землях Прибалтики и в северном направлении близ Ленинграда. Войсками Ленинградского и Карельского фронта летом 1944 года во время Выборгско-Петрозаводского сражения были разгромлены вражеские войска, занявшие оборону в районе Карельского перешейка и Южной Карелии. Это помогло в подготовке к освобождению Заполярья и выведению из войны финской армии.

От «ленинградки» до «Катюши» и ППС

В блокадные дни работал не только Кировский завод. Изыскивая резервы, на Ижорском заводе обнаружили 45-миллиметровые танковые пушки, снятые с легких танков Т-26 и БТ в ходе их модернизации в 1940 году. Полторы тысячи пушек не успели переплавить!

Так появились знаменитые «ленинградки» – неприхотливые, скорострельные, достаточно удобные.

Солдаты, истощенные в условиях блокады, легко могли их развернуть или перевезти с места на место. Эти полевые пушки полюбили на фронте и успешно использовали против танков и бронемашин противника.

Механический завод имени Карла Маркса, имевший опыт автомобилестроения, освоил выпуск знаменитых ракетных минометов БМ-13 «Катюша». Эти грозные машины участвовали в самых важных боях Великой Отечественной и стали символом Победы.

На Обуховском заводе в блокадные годы силами работавших женщин, подростков и ветеранов было изготовлено более 90 тысяч деталей для реактивных мин БМ-13 «Катюша», десятки тысяч разных деталей для пулемета «Максим» и другого оружия.

В 1943 году труженики блокадного Ленинграда, из которых 74% составляли женщины, дали фронту 2300 станковых пулеметов, 4450 ручных пулеметов, 120 тысяч автоматов конструкции Судаева.

В блокадном Ленинграде в 1942 году не успевшие эвакуироваться специалисты Сестрорецкого оружейного завода разработали один из лучших автоматов Второй мировой войны – пистолет-пулемет Судаева (ППС), легкий, надежный и безотказный в бою.

В осажденном городе для Ленинградского фронта было выпущено 46572 ППС, а всего за годы войны сестрорецкие оружейники изготовили полмиллиона автоматов.

Спасти любой ценой

С целью спасения жизни ленинградцев, решением Ленинградского исполкома были организованы стационары и пункты усиленного питания, действующие при промышленных предприятиях, благодаря чему смогли выжить более 200 тысяч человек. Если изначально такие меры были предусмотрены исключительно для рабочих, то к весне 1942 года такой помощью могли воспользоваться иждивенцы и служащие.

К январю 1942 года титаническими усилиями властей удалось немного повысить нормы выдачи по хлебным карточкам, но и это не спасало от изнуряющего голода. Советское правительство делало все возможное, чтобы доставить продукты питания в голодающий город. Отчасти эти попытки увенчались успехом: так, к весне 1942 из рецептуры хлеба были почти полностью выведены несъедобные примеси, а 16 февраля после многомесячного перерыва впервые жители увидели мясо – замороженную говядину и баранину.

В зоне особого внимания были дети. В условиях жесточайшего дефицита ресурсов, власти смогли организовать работу 85 детских домов, принявших 29 800 детей, оставшихся без попечения родителей. На каждого ребенка выделялся набор продуктов, который при своей скудности все-таки помогал поддерживать жизнь. Открывались стационары и в действующих учебных заведениях, где студенты могли получить кратковременную помощь в течение 1-2 недель.

Попытки прорыва блокадного кольца

Советское командование не могло смириться со сложившейся ситуацией и неоднократно предпринимало попытки прорыва блокады. Наступление в направлении Синявинско-Шлиссельбургского выступа не увенчалась успехом. Во-первых, немецкие войска смогли организовать мощное укрепление, во-вторых – советские солдаты были крайне истощены и изнурены непрекращающимися боями.

Основные силы были сосредоточены на Невском пятачке: узком участке земли (ширина 550-810 м) длиной менее 3 км, территориально находившемся на левом берегу Невы. Неоднократные попытки расширить плацдарм заканчивались огромными потерями из-за крайне невыгодного расположения: вся территория простреливалась со стороны противника. Однако о сдаче знаменитого Невского пятачка речи не шло, поскольку это значительно усложняло задачу прорыва блокадного кольца. Точных данных о количестве погибших нет, но по оценкам военных историков потери оцениваются в 51 тыс. человек.

Не увенчалась успехом и попытка прорыва блокады совместными силами Ленинградского и Волховского фронта, завершившаяся тяжелым поражением Советской Армии и огромными потерями.

Первый прорыв

Значимой датой в истории блокадного Ленинграда стало 29 марта 1942 года, когда в осажденный город прорвался партизанский обоз с продовольствием

Конечно, решить проблему голода это событие не могло, но оно имело важное идеологическое значение. Партизаны доказали несостоятельность немецких войск контролировать свой тыл и вселили уверенность в способность армии разорвать блокадное кольцо

В это же время для борьбы с голодом были созданы подсобные хозяйства. Под огородничество выделялись все пригодные участки земли, а владельцам оказывалась помощь в приобретении рассадного материала. К весне 1942 года заметно сократилось количество уличных смертей: если в январе на улицах санитарные службы собирали около 7 000 трупов, то в мае – не более 50.

Силами Ленинградских властей и переживших первую блокадную зиму ленинградцев, началось восстановление коммунального хозяйства, восстановилась работа предприятий и государственных учреждений, вышел на привычные маршруты общественный транспорт.

Официальные данные за 1941-1942г. 

Если в мирное время в Ленинграде от естественных причин умирали около 3 000 человек, то за январь-февраль 1942 года город потерял четверть миллиона жителей. В марте смертность немного сократилась (1100 тыс. человек).

Радикальное снижение произошло в мае: количество умерших составило 50 000 человек, а в сентябре – 7 000 человек. Такое снижение нельзя рассматривать как улучшение условий жизни: просто самые слабые (в основном люди пожилого возраста и хронически больные люди) уже умерли, выжили сильнейшие. Постепенно меняются и причины смерти: теперь на первый план снова выходят ранения и гибель во время бомбардировок и обстрелов. Первый год блокады стал самым тяжелым и трагическим: город на Неве потерял 783 тысячи своих жителей.

Суперпушки для суперлинкоров — Самые крупные морские орудия

К исходу XIX столетия общепринятым стандартом для орудий главного калибра линкоров стали 12 дюймов (305 мм) — компромисс между весом, скорострельностью и бронепробиваемостью. Новый виток роста калибров начался в начале нового века: внедрение электрических механизмов позволило обеспечить высокий темп перезаряжания, значительно возросло водоизмещение линкоров и нести огромные стволы им стало гораздо легче, совершенствование приборов управления огнем привело к значительному увеличению дистанции боя. Среди боевых кораблей Первой мировой войны носителем самых крупных пушек должен был стать заложенный в 1915 г. британский «линейно-легкий» крейсер Furious: его предполагалось оснастить двумя 457-мм орудиями. Пушка весила 150 т и могла раз в 2 мин посылать 1507-кг снаряд на 27,4 км. Правда, в 1917 г., так и не вступив в строй, крейсер был переоборудован в авианосец. Носовая башня была заменена взлетной палубой длиной 49 м. Демонтированное орудие было установлено на мониторе General Wolf и использовалось для обстрела береговых сооружений немцев. Конечно, установка такого колосса на судно водоизмещением 6100 т привела к тому, что сектор обстрела был всего 10° на правый борт.

Японская военно-морская доктрина требовала, чтобы каждый боевой корабль превышал по силе соответствующий корабль вероятного противника, поэтому японцы решили строить линкоры с приставкой «сверх». Начатая в конце 1937 г. постройка кораблей «Ямато» и «Мусаси» потребовала сосредоточения всех усилий промышленности страны. Эти линкоры стали крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их огромные 460-мм пушки весом 158 т имели длину 23,7 м и стреляли снарядами весом от 1330 до 1630 кг (в зависимости от типа). При угле возвышения в 45° эти изделия длиной 193 см улетали на 42 км, при скорострельности 1 выстрел в 1,5 мин. Бронирование линкоров, сделанное по схеме «всё или ничего», включало 410-мм броневой пояс и самую толстую в истории палубу — 230 мм, а лобовая плита башни имела толщину 650 мм — самая толстая броня, когда-либо ставившаяся на боевом корабле! Это были мощные боевые машины, чрезвычайно опасные в бою для любого линкора. Однако сосредоточение брони в пределах цитадели привело к тому, что около двух третей длины корабля оказались почти неприкрытыми. Военная судьба суперлинкоров сложилась так, что им ни разу не выпало померяться силами с себе подобными. «Мусаси» был потоплен американской авиацией в море Сибуян 22 октября 1944 г., став одной из первых жертв японского флота в сражении за Филиппины. 5 апреля 1945 г. такая же судьба постигла «Ямато», направлявшийся к Окинаве для отражения американского десанта.

Примерно в это же время очень удачную пушку для своих последних линкоров удалось создать американцам. Их 406-мм орудие выпускало 1055-килограммовый снаряд со скоростью 820 м/с. Дальность стрельбы теоретически могла достигать 50,5 км.

Аналогичные по мощности орудия были спроектированы для линкора «Советский Союз», заложенного в 1939 г. в Николаеве. Шестнадцатидюймовка этого 65000-тонного великана выбрасывала свои 1000-килограммовые снаряды на 45 км. Когда осенью 1941 г. немецкие войска приблизились к Ленинграду, одними из первых с дистанции 45,6 км его встретили снаряды орудия Научно-исследовательского морского полигона — прототипа пушек главного калибра так и не построенного линкора.

В заключение упомянем о заложенном, но даже не спущенном на воду немецком линкоре Н-44. Он должен был иметь 139 277 т водоизмещения, скорость в 30 узлов и нести восемь 508-мм орудий.

Система управления огнём

Огнём главного калибра управляла наиболее сложная и, возможно, наиболее совершенная система доэлектронной эры: «тип 98». Она включала в себя следующие компоненты:

  1. пять дальномеров, из них четыре с рекордной базой — 15 метров. Качество японской оптики соответствовало мировым стандартам;

2. два директора, выдававшие данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки;

3. прибор слежения за целью;

4. устройство производства стрельбы;

5. электромеханический вычислитель, являвшийся «изюминкой» системы. Входившие в его состав три блока не только позволяли рассчитывать данные о курсе цели и углах наведения собственных орудий, но и позволяли вводить всевозможные поправки, включая даже географическую широту и зависимость от дня календаря.

В целом система была весьма эффективной и в условиях хорошей видимости ничуть не уступала аналогичным американским, основанным на применении радаров. Однако при плохой видимости, и тем более ночью японцы оказывались в крайне невыгодном положении, особенно под конец войны. После войны американские специалисты внимательно изучили эту систему.

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

Пушки Балтийского флота

В артиллерийской дуэли на Ленинградском фронте роль советской сухопутной артиллерии была крайне невелика. Красная Армия вообще имела немного орудий большой и особой мощности, тем более современных. И хотя, в 1943 году на Ленинградском фронте был сформирован 3-й контрбатарейный артиллерийский корпус, основной его ударной силой была железнодорожная артиллерийская бригада Балтфлота, а сухопутная артиллерия была представлена лишь 6-9 — 152-мм пушками, бившими на 25 км. Остальное – 90 — 152-мм гаубиц-пушек обр. 1937 г. и 32 — 122-мм пушки обр. 1931/37 г.

Количество стволов морской артиллерии намного больше, не говоря уж про калибры. Однако, очень многие авторы, приводя количественный состав морской артиллерии, защищавшей Ленинград, дают не совсем точные цифры. Дело в том, что значительная часть орудий Кронштадтской крепости не принимала участия в борьбе с немецкими войсками в силу своего географического положения.

Артиллерию Балтийского флота под Ленинградом традиционно делят на три составляющих.

Первая — это корабельная артиллерия. В её составе линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсера «Киров», «Максим Горький» и недостроенный «Петропавловск». Главный калибр линкоров — 12 — 305-мм пушек, у крейсеров — 9 — 180-мм орудий. У «Петропавловска» было готово 4 — 203-мм пушки. Кроме этого было девять эсминцев и лидер «Ленинград», всего 41 — 130-мм пушка. Ещё восемь канонерских лодок с 3-5 — 100-130-мм пушками каждая.

В ходе боевых действий корабли выходили из строя, восстанавливались, часть канонерских лодок была переведена на Ладожское озеро. С линкоров несколько 120-мм орудий было отправлено на сухопутный фронт.

Вторую группу составляла береговая артиллерия. Основной ударной силой здесь являлся форт «Красная горка», в котором было установлено 8 — 305-мм, 3 — 152-мм, 4 — 130-мм и 3 — 120-мм орудия.

Ещё был форт «Серая лошадь». Но его 4 — 203-мм, 3 — 152-мм и 4 — 120-мм (позже замененные на 130-мм) орудия могли вести огонь по немцам лишь у юго-западных границ Ораниенбаумского плацдарма.

На Ораниенбаумском плацдарме находились батареи у Большой Ижоры и у Калище со 152-мм и 100-мм пушками.

Были ещё форты в Финском заливе и на острове Котлин, с очень сильной береговой артиллерией, про которые всегда упоминают. Однако, форты, находившиеся севернее Кронштадта, не могли вести огонь по южному берегу, где находились немцы, а южные форты были вооружены только зенитной артиллерией.

Библиография

  • War Department TM-E-30-480 Handbook on Japanese Military Forces September 1944
  • Chamberlain, Peter and Gander, Terry. Infantry, Mountain and Airborne Guns . Macdonald and Jane’s (1975). ISBN 0-356-08225-3
  • Chant, Chris. Artillery of World War II , Zenith Press, 2001, ISBN 0-7603-1172-2
  • McLean, Donald B. Japanese Artillery; Weapons and Tactics . Wickenburg, Ariz.: Normount Technical Publications 1973. ISBN 0-87947-157-3.
  • Mayer, S.L. The Rise and Fall of Imperial Japan . The Military Press (1984) ISBN 0-517-42313-8
  • Nakanishi, Ritta. Japanese Infantry Arms in World War II . Dainipponkaiga (1998) ISBN 4-499-22690-2
  • US Department of War, TM 30-480, Handbook on Japanese Military Forces , Louisiana State University Press, 1994. ISBN 0-8071-2013-8

Боеприпасы

Бронебойный снаряд Тип 91. В период перед Второй мировой войной специалисты японского флота упорно искали новые, часто необычные способы добиться качественного преимущества своих вооружений перед лицом численного превосходства потенциальных противников. К подобным мерах относились и боеприпасы орудия Тип 94. В особенности это относилось к бронебойному снаряду Тип 91. Именно на него японские моряки возлагали большие надежды в предполагаемом генеральном сражении с линейными силами американского флота.

Бронебойный снаряд Тип 91

Идея разработки бронебойного снаряда принципиально новой конструкции появилась у японских специалистов после проведённых в 1923 году опытов по обстрелу недостроенного линкора «Тоса». В ходе стрельб новейшими 410-мм снарядами один из них упал в воду примерно в двадцати метрах от борта «Тоса» и пройдя под водой попал в незащищённый борт на 3,5 метра ниже ватерлинии, пробил его и взорвался в снарядном погребе. Поскольку погреб был пуст, линкор не погиб, но набрал около 3000 тонн воды. Однако в боевых условиях подобное попадание стало бы гибельным для корабля. Считая такие попадания достаточно вероятными, японские артиллеристы приступили к разработке специальных снарядов, способных поражать корабли противника при недолётах. Одним из таких образцов стал Тип 91 .

Конструктивная схема бронебойного снаряда Тип 91.

Масса снаряда Тип 91 составляла 1460 кг и он оказался самым тяжёлым снарядом, реально применённым в морских боях Второй мировой войны. Содержание взрывчатого вещества — тринитроанизола составляло 1,5 % от веса снаряда — около 22 кг . Следует заметить, что это был далеко не предел возможной массы для боеприпаса калибра 460 мм. Американские специалисты отмечали, что будь этот снаряд спроектирован по принятому у них образцу, его вес составил бы около 1780 кг . Можно заметить также, что 457-мм снаряд для проектировавшихся после Второй мировой войны в СССР линкоров, должен был весить 1720 кг. Но основной особенностью Типа 91 был не его вес.

Снаряд Тип 91 мод 3.

Снаряд был специально спроектирован как ныряющий и должен был сохранять траекторию движения под водой. Для этой цели он получил особую конструкцию. Бронебойный наконечник снаряда состоял из двух частей. Внешняя была обычной для бронебойных снарядов формы и скреплялась с внутренней тонкими стержнями, которые ломались при попадании в воду, после чего внешний наконечник отваливался, открывая внутренний. Последний был особой плоской формы, что позволяло снаряду пройти под водой до 50 метров, прежде чем он начинал тонуть. Вся эта двойная конструкция закрывалась сверху тонким баллистическим колпачком.

Ещё одной важной особенностью снаряда было очень значительное замедление взрывателя — 0,4 секунды. Предполагалось, что это позволит снаряду успешно пробить борт и взорваться даже после 50-метрового пути в воде

Однако при попадании не в воду, а сразу в корабль, снаряд взрывался лишь после того, как успевал пролететь 120—150 метров, уже пробив слабозащищённую цель насквозь и удалившись на безопасное расстояние от неё. В целом, снаряд Тип 91 был бы очень хорош для стрельбы на недолётах, хорошо пробивал толстую броню за счёт огромной массы и хороших баллистических характеристик, но был весьма неэффективен против слабобронированных и небронированных частей корабля.

Осколочно-зажигательный снаряд Тип 91 мод. 3

Действие осколочно-зажигательного снаряда Тип 91 мод. 3. Весьма необычной конструкцией отличался и другой 460-мм снаряд, известный как «обыкновенный» (англ. common) тип 91 мод. 3. Фактически он представлял собой зенитный шрапнельный снаряд массой 1360 кг. Он представлял собой полый тонкостенный цилиндр, заполненный восемью слоями цилиндрических поражающих элементов. Осколочные элементы представляли собой стальные стержни, зажигательные — полые трубки с зажигательной смесью. Всего в снаряде содержалось 900 зажигательных и 600 осколочных элементов. Головной дистанционный взрыватель имел время установки от 0 до 55 секунд. При срабатывании взрывателя активировался заряд, находившийся в концевой части снаряда, взрыв которого разбрасывал поражающие элементы на значительное расстояние. Зажигательные элементы загорались примерно через 0,5 секунды и давали язык пламени до 5 метров, с температурой около 3000°. Разрыв снаряда тип 91 мод. 3 производил большое зрительное впечатление, но реальное поражающее действие было скромным. Японский флот имел целый ряд снарядов такого типа различных калибров, но американские пилоты, против которых эти снаряды применялись, характеризовали их как «эффектные, но неэффективные».

«Бой идет не ради славы…»

В годы Великой Отечественной войны существовала самая почетная солдатская награда — орден Славы. И ее лента, и ее статут очень напоминали другую солдатскую награду — знак отличия ордена Святого Георгия, «солдатский Егорий», особо почитавшийся в армии Российской империи. Всего орденом Славы за полтора года войны — с момента его учреждения 8 ноября 1943 года и до Победы — и в послевоенное время были награждены больше миллиона человек. Из них почти миллион — орденом третьей степени, свыше 46 тысяч — второй, и 2672 человека — первой степени, они стали полными кавалерами ордена.

Из 2672 полных кавалеров ордена Славы 16 человек в дальнейшем по разными причинам были лишены награды по решению суда. Среди лишенных был и единственный кавалер пяти орденов Славы — 3-й, трех 2-й и 1-й степени. Кроме того, 72 человека были представлены к четырем орденам Славы, но, как правило, не получали «избыточную» награду.

Первыми полными кавалерами ордена Славы стали сапер 1134-го стрелкового полка 338-й стрелковой дивизии ефрейтор Митрофан Питенин и командир отделения 110-й отдельной разведывательной роты 158-й стрелковой дивизии старший сержант Шевченко. Ефрейтор Питенин был представлен к первому ордену в ноябре 1943 года за бои в Белоруссии, ко второму — в апреле 1944-го, а третьему — в июле того же года. Но получить последнюю награду не успел: 3 августа он погиб в бою. А старший сержант Шевченко все три ордена получил в 1944 году: в феврале, апреле и июле. Он закончил войну в 1945 году в звании старшины и вскоре демобилизовался, вернувшись домой не только с тремя орденами Славы на груди, но и с орденами Красной Звезды и Отечественной войны обеих степеней.

А еще были четыре человека, которые получили оба знака высшего признания воинского героизма — и звание Героя Советского Союза, и звание полного кавалера ордена Славы. Первый — старший летчик 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии гвардии старший лейтенант Иван Драченко. Звание Героя Советского Союза он получил в 1944 году, а полным кавалером ордена Славы стал после перенаграждения (двойное награждение орденом 2-й степени) в 1968 году.

Второй — командир орудия 369-го отдельного истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона 263-й стрелковой дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта старшина Николай Кузнецов. В апреле 1945 года он получил звание Героя Советского Союза, а после перенаграждения в 1980 году (двойное награждение орденом 2-й степени) стал полным кавалером ордена Славы.

Третьим был командир орудийного расчета 175-го гвардейского артиллерийско-минометного полка 4-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Белорусского фронта старший сержант Андрей Алешин. Героем Советского Союза он стал в конце мая 1945 года, а полным кавалером ордена Славы — после перенаграждения (двойное награждение орденом 3-й степени) в 1955 году.

Наконец, четвертый — старшина роты 293-го гвардейского стрелкового полка 96-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Белорусского фронта гвардии старшина Павел Дубинда. У него, пожалуй, самая необычная судьба из всех четверых героев. Моряк, он служил на крейсере «Червона Украина» на Черном море, после гибели корабля — в морской пехоте, защищал Севастополь. Здесь и попал в плен, из которого бежал и в марте 1944 года был вновь зачислен в действующую армию, но уже в пехоту. Полным кавалером ордена Славы стал к марту 1945 года, а в июне того же года получил и звание Героя Советского Союза. Кстати, среди его наград был редкий орден Богдана Хмельницкого 3-й степени — своего рода «солдатский» полководческий орден.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: