Герхард баркхорн, один из лучших асов немецкой авиации: биография, награды и звание, причина смерти

Создатель лагеря в Освенциме

Герхард родился в Саксонии. В 1941 году он совместно с другими пособниками создал лагерь в Освенциме. Среди заключенных он добился железной дисциплины, имел много людей, которые оповещали его обо всем, что происходило в лагерях, а также о деятельности сотрудников.

Привилегированных заключенных в концлагере называли капо. Именно они пользовались особенным отношением Палича. Причем он предпочитал сотрудничать с самыми жестокими из них. Хотя в случае, если поступки этих лиц привлекали к себе слишком много внимания, то сам же отправлял их в тюрьму.

Но через время все же выстаскивал их, после чего в знак благодарности они становились еще более преданными ему.

Но если помощники Палича знали чересчур многое о его преступной деятельности или же отказывались работать на него, то их постигала трагическая участь. Их потом находили мертвыми по причине подстроенных аварий или иных несчастных случаев либо вследствие заражения сыпного тифа, что тоже происходило не случайно.

Отмашка Черчилля

Обратимся к предшествующим документам и отдельным «программным» высказываниям первых лиц государств, участвовавших во Второй мировой войне.

На момент вторжения германских войск в Польшу 1 сентября 1939 года всему мировому сообществу был известен документ «Правила войны», разработанный участниками Вашингтонской конференции по ограничению вооружений в 1922 году. В нем говорится буквально следующее: «Воздушные бомбардировки с целью терроризирования гражданского населения, или разрушения и повреждения частной собственности не военного характера, или же причинения вреда лицам, не принимающим участия в военных действиях, воспрещаются» (статья 22, часть II).

Более того, 2 сентября 1939 года английским, французским и германским правительствами было заявлено о том, что бомбардировкам будут подвергаться «строго военные объекты в самом узком значении этого слова».

По прошествии полугода с момента развязывания войны, выступая в палате общин 15 февраля 1940 года, английский премьер-министр Чемберлен подтвердил принятое ранее заявление: «Что бы ни делали другие, наше правительство никогда не будет подло нападать на женщин и других гражданских лиц лишь для того, чтобы терроризировать их».

Тысяча боевых вылетов, ставших рекордом

Окончательно залечив раны и окрепнув, Баркхорн вернулся в свою часть. Продолжив участие в боях, он с необыкновенной быстротой стал пополнять список воздушных побед, отметив в марте 1943 года свой день рождения 105-м сбитым самолётом противника. Соответственно, умножились и награды Герхарда Баркхорна.

К полученным ранее прибавился Рыцарский крест с дубовыми листьями, который вручался лишь за особые заслуги перед Германией. Это дало молодому офицеру новый мощный стимул, и в последующие 2 месяца Баркхорн сбивает ещё 15 самолётов, доведя, таким образом, их общее число до 120.

В январе следующего 1944 года он устанавливает своеобразный рекорд, став первым из немецких летчиков Второй мировой войны, кто совершил тысячу боевых вылетов. Уничтожив к тому времени 240 самолётов противника, Баркхорн по этому показателю уступал лишь своему товарищу по эскадрилье, непревзойдённому асу Эриху Хартманну, сумевшему довести их количество до 255. Итогом становится ещё одна высокая награда, полученная, на этот раз, из рук самого фюрера – Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами.

Разведывательная система RecceLite

О необходимости размещения цифровой
разведывательной системы на платформе «Торнадо» заговорили в 2007 г.
с началом операций в Афганистане.

Развитию этого направления
способствовал тот факт, что уже встроенный в систему оружия «Торнадо»
блок лазерного целеуказателя Litening
III (Laser Designator Pod, LDP) от компании «Рафаэл» (Rafael) имел
очень похожую конструкцию с разведывательным контейнером RecceLite (200 кг). Это позволило использовать указанное
разведывательное оборудование в Афганистане уже в конце 2009 г. Применявшиеся до
этого ВВС Германии подвесные контейнеры с разведывательным оборудованием (GAF RecceTelelens Pod) были сертифицированы на период до 2014 г.

Устаревший контейнер GAF Telelens Pod

В целом система состоит из подвесного
контейнера с оборудованием для ведения воздушной разведки и целеуказания RecceLite (Reconnaissance System Litening Targeting Pod) и
наземной эксплуатационной станции (Ground Exploitation Station, GES). Разведывательный контейнер располагается на правой
подвеске под фюзеляжем самолета. Поскольку блок RecceLite на 70 процентов идентичен LDP LiteningIII,
обслуживание восьми контейнеров RecceLite
производится в технической группе LDP 31
тактической эскадры «Боэльске» (TaktLwG 31 «Boelcke) в г.
Нёрвених (Nörvenich).

По мнению специалистов, к преимуществам
этой разведывательной системы относится: широкая функциональность, а также
высокое качество и разрешение получаемого цифрового изображения. Оборудование
позволяет вести воздушную разведку как денем, так и ночью, с помощью
инфракрасных и оптических датчиков, с низких и средних высот. При этом,
собранные сведения записываются и передаются для оценки прямо в полете.

Тактико-технические характеристики контейнера RecceLite

Вес – 200 кг; высота ведения разведки – до 5000 м; максимальна скорость полета самолета – до 1000 км/ч.

Функциональность

Блок RecceLite  оснащен цифровым оптическим датчиком с четырьмя углами
открытия, а также мощным, настраиваемым по дальности «вперед смотрящим инфракрасным датчиком» (Forward looking Infrared, FLIR) с тремя углами открытия. В состав
также входит стабилизированная камера, 
гарантирующая требуемый уровень качества изображения даже при выполнении
самолетом тактических маневров с высокой нагрузкой.

Оптический датчик блока RecceLite

При применении RecceLite возможно использование различных режимов работы
оборудования. Так называемая «мозаичная настройка» предназначена для сбора
и оценки серии цифровых снимков с большой общей площади. Другой режим работы осуществляет
съемку изображений, смещенных по времени, с целью идентификации объектов,
находящихся на земле в движении. Работа в режиме автоматической записи проводит
фиксацию назначенных цели предварительно настроенными датчиками. Цифровой
бортовой самописец заносит в память до двух с половиной часов данных сенсоров.

Цифровой снимок, полученный от RecceLite

Канал передачи данных позволяет
на дальности до 250 км (линия видимости) передавать результаты разведки на
наземную станцию эксплуатации почти в режиме реального времени. Для этого, с
целью скорейшего входа в зону приема наземной станции самолет при возвращении
поднимается на большую высоту. Во время текущей разведывательной миссии данный
канал связи может также использоваться наземной станцией для передачи новых
целеуказаний уже находящейся в воздухе платформе.

Антенна канала передачи данных

Оценка данных RecceLite,

Наземная станция эксплуатации
(GES) и работает в двунаправленной
широкополосной сети. Если «Торнадо» находится в зоне ее приема (ок.
20 минут до посадки), то в GES для оценки получаемые изображения будут переданы
на четыре рабочих мест.

Персонал GES в состоянии уже
до посадки  платформы получить первые
результаты разведки. После приземления самолета оценочная команда извлекает
носитель информации из разведывательного контейнера. Изъятая информация сравнивается
с материалами, уже полученными по каналу связи. При этом, задействуются только
те данные, которые еще не передавались заранее или передача которых имела
плохое качество.

Оценка полученных сведений в GES

После завершения оценки
стандартизированным способом выполняется доклад результатов разведки заказчику
(командованию). Три существующих модуля GES при необходимости могут работаем в единой
сети.

Зарождение доктрины

Само использование самолета как средства ведения войны стало в начале XX века поистине революционным шагом. Первые бомбардировщики представляли собой неуклюжие и хрупкие на вид конструкции, и долететь на них до цели даже с минимальной бомбовой нагрузкой было для летчиков непростой задачей. О точности попаданий говорить не приходилось. В Первой мировой войне самолеты-бомбардировщики не снискали большой славы в отличие от истребителей или от наземного «чудо-оружия» танков. Тем не менее у «тяжелой» авиации появились сторонники и даже апологеты. В период между двумя мировыми войнами, пожалуй, самым известным из них был итальянский генерал Джулио Дуэ.

В своих трудах Дуэ неустанно доказывал, что войну может выиграть одна авиация. Сухопутные силы и флот должны играть по отношению к ней подчиненную роль. Армия удерживает линию фронта, а флот защищает побережье, пока авиация добывает победу. Бомбить следует прежде всего города, а не заводы и военные объекты, которые относительно легко передислоцировать. Причем города желательно уничтожать за один налет, чтобы гражданское население не успело вывезти материальные ценности и спрятаться. Необходимо не столько уничтожить как можно больше людей, сколько посеять среди них панику, сломить морально. В этих условиях вражеские солдаты на фронте будут думать не о победе, а о судьбе своих близких, что, несомненно, скажется на их боевом духе. Для этого нужно развивать именно бомбардировочную авиацию, а не истребительную, морскую или какую-либо еще. Хорошо вооруженные бомбардировщики сами в состоянии отбиться от самолетов противника и нанести решающий удар. У кого авиация окажется мощнее, тот и победит.

«Радикальные» воззрения итальянского теоретика разделяли совсем немногие. Большинство военных специалистов считали, что генерал Дуэ перестарался, абсолютизировав роль военной авиации. Да и призывы к уничтожению мирного населения в 20-е годы прошлого века считались откровенным моветоном. Но, как бы там ни было, именно Джулио Дуэ в числе первых понял, что авиация дала войне третье измерение. С его «легкой руки» идея неограниченной воздушной войны прочно поселилась в умах некоторых политиков и военачальников.

Элитная эскадра Люфтваффе

Действовала она главным образом на Восточном фронте и по праву вошла в историю Люфтваффе. Во время Второй мировой войны её летчики добились в воздушных боях самой высокой результативности, уничтожив около 10 тыс. самолётов противника. Достаточно сказать, что среди личного состава JG-52 были три таких выдающихся аса, как Гюнтер Раль, одержавший в небе 274 победы, Эрих Хартманн, 350 раз выходивший победителем из воздушных боёв, и, наконец, сам Герхард Баркхорн, к концу войны сбивший 301 самолёт противника.

В состав эскадры входили три отдельные истребительные эскадрильи. В разные периоды войны численность самолётов Bf-109, которыми она была укомплектована, менялась от 100 до 120 единиц. Сформирована эскадра была в 1939 году непосредственно перед началом Второй мировой войны, и действовала вплоть до подписания Германией акта о капитуляции.

Новые воздушные победы и награды

Окончательно выздоровев и окрепнув после ранения, он вернулся в свою эскадрилью, и с этого времени счёт его воздушным победам стал расти с необыкновенной быстротой. Уже к январю 1943 года, одержав в небе сто пятую победу, Баркхорн удостаивается одной из самых значительных наград Третьего рейха – Рыцарского креста с дубовыми листьями. В последующие два месяца он сбивает ещё пятнадцать самолётов противника, доведя общее количество до ста тридцати.

К январю следующего 1944 года Герхард Баркхорн устанавливает рекорд, став первым из германских асов, совершивших тысячу боевых вылетов, и в марте число его воздушных побед возрастает до двухсот сорока. Своей результативностью он уступает лишь одному пилоту Люфтваффе – Эриху Хартманну, с которым служит в одном лётном полку. Как результат — очередная награда, на этот раз Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами.

Снова бесконечные воздушные бои и снова ранение. На этот раз в мае 1944 года советский лётчик отправил его в госпиталь на четыре месяца, искалечив правую руку. Вернувшись в октябре в полк и возобновив полёты, Герхард Баркхорн уничтожает над Венгрией ещё пятнадцать боевых машин противника. Последний раз удача улыбнулась ему в январе 1945 года. Это была его последняя, триста первая воздушная победа.

Первая награда

К июлю 1942 года Баркхорн вошёл в число самых результативных лётчиков Люфтваффе. На его счету к этому времени было уже 64 сбитых самолёта, и это неопровержимо свидетельствовало о том, что из него сформировался настоящий мастер воздушного боя. Однако даже профессионалы столь высокого класса могут порой встретить достойного себе противника.

Так случилось и с Баркхорном. Во время воздушного боя, завязавшегося 5 июля между ним и пилотом советского истребителя, его машина была подбита, и, оставляя за собой шлейф дыма, устремилась к земле. Лишь за несколько мгновений до неминуемой гибели немецкому лётчику удалось воспользоваться парашютом.

Судьба оказалась к нему на этот раз благосклонной, и Баркхорн благополучно приземлился в расположении своих войск, но полученное ранение заставило его провести несколько последующих месяцев в берлинском госпитале. Памятью о той встрече с неизвестным русским лётчиком, едва не поставившим роковую точку в его жизни, остались шрамы от пуль, прошивших его грудь.

По завершении лечения Герхард Баркхорн был принят лично Герингом, вручившим ему первую боевую награду – Германский крест в золоте, к которому позже прибавился и Рыцарский крест. Добавим, что лётчику, украсившему свою грудь двумя высшими наградами рейха, в те дни едва исполнилось 23 года.

Послевоенная служба в ВВС ФРГ

Удача осталась верна Баркхорну и после того, как Германия подписала свою бесславную капитуляцию. По окончании военных действий он оказался не в советской оккупационной зоне, что могло бы иметь для него весьма печальные последствия, а на территории, контролируемой западными союзниками. В результате, выйдя на свободу менее чем через год, Герхард Баркхорн в звании майора военно-воздушных сил Западной Германии продолжил службу в её лётных частях.

В начале 60-х годов в конструкторских бюро ФРГ разрабатывались принципиально новые модели самолётов, и, как это бывает в подобных случаях, к их испытаниям привлекались наиболее опытные пилоты. Одним из них стал Баркхорн, которому уже не раз приходилось поднимать в небо ещё неопробованные машины.

Рассказывая об этом периоде его жизни, уместно вспомнить один эпизод, получивший известность и показывающий до какой степени Баркхорн был способен сохранять в критических ситуациях присутствие духа, а также свойственное ему чувство юмора.

Был случай, когда однажды в результате допущенной ошибки опытному асу не удалось мягко опустить на землю самолёт марки «Кестлер», способный совершать вертикальный взлёт и посадку. В результате сильного удара о бетонную полосу дорогостоящая машина была разбита.

Когда к месту аварии подбежали служащие аэродрома, переживавшие больше всего за жизнь пилота, то первая фраза, которую они услышали, открыв кабину, вызвала у них улыбку: «Это мой триста второй» – невозмутимо проговорил Баркхорн. Тогда же в 60-е годы он командовал военно-воздушным полком JG31 Boelcke и закончил службу 30 июня 1973 года в звании генерал-майора ВВС ФРГ.

Баланс и перспективы воздушной разведки бундесвера

Как отмечается командованием ВВС Германии, с введением БПЛА «Херон 1» возможности немецкого и других контингентов МССБ в Афганистане по получению актуальную информацию в форме отснятого материала (изображения) значительно расширились. Вместе с тем отмечается, что уже существующий набор средства ведения воздушной разведки (дроны СВ и пилотируемая разведка с помощью самолетов «Торнадо» с модулем RecceLite), благодаря этому временному решению все же не заменяются, а дополняются.

Каждая из этих систем имеет
свои индивидуальные сильные стороны в области получения информации и ведения
разведки. В долгосрочной перспективе временное решение для SAATEG предусматривается
заменить системой-преемником. Ожидается, что благодаря расширенной полезной
нагрузке, дополнительным датчикам, большей дальности действия и гибкости, она
не просто обеспечит «получение
информации и ведение разведки«, но и гарантирует выполнение функции
«воздействия на наземные цели«.

В настоящее время в качестве переходного решения SAATEG (как замена временного варианта SAATEG) ВВС Германии приступили к внедрению нового для себя БПЛА «Херон ТиПи» (Heron TP). Сообщается, что с 2019 г. началась подготовка соответствующих специалистов в Израиле. Ожидается, что новая система позволить пережить промежуток времени до внедрение европейской беспилотной системы MALES.

По материалам журнала Europäische Sicherheit&Technik и портала https://www.luftwaffe.de.

С этой книгой читают

Смерть сквозь оптический прицел. Новые мемуары немецкого снайпераБауэр Гюнтер

Эта книга — жестокие и циничные откровения профессионального убийцы, прошедшего через самые страшные сражения Второй мировой войны, знающего подлинную цену солдатской…

4.6
 (1)

100 мифов о Берии. Вдохновитель репрессий или талантливый организатор? 1917-1941Мартиросян Арсен Беникович

Само имя — БЕРИЯ — до сих пор воспринимается в общественном сознании России как особый символ-синоним жестокого, кровавого монстра, только и способного что на самые…

4.7
 (4)

Последние свидетелиАлексиевич Светлана Александровна

Вторая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной войне тех, кому в войну было 6-12…

4.7
 (4)

Петр Первый — проклятый императорБуровский Андрей Михайлович

Нам со школьной скамьи внушают, что Пётр Первый — величайшая фигура нашей истории. Дескать, до него Россия была отсталой и дикой, а Пётр, не успев взойти на трон, тут же…

3.2
 (1)

Последний солдат Третьего рейхаСайер Ги

Немецкий солдат (француз по отцу) Ги Сайер рассказывает в этой книге о сражениях Второй мировой войны на советско-германском фронте в России в 1943-1945 гг. Перед…

2.8
 (3)

Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: секретные операции 1941-1945Вернер Герберт А.

Бывший командир-подводник Герберт Вернер знакомит читателя в своих мемуарах с действиями немецких субмарин в акватории Атлантического океана, в Бискайском заливе и…

4.5
 (3)

Нокдаун 1941. Почему Сталин «проспал» удар?Виктор Суворов, Солонин Марк Семенович, Хмельницкий Дмитрий Сергеевич, Данилов Валерий, Александров Кирилл Михайлович, Запорожец Петр, Закорецкий Кейстут, Волтерс Рудольф

Катастрофу 1941 года не раз пытались объяснить в «боксерских» терминах — дескать, пропустив сокрушительный удар, Красная Армия оказалась в глубоком нокдауне и смогла…

3
 (1)

Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 годСудоплатов Павел Анатольевич

Неизвестные эпизоды операций советской разведки и дипломатии в 30-40-е годы XX века в воспоминаниях начальника службы разведки и диверсий советских органов…

4.2
 (5)

Освоение новой техники

В последние месяцы войны на вооружение Люфтваффе поступила новая по тем временам боевая техника – первые реактивные самолёты марки «Ме-262». Ими был оснащён особый полк, командиром которого фюрер назначил опытного военачальника генерал-лейтенанта Адольфа Галланда, начавшего свой путь простым пилотом истребителя, и сумевшего подняться до высших командных должностей. Стараясь привлечь к освоению новых самолётов наиболее квалифицированных специалистов, Галланд ходатайствовал о предоставлении в его распоряжение и Герхарда Баркхорна.

Так в конце войны прославленный ас оказался в полку реактивной авиации. Однако после соответствующей переподготовки на новой машине ему довелось подняться в воздух лишь дважды. Причём если первый полёт прошёл относительно благополучно, то во втором неожиданно вышел из строя двигатель, и случилось это в самый неподходящий момент, когда Баркхорн был атакован советским истребителем.

Остаётся только гадать, что спасло его тогда от смерти – мастерство или почти мистическая удача, которая неотступно следовала за ним всю войну. Но так или иначе, реактивный самолёт с неисправным двигателем Баркхорну удалось благополучно посадить, сохранив и машину, и собственную жизнь.

Лишь на земле, выбираясь из кабины, он получил сильный удар в шею неожиданно захлопнувшимся фонарём, открытым в воздухе при неудавшейся попытке выпрыгнуть с парашютом. Полученная травма была столь серьёзной, что заставила пилота встретить конец войны в госпитале.

Бойня от друзей по оружию

Осенью 1944 года союзники столкнулись с неожиданной проблемой: тяжелых бомбардировщиков и истребителей прикрытия стало так много, что для них не хватало промышленных целей: не сидеть же без дела. И к полному удовлетворению Артура Харриса не только англичане, но и американцы стали последовательно уничтожать немецкие города. Сильнейшим налетам были подвергнуты Берлин, Штутгарт, Дармштадт, Фрайбург, Хайльбронн. Апогеем акций массового убийства стало уничтожение Дрездена в середине февраля 1945 года. В это время город был буквально наводнен десятками тысяч беженцев из восточных районов Германии. Бойню начали 800 английских бомбардировщиков в ночь с 13 на 14 февраля. На центр города было обрушено 650 тыс. зажигательных и фугасных бомб. Днем Дрезден бомбили 1 350 американских бомбардировщиков, на следующий день 1 100. Центр города был буквально стерт с лица земли. Всего было разрушено 27 тыс. жилых и 7 тыс. общественных зданий.

Сколько погибло горожан и беженцев, неизвестно до сих пор. Сразу после войны американский госдепартамент сообщил о 250 тыс. погибших. Сейчас общепринятой считается цифра в десять раз меньше 25 тыс., хотя встречаются и другие цифры 60 и 100 тыс. человек. В любом случае Дрезден и Гамбург можно поставить в один ряд с Хиросимой и Нагасаки: «Когда огонь из горящих зданий прорвался сквозь крыши, над ними поднялся столб раскаленного воздуха высотой около шести километров и диаметром километра три Вскорости воздух накалился до предела, и все, что могло воспламениться, было охвачено огнем. Все сгорало дотла, то есть и следов от горючих материалов не оставалось, только через два дня температура пожарища снизилась настолько, что можно было хотя бы приблизиться к сгоревшему району», свидетельствует очевидец.

После Дрездена англичане успели разбомбить Вюрцбург, Байройт, Зоэст, Ульм и Ротенбург города, сохранившиеся со времен позднего Средневековья. Только в одном городке Пфорцхайме с населением 60 тыс. человек в течение одного воздушного налета 22 февраля 1945 года погибла треть его жителей. Клейн Фестунг вспоминал, что, будучи заключенным в концлагерь Терезиенштадт, видел отсветы пфорцхаймского пожара из окна своей камеры в 70 километрах от него. Хаос поселился на улицах разрушенных немецких городов. Немцы, любящие порядок и чистоту, жили, подобно пещерным жителям, прячась в руинах. Вокруг сновали отвратительные крысы и кружили жирные мухи.

В начале марта Черчилль настоятельно порекомендовал Харрису закончить «площадные» бомбардировки. Он сказал буквально следующее: «Мне кажется, что нам нужно прекратить бомбежки германских городов. В противном случае, мы возьмем под контроль абсолютно разрушенную страну». Маршал был вынужден подчиниться.

Организационная структура ВВС Германии

В 1939 г. Люфтваффе являлись отдельным видом вооруженных сил фашистской Германии и в планах гитлеровских стратегов играли ярко выраженную наступательную роль. Высшим оперативным соединением Люфтваффе был воздушный флот (Luftflotte), сформированный по территориальному принципу. На востоке страны имелся 1-й воздушный флот, на западе — 2-й и на юге — 3-й. На основе авиационного командования в Австрии появился 4-й воздушный флот. Немного позднее, в апреле 1940 г., был образован 5-й флот в Норвегии, а для действий против СССР в мае 1943 г. сформирован 6-й воздушный флот. Следует заметить, что дислокация флотов в ходе войны менялась в соответствии с военной ситуацией на фронтах.

Воздушные флоты состояли из корпусов, дивизий и командований, а те, в свою очередь, делились на эскадры и отдельные авиаподразделения. Эскадра (Geschwader) насчитывала в своем составе от 90 до 120 самолетов и обозначалась в соответствии со своим назначением. Например, в Люфтваффе имелись бомбардировочные эскадры (Kampfgeschwader — KG), истребительные эскадры (Jagdgeschwader — JG), эскадры ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader -NJG), тяжелых истребителей (Zerstorergeschwader — ZG) и т. д.

Основной тактической единицей истребительной авиации люфтваффе являлась группа (Gruppe), обычно состоявшая из трех эскадрилий и штабного звена. Номер группы обозначался в эскадре римской цифрой перед косой чертой, например III/JG 53. В эскадре имелось от трех до пяти групп. Существовали и отдельные истребительные группы, носившие индекс Gr. перед числовым обозначением.

Эскадрилья (Staffel) включала в себя 10-12 самолетов и обозначалась в составе эскадры арабской цифрой с точкой, например, пятая эскадрилья второй эскадры носила обозначение 5./JG 2. В истребительной эскадрилье имелось три звена (Schwarm) по две пары (Rotte) самолетов.

Воздушная разведка люфтваффе – силы и средства

Командованию сил ВВС (Luftwaffentruppenkommando, LwTrKdo)
в Кёльн-Ванн (Köln-Wahn) подчинены две тактические авиационные эскадры ВВС (TaktLwG, или таэск) и учебное
тактическое командование. Указанные части имеют в общей сложности 85 самолетов «Торнадо»
(Panavia 200 Tornado). Из них 67 предназначены,
главным образом, для изоляции района боевых действий (Interdiction Strike, IDS), а 18 для электронной борьбы и ведения
воздушной разведки (Electronic Combat and
Reconnaissance, ECR).

Самолет «Торнадо» IDS

Основные задачи их боевого
применения и боевой подготовки распределены так:

  • 33 таэск (TaktLwG
    33), г. Бюхеле (Büchel), с двумя авиационными эскадрильями в своем составе
    предназначена для поражения наземных целей высокоточным, дистанционным и
    специальным вооружением и оснащена исключительно по варианту IDS;
  • 51 таэск «Иммельман» (TaktLwG 51 «Immelmann»), г. Ягель (Jagel), имеет также
    две оперативные эскадрильи. При этом, первая эскадрилья вооружена 18
    разведывательными «Торнадо» ECR и 7 «Торнадо» IDS и
    предназначена  для подавления наземной
    ПВО противника (Supression of Enemy Air
    Defence, SEAD) и ведения тактической авиационной разведки и морской войны.

Вторая эскадрилья специализируется на эксплуатации
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), осуществляющих полеты на средних (Medium Altitude Long Endurance, MALE).
Основным вооружением эскадрилья является разведывательная система «Херон
1»  (Heron 1), которая применялась для
поддержки и охранения наземных сил международного контингента в Афганистане и в
ходе действий немецкого контингента в Мали.

Разведывательный БПЛА «Херон 1» в Мали

В бундесвере использование системы «Херон 1»
рассматривается, как временное решение, получившее обозначение SAATEG (System zur abbildenden Aufklärung in der
Tiefe des Einsatzgebietes, рус. – Система
визуальной разведки в глубине оперативной зоны).

Учебное тактическое командование ВВС ФРГ на авиабазе Холломан, (Нью-Мексико,
США) с 15 «Торнадо» IDS проводит боевую подготовку по основным
системам вооружения пилотов реактивных самолетов и офицеров систем оружия.
Здесь же проходит повышение квалификации инструкторов по летной подготовке и
оружию.

Под занавес

В начале 1944 года основная проблема ВВС союзников была решена: «Крепости» и «Либерейторы» защищали отличные истребители «Тандерболт» и «Мустанг» в большом количестве. С этого времени потери истребительных эскадр ПВО рейха стали увеличиваться. Асов становилось все меньше, а заменить их было некем уровень подготовки молодых пилотов по сравнению с началом войны был удручающе низким. Этот факт не мог не обнадеживать союзников. И тем не менее им становилось все сложнее доказывать целесообразность своих «стратегических» бомбардировок: в 1944 году валовой выпуск промышленной продукции в Германии неуклонно увеличивался. Нужен был новый подход. И его нашли: командующий стратегической авиацией США генерал Карл Спаатс предложил сосредоточиться на уничтожении заводов синтетического горючего, а главный маршал английской авиации Теддер настаивал на разрушении германских железных дорог. Он доказывал, что бомбардировка транспорта это самая реальная возможность быстро дезорганизовать противника.

В итоге было решено в первую очередь бомбить транспортную систему, а во вторую заводы по производству горючего. С апреля 1944 года бомбардировки союзников действительно ненадолго стали стратегическими. И на их фоне трагедия в небольшом городке Эссене, расположенном в Восточной Фризии, прошла незамеченной. В последний день сентября 1944 года из-за плохой погоды американские самолеты не смогли добраться до одного военного завода. На обратном пути сквозь разрыв в облаках летчики увидели маленький город и, чтобы не возвращаться домой с полной нагрузкой, решили освободиться от нее. Бомбы попали точно в школу, похоронив под руинами 120 детей. Это была половина детей в городе. Маленький эпизод большой воздушной войны К концу 1944 года железнодорожный транспорт Германии был практически парализован. Производство синтетического горючего упало с 316 тыс. тонн в мае 1944-го до 17 тыс. тонн в сентябре. В результате топлива не хватало ни авиации, ни танковым дивизиям. Отчаянное немецкое контрнаступление в Арденнах в декабре того же года захлебнулось во многом из-за того, что им не удалось захватить топливные запасы союзников. Немецкие танки просто встали.

Статьи

  • Организация и подготовка кадров ВВС Германии. НИИ ВВС КА. 1944 г.
  • Сравнение боекомплектов самолетов
  • Торпедоносцы СССР и Германии
  • Липецкая секретная авиашкола
  • Сравнение истребителей Второй мировой
  • Накануне войны
  • Восточная кампания. Прелюдия и подготовка.
  • Самолеты Люфтваффе в НИИ ВВС
  • Хейнкель He-100 для СССР
  • Do 217M в НИИ ВВС
  • Me 109F-2 в НИИ ВВС
  • Me 109G-2 в НИИ ВВС
  • Немецкие самолеты. НИИ ВВС КА. 1944 г.
  • Общее описание Ме-109 Е3. И.В. Щепетков. Издательство БНТ НКАП. 1941 г.
  • Три мифа о мессере. Александр Павлов
  • Ме-109 — плохой продукт
  • FW 190D-9 в НИИ ВВС
  • FW 200C-3 в НИИ ВВС
  • He 111H-11 в НИИ ВВС
  • He-162A-2 на испытаниях в ЛИИ
  • Отчет о испытаниях Ме-410 — в НИИ ВВС.
  • Me 163 на испытаниях в ЛИИ
  • Me 262A-1 в НИИ ВВС
  • Ме-262 — в НИИ ВВС
  • «Grunherz» JG54 на Востоке Европы /Валерий Дымич/
  • Не-177. Боевое применение
  • Ме-262 против «летающих крепостей». /Кайюс Беккер/
  • Ме-262 — боевое применение
  • Ju-87 на Восточном фронте
  • Ju-88. Оценка британскими специалистами
  • Советские прототипы Ju 287
  • Вертолёт Fl 282 «Колибри» Антона Флетнера

Немецкие военно-воздушные силы — Люфтваффе — можно сравнить с мифической силой Феникс, погибшей в огне и возрожденной из пепла. После поражения в
Первой мировой войне странам Антанты были выданы для уничтожения 5000 вполне боеспособных немецких самолетов.
Германский императорский военно-воздушный флот перестал существовать и в будущем Германии запрещалось иметь военную авиацию.

И все же возрождение немецкой авиации началось сразу после ее гибели. Прежде всего, Германии удалось сохранить авиационную промышленность.
Некоторым фирмам, таким как «Юнкерс», «Хейнкель» и «Дорнье», удалось выжить благодаря заказам на авиатехнику из Советского Союза.

Постепенно налаживалась и подготовка летных кадров. В деле боевой подготовки летчиков существенную помощь Германии оказал Советский Союз, предоставивший в 1925 году аэродром в районе Липецка для создания немецкой авиашколы. За восемь лет существования этой авиашколы здесь было обучено, или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей.

К 1 марта 1935 года, когда Гитлер решил объявил о создании военно-воздушных сил Германии — Люфтваффе, основные структуры этой машины уже существовали.

Руководителем Люфтваффе был генерал-фельдмаршал, а затем рейхсмаршал авиации Герман Геринг.

Адольф Галланд, командующий истребительной авиацией люфтваффе 1941-1945г.г.

По немецким данным к началу Второй мировой войны в сентябре 1939 года Люфтваффе имело 4333 самолета, из них 1235 бомбардировщиков, 340 пикирующих бомбардировщиков и 790 истребителей.

Немецкой авиационной промышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113515 самолетов всех типов, из них 18235 бомбардировщиков, 53729 истребителей, 12359 штурмовиков, 11546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров.

Если учесть, что этим 113515 самолетам противостояли примерно 582000 самолетов, произведенных в Советском Союзе, Великобритании и США (297199 самолетов), то получится соотношение примерно 1:5, которое в некоторых сражениях, например при высадке союзных войск в Нормандии, увеличилось до 1:26.

В течение лета 1944 года люфтваффе в среднем теряло 300 самолетов в неделю. Немецкие цифры говорят о сокрушительных потерях: 31 000 человек летного состава с июня 1941 года до июня 1944 года. А за следующие пять месяцев, с июня по октябрь, эта цифра выросла на 13000, в общем до 44000 летчиков!

К концу войны немецкие самолеты появлялись в небе весьма редко.

Немецкий ас и советские мастера воздушного боя

В чём же секрет поразительных успехов этого немецкого аса? Разумеется, одной из главных его составляющих является необычайная смелость, но этого мало. Из воспоминаний самого Баркхорна, а также других летчиков Люфтваффе, участвовавших вместе с ним в воздушных сражениях, известно, что его излюбленной тактикой были внезапные атаки, при которых он пикировал на врага со стороны солнца или неожиданно заходил снизу с хвоста самолёта. Но, кроме того, в его арсенале были и все приёмы классического воздушного боя с использованием всего многообразия его элементов.

Являясь профессионалом высочайшего класса, Герхард Баркхорн в своих воспоминаниях нередко восхищается мастерством многих советских лётчиков, оставшихся для него безымянными, но запомнившихся ему по воздушным боям, в которых их свела фронтовая судьба. В качестве примера он приводит эпизод, когда однажды был атакован русским истребителем.

Тот памятный бой продолжался не менее часа, но не принёс победу ни одной из сторон. Оба пилота, демонстрируя фигуры высшего пилотажа, пытались уничтожить друг друга пулемётным огнём и не достигли успеха. Воздушная схватка окончилась вничью, поскольку уровень мастерства обоих лётчиков оказался равным, и при этом чрезвычайно высоким. Пройдёт много лет, и этот бой Баркхорн подробно опишет в книге своих воспоминаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: