Краткая история вертолётной техники

Герб и девиз

В герб отдела аэромобильных операций изображает летящую черную орел, подняв крылья вверх, держа в когтях меч на серебристый. Под орлом показана красная стрелка. Серебро символизирует самоотверженность и силу орла, отвагу и храбрость. Поднятые вверх крылья орла, несколько необычные для геральдика, представляют собой стремление к новой власти. Меч означает ударную способность и глубину проникновения. Красная стрелка показывает третье измерение, глубину пространства и динамику разделения. Серебряный шнурок в обрамлении показывает статус подразделения. В бордовый цветной шов соответствует традиционному берет цвет Армейский авиационный корпус и воздушно-десантные войска.

Девиз дивизии был тот же, что и Немецкий армейский авиационный корпус ‘: Nach vorn! что переводится как «Вперед!» или «На фронт!».

На защите новой России

Еще в конце 1980-х годов правительством СССР был взят курс на сокращение вооружения, а распад Союза привел к практически полной остановке производства военной авиатехники. Большинство предприятий лишились государственных заказов и выживали, как могли: переходили на гражданскую продукцию, отправляли технику на экспорт. Одновременно с этим сокращался состав ВВС. 

Однако государство, как и раньше, нуждалось в защите границ, в мощной и современной авиации. С наступлением 2000-х годов начинаются обратные процессы − кропотливое восстановление войск и оборонно-промышленного комплекса. В 2006 году указом президента создается Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в состав которой входят практически все авиазаводы страны. Ее задачей обозначается восстановление российского авиапрома. В 2007 году вертолетные предприятия страны объединяются в холдинг «Вертолеты России» в составе Госкорпорации Ростех. С 2004 по 2009 год объем финансирования отрасли увеличивается в 20 раз. В 2009 году объем закупок авиатехники Министерством обороны РФ приблизился к показателям времен Советского Союза. 

Техническое перевооружение ВВС началось с поступления в войска истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. На смену устаревшей технике поступают новые модификации и современные самолеты и вертолеты: многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, модификации истребителя-перехватчика МиГ-31, транспортник нового поколения Ил-76МД-90А, модификации вертолета Ми-8, многоцелевой вертолет Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52. В 2010 году впервые в небо поднимается ПАК ФА, будущий истребитель пятого поколения Су-57. 

В 2020 году ОАК была интегрирована в Госкорпорацию Ростех. Кроме ОАК и «Вертолетов России» активное участие в реализации авиационной части гособоронзаказа принимают Объединенная двигателестроительная корпорация − поставщик силовых установок и другие холдинги и предприятия в контуре управления Ростеха. 

В 2015 году ВВС включаются в Воздушно-космические силы РФ. Сегодня в состав ВВС входит дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. По численности авиапарка и личного состава ВВС России занимают второе место в мире после ВВС США. Современная военная авиация России охраняет границы Родины, защищая ее целостность, выполняет боевые задачи в горячих точках, участвует в учениях и ликвидации природных катастроф. Российский авиапром развивает новые военные направления, например беспилотную технику, продолжается обновление и модернизация авиапарка ВВС.    

«А воз и ныне там!»

Оно и понятно: откуда вертолеты — оттуда и методика ведения боя, ведь для современной тактики требуются и современные вертолеты, проекты которых руководители холдинга «Вертолеты России» цинично заморажиают, подменяя их бесполезными модернизациями допотопных «Ми». Истребители давно летают на сверхзвуковых скоростях, а ракеты – уже гиперзвуковые и только наши вертолеты правительство усиленно сдерживает в скоростных рамках ~300к/ч. Сегодняшнее состояние боевой вертолетной техники мне чем-то напоминает потешные полки царевича Петра. Больше того: под красивым предлогам «оптимизации» фактически уничтожено лучшее в мире вертолетное КБ Камов!

А далее: очередной «технологический прорыв», но в этот раз– серьезный:

Журналы и бланки

Автодороги, дорожное хозяйствоАЗС и АЗГСАптекиАрхивыАттракционыБанкиБассейныБухгалтерияГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМГеодезия, геологияГостиницы, общежития, хостелыГрузоподъемные механизмыДелопроизводствоДокументы, относящиеся к нескольким отраслямДрагметаллыЖКХЖурналы для медицинских учрежденийЖурналы для образовательных учрежденийЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовЖурналы и бланки для армии, вооруженных силЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКадровая работа: Журналы, бланки, формыКанатные дороги, фуникулерыКладбищаКомплекты документов и журналовКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоЛифтыМетрологияМЧСНефтебазыНефтепромысел, нефтепроводыОбложки для журналов и удостоверенийОхрана труда и техника безопасностиПожарная безопасностьПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиПромышленностьПсихологияРаботы с повышенной опасностьюРегулирование алкогольного рынкаСамокопирующиеся бланкиСвязьСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоТепловые энергоустановки, котельныеТранспортТуризмУчреждения культуры, библиотеки, музеиШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияЭксплуатация зданий и сооруженийЭлектроустановкиЭнергетика

Истребители

Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2018 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2020 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».

История возникновения Ми-8

Дата «рождения» Ми-8 – 20 февраля 1958 года. В этот день Совет министров принял постановление по опытному строительству среднего вертолета, именуемого тогда «В-8». Глава КБ, Михаил Миль, планировал использовать опыт, накопленный при создании тяжелого вертолета Ми-6, создав замену среднему Ми-4.

В те годы и американские фирмы отказывались от поршневых моторов, заменяя их газотурбинными. Силовой установкой многих поршневых вертолетов (и Ми-4 в том числе) обычно служили громоздкие звездообразные моторы, занимавшие всю носовую часть фюзеляжа. Такое размещение вынуждало выносить пилотскую кабину наверх, а пространство грузовой кабины занимать приводными валами.

В-8 изначально проектировался, как многоцелевой – заказчиками выступали и ВВС, и «Аэрофлот».

Рассматривались пассажирское, военно-транспортное и вооруженное исполнения.

Первый В-8, взлетевший летом 1961 года, были именно пассажирским, с комфортабельным салоном на 18 человек. Правда, прототип был одномоторным. Разработка двухмоторного В-8А стартовала позже и полетел он только в 1962 году.

Следующими опытными машинами стали военный транспорт для 20 десантников, оснащенный установкой для крупнокалиберного пулемета, и вертолет для правительственных перевозок. Пятый прототип стал эталонным образцом, и в 1965 году началось серийное производство Ми-8.

Современные военные вертолеты

Отказ от стратегии «большой войны» привел к тому, что для ударных вертолетов задача борьбы с танками перестала быть первостепенной. С другой стороны, опыт локальных конфликтов в очередной раз показал значимость и универсальность боевых «вертушек». В результате их разработкой занялись многие страны.

Во второй половине 1970-х гг. в СССР объявили конкурс на создание боевого вертолета нового поколения. Ка-50 – вертолет, представленный КБ им.  Н.И. Камова, по настоянию военных был сделан одноместным. Генералы считали, что автоматизация позволит летчику выполнять боевые задачи в одиночку, а с одноместной кабиной машина станет легче. КБ им. М.Л. Миля выдвинуло проект двухместного Ми-28, у которого в отличие от его предшественника Ми-24 не было транспортно-десантного отсека.

После проведения сравнительных испытаний в 1995 г. на вооружение приняли Ка-50. Но доработка милевского вертолета продолжилась, и в 2013 г. ВВС РФ получили Ми-28Н «Ночной охотник» – версию, способную воевать в темное время суток. А вот эксплуатация Ка-50 показала, что один летчик все же не сможет воевать эффективно. Пришлось создавать двухместную версию – Ка-52 «Аллигатор». Сейчас на вооружении Российской армии состоят оба этих вертолета.

Ка-50 («Черная
акула»). 1995 г.

Ка-52 «Аллигатор».
2008 г.

Ми-28Н
(«Ночной
охотник» ).
2013 г.

В 1996 г. на замену устаревающему ударному вертолету АН-1 «Кобра» и вертолетам-разведчикам пришел RAH-66 «Команч» (reconnaissance attack helicopter – «разведывательно-ударный вертолет») – машина футуристических форм, использовавшая технологии «стелс». Предполагалось, что армия США закупит 1300 таких вертолетов. Однако воздушной разведкой стали заниматься беспилотные летательные аппараты, а с задачами противопартизанских войн вполне справлялась более дешевая «Кобра». В 2004 г. разработку оставшегося «не у дел» «Команча» прекратили, хотя его технологии могут использоваться в будущем.

RAH-66 «Команч». США. 1996 г.

Производство ударных вертолетов не долго оставалось «эксклюзивом» СССР / России и США – ими занялись и другие страны. Европа стремится к «технической независимости» от США, поэтому франко-немецкий концерн «Еврокоптер» создал «Тайгер» («Тигр»), а британцы с итальянцами совместно разработали вертолет А-129 «Мангуста». Неплохие ударные вертолеты разработаны в Китае и ЮАР, созданием такой машины занимаются также в Индии.

«Еврокоптер Тайгер».
Франция–Германия.
2002 г.

А-129 «Мангуста».
Италия,
Великобритания.
1990 г.

В 2005 г. в США был принят на вооружение первый в истории авиации серийный конвертоплан V-22 «Оспри». Этот летательный аппарат сочетает достоинства вертолета и самолета: он может взлетать и садиться вертикально, но в полете его винты создают тягу «по горизонтали», поэтому конвертоплан летит быстрее и тратит меньше топлива, чем вертолет, – хотя и уступает по скорости и экономичности самолету.

Самое сложное для любого конвертоплана – переход от режима висения (на взлете и посадке) к режиму горизонтального полета и обратно. Из-за этого доводка «Оспри» шла долго и трудно, несколько машин было потеряно в авариях и катастрофах. Сложность конструкции привела к тому, что цена «Оспри» превысила 100 млн долл. Споры о том, нужны ли военным конвертопланы, не утихают до сих пор.

Конвертоплан V-22 «Оспри». США. 2003 г

Поделиться ссылкой

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2018 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.

Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.

Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2018 года армия получила не менее 110 вертолетов.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Вертолет враг танка

Анализ хода военных действий во Вьетнаме способствовал осознанию роли вертолетов и Генеральными штабами других государств, в первую очередь стран НАТО. Почти все они выделили эти машины в самостоятельный род сухопутных войск армейскую авиацию и увеличили их численность в несколько раз.

В те годы верный союзник американцев Израиль вел непрекращающуюся борьбу с арабскими странами, не желавшими мириться с существованием еврейского государства. Несмотря на всевозможные эмбарго, Моше Даян закупил некоторое количество американских («Сикорский S-55», S-58, «Белл-205» и другие) и французских (SA-321 Super Frelon, SE-318 Allouette-2) вертолетов. Они весьма пригодились в июне 1967 года во время знаменитой «шестидневной» войны. Условия ведения боевых действий в Синайской пустыне сильно отличались от индокитайских джунглей израильским вертолетчикам противостояли не партизанские отряды, а до зубов вооруженные и численно превосходящие регулярные части. Однако умело используемые винтокрылые машины со звездой Давида на борту подтвердили свою исключительную эффективность в общевойсковых операциях против пехоты. Участь войны решил ночной вертолетный десант Ариэля Шарона, высаженный прямо «на голову» египетским артиллеристам, защищавшим подступы к Суэцкому каналу по периметру Абу-Агейды. Помимо тактических десантов израильские вертолеты использовались для снабжения наступающих частей боеприпасами, горючим, продовольствием, разведки целей, эвакуации раненых и радиоперехвата.

Столь же успешно действовали израильтяне и в последовавшей затем «войне на истощение». В историю вошел знаменитый десант 26 декабря 1969 года, когда спецназовцы захватили и вывезли на вертолетах S-65 из глубокого египетского тыла секретную советскую станцию ПВО.

Именно в арабо-израильском конфликте 6070-х годов прошла апробацию и одобрение тактика ведения боевых действий на предельно малых высотах. Эффективность вертолетов побудила израильский Генштаб увеличить закупки винтокрылых машин, и ко времени «Войны Судного дня» 1973 года ВВС Израиля насчитывали в строю около сотни новейших американских и французских вертолетов. На них, помимо традиционных задач, возлагались принципиально новые: борьба с танками, огневая поддержка сухопутных войск и впервые радиоэлектронная борьба.

В октябре 1973 года в истории боевых вертолетов произошло важное событие: 18 израильских машин за один вылет уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом ни одной. Теперь «вертушка» была однозначно признана главным врагом танка

Немалым количеством вертолетов обладали и вооруженные силы противников Израиля. Однако до их использования в качестве ударного боевого средства дело не дошло. Полученные из СССР Ми-4, Ми-6 и Ми-8 преимущественно применялись для высадки воздушных десантов, снабжения войск и эвакуации сбитых летчиков. Милевские «четверки», а затем и «восьмерки» успешно работали в качестве транспортно-десантных средств и в индо-пакистанских пограничных инцидентах.

Боевые действия во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в Индостане продемонстрировали высокую надежность винтокрылых машин различного назначения. Эти масштабные маневры также подтвердили необходимость увеличить количество вертолетов в ВВС СССР, что, собственно, и было сделано: в начале 70-х годов заводы, ранее занимавшиеся строительством традиционной самолетной техники, стали выпускать вертолеты. В это же время в нашей стране, как и за рубежом, началась разработка специализированных боевых машин, а военные приступили к формированию первых аэромобильных частей и соединений десантно-штурмовых батальонов и бригад. Однако оценить вертолет по-настоящему советские полководцы смогли только в небе над Афганистаном.

Вадим Михеев, доктор исторических, кандидат технических наук

Подготовка кадров в военно-учебных заведениях

Возникновение качественно нового вида авиационной техники -вертолётов потребовало организации системы подготовки лётных кадров для её эксплуатации, в том числе в виде военно-учебных заведений.

Система военных учебных заведений, готовивших лётные кадры для военной вертолётной авиации формировалась постепенно. История становления системы подготовки кадров для военной вертолётной авиации начинается с 26-й отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи ВВС. В эскадрилью отбирались опытные летчики-истребители и штурмовики из состава боевых авиационных полков и инструкторов летных авиационных училищ. Командиром эскадрильи был назначен Герой Советского Союза подполковник Иван Васильевич Маслов. Для организации учебной работы от Главного штаба ВВС в эскадрилью был командирован летчик-инспектор Борис Иванович Фадеев. В качестве летчика-инструктора ОКБ

И. П. Братухина направило в эскадрилью своего летчика-испытателя Константина Ивановича Пономарева. В Серпуховскую учебную эскадрилью было передано несколько вертолетов Г-3 конструкции Братухина. Учитывая печальный опыт его государственных испытаний, на эти вертолеты в целях безопасности полета были наложены ограничения: высота полета не более 10 метров, скорость полета не более 30 км/ч. Эти вертолеты предназначались, в основном, для отработки летчиками вертикальных взлетов и посадок, висения разворотами и перехода от висения к горизонтальному полету с малой скоростью, то есть, для отработки тех элементов техники пилотирования, которые присущи только вертолетам и для летчиков-самолетчиков представляют собой непривычные, принципиально новые элементы пилотирования. Для поддержания самолетных навыков у летчиков в эскадрилью было передано несколько самолетов ПО-2.

В 1953 году подготовка лётчика на качественно новый тип летательного аппарата — вертолёт было поручено Пугачёвскому авиационному училищу. Оно было реорганизовано в 160-е военное авиационное училище лётчиков в составе трёх учебных авиаполков.111

В одном из них курсанты проходили первоначальное обучение на самолётах Як-18, а в двух других училищах летали на вертолёте Ми-4. Позже от обучения на самолётах Як-18 отказались и после теоретической подготовки курсанты сразу же переходили к полетам на вертолётах. Освоение новой материальной части осуществлялось лётно-техническим составом в несколько этапов. На первом этапе две группы лётчиков и техников были направлены в города Саратов и Молотов для изучения конструкции и правил эксплуатации вертолёта на заводах, где было налажено производство этих летательных аппаратов. На втором этапе — с помощью вернувшихся с заводов офицеров было организовано изучение материальной части с остальным постоянным составом непосредственно в училище. Освоение техники пилотирования вертолётов также осуществлялось в два этапа. В начале часть лётного состава переучивалась на новую авиационную технику в учебных центрах Тёплый Стан и Торжок. Другая часть лётчиков переучивалась на месте: в мае 1953 года в училище для этого прибыл лётчик-испытатель Генерального конструктора НИИ ВВС подполковник Г.А. Тиняков и ввёл в строй первых четырёх офицеров-лётчиков, а они, в свою очередь, после освоения самостоятельных полётов на Ми-4, — приступили к переучиванию остального лётно-инструкторского состава. Благодаря этому уже к концу 1953 года на вертолёте летало 58 лётчиков-инструкторов, сразу включившихся в работу по обучению курсантов.112

С 18 мая 1953 года в училище было начато экспериментальное обучение курсантов на вертолёте Ми-4 (22 человека), а уже в ноябре 1954 года был произведён первый выпуск лётчиков на вертолёте Ми-4 в количестве 77 человек.113 В последующем училище осваивало подготовку лётных кадров на всё новые типы вертолётов: С 1957 года — на Ми-1, с 1967 года — на Ми-8, с 1971 года — на Ми-2, с 1980 года — на Ми-24, с 1986 года — на Ка-27.114

В 1960 году училище было перебазировано из города Пугачёв в город Сызрань, где функционирует и поныне.

Сегодня Сызранское ВВАУЛ является уникальным военным учебным заведением. Специалистов для Вооруженных Сил и других силовых структур Российской Федерации такого профиля как здесь, не готовят больше нигде. В 1999 году в состав института вошло Кировское военное авиационно-техническое училище (технический факультет). Обучение и летная практика курсантов проходят в городах Сызрани, Кирове, Саратове, Пугачеве, расположенных на территории трех областей, — Самарской, Саратовской и Кировской.

Преимущества и недостатки

Главным достоинством является способность совершать взлёт и посадку по вертикали — вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта.
Также их манёвренность: вертолёты способны к зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд».
Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы.

Основной недостаток присущий всей винтокрылой технике — не очень высокая (ме́ньшая максимальная) скорость полёта и повышенный (по сравнению с самолётами) расход горючего (высокий удельный расход топлива и, как следствие — более высокую стоимость полёта в расчёте на пассажирокилометр или единицу массы перевозимого груза).
К недостаткам вертолётов (по сравнению с самолётами) можно отнести и сложность в управлении.
У вертолётов с реактивным приводом несущего винта резко усложняется посадка на авторотации (при отключении двигателей большое лобовое сопротивление гондол двигателей быстро тормозит несущий винт), также высокий шум и большая заметность (от факелов двигателей) и крайне высокий и неэффективный расход топлива.

Послевоенные годы и золотая эпоха авиации

Развитие ВВС в послевоенные годы проходило под знаком холодной войны. В это время было создано большое количество новой техники, сформировались принципиально новые подходы к ее разработке, появились новые направления. Первые послевоенные годы ознаменовались переходом от поршневой к реактивной авиации. В 1946 году создаются первые реактивные самолеты − истребители МиГ-9 и Як-15. За ними следует целый ряд новой реактивной техники − истребители МиГ-15, Ла-15, Як-23, бомбардировщики Ил-28, Ту-14. Вырастает количество авиационных КБ и НИИ, и в целом увеличивается доля научной составляющей в авиастроении. 

С появлением первых ядерных бомб ставится задача по созданию тяжелых бомбардировщиков, выпускаются такие стратегические и дальние бомбардировщики, как М-4/3М, Ту-95, Ту-16. В начале 1950-х годов появляются первые серийные вертолеты для военных целей. После завершения войны многие заводы переориентируются на гражданскую технику, причем нередко пассажирские самолеты разрабатываются на основе военных. 

В период правления Н.С. Хрущева упор делается на развитие ракетного вооружения, что приводит к сокращению производства бомбардировщиков. Многие авиационные КБ и заводы переводятся на ракетную тематику, что не могло не сказаться на новых разработках в авиации. Тем не менее в 1950-е годы создается целый ряд самолетов нового поколения: МиГ-21, Су-7, Су-9, Як-28.     

Фото: wikimedia.org

1960-е годы ознаменовались появлением большого количества принципиально новой техники: самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38, истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, гигант Ан-22 «Антей», самолеты-амфибии ОКБ Г.М. Бериева. Основу советских военно-воздушных сил и ВВС стран восточного блока тогда составляли истребители-бомбардировщики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.

1970-80-е годы принято считать золотой эпохой в истории отечественной авиации. В это время создаются военные самолеты и вертолеты, которые до сих пор применяются во многих странах. Продолжая удерживать паритет между войсками НАТО и военными силами стран − участниц Варшавского договора, Советский Союз создает новые поколения военной авиатехники: бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и его модификации, истребители МиГ-31, МиГ-29, Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160, сверхтяжелый транспортник Ан-124. В эти годы СССР производит больше военных самолетов, чем США, Великобритания и Франция, вместе взятые.

На передовой

В период с 1997 по 2016 год число стран, эксплуатирующих боевые вертолёты, увеличилось, как и количество их видов в производстве. Однако флот боевых вертолётов сократился почти на треть. Это связано с постепенным выводом из эксплуатации вертолётов Ми-24 и AH-1.

По данным Международного института стратегических исследований (IISS), в 1997 году 42 страны имели на вооружении 4800 ударных вертолётов, а в 2016 году у 78 государств было в общей сложности 3100 машин подобного типа.

  • Вертолёт Ка-52 «Аллигатор» во время боевой операции в окрестностях освобождённого от боевиков города Эль-Карьятейн
  • РИА Новости

Разведывательно-ударный вертолёт Ка-52 стал заменой Ка-50 «Чёрная акула», являясь, по сути, его модернизированной двухместной версией. Данная машина предназначена для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолётов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.

«Аллигатор» снабжён устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия, самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. На Ка-52 установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500, обеспечивающих возможность полётов на высотах свыше 5000 м.

Недостаток финансирования в 1990-е годы негативно сказался на вертолётной отрасли. Парк армейской авиации состоял преимущественно из устаревших Ми-24 и требовал обновления. В качестве замены Ми-24 и ответа США на создание ударного AH-64 Apache в России был разработан вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник».

Также по теме


Учебно-боевые «Ночные охотники» готовы поступить на вооружение ВКС России

Предприятие «Роствертол» изготовило вертолёты Ми-28УБ с двойным управлением для Министерства обороны. Машины, разработанные для ВКС…

В 2009 году Ми-28Н был принят на вооружение в качестве нового основного боевого вертолёта. Машина оснащена современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и необычайно манёвренна (в частности, способна выполнять целый ряд фигур высшего пилотажа).

Ещё одно достоинство Ми-28Н заключается в высокой живучести, которая обеспечивает не менее высокий уровень безопасности экипажа. Ми-28Н вооружён ракетами класса «воздух — воздух», комплексами управляемых и неуправляемых ракет, 30-мм пушкой 2А42. На вертолёте предусмотрены четыре точки подвески вооружений.

Одним из самых популярных российских вертолётов за рубежом остаётся многоцелевой Ми-8. Вертолёт претерпел множество модификаций и до сих пор является надёжной многофункциональной машиной.

Вертолёты Ми-8МТВ-5/Ми-17В-5 и Ми-8АМТШ/Ми-171Ш предназначены для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут использоваться для спасательных операций, а также нести вооружение.

дальнейшее чтение

  • Гарбен, Фриц (2005), Deutsche Heeresflieger: nationale und internationale Rettungs-, Hilfs- und UN-Einsätze, Lemwerder: Stedinger-Verlag, ISBN  3-927697-41-9
  • Гарбен, Фриц (2006), Fünf Jahrzehnte Heeresflieger: Typen, Taktik und Geschichte, Lemwerder: Stedinger-Verlag, ISBN  3-927697-45-1
  • Хубачек, Герхард (2003), Das Heer im Einsatz, Франкфурт-на-Майне: Report-Verlag, ISBN  3-932385-12-8
  • Хубачек, Герхард (2006), 50 Jahre Heer. Der Soldat und seine Ausrüstung, Зульбах: Report-Verlag, ISBN  3-932385-21-7
  • Шульц, Лотар (2003), Die Zukunft шляпа бегоннен. Neues Heeresamt und Logistikzentrum Heer, Бонн: Report-Verlag

Двухступенчатый центробежный компрессор

Создание двухступенчатого центробежного компрессора (ЦБК) для ТВГТД/ТВД является важнейшей задачей и в отечественной практике проводится впервые, хотя в западных двигателях подобные компрессоры применяются уже несколько десятилетий. Для сравнения: типовой осецентробежный компрессор состоит приблизительно из 600 деталей. Число деталей в двухступенчатом ЦБК двигателя T800 компании LHTEC (совместное предприятие компаний Rolls-Royce и Honeywell) — всего 20.

Кроме уменьшения числа деталей и связанного с этим снижения стоимости изготовления, среди преимуществ применения ЦБК в сравнении с осевым компрессором можно назвать исключение регулируемых элементов проточной части (упрощение системы управления), повышение стойкости к эрозионному износу и повреждению посторонними предметами, повышение устойчивости к неравномерности потока на входе, снижение момента инерции ротора.

В ЦИАМ в рамках создания НТЗ разработан и изготавливается стендовый вариант высоконапорного двухступенчатого ЦБК с расчетной степенью повышения давления 16 для перспективных ТВГТД мощностью 1500-4000 л.с., в ближайшем будущем на специализированном стенде ЦИАМ УК-1 будут проведены его испытания.

Что представляет собой и какую помощь можно получить

Он состоит из нескольких основных блоков:

  • энергетический,
  • санитарно-гигиенический,
  • жилой для персонала и медицинский.

Последний включает в себя следующие блоки:

  • реанимацию,
  • хирургию,
  • диагностическую зону и новейшее оборудование (УЗИ, ЭКГ, рентген, свою лабораторию).

Оказать помощь в сутки такой госпиталь способен более 100 пострадавшим. Единовременно госпитализировать возможно около 50 человек. Если существует необходимость, то существует возможность организации дополнительного блока интенсивной терапии еще на 10 койко-мест.

Все блоки быстровозводимые, и имеют пневмокаркасную конструкцию, покрытую резиной и негорючим специальным полотном – кевларом. Данный материал ценен тем, что способен выдерживать достаточно широкий диапазон температур (−50 до +50), обладает огнестойкостью. Это позволяет работать в различных климатических условиях. Он легко складывается и, несмотря на тяжесть, занимает немного места.

Аэромобильный госпиталь благодаря электрическим и водонагревательным генераторам способен работать круглосуточно, и в абсолютно автономном режиме на протяжении 2 недель. Для ЧС существуют и резервные сооружения.

В разработке самолетных модулей для воздушной медицинской эвакуации тяжелобольных принимали участие медики. Изначально было создано всего 5 таких модулей, рассчитанных на 20 человек, позже добавили еще 5. Все они, по оснащенности, не уступают полноценному реанимационному отделению. Размещать их можно в любом самолете или вертолете типа Ил-76.

В Центроспасе также создаются специальные кувезы (искусственные инкубаторы) для перевозки слабых, недоношенных новорожденных, а также младенцев с различными врожденными пороками развития.

Кроме того, существуют изоляционные модули. Они необходимы в случаи возникновения биологической опасности. Зараженного человека помещают в такой модуль, и таким образом предотвращают дальнейшее распространение опасной инфекции.

Госпиталь аэромобильный (инфографика)

Двухместный вертолет Афалина

Процесс создания доступного сверхлегкого вертолета давно занимает умы не одного десятка конструкторов, мир видел уже множество моделей, однако в России такой вертолет в диковинку, ведь еще каких то 30 лет назад о личном вертолете в нашей стране мог рассуждать разве что сумасшедший человек. Но времена меняются и на подобные машины появился спрос, а спрос как известно всегда рождает предложение.

Вертолет Афалина разрабатывается с 2010 и в этом году планируется запустить серийное производство машин. Основная же идея — сделать вертолет максимально дешевым и доступным. Разработкой Афалины занимает компания ХелиВэйл, базирующаяся в Екатеринбурге. Она уже собирает по лицензии похожие вертолеты, которые стоят порядка 6 млн рублей. Запуск нового серийного производства сможет серьезно удешевить новые машины и сделать их максимально доступными.

Читайте Новые электровозы России

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: